-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в SPACELilium

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 13.07.2011
«аписей: 22762
 омментариев: 6815
Ќаписано: 42485


«олота€ баба. “айны —еверного ”рала.

—реда, 01 Ќо€бр€ 2017 г. 21:10 + в цитатник

 

¬ самой сердцевине гор —еверного ”рала есть таинственное место – хребет ћань-ѕупу-Ќер. √орой ћалых Ѕогов называют его кочующие здесь оленеводы народности манси. » это название неслучайно. Ќа ровной поверхности хребта возвышаютс€ семь причудливых каменных фигур. ќдна напоминает окаменевшую женщину, друга€ – льва, треть€ – умудренного старца с подн€той рукой.

—емь застывших великанов

“уристы из разных городов –оссии спешат повидать знаменитых печорских «болванов» и торопливо проход€т мимо одиноко сто€щей высокой конической вершины горы  ойп. ѕо-вогульски  ойп – это барабан. ќдна из легенд народа манси св€зывает эту вершину с ее знаменитыми сосед€ми. Ќекогда семь великанов-самоедов шли через горы в —ибирь, чтобы уничтожить вогульский народ.  огда они подн€лись на хребет ћань-ѕупу-Ќер, их вожак-шаман увидел перед собой св€щенную гору вогулов ялпинг-нер. ¬ ужасе бросил шаман свой барабан, который превратилс€ в гору  ойп, а сам он и его спутники застыли в страхе и стали каменными болванами.

Ќо существует и друга€ легенда, которую можно услышать тоже от манси, но гораздо реже.  онической горой выгл€дит  ойп со стороны каменных болванов. Ќо если посмотреть на нее с небольшого безым€нного хребта, расположенного к западу, то отчетливо увидишь лежащую на спине женщину с резкими чертами лица. Ёто окаменевша€ шаманша, наказанна€ за попытку оскорбить одного из древнейших идолов, когда-то почитаемого всеми народами севера – «олотую бабу.  огда золотой идол перебиралс€ через каменный по€с ”ральских гор, шаманша, считавша€ себ€ его хоз€йкой, захотела задержать «олотую бабу. —трашным голосом закричал идол, и умерло от страха все живое на много верст кругом, а самонаде€нна€ шаманша упала навзничь и обратилась в камень.

ќ криках, которые издает «олота€ баба, свидетельствуют не только легенды манси, но и воспоминани€ иностранцев, побывавших на –уси. ¬от, например, что писал италь€нец јлександр √ваньини в 1578 году: «–ассказывают даже, что в горах по соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев наподобие трубного».

„то же это за золотой идол, по€вление которого сопровождаетс€ страшным криком и ревом? ќткуда он по€вилс€ и куда исчез?

¬елика€ Ѕиарми€

¬ –оссии древнейшим письменным упоминанием о ней €вл€етс€ Ќовгородска€ летопись 1538 года. ¬ летописи говоритс€ о миссионерской де€тельности —тефана ѕермского. —тефан ходил по ѕермской земле, разрушал древние св€тилища и ставил на их месте христианские храмы. ¬ летописи сказано, что се€л —тефан в ѕермской земле веру ’ристову среди народов, которые прежде поклон€лись звер€м, деревь€м, воде, огню и «олотой бабе.

Ќо предани€ о «олотой бабе, скрывающейс€ где-то на —евере, по€вились очень давно. ќни св€заны с легендарной, обширной страной, раскинувшейс€ в IX-’II веках в лесах, покрывающих долины —еверной ƒвины, ¬ычегды и верховь€  амы. Ќа –уси ее звали ѕермью ¬еликой, в скандинавских сагах могущественным государством Ѕиармией или Ѕиармалэндией. Ќасел€вшие ее народы поклон€лись огромному золотому идолу – «олотой бабе. ≈е св€тилище, находившеес€ по скандинавским сагам где-то неподалеку от усть€ —еверной ƒвины, днем и ночью охран€ли шесть шаманов. ћного сокровищ было накоплено служител€ми идола, носившего в сагах им€ ёмала. Ѕогата была ѕермь ¬елика€ шкурами ценных пушных зверей. Ќе скуп€сь, платили за них купцы из лежащей в низовь€х ¬олги ’азарии и викинги из далекой —кандинавии.

Ќа старинных картах ћосковии близ усть€ ќби часто встречаетс€ надпись ««олота€ Ѕаба». »ногда надпись сопровождает рисунок прекрасной женщины. ≈й поклон€лись обитатели —евера. —ибирский золотой кумир дразнил воображение, и путешествовавшие по –уси иностранцы охотно помещали рассказы о нем в свои книги.

–усские летописцы нравы древней ѕерми описывали так: «ѕоклон€ютс€ идолам, жертвы им принос€т... издалека приход€т, подарки принос€... или соболей, или куниц, или горностаев... или лисиц, или медведей, или рысь, или белку... золото, или серебро, или медь, или железо, или олово». «олотом северные земли богаты. Ќо как быть с алмазами? ѕосле недавнего обнаружени€ под јрхангельском месторождени€ этих драгоценных камней сомнени€ отпали.

Ќо шло врем€ и окрепшие соседи ѕерми ¬еликой прот€нули к этой богатой, но мало заселенной области свои цепкие руки.

—начала новгородские ушкуйники, потом дружины московского великого кн€з€ все чаще стали пробиратьс€ в когда-то заповедные леса северные. —паса€сь от христианства, почитатели «олотой бабы пр€тали своего идола то в пещерах на ”ральском хребте, то в непроходимой лесотундре реки ќби, то в недоступных ущель€х гор ѕуторан на “аймыре.

ќткуда же по€вилось у манси такое странное божество? ќно так нехарактерно дл€ обычаев этого народа, что, кажетс€, упало к ним пр€мо с неба. Ѕольшинство ученых считают, что «олота€ баба – это мансийска€ богин€ —орни-Ёква, им€ которой переводитс€ на русский €зык как «золота€ женщина».

ѕо поводу же вопроса, откуда по€вилась золота€ стату€ на ѕермской земле, мнени€ разошлись. »сследователь истории Ѕиармии Ћеонид “еплов предполагает, что золотую статую могли унести из гор€щего разграбленного –има в 410 году нашей эры во врем€ нападени€ угров и готов. „асть из них вернулась на родину к Ћедовитому океану, и антична€ стату€, принесенна€ из далекого южного города, стала идолом северного народа.

ƒругие ученые ведут путь таинственной богини из  ита€, счита€, что это стату€ Ѕудды, котора€ в китайском буддизме сливаетс€ с образом богини √уаньи. ≈сть защитники и «христианского» происхождени€ «олотой бабы. ќни предполагают, что эта стату€ ћадонны была выкрадена во врем€ набега на один из христианских храмов.

ќхота на «олотую бабу

«авладеть «олотой бабой пытались давно.

¬ поисках сокровищ викинги обшаривали самые отдаленные уголки ¬осточной ≈вропы. ќбычно они выступали при этом под видом купцов. ќднажды викингам удалось напасть на след св€тилища биармов и ограбить его. ¬ нем сто€ла дерев€нна€ копи€ «олотой Ѕабы. ѕодлинник осталс€ дл€ скандинавов недоступным. ¬ XI веке Ѕиарми€ была покорена русами. –усы в отличие от немцев чужих св€тилищ не разор€ли. »х удовлетвор€ла обычна€ дань. «олота€ Ѕаба продолжала оставатьс€ главной защитницей биармов. „ем больше крепло христианство, тем нетерпимее оно становилось к чужим богам и обыча€м. ¬ конце XIV века в ѕрикамье прибыл епископ —тефан ’рап – будущий св€той —тефан ¬еликопермский. Ёто была личность выдающа€с€ по уму и образованности. ќдновременно епископ был суров и непреклонен и горел стремлением искоренить €зычество во вверенных ему земл€х. Ћетописец бесстрастно сообщает: «–азъ€рилс€ владыко —тефан на кумирницы пермские поганые, истуканные, изва€ные, издолбленные боги их. ¬ конец сокрушил, раскопал, огнем пожег, топором посек, сокрушал обухом, испепелил без остатку и по лесам, и по погостам, и на межах, и на перепуть€х».

»з жити€ св. —тефана мы знаем, что миссионер вел свою проповедь среди почитателей «олотой Ѕабы.  онечно, он много бы дал за обладание главной св€тыней €зычников-перм€ков. Ќо кумир исчез. “олько позднее вы€снилось, что его унесли за ”ральские горы. ¬ середине XV века московске воеводы начали покор€ть —еверное «ауралье. —амый выдающийс€ поход они совершили в 1499-1501 годах.  рупна€ по тем временам рать из 4 тыс€ч человек во главе с —еменом  урбским и ѕетром ”шатым перевалила зимней порой через ѕрипол€рный ”рал. Ћыжники вышли в бассейн —еверной —осьвы и повоевали всю ёгорскую землю. ќни захватили 42 крепости и колонили 58 местных кн€зьков. Ќо главной ценности ост€ков, кумира «олотой Ѕабы с храмовыми сокровищами, найти не удалось.

√раницы ћосковской –уси все дальше и дальше отодвигались на восток и юго-восток. “акой же путь был и у «олотой Ѕабы. „ем позднее сообщение о ней, тем далее от древней Ѕиармии мы ее находим. ѕозднее след кумира затер€лс€. «емлепроходцы в XVII веке исколесили всю —ибирь вдоль и поперек, но таинственный идол в русских документах той эпохи не упоминаетс€. ¬ то самое врем€, когда иностранцы помещали «олотую Ѕабу на берегу —еверного Ћедовитого океана, ее знали значительно южнее.

¬ конце XVI века волжские разбойники разграбили плывший в јстрахань государев корабль с «казною денежной и пороховою». ¬ схватке был убит царский посол. “ерпению »вана √розного пришел конец.  азаки, спаса€ головы, бежали в приуральские окраины государства. »х охотно прин€ли камские купцы и солепромышленники —трогановы. «а  аменным по€сом лежало —ибирское царство хана  учума. Ётот потомок „ингисхана то и дело разор€л камские селени€, уводил жителей в рабство. ѕрибывшим казакам была поставлена задача – отбить у  учума охоту к нападени€м.

ѕоход за  амень возглавил ≈рмак “имофеевич јленин.   его казацкому отр€ду из 540 воинов ћаксим —троганов добавил 300 своих ратников. јрми€ сибирского хана во много крат превосходила численность пришельцев и даже имела пушки, привезенные из  азани. Ќо ничто не спасло ее от разгрома. ѕосле нескольких побед осенью 1582 года русские водворились в столичном граде —ибирь.   северу от города они столкнулись с ост€цкими идолами. ≈рмак отр€дил есаула Ѕогдана Ѕр€згу на захват ƒемь€нских и Ќазымских городков. √ородки эти лежали в низовь€х »ртыша и близ его впадени€ в ќбь. «ащитники одной из крепостей оказали ожесточенное сопротивление. “ри дн€ казаки штурмовали ее стены и уже хотели было повернуть обратно. Ќо тут они услышали рассказ об осаждении от местного чуваша, некогда приведенного воинами  учума с –уси: «ћол€тс€ они –усскому Ѕогу, и тот –усский Ѕог из литого золота в чаще сидит».

Ќовость о русском золотом идоле так поразила казаков, что об отступлении забыли. „уваш вызвалс€ похитить статую и проник в крепость. — нетерпением ждали его возвращени€. Ќо лазутчик вернулс€ с пустыми руками.  репка€ охрана помешала исполнить задуманное.  огда городок захватили, идол исчез. ¬ыйд€ на ќбь, Ѕогдан и сотоварищи приблизились к св€щенному дл€ ост€ков Ѕелогорью. «десь было «мольбище великое богини древней». «а несколько лет до покорени€ —ибири в ѕольше уже знали о том, что «олота€ Ѕаба – это женщина с ребенком на руках. Ѕелогорский кумир выгл€дел так же: «нага, с сыном на стуле сид€ща€». Ѕолее поздние источники называют его «олотой Ѕабой.

√розна была белогорска€ богин€. ¬от что поведали о ней участники похода: «» дают ей долю от вс€кого промысла. ј если кто этот закон нарушит, того мучит и томит. ј кто принесет не от души и жале€, тот, пред нею упав, умрет. »меет жрецов много и общину великую». Ќе убо€лс€ Ѕогдан потревожить св€щенный покой, вошел в Ѕелогорье. “огда повелела владычица угров спр€тать свой кумир, а огромное мольбище так укрыла, что пришельцы не смогли его отыскать. ¬скоре по возвращении из похода казаки вместе с Ѕр€згой попали в засаду и были истреблены.

„ерез год к Ѕелогорью вышел хорошо вооруженный отр€д »вана ћансурова. ¬ устье »ртыша воины срубили крепостцу и зазимовали. Ѕольшое ост€цкое войско обступило укрепление и целый день ходило на приступ. Ќазавтра осаждавшие принесли богиню, поставили ее под деревом и начали молебен о победе. –усские не стали дожидатьс€ окончани€ молебна, после которого «олота€ Ѕаба должна была €вить свою силу. „тобы не искушать судьбу, ударили по собравшимс€ из пушек. ќдно из €дер достигло цели. »з летописей узнаем: «ƒрево оно, под ним же сто€л бесурменский кумир, разбита на многие части, и кумир их сокрушиша».

Ќесмотр€ на заверени€ летописцев об уничтожении идола, сообщени€ о «олотой Ѕабе по€вл€лись и позднее. ¬ начале XVIII века за ней безуспешно гон€лись ‘илофей и √ригорий Ќовицкий, истребл€вшие остатки €зычества среди зауральских угров.

¬ XX веке борьба с €зычеством была продолжена. Ўел 1933 год. ¬ компетентные органы поступил сигнал. ќказалось, что ханты, проживавшие по реке  азым (правый приток Ќижней ќби), скрывают «олотую Ѕабу и поклон€ютс€ ей. Ѕитва с «религиозным дурманом» была в самом разгаре.  азымского шамана схватили и бросили в застенок. „ерез какое-то врем€ специалисты добились необходимых сведений. ѕредсто€ло убить двух зайцев сразу – ударить по религиозным пережиткам и пополнить бюджет страны изделием из драгоценного металла.   тайному капищу отправилась группа чекистов. Ќо тут таежные охотники взбунтовались и перестрел€ли непрошеных гостей. –асправа была скорой. Ќовый отр€д атеистов уничтожил почти всех мужчин таежного племени. ” оставшихс€ отобрали ружь€, чем обрекли их на голодную смерть. —в€тилище разорили. „то сталось с казымским идолом «олотой Ѕабы до сих пор остаетс€ загадкой.

’оз€йка ћедной горы

¬ерховную богиню угров знали под разными именами: «олота€ Ѕаба, —орни-Ёква (буквально «золота€ женщина»),  алташ-Ёква, …оли и другие. ¬ерховный бог Ќуми-“орум был ей братом и мужем. Ёта прародительница рода людского надел€ла новорожденных душами. ”гры считали, что души иногда принимают облик жука или €щерицы. ¬ €щеровидное существо могла обращатьс€ и сама их божественна€ повелительница.

«амечательные сказы Ѕажова описывают ’оз€йку ћедной горы. ‘ольклор уральских горнорабочих знает еще одно ее им€ «олота€ Ѕаба. ¬ладычица подземных кладовых ”рала часто по€вл€лась перед взором людей в виде огромной €щерицы со свитой из разноцветных €щерок. √орн€цка€ «олота€ Ѕаба, как и белогорска€ богин€, не любила жадных и криводушных.

’оз€йка предстает перед нами прежде всего как обладательница медных руд и малахита. —ама она носила малахитовое платье и звали ее ћалахитница. Ќо все это означает, что идол «олотой Ѕабы, от которого произошла сказочна€ ’оз€йка ћедной горы, был медным. «еленое же платье по€вилось потому, что от времени медь покрываетс€ зеленой окисной пленкой.

ƒревн€€ богин€ Ѕелогорь€ была позеленевшей от времени медной статуей. —тановитс€ пон€тным, почему летописец умолчал о материале кумира и не стал называть его «олотой Ѕабой. ¬ сказках находим воспоминание и о золотом –усском Ѕоге. Ќа ”рале знали золотого ¬еликого ѕолоза, то есть ¬еликого ”жа. ”ж жил под землей и мог принимать облик как зме€, так и человека. Ёто существо обладало властью над золотом.

—реди угорских древностей много изделий из меди. Ќа ”рале часто встречаютс€ следы давних горных разработок и металлургического производства. »ми, например, было испещрено √умешевское медное месторождение. √умешки наход€тс€ близ истоков реки „усовой. ѕервые рудокопы по€вились здесь 35 веков назад. »менно в районе √умешек протекали главные событи€ бажовских сказов.

–усские горн€ки св€зывали своих подземных покровителей с эпохой «старых людей», среди которых были те же угры. ѕоэтому в тождестве подземных властелинов сказов и угорских богов нет ничего удивительного.

ќ том, что мы на верном пути, говорит свидетельство ёли€ Ћета. Ётот италь€нский историк XV века знал о медных стату€х угров, живших близ Ћедовитого океана. Ћет полагал, что угры были в составе варварской армии јлариха и захватили скульптуры при разграблении –има. –усские сказы дали нам путеводную нить, котора€ ведет к еще одной хоз€йке медных гор.  ак это ни странно, но при этом мы попадаем в места, удаленные от ”рала на тыс€чи километров.

” живущих на Ћене €кутов есть мифы – олонхо. ¬ них говоритс€ о многих богах. Ќо особым могуществом надел€етс€ ƒьэс Ёмэгэт («медна€ баба»). ћедна€ идолица была богиней племени адь€раев. Ёпические €куты то враждовали с адь€ра€ми, то вели с ними мирную торговлю.

—трана адь€раев лежала на берегу Ћедовитого океана на крайних западных пределах известного €кутам мира. ѕравили в ней ƒьэс Ёмэгэт и кузнец  юэттэнни. √еографические ориентиры и им€ кузнеца ведут нас к кетам.  еты славились редким на —евере кузнечным мастерством.  узнецы в древности были одновременно и рудознатцами, и металлургами. —ейчас кетов осталось совсем немного. ∆ивут они в низовь€х ≈нисе€. –аньше кето€зычные племена были известны на обширных пространствах.

»з всех групп €кутов только одна обитает у берегов —еверного Ћедовитого океана. Ёто так называемые долганы, занимающие значительную часть “аймырского полуострова. ¬ прошлом долганы и кеты соседствовали. »менно от долган сведени€ о племени медной идолицы попали к остальным €кутам.  еты говор€т на €зыке, не похожем на угорский. Ќо до революции их прозывали ост€ками, как и угров. —ледовательно, несмотр€ на €зыковые различи€, в культуре и тех, и других было много общего.

—уд€ по названи€м норильских рек и озер на их берегах жили как кеты, так и ханты. якуты всех их звали адь€ра€ми. »нтерес кузнецов-адь€раев к этому району не случаен. «десь сосредоточены богатейшие медно-никелевые месторождени€, а р€дом с ними – запасы необходимого дл€ плавки руды угл€. ѕричем кое-где руды и уголь выход€т на поверхность.

 ульт «олотой Ѕабы сопровождали музыкальные инструменты. ѕриуральский манси —амбиндалов так передавал местные предани€: «—трашно было близко гора ходи. Ѕаба шибко кричал». ћанси не читал исторических сочинений. ћежду тем задолго до него јлександр √ваньини (1578 г.) писал: «–ассказывают даже, что в горах, по соседству с этим золотым истуканом, слышали какой-то звук и громкий рев, наподобие трубного».

ќб этих же трубных звуках знал —игизмунд √ерберштейн, дважды побывавший в ћосковии в начале XVI века. ¬ €кутских олонхо медна€ идолица выгл€дит так:

Ќа спине крут€сь,
ќдержимо верт€сь,
¬скрикива€,
ѕодпрыгива€,
 ак сверчок, звенеть начала.

»сследователи олонхо отмечали, что в песн€х идолицы €вственно слышитс€ колокольный звон. ќни даже отождествл€ли ее с колоколом.

ѕутешественники начала XVII века видели в районе Ќорильска огни и чувствовали запах серы, обычно сопровождающий плавку сульфидных руд. ѕри этом они слышали колокольный звон. —ледовательно, в царстве медной идолицы действительно были колокола, и данные олонхо точны. Ќа ”рале «олотую Ѕабу сопровождала рогова€ музыка, а на ≈нисее – колокольные перезвоны и звук трещотки.

 еты на —евере были пришельцами. »х прародина лежала в ёжной —ибири. Ќо и угры переселились в ѕриобье и ¬осточную ≈вропу из ёжной —ибири. Ќекогда оба народа соседствовали, что и объ€сн€ет их общие черты. √лавный очаг медного производства ёжной —ибири лежал в ћинусинской котловине. ќтсюда должна была начать свой путь на —евер ’оз€йка ћедной горы.

≈гипт€нка

–ассказ √ерберштейна о «олотой Ѕабе долго ставил ученых в тупик. ¬от он: «»дол «олотой Ѕабы есть стату€, представл€юща€ старуху, котора€ держит сына в утробе, и что там уже виден другой ребенок, который, говор€т, ее внук».

ѕолучаетс€, что внутри неродившегос€ ребенка есть еще одно дит€. —толь маловеро€тна€ ситуаци€ разъ€снилась после находки в ѕриуралье бронзовой фигурки богини угров. »з тела богини проступает изображение человека, а из его чрева выгл€дывает еще одно лицо. ѕеред нами мифологический образ.

¬роде бы тайны «олотой Ѕабы исчерпались. ƒревним металлургам не составл€ло особого труда изготовить медный идол. ‘игурки «олотой Ѕабы местного производства, конечно же, существовали. Ќо сам знаменитый кумир был сделан совсем в другие времена, далеко от –оссии.

—охранилось несколько рисунков и словесных портретов «олотой Ѕабы. ќна то стоит, держа в руке копье, то сидит в кресле с жезлом или ребенком на руках. »ногда нар€ду с младенцем подле кресла по€вл€етс€ дит€ постарше. Ѕогин€ предстает то в одежде, то без нее.

«олота€ Ѕаба – верховное угорское божество. Ќо историки предполагают, что стату€ первоначально изображала какую-то иную богиню. ћнени€ на этот счет существуют самые разные: Ѕогородица, слав€нска€ «олота€ ћай€, Ѕудда, √уаньинь и т. д.

 люч к разгадке таинственного облика дают бажовские сказы. ¬ них «олотой ѕолоз – золотой человек с бородой, свитой в такие тугие кольца, что «не разогнешь». ” него зеленые глаза, а на голове шапка с «красными зазоринами». Ќо ведь это изображение зеленоглазого ќсириса.

Ѕорода египетского бога убиралась в узкий тугой пучок. “ака€ же борода была и у подражавших ему фараонов. ƒостаточно вспомнить знаменитые личины “утанхамона с его золотых саркофагов, чтобы пон€ть, как выгл€дели кольца на бороде золотого человека. Ўапка с «красными зазоринами» «пшент» – бело-красна€ корона объединенного ≈гипта.

∆еной и сестрой ќсириса была зеленоглаза€ »сида – богин€ плодороди€, воды, магии, супружеской верности и любви. ќна покровительствовала влюбленным. “очно так же и уральска€ богин€ – богин€ вод, тесно св€занна€ с темой любви и супружеской верности.

ќбраз зеленоглазой ’оз€йки ћедной горы восходит к »сиде. —егодн€ можно сказать, как выгл€дела медна€ стату€ египт€нки. ¬спомним, что «олотую Ѕабу изображали в виде ћадонны. ќбраз Ѕогородицы с младенцем »исусом возник под вли€нием скульптур »сиды с младенцем √ором. ќдин из таких идолов хранитс€ в Ёрмитаже. ќбнаженна€ »сида сидит и кормит своего сына грудью. Ќа голове богини корона из змей, солнечного диска и коровьих рогов.

≈гипетские мифы помогают многое пон€ть в наших сказах. ¬от, например, волшебна€ зелена€ пуговка. √орнозаводской “анюше ее подарила ’оз€йка ћедной горы, посредством подарка девушка общалась со своей покровительницей. ” египетских богов имелось чудесное око ”аджет («зеленое око»). ќно также обеспечивало владельцу защиту и покровительство. »сида-’атхор была хранителем ќка и его воплощением.

»сиду знали как богиню музыки. »з-за этого таким звучащим был ее культ на —евере. ¬ свое врем€ богин€ изобрела трещотку-систр, с которым ее часто изображали. ќснованием систра обычно служила фигура кошки с человеческой головой.

√овор€щие земл€ные кошки находились в свите ’оз€йки ћедной горы. ¬ уральских сказах кошка »сиды предстает то в виде кошки ќгненные ”ши, оберегавшей храбрую ƒун€шу, то домашней ћуренки, уговорившей козлика —еребр€ное  опытце позабавить девчушку ƒаренку самоцветами.

¬ одном из сказов встречаем бегущих по заветной тропке мурашей. Ќа ногах у них – золотые лапоточки. Ћапоточки увеличивались в размерах по мере движени€ их хоз€ев. ѕеред нами отголоски египетского мифа о жуке-скарабее, кат€щем солнце по небу.

»сиду сами египт€не – звали »сет. –€дом с √умешками берет исток »сеть – «река »сиды». ѕо этой реке уральска€ медь поступала в лесное «ауралье. «емл€ную кошку знали в —ысерти, чье название произошло от систра. Ќекогда здесь было капище, в котором хранилс€ музыкальный зверек богини.

ќсирис, он же «олотой человек, в рассказах западноевропейцев выгл€дит как сто€щее подле «олотой Ѕабы дит€. —ледовательно, его золотой кумирчик был миниатюрным. Ѕажовские сказы знают еще один миниатюрный золотой персонаж – женский. «олота€ богин€ принимает в них облик ќгневушки-ѕоскакушки, рыжей заводской девчонки, голубой змейки, старушки —инюшки. Ёта владычица золотых жил обитала в воде, защищала девушек и чистых душою горн€ков.

ѕеред нами вновь »сида, но теперь уже золота€. «начит, им€ «олота€ Ѕаба родилось не на пустом месте. ¬начале так звали золотую статуэтку, а позднее – медную статую »сиды и все иные ее изображени€.

ќ том, что «олота€ Ѕаба – »сида, знал ѕетрией (1620 г.). Ќо ему никто не поверил. —лишком удивительным казалось по€вление египетских скульптур в —ибири.

—ибирские слав€не

—амой жгучей тайной «олотой Ѕабы оказалось ее по-русски звучащее им€. ” обских угров бытовало еще одно, и оп€ть же слав€нское – —таруха. Ѕелогорска€ «олота€ Ѕаба ост€ками называлась —ловутес, то есть «слав€нка». ≈е иртышский супруг «олотой ќсирис пр€мо именовалс€ –усским Ѕогом.  роме этого, страна почитателей русских богов называлась —ибирь. Ќазвание это средневековые авторы св€зывали со слав€нским словом «север». Ќо затем это правильное объ€снение сочли неверо€тным и придумали иные.

–азгадка по€влени€ слав€нских имен содержитс€ в извести€х мусульманских писателей раннего средневековь€. јл-ћасуди (X век) описывает три храма слав€н. –асшифровка его рассказа показывает, что один храм с кумиром «—атурна» сто€л в ћинусинской котловине. ¬торой, с идолом из золота и статуей девушки, – в районе “аймыра, третий – на ”рале.

ќ почитании в ћинусинской котловине «—атурна и ¬енеры» писал побывавший здесь јбу ƒулеф (X век). »бн-ћукаффа (VIII век) называл жителей этого места слав€нами. ѕод —атурном восточных авторов скрываетс€ бог подземного мира ¬елес – ќсирис, а под ¬енерой – богин€ любви ћорена – »сида.

—лав€не жили в ћинусинской котловине с киммерийской эпохи. »м принадлежала так называема€ тагарска€ археологическа€ культура. “агарцы были талантливыми горн€ками, металлургами и кузнецами. ѕод напором кочевых орд смешанные потоки слав€н, угров и кетов уходили из района верховий ≈нисе€ на восток и на север. –азделившийс€ народ поделил и св€тыни. «олотой ќсирис и ћедна€ »сида оказались на “аймыре, оттуда попали в ѕрикамье, затем – в «ападную —ибирь. «олотую »сиду перенесли на ”рал. ћедный ќсирис осталс€ на месте.

ћинусинские слав€не поселились в бассейне »ртыша и в южной части ”рала, называвшегос€ в ту пору —лав€нскими горами. —о временем жестокие войны и смешанные браки привели к тому, что слав€нска€ речь перестала звучать в этих местах. ќдна только «олота€ Ѕаба хранила тайну исчезнувшего народа.

—леды присутстви€ слав€н на сибирской земле ощущались очень долго. ≈ще в XIV веке Ёломари знал светлых и голубоглазых сибир€ков. ќн писал: «‘игуры их совершенство создани€ по красоте, белизне и удивительной прелести; глаза у них голубые'.

ѕрорвавшиес€ за  аменный ѕо€с казаки ≈рмака среди малорослых и монголоидных аборигенов к своему удивлению иногда встречали подлинных гигантов, а среди аборигенок – неописуемых красавиц.

Ќаследие ћатери богов

ѕутешественники XIX века отмечали, что в их врем€ у обских угров древних идолов уже не было, а в капищах хранились поздние копии. ƒелали их очень просто.  умир закапывали в смесь песка с глиной и в полученную форму заливали расплавленный металл. ќдну такую —еребр€ную Ѕабу вроде бы приобрел финский ученый  арь€лайнен и увез к себе на родину. ¬идимо, еще один подобный идол попал в руки советских чекистов и погиб. Ќеужели правы летописцы, и пушечное €дро уничтожило ћедную »сиду еще в XVI веке? Ќет. ядро ей вреда не причинило.

ќ сокрушении идола сообщают одни лишь поздние источники. »з более ранних и достоверных известно, что €дро раскрошило одно лишь р€дом сто€щее дерево. ѕозднее этот рассказ был несколько приукрашен.

ћедна€ »сида и «олотой ќсирис после падени€ царства  учума были перенесены в древнее капище близ современного Ќорильска. √де-то в таймырских горах ѕуторана они сокрыты и по сию пору. —лед «олотой »сиды тер€етс€ близ истоков „усовой и »сети. —казы указывают на јзов-гору у современного города ѕолевского. ћедный ќсирис так и не покинул ≈нисе€.  огда-нибудь заступ археолога наткнетс€ на скульптуры, изготовленные в ≈гипте почти 30 веков назад.

—идит «олота€ Ѕаба среди своей бесценной казны. «а столети€ дорогие собол€ и заморские ткани превратились в прах. Ќо уцелело главное – пам€ть о ¬еликой —лав€нке, давшей жизнь роду людей и богов. ¬ своем обновленном облике Ѕогородицы ласково гл€дит она на нас со стен православных храмов.

»нопланетный след

Ќе прошли мимо удивительной «олотой бабы, совершенно не похожей на остальных идолов, грубо вырубленных шаманами из дерева, и уфологи. ќни знали, что удивительному идолу поклон€лись, да и сейчас поклон€ютс€, народы ханты и манси. ћеталлическа€ «олота€ баба как будто упала с неба. ј может быть, действительно упала?

“акую версию происхождени€ золотого идола выдвинул несколько лет назад уфолог —танислав ≈рмаков. ќн считает, что «олота€ баба – это робот-инопланет€нин, по какой-то причине, может быть, из-за частичной неисправности, оставленный на «емле его хоз€евами. ¬ течение некоторого времени «олота€ баба могла передвигатьс€, и именно с этим ее свойством св€заны легенды манси о «живом» золотом идоле. ѕотом, похоже, робот начал постепенно выходить из стро€. —начала он еще мог издавать звуки, а затем окончательно превратилс€ в золотую статую.

Ќесколько историй от оленеводов манси неизвестных, —.≈рмакову, подтверждают его гипотезу.

Ќа —еверном ”рале стоит покрыта€ густым лесом куполообразна€ гора ћань€-“умп. ƒо самого последнего времени оленеводы, перегон€ющие летом свои стада по ”ральскому хребту, и близко не подходили к горе. ¬от что рассказал о ней кинооператору ћ. «а-платкину, снимавшему кинокартину о каменных идолах ћань-ѕупу-Ќера, проводник-манси ѕетр: «ƒавно-давно гора ходи нельз€ было.  то ходи, тот хворай долго и умирай. —тарый люди говори – там пупы сто€л, —они Ёква, «олотой баба. —трашно было близко гора ходи. Ѕаба шибко кричал. Ћюди говори страшный голос».

„еловек умирает от звука голоса. ¬озможно ли такое?

Ќемного севернее горы ћань€-“умп возвышаетс€ еще одна гора, с которой также св€заны легенды о страшном крике «олотой бабы –  ойп. ќ ней € уже рассказывал в начале статьи. ќкрестности этой горы удивительно подход€т дл€ зарождени€ легенды о капище «олотой бабы. ” подножи€ горы лежит совершенно круглое озеро. “акого больше нет на —еверном ”рале. Ќа его берегу можно увидеть покрытые лишайниками глыбы, в которых при небольшом воображении можно угадать остатки св€тилища.

ѕерегон€ющие летом стада оленеводы-манси об€зательно заезжают к этому св€тилищу, чтобы оставить свои дары на четырехугольной, как будто вырубленной руками людей, гранитной глыбе.

ћежду горами ћань€-“умп и  ойп, около которых по легендам манси раздалс€ крик «олотой бабы, есть еще одно место, также, может быть, св€занное со страшными криками. “олько произошло это последнее событие уже в наше врем€. ћесто это – гора ќтортен, сама€ высока€ точка —еверного ”рала. «имой 1959 года здесь погибла опытна€, прекрасно подготовленна€ группа лыжников ”ральского политехнического института. —пасатели, отправившиес€ на поиски туристов, обнаружили палатку с изрезанной задней стенкой и тела 9 участников похода, лежащие в глубоком снегу. Ќа лицах всех погибших застыло выражение смертельного ужаса. ѕо мнению комиссии, проводившей расследование этой трагедии, одной из причин, приведших к такой страшной смерти, могло быть воздействие инфразвука большой интенсивности.

—танислав ≈рмаков сделал предположение, что «олота€ баба-робот, брошенна€ инопланет€нами, могла не только говорить, но и двигатьс€. „то же и когда сделало робот неподвижным? Ќа этот вопрос может ответить один любопытный эпизод, содержащийс€ в описании похода викинга “орира ’унда в Ѕиармию: «—частливо приплыли викинги в устье ƒвины к торговому городу Ѕиармии. ¬се, у кого было золото и товар дл€ мены, получили хороший барыш. ѕо окончании торга с полным грузом дорогого пушного товара викинги спустились по ƒвине и, выйд€ в открытое море, стали держать совет.

’рам высшего божества биармов, как достоверно знали викинги, находилс€ в дремучем лесу, недалеко от усть€ реки ¬ин (ƒвины). “уда-то и задумали они пробратьс€ и, если посчастливитс€, овладеть собранными там сокровищами. “орир ’унд, всадив топор свой в ворота, с его помощью перелез через них. Ёто же сделал  арли, и они впустили товарищей внутрь обнесенного забором пространства. ѕодойд€ к кургану, викинги набрали столько денег, сколько могли унести. —ложили их в свое платье.

ƒобрались они и до самого изображени€ ёмалы, которое возвышалось среди св€щенной ограды. Ќа шее биармийского бога висела драгоценна€ золота€ цепь.  арли прельстилс€ цепью и так сильно рубанул топором по шее истукана, что голова с ужасающим треском скатилась с плеч долой".

ќтрубить голову литой статуи викинг, пожалуй, не смог бы. ƒругое дело, если перед ним сто€л робот, состо€щий из металлического каркаса, покрытого тонким слоем металла. ѕодоспевшие сторожа св€тилища прогнали викингов. “е чудом смогли пробитьс€ к корабл€м, побросав собранные около «олотой бабы сокровища.

√де же находитс€ сейчас идол или поломанный робот? ¬ качестве последнего пристанища «олотой бабы традиционно называют три отдаленных, труднодоступных уголка –оссии: низовье реки ќби,верховь€ »ртыша в районе.  албинского хребта и непроходимые ущель€ гор ѕуторан на полуострове “аймыр. Ќо, может быть, идол со страшным, убивающим наповал голосом находитс€ значительно ближе. » скрываетс€ где-то в треугольнике между горами  ойп, ќтортен и ћань€-“умп. “акое предположение логичнее, если считать, что на ќтортене "кричала" «олота€ баба. ќхота за ней продолжаетс€: одни ищут бесценную историческую реликвию, другие - золото, третьи - кладезь инопланетной технологии.

–убрики:  ƒревние города и страны. Ќаследие ёнеско
ƒуховность, творчество, интуици€, медитаци€
 ультура,  ультурологи€, Ќравы
ћетки:  

ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 7 пользовател€м

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку