-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в SPACELilium

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 13.07.2011
«аписей: 19695
 омментариев: 6564
Ќаписано: 38607


ѕлод дерева красивого

—реда, 04 ќкт€бр€ 2017 г. 15:22 + в цитатник
÷итата сообщени€ lira_lara "ѕлод дерева красивого"

Etrog-a

"...возьмите себе в первый день плод дерева красивого..." (¬аикра 23:40)

Anna Liflyand

 (207x65, 11Kb)

Ётрог - самый знаменитый из 4х видов растений —уккота, и один из выдающихс€ еврейских ритуальных предметов. Ётрогу посв€щено много легенд и сказаний. –елигиозный человек получает огромное удовольствие в процессе поиска идеального этрога, такого, который будет соответствовать заплаченным за него деньгам. 
—егодн€ € хочу остановитьс€ на одной истории из жизни этрогов, произошедшей в 19 веке в Ёрец-»сраэль и ее окрестност€х. 

¬ы будете сме€тьс€, но основное выращивание этрогов в 19 веке происходило в ”м Ёльфахме(!!). ѕлоды были некрасивые и мелкие, но кашерные. ѕочему? ќб этом ниже.

וּלְקַחְתֶּם לָכֶם בַּיּוֹם הָרִאשׁוֹן פְּרִי עֵץ הָדָר כַּפֹּת תְּמָרִים וַעֲנַף עֵץ עָבֹת וְעַרְבֵי נָחַל וּשְׂמַחְתֶּם לִפְנֵי יְהוָה אֱלֹהֵיכֶם שִׁבְעַת יָמִי 
(ויקרא כ"ג מ)

«» возьмите себе в первый день плод дерева красивого, ветви пальмовые, и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь перед √осподом, Ѕогом вашим, семь дней» (¬аикра 23:40)

ѕрежде чем перейти к основному рассказу, хочу сказать пару слов о том, когда и как этроги по€вились в Ёрец-»сраэль. —казать об этом очень просто: этого точно никто не знает. Ќекоторые источники пишут, что этрог происходит из юго-восточной јзии и в наших кра€х он растет только при посто€нном поливе и тщательном уходе.

"ѕлод дерева красивого" упоминаетс€ один раз среди 4х видов растений —уккота в “оре. »менно этот "плод дерева красивого" прин€то считать этрогом. ј может быть речь идет просто об экзотическом культурном плодовом дереве, которое выращивалось в древности в Ёрец-»сраэль? —поры об определении этрога существовали среди духовных лидеров иудаизма на прот€жении долгого времени. 
≈сть те, кто считает, что хот€ родина этрога »нди€, но он попал в ѕерсию, јрам-Ќаараим, »зраиль и ≈гипет в глубочайшей древности. ѕри археологических раскопках ƒревнего ¬авилона были найдены косточки этрога относ€щиес€ к 4000г.д.н.э., при раскопках египетских захоронений были найдены этроги, относ€щиес€ к 1500г.д.н.э.
≈сть верси€, что этрог попал сюда с войсками јлександра ћакедонского в 4в.д.н.э.

’от€ у мен€ нет изображений относ€щимс€ ко временам до нашей эры, но есть начало нашей эры. —ейчас на основании изображений на монетах и древних изображени€х становитс€ €сно, что речь идет о плоде, который в наше врем€ называетс€ этрог.



¬нешность этрогов настолько характерна, что их сложно с чем-то спутать. Ётрог не должен быть круглым, как лимон. ” этрога сво€ характерна€ форма, сами посмотрите. ” этрогов разных сортов форма разна€. ќни имеют выступы и пупырышки. 
3 etrog.JPG
By Yankelowitz - Own work, Public Domain, Link
ѕосмотрите на старинные монеты, этрог легко узнаваем, его сложно перепутать даже с другими цитрусовыми.


— одной стороны монеты пальма, с другой этрог между двум€ лулавами, 68-70гг.н.э.
ћузей √ехта в ’айфском университете


Ётрог
ћонета времен восстаний Ѕар- охбы (132-135гг.н.э). 
ћузей √ехта в ’айфском университете


ћедальон сделан на основе монеты времен ¬осстани€ Ѕар  охбы (132-136гг н.э.). Ќа монете изображен ’рам (слева) и справа, как раз к —уккоту, четыре вида растений (лулав-нераскрывша€с€ пальмова€ ветвь, мирт, ива, этрог), которые используютс€ дл€ молитвы в —уккот. Ётот медальон находитс€ на фасаде здани€, в котором когда-то располагалось отделение јнгло-ѕалестинского банка в ’айфе. ѕостройка нач. 20 годов прошлого века. јрхитектор јлександр Ѕервальд.
Ёто изображение было использовано и современных на монетах: старой израильской лире и 10 агорот.
¬от такой характерный этрог, € бы сказала, с талией, изображен на монете времен ¬осстани€ Ѕар  охбы и на полу синагоги в Ѕейт-јльфа, который € покажу ниже.
Gartel.JPG
By Yankelowitz - Own work, Public Domain, Link

—инагога Ѕейт-јльфа 6в.н.э. Ётроги легко найти, они наход€тс€ как раз напротив пасти каждого из двух львов.
”важени€ этрогу добавл€ет еще и то, что наши предки считали, что древо познани€, росшее в –аю - этрог. 

»менно этрог во рту у зме€. “ак его изобразил Ёль Ћисицкий, после посещени€ дерев€нных синагог √алиции, относившихс€ к 17-19вв.
» закончу € этот, так сказать, исторический обзор вот этим изображением 18(?) века.
IMGP2932a-a
 ак видите, еврей торжественно шествует в —уккот в синагогу, в правой руке сжимает этрог, в левой - лулав, мирт и ива. 
Ёльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller).


—трасти по этрогам.

я хочу остановитьс€ на одной истории из жизни этрогов, произошедшей в 19 веке в Ёрец-»сраэль и ее окрестност€х.

¬ течение 150 лет этроги в Ёрец-»сраэль выращивали только арабские кресть€не. ¬ Ўхеме и …ерихо были сконцентрированы плантации этрогов, но основные посадки были в ”м Ёльфахме. »менно там, считали евреи-жители —тарого ишува, этроги выращивают по древней традиции из поколени€ в поколение. Ётроги оттуда были мелкие и некачественные, но не было опасени€ некашерных привоев. 
“ут самое врем€ разобратьс€, что же такое привой, подвой и прививка, иначе будет непон€тно, в чем проблема.

ѕриви́вка — вегетативный способ размножени€ растений путЄм объединени€ частей нескольких растений, примен€ющийс€ в садоводстве. Ќаиболее часто примен€етс€ дл€ размножени€ деревьев и кустарников.
подво́й — растение, у которого используетс€ стебель и корнева€ система;
приво́й — прививаемые к нему стебель, листь€, цветки или плоды второго растени€.
ѕри прививке стебл€ побег культурного растени€ прививаетс€ к стеблю и корневой системе другого, часто неокультуренного и потому более устойчивого к внешним услови€м и заболевани€м растени€. ќтсюда

—амой важной тема спора между сектором, выращивани€ этрогов, и иудаизмом на прот€жении истории, была тема прививок деревьев-этрогов. ” дерева-этрога слабый ствол и чтобы увеличить урожай этрогов, к стволу лимона (подвой) прививали ветку этрога (привой) и тем очень увеличивали урожайность. ѕо еврейской традиции привитый этрог некашерен дл€ использовани€ так как это не оригинальный этрог, который рос в Ёрец-»сраэль в давние времена. “аким образом, пока на рынке этрогов были только этроги, выращенные арабскими кресть€нами, можно было не опасатьс€ прививок. ”мение делать прививки требовало знаний в сельском хоз€йстве, а уровень таких знаний в ”м Ёльфахме говорил, что опасатьс€ любых прививок не стоит.


Ёто современные этроги в €щике на базаре, €вно дешевые, но очень живописные. 
“орговл€ этрогами в Ёрец-»сраэль на прот€жении сотен лет была бизнесом нескольких иерусалимских семей евреев-сефардов, дл€ которых торговл€ этрогами была их специальностью и переходила из поколени€ в поколение в семье. ќни хорошо знали арабский €зык, и это позвол€ло им вести торговлю с арабскими кресть€нами, которые выращивали этроги, как уже говорилось, в основном в ”м Ёльфахме. »х бизнес процветал до землетр€сени€ 1837 года в ÷фате.


–азвалины после этого землетр€сени€ мы видим до сих пор.

÷фатские торговцы - ашкеназы, оставшиес€ в живых после землетр€сени€, переехали жить в »ерусалим и начали конкурировать с сефардами, торговцами этрогами. “аким образом начинают про€вл€тьс€ разногласи€ между сефардами и ашкеназами. 

Ѕыло два основных разногласи€, которые омрачили отношени€ между сефардами и ашкеназами в —таром ишуве: забой скота и распределение денег, которые собирались в других странах дл€ бедных и дл€ учащихс€ йешив. Cсора из-за этрогов, усиливша€с€ в следующие годы, внесла дополнительное напр€жение и опасение раскола между еврейскими общинами.

IMGP2914a-a

–ынок этрогов из Ёрец-»сраэль в те годы практически отсутствовал, несмотр€ на его огромный потенциал.  ак известно, в те времена "голубой мечтой" огромных еврейских общин ≈вропы были этроги из Ёрец-»сраэль. ќни были готовы платить золотом по весу плодов, независимо от их размера и формы. Ќо транспортные возможности по перевозке между Ёрец-»сраэль и ≈вропой не позвол€ли в те годы продажу этрогов отсюда туда.
ѕолучение "оригинальных" этрогов из Ёрец-»сраэль было возможно только, если в ≈вропу перед —уккотом приезжал представитель —тарого ишува дл€ сбора денег. ѕосланец привозил с собой этрог, если намеревалс€ посетить зажиточную общину перед —уккотом.
ѕосланец с этрогом отправл€лс€ в синагогу общины и приход€щие покупали у него право подержать плод в руке короткое врем€ и произнести благословение. ѕосле того, как все это сделали, посланец устраивал аукцион между присутствующими и тот, кто давал наибольшую сумму получал этрог, который гордо демонстрировал всем у себ€ в суке. 

IMGP2921a-a
–елигиозный еврей был счастлив с гордостью показать своим друзь€м чудесный этрог, который ему удалось добыть. Ёто работа художника јльфонса Ћеви, конец 19 - начало 20вв., изображающа€ эльзасского евре€ держащего в руках 4 вида растений. ѕосмотрите, сколько восторга на лице у человека, он €вно смотрит на этрог.
Ёльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller)

IMGP4188a-a
ѕо мотивам этой работы сделана и серебр€нна€ тарелка, которую можно увидеть в ћузее эльзасского наследи€ и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier)

¬ описываемые времена евре€м в ≈вропе приходилось довольствоватьс€ этрогами из —редиземноморь€, в частности с острова  орфу. Ѕольшие и красивые плоды оттуда лидировали на рынке этрогов.
Ќа острове  орфу была процветающа€ еврейска€ община и в нее входили торговцы этрогами.  оробочка с этрогом была послана ими в »ерусалим в качестве "как бы подарка". Ќо основной причиной было развитие коммерческих св€зей и укрепление торговой марки.


Ћирическое отступление: мои любимые коробочки дл€ этрогов.

ѕовторюсь: этроги были очень дороги и их надо было хранить в течение всего праздника. ƒл€ хранени€ имелись замечательные коробочки, сделанные с большим вкусом. —ейчас их можно увидеть в музе€х. Ѕольшинство коробочек, которые мне удалось сфотографировать, относитс€ к 19 веку и сделаны из серебра.

IMGP2915a-a
 оробочка с  орфу вполне могла быть и вот такой, с изображением этрога, как эта из Ёльзасского еврейского музе€ (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller)

IMGP4182a-a
ј эти две коробочки из меди, их дата изготовлени€ не указана в музее. ќни имеют нехарактерную форму, чем все остальные. 
ћне они кажутс€ более ранними, может 18 век (?).
ћузей эльзасского наследи€ и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier)

IMG_20170924_113023a-a
19 век., ћузей-ƒом –аши (–аби —аломон Ѕен »саак) в ¬ормсе (Jüdisches Museum - Raschi-Haus, Worms)

IMG_20170924_113026a-a
19 век., ћузей-ƒом –аши (–аби —аломон Ѕен »саак) в ¬ормсе (Jüdisches Museum - Raschi-Haus, Worms)

IMG_20170924_114042a-a
19 век., ћузей-ƒом –аши (–аби —аломон Ѕен »саак) в ¬ормсе (Jüdisches Museum - Raschi-Haus, Worms)

IMGP4186a-a
19 век., ћузей эльзасского наследи€ и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier)

IMGP4192a-a
19 век., ћузей эльзасского наследи€ и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier)

IMGP4179a-a
Ёта необычна€ коробочка из бамбука сделана уже в 20 веке. явно расчитана на 2 этрога.
ћузей эльзасского наследи€ и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier).

 оробочки дл€ этрогов хорошо продавались и поэтому их даже подделывали!
IMGP3055a-a
Ќабор обычной серебр€ной посуды, √ермани€, 18в.. Ќа сахарницу добавлен текст на иврите בורא עץ הדר (создавший цитрусовое дерево) и таким образом превратившим сахарницу в коробочку дл€ этрога, а весь набор посуды в "иудаику", которую можно продать за бќльшие деньги. 
¬ыставка "ѕодделка?", “ель-авивский художественный музей.

≈ще коробочки € показывала тут


“еперь вернемс€ к нашим баранам этрогам.

Ќа острове  орфу в центре јдриатики между »талией и √рецией в середине 19 века была больша€ еврейска€ община, включавша€ в себ€ 5.000 жителей (еврейска€ община  орфу была полностью уничтожена во врем€ ¬торой мировой войны). ќтношени€ между евре€ми и христианами, жител€ми острова, были терпимыми, но и там евре€м было запрещено владеть землей продолжительное врем€. „асть евреев занималась международной торговлей, использу€ семейные св€зи в разных странах.

„то было на  орфу на продажу в те времена? ¬ основном оливковое масло и этроги. ’ристиане - жители острова использовали немного этрогов дл€ варки варень€, а большую часть продавали через еврейских торговцев острова и еврейских торговцев из ≈вропы в еврейские общины ≈вропы.  ресть€не  орфу, выращивавшие этроги и евреи-торговцы этрогами, хорошо зарабатывали на этом.

¬ажное событие дл€ этрогов в Ёрец-»сраэль произошло в 1842г. ¬ этот год коробочка с этрогами была послана с  орфу в »ерусалим. ќтправителем был раввин еврейской общины с  орфу …егуда Ѕибс, а получателем в »ерусалиме был "ѕервый в —ионе" (титул √лавного сефардского раввина) раввин јвраам √агин. Ёто, конечно же, было красиво, послать этроги, чтобы про€вить уважение "ѕервому в —ионе". Ќо основной целью посылки этрогов в »ерусалим было продвижение торговой марки корфских этрогов. ѕон€тие о хорошем пиаре существовало и тогда. Ќадо помнить, что корфские этроги конкурировали на европейском рынке с этрогами италь€нскими и мароканскими. ¬ ≈вропу в те времена не могли добратьс€ этроги из Ёрец-»сраэль из-за проблем транспортировки. ¬от торговцам этрогами с  орфу и пришла в голову иде€, послать этроги "ѕервому в —ионе". Ёто было сделано чтобы добавить к торговой марке указание, что именно эти этроги использует —јћ "ѕервый в —ионе". ћежду прочим этот способ маркетинга "подарок в обмен на рекламу" и сейчас общеприн€т. –аввин ќвади€ …осеф до самой своей смерти получал посылки от сотен кресть€н, выращивающих этроги в »зраиле. Ёто было только дл€ того, чтобы он выбрал один дл€ использовани€. “от, кто его вырастил мог бы гордо указать, кто его использует.

» вдруг оказалось, что коробочка этрогов даст возможность раввину …егуде јлеви из –агузы осуществить сионистскую мечту. 
–аввин …егуда јлеви был выходцем из –агузы, а работал раввином яффо. (–агуза - название города ƒубровник до 1918г., ныне столицы ’орватии). …егуда јлеви родилс€ в ƒубровнике, его семь€ использовала этроги с  орфу, когда они проживали в ƒубровнике.
RabiYehudaHaleviFromRagusa.jpg
מאת רבי יהודה הלוי הצטלם בעצמו, בחנות צילום באלכסנדריה. - קטע מתמונה הנמצאת ברשות הציבור, נחלת הכלל, קישור

ѕрограмма раввина …егуда јлеви св€занна с коробкой этрогов с  орфу, котора€ с точки зрени€ истории, была первым большим вкладом и прорывом в развитие сионизма в Ёрец-»сраэль. ‘акт, что коробка с этрогами с  орфу прибыла и находитс€ у "ѕервого в —ионе", достиг ушей раввина …егуда јлеви. ‘акт того, что этроги с  орфу наход€т в Ёрец-»сраэль разбудил воображение раввина и он создал многоступенчатую программу дл€ того, чтобы изменить жизнь евреев в Ёрец-»сраэль. ≈вреи, в массе своей, йешиботники, жили в Ёрец-»сраэль, в основном, на деньги, собираемые в ≈вропе и не занимались ручным трудом. ” раввина была иде€ создать еврейские сельскохоз€йственные поселени€ в Ёрец-»сраэль.

¬ажно подчеркнуть, что это был 1842 год, за 40 лет до основани€ первого еврейского поселени€ (ѕетах “иква) в Ёрец-»сраэль и за 60 лет до ѕервого сионистского конгресса. ‘актически, раввин …егуда јлеви был первым насто€щим сионистом, но к сожалению, его заслуги нигде не отмечены по-насто€щему, кроме улицы в яффо его имени. 
Ќа первом этапе своей сионистской программы он отправилс€ на почту и отправил телеграмму "ѕервому в —ионе" в »ерусалим, с просьбой переслать ему этроги после —уккота. ѕосле получени€ этрогов, раввин осуществил второй этап своей программы: он купил участок земли 100 дунамов северо-восточнее яффо, на берегу ручь€ ј€лон. ќн основал первую еврейскую плантацию цитрусовых в Ёрец-»сраэль, где работали только евреи. Ёто была плантаци€ этрогов, хоз€ином которой была еврейска€ сефардска€ община яффо. “аким образом община возвращала себе самоуважение, потер€нное из-за по€влени€ ашкеназийских торговцев этрогами, вытеснивших их с рынка этрогов в Ёрец-»сраэль. 

„ерез некоторое врем€, когда плантаци€ уже процветала и приносила плоды, раввин перешел к следующему этапу своей программы и в 1855 году он обратилс€ к сэру ћоше ћонтифьери. ќн предложил знаменитому благотворителю посмотреть первую еврейскую плантацию этрогов, котора€ доказывала, что евреи способны обрабатывать землю и добиватьс€ успехов в сельском хоз€йстве. Ќаличие такой плантации доказывало, что не только исключительно арабы могут работать в сельском хоз€йстве.

ћоше ћонтифьери, портрет из ≈врейской энциклопедии Ѕрокгауза и Ёфрона.
Brockhaus and Efron Jewish Encyclopedia e11 271-0.jpg
By Unknown - .torrent with info-hash 323EBA8FBD7C6A3F30C1147B39760E978C95BB9B, Public Domain, Link

ћонтифьери согласилс€ с мечтой раввина …егуда јлеви и купил плантацию этрогов, сменил ей им€ на "ѕлантаци€ ћонтифьери". ќн вкладывал деньги и развивал плантацию, как пример первого еврейского сельскохоз€йственного предпри€ти€ в Ёрец-»сраэль.   этрогам на плантации добавились лимоны и апельсины. — нее брались саженцы цитрусовых деревьев дл€ первых еврейских сельскохоз€йственных поселений, которые только по€вились. » это было за долго до того, как барон –отшильд начал вкладывать деньги в еврейское сельское хоз€йство в Ёрец-»сраэль. ѕлантаци€ ћонтифьери существовала 80 лет, до 1922г., когда была выкорчевана дл€ строительства на ее месте "–айона ћонтифьери". ƒо недавнего времени у дома 12 на улице …егудит росло дерево-этрог с плантации. «атем дерево аккуратно выкопали и пересадили в “ропический сад √аней-…ешуа, где оно благополучно продолжает расти и сегодн€.

Ќет хорошего без плохого: успех сефардских этрогов добавл€ет проблем между сефардами и ашкеназами в Ёрец-»сраэль. ¬ 1869 году начал работать —уэцкий канал и плавание в восточной части —редиземноморь€ стало безопасным.  орабли из европейских портов (ћарсель, ќдесса, ¬енеци€ и др.) стали посещать порт яффо. ¬озвраща€сь в ≈вропу, они привозили апельсины из яффо и к —уккоту качественные крупные этроги с €ффской плантации, которой управл€ли евреи-сефарды. »ерусалимские торговцы-ашкеназы увидели, что доминирование на рынке этрогов уходит снова к торговцам-сефардам. » кто из европейских евреев захочет теперь покупать мелкие и некрасивые этроги из ”м Ёльфахма, когда есть красивые €ффские этроги? ≈вропейские евреи с удовольствием и за дорого покупали €ффские этроги.

» тогда, чтобы вернуть себе господство на рынке, торговцы-ашкеназы предпринимают хитрый "маркетинговый" ход, утвержда€, что €ффские этроги некашерны, так как они сн€ты с деревьев, которые были привиты. ќни обращаютс€ в ашкеназийский религиозный суд, который выносит вердикт, обвин€ющий €ффские этроги в некашерности. »х поддерживает газета "HaLevanon", перва€ еврейска€ газета в в Ёрец-»сраэль. 
Halvanon22.jpg
מאת יחיאל ברי"ל - עיתון הלבנון, GFDLקישור

 роме того, посланцы ашкеназийской общины сад€тс€ на корабли в яффском порту и отправл€ютс€ в крупные европейские еврейские общины име€ при себе вердикт ашкеназийского религиозного суда и газету "HaLevanon", рассказывающую, что €ффские этроги хоть и красивы, но некашерны из-за опасени€ прививок. » пон€тный посыл, что подлинные этроги из Ёрец-»сраэль продают только ашкеназийские торговцы, и это единственные этроги, кашерные этроги без опасений, что дерево прививалось. » кроме того, все благословени€ €ффских этрогов отмен€ютс€...

ѕроблема между торговцами сефардами и ашкеназами была серьезной и чтобы ее решить, была, естественно, создана комисси€.

≈вреи-сефарды вышли на бой за свою жизнь, так как речь шла не только о деньгах, но и о чести. »м на помощь пришла газета "’авацелет", конкурент "HaLevanon". 
Hahavetzelet.jpg
מאת ישראל ב"ק (1797-1874), רשות הציבור, קישור

"’авацелет" обвинила ашкеназийское руководство в обмане еврейской общественности. ќбвинени€ с каждой стороны были очень серьезные, все взаимные обиды за прошедшее врем€, св€занные с распределением денег из ≈вропы.  ак будто открыли не €щик с этрогами, а €щик ѕандоры. ¬заимна€ вражда нарастала и жизнь еврейских общин стала невыносимой. » тогда создаетс€ комисси€, в которую вход€т уважаемые люди ашкеназийской и сефардской общины из »ерусалима. «адача комиссии посетить все плантации этрогов в Ёрец-»сраэль и решить кака€ плантаци€ кашерна, а на какой есть привитые деревь€. ¬ каждом выезде комиссии участвовало 2 журналиста, один из "јавацелет", другой из "HaLevanon". ¬ажность этой комиссии была не только в составлении отчета, но и в том, что это был первый раз, когда в еврейских газетах Ёрец-»сраэль по€вились подробные описани€ поездок по Ёрец-»сраэль. Ёти описани€ давали читател€м другую, более живую и оптимистичную картину пейзажей здешних мест, по сравнению с той, которую обычно описывали рассказы о еврейских поселени€х, в основном в »ерусалиме, ÷фате, ’евроне и “верии. „итатели увидели окружающую землю иначе. Ёто было в те времена, когда туризм не был общеприн€тым и мало кто ездил далеко от дома. Ќачал развиватьс€ новый газетный жанр, рассказывающий о красоте «емли »зраил€ и передающий огромную любовь к ней. Ёти публикации имели большое вли€ние на развитие еврейского заселени€ Ёрец-»сраэль, которое началось в 80е годы 19 века.

—итуаци€ в комиссии была не столь удачна: большинство ее участников было ашкеназами, а часть членами семей иерусалимских торговцев этрогами. —оответственно, в отчете комиссии говорилось, что этроги с €ффской плантации с привитых деревьев, а этроги из ”м Ёльфахма оригинальные, непривитые. ќпира€сь на это ашкеназийский религиозный суд сказал, что ашкеназийские этроги из ”м Ёльфахма кашерны, а сефардские этроги из с еврейской €ффской плантации некашерны. Ѕлагодар€ этому еврейский мир был в состо€нии полной неразберихи, ашкеназы бойкотировали сефардские этроги, а сефарды - ашкеназийские. ¬ результате всего этого все торговцы из Ёрец-»сраэль потер€ли европейский рынок этрогов, что привело к серьезным финансовым проблемам. Ѕлагодар€ этому на освободившийс€ рынок этрогов вышли торговцы с  орфу...

¬ 1891 году за несколько дней до ѕесаха во дворе еврейского портного на острове  орфу было найдено обезглавленное тело еврейской девочки восьми лет. —разу же по острову расползлись слухи, распростран€емые христианами, что это не еврейка, а христианка и она была убита ритуальным способом, чтобы ее кровь была использована дл€ выпечки мацы. Ёто был кровавый навет, который был организован греческими антисемитами и он вызвал волны жестоких погромов и резни на острове  орфу. ƒес€тки евреев были убиты, сотни ранены, из 5000 евреев острова 3000 его покинули, в основном состо€тельные люди.

≈врейский мир был в страшной тревоге: прошло меньше 10 лет после страшных погромов произошедших в –оссийской империи, и евреи решили ответить бойкотом этрогов с  орфу, и использованием этрогов только из Ёрец-»сраэль. 

 ак говоритс€, беда одного - благословение другого. ¬ то врем€ как еврейска€ община  орфу почти полностью покидает остров, включа€ евреев-торговцев этрогами, еврейские торговцы из Ёрец-»сраэль тороп€тс€ зан€ть их место на рынке этрогов. » ашкеназы и сефарды объедин€ютс€, чтобы зан€ть рынок. ќни требуют отменить выводы комиссии и из »ерусалима раздаетс€ призыв ко всем еврейским общинам ≈вропы, говор€щий, что в данный момент все этроги из Ёрец-»сраэль кашерны.   этому присоедин€ютс€ большинство раввинов, включа€ ашкеназийских, и отмен€етс€ запрет на этроги с €ффской плантации и всех остальных запрещенных комиссией.

„тобы гарантировать рыночный успех этрогов из Ёрец-»сраэль на европейском рынке, ашкеназийские и сефардские торговцы все вместе провод€т агрессивную коммерческую компанию против этрогов с  орфу и призывают бойкотировать этроги с  орфу. ≈врейские общины откликаютс€ на призыв и начинают покупать исключительно этроги из Ёрец-»сраэль. ќтрасль выращивани€ этрогов на  орфу быстро рушитс€, в то врем€ как в Ёрец-»сраэль начинает процветать.

IMGP4094a-a
ѕоздравительна€ открытка к –ош јшана с видами Ёрец-»сраэль, а также с 4м€ видами растений к празднику —уккот.
 онец 19 - начало 20 века, ћузей Ёрец-»сраэль


ј что сегодн€? 

—о временем »зраиль превратилс€ в мировой центр по выращиванию этрогов и продажи их по всему миру. »зраильские производители этрога полностью обеспечивают местный спрос и экспортируют плоды во многие еврейские общины мира. Ёто бизнес в котором крут€тс€, по разным оценкам, сотни миллионов шекелей. ¬ год в »зраиле может быть продано около 800.000 этрогов. 
»нтересно, что в наше врем€ арабы вообще не выращивают этроги, и весь рынок зан€т, в основном, евре€ми-ашкеназами. ≈динственное исключение - "йеменский этрог". –азные плантации этрогов имеют разные удостоверени€ кашерности. 
  самому этрогу предъ€вл€ютс€ серьезные требовани€, и покупка хорошего этрога вещь непроста€ и недешева€.  аждый этрог подвергаетс€ тщательной проверке перед покупкой. ≈сть плоды, за которые плат€т 1000 шекелей и больше.
“радиционный поиск этрогов породил целый фольклор на эту тему. ¬ большинстве ортодоксальных семей есть "специалист", который и ищет этроги дл€ всей семьи и покупает на всех на выделенные деньги. ” такого "специалиста" есть посто€нный продавец, который "сохранит дл€ него под прилавком" самые лучшие этроги.
я читала мнение о том, что поиск подход€щего этрога дл€ мужчины как поиск подход€щей женщины: как только увидел сразу почувствовал, что это то, что тебе нужно.


„то нам стоит дом построить посадить плантацию этрогов?

ѕрежде всего вы€сним, кто же такой этрог с ботанической точки зрени€. ѕо русски правильно он называетс€ цитрон, цедрат (Citrus medica), растение рода Citrus семейства рутовых. –азновидность, о которой у нас идет речь, Citrus medica var. Ethrog Engl., этрог, אתרוג .
Ётрог небольшое колючее дерево высотой до 3 м.
Ётрог имеет самые крупные плоды из всех цитрусовых. »х длина составл€ет 12-40 см, диаметр – 8-28 см. 
¬ 2006 году в заповеднике Ќеот- едумим на одном из деревьев вырос этрог весом 4кг, который был внесен в книгу рекордов √инесса.
ѕлоды этрога продолговатые, цвет может быть от зеленого до жЄлтого и на иврите в —редние века существовало специальное название такого цвета "этроговый".

Ётроги - плоды обладают необычайно толстой (2,5—5 см) кожурой.
«десь мы видим два сорта этрогов в разрезе, справа "’азон иш-√альперин", слева - йеменский этрог. ” обоих очень толста€ кожура.
Two citrons.JPG
מאת סול במול - נוצר על ידי מעלה היצירהCC BY-SA 3.0קישור.

Ётрог - достойный представитель рода ÷итрусовых - вечнозеленое растение, с цветами, обладающими неверо€тным запахом. ≈сли вам доводилось находитьс€ р€дом с плантацией цветущих цитрусовых, вы со мной согласитесь.
Ёто цветок этрога. ÷ветки белые, крупные, одиночные или в соцвети€х, обоеполые или функционально мужские.
Etrogflower.jpg
By CitriCulture - Own workCC BY-SA 4.0Link

Ќе только цветок, но и сам плод - этрог тоже очень душистый.


“ак этроги растут на дереве в поселении –отем, о котором € писала тут.

¬етви с одиночными пазушными колючками длиной 3-5 см. Ћисть€ крупные, продолговато-овальные, плотные, с короткими крылатыми черешками. 
ƒерево этрог плодоносит почти круглый год волнами, об этом знали и наши далекие предки.

Ётрог надо посадить в теплом солнечном месте так, что бы целый день он был освещен солнцем. «емл€ дл€ должна быть хорошо дренажирована. Ётрог требует посто€нного полива, чем оправдывает свое им€, упом€нутое в “оре, красивое дерево - эц адар (עֵץ הָדָר), так как гидро (hydor) - вода на греческом.
”ход за этрогом сложный: нужно делать обрезку веток р€дом с плодами, чтобы плоды не пострадали. 

¬ первые годы после посадки дерева рекомендуетс€ срезать цветы.
Ётроги подвержены многим болезн€м.
» сегодн€ кашерный этрог может быть сн€т только с не привитого дерева, иначе он будет годен только дл€ варки варень€.

Ќет ни одного фрукта или овоща, требующего от кресть€нина таких затрат ручного труда и денежных вложений, как этрог.  аждый плод требует индивидуального ухода, что и объ€сн€ет высокие цены, несравнимые с другими фруктами. 

—егодн€ с помощью современной техники полива создаютс€ 2 основные "волны" цветени€ и плодоношени€ этрогов. ќдна за 2 мес€ца до праздника —уккот, чтобы сн€ть урожай плодов, предназначенных дл€ продажи за границу, втора€ - перед праздником, чтобы сн€ть урожай дл€ продажи в »зраиле.


Ёто интересное растение родственник нашего этрога - цитрон пальчатый Cítrus médica var. sarcodactýlis, еще его называют "рука Ѕудды".

¬ качестве примера плантации этрогов € приведу знаменитую плантацию этрогов в  фар ’абад.

Ётроги Ћюбавического реббе
¬  фар ’абад, единственна€ в »зраиле плантаци€, котора€ выращивает этроги, происход€щие из  алабрии (ёжна€ »талии), потому что их предпочитал Ћюбавический реббе. Ѕольше 40 лет назад в »зраиль, в  фар ’абад привезли этрог, который был использован Ћюбавическим реббе в праздники. »з его сем€н было выращено 4 дерева, а теперь существует уже цела€ плантаци€. ƒеревь€ здесь не привитые. ÷елый год выращиваютс€ этроги к празднику —уккот. ”рожай собираетс€ полностью вручную.  ачество провер€етс€ очень тщательно и 70% выбрасываетс€, так как признаетс€ негодным. ћалейшее черное п€тнышко на кожуре превращает этрог в полностью негодный к потреблению. 
Etrog1.jpg
מאת Aviad2001 - נוצר על ידי מעלה היצירהCC BY 3.0קישור

ћожете себе представить ощущени€ кресть€нина, который выбрасывает 70% своего урожа€? »менно так это с этрогами.
Ёта плантаци€ поставл€ет этроги хабадникам как в »зраиле, так и в мире. Ќа продаже этрогов даже небольшими парти€ми делают большие деньги. Ќапример йешиботники из Ќью-…орка покупают этроги по 400 шекелей за штуку в »зраиле на плантации, привоз€т их домой и продают по 500 долларов за штуку...
Etrog plants at kfar chabad.JPG
By Bachrach44 - Own workCC BY-SA 3.0Link
ћолодые деревь€ в  фар ’абад

» закончить рассказ об этрогах € хочу еще одним изображением:

"נטילת לולב", автор Ѕорис Ўац, основатель академии Ѕецалель. »з монограф

–убрики:  »нтересно!!
 ультура,  ультурологи€, Ќравы
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку