-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в SPACELilium

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 13.07.2011
«аписей: 19907
 омментариев: 6588
Ќаписано: 38892


’араппска€ цивилизаци€ , »ндска€ цивилизаци€, - «олушка древнего мира

¬торник, 29 январ€ 2013 г. 14:50 + в цитатник
÷итата сообщени€ ¬ладимир_√ринчув ’араппска€ цивилизаци€ - «олушка древнего мира

’араппска€ цивилизаци€ была открыта ƒж. ћаршаллом лишь в 1921, гораздо позже, чем египетска€ и шумерска€; ее еще называли «золушкой ƒревнего мира» . »з-за своей изолированности она до сих пор остаетс€ наименее изученной ќсновные ее центры располагались в долине »нда − ћохенджо-ƒаро (в переводе с синдхи − «холм мертвых») близ современного г. ’айрпур, „анху-ƒаро (г. ’айдарабад), ’араппа (на р. –ави близ г. —ахивал). ќткрыты и менее крупные города −  алибанган, Ћотхал, Ѕанавали, —уркхотада, јмри,  от-ƒиджи, ћехргарх, –ангпур, јллахдино и др. Ўумеры называли дельту »нда ћеллуха. ’араппска€ цивилизаци€ несомненно св€зана с не менее загадочной культурой ƒревнего Ёлама, котора€ существовала в южном »ране в 3 тыс. − 6 в. до н.э. Ћингвист ƒ. ћакэлпин выдвинул гипотезу о родстве эламского и хараппского (протодравидийского) €зыков; он считает, что прародина эламо-дравидов − район современного »рана.  роме того, отмечаютс€ сближени€ между сино-тибетскими и дравидийскими €зыками.

‘айл:Mohenjodaro Sindh.jpeg

—уществуют, видимо и св€зи протодравидов ’араппы с земледельческой культурой эпохи энеолита јнау на юге “уркмении (5 тыс. − 4 в. до н.э.) в окрестност€х г. ћары (древний ћерв). »менно здесь (в јлтын-ƒепе) ¬. ћассоном  были найдены печати протоиндийского типа, которые могли принадлежать к древнейшей протодравидской этнической общности. ¬ —редней јзии было открыто единственное поселение хараппского типа за пределами собственно протоиндийского ареала − Ўортугай в среднем течении јмударьи. —огласно ∆.-‘. ∆арижу, возраст индостанского очага раннеземледельческих культур − 7-6 тыс. до н.э.

’араппское государство было довольно обширным и занимало территорию ѕакистана (провинции ѕенджаб, —инд), а также иранский Ѕелуджистан, —еверную »ндию и √уджарат. ѕо ареалу распространени€ цивилизаци€ »нда может считатьс€ одной из крупнейших на ƒревнем ¬остоке, превосход€ ƒревний ≈гипет и ћесопотамию, вместе вз€тые. ¬ 14 в. до н.э. города »нда неожиданно пришли в запустение и были покинуты жител€ми. ќдно из объ€снений этому − вторжение индоевропейских племен в пределы »ндостана. ƒревн€€ письменность была забыта. ќднако еще Ѕируни писал, «что касаетс€ письма индийцев, то о нем говорили, что однажды оно стерлось из пам€ти и было забыто».

¬ современной культуре »ндии с ее сложной религиозно-мифологической системой существенен субстратный пласт протодравидийской цивилизации »нда. »ндоевропейцы принесли на этот субконтинент новое мировоззрение, отличающеес€ конкретикой числовых и символических комплексов, большей стройностью и €ркостью образов. –еликты доарийского умозрени€ в современном индуизме − повышенный эротизм, специфика многосв€зности и хитросплетений мифических сюжетов, развитый мистицизм и отстраненность от мира.

 

ƒравидо€зычный характер хараппской цивилизации был вычислен советскими и финскими лингвистами (впервые эту гипотезу высказал испанец Ё. Ёрас в 1940).

‘айл:Mohenjo-daro Priesterkönig.jpegќчень много дл€ дешифровки хараппских текстов сделали ѕ. ћериджи и ё.  норозов. »ндийский исследователь ».ћахадеван составил каталог хараппских знаков (им были опубликованы статьи «ƒравидийские параллели в протоиндийском письме», «ѕисьмо индусов» и др.).

—реди ученых довольно широко было распространено мнение о позднем возникновении цивилизации в »ндии. Ќекоторые из них считали, что еЄ принесли извне арийские племена. Ќередко высказывались точки зрени€ об изолированности древнеиндийской культуры, ее отсталости по сравнению с культурами других стран ƒревнего ¬остока.

ќткрытие и исследование ’араппской цивилизации €вились €рким доказательством древности и самобытности древнеиндийской культуры. ≈ще в 1875 г. английский археолог ј.  анин-гхэм обнаружил в ’араппе (современный ѕакистан, дистрикт ћонтгомери, «ападный ѕенджаб) печать с неизвестной пад-тшсью, но научные раскопки тачались лишь в 20-х годах XX в. »ндийские археологи –. —ахни и –. ƒ. Ѕаиерджи открыли древние города в ’араппе и ћохенджо-ƒаро (современный ѕакистан, дистрикт Ћаркхана, —инд). — тех пор проблемы этой цивилизации наход€тс€ и центре внимани€ историков и археологов многих стран мира.

ќдним из самых сложных вопросов в изучении ’араппской цивилизации €вл€етс€ вопрос о ее происхождении. ¬ысказывались разные точки зрени€ — о шумерийской основе хараппской культуры, о создании ее индоарийскими племенами, в св€зи с чем ’араппска€ цивилизаци€ рассматривалась как ведийска€. »звестный археолог –. √ейне-√ельдерн писал даже о том, что цивилизаци€ на »нде возникла внезапно, так как никаких следов предшествующего развити€ будто бы не обнаружено. «а последние годы собраны новые важные материалы о местном происхождении этой культуры.   сожалению, подпочвенные воды пока мешают археологам последовать самые нижние слои в ћохенджо-ƒаро.

http://www.indostan.ru/indiya/foto-video/1870/2157_1_o.jpg

јрхеологические раскопки в Ѕелуджистане и —инде показали, что здесь в четвертом-третьем тыс€челетии до н. о. существовали земледельческие культуры, которые имеют много общего с раннехараппской культурой и с которыми хараппские поселени€ в течение длительного времени поддерживали контакты. ¬ —инде земледельчесжие культуры по€вл€ютс€ позднее, что позвол€ет предполагать проникновение сюда каких-то племен из областей Ѕелуджистана и ёжного јфганистана.

http://news.cs.washington.edu/wp-content/uploads/2009/04/20090423_pid49097_aid49046_indusicon_sourceimage.jpg

¬ долине »нда хараппские поселени€ возникают, очевидно, не сразу и не одновременно. ¬еро€тно, из какого-то одного центра, где раньше всего сложилась городска€ культура, происходило постепенное расселение ее создателей. ¬ этой св€зи особый интерес представл€ют исследовани€ французского археолога ∆. ћ.  азал€ поселении јмри, который установил стратиграфию от дохараппского периода до позднехараппского. «десь прослеживаетс€ местное развитие культур: с момента, когда больша€ часть керамики изготовл€лась вручную, без гончарного круга, когда строени€ только по€вл€лись, а использование металлов лишь начиналось, до более развитых фаз, отмеченных расписной керамикой и более прочными, сырцовыми постройками. Ќижние слои дохараплского периода имеют аналогии с раннеземледельческими культурами Ѕелуджистана, в более поздних сло€х по€вл€етс€ керамика раннехараппских поселений долины »нда. Ќаконец, раскопки показали, что традиции, типичные дл€ культуры јмри, сосуществуют вместе с хараппскими.

//s59.radikal.ru/i164/0902/72/1c7f16ee4287.jpg¬ самой ’араппе под городскими укреплени€ми была найдена керамика культуры јмри, а в нижних сло€х ћохснджо-ƒаро — керамика белуджистанских культур, что свидетельствует, очевидно, не только о тесных контактах индских поселений с земледельческими культурами Ѕелуджистана и —инда, но и о том, что ’араппска€ цивилизаци€ имеет местные корни. ќна возникла на основе традиции земледельческих культур этого периода, и прежде всею долины »нда.

–аскопки пакистанских археологов в  от-ƒиджи (недалеко от современного ’айпура) показали, что в дохараппский период здесь существовала уже весьма развита€ культура: ученые открыли цитадель и собственно жилые кварталы, возникшие, по данным радиокарбонного анализа, в XXVII—XXVI вв. до и. о.  ерамика из  от-ƒиджи ранного периода имеет аналогии с керамикой земледельческих поселений —инда и Ѕелуджистана, а более поздн€€ — с хараппской. Ёто позволило проследить эволюцию местных традиций до собственно хараппских, датируемых XXI—XX ив. до н. э. явный предхараппский период был открыт индийскими археологами при раскопках в  алибангане (–аджастан), где на одном холме находились поселени€ предшественников хараппанцев, а на соседнем — постройки уже создателей хараппской культуры.  ерамика предхараппского поселени€ имеет много общих черт с керамикой јмри и  от-ƒиджп. “аким образом, ученым удалось проследить развитие хараплской культуры на основе более древних местных традиций.

¬месте с тем ’араппска€ цивилизаци€ €вилась новым этапом, качественным скачком в развитии древнейших культур »ндостана, ознаменовавшим по€вление цивилизации городского типа. Ѕольшое значение имела, очевидно, речна€ система »нда, создающа€ благопри€тные услови€ дл€ развити€ материальной культуры и экономики и дл€ создани€ городских поселений-центров ремесла и торговли. Ќеслучайно больша€ часть всех харанпских поселений располагалась по берегам »нда и его притоков. ѕозднее хараппские поселени€ по€вились в верховь€х √анга и ямуны (современна€ ƒжамна).

http://history.rsuh.ru/historycd/history/graph/pictures/jpg/4-3-003-2.gif

ћногое в происхождении хараплской культуры остаетс€ еще не совсем €сным и нуждаетс€ в дальнейшей разработке, но теории, св€зывающие создание этой цивилизации с пришельцами — ари€ми пли шумерийцами, в насто€щее врем€ представл€ют лишь историографический интерес. ¬ 20-х годах XX в , когда началось научное изучение ’араппской цивилизации, существовало мнение об относительно узких границах этой культуры. ƒействительно, вначале хараппские поселени€ были найдены только в долине »нда. “еперь же, в результате современных археологических исследований, стало €сно, что ’араппска€ цивилизаци€ была распространена на огромной территории: с севера на юг более 1100 км и с запада на восток более 1600 км.

http://img.beta.rian.ru/images/6277/44/62774402.jpg

–аскопки на  атхиаарском полуострове показали, что население постепенно продвигалось к югу, колонизу€ новые территории. ¬ насто€щее врем€ самым южным считаетс€ хараппское поселение у усть€ реки Ќарбада, но можно предполагать, что хараппанцы проникли еще южнее. ќни устремл€лись и на восток, подчин€€ себе все новые области. јрхеологи открыли харатшское поселение недалеко от современного јллахабада. “ак создавались различные варианты харагшской культуры, хот€ в целом это была едина€ культура с установившимис€ традици€ми. ћожно предполагать, что некотора€ разноплановость внутри этой огромной цивилизации отражала разную этническую основу и неодинаковый уровень развити€ тех районов, где по€вл€лись создатели этой цивилизации.

 

’ронологию ’араппской цивилизации ученые определ€ют сейчас различными способами. ѕрежде всего это сопоставление индских и месопотамских вещей (например, индских печатей, найденных в городах ƒвуречь€), спектральный анализ фа€нсовых изделий, карбонный анализ вещей, к которому стали обращатьс€ в последние годы, а также данные аккадских источников о торговых отношени€х с ¬остоком. ¬начале ученые очень удревн€ли возраст городов хараппской культуры, исход€ лишь из общих соображений о сходстве процесса развити€ цивилизации в Ўумере и »ндии.  рупнейший английский археолог и один и зачинателей «индпшжой археологии», ƒж. ћаршалл, в начете 30-х годов датировал »ндскую культуру от 3250 до 2750 г. до н. э.  огда же были опубликованы печати индского типа, найденные при раскопках городов древней ћесопотамии, оказалось, что больша€ часть их св€зана с правлением —аргона I (2369— 2314 до н. э.), а также с периодами »сины (2024—1799 гг. до н. э.) и Ћарсы (2024—1762 гг. до н. э.). Ќа этом основании ученые пришли к выводу, что наиболее прочные св€зи между ћесопотамией и »ндией условно можно было отнести к 23 - 18 в до н.э.

ѕоказательно, что в аккадских текстах наибольшее число упоминаний о торговле с восточными област€ми, в том числе с ƒильмуном и ћелухой, которые идентифицируютс€ учеными с индскими или соседними с этими област€ми, падает на период III династии ”ра (2118—2007 гг. до п. о.) и период династии Ћарсы. Ѕольшой интерес представило открытие па одной из клинописных табличек, датируемой 10-м годом правлени€ цар€ Ћарсы √унгунума (1923 г. до н. э.). оттиска печати индского типа. ¬се эти данные позволили предположить, что период расцвета индских городов — конец третьего — начало второго тыс€челети€ до н. о. ѕри раскопках месопотамских (городов печати были обнаружены и в сло€х касситского периода, что свидетельствует о продолжении контактов и в эту эпоху. ¬ верхних сло€х ’араппы были найдены фа€нсовые бусы, спектральный анализ которых установил их тождественность бусам из  носса на острове  рит (XVI в. до н. о.). Ќа основавши этого последний период в истории ’араппы также можно датировать XVI в. до н. о.

ќпределенные коррективы в эти схемы внес карбонный анализ. ƒл€  алибангана начальные слои чарапнской культуры датируютс€ XXII в. до н.э., а последний период — 18 — 17 вв. до н. э.; дл€ ћохенджо-ƒаро даты сходные: период расцвета — 22 — 19 вв., последний период — XVIII в. до н. э. (±115 лет). ¬ насто€щее врем€ многие исследователи условно датируют начало хараппской культуры 2300 г. до н. э., а период «заката» — 18 н. до н. э. (1750 г. до п. о.). “ака€ хронологи€ указывает иа существование контактов ћесопотамии с поселени€ми долины »нда еще в дохараппский период.

ѕри датировке истории »ндской цивилизации необходимо учитывать разновременность существовани€ народов и поселений в различных районах. –аскопки па  атхнаварском полуострове, в частности, показали, что после упадка основных центров в долине »нда здесь еще продолжали, хот€ и видоизмен€€сь, существовать города хараппской культуры. ¬еро€тно, что более поздние даты, определ€ющие начало хараппской культуры на  атхиавараком полуострове (дл€ Ћотхала радиокарбонный анализ дает 2130 (2125) —1895 (1870) гг. до н. э.), св€заны с переселением в эти области жителей из долины »нда в результате начавшегос€ там упадка главных городских центров.

—уществование крупных городов, наличие строной системы городского планировани€ строительства свидетельствуют о высокой степени развити€ ’араппской цивилизации. ¬ результате раскопок было открыто несколько крупных городов. —амые большие из них — ’араппа и ћохенджо-ƒаро. ћохенджо-ƒаро занимал площадь 2,5 кв. км., а его население, как полагают некоторые ученые, могло исчисл€тьс€ в 35 тыс. человек (иногда приводитс€ и более крупна€ цифра - до 100 тыс. человек).

http://www.fidel-kastro.ru/history/ARHEO/PICS/051.gif

—уд€ по раскопкам, городские центры имели сходную систему планировани€: крупные юрода состо€ли из двух главных частей — цитадели с западной стороны, где, очевидно, располагались городские власти, и так называемого нижнего юрода, где были сосредоточены основные жилые постройки. ∆ила€ часть города обычно имела форму пр€моугольника. ÷итадель строилась на высокой кирпичной платформе, возвыша€сь пад остальным городом. ќна должна была защитить и от наводнений, которые были страшным бедствием дл€ городов долины »нда. ќбщение между двум€ част€ми было, очевидно, ограничено. Ќапример, в  алибангане при раскопках были обнаружены лишь два входа, св€зывающие цитадель с «нижним городом». ¬ случае необходимости эти входы могли, по-видимому, закрыватьс€ и тем самым отгораживать городские втасти от простых жителей. ” кра€ цитадели в ’араште проходила особа€ прецессионна€ дорога, по которой двигались войска, а также различные процессии. ÷итадель была хорошо укреплена мощными стеками и башн€ми. –аскопки в  алибангане вскрыли массивную кирпичную стену цитадели. ¬нутри нее располагались постройки религиозного и, очевидно, административного характера. ¬ цитадели ћохенджо-ƒаро находилс€ огромный бассейн (ширина 7 м, длина 12 м, глубина почти 2,5 м), который, возможно, был частью религиозного комплекса и служил дл€ специальных ритуальных омовений. — помощью особой системы в бассейн из колодца посто€нно поступала свежа€ вода. јрхеологи открыли ступени, ведущие, как полагают, на второй этаж сооружени€. Ќедалеко от бассейна находились общественные амбары дл€ хранени€ зерна и своего рода зал дл€ собраний (или рынок, по мнению (некоторых ученых), имевший несколько р€дов каменных оснований дл€ колонн (колонны были, очевидно, дерев€нными и поэтому не сохранились).

http://www.x-team.ru/upload/blog/7ec/7ecb2981fd35b6b47750bdc93e6d6682.jpg

ќбщественные амбары были обнаружены и в ’араппе, к северу от самой цитадели, близ реки. Ќаличие специальных каменных платформ р€дом с амбарами указывает на то, что здесь проходила молотьба зерна: в щел€х пола археолога: нашли колоски пшеницы и €чмен€. ¬еро€тно, зерно на лодках доставл€ли сюда по реке, а затем помещали в амбары.

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000015/pic/st000_03.jpgѕо строгому плану строилась и жилые кварталы, составл€ющие «нижний город». «десь имелись главные улицы, ширина которых в ћохенджо-ƒаро доходила до 10 м. ќни пересекались под пр€мым углом с более мелкими улочками, иногда столь узкими, что даже повозки не всегда могли по ним двигатьс€.

∆илые дома были различных размеров. Ќекоторые достигали трех этажей (об этом свидетельствуют остатки лестниц) и заканчивались плоскими крышами. Ёто были, очевидно, жилища богатых граждан. —пециальных окон в них не  существовало, а свет и воздух поступали через маленькие отверсти€, которые делались в верхней части стен. ƒвери дома были дерев€нные. ƒл€ строительства крыш кроме дерева примен€лс€ также утрамбованный ил. ѕри каждом доме имелись специальные хоз€йственные помещени€ и двор, где находилась кухн€ дл€ приготовлени€ пищи. ¬ кухне были специальные очаги, а также сто€ли большие сосуды дл€ хранени€ зерна и масла. ’леб пекли в особых печах. ¬о дворах содержалс€ и мелкий скот.

http://www.spagyricarts.com/page6/files/pashupati-0028shiva-as-yogi0029-seal_sm-002800a9harrapa.com.jpgЅедн€ки проживали в хижинах и бараках. ¬ ’араппе вблизи стен цитадели недалеко от площадок дл€ обмолота зерна были открыты два р€да строений, каждое из которых представл€ло собой одну крохотную комнату. —ходные жилища находились и в ћохенджо-ƒаро, где, очевидно, проживали обедневшие ремесленники, временные работники и рабы. Ќа улицах городов располагались лавки и мастерские ремесленников. ¬ жилой части города могли находитьс€ и религиозные здани€. јнглийский археолог ћ. ”илер открыл в ћохенджо-ƒаро строение на массивной платформе, с лестницей, ведущей, веро€тно, наверх, и остатки каменной скульптуры. ¬есь этот комплекс он предлагал рассматривать как храм. ќсновным строительным материалом был обожженный кирпич, но примен€лс€ также и сырец. ¬  алибангане обожженный кирпич шел в основном на строительство колодцев и комнат дл€ омовени€.

Ѕольшое внимание в городах удел€лось водоснабжению и системе канализации. ѕочти в каждом доме был колодец, а на улицах строились общественные колодцы. ќдной из самых совершенных на ƒревнем ¬остоке была система канализации в городах »ндской цивилизации. Ќа улицах имелись специальные отстойники, куда стекались нечистоты; затем гр€зна€ вода попадала в каналы, которые, очевидно, регул€рно прочищались. Ёти каналы строились из кирпича и сверху покрывались также кирпичами и каменными плитами. ¬ услови€х индийского климата, скупченности населени€ и низкого уровн€ санитарии и гигиены налаженна€ система водоснабжени€ и канализации приобретала исключительно важное значение.

http://sigils.ru/symbols/img/linga01.jpg

—воеобразный облик города открылс€ археологам при раскопках Ћотхала (—аураштра), который был не только торговым центром, но и портом. ќн окружалс€ каменной стеной, жилые постройки (чтобы уберечьс€ от наводнени€) помещались на специальной платформе. ¬ восточной части поселени€ была верфь (размером 218X37 м), котора€ каналами соедин€лась с рекой, впадающей в море. ¬ результате раскопок открыты остатки одного из каналов длиной более 2,5 км. ќстальна€ часть города была жилой, где нар€ду с главными улицами (4—6 м в ширину) были и небольшие узкие переулки (до 2 м в ширину). Ќа главной улице располагались мастерские ремесленников.

http://www.columbia.edu/itc/mealac/pritchett/00routesdata/bce_500back/indusvalley/protoshiva/protoshiva.jpg

Ќесмотр€ на высокий уровень городского строительства, больша€ часть населени€ »ндской цивилизации жила в сельских поселени€х и занималась преимущественно земледелием. »ндска€ долина была одним из древнейших центров земледели€ на ¬остоке. «десь с давних времен выращивали различные земледельческие культуры. —уд€ по раскопкам, население ’араппской цивилизации было знакомо с пшеницей (двух сортов), €чменем, кунжутом, бобовыми. «ерен риса (в поселени€х долины »нда не обнаружено, но (при исследовании Ћотхала и –апгпура (в —аураштре) в слое глины и керамике археологи нашли рисовую шелуху.

http://www.kolizejinfo.ru/_ph/53/420072290.jpg

Ёто позвол€ет предполагать, что население этих районов занималось и рисоводством. ѕри раскопках ћохенджо-ƒаро был найден небольшой кусочек хлопчатобумажной ткани, что €вно свидетельствует о культивировании хлопчатника. Ќаселение было знакомо и садоводством. «емледельцы искусно пользовались разливами »нда, а возможно, прибегали и к искусственному орошению. –аскопки, к сожалению, не позвол€ют судить о земледельческих оруди€х. ѕо мнению некоторых ученых (например, ƒ. ƒ.  осомби), плуга еще не было, земл€ обрабатывалась легкой бороной.

http://new-history2005.narod.ru/003.jpgЌемалое значение имело скотоводство. »з домашних животных были известны овца, коза, корова, кошка, собака. –азводили и кур. –€д данных позвол€ет предполагать, что был приручен слон. —реди исследователей дискутируетс€ вопрос, знали ли жители »ндской цивилизации о лошади, но пока пр€мых свидетельств использовани€ лошади как домашнего животного нет.

ћедь и бронза были основными металлами, из которых изготовл€ли оруди€ производства, сосуды, оружие, ремесленные издели€. ¬ это врем€ уже хорошо были известны плавка, литье и ковка металлов. јнализ металлических предметов показал наличие небольшой доли никел€ и мышь€ка. ƒл€ изготовлени€ фигурок из металла примен€лс€ так называемый метод потер€нного воска. Ќе утратил своего значени€ и камень, из которого делались многие оруди€ и украшени€, но никаких следов железа в поселени€х »ндской цивилизации не было найдено. ∆елезо в »ндии по€вл€етс€ позднее, уже после упадка хараппской культуры. –емесленники-ювелиры употребл€ли также золото и серебро. Ѕогатые украшени€ пользовались особым спросом у знатных лиц.

¬ период ’араппской цивилизации получили распространение такие ремесла, как пр€дение и ткачество, резьба по кости и металлу, изготовление керамики. ѕри раскопках во многих домах были открыты пр€слицы.  ерамика богато орнаментировалась, преимущественно геометрическими и растительными узорами. —осуды изготовл€лись на гончарном круге и обжигались в специальных печах, делалась и поливна€ посуда.

ѕолитическа€ организаци€ »ндской цивилизации до сих пор €вл€етс€ предметом спора среди ученых, хот€ открытие цитаделей в ћохежджо-ƒаро, ’араппе и  алибангане дает основание говорить ,о классовом расслоении. ¬ цитадели, очевидно, была ставка правител€ (или правителей) и его дворец, здесь же находились городские власти) осуществл€вшие контроль за жизнью города, за сложной системой городского водоснабжени€ и канализации. ¬ их ведении находились, по всей веро€тности, и общественные амбары. ћожно предполагать, что в городах был и особый городской совет. Ќе исключено, что члены совета заседали в так называемом зале заседаний, который был открыт в ћохенджо-ƒаро.

ƒвум€ наиболее крупными городами, как уже говорилось, были ћохенджо-ƒаро и ’араппа, которые, по мнению некоторых ученых, €вл€лись двум€ столицами либо одного, либо двух политических объединений. ¬опрос о том, откуда и как управл€лись все поселени€ этой значительной по территории цивилизации, до сих пор остаетс€ нерешенным, но обращает на себ€ внимание существование единой системы мер и всегда, письменности, сходных норм строительства, одинаковою планировани€ и т. д.

ќчень спорным €вл€етс€ также вопрос о политической власти в индских городах и характере классовой структуры некоторые исследователи (¬. ¬. —труве в ———–, ¬. –убен в √ƒ–) высказали предположение о рабовладельческой основе хараппского общества, но этот вывод еще требует дополнительнвх данных и доказательств. –€д ученых сравнивали ее с политической организацией древней ћесопотамии, счита€, что и на »нде власть принадлежала жрецам, в собственности которых находилс€ весь земельный фонд. Ќе исключено, что в хараппских центрах было республиканское устройство.

http://images.netbynet.ru/direct/3f66bf46270f10b9d2f7d9d2e4e05fc4.jpg–аскопки €сно показали наличие значительного имущественного неравенства. ¬ больших трехэтажных домах жили, очевидно, богатые горожане — торговцы, зажиточные ремесленники, а бедные вынуждены были ютитьс€ в крохотных домишках »мущественное различие €рко про€вл€етс€ и при ознакомлении с погребени€ми. Ѕогатых горожан хоронили вместе с драгоценност€ми, расписными сосудами; (погребальный инвентарь бедных значительно скромнее. ”ченые полагают, что в хараппских городах имелись и рабы, которые жили в хижинах, занимались обмолотом зерна, переноской т€желых грузов и, возможно, участвовали в работах по очистке канализационных каналов. ¬ ’араппе, как отмечалось, за стеной цитадели, недалеко от общественных амбаров и р€дами с платформами дл€ обколота зерна, были открыты небольшие лачуги, где, очевидно, жили зависимые работники или рабы. ¬  алибангане и Ћотхале таких сооружений не обнаружено, что дало основание ученым (например, французскому археологу ∆. ћ.  азалю) высказать мнение о более либеральной власти в этих городах пo сравнению с авторитарным режимом в ’араппе. “ака€ точка зрени€ недостаточно убедительна, хот€ можно предположить некоторое различие в политической организации хараижжих городов. »нтересное толкование выдвинул английский ученый ƒ. √ордон, который предложил рассматривать некоторые терракоты как фигурки рабов (они изображают людей, сид€щих на корточках и сжимающих руками колени; на голове у них кругла€ шашка). ¬ этой св€зи ∆. ћ.  азаль, выделив группу миниатюрных печаток с очень простым и кратким «текстом», рассматривает их как своего рода «удостоверени€ личности» работников или рабов.

¬ целом раскопки позвол€ют условно наметить несколько социальных групп, таких, как жрецы, торговцы, ремесленники, зависимое население; очевидно, можно говорить и об особой группе военных. Ёта стратификаци€ послужила дл€ некоторых ученых основанием усматривать в хараппском обществе зародыши сословно-кастовой организации.

√орода ’араппской цивилизации были центрами внутренней и внешней торговли, котора€ велась сухопутным и морским путем. ќ развитии торговли и направлении торговых св€зей говор€т как археологические материалы, так и письменные свидетельства, содержащиес€ в ближневосточных источниках. ¬о врем€ раскопок в ћохенджо-ƒаро была найдена игрушечна€ модель двухколесной павозки. ќчевидно, с помощью такой повозки осуществл€лись внутренние перевозки. »ндские города имели хорошо налаженные контакты с районами ёжной »ндии, откуда доставл€лись драгоценные металлы. «а последние годы стали известны св€зи ’араппской цивилизации с поселени€ми ёжной “уркмении.

http://www.e-reading.org.ua/illustrations/144/144986-i_124.jpg

¬ результате находок печатей, бус, раковин и других хараппских вещей в городах ƒвуречь€, а также печатей месопо-тамского типа в индских городах можно предполагать наличие тесных торговых св€зей долины »нда с Ўумером. ѕри раскопках в Ўумере был обнаружен кусок ткани с оттиском хараппской печати. “орговл€ с Ўумером осуществл€лась, очевидно, морем, проходила через Ѕахрейн, были найдены вещи, сходные с хараппскими. ќ широком размахе морокой торговли свидетельствуют и результаты раскопок в Ћотхале. јрхеологи здесь открыли крупную верфь, доки дл€ судов, нашли каменные €кор€. »зображение судов имеетс€ на некоторых печат€х и терракотах из ћохенджо-ƒаро и ’араппы, а в Ћотхале археологам посчастливилось обнаружить иерраковую модель судна с углублением, очевидно дл€ мачты.

http://encycl.opentopia.com/enimages/2174/2173945/Harrapa3000-5000BC.jpg¬ Ћотхале была найдена кругла€ печать, сходна€ с печат€ми, обнаруженными в Ѕахрейне и в городах ћесопотамии. ¬ аккадских источниках говоритс€ о путешествии торговцев в заморские страны, в том числе упоминаетс€ о страдах ƒильмун, ћаган и ћелука. ƒильмуп сопоставл€етс€ некоторыми исследовател€ми с уже упоминавшимс€ Ѕахрейном, другие склонны видеть в нем районы ’араппской цивилизации. ћаган иногда помещаетс€ в Ѕелуджистане, а ћелука соотноситс€ даже с ћохенджо-ƒаро. “аким образом, вопрос об идентификации этих названий еще не решен. ¬месте с тем сам факт торговых и культурных св€зей городов ’араппской цивилизации с ƒвуречьем бесспорен.

јрхеологические материалы дают некоторые представлени€ о религиозных воззрени€х населени€ ’араппской цивилизации. » в цитадели, и в жилых кварталах городов были открыты строени€, которые ученые справедливо рассматрпвают как храмовые сооружени€. — этими храмами, очевидно, были св€заны ритуальные бассейны, а также каменные скульптуры, найденные в ћохенджо-ƒаро и ’араппе. ѕо мнению р€да исследователей, храмы и некоторые скульптуры были посв€щены мужскому божеству, которого ученые сопоставл€ют с ботом Ўивой более позднего времени. Ќа одной из найденных печатей изображено трехликое божество, сид€щее в особой ионической позе на низкой подставке, к которой как бы примыкают фигурки антилоп. Ќа голове божества своеобразна€ прическа в виде рогов. — обеих сторон от божества расположены какие-то дикие животные. ¬ свое врем€ ƒж. ћаршалл, руководивший расколками, считал, что в целом это изображение бога Ўивы в образе ѕашупати— покровител€ и защитника скота. ѕоказательно, что в ранних индуистских текстах о Ўиве говоритс€ как о главе йогов, как о боге, нос€щем прическу в виде рога. Ёто толкование, поддерживаемое сейчас многими исследовател€ми, указывает на св€зи индуизма с религиозными представлени€ми жителей ’араппской цивилизации. ¬ пользу такого вывода говор€т и изображени€ на печат€х животных (например, быка, тигра и др.). —оласно религиозным представлепи€м индуизма, боги ассоциируютс€ с определЄнными животными: Ўива — с быком Ќандином, супругу его сопровождает тигр. ћожно предполагать, что изображение различных животных €вл€лось пережитком тотемистических представлений, а определенные животные могли быть тотемом племенных групп. —уд€ по печат€м, к индских городах существовал обычаи поклонени€ огню, воде, деревь€м.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/6/69/Triseal.jpg”ченые провели детальное изучение изображений на хараппских печат€х, и это позволило вы€вить определенные космографические и мифологические представлени€ хараппанцев. ѕоказательно, что многие из этих представлений имеют пр€мые аналогии с религиозными воззрени€ми индуизма. ќсобый интерес представл€ют аналогии некоторым шумерским сюжетам, в частости эпизодам из известной легенды о √ильгамешс. ќднако на хараппской печати герой обуздывает тигров, а не львов. ѕри раскопках было обнаружено значительное число женских терракотовых фигурок, что, очевидно, свидетельствует о культе богини-матери.

ћногие соображени€ относительно религии жителей ’араппской цивилизации, развити€ их скульптуры в значительной степени €вл€ютс€ гипотезами, (правильность которых будет проверена, когда ученые разгадают тайны протоиндийской письменности. ѕравда, в насто€щее врем€ можно довольно определению говорить о том, что ’араппака€ цивилизаци€ (еЄ культура, религи€, традиции) должна была оказать, хот€ и в небольшой степени, вли€ние на развитие ведийских племен.

  сожалению, до сих пор остаетс€ не прочитанной письменность ’араппской цивилизации, но сам факт ее существовани€ свидетельствует о высоком уровне развити€ этой культуры.   насто€щему времени обнаружено более 1000 печатей с надпис€ми; кроме того, надписи найдены иа керамике, металлических предметах. »сследователи считают, что печати могли быть товарными расписками либо амулетами; многие из них имеют небольшие отверсти€. ћожно предположить, что надписи наносились не только на печати, но и на другие, более ходовые материалы дл€ письма, например на пальмовые листь€. ѕоследние легко разрушались и поэтому не сохранились. ќсобый интерес представл€ет находка глин€ной чернильницы.

http://hknet.org.nz/siva-family.jpgќбщее число знаков на печат€х доходит почти до 400. ќни €вл€лись, как установили ученые, фонетическими знаками, а некоторые были идеограммами. Ќадписи относительно невелики но размерам. —пециальные черточки служили дл€ изображени€ цифр. ¬  алибантане был найден обломок керамики с частью надписи, где €впо видно направление письма — с права налево.

¬ течение многих дес€тилетий ученые стараютс€ разгадать тайны этой письменности. ¬ысказывались различные теории. »звестный ученый ¬. √розный св€зывал хараппскую письменность с хеттским иероглифическим письмом, но эта попытка дешифровки не увенчалась успехом. ѕрочтение надписей зависит прежде всего от определени€ €зыка, на котором говорили и писали жители цивилизации на »нде. ћногие известные исследователи (например, “. Ѕарроу, ћ. Ёмено) относ€т его к группе дравидийских €зыков, что подтверждаетс€ в целым р€дом лингвистических данных, говор€щих о вли€нии дравидийских €зыков на ведийокий санскрит.

  сходному выводу пришли ученые, исследовавшие хараппские «тексты» с помощью вычислительных машин (независимо друг от друга эту работу проводили советские и финские ученые). ѕо мнению ученых, протоиндийский €зык (€зык хараппских «текстов») может быть отнесен к дравидийской группе, име€, конечно, в виду не современные дравидийские €зыки »ндии, а прадравидийокий €зык, не конструкци€ которого успешно осуществл€етс€ дравидологами. ѕроблема расшифровки хараппской письменности была бы разрешена, если бы удалось найти билингву — дву€зычную надпись. »сход€ из данных археологических расколок, которые говор€т о тесных контактах городов хараппской культуры с ƒвуречьем, можно наде€тьс€, что така€ надпись будет обнаружена.

Ѕлагодар€ новым раскопкам может быть пересмотрена точка зрени€ о неизменности и застойности ’араппскои цивилизации. »сследователи проследили внутреннее развитие хараппской культуры и определили, что существовало несколько периодов в жизни городов. ѕосле расцвета во многих центрах наступил период заката, упадка культуры. ќсобенно нагл€дно это видно на примерах ћохенджо-ƒаро. ’араппы,  алибангана и др. ¬ так называемый поздний период строительство в ћохенджо-ƒаро проводилось без строгого плана, к этому времени некоторые крупные общественные здани€ уже разрушились, а вместо них по€вились небольшие строени€, нарушилось водоснабжение. ѕришли в упадок многие здани€ и в ’араппе. «атихает некогда бурна€ торговл€. ћен€етс€ техника изготовлени€ керамики, тускнеет орнамент, снижаетс€ качество росписи.

http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=9851

—реди ученых ведутс€ большие споры о причине упадка хараппских центров. ¬ течение долгого (времени наиболее попул€рной была точка зрени€, согласно которой непосредственной причиной падени€ хараппских центров и заката всей цивилизации было вторжение арийских племен. ќднако новые исследовани€ показали, что р€д городов пришел в упадок еще до по€влени€ каких-либо иноземных племен, в результате внутренних причин. ”ченые св€зывали это с засолением почв, наводнени€ми, наступлением –аджутанской пустыни, изменением русла реки »нд и т. д.

http://uechi.typepad.com/.a/6a00d8341d471653ef00e552eeb1a18833-800pi

Ёкспедици€ гидрологов, работавша€ в (районе ћохенджо-ƒа-ро, пришла к выводу, что недалеко от отого города в древности находилс€ центр тектонического толчка, что привело к гибели города. ƒругие исследователи утверждают, что главной причиной разрушени€ ћохедджо-ƒаро были наводнени€. √ород несколько раз заливало водой, и в конце концов население вынуждено было его покинуть, уйти в другие области. ¬озможно, что и р€д других городов пострадал из-за наводнений. Ќедавно по€вилась еще одна точка зрени€ о причине заката ћохен-джо-ƒаро: изменение русла »нда повлекло за собой сильнейшую засуху, что истощило город и позволило пришельцам легко захватить его.

http://oglobo.globo.com/blogs/arquivos_upload/2009/04/334_2654-blog.JPG

¬се эти высказывани€ касаютс€ конкретных поселений и городов, но не объ€сн€ют, почему примерно в XIX— XVIII вв. до н. э. ’араппка€ цивилизаци€ в целом переживает период заката. Ќе исключено, что крупные сдвиги в хараппском обществе были св€заны с определенной варваризацией культуры. наступившей в св€зи с резким расширением ее границ и включением отсталых по уровню развити€ областей.

http://www.fidel-kastro.ru/history/ancient/india.files/09.gif

ѕоказательно, что упадок прослеживаетс€ и в провинциальных област€х, например на  атхиаврском полуострове. ¬ Ћотхале первые признаки упадка по€вл€ютс€ уже в XIX в., а в XVIII — XVII вв. нарушаютс€ св€зи этого крупного порта с главными центрами на »нде, переживавшими в это врем€ внутренний кризис. http://m-a-s-o.narod.ru/celt/celt_203.jpgѕосле так называемого харанпского периода на  атхиаварском полуострове наступает новый, послехараппский период, в течение которого некоторым образом видоизмен€етс€ местна€ культура, причем не наблюдаетс€ какого-либо перерыва в его развитии. —уд€ по раскопкам, упадок хараппской культуры здесь никак не был св€зан с пришельцами в отличие от долины »нда, где последний период в жизни некоторых городов действительно совпал с проникновением в эти районы чужеземных племен. ѕоказательно, что в ’арашпе в поздний период население активно строило систему городских укреплений дл€ защиты от вторжени€ иноземных племен. ќ столкновении кителей с пришлыми племенами свидетельствуют следы пожарищ на этих городищах и находки человеческих кост€ков пр€мо на улицах — очевидно, убитые .в схватке с противником.

ѕроникавшие в долину »нда племена, суд€ по раскопкам, принадлежали к разным этническим группам. —реди них были племена, обитавшие в Ѕелуджистане, а также племена, имевшие близкое сходство с племенами »грана. Ќекоторые группы племЄн не отличались от харашганцев по этнических отношени€х и проживали в непосредственной близостей от хараишкж€х центров.  оличественно пришлых племен было невелико. »ногда следы чужеземных племен прослеживаютс€ лишь та одном хараппоком поселении. ¬месте с тем можно говорить о том, что пришельцы как бы довершили упадок главных хараппских центров. Ќе исключено, что р€д этих племен принадлежал к группе индоарийских, но в целом традиционный вывод о непосредственной св€зи упадка ’араппской цивилизации с приходом ариев должен быть в насто€щее врам€ кардинально пересмотрен, что, однако, совершенно не отрицает самого факта прихода индоарийских племен в »ндию.

http://www.kolizejinfo.ru/_ph/53/2/276490289.jpg

ƒо сих пор никто не знает, что послужило главной причиной гибели развитого централизованного государства. ќбъ€сн€ли это по-разному: наводнение, резкое ухудшение климата, эпидемии, нашестви€ врагов. ќднако версию с наводнением вскоре исключили, ибо в руинах городов и сло€х почвы не было видно следов разгула стихии. Ќе подтвердились версии и об эпидеми€х. »сключалось и завоевание, так как на скелетах жителей ’араппы отсутствовали следы применени€ холодного оружи€. ќдно было очевидно: внезапность бедстви€ » вот совсем недавно ученые ¬инченти и ƒавенпорт выдвинули новую гипотезу цивилизаци€ погибла от атомного взрыва, вызванного бомбардировкой с воздуха!

http://www.kolizejinfo.ru/_ph/53/2/404045999.jpg

¬есь центр города ћохенджо-ƒаро оказалс€ разрушен так, что камн€ на камне не осталось. Ќайденные там куски глины выгл€дели оплавленными, причем структурный анализ показал, что оплавление произошло при температуре около 1600 градусов! —келеты людей находили на улицах, в домах, в подвалах и даже в подземных тоннел€х. ѕричем радиоактивность многих из них превышала норму более чем в 50 раз! ¬ древнеиндийском эпосе немало преданий о страшном оружии, "сверкающем, как огонь, но не имеющем дыма". ¬зрыв, после которого небо покрывает тьма, смен€етс€ ураганами, "несущими зло и смерть". “учи и земл€ - все это смешалось воедино, в хаосе и безумии даже солнце стало быстро ходить по кругу! —лоны, обожженные пламенем, метались в ужасе, вода кипела, рыбы обугливались, а воины бросались в воду, чтобы смыть "смертоносную пыль".

http://www.kolizejinfo.ru/_ph/53/2/667881111.jpg

»сследователь –.‘урдуй полагает, что подобное оружие массового уничтожени€ вполне могло существовать у древних, получавших знани€ после контактов с "внеземным разумом". Ќо, однако, кака€ нам разница, откуда попало на «емлю это смертельное оружие! Ќе €вл€етс€ ли ’арапска€ цивилизаци€ грозным предзнаменованием...

http://www.kolizejinfo.ru/_ph/53/2/11255253.jpgјнглийский исследователь ƒ. ƒэвенпорт 12 лет посв€тил изучению раскопок города. ¬ 1996 году он сделал сенсационное за€вление о том, что этот духовный центр ’араппской цивилизации был уничтожен за 2000 лет до н.э. в результате €дерного взрыва! »зуча€ развалины построек города, можно определить центр взрыва, диаметр которого составл€ет около 50 м. Ќа этом месте все кристаллизовано и расплавлено. Ќа рассто€нии до 60 м от центра взрыва кирпичи и камни оплавлены с одной стороны, что указывает направление взрыва.  амни плав€тс€ при температуре около 2000°—.

ƒругой загадкой дл€ исследователей остаетс€ очень высокий уровень радиации в районе взрыва. ≈ще в 1927 году археологи нашли 27 полностью сохранившихс€ человеческих скелетов. ƒаже сейчас уровень их радиационного фона близок к той дозе облучени€, которую получили жители ’иросимы и Ќагасаки!

http://www.kolizejinfo.ru/_ph/53/2/184625371.jpg

¬ древних индийских писани€х упоминаетс€ более 94 видов €дерного оружи€, называемого брахмастра. ƒл€ его активации необходимо было всеголишь прикоснутьс€ к воде дл€ очищени€ и сконцентрировавшись произнести специальную мантру. ”поминание о нем есть в произведении ћахабхарата. ћохенджо-ƒаро вполне мог быть уничтожен таким видом оружи€.

–убрики:  »стори€ мира, цивилизации,
јрхеологи€, раскопки, открыти€
ƒревние цивилизации
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку