У каждого цвета, который воспринимает человек, есть метамерные цвета, т.е. каждый цвет может быть получен смешением различных сочетаний излучений. Чем выше насыщенность цвета, тем меньше соответствующих ему метамерных цветов. Наибольшее количество таких цветов имеют серый и белый (ахроматические) цвета – они могут быть воспроизведены наибольшим числом комбинаций из отличающихся по спектральному составу излучений. Трехкомпонентность и метамерия цветового зрения определяют возможность получения множества цветов с помощью ограниченного их набора – синтез цвета. Цветная фотография, полиграфия, цветное телевидение базируются именно на синтезе цвета из различных излучений.
Основные и дополнительные цвета
Цвета, с помощью которых воспроизводится цветное изображение, называются основными цветами. В качестве основных цветов могут быть выбраны самые различные сочетания из трех цветов. Однако в соответствии со спектральной чувствительностью глаза и трехкомпонентной теорией зрения, в качестве основных цветов чаще всего принимают синий, зеленый и красный (RGB) или желтый, пурпурный и голубой (YMC). Цвета, которые при смешивании дают белый или черный цвет, называются дополнительными цветами. В случае если вышеуказанные цвета (RGB и YMC) будут взяты в равных фотометрических количествах (будут давать излучения одной интенсивности), в итоге и в первом и во втором случае мы получим белый цвет, а сами цвета будут являться дополнительными.
Аддитивный синтез цвета – или слагательный – способ получения множества цветов оптическим смешением (сложением, наложением) синего, зеленого и красного.
Смешиваемые цветоделенные потоки |
Результирующий (синтезируемый) цвет |
Красный + Зеленый |
Желтый |
Красный + Синий |
Пурпурный |
Зеленый + Синий |
Голубой |
Красный + Зеленый + Синий |
Белый |
Потоки отсутствуют |
Черный |
Субтрактивный синтез (вычитательный) – способ получения множества цветов вычитанием из белого цвета отдельных его составляющих. Именно такой способ используется в цветной фотографии. Как правило, вычитаются первичные цвета – синий, зеленый и красный. Вычитание производится при помощи светофильтров (красителей), поглощающих один из первичных цветов, т.е. цветовой фильтр RGB. При прохождении белого цвета через 2 субтрактивных светофильтра одинаковой плотности образуется один из основных цветов, тот, который пропускают оба фильтра. Осуществить субтрактивный синтез можно, помещая в проецируемый на сенсор белый световой поток одиночные или сложенные в той или иной комбинации субтрактивные светофильтры.
Цвет светофильтров |
Задерживаемые цветоделенные потоки |
Прошедшие цветоделение потоки |
Результирующий (синтезируемый) цвет |
Желтый |
Синий |
Красный + зеленый |
Желтый |
Пурпурный |
Зеленый |
Красный + синий |
Пурпурный |
Голубой |
Красный |
Зеленый + синий |
Голубой |
Желтый + пурпурный |
Синий + зеленый |
Красный |
Красный |
Желтый + голубой |
Синий + красный |
Зеленый |
Зеленый |
Пурпурный + голубой |
Зеленый + красный |
Синий |
Синий |
Желтый + пурпурный + голубой |
Синий + зеленый + красный |
Не проходят |
Черный |
Без светофильтров |
Не задерживаются |
|
|


При аддитивном синтезе цвет, который получается от сложения двух первичных цветов, обозначен на стороне, которая находится между соответствующими вершинами. Условно это можно выразить уравнениями С + З = Г; С + К = П; З + К = Ж.
При субтрактивном синтезе цвет, который получается от сложения двух «дополнительных» цветов (основных цветов субтрактивного синтеза), обозначен на вершине, которая является точкой пересечения соответствующих сторон. Условно это выражается так: Г + П = С; Г + Ж = З; П + Ж =К.
На практике же любой используемый в технике способ синтеза цвета не может воспроизвести все многообразие цветов, встречающихся в природе и воспринимаемое человеком. Совокупность цветов, которые могут быть получены при данном способе синтеза, называется цветовой охват. Границы цветового охвата зависят, главным образом, от чистоты основных цветов используемого способа синтеза: чем выше чистота цветов, тем больше цветовой охват.
В любом случае все теоретические положения на сегодняшний день можно элементарно закрепить практическим опытом, сделав несколько снимков с разными фильтрами на цифровой камере и тут же просмотрев их на компьютере, либо распечатав. Добавляя по каналам в редакторе тот или иной цвет, вы наглядно увидите, как изображение приобретает холодный или теплый оттенок. Необходимо также помнить, что и монитор, и принтер зачастую имеют собственные настройки по цветопередаче, поэтому если вы хотите достичь идеальных результатов по цвету и получить тот самый нужный вам оттенок, необходимо разобраться и делать поправки на характеристики этих устройств. Ознакомившись с основными теоретическими моментами, сделать это будет значительно проще, так как общие законы цветовой природы справедливы для всех областей.