Среди множества настроек в современных цифровых фотокамерах очень распространенной является возможность регулировки баланса белого цвета или просто – баланса белого. Причем сегодня это относится даже к самым простейшим моделям любительских фотоаппаратов – раздел по «балансу белого» и возможным его настройкам обязательно выносится в описание камеры и во всевозможные обзоры и краткие характеристики. Поэтому, раз уж производители оснастили свою продукцию этой опцией и непременно про нее упоминают, нужно разобраться в ее сути и по мере надобности применять или знать, как ее применить. Ведь если умело пользоваться этой функцией, во многих снимках можно добиться более точной и близкой к действительности передаче цветов или, напротив, достичь определенных цветовых эффектов и тоновых решений. За что отвечает показатель баланса белого цвета, когда следует применять его отличные от автоматических настроек значения, и как выставить баланс белого вручную – всему этому и посвящен данный материал.
Как известно из школьного курса физики, все тела имеют поглощательные и отражательные способности. Пропорция между количеством отраженного и поглощенного света определяется цветом поверхности, находящейся под воздействием светового излучения. При этом крайними точками отсчета приняты АЧТ (абсолютно черное тело) и АБТ (абсолютно белое тело). В случае с абсолютно черным телом считается, что световой поток полностью поглощается, ничего не отражая; с абсолютно белым телом обратная ситуация – свет от такой поверхности полностью отражается. Естественно, что в природе абсолютно белого тела не существует, но, тем не менее, в силу своих отражающих способностей, именно по белому цвету ориентирована передача остальных цветов, так как считают, что он максимально отражает световой поток. Процесс фотосъемки далеко не всегда проходит при дневном освещении, в помещениях же используются различные типы источников света, каждый из которых имеет свой цвет или цветовую температуру (о природе цвета и цветовой температуре будет рассказано в одной из следующих глав). Поэтому нейтрально окрашенные предметы в зависимости от типа освещения отражают одни цвета больше других, т.е. эти предметы как бы изменяют свой оттенок. Система человеческого зрения в считанные мгновения, незаметные для нас, обрабатывает эти изменения, и мы видим цвета такими, какие они есть на самом деле, независимо от источника освещения, а вот даже самые продвинутые фотосистемы самостоятельно этого сделать не могут (к счастью, в этом аспекте высокие технологии пока уступают человеческой природе). Отсюда и получаются на цифровых фотографиях те самые тональные искажения, на которые так часто обращают внимания. На готовых фотоотпечатках ошибки в цветопередаче могут стать еще заметнее, так как печатные устройства, будь то фотопринтер или минилаб, так же вносят свои коррективы в цветопередачу. Но, если в последнем случае, все зависит от качества печатного оборудования и/или оператора, в первом случае многое в руках фотографа.
Как известно из школьного курса физики, все тела имеют поглощательные и отражательные способности. Пропорция между количеством отраженного и поглощенного света определяется цветом поверхности, находящейся под воздействием светового излучения. При этом крайними точками отсчета приняты АЧТ (абсолютно черное тело) и АБТ (абсолютно белое тело). В случае с абсолютно черным телом считается, что световой поток полностью поглощается, ничего не отражая; с абсолютно белым телом обратная ситуация – свет от такой поверхности полностью отражается. Естественно, что в природе абсолютно белого тела не существует, но, тем не менее, в силу своих отражающих способностей, именно по белому цвету ориентирована передача остальных цветов, так как считают, что он максимально отражает световой поток. Процесс фотосъемки далеко не всегда проходит при дневном освещении, в помещениях же используются различные типы источников света, каждый из которых имеет свой цвет или цветовую температуру (о природе цвета и цветовой температуре будет рассказано в одной из следующих глав). Поэтому нейтрально окрашенные предметы в зависимости от типа освещения отражают одни цвета больше других, т.е. эти предметы как бы изменяют свой оттенок. Система человеческого зрения в считанные мгновения, незаметные для нас, обрабатывает эти изменения, и мы видим цвета такими, какие они есть на самом деле, независимо от источника освещения, а вот даже самые продвинутые фотосистемы самостоятельно этого сделать не могут (к счастью, в этом аспекте высокие технологии пока уступают человеческой природе). Отсюда и получаются на цифровых фотографиях те самые тональные искажения, на которые так часто обращают внимания. На готовых фотоотпечатках ошибки в цветопередаче могут стать еще заметнее, так как печатные устройства, будь то фотопринтер или минилаб, так же вносят свои коррективы в цветопередачу. Но, если в последнем случае, все зависит от качества печатного оборудования и/или оператора, в первом случае многое в руках фотографа.

Как правило, фотокамеры даже любительского класса снабжены автоматическим режимом определения баланса белого и рядом из нескольких запрограммированных установок, таких как «дневной свет, «лампа накаливания», «облачно», «флюоресцентная лампа», «вспышка». В случае выбора автоматического определения баланса белого система камеры в каждом отдельном случае анализирует условия съемки и освещения и в зависимости от этого моделирует определенное цветовое решение. В различных камерах авторежим настроен по-разному, причем ошибки могут встретиться не только в любительских компактах, но и зеркальных моделях.

Автоматичкое определение "баланса белого"
В идеале при простом освещении (равномерный дневной свет) автоматический режим должен справляться с верным определением цветопередачи, хотя это не значит, что при другом освещении обязательно будут искажения – повторюсь, все зависит от фотоаппарата. Но, тем не менее, в некоторых случаях предпочтительнее оказывается использование предустановленных (запрограммированных) режимов цветопередачи. Если для освещения объектов съемки используется не один тип освещения (смешанный), можно поэкспериментировать с программными настройками и подобрать оптимальную. Готовые установки будут полезны также в том случае, если целью фотоснимка ставится задача сохранить тональность того освещения, которое используется в данный момент (свет неоновой лампы, свет пламени свечи, закатное освещение). Для достижения художественных целей может понадобиться передача именно этой тональности, а не реально существующей. Поскольку тип освещения содержится в названиях этих установок, выбрать нужную труда не составляет.

Флюоресцентная лампа

Лампа накаливания

Дневной свет
Однако ни автоматический, ни предустановленные режимы не смогут дать стопроцентно верной цветопередачи в силу такой закономерности: каждый из режимов настроен на определенную цветовую температуру источника, которая в усредненном варианте соответствует данному типу. Очевидно, что, к примеру, две разные флюорисцентные лампы могут давать излучения, отличающиеся друг от друга по цветовой температуре и интенсивности. Для корректировки интенсивности в более продвинутых камерах существуют также поправки по тональности в плюсовую и минусовую зону, что и компенсирует яркость источника. Но чтобы наиболее точно передать цветовую палитру, особенно это касается смешанных и необычных типов источников освещения, рекомендуется пользоваться ручной установкой баланса белого цвета или, как ее еще называют, установкой по белому листу или пресетной установкой (в меню фотокамер они обозначаются по разному: preset, custom, но общая суть от этого не меняется). Механизм работы камеры в этом случае таков: камере указывается белый цвет (например, лист белой бумаги), как бы задавая точку отсчета – этот цвет считать белым при данном освещении. Поскольку предполагается, что все остальные предметы с различной окраской освещены таким же образом, как и предложенный образец, все отклонения от белого цвета будут равномерно компенсированы в зависимости от цвета предметов, т.е. на фотографии цвета получатся такими, какими они были бы при естественном освещении. То есть к температуре белого цвета (5500К) будет прибавлено или вычтено соответствующее значение для каждого цвета.

Ручная установка баланса белого по белому листу
Установка баланса белого «с листа» также может послужить дополнительным инструментом для решения творческих задач по цветовому оформлению снимка. Подставляя вместо белого листа другие однородные цвета, можно получать новые цветовые решения, которые, систематизировав и запомнив, можно добавить в свой арсенал творческих приемов. Для получения тестовых фотографий, иллюстрирующих содержание данной статьи, использовалась простая среднестатистическая цифровая камера любительского класса. Снимки делались при смешанном освещении дневного света и комнатной лампы накаливания. В данном случае можно сделать вывод, что самая верная цветопередача была достигнута в результате ручной установки баланса белого цвета. Однако если кто-то предпочитает теплые тона, неплохим видится и вариант с предустановленным режимом «дневной свет» или авторежим.
Точно также, сделав тестовый ряд снимков для своего фотоаппарата при как можно более разнообразных условиях освещения, вы сможете выявить оптимальную установку цветопередачи для каждого случая, чтобы потом не получать на своих фотографиях ложку дегтя в виде искажения цвета. Особенно актуально приспособиться к особенностям передачи цвета своей фотокамеры пользователям, не прибегающим к услугам графических редакторов. В любом случае современные обладатели цифровой техники находятся в более выигрышной ситуации по сравнению с владельцами пленочных камер – раньше для корректировки цветопередачи при разных типах освещения было необходимо применение фильтров на объектив или специальных типов пленок. Теперь же достаточно верно подобрать нужную настройку путем нехитрого нажатия нескольких клавиш – и мощный инструмент по цветовому оформлению ваших снимков в ваших руках.
Точно также, сделав тестовый ряд снимков для своего фотоаппарата при как можно более разнообразных условиях освещения, вы сможете выявить оптимальную установку цветопередачи для каждого случая, чтобы потом не получать на своих фотографиях ложку дегтя в виде искажения цвета. Особенно актуально приспособиться к особенностям передачи цвета своей фотокамеры пользователям, не прибегающим к услугам графических редакторов. В любом случае современные обладатели цифровой техники находятся в более выигрышной ситуации по сравнению с владельцами пленочных камер – раньше для корректировки цветопередачи при разных типах освещения было необходимо применение фильтров на объектив или специальных типов пленок. Теперь же достаточно верно подобрать нужную настройку путем нехитрого нажатия нескольких клавиш – и мощный инструмент по цветовому оформлению ваших снимков в ваших руках.