Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
1.
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
Цветы в технике квиллинг. Мастер-класс с пошаговыми фото
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
Аппликация – как форма развития творчества у детей дошкольного возраста.
Особенности продуктивной деятельности заключаются в том, что для её осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль над движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его.
Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребёнок часто не способен правильно и аккуратно приложить и наклеить детали аппликации. Её возникновение тесно связано у ребёнка с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т.е. со всем психическим развитием ребёнка.
Часто дети испытывают трудности в ориентировке на заданной плоскости, у них нарушено восприятие цвета, зрительно-моторная координация, мелкая моторика, им трудно работать в группах, часто требуется индивидуальный подход.
Наблюдая за деятельностью детей на занятиях и в свободное время, можно заметить отсутствие начального эмоционального интереса к деятельности. А эмоции, как известно, - это процесс и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.
Использование нетрадиционных техник, необычные материалы позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции, повышается интерес к занятиям, дети развиваются интеллектуально и физически. В процессе аппликации путём скручивания бумаги, торцевания, мозаики, обрывания … у детей развивается кисть, формируется мелкая мускулатура пальцев рук, зрительно – двигательная координация – всё это служит гарантией овладения ребёнка в дальнейшем письмом.
Развитие художественно-творческих способности детей , используятрадиционные и нетрадиционные технологии изображения в аппликацииспособствует: формированию умения видеть красоту окружающей действительности и созданию художественных образов, закреплению сенсорных эталонов (цвет, форма, размер), ориентированию на заданной плоскости, созданию завершенного образаизображаемого предмета или явления, развитию творчества у детей дошкольного возраста. Также совместная деятельность ребенка и взрослого над аппликациейвоспитывает усидчивость, терпение, самостоятельность, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Аппликация (лат.applicatio - прикладывание) – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами.
В процессе непосредственной образовательной деятельности дети знакомятся со свойствами разных материалов (бумага, крупа, листья деревьев и цветов, семена,солома, ткань и т. д.), учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Они учатся группировать округлые, прямоугольные, многоугольные фигуры, правильно называть величинные понятия (длинный — короткий, узкий — широкий, высокий — низкий, больше — меньше, пополам, вдвое, вчетверо и т. д.). Эти знания дети учатся применять в практической деятельности. В детском саду воспитанники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клей, кисточка, салфетка и т. д.). У детейформируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты.
У ребят воспитывается умение работать и в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности (коллективные работы)
В старшем дошкольном возрасте в одной работе могут сочетаться разные виды техник.
Виды непосредственной образовательной деятельности
по аппликации в детском саду
В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения. Для аппликации следует отбирать такие предметы, которые отличаются простой формой, яркой окраской. В зависимости от этих особенностей используются различные приемы вырезания.
На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей
По мере освоения приемов вырезания дети могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания окраски, величинных соотношений.
Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом («Дед Мороз и ёлка», «Утёнок плавает» и др.)
При выборе темы аппликации следует учитывать запас представлений детей, уровень развития их изобразительных и технических умений, доступность и соответствиесодержания возрасту и интересам каждого ребенка, а также события общественной жизни, природное и предметное окружение, сезонность явлений и т. д.
Декоративная аппликация — вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Простота и лаконичность образов, яркость и красочность цветовой гаммы, повторение элементов украшения, их различные комбинации позволяют упростить и ускорить процесс изображения.
Красиво подобранная цветовая гамма узора является важнейшим средством эстетического воспитания ребенка.
Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
Нетрадиционные техники работы позволяют ребёнку познакомиться с различными материалами, в том числе, которые не предусмотрены программой, развивают фантазию и творчество ребёнка…
- Обрывная аппликация («Дерево», «Курочка Ряба»)
- Аппликация из мятой бумаги: «Мать - и - Мачеха на лугу», «Фиалки»
- Мозаика из различных материалов: из крупы (рис, пшено, греча, макароны, яичная скорлупа и др. – можно использовать сразу несколько видов круп).«Медвежонок» (из гречки)
- Аппликация из салфеток. (Из салфеток разного цвета готовятся шарики.Катать шарики нужно между ладонями или пальцами с некоторым усилием.Затем, на участки рисунка наносится клей и приклеиваются подготовленные шарики). «Мимоза», «Ландыши», «Овечка», «Осеннее дерево» и др.
- Аппликация из нарезанных шерстяных нитей: «Котёнок», «Тёплый свитер»
- Аппликация с использованием ваты: «Лебедь», «Зайчик», «Снеговик» (из ватных дисков) и др.
- Торцевание, техника позволяющая передать объём изображения мелких цветов, животных и зверей, мех которых имеет пушистую фактуру. Для выполнения работ в технике торцевания используется гофрированная бумага. Полоски бумаги шириной 1см надо разрезать на квадратики, которые затем обжать вокруг тупого конца карандаша и слегка подкрутить бумагу так, чтобы получился маленький «стаканчик» (торцовка). Приклеить торцовку можно окунув её основание в клей, а затем, приложив его к фону аппликации, вынуть карандаш. «Фиалки».
- Подкрутка (используется для создания объёма лепестков и листьев цветка, хвостиков рыбок, травы и т.д.)
- Аппликация из природных материалов.
- Аппликация с элементами оригами: «Каллы», «Ракеты летят в космос», «Ёлочка», «Тюльпаны», «Кораблик в море».
Самореализация и чувство удовлетворения от полученного результата формирует адекватную самооценку у ребёнка, он становится уверенным в своих силах. Таким образом, аппликацию можно рассматривать не только как один из любимых видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития детей.
Рекомендации для родителей.
«Как заниматься с ребёнком аппликацией»
|
Без заголовка |
Вы можете ознакомиться с номером журнала.
Разделы: Работа с дошкольниками
I. Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.
Аппликация (от латинского applicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага. Разные народы мира используют аппликацию для оформления национальных костюмов, предметов быта, жилища. Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Аппликация, направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.
Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам: предметная, сюжетная, декоративная аппликация.
В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.
Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом (“цыпленок клюет зерна”, “рыбки плавают в аквариуме”).
Декоративная аппликация вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Здесь ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.
Изобразительная деятельность, а в частности аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника.
а) Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
б) Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
в) Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно- волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
г) Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
д) Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
II. Своеобразие аппликации в дошкольном возрасте.
Что побуждает художника к созданию произведений искусства? Безусловно, существует система мотивов. Могут присутствовать мотивы материального и социального порядка. Побуждаемый какими-то мотивами, художник ставит перед собой конкретную цель, художник организует свою деятельность, направленную на ее достижение. К ним относятся восприятие, замыслевание образа, контрольно - оценочные действия направлены на анализ ситуации, на поиск пути решения задачи. Благодаря им создается образ в плане представления. Как правило, процессу творчества предшествует длительный период накопления впечатлений об окружающем мире. Окружающий мир и деятельность человека рождают эмоционально - интеллектуальный опыт художника, который и служит источником идей и художественных замыслов.
В отличие от взрослого у ребенка дошкольного возраста отсутствует предварительный замысел, так как показатель непроизвольности всех психических процессов, несовершенство аппликации в силу ее новизны и сложности. Но в большей степени - это проявление игровой тенденции в развитии деятельности. Смысл ребенка - клеить и вырезать - играть, а не изображать, ему важен процесс деятельности, а результат - только необходимость, как условие, средство осуществления игры, как своеобразная полу готовая игрушка.
III. Задачи обучения и развития детей дошкольного возраста в аппликационной деятельности.
“Программой воспитания и обучения в детском саду” предусмотрено постоянное усложнение способов изображения и технических приемов, которыми дети должны овладевать в течении всего дошкольного детства. В обучении аппликации решаются следующие задачи:
Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка. Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. В возрасте 2-3 лет у детей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо сделать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность.
Задачи решаемые в этом возрасте элементарны:
Действия детей с бумагой постепенно усложняются. На четвертом году жизни ребенка задачи поставлены более сложные:
В средней группе решаются более сложные задачи:
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Могут комбинировать технику. Дети осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивания их к ткани. Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей.
Систематическое обучение детей разнообразным способом аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности.
IV. Особенности методов и приемов обучения детей аппликации.
1. Младшая группа:
При определении методов обучения следует выделить два основных направления работы воспитателя: подготовку к предстоящему занятию и обучение на занятиях. В процессе подготовки необходимо использовать информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении формы, цвета предметов. При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Важным моментом в обучении является показ способов вкладывания и наклеивания. В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых приемах. Дети эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию стимулирует их активности.
Для просмотра детских работ необходимо выставить их для обозрения. Во время анализа нужно вызывать у детей положительные эмоции; похвалить всех, предложить полюбоваться аппликациями. Во второй половине года нужно обращать внимание детей на ошибки, учить видеть их.
2. Средняя группа:
В средней группе необходимо продолжать расширение знаний детей о форме окружающих предметов. Главное внимание нужно уделять уточнение представлений детей о предметах. Этому служит обследование с включением движений руки по контуру предмета, использование различных дидактических игр, рассматривание картинок, иллюстраций, открыток, а также наблюдения окружающей действительности. Одним из ведущих методов является информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ предмета. Воспитатель активизирует детей давая возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения. Составляя предметное изображение из отдельных частей, дети учатся вырезывать форму. Все показываемые действия воспитатель сопровождает четками словесными пояснениями, указаниями, иногда прибегая к образным сравнениям. В ряде случаев эффективным оказывается репродуктивный метод - упражнение в том или ином способе. Например, после показа педагога можно предложить детям правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвия, нарисовать пальцем на бумаге линию по которой будут резать ножницами. Анализировать детские работы нужно так, чтобы дети могли назвать причины неудач, плохого качества, ошибок.
3. Старший дошкольный возраст:
Уточняются знания детей о знакомых предметах, формах, качествах; рассматривается иллюстративный материал, проводятся наблюдения окружающего. Важное место отводится анализу предметов, сравнению признаков и качеств и т.д. К использованию образцов в старшей группе Воспитатель прибегает в отдельных случаях, когда нужно показать детям конечный результат новой, сложной работы. Труднее всего дети усваивают вырезание симметричных форм, так как трудно представить конечный результат. Постепенно овладевая понятием “половина предмета” дети переходят к сознательному использованию этого приема. Воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций. Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность. Анализ аппликаций необходимо проводить при активном участии детей.
Игровые приемы могут быть использованы в любом типе и в каждом из его частей.
V. Взаимосвязь аппликации с другими сферами и видами деятельности.
Аппликация тесно связана с конструированием, с художественным, ручным трудом - это вид художественной деятельности, поскольку ребенок создает не просто полезные, а красивые, выразительные предметы, вещи. Конструирование бывает из бумаги, а также с помощью шитья. Аппликация тесно связана и с математикой, происходит закрепление геометрических фигур, размеров, количества и счета, ориентировка на листе бумаги.
Аппликация связана с развитием речи, так как пополняется словарный запас детей, развивается связная речь. Связана с рисованием, лепкой - закрепляются цвета, формы, развивается воображение.
Литература
1. Г.Г. Григорьева “Изобразительная деятельность дошкольников”: Издательский центр “Академия”, Москва.1997 год.
2. Под. редакцией Т.С. Комаровой “Методика изобразительной деятельности и конструированию”: “Просвещение” - Москва. 1985 год.
3. М.А. Гусакова “Аппликация”: Москва, “Просвещение”. 1982 год.
4. Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова “Изобразительная деятельность в детском саду”: Москва, “Просвещение”. 1982 год.
5. З.А. Погатеева “Занятия аппликацией в детском саду”: Москва, “Просвещение”. 1988 год.
6. Под. редакцией Н.П. Сакулиной “Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду”: Москва, “Просвещение”.1971 год.
|
Без заголовка |
Программные задачи
Расширять понятия детей об окружающем мире.
Воспитывать интерес к получению новых знаний.
Интеграция образовательных областей «Познание», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа
Беседа на тему «Что такое бумага, откуда она берётся и для чего она нам нужна? ».
Просмотр слайдов мультимедийной презентации «Деревья и их роль в жизни природы и человека».
Творческие работы детей в технике «Аппликация из бумаги».
Краткое описание занятия
Воспитатель. Ребята, кто знает, что такое бумага?
(Ответы детей)
Воспитатель. Посмотрите, что лежит у нас на столе.
Воспитатель предлагает детям потрогать, погладить бумагу и сказать, какая она?
(Ответы детей).
Воспитатель обобщает ответы детей. Правильно, есть бумага белая, цветная, толстая, тонкая, шероховатая, гладкая. Толстая и плотная бумага называется картон. А очень тонкая и мягкая бумага называется салфеткой. Обои, которые клеят на стены, тоже сделаны из бумаги. Газеты и журналы, книги, которые есть в каждом доме, также напечатаны на бумаге.
А сейчас давайте оторвём от газеты кусочек. И ещё, и ещё. (воспитатель подбадривает детей). Дети отрывают кусочки газеты и слушают, как она при этом шуршит.
Воспитатель. Ребята, бумагу можно мять. Есть бумага, которая мнётся легко, а есть такая, которую очень трудно смять.
(Дети мнут обычную белую бумагу) .
Бумагу можно комкать в большие шарики, а потом разворачивать и опять комкать. Тогда бумага становится мягкой. А теперь давайте распрямим смятую бумагу и посмотрим, какая она стала, осталась ли она такой, какой была – ровной и гладкой?
(Ответы детей)
Кусочки салфетки можно скручивать в маленькие шарики.
На занятиях по аппликации мы уже не раз использовали цветную бумагу. Её легко резать ножницами на тонкие полоски (воспитатель разрезает бумагу на полоски). Потом края этих полосок можно склеивать. И тогда тонкие полоски цветной бумаги превращаются в цветные петельки (дети склеивают полоски).
Можно складывать бумажные квадратики пополам
А потом ещё раз складывать их. И получится красивый цветок!
И вот всё, что дети с удовольствием рвали, складывали, склеивали, скомкали аккуратно разложено и будет использовано в нашей творческой деятельности.
,
Художественно-творческая деятельность
Аппликация из бумаги с элементами техники «Оригами»
Используемые материалы:
-бумага белая;
-бумага цветная;
-клей;
-кисточки.
На этом занятии с помощью разнообразных приёмов дети познакомились с бумагой, её видами и свойствами. Дети узнали много новых слов.
А ещё это было их первое знакомство с техникой «Оригами».
|
Без заголовка |
1. Start with your
|
2. Fold the top
corner down to the |
3. Fold the bottom
left hand corner up |
4. Now fold |
5. Fold the |
6. Now fold |
7. Open |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|