-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Светочка-Смурфеточка

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Вязание_крючком О_Самом_Интересном Схемы-вязания

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.07.2013
Записей: 3017
Комментариев: 82
Написано: 3158


Сарматы: Русские амазонки.

Четверг, 13 Февраля 2014 г. 22:53 + в цитатник
Цитата сообщения Бахыт_Светлана

На окраинах России и на Украине есть могилы, где находятся скелеты женщин, похороненных с оружием. Они жили во времена, когда греки еще пересказывали многовековые предания о народе женщин-воительниц, но уже считали их вымыслом.

Из-за недавних находок археологов опять возник вопрос об амазонках. Быть может они все же существовали когда-то?

На юго-востоке современной Украины и России, по Великой степи Евразии, тысячи лет бродили орды кочевников, люди разных этнических групп и культур. Но суровая природа диктовала им единый образ жизни. Выносливые люди на выносливых лошадях всю жизнь перегоняли свой скот, питались его мясом, пили молоко кобылиц. Теперь лишь насыпные холмы в степи являются немыми свидетелями их прошлого. Это - могильники древнего народа, сарматов, которые постоянную обитель обретали только со смертью. В этих захоронениях, именуемых курганами, мало кто предполагал найти подтверждение древних греческих мифов.

Сарматы, кочевавшие здесь в I тысячелетии до н. э., не оставили ни письменных источников, ни строений. Все, что мы знаем о них - добыто в могилах или вычитано у древне-греческого историка Геродота, но его сведения всегда рассматривались как легенды.

После путешествия в 450 году до н. э. по Северному Причерноморью Геродот записал миф о странном племени женщин-воительниц, которые разъезжали по степи верхом на лошадях, свирепо сражались, стреляя из луков. Никто из них не выходил замуж, пока не убивал врага. Черноморские греки называли их "иорпаты" (мужеубийцы), но Геродот привел и другое название - амазонки, от греч. амазес (безгрудая). Авторы более поздних времен объяснили это тем, что амазонки лишали себя одной груди чтобы лучше стрелять из лука, но древние греки никогда не писали про такие увечья. Быть может, эти вояки получили прозвище амазонок за то, что не хотели кормить детей грудью?

Амазонки, лютые враги древних греков, изображались ими везде как племя женщин диких настолько, что с мужчинами знались только для продолжения рода и даже посмели однажды напасть на Афины. Но в более поздние времена все сочли это за небылицы. "Кто поверит, - насмешливо заметил греческий географ Страбон, - что когда-то могла существовать армия женщин, созданная без участия мужчин, и такая слаженная, что совершала набеги на земли соседних народов. Рассказать такое, все-равно что заявить, будто в те времена мужья играли роль жен, а жены - мужей". Многие сведения об амазонках в науку не вошли, зато дали богатую пищу творчеству драматургов во всех жанрах - от комедий до трагедий. К XX веку амазонки появились на эстраде и в фантастике. Но каждый раз, когда в степи находят захоронения женщин с оружием, невольно вспоминается миф о них. И, уже из могил, амазонки как бы воюют снова - за свое место в истории мира. Интересно, что Страбон и прочие скептики сказали бы об этих могилах?

Такие находки действительно необычны. Об этих женщинах написано чрезвычайно мало и только древними греками, что воспринималось всегда как мифы. Но тут, в степи, археологи находят настоящих женщин-воительниц, похожих на амазонок, ведь рядом с ними захоронены мечи, кинжалы, колчаны с наконечниками стрел из бронзы и железа - сплошь боевое снаряжение воина. То, что в этих степях жили воинственные женщины, здесь воевали, здесь погибали, здесь хоронили своих подруг - очевидно вполне. Но как они связаны с амазонками древних мифов? Не о них ли писал Геродот?.

Русские археологи давно знают о женских могильниках в степях Украины и России, где не только украшения из золота и серебра, но еще и боевое снаряжение. Но они не связывали эти захоронения с амазонками до тех пор, пока сюда не пришла многонациональная группа археологов из Западной Европы и США. В мире, где воевали мужчины, образ воительницы казался нелепым. Кое кто даже счел оружие ритуальным, для боев в мире ином, а не в этом. Но скелеты женщин свидетельствуют о другом - есть черепа со следами рубящих и колющих ударов, есть плечевые кости с торчащими в них наконечниками стрел...

Обычно, если археологи находят оружие в могиле, то считают, что похоронен мужчина, если бусы, браслеты и прочее, то женщина. Однако в этих раскопках нельзя полагаться на сопутствующие вещи, потому что в сарматских могилах бывает и наоборот - мужчина с зеркальцем, а женщина - с оружием. Но, к счастью, археологи, изучавшие физическую антропологию, по черепу и другим частям скелета могут безошибочно определить пол погребенной особи.

Вот скелет женщины лет шестидесяти, из оружия здесь только нож, рядом шильца для прокалывания кожи, кремни и кресала. Судя по этим и другим вещам, старушка в общине могла делать то, что всегда и везде поручалось мужчине, ведь кремни и кресала - орудия хранителя огня. По черепу этой женщины видно, что сарматки доживали до старости, ее зубы сточились, но порченых нет.

В один из сезонов раскопок, в 1994 году, нашли могилу совсем юной девушки, лет четырнадцати. Кости ног ее были кривы от постоянной езды верхом. По набору оружия было понятно, что она хорошо владела боевыми приемами. Для рукопашной схватки - кинжал с небольшой рукояткой, явно сделанный по девичьей руке. По множеству наконечников стрел ясно, что хоронили ее с полным колчаном.

 

Одна из могил принесла археологам неожиданный сюрприз. Там обнаружены останки женщины, не похожей на воительницу, но соплеменницы, видно, боялись ее, потому что связали ей ноги, явно не желая, чтобы она выбралась на свет Божий. Можно только строить догадки, за что с ней обошлись так сурово. Дурной глаз? Они боялись, что она наведет на них порчу? Или же эта женщина была помешанной, бесноватой? И они боялись что она выберется привидением из могилы и станет гоняться за ними? А может быть, причина была совершенно иная и нам, живущим в другом укладе общества этого никогда не понять.

Пытаясь представить диких кочевников, скачущих стремительно по степи, невольно вспоминаешь о Чингизхане и ордах монголоидов, но сарматы были европеози.

Греки, привыкшие биться пешими в плотном строю сочли всадниц с луками трусливыми, но те заставили признать, что их атаки смертоносны. Почти каждая легенда о битве с амазонками кончается гибелью или посрамлением красивой, но свирепой воительницы, посмелившей меряться силами с греческим героем. Но у Геродота, напротив, амазонки чаще побеждали. Бывших противников они брали себе в мужья и те делили с ними тяготы кочевой жизни и войн.

Эти женщины очень важны для нас, потому что они представляют общественную формацию, которая еще никогда не регистрировалась документально. В этих степях много много захоронений, в том числе в виде курганов. Археологи за несколько сезонов раскопали уже порядка сотни из них, поровну мужских и женских. Здесь есть могилы разных племен, которые приходили сюда друг за другом. В какой-то период времени здесь появились племена, воинами которых были женщины, весьма похожие на тех, которые, по словам Геродота, обитали в степях к северу от Черного моря.

Если в женских могилах обилие всяких предметов, то в мужских их почти нет. В одной мужской могиле найден только горшок, в нескольких других мужчины захоронены с ребенком на руках... Бедность мужских могил еще больше наводит на мысли о матриархате.

Результаты раскопок на юге России и Украине просто поразительны. Благодаря им легенды обрели реальную основу, а записки Геродота о амазонках нашли подтверждение.

В этом сезоне раскопок пошла уже совершенно обратная картина, такая, какая и должна была быть. Воинами в последних раскрытых могилах уже были мужчины. Согласно Геродоту, амазонки жили в VI веке до н. э., а эти последние могилы относились к периоду от IV до II века до д. э. Таким образом, от амазонок Геродота до погребенных в последних открытых могилах прошло более двух веков, и в племенах, о которых рассказывалось в мифах Древней Греции, уже царил патриархат. За три столетия женщины степей утратили власть и она перешла к их сыновьям и внукам. Возможно, виновниками этой перемены были пленники-мужчины, которые не хотели мириться с новой для них ролью и которым амазонки доверили воспитание своих детей.

Теперь, после открытия археологов, ясно, что амазонки существовали, что жили на земле такие женщины и мифы о них стали еще привлекательнее. Впервые удалось найти в полевых услових материальные доказательства того, что в обществе существовала формация типа племени амазонок. Она была у кочевых народов, обитавших в этих степях. Здесь правили женщины, пасли скот, охраняли стада и, при необходимости, с оружием в руках бились за свои земли.

Благодаря этим открытиям восстановлена добрая репутация Геродота, ведь его называли не только отцом истории, но и отцом вымыслов за рассказы о всякой экзотике типа амазонок. За десяток лет раскопок археологи доказали, что Геродот был правдив. Теперь его никто не назовет отцом вымыслов, он скорее заслуживает звание отца исторических преданий.

В течение семи веков непоседливые сарматы то и дело появлялись у этих курганов чтобы похоронить своих погибших и воздать почести прославленным воинам. Когда и как покачнулся маятник родовых отношений в племенах сарматов, остается пока тайной. Хотя исторический период расцвета племени женщин-воительниц превратился в миф давным-давно, еще при их существовании, его отголоски долго волновали представителей новых времен. Так, покорителям Нового Света почему-то полюбились амазонки - огромную реку назвали Амазонкой, штат Калифорния носит имя одной из их цариц. Даже некоторые великие первопроходцы, Колумб и Кортес, заявляли, что мельком видели их, но только тогда, когда те уже исчезали за горизонтом..

Источник: http://history-ugolok.ru

АМАЗОНКИ И ЭЛЛИНЫ

"Эти женщины, - писал об амазонках древнегреческий историк Диодор Сицилийский, - жили на границах обитаемого мира. Их мужчины проводили дни в хлопотах по домашнему хозяйству, выполняя распоряжения своих жен-амазонок, но, не участвуя в военных кампаниях или управлении как свободные граждане. Когда рождались дети, заботы о них поручали мужчинам". Видимо, на полях битв и встретились эти два мира: нарождавшийся античный и почти ушедший в прошлое мир, где господствовали женщины. Амазонкам приписывают участие в Троянской войне, вторжение вместе с киммерийцами в Малую Азию и, наконец, поход в Аттику и осаду Афин.
Появление амазонок под стенами Афин связано с именем Тесея. Тесей, как повествует Плутарх, плавал к берегам Понта Эвксинского (Черного моря). Оказавшись у побережья страны амазонок, он пригласил их царицу, Антиопу, к себе на корабль. Пригласил, значит, заманил во внутренние покои, устроил музыкальное представление… А тем временем гребцы отгребали. От берега.
Амазонки, оставшиеся на берегу почуяли неладное, и начали кричать, но их царица не слышала криков из-за музыки. Или из-за лапши, которую ей навешал на уши Тесей.

История не донесла до нас, что сказала царица, когда наконец обнаружила, что влюбленный Тесей обманом похитил ее. Но легенда утверждает, что она полюбила мужественного Тесея и стала его женой.

Между тем, верные своей повелительнице амазонки отправились по суше в далекую Грецию, чтобы освободить ее. И настал день, когда их передовые отряды стали видны с афинских крепостных стен. Антиопа сражалась рядом с Тесеем против своих бывших подданных. Увидев ее на стороне врага, амазонки разразились воплями ярости. Теперь они еще больше хотели победить вероломных греков. Но уже не для того, чтобы освободить свою царицу, а чтобы покарать ее за предательство. Целых четыре месяца ярость воинственных женщин бушевала под стенами и на улицах столицы. Самое большое сражение произошло у Акрополя. Только когда военное счастье отвернулось, казалось, от амазонок, грекам удалось заключить с ними перемирие, и те отправились обратно к себе в Причерноморье.

 

АМАЗОНКИ И СКИФЫ

Геродот рассказывает, что после битвы эллинов с амазонками в Троянской войне эллины захватили их в плен и везли на трех кораблях. Но амазонки перебили всех греческих воинов. Не зная, как управлять кораблями, они, носимые волнами и ветром, прибыли к берегам Меотийского озера и высадились на земле свободных скифов у каких-то Кремн. Похитив у скифов табун лошадей, амазонки начали грабить их страну.

"Скифы же не могли понять, - писал Геродот, - в чем дело: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени они не знали и были в недоумении, откуда те пришли; им казалось, что амазонки - это мужчины юного возраста, и потому они вступили с ними в битву. Когда скифы завладели трупами, оставшимися после битвы, они узнали, что это были женщины. Посоветовавшись, они решили больше их не убивать, но послать к ним самых молодых своих мужчин, числом приблизительно столько же, сколько было амазонок. Те должны были расположиться лагерем вблизи них и делать то же, что и они будут делать. Если же амазонки станут их преследовать, то не вступать в сражение, и уклоняться; когда же те остановятся, они должны приблизившись, стать лагерем. Скифы задумали это, желая, чтобы от этих женщин родились у них дети. 
Посланные юноши стали выполнять порученное. Амазонки поняли, что те пришли безо всякого злого умысла, и не стали обращать на них внимания; и с каждым днем скифы приближали свой лагерь к лагерю амазонок. Как и амазонки, юноши не имели ничего, кроме оружия и лошадей, и вели тот же, что и они, образ жизни, занимаясь охотой и грабежом. Амазонки в полуденный час расходились по одной и по две, рассеиваясь для естественных надобностей далеко друг от друга. Узнав об этом, и скифы стали делать то же самое. И кто-то приблизился к одной из них, оставшейся в одиночестве, и амазонка не оттолкнула его, а совсем наоборот, позволила вступить с ней в связь. Она показала жестами (ведь они не понимали языка друг друга), чтобы он на следующий день пришел на то же место и привел другого, и что она также приведет другую. На второй день юноша пришел на то же место и другого привел и нашел амазонку, ожидавшую вместе с другой. Когда остальные юноши узнали об этом, они также “приручили” остальных амазонок.

А после, соединив лагери, они стали жить вместе, и каждый выбрал себе в жены ту, с которой он вступил в связь с самого начала. Мужчины не могли выучить язык женщин, женщины же усвоили язык мужчин. А после того, как они поняли друг друга, мужчины предложили амазонкам вернуться вместе с ними к их народу. Но свободолюбивые воительницы не захотели жить в племени, где занятие женщин - домашнее хозяйство: они не хотели ни противоречить местным обычаям, ни менять свои. И они вместе с мужчинами переправились через реку Танаис и стали жить сами по себе. Так, по легенде, появился народ савроматов, говорящих на скифском языке с ошибками, так как амазонки усвоили его неправильно.

С того времени жены савроматов придерживались древнего образа жизни, выезжая на охоту на лошадях и вместе с мужьями, и отдельно от мужей; они также ходили на войну и носили ту же одежду, что и мужья. И никакая девушка не выходила замуж прежде, чем не убьет мужчину из числа врагов. Следы амазонок можно отыскать не только в текстах древних авторов. Сейчас есть и материальные свидетельства того, что они были. На Кавказе, в Северном Причерноморье и в других местах найдены захоронения женщин, где рядом с бусами на истлевшей нити лежали боевые ножи, щиты и доспехи - то, что служило воительницам в этом мире и должно было сопровождать их на пути в иной мир. Вместе с оружием часто обнаруживают и остатки сбруи: разве амазонка может быть без коня?

 

Ирина Ходькова,

мама поэта А.Квинт-Эссенского

 

Еще одна статья из газеты «Мир нововстей № 21 (595) 17 мая 2005 года.

 

Где только не искали героинь древней легенды женщин-воительниц амазонок. Ученые пытались найти их следы в Греции, Азии, Турции. И наконец нашли... в России.

О том, кем же на самом деле были амазонки, как они жили, как продолжали свой род без посредства мужчин, доступ которым на территорию амазонок был запрещен под страхом смерти, - обо всем этом спорили еще древние греки. Геродот описывал воинственных дамочек так: однажды женщины одного из степных племен, разгневавшиеся на своих мужей (наверное, за слишком уж систематическую супружескую неверность), избавились от них, взяли на себя все мужские функции, необходимые для выживания племени, - прежде всего военные, и установили законы, согласно ' которым ни один мужчина не должен был пересекать границ их государства. Каждую амазонку легко было отличить

от любой другой женщины даже в костюме Евы: они с детства выжигали себе левую грудь - чтобы не мешала натягивать лук. Бесстрашно рыскали по степям свирепые амазонки - и горе тому обладателю бороды и усов, который встречался с ними в чистом поле! Любви они не знали и продолжали жизнь племени по своим законам. В раз и навсегда назначенный день приходили специально отобранные для этого "правительством" амазонки на границу своего царства и... "делили ложе" с любым пожелавшим того же мужчиной. Если в результате этого рождались дети, то мальчиков убивали или продавали в рабство, а девочки становились амазонками.

Память об амазонках сохранилась и в сказках славянских народов. Помните, как Иван Царевич похитил для своего отца молодильные яблоки у могучей Царь-девицы. А даль­ше богатырша нагоняет убегающего с яблоками царевича и между ними завязывается бой. В одних версиях верх берет Царь-девица, в других - Иван, но везде все кончается хорошо - пир-ком и свадебкой. Даже страшная Баба-яга, хозяйка волшебных коней, железной ступы, похожей на большой дружинный котел, какие брали с собой в походы, чем-то напоминает амазонку. А ее жилище, где на ограде висят человеческие черепа русских богатырей, один в один совпадает с описанными еще древними греками святилищами племен Северного Причерноморья, донских степей.

Такие вот страшные легенды. Что в них правда, а что вымысел? И жили ли когда-нибудь на свете амазонки?

Производя раскопки в бескрайних южнорусских степях и восстанавливая позже земную жизнь обитателей сарматских могильных курганов, ученые обнаружили некоторое их сходство с мифическими амазонками.
Битва амазонок с троянцами. Старинная миниатюра

 

Близкие родственники известных нам скифов, сарматы пришли в Европу из азиатских степей позже и принесли с собой не только ноу-хау в области военного дела (они были первыми создателями бронированной конницы - учителями и предшественниками европейских рыцарей), но и некоторые пережитки матриархата предшествующих эпох, когда че ловеческим обществом руководили женщины, а не мужчины. Греки называли сармат "женоуправляемыми". Нет, их мужчины не напоминали "производителей" из легенд, записанных Геродотом: это были смелые степные воины. Были у сармат и цари-мужчины. Но никого из них не удивляло избрание на трон женщины-царицы (а вот греков, в обществе которых женщина была существом зависимым, неравноправным со своим отцом и мужем, такое изумляло!). Молодые сарматки с детства объединялись в женские общества, где под руководством старших товарок обучались владению конем, луком, мечом и длинным (до 6 метров!) копьем. Их целью был не "феминизм" , не мужененавистничество само по себе (хотя, возможно, кто-то из них и оставался "амазонкой" на всю жизнь). Дело в том, что по законам сармат взрослым и самостоятельным мог считаться только тот, кто одолел в честном бою двоих врагов. Их головы молодой соискатель должен был представить как до казательство старейшинам своего рода. Этот закон у сармат касался и мужчин, и женщин. И именно за такими "сертификатами зрелости" рыскали по степям настоящие амазонки...

Счастливая обладательница вражеских голов могла считаться взрослой девушкой и имела право выйти замуж. Это у сармат было обставлено следующим образом. Когда юноша-сармат загорался серьезным чувством к девушке из своего племени, он должен был вызвать ее на ритуальный поединок. Согласно древним изображениям (а также рудиментам этих обычаев, сохранившимся у некоторых кавказских и среднеазиатских народов), это было борцовское состязание. Сарматы, как степные конники, боролись верхом: два всадника, съехавшись, хватали друг друга за боевые пояса и старались вырвать противника из седла, поднять над головой и бросить на землю (представляете, какая сила и тренированность требовалась для такого вида спорта от нежной женщины?). Если в свадебном поединке побеждал юноша - он мог с полным правом вести побежденную невесту в свой шатер. Но и у девушки мог быть собственный интерес - побежденный ею "претендент" по законам племени становился ее рабом ровно на год... После чего мог попытать счастья снова. Если не передумывал...

Амазонки в бою. Греческий барельеф V-VIIIвв.

Не утверждаем, что всегда в таких поединках боролись всерьез: скорее всего взаимное чувство порой заставляло "железную леди" ослабить хватку ног в стременах и захват рук на портупее своего жениха... Нельзя сказать, что такой способ сватовства на сто процентов мог гарантировать невесту от перспективы выйти за нелюбимого "Шварценеггера". Но тем не менее этот обычай позволял девушке сопротивляться судьбе, которая у других народов обрекала ее подчиниться в вопросе брака выбору родителей (прежде всего отца). Равноправие полов у сармат было реальным, а не фиктивным.

Выйдя замуж, бывшая "амазонка", как и любая другая женщина, занималась хозяйством, рожала и воспитывала детей, но в трудный для своего племени час могла вновь взять в руки оружие и сесть на коня. Возможно, именно это позволило сарматам в короткий срок вытеснить и покорить предыдущих хозяев южнорусских степей - скифов. При одинаковой численности племенных группировок сарматы могли выставить против своего противника чуть ли не вдвое больше бойцов...

Наши "амазонки" знали толк в одежде и украшениях. В богатых захоронениях сарматских женщин кроме необходимого оружия - наконечников копий, стрел - длинные кавалерийские мечи и конская сбруя, множество изысканных золотых украшений, инкрустированных бирюзой, металлических зеркал (в то время - дорогое удовольствие для любой женщины) и каменных флакончиков с греческой косметикой - мазями, духами и притираниями. Сохранились прекрасная серебряная диадема сарматской царицы, украшенная драгоценными камнями и фигурами фантастических и реальных животных вокруг Мирового древа, обрывки шелковых китайских тканей и редкой красоты сосуды из драгоценных металлов... И если древние сарматки и есть амазонки, как уже с большой долей определенности говорят ученые, то они не отдельное племя, а своего рода орден, или религиозный институт, существовавший в культуре ираноязычных сарматских племен, некогда обитавших на просторах древнерусских степей.


Бажен Петухов ссылка: http://thiswas.ru

 

 

Рубрики:  ИНТЕРЕСНО

Понравилось: 1 пользователю

Бахыт_Светлана   обратиться по имени Четверг, 13 Февраля 2014 г. 22:57 (ссылка)
.
- (7) (300x300, 116Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку