Ѕольша€ часть компьютерных пользователей знает, что без установленного DirectX не запуститс€ ни одна современна€ игра. Ќо что же это за волшебник такой компонент? ¬ чЄм суть его работы, почему он так важен? Ёти вопросы одолевают многих игроков.

Ќа самом деле всЄ очень просто. ƒавайте вспомним игровые консоли. ƒл€ примера возьмем PlayStation 3.  ака€ бы верси€ не была в ваших руках («толстушка», slim или superslim) — «железо» в ней будет одинаковым. Ёто помогает создател€м игр максимально адаптировать свой продукт под эту консоль. √рубо говор€, игры способны полностью задействовать весь ресурс компонентов приставки, никаких сложностей у разработчиков с этим не возникает.

ј теперь вспомните о компьютерах. ¬се домашние ѕ  и ноутбуки собраны из разных комплектующих. ќдних только моделей видеокарт сейчас насчитываетс€ не одна сотн€ (или не одна тыс€ча, если вспоминать об устаревших модел€х). ≈сли бы компани€ Microsoft не решила зан€тьс€ созданием оптимизирующего пакета библиотек, то создател€м игр пришлось бы несладко. »м нужно было бы писать код своих продуктов дл€ отдельных моделей видеокарт, звуковых карт, материнских плат и даже под определенные версии операционных систем Windows. Ќесложно догадатьс€, что разработчикам это быстро бы надоело, и мы лишились бы компьютерных игр ещЄ в самом начале 2000-ых годов.

  счастью, в Microsoft раньше удел€ли геймерам немало внимани€. ¬ середине 90-ых годов считалось, что ѕ  может стать самой попул€рной платформой дл€ игр. –азличные производители начали выпускать множество видеоадаптеров, звуковых карт и прочих компьютерных компонентов. —оздател€м игр стало намного сложнее подстраиватьс€ под всЄ это многообразие. » тогда в Microsoft решили ограничить доступ разработчиков к «железу». ¬место этого был создан набор COM-совместимых объектов. »ли попросту библиотек. »менно этот набор, получивший наименование DirectX 1.0, мог работать с драйверами комплектующих. Ќу а игры (первое врем€ — не все) отныне должны были подстраиватьс€ лишь под этот самый DirectX.

ѕакетом библиотек DirectX 1.0 смогли воспользоватьс€ все владельцы компьютеров с установленной операционной системой Windows 95a, релиз состо€лс€ 30 сент€бр€ 1995 года. “о был упрощенный набор, который в основном отвечал за вывод двухмерной графики, вс€ческих звуков, а также обрабатывал данные, поступающие с манипул€торов. Ћишь намного позже по€вилась поддержка трехмерной графики и разнообразных графических эффектов.

ѕервые годы о ƒирект’ многие компьютерные пользователи даже не подозревали.  ак ни странно, сначала наиболее полезен этот пакет библиотек оказалс€ не дл€ геймеров, а дл€ математиков и инженеров. DX оказалс€ способен систематизировать различные вычислени€, благодар€ чему процесс стал занимать при тех же имеющихс€ ресурсах меньшее количество времени.

ƒолгое врем€ геймеры с разработчиками игр не признавали DirectX и из-за склонности использовать вместо него OpenGL. ќднако постепенно эта технологи€ влилась в состав пакета библиотек. » уже совсем скоро его стали устанавливать практически все владельцы компьютеров, которые хот€ бы иногда запускали игры.

Ќабор библиотек обновл€етс€ очень часто. 7 августа 1998 года состо€лс€ релиз DirectX 6.0. Ёта верси€ в первую очередь предназначалась дл€ операционной системы Windows 98 SE. Ќо теперь это стал кроссплатформенный продукт. ƒанна€ верси€ была замечена в игровой консоли SEGA Dreamcast. Ќо там он был лишь вспомогательным средством отображени€ графики.

«наковым дл€ пакета библиотек стал 1999 год. ¬ Microsoft смогли его максимально оптимизировать, благодар€ чему стала возможной установка DirectX 6.1 на разные операционные системы — в то врем€ это были Windows 95, 98 и 98SE. ѕозже от этой практики отказались. «атем к ней вернулись, а потом снова отказались. ¬ конце выход новых версий DirectX начал заставл€ть пользователей переходить на новую операционную систему, даже если они этого не хотели. Ќапример, хотите увидеть преимущества  версии  11.2? ѕридетс€ установить непопул€рную Windows 8.1.

ѕакет библиотек напр€мую работает с ресурсами видеокарт. —амо собой, чем новее верси€ DX — тем меньшее количество старых видеокарт может с ней работать. ќднако создатели графических адаптеров стараютс€ сотрудничать с Microsoft, благодар€ чему сейчас в продаже очень сложно найти видеокарту, котора€ не поддерживала бы новейший DirectX 11.

Ќовый DirectX 11 (как проверить свою версию ƒ’)  и его последующие версии в первую очередь отличаютс€ поддержкой шейдерных моделей 5.0. Ёто позвол€ет наслаждатьс€ более реалистичной горной поверхностью (камни выгл€д€т камн€ми, а не двухмерными картинками), вс€ческими погодными эффектами и прочими мельчайшими частицами.