Версальский двор — это главные затейники науки любви XVIII века. Собственно, флирт и легкая эротика были основным занятием целого класса во Франции. Конечно, тут есть о чем полюбопытствовать!
В XVII веке наступил Золотой век Франции. Эта страна стала самой богатой и могущественной монархией в Европе.Одной из главных задач короля в этой ситуации было не столько вести войны или пытаться не развалить страну, сколько всеми возможными способами обеспечить наследника. Желательно не одного. Соответственно, наука любви приобрела очень важное, практически политическое значение.
Восточная традиция окружать правителя наложницами, выбирать самых красивых девушек, навязывая их султану в качестве фавориток, или обычай травить соперниц ядами, чтобы защитить свой статус главной возлюбленной, может, и удивляла когда-то европейцев, но только не тех, кому были знакомы реалии королевских дворов. По сути, все то же самое сопровождало жизнь и христианских монархов – разница в том, что зачастую правила приходилось придумывать самостоятельно, за отсутствием информации о традициях и правовых нормах. Вот, например, каким был «гарем» Людовика XIV.
Ф.Буше
Фаворитки были у французских королей и до Людовика XIV, однако при нем женская часть двора достигла небывалого расцвета и влияния. Главная любовница короля — это был вполне официальный статус. Фаворитка жила во дворце, в покоях над королевской спальней (с потайной лестницей вниз), и даже имела собственных фрейлин, как королева, а также вела свои приемы и участвовала в светской жизни.Однако главной ее задачей, конечно, было разжигать королевские страсти. В этом плане Галантный век знал очень одаренных женщин. То они придумывали соблазнение с помощью экзотических ароматов (дворец, да и сам двор изрядно попахивали, о чем мы расскажем ниже), то игрища в садах, то бал-маскарад, то совместные ванны.
Впрочем, не всем, конечно, удавалось завладеть вниманием короля так надолго, как самой знаменитой фаворитке Галантного века — маркизе Помпадур, главной любовнице Людовика XV. Помимо официальных любовниц, которые удовлетворяли не столько физические, сколько духовные потребности, в Версале был свой собственный… бордель. Дело было при Людовике XV и называлось это своего рода элитное заведение «Олений парк».
Вход в Олений парк, французская гравюра XIX века
На самом деле Людовик XV в этом смысле был значительно более расслаблен, чем его прадед, Людовик XIV, который издал жесткие законы, запрещающие проституцию. Правнук все разрешил и даже наслаждался сам.
Считается, что «Олений парк» организовала мадам де Помпадур, после того как по состоянию здоровья больше не могла делить постель с королем. Она подбирала для развлечений монарха юных девушек, которые были слишком просты и наивны, чтобы надолго увлечь монарха. Так она обезопасила себя от конкуренции при дворе и возникновения очередной серьезной фаворитки.
«Три грации» (художник Ван Лоо) Изображены Полин и, предположительно, её сёстры
Сама мадам де Помпадур частенько гостила в особняке «Олений парк» и, возможно, присматривала за развлечениями своего бывшего любовника и лучшего друга Людовика XV. Кстати, король всегда приходил в особняк инкогнито, под видом какого-нибудь польского офицера. Все было обставлено с большим вкусом и без пошлости.
Самой знаменитой из девушек «Оленьего парка» была Луиза О’Мерфи, любимая модель придворного художника Франсуа Буше. Именно она изображена на классической картине Галантного века «Одалиска» в виде наложницы из восточного гарема.
Франсуа Буше. Одалиска Обычно девушек из «Оленьего парка» выдавали замуж, после того как они надоедали королю. Все устраивалось самым приличным образом: король обеспечивал достойное приданое и жениха.
А Риччи
Сады Версаля были настоящим произведением искусства. Именно в них происходили многие дворцовые пикантные приключения — где-нибудь в парковой беседке, в романтических зарослях на свежем воздухе.
Одним из очень эротических объектов в те времена считались садовые качели. Дама, взмывая в воздух, как бы нечаянно распахивала юбки, кавалер млел, созерцая ее восторг и слушая вскрики. В общем, мы, кажется, понимаем, что эти французы имели в виду.
Жан-Оноре Фрагонар. Качели Еще одним излюбленным местом для куртуазного двора был садовый лабиринт в Версале, построенный для Людовика XIV. Он был огромен, и в нем можно было запросто заблудиться. Этот аттракцион считался настоящим чудом света в Европе. На входе в лабиринт стояла статуя купидона с путеводной нитью в руках, как бы приглашая парочки затеряться в аллеях.
В конце Галантного века, уже при Людовике XVI, его жена Мария-Антуанетта придумала построить «пасторальную деревню» в Версальских садах. Тогда в моде был Руссо, простая, незатейливая крестьянская жизнь, природа…
Клод Луи Шатле. Иллюминация грота, сады Версаля В возведение этой декорации были вложены немалые деньги, чтобы все выглядело исключительно натурально и светские кавалеры и дамы в костюмах пейзан могли забавляться на «лугах», между специально подсвеченными сказочными домиками.
Контакт с водой, а тем более с горячей водой считался очень вредным для здоровья во Франции, когда люди еще не понимали, как распространяются инфекционные болезни.
Существует легенда, что Людовик XIV мылся всего два раза в жизни — после рождения и после смерти. Во время царствования этого короля (оно длилось рекордные 72 года) придворные врачи просто не разрешали ему рисковать своим здоровьем и мыться. Для освежения короля обтирали влажной или даже сухой белой тканью и постоянно переодевали в свежие одежды, а также заливали парфюмом. Забавно, что русские послы писали про Людовика, что он «смердит аки дикий зверь». Впрочем, дело тут, вероятно, было даже не столько в запахе немытого тела, сколько в популярных в то время во Франции сильных ароматах мускуса и амбры.
Тем не менее историки утверждают, что у Людовика XIV была первая во дворце персональная ванна, которая, правда, использовалась не для мытья, а для эротических забав. Это было удивительное произведение искусства — купель, вырезанная из цельного блока розового мрамора, которую наполняли духами, после чего король погружался туда вместе со своей фавориткой Атенаис Монтеспан.
Купель Людовика XIV в Версале Задумка была и вправду роскошной! Однако, как и всякое излишество, «ароматные ванны» вскоре наскучили королю. Он стал жаловаться на постоянные головные боли, которые его преследуют из-за слишком сильно надушенных придворных. Однажды он даже не пустил в свою карету маркизу Монтеспан, так как «не мог переносить ее духов». Это был верный признак опалы. В тот момент Людовик уже присмотрел себе новую любовницу — юную и свежую Анжелику де Фонтанаж.
После того, как выяснилось, что Монтеспан к тому же, постоянно добавляла в вино и пищу королю афродизиаки неизвестного состава (которые вообще-то могли оказаться ядовитыми) без его ведома, дни слишком деятельной фаворитки были сочтены.
Вермеер
Еще задолго до появления на свет будущего короля-солнце во Франции возник обычай объявлять об официальной королевской фаворитке. Это напоминало что-то вроде помолвки, когда статус женщины, до сих пор просто близкой сердцу короля, отныне должен был быть признан всеми, включая, собственно, и официальную супругу, королеву.
Arturo Ricci (1854-1919) - прием
кадр из фильма "Фаворитка"
Неудивительно, что любовь искали на стороне. Активный поиск был дозволен, разумеется, мужчине – от женщины в таком брачном союзе требовалось лишь произвести на свет наследника, а лучше нескольких, а в остальном, наоборот, не «отсвечивать», оставаться в тени. Были, разумеется, исключения, яркие личности вроде Екатерины Медичи – но их яркость только подтверждает общее правило: королю его законная супруга была, как правило, неинтересна.
Череда фавориток Людовика XIV – а их в долгой жизни короля было предостаточно, как и детей, которые он, в духе любого уважающего себя османского султана, сумел таким образом завести. Первой, или одной из первых, можно считать Катрин Белье, баронессу Бове, которая после замужества оказалась в числе фрейлин Анны Австрийской, матери Людовика. Катрин была умной женщиной, но внешней красотой, по-видимому, не отличалась. Анна Австрийская, ни много ни мало, поручила этой женщине юного короля, которому требовалось постичь любовную науку. В награду Белье получила дом и пенсию.
Мария, Олимпия и Гортензия
Но по-настоящему в сердце Людовика запали сестры Манчини, племянницы кардинала Мазарини, «мазаринетки». Девушки прибыли ко двору из Италии, где воспитывались с рождения. Роман короля с Олимпией Манчини, а затем с ее сестрой Марией несколько встревожил его мать, которая рассчитывала на брак сына со своей племянницей, испанской инфантой. Олимпия, с которой король проводил все время и уже поговаривал о свадьбе с ней, была выслана из Парижа и выдана замуж.
Одна из официальных фавориток Людовика XIV, Луиза де Лавальер, перед тем, как покинуть дворец, помирилась с королевой
Наличие у короля официальных фавориток вовсе не мешало ему заводить и другие связи. Среди тех, кто удостоился внимания Людовика, были по-настоящему красивые и весьма знатные женщины, например, Анна де Роган-Шабо, принцесса Субиз, отношения с которой продлились около шести лет. Или Екатерина Шарлотта де Грамон, принцесса Монако, с которой Людовик встречался на протяжении нескольких месяцев. Или Мари-Анжелик де Фонтанж, которая придумала популярную тогда прическу «Фонтанж» и умерла, как поговаривали, будучи отравленной по приказу маркизы де Монтеспан.
Прическа «фонтанж» - изобретение одной из фавориток короля Людовика XIV. Источник: pinterest.com
Чем же еще кроме любовных утех и дворцовых интриг занимали время фавориток?Очень многие имели политический вес и результатом их деятельности принимались решения о союзах.женитьбах и войнах.Но это так скушно и требует множества извилин...Образование,мода,искусство-вот еще один список развлечений дамочек.
Маркиза де Помпадур была настоящей законодательницей мод. Все придворные дамы мечтали одеваться так же элегантно, но в то время слегка небрежно. В ее честь названа и известная высокая прическа помпадур. На свои наряды и развлечения фаворитка короля тратила немыслимые суммы. За 20 лет она спустила на ветер больше 350 тысяч ливров. О ее аппетите ходили легенды: маркиза регулярно заказывала шампанское, трюфели и шоколад. В то же время маркиза была покровительницей наук и искусств: она защищала экономическую школу физиократов и поддерживала создание «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел».
А.Риччи
Помпадур стала для короля настоящим другом, единственным человеком, которому Людовик полностью доверял. Даже после того, как маркиза по указанию врача прекратила все сексуальные отношения с монархом, ей удалось сохранить свое положение. Она лично подбирала королю молоденьких любовниц, с которыми тот встречался в особняке «олений парк».
Но чтобы оставаться фавориткой короля на протяжении многих лет, одной постели недостаточно. Маркиза могла предугадывать настроение Людовика с одного только взгляда, удивляла его, восхищала. Со временем эта женщина заменила монарха на заседаниях. Она влияла на внутреннюю и внешнюю политику. Семилетнюю войну историки называют «войной разгневанных женщин», т. к. Фридрих II (Пруссия) противостоял Елизавете Петровне (Российская империя), Марии Терезии (Австрия) и мадам Помпадур (Франция). Сам Фридрих II окрестил антипрусскую коалицию «союзом трех баб».
Эдуардо Леон Гарридо - Эль-Галан-дель-Sarao
Но все же главными развлечениями были разные балы и праздники
Правление Людовика XIV выпадает на золотой век французского искусства - галломания распространяется по всей Европе. Дорогостоящие балетные постановки и роскошные балы Grand siècle привлекают во Францию лучших музыкантов и балетмейстеров. При Людовике XIV танец, бывший частью придворного пиршества и инструментом эстетической поддержки абсолютной монархии, обретает первые черты классического балета.
Henry Victor Lesur (1863-1900)
В галантном веке, при Людовике XV, жизнь французской знати превращается в нескончаемый развратный праздник, который приводит к разорению страны и становится одной из причин Великой французской революции. После революции на смену земным наслаждениям и искусственной красоте приходит романтизм с его культом природы, чувств и естественного в человеке.
Салонные развлечения А.Риччи
Король-солнце, переживший в детстве гражданскую войну, умело использует придворные музыкально-театральные постановки для укрепления власти: дворянству льстит общение с королём, они соревнуются в богатстве нарядов и украшений, тратят время на дворцовые интриги и подготовку праздников и спектаклей - переживать об экономических проблемах и военных неудачах просто некогда. Официальные фаворитки короля активно помогали двору тратить на своё содержание непомерные деньги.
Король даже в походах устраивал роскошные пиры с танцами, а не имевшие доступа ко двору французские подданные старались подражать жизни придворных. Людовика ценили за "легкость доступа к монарху", ведь он с удовольствием появлялся на театральной сцене как искусный танцовщик, увидеть которого мог любой горожанин, способный приобрести билет на постановку в Парижской ратуше. Во всех слоях французского общества танец стал не только развлечением, но и ритуалом для прославления короля.
Занятие пением.А.Риччи
В мемуарах мадам де Севинье говорится, что празднества при дворе Людовика XIV "продолжаются каждый день и полночи". Нередки были пиры, длящиеся несколько дней - в Версале зажигали тысячи свечей, которые сияли в многочисленных зеркалах и драгоценностях придворных дам. Украшений на платьях было столько, что их обладательницы "едва могли ходить".
Рисование.А.Риччи
При Людовике XIV зарождается культ молодости, который пышно расцветёт в эпоху рококо, когда инфантильность станет главной отличительной чертой аристократии. Всё становится изящным, кокетливым, грациозным, мужчины теряют черты мужественности и становятся женоподобными. На балах-маскарадах и в комедийных постановках того времени популярна тема с переодеваниями мужчин в женское платье.
Игры А.Риччи
С начала 18 века по указу Людовика XV в Парижской опере проводятся оплачиваемые общественные балы, Bal de l'Opera. На это исключительно танцевальное мероприятие начинают пускать представителей любого сословия в маске и без оружия, способных приобрести билет. Парный танец уступает место массовому, более доступному простому народу - кадриль, англез, форлана.
Концерт А.Риччи
Bal de l'Opera, предложенный королю как эффективный способ пополнения бюджета Королевской Музыкальной Академии, очень скоро становится любимым развлечением парижан, а позже и жителей близлежащих городов. Для проведения бала в зрительном зале прямо поверх кресел партера и оркестровой ямы располагали настил, чтобы получить достаточно пространства для танцев, но его всё равно не хватало. Вот что пишет об общественных балах французский писатель Луи Себастьян Мерсье в своей книге "Картины Парижа":
Менуэт Ф.Кеммерер
Балы эти считаются особенно удачными, когда на них царит страшная теснота: чем давка больше, тем довольнее бывают присутствующие. Чтобы прослушать шумную и однообразную симфонию, платят десять ливров с человека. Те, кому уже нечего больше ждать от женщин, на балу скучают, но они все же идут туда, чтобы иметь возможность сказать на другой день: "Я был на балу; меня там едва не задушили".
Прием.А.Риччи
Ужин на балу А.Менцель
Ужин в Тюильри Менцель. С развитием ресторанного дела в Париже общественные балы под утро начали перемещаться в близлежащие заведения - рестораны, трактиры и гостиницы. Пьяные и счастливые проголодавшиеся участники маскарада не считали денег и соревновались в щедрости. Хозяева заведений получали в дни проведения балов баснословную прибыль, которая легко компенсировала последствия обязательного среди участников бала развлечения - битья посуды.
Музицирование А.Риччи
Главным артистом эпохи Людовика XIV был сам монарх. Танцы, как и во времена его бабки Марии Медичи, были неотделимы от придворных праздников. Королевский двор поддерживал увлечения короля - учителя танцев в Париже были нарасхват. В придворном оркестре "24 скрипки короля", созданном ещё при Людовике XIII, играли все знаменитые музыканты того времени.
К.Луччи Попойка
Гротескно-характерные дивертисменты Средневековья постепенно сменяются помпезными спектаклями во славу короля. Придворные танцуют менуэты, гавоны и паваны не забавы ради, а для прославления своего монарха. Мастерство исполнения выходит на первый план, и имя теперь значит меньше, чем умение и ловкость.
А.Риччи Король-солнце использовал распределение ролей в придворных постановках для обозначения своего расположения или - напротив - отлучал от сцены бывших фаворитов. Постепенно Людовик всё реже и реже выходит на сцену в компании непрофессиональных актёров, подчёркивая тем самым свою исключительность даже в таком негосударственном деле как театр. Королевские спектакли выходят из стен дворцов и с постоянным успехом идут на сценах Парижа: танец становится частью профессионального театра и наконец начинает отделяется от застолья.
Гилберт.Бал
После открытия танцевальной академии на базе Королевской академии музыки в 1669 году появляется профессия танцора, а после того как учитель танцев короля и хореограф Пьер Бошан сформулировал общие правила и терминологию хореографии, балет зарождается как самостоятельный вид искусства. Но, несмотря на близость к королевскому двору и восхищение французской знати, профессиональные артисты балета находились в незавидных условиях. По словам историка Веры Красовской:
Гудвин.Следующий танец
Они имели право на жалованье, а потом на пенсию, не слишком высокую для второстепенных актёров. Обязанности ограничивали любой контакт с другими театрами. Забвение правил, любые конфликты карались заключением в тюрьму Фор Левек.
Ж.Беро.Званный вечер В середине 17 века в танцевальном мире произошло ещё одно важное событие - в труппу балета Амстердама была принята Адриана Ноземан. На сцену Парижской оперы женщины вышли только в 1681 году в постановке Люлли и Пекура "Триумф любви", хотя в придворных представлениях женщины участие принимали. В эпоху разврата балерины и актрисы становятся куртизанками, меняя покровителей и не особенно скрываясь от общественности. Существует запись полицейского протокола о знаменитой балерине Мадлен Гимар:
Е.Лами.Концерт
Она каждую неделю даёт три ужина, на первом бывают придворные и знать; на другом - писатели, художники и учёные, и, наконец, третий носит характер настоящей оргии, на которую она приглашает самых соблазнительных, разнузданных девиц и во время которой разврат достигает последней возможности.
Активное развитие профессионального балета сослужило актёрам-аристократам дурную службу - на фоне профессиональных танцовщиков они выглядели дилетантами. Балет окончательно уходит из бальной культуры и становится признанным видом театрального искусства, оставаясь при этом придатком к опере.
Торасс.Игра в фигуры
Эпоха романтизма в балете превращает артистов и, в первую очередь, танцовщиц - в суперзвёзд. После премьеры в балете "Сильфида" в 1832 году Мария Тальони за один вечер становится самой обожаемой и обсуждаемой балериной Парижа. Во время триумфальных гастролей по Европе в её честь закатывают балы и праздники, к ногам кидают лучшие украшения, при ней начинают дарить артисткам цветы и ей аплодируют дамы, до того считающие это неприличным.
Менцель.Бал
Расцвет французской кухни начался в период правления Людовика XIV - при нем гремели самые роскошные в истории балы и трапезы. Приём пищи при дворе становится частью церемонии, где всё имеет значение - посуда, её расположение на столе, порядок подачи блюд. При дворе начинают писать меню, появляются правила сочетания еды и вина. Повара Великого века стараются подчеркнуть естественные ароматы продуктов, специи и сахар остаются в средневековой кухне.
Шмутзлер.Бал
Людовик XIV был большим поклонником овощей и, чтобы видеть их круглый год на своём столе, ввел в моду теплицы, что привело к развитию садоводства. С крестьянского стола в королевское меню переходят спаржа, артишоки, капуста, цикорий, шпинат; возвращаются позабытые после римлян устрицы. Европейская кухня постепенно знакомится с продуктами Нового Света, с удовольствием принимает заморскую экзотику - картофель, бобы, помидоры, кофе, шоколад. Вся основа французской кухни - в первую очередь, знаменитые соусы - появляется в 17-18 веках.
Гарридо.На балу В галантном веке приём пищи становится, как и всё при дворе, частью игры, флирта. Появляются эротические пиры, которые всегда состоят из десятка блюд, в основном hors d'oeuvres (маленьких изысканных закусок), которые должны раззадорить аппетит гостей перед главным блюдом, если до него вообще дойдёт дело. Трактиры остаются центром общественной жизни низшего сословия, но также открываются роскошные рестораны, которые становится модно посещать среди знати. За столом пошло шутят, сплетничают и выставляют свою похоть напоказ.
Мария Антуанетта и Людовик XVI в саду Тюильри с мадам Ламбале, 1857 г.
По воспоминаниям барона фон Випфена, обычный летний выезд Карла Евгения, герцога Вюртембергского, одного из самых расточительных монархов эпохи абсолютизма, выглядел так:
"Приятнее всего были летние путешествия герцога на его виллы, преимущественно в Графенек - замок, лежащий в одной из самых глухих местностей Шварцвальда, где герцог часто проводил часть лета. Обыкновенно герцога сопровождало только 10-12 кавалеров, и я почти всегда имел счастье быть в их числе. Остальная свита состояла из 600 или 700 человек, предназначенных для его развлечения. Здесь были налицо все лучшие силы французской комедии, комической и итальянской опер. Оркестр состоял сплошь из первоклассных виртуозов.
"Король-солнце" Людовик XIV получил свое прозвище от исполняемой им балетной партии
Тут были: Дзомелли, Лолли, Нардини, Рудольфе, Шварц, братья Пла. Новерр получил приказ ставить самые восхитительные балеты. Зритель видел только очаровательные танцы богинь и нимф. Всё, что только могут дать талант и природа в смысле наслаждений и утех, было налицо, и все были как нельзя лучше настроены, чтобы по достоинству оценить эти удовольствия. Мы засыпали и просыпались среди веселья. Два оркестра будили нас по утрам. Завтракали все вместе, обыкновенно под сенью безлюдного леса. Под звуки музыки приступали к кадрилям и рондам, готовясь к вечернему балу. В промежутках занимались, туалетом, игрой, едой, разнообразными развлечениями. То отправлялись ловить рыбу, то на охоту, то на прогулку в тёмный зелёный лес, всегда в компании богинь и нимф.
Людовик XIV в роли Воина в Балете ночи (1653)
И не одни только красавицы девушки способствовали весёлому времяпрепровождению. Всё решительно содействовало ему: прекрасный стол, превосходный аппетит, вызываемый как утренними танцами, так и послеобеденной охотой, и, что важнее всего, с нами был герцог, всегда весёлый, всегда в добром расположении, исполненный мудрости и остроумия, всегда снисходительный к своим придворным".
Людовик XIV в роли Играющего на лютне в Балете ночи (1653)
В 1661 Людовик XIV создал Королевскую академию музыки и танца, объединившую 13 ведущих танцмейстеров, которые были призваны блюсти танцевальные традиции. В Париже началось строительство оперного театра, и через девять лет была открыта Парижская опера.
Шоссинан-Ногаре Г. Повседневная жизнь жен и возлюбленных французских королей. — 2003. Жорж Ленотр. Версаль при королях. — М., 2003. Альфред Зимерау, Пауль Цайдлер. Великие куртизанки. — М., 1992.
https://www.nytimes.com/2013/10/04/greathomesandde...-Living-With-History.html?_r=0
https://balletristic.com/esh-pej-tancuj-balet-i-prazdniki-jepohi-prosveshhenija/
https://cameralabs.org/9567-frivolnye-kartiny-fran...imogo-khudozhnika-lyudovika-xv