
И чего я вечно сажусь писать посты на ночь глядя? О_о А потом никак не могу пойти лечь спать, дожидаясь комментов ))))))))))) (Тщеславие второй любимый грех Графа – после Лени)
Собственно, повествование про Снейпа начинается здесь, в посте
Мои интересы 27: Гарри Поттер. Собственно, со Снейпа-то все началось, и не будь его, возможно, я бы вообще не стал читать творения г-жи Роулинг. Так что не буду повторяться, кто хочет, пусть «пролог» смотрит в той теме, а сейчас поговорим о другом...
Вот только о чем же?
За годы существования фэндома про профессора Снейпа успели написать целые диссертации. И некоторые, если не ошибаюсь, умудрились даже защитить ) Писали с точки зрения психологии, криминалистики, эзотерики, а также в контексте общемировой литературы О_о
Мне, конечно, подобное написать не дано: я скромный Граф, лишь чудом закончивший заочное отделение экономического факультета, и глубокие изыскания – это не для меня.
Это даже занятно: мыслей у меня много, а высказать… Такая противоречивая личность – столько мнений… Как на одном литературном форуме после длительных дебатов и охапки сломанных копий одна из участниц поинтересовалась: «А мы точно все одну книгу читали?» А ведь речь шла не о «Гарри Поттере», а о «Графе Монте-Кристо» )
Чего уж говорить о фэндоме, в котором споры о любимых персонажей – основное времяпрепровождение?
Ладно, шутки в сторону. Я, как всегда, попробую сказать хотя бы то, что чувствую и как вижу сам.
В первой книге Снейп выглядел самый объемным персонажем… Да что там, практически единственным, обладающим таким важным свойством. Ведь мало создать персонажа – надо сделать так, чтобы он жил.
И что интересно, со Снейпом это у Роулинг вышло лучше, чем со всеми остальными, вместе взятыми. Если прочие более-менее послушно выполняли ее указания, то Снейпа она будто раз за разом пихала насильно, мстя ему за непослушание.
В чем же это непослушание?
Во-первых, разумеется, в любви аудитории. Читателям не полагалось любить профессора Снейпа. Да, Роулинг, которая, вроде, сперва только о первой книге думала, сделала его подставным персонажем – и пусть не он оказался «Главной Бякой», но вроде как более приятным человеком от этого не стал.
Немного отступим в сторону, хотя и тоже по теме.
Граф, как это ни странно, тоже был маленьким и тоже ходил в школу. Конечно, мне повезло, и многие учителя у нас были хорошими. Но попадались и, мягко говоря, далеко не самыми приятными личностями.
Не знаю уж, как тут вышло, но мне как-то с детства объяснили, что мир не создан для того, чтобы крутиться вокруг моей персоны. Не в том смысле, чтобы меня обижали, но родители постарались мягко намекнуть, что да, вот есть дом, где меня любят и где мне всегда рады, но есть и внешний мир, в котором обитают разные люди.
Учитель _не обязан_ меня любить. Вообще, знаете, чем педагоги отличаются от педофилов? Педофилы ИСКРЕННЕ любят детей (С). А обязанность учителя – вложить в мою голову определенные знания.
И я всегда придерживался этого правила. Я никогда не старался сблизиться с учителями, хотя нравился многим из-за хороших оценок и спокойного поведения, но я никогда и не ставил себя в оппозицию. Да, были учителя, которые меня раздражали, даже бесили. Да, мне не нравилось присутствовать на их уроках, но ведь учился-то я для себя, а не для них. Я возьму то, что им положено дать мне по их работе – и выйду из класса. Я сделаю все так, что ему не к чему будет придраться, и окажусь выше.
И еще. У нас по химии была ОЧЕНЬ строгая учительница. Держала класс в ежовых рукавицах. На ее уроках стояла мертвая тишина. Она ставила _тройку_ за 75%
правильно сделанной работы, а четверку – за
полностью правильно сделанную работу, лишь с парой небольших помарок. Она никогда не кричала, но большинство учеников ее жутко боялось, ибо в конце четверти в журнале по предмету «Химия» стояли в столбик «двойки». В четверти! У 80% класса.
Ее любимая фраза была
«Мой предмет учат» - с ударением на последнее слово.
И действительно: химия – предмет практический. Там реактивы, испарения, бьющиеся пробирки… Пойди уследи за двадцатью пятью подростками, которые впервые дорвались до всех этих «прелестей».
Она никогда не была среди моих любимых учителей. Но я всегда ее безмерно уважал. Я заслужил свою редкую четверку потом и кровью. Даже в одном полугодии мне удалось выгрызть себе пятерку – неслыханная редкость в нашей школе. Помню, она меня тогда спросила, не на химический ли я факультет собираюсь. Я ответил, что нет, тогда она – удивленно! – поинтересовалась, зачем я так мучаюсь. Я честно сказал, что считаю школьную программу приемлемой для всех, а химия у меня единственный предмет, по которому нет пятерки. Она улыбнулась – потрясающая редкость, обычно губы у нее были сухо поджаты – и произнесла:
«Тогда старайся»
Конец лирического отступления.
Так вот, когда я читал про Снейпа в классе, я всегда вспоминал нашу Наталью Александровну. У человека в классе два десятка даже не 13-14-летних подростков, а 11-летних киндеров,
открытый огонь и целая куча вариантов того, как можно покалечить себя, соседа, всех окружающих, а завершающим аккордом разрушить и саму аудиторию. Я вообще всегда считал работу учителя очень нервной, а уж в такой обстановочке…
И я не понимаю, почему я в своем детстве осознавал, что есть предметы, на которых требуется максимальная концентрация внимания и строгое следование технике безопасности, а некоторым британским детям это понять не дано.
Да, Снейп цеплялся к Поттеру – но в большинстве случаев тот и сам давал повод. Отмазка, мол,
«А что он?!.» выглядит нелепо. Сколько раз Поттер действительно хорошо сделал работу по зельям, настолько хорошую, чтобы заткнуть Снейпу рот? Мальчик вообще не особо утруждает себя учебой, не представляю, что бы они с Уизли делали без Гермионы…
Ну да ладно, не о них речь.
О школе разобрались: Снейп не самый приятный учитель, подчас пристрастный, но кто хочет учиться, у него научатся достаточному. Вообще «пристрастных» в Хогвартсе полным полно – вот она, факультетская система во всей красе…
Дальше