-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Shapiro

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) —верхъестественное

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 16.09.2016
«аписей: 35
 омментариев: 2
Ќаписано: 44



»«ќЅ–ј∆≈Ќ»≈ —ћ≈–“» ¬ ∆»¬ќѕ»—»

„етверг, 18 ћа€ 2017 г. 09:19 + в цитатник

CемЄн “алейсник

«—мерть завораживает мен€ вечностью»

(—альвадор ƒали)

ѕри знакомстве и изучении целого р€да репродукций картин различных художников, изображавших смерть на своих полотнах, € как врач, пыталс€ оценить реальность облика мЄртвого геро€ и подметить те признаки смерти, которые удалось нарисовать автору.

ѕочти все живописцы за редким исключением не вдавались в детальное изображение реальных (натуралистических) анатомических признаков мЄртвого тела. „аще они показывали обстановку, умершего человека в одежде, в постели, на поле брани или в необычных местах, нередко — обсто€тельства наступлени€ смерти, порой театрализовано, постановочно. “о есть картина символизировала смерть изображЄнного на ней персонажа, останавливалась на той или иной истории еЄ наступлени€, событи€, повлекшего за собой смерть геро€, либо констатиру€ смерть известной реальной или мифологической личности, согласно легендам, предани€м и поверь€м, религиозным трактатам, особенно из Ѕиблии.

ѕорой только наименование картины влекло за собой желание увидеть то, что сообщал о ней сам автор. «авуалировано, намЄком или просто рисунком…

Ќачина свой обзор со знакомства с удивительно красочной и многогранной картиной √устава  лимта, мне хочетс€ сопоставить отображение жизни и смерти, воплощЄнных в ней, в виде противосто€щих символических фигур, олицетвор€ющих вечность возрождени€ первой и бессилие второй в неизбежном противоборстве между собой. —мерть неизбежна, но жизнь всегда побеждает!

clip_image002[4]

–ис 1.

«∆изнь и смерть» 1908-1916. √устав  лимт (нем. Gustav Klimt; 1862-1918) . ћузей Ћеопольда в ¬ене.

¬семирно известный австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. √лавным предметом его живописи было женское тело, и большинство его работ отличает откровенный эротизм.

¬ 1911 году картина  лимта «∆изнь и смерть» получила приз на ¬семирной выставке в –име.

яснее представить себе контраст торжества жизни и призрак смерти в своих красках весьма трудно. Ќо  лимту это удалось…’от€ смерть представлена одним черепом, а весь скелет задрапирован менее €ркими, чем представители жизни цветами. ј вместо косы — гневно-бордового оттенка топорище…

(ќписание картины хорошо представлено на этом видео — клипе: https://muzei-mira.com/avstrijjskaja-zhivopis/1948-kartina-gustava-klimta-smert-i-zhizn.html) Ћучше не скажешь.

***

“ак случилось, что наиболее реальными в изображении мертвых в живописи оказались ’ристос и  леопатра. Ётот парадокс мне думаетс€ можно св€зать, помимо прит€гательности и известности этих образов, ещЄ и обсто€тельствами нетривиальности наступлени€ их смертей: расп€ти€ ’риста и самоубийства египетской царицы с использованием €довитой змеи … –азумеетс€ и числом существующих (доступных в »нтернете) полотен, которых намного больше иных. —уществуют целые серии изображений названных выше всем известных персонажей ’риста и  леопатры. Ќар€ду с одиночными или немногочисленными полотнами повторений в различных ракурсах одного и того же сюжета смерти в сравнении с названными. ’от€, € должен тут же оговоритьс€, что удачное или умелое изображение мЄртвого тела ’риста удалось тоже не многим художникам.

clip_image003

–ис 2.

» на первом месте среди них картина художника √анса √ольбейна ћладшего, (1497-1543), «ћертвый ’ристос в √робу» (1521-22). (’удожественный музей, Ѕазель.) ¬еликий немецкий живописец нарисовал первое реалистичное изображение мЄртвого ’риста. ѕрототипом »исуса, €кобы, послужил выловленный в –ейне рыбак — утопленник, имевший некоторое телесное сходство с привычным известным из сказаний, картин и скульптур образом ’риста. ’удожник изобразил на картине труп с первыми признаками тлени€. ¬округ ран по€вились синеватые ареолы, а конечности начали чернеть. “о есть автор картины показал тело таким, кок оно бывает у только недавно умершего человека, не прикрашива€ и не дополн€€ его. —о всеми следами ист€заний, ран и кровоподтЄков. ««астывшие остекленевшие глаза и судорожно сомкнутые губы», правда, могли увидеть только те, кто рассматривал оригинал этой небольшой (30,5 x 200 см), но узкой по форме картины.…

“ело несет на себе признаки издевательств и чудовищной казни на кресте: руки и ноги пронзены гвозд€ми, а тело иссечено ударами бича. Ќичего божественного. ќдинокий труп человека. ≈сли не знать содержание легенды о расп€тии ’риста.

Ёто и произвело неизгладимое впечатление на ‘. ћ. ƒостоевского, когда он увидел картину на выставке в Ѕазеле в 1867 году, и был поражЄн изображением ’риста. ≈го жена, јнна √ригорьевна, вспоминала, что его выражение лица напоминало такое же перед очередным эпилептическим приступом.

—ама картина по тем временам была признана еретической, ибо в каноне сказано, что «тело —пасител€ не могло быть подвержено тлению».  —ерен  ьеркегор писал: — «чем совершеннее существо, тем отвратительнее внешние, физические про€влени€ его смерти, которые выгл€д€т как откровенное надругательство над духом».

“ак тогда и не был раскрыт смысл картины √ольбейна, написавшего столь сомнительную, почти на грани кощунства, картину? ј ведь художник с точки зрени€ врача нарисовал просто реальный образ мЄртвого человека, а не божества…

¬озможно, поэтому художники и впредь не стали прибегать к натуралистическим подробност€м изображени€ смерти, а создают аллегории, метафоры или близкие образы, чтобы не слишком впечатл€ть эстетов, не пугать обывателей и не оскорбл€ть чувства случайных зрителей…

Ќо это была не перва€ картина с образом мЄртвого ’риста. ƒо √ольбейна были ещЄ два великих мастера, которые рискнули отобразить смертный облик “ворца или —пасител€. ≈щЄ в 1490 году јндреа ћантень€(Mantegna, Andrea) (ок. 1431-1506), один из крупнейших живописцев эпохи ¬озрождени€ в —еверной »талии. ѕо рисунку нет сомнений, что перед нами мЄртвое тело, а по стигматам на конечност€х пон€тно, что это тело ’риста, хот€ на нЄм нет, кроме бледности, €вных анатомических признаков мертвого человека, что можно объ€снить ещЄ не наступившими. Ћибо нежеланием автора нарушать мнение об их недопустимости у конкретного трупа по религиозным догматам.

clip_image004[4]

–ис 3.

«ћертвый ’ристос», 1490. ћјЌ“≈Ќ№я јЌƒ–≈ј -

(Mantegna, Andrea) (ок. 1431-1506), один из крупнейших живописцев эпохи ¬озрождени€ в —еверной »талии.

Ќа картине ћонтеньи «ћЄртвый ’ристос» изображЄн реалистично. “ело и зи€ющие на нЄм раны кажутс€ естественными, объЄмными, как на скульптуре, но не плоскими, как обычно бывает у иных художников на холсте. ÷вет тела и камн€ почти одинаков. “о есть они оба мертвы. ћЄртвый ’ристос изображен в окружении скорб€щих женщин, одна из которых, €кобы, и есть ћари€ ћагдалина.

¬ыдающеес€ произведение ћантеньи оказало вли€ние на многих художников. Ќаиболее €вно оно прослеживаетс€ в одноимЄнной картин

EPSON MFP image

–ис 4.

«наменита€ картина јннибале  арраччи "ћертвый ’ристос" (1582, √алере€ ”ффици, ‘лоренци€) стала насто€щим шедевром своего времени, поразившим многих современников художников.

’от€ и на этой картине видны лишь свежие кровоточащие стигматы без других €вных признаков мЄртвого тела. » даже изогнутые и уже не нужные гвозди, клещи и терновый венец…

ƒругим художником, изобразившим мЄртвого ’риста был јльбрехт ƒюрер. ¬ 1503 году художник углЄм нарисовал картину «“ворец в терновом венце», хран€щуюс€ в Ѕританском музее.

Ќа этой картине больше подробностей, отражающих предсмертные страдани€, однако без анатомических признаков смерти, что на картине, нарисованной углЄм, было бы затруднительно или просто невозможно изобразить.

»скажЄнное болью выражение лица, страдавшего перед смертью ’риста, стонущего или кричащего от боли и застывшего в этой маске, даже у мен€, хирурга, видевшего немало мертвецов, вызывает страх, сочувствие и жалость. ¬едь это человек — «See Homo!» — как сказал, €кобы, ѕонтий ѕилат о ’ристе перед его расп€тием…

clip_image006[4]

–ис 5.

ј. ƒюрер, 1503. јвтопортрет в образе мертвого ’риста?

–исунок ƒюрера с изображением запрокинутой головы мЄртвого »исуса некоторые искусствоведы считают автопортетом художника, сделанным сразу же после т€жЄлой болезни в возрасте ’риста или около того, котора€ едва не закончилась летальным исходом. —пуст€ несколько дней после т€жЄлой лихорадка, будучи измождЄнным с пересохшими губами и запавшими орбитами, ƒюрер вместо того, чтобы пригласить св€щенника, как предполагали окружавшие его близкие люди, ибо ƒюрер был набожным человеком, он потребовал принести небольшое зеркало. ѕредположили даже, что под вли€нием ужасного вида он помешалс€. Ќо на сделанном рисунке по следам своего впечатлени€ от увиденного, ƒюрер нарисовал… автопортрет мЄртвого ’риста…

¬ облике человека на рисунке видны и вполне могут быть отмечены врачом признаки, характерные дл€ умирающего.

¬ нижней трети листа видна монограмма художника — одна в другой буквы — ј и D и год — 1503-й. ( √од рожден€ ƒюрера 1471).

»ллюстрацией в этом смысле может служить, в частности, одно стихотворение, которое обнаружил в ∆ивом ∆урнале журналист ¬€чеслав јлексеев:

«Ѕога нет! » ќн не умирал -

¬сем размышлень€м край положен.

ѕлащаницу жалким телом распластав,

„еловек лежит и лик его безбожен.

ƒве пустыни смотр€т вместо глаз.

ќстрый нос, зубов оскал тревожный,

„елюсти отвисшей сообщал:

Ѕога нет! — “аким ќн невозможен».

ћожно найти признаки смерти на теле ’риста и у других художников. Ќапример, на картине нормандского художника Ќиколы ѕуссена «ќплакивание ’риста» тело мЄртвого ’риста показано истинно мЄртвым по окраске, позе и впечатлению на окружающих. ≈го вид €вно отличаетс€ от колорита тел вокруг скорб€щих людей. » согласишьс€ с художником, которому удалость написать реалистическую картину смерти человека…

clip_image007[4]

–ис 6.

Ќикола ѕуссен: ќплакивание ’ристаЌормандец по происхождению, Ќикола ѕуссен (1594-1665).

Ќо оставим богу богово, а кесарю кесарево…

явные признаки смерти можно констатировать на теле  леопатры на следующей репродукции.  артин, посв€шЄнных самоубийству  леопатры не перечесть, но лишь на некоторых из них просматриваютс€ реальные или близкие к ним анатомические признаки наступлени€ еЄ смерти. ¬ основном художники как бы обыгрывают эту историческую сенсацию и на своих полотнах каждый по— своему представл€ют это событие. Ѕлиже всех реальный вид мЄртвого тела  леопатры, показалс€ мне на полотне –иксена.

–ис 7.

—мерть  леопатры.  артина ∆ана јндре –иксена. 1874 г.

 артина отличаетс€ редкой реалистичностью смерти  леопатры. ѕеред нами распростЄртое мЄртвенно-бледное тело, особенно лицо. Ќа еЄ ногах — тело јнтони€, который только что увидел мЄртвой свою возлюбленную, и смерть ещЄ не обнажила свои роковые черты на его теле в сравнении с цветом прекрасного тела  леопатры.

—ледует подчеркнуть, что из прежних картин только на теле ’риста художники отражали признаки смерти. Ќо тело  леопатры и мЄртвое выгл€дит весьма женственно. ’от€ четверо родов и страсть к орги€м, конечно, несколько уменьшили сексуальность еЄ внешности, но она ещЄ сохран€ла оба€тельность и красоту. ћне с т рудом удалось выбрать одну из множества картин с изображением умирающей или умершей  леопатры, котора€ анатомически более реалистична, больше похожа на правду…

¬се художники, рассказыва€ в своих картинах о трагической истории самоубийства прекрасной относительно молодой женщины, пытались совместить признаки смерти и сохранить еЄ красоту и женственность. Ќо почти всегда проигрывали в реалистичности изображени€ еЄ смерти ’удожники всЄ же не могли преодолеть своЄ желание показать красоту еЄ тела, греша истиной в изображении смерти.  ак это видно, например, на полотне художника √видо  ань€ччи «—мерть  леопатры» (1658-1660).

(’удожественно-исторический музей, ¬ена

Guido Cagnacci «The Death Of Cleopatra»

Kunsthistorisches Museum, Vienna).

clip_image008[4]

–ис 8.

’удожник €вно переборщил, показав юную красивую обнажЄнную девушку, хот€  леопатре при всей еЄ сохранности и красоте было уже немного за 40 лет, но ему хотелось сделать то, что он не мог себе позволить, рису€ св€тых. ј  леопатра была просто женщиной, хот€ и царицей ≈гипта. ¬ его  леопатре нет каких либо признаков смерти, а показан только глубокий спокойный сон, если бы не нав€зчивый атрибут всей этой истории в виде змеи, котора€ присосалась к жертве как пи€вка…

clip_image010[4]

–ис 9.

“о же отступление от реальности ради демонстрации атлетически сложЄнного прекрасного тела мЄртвого јдониса и окружавших его женщин мы видим на картине ѕитера ѕаул€ –убенса «—мерть јдониса» (ок1614). ћузей искусств, »ерусалим.

 расавец јдонис — в переводе "господь", "владыка" был рождЄн  от кипрского цар€  иниры и его дочери ћирры в результате интриг богини ¬енеры, внушившей дочери любовь к отцу, который не подозревал ничего и совершил инцест. Ѕоги наказали дочь и превратили еЄ в мирровое дерево, из ствола которого и по€вилс€ јдонис. ¬последствии и он был убит диким кабаном, посланным јртемидой, соперничавшей с ¬енерой в любви к юноше. »з-за похоти богинь гибли герои легенд, выгл€девшие и после смерти прекрасными мужчинами…

***

ѕон€тно, что в период создани€ фресок, литографий, офортов и в рисунках на доске, или на полотне грифелем/карандашом представить все оттенки колорита смерти на теле или лицах усопших можно было только в виде схематических или символических черт. ѕримером может служить гравюра на дереве того же јльбрехта ƒюрера:

clip_image011[4]

–ис 10.

јлбрехт ƒюрер (1471-1528) “—мерть и ландскнехт». (“Death and the Lansquenet»,1510). √равюра на дереве.| Ќациональна€ галере€ искусств. Ѕританский музей.

Ќикто не сомневаетс€, что р€дом с ландскнехтом «стоит смерть» держаща€ в руках песочные часы, указывающие, что врем€ пришло и к солдату…

Ќо, увы! » на последующих полотнах смерть изображалась больше символически, постановочно, в виде театрализованных мизансцен, среди обсто€тельств, причин и смысловых рисунков. Ќе редко с привлечением мистики либо фантазии. Ћибо в виде посредника в образе женщины с косой, ангела смерти, фигуры человека, задрапированной в длинные чЄрные одежды с капюшоном и без лиц. ј то и просто в виде описани€ неких потусторонних причин или невидимых участников смертельного исхода.

Ќачина€ с фресок √юстава ƒоре, создававшего многочисленные изображени€ реки —тикс, заполненной трупами умерших, схематично нагромождЄнных без детализации и однообразно обезличенных. » грешники, пытающие ухватитьс€ и попасть в ладью и умершие , коих невозможно дифференцировать среди нагромождени€ чЄрно-серых тел и их поз. «десь дл€ художника была важна иллюстраци€ ада и путь к нему через реку —тикс в сопровождении ’арона, а не описание признаков смерти на их телах…

clip_image012[4]

–ис 11.

¬се эти сцены и описани€ чаще всего заимствованы из произведени€ јлигьери ƒанте (1265-1321) «Ѕожественна€ комеди€». »таль€нский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного италь€нского €зыка, политический де€тель.

”же намного позднее всех этих картин французкий художник Ёжен ƒелакруа снов возвращаетс€ к теме ладьи ƒанте даже в красках не в состо€нии достичь реализма показа смерти, о чЄм сам и писал

clip_image014[4]

–ис 12.

Ёжен ƒелакруа. Ћадь€ ƒанте. 1822.Ћувр ѕариж.

¬ лодку пытаютс€ взобратьс€ «гневные» грешники, подлежащие вечной казни в этом болоте. —ам ƒелакруа оценил свою работу вполне трезво, счита€ недостатком «отсутствие живописной мощи и потому контуры фигур выгл€д€т размытыми и не слишком убедительными...».   словам художника можно добавить отсутствие €вных признаков смерти, кроме бледности тел и закрытых глаз, чем греша многие картины с изображением мЄртвых персонажей.

≈щЄ за три столети€ до описанных картин по€вилось эпохальное полотно ѕитера Ѕрейгел€ —таршего «“риумф смерти»

clip_image016

–ис 13.

ѕитер Ѕрейгель —тарший «“–»”ћ‘ —ћ≈–“»» (1562 — 1563) Museo del Prado

¬ этой нравственной работе, торжество или танец смерти над мирскими вещами символически представлено армией скелетов, выставивших вместо щитов гробовые крышки с крестами. Ќа переднем плане, сама «смерть» ведет свои войска, сид€ верхом на красноватой лошади, разруша€ мир живых, т€нутс€ к огромному гробу, без надежды на спасение и ни власти, ни преданность не могут уже спасти их. Ќекоторые пытаютс€ боротьс€ с их необратимой судьбой, устремл€€сь к лазу, с крестом на крышке, но это место окажетс€ не спасением, а своеобразной воронкой смерти, в то врем€ как другие смирились с ней. Ёто пара музицирующих влюбленных, в нижнем правом углу, мечтающих о будущем. Ѕрейгель пишет всю картину в красновато-коричневом тоне, который придает сцене тревожный и бесплодный колорит. ќбилие сцен и нравоучительных чувств, примен€емые художником, напоминают полотна »еронима Ѕосха (Hieronymous Bosch's).

clip_image017[4]

–ис 14.

‘ранцузский живописец ћилле, « ресть€нин и смерть».

«—мерть и дровосек» (1859). ∆ан-‘рансуа ћилле.

"Death and the woodcutter" by Jean Francois Millet,

(18141875). (√липтотека, Ќовый  арлсберг,  опенгаген).

—мерть символизирует женщина в белых одеждах, что на редкость, с косой через плечо, котора€, ухватившись за воротник куртки кресть€нина, тащит его за собой…ќн, сид€ на корточках и обхватив в€занку хвороста, не готов ещЄ следовать за ней и, возмуща€сь, сопротивл€етс€. „Єрна€ шапка надвинута на лоб, прикрывает глаза, колени напр€жены, ибо он пытаетс€ удержатьс€, чтобы не упасть и не поддатьс€ стремлению смерти его утащить его в могилу…

Ќе могу обойти картину ƒжона ћилле "ќфели€", ставшей эпизодом из фильма Ћарса ‘он “риера "ћеланхоли€", который €вно наве€н этой картиной:

clip_image019

–ис 15.

John Everett Millais «OPHELIA», (1851 — 1852).

 артина британского художника сэра ƒжона Ёверетта ћилле (1826-1896). јнглийский живописец, один из основателей Ѕратства прерафаэлитов.  артина находитс€ в галерее Tate Britain. Ћондон.

¬ызывает большое сомнение причисление этой картины к картинам о смерти:

Ќа картине, €кобы, изображена лежаща€ в воде поюща€ ќфели€, перед своим «самоутоплением». ќна вроде собирала цветы на дереве и упала с него в реку. Ќе бросилась же! » вместо того, чтобы попытатьс€ выбратьс€ на берег, лежит, поЄт и отрешЄнна€ от всего постепенно погружаетс€ в воду по мере намокани€ еЄ одежды. Ќо выгл€дит живее всех живых… “ак и утонула как подводна€ лодка « урск» по выражению ѕутина… ќ чЄм это пишут знатоки — критики. —имволизм?

Ќо, тем не менее, картина была хоть и не сразу прин€та критиками, однако позднее получила высокую оценку как один из самых поэтически написано смерти сцен в литературе. ѕредполагали, что прототипом ќфелии дл€ художника послужил образ его возлюбленной  –оссетти Ёлизабет —иддал.» даже была использована фон “риером в его фильме «ћеланхоли€»

clip_image020

–ис 16.

Ќа следующей, весьма впечатл€ющей картине, изображЄн момент, когда јдам и ≈ва обнаружили тело своего сына јвел€, убитого старшим братом  аином. —мерть јвел€ стала первой в Ѕиблии, что объ€сн€ет название картины.

¬иль€м Ѕугро «ѕервый траур» (фр. Premier Deuil) — картина, написанна€ французским художником в 1888 году. (Ќациональный музей из€щных искусств в Ѕуэнос-јйресе).

¬нимание зрител€ сосредоточено на страдании героев, эмоции ≈вы отчЄтливо показаны, хот€ еЄ лицо закрыто руками. “ело мЄртвого юноши изображено с идеализированной красотой, без следов убийства, о котором свидетельствует лишь кровь на земле, один из немногих участков картины в контрастных тонах. “ем не менее, в названии полотна идЄт речь о смерти.

ƒл€ достижени€ реальности картин смерти могли быть выражение лица, позы умерших, отсечЄнна€ голова, отсутствие частей туловища, обильные кровоподтЄки или лужи крови, истекшей из ран, которые должны были убедить зрител€, что персонаж мЄртв.  ак, например, на картине ».≈. –епина «»ван √розный убивает своего сына »вана» (“реть€ковска€ галере€), где виден истекающий кровью из раны на голове после удара посохом умирающий юный царевич »ван, сын »вана √розного…

clip_image022

–ис 17.

”мирающий сын в объ€ти€х опомнившегос€ от приступа гнева отца, пытающего остановить обильно текущую сквозь его пальцы кровь из смертельной раны на виске, ещЄ не бледен, ещЄ печать смерти не наложила свои тени на его лицо и кисть, он ещЄ пытаетс€ оттолкнутьс€ от пола слабеющей рукой от земли, уже готовой прин€ть тело в свой вечный покой… Ќа картине предчувствуетс€ смерть.

–ис 17-а

ј. Ќовоскольцев. —мерть ѕатриарха ≈рмогена

Ќа картине художник реально изобразил мЄртвого старика, сжимающего в окоченелых руках расп€тии, лежащее с запрокинутой головой, землисто— бледными лицом и кист€ми рук, седой бородой…

¬ смутное врем€ при нашествии на –усь самозванца Ћжедмитри€ и польского корол€ —игизмунда III в 1612 году ѕатриарх ≈рмоген отказалс€ подписать грамоту о том, что –осси€ отдаЄт себ€ на «волю польского корол€», за что был заточЄн в темницу „удова монастыр€, где скончалс€ от голода через дев€ть мес€цев. ≈го останки долго не поддавались тлению и в 1654 году перенесены в ћосковский ”спенский собор. ј в 1913 он был причислен к лику св€тых.

ќсобн€ком привожу репродукцию картины ¬асили€ ¬ерещагина «—мертельно раненый», ибо на ней ещЄ живой, но уже умирающий в инерции своего бега солдат с пулей в сердце, делает свои последние шаги в жизни…

–ис 17-б

«—мертельно раненный», 1873. ¬асилий ¬ерещагин.√осударственна€ “реть€ковска€ галере€.

Ќо во многих картинах отсутствовали и эти атрибуты смерти, хот€ был €сен замысел художника по изображению, реакции окружающих, либо вопрос исчерпывалс€ просто по названию картины, раскрывающей еЄ содержание и исключающей вс€кие сомнени€ и досужие толковани€…

—амый нагл€дный пример представл€ет картина ѕабло ѕикассо 1906 года под названием «—мерть јрлекина», на которой мЄртвый клоун «сложил» подн€тые ладони и аккуратно возлежит на ложе среди братьев по сцене. ≈го тело окрашено одним белым цветом, глаза, естественно, закрыты, лицо спокойное умиротворЄнное. —омнений, что художник нарисовал условно мЄртвого јрлекина. ≈сли бы не мЄртвенна€ бледность и показ сложенных (хоть и неправильно дл€ мертвеца рук) то можно было бы подписать еЄ, что он спит? ƒа и то вр€д ли, так как не будут держатьс€ ладошки…

clip_image024

–ис 18.

ѕабло ѕикассо «—мерть јрлекина, 1906 год.

јналогичными полотнами могут €вл€тьс€ картина шведского художника Ќильса фон ƒардел€ «”мирающий денди» и картина «—мерть ѕабло Ёскобара.» ‘ернандо Ѕотеро јнгуло.

Inventarienr: MOM 604 
Konstnärens namn: Nils von Dardel 
Titel: Den döende dandyn 
Datum: 1918

–ис 19.

Ќильс фон ƒардель (1889 -1943) "”мирающий денди". (Moderna museet).

Ќильс ƒардель — классик шведской живописи. Ќильс ƒардель — оригинальный, ни на кого не похожий, и вобравший в себ€ различные направлени€ и манеры живописи. ƒарделизм — пон€тие, которое можно себе представить как некий "водовороты подсознани€. Ќильс ƒардель был бисексуалом. ¬ шведском университетском городе ”псале он вошел в круг молодых интеллектуалов, последователей ќскара ”айльда.

"”мирающий денди" — сама€ знаменита€ картина художника. ќбращает на себ€ внимание бледное, совершенно белое лицо умершего, которое даже белее, чем у мертвецов и больше характерно дл€ анемичных больных с лейкемией, нежели привычный землисто-белый цвет кожных покровов у них. Ћева€ рука, лежаща€ на области сердца, напоминает обычное положение еЄ у «сердечников», страдающих стенокардией. ¬ правой руке умершего выскальзывающее  зеркальце, гл€д€ в которое больной, как и сам художник, также страдавший сердечным пороком, возможно, «наблюдал» приближение своей смерти…  артина его считаетс€ провидческой, не лишена мистики и вли€ни€ подсознани€…

clip_image026

–ис 20.

«—мерть ѕабло Ёскобара.» ‘ернандо Ѕотеро јнгуло (исп. Fernando Botero Angulo; родилс€ в 1932 г.) — колумбийский мастер живописи гротескного направлени€, скульптор, который сам себ€ называет «—амым колумбийским из колумбийских художников»». Ќа его живописных полотнах гармонично сочетаютс€ китч, гротеск, наивный примитивизм, фольклорный колорит, италь€нский ренессанс и колониальный барокко. «‘ишка» мастера — изображать толст€ков, у него тучные все — люди, мебель, животные и даже €блоки. ћастер стал известным после завоевани€ первого приза на ¬ыставке колумбийских художников в 1959 г.

Ќа картине без анатомических подробностей смерти, лежит условный мертвец, плеторической внешности с одутловатым лицом, расплывшимс€ телом. “олстый обжорливый и ленивый, задержавшийс€ в развитии юноша, играющий в солдатики с пугачом в ручке, которую мертвец не опустил и оружие не выронил. —п€щий «мЄртвым сном»… Ћишь одно только название картины вынуждает согласитьс€ с еЄ автором о представленном на ней изображении смерти человека, причин дл€ которой с точки зрени€ врача, теоретически и клинически более чем достаточно, но фактически смерть не показана…

clip_image027

–ис 21.

«—мерть комиссара», 1928.  узьма —ергеевич ѕетров-¬одкин (1878-1939), российский и советский живописец, график. «аслуженный де€тель искусств –—‘—–.

Ќа картине реально передано ощущение скорой смерти комиссара, получившего т€жЄлое ранение, что  видно по его мертвенно-бледному лицу, позе и затруднЄнным движени€м. —лабеюща€ рука ещЄ сжимает винтовку, к ней же т€нетс€ и втора€ его рука. ѕоказана упавша€ на землю фуражка. Ќо сидит он только благодар€ поддержке товарища, ординарца или его боевой подруги. «ритель верит нарисованной трагедии, соответствующей названию картины.

— ней перекликаетс€ написанна€ трем€стами годами ранее картина ѕитера ѕаул€ –убенса «—мерть јхиллеса», также наступивша€ в результате ранени€ стрелой в п€тку, оставшуюс€, €кобы не защищЄнной, когда мать окунала его в св€щенные воды реки —тикс, держа за п€тку. Ќичего не сказано о возможном €де в стреле, оставл€ющего миф о смертельной ране сомнительным… Ќа картине видна реакци€ јхиллеса на боль в п€тке и страдание на бледном лице, но не изображение на ней смерти, как следует из названи€ картины…

clip_image029

–ис 22.

«—мерть јхиллеса» 1630-35. ѕитер ѕауль –убенс (1577-1640). »нститут  урто Ћондон.

«—мерть ћарата» (фр. La Mort de Marat 1793) так же смотритс€ как театральна€ мизансцена с мало убедительной игрой актЄра на картине французского художника ∆ака Ћуи ƒавида. ( оролевские музеи из€щных искусств, Ѕрюссель)

clip_image030

–ис 23.

Jacques-Louis David — Marat assassinated «—мерть ћарата» (фр. La Mort de Marat), 1793 — картина французского художника ∆ака Ћуи ƒавида, €вл€етс€ одной из самых известных картин, посв€щенных ¬еликой ‘ранцузской –еволюции.

∆ан ѕоль ћарата, журналист радикальной газеты «ƒруг народа», был лидером €кобинцев, €рым сторонником €кобинского террора. —трада€ кожной болезнью, ћарат не выходил из дома и, так как посто€нно принимал ванны, пыта€сь облегчить свои страдани€. 13 июл€ 1793 года он в ванне был заколот двор€нкой Ўарлоттой  орде.

Ќа картине показана, но не изображена смерть человека, так как поза дл€ мЄртвого не реальна, а театрализована.  роме полумаски страдальца, художник показал тени, чередующиес€ с бледностью мЄртвого тела…–ана, нанесенна€ клинком, проигнорирована художником, следов крови на картине нет. ¬ то же врем€ в руках у мертвеца зажаты перо и листок бумаги с текстом, что €вно показывает условность картины. ¬прочем, такова была задумка автора полотна, которое, однако, признано образцом олицетворени€ смерти ћарата.

Ќадпись на дерев€нной тумбе демонстрирует авторское посв€щение: «ћј–ј“”, ƒавид».

ƒругой, аналогичный пример изображени€ наступившей смерти ћарата принадлежит кисти Ёдварда ћунка — самому знаменитому художнику Ќорвегии, автору всемирной известной картины « рик».

 артина ћунка отличаетс€ особой жестокостью и натурализмом. ¬ еЄ создании отразилась тема смерти присуща€ многим картинам и душевному состо€нию автора, лечившегос€ неоднократно в психиатрических клиниках. ”бийца со следами крови на руках стоит нага€ в по — колено в воде р€дом с распростертым окровавленным телом ћарата. ќчевидно, ванна достаточно велика и убийца воспользовалась сексуальным обольщением ћарата. Ќо это возможно мои досужие размышлени€ и допущени€…

clip_image032

–ис 24.

“олько душевнобольной художник мог так цинично и реально показать некое зверское убийство человека и ни в коей мере его не оправдывает. »злишние мазки крови по всему телу, при известном одном ударе кинжалом невольно вызывает чувство ритуального убийства, хот€ свой неожиданный удар клинком Ўарлотта  орде предвещала запиской о €кобы подарке ћарату от гражданки ‘ранции.

ќсобн€ком сто€т картины убийства путЄм обезглавливани€, на которых факт смерти пон€тен, а художники делаю акцент на показе отсечЄнной головы или моменте еЄ жестокого отделени€, как на этих картинах.

ѕричины, обсто€тельства и исполнение «усекновени€ главы —в. »оанна ѕредтечи» (»оанна  рестител€) многообразны и вариабельны, как и факт отношени€ к этому поступку женщин — »родиады и еЄ дочери —оломеи, получившей голову в «подарок» после неотразимого еЄ танца…

clip_image033

–ис 25.

ѕитер ѕауль –убенс: «ќбезглавливание »оанна  рестител€», 1609-10.

ѕо картине –убенса — это было жестокое, вероломное и неоправданное убийство, что видно по хамскому поведению палача, наступившему ногой на ещЄ дЄргающийс€ труп, лишЄнный головы, и спокойному воспри€тию всего произошедшего со стороны участников казни.

—реди нескольких картин , посв€щЄнных неординарному поступку вдовы погибшего воина, считающего причастным ќлоферна, полководца армии Ќавуходоносора, вторгшейс€ в »удею, € выбрал картину италь€нского художника ћикеланджело да  араваджо, написанна€ в 1599 году и хран€ща€с€ в ѕалаццо Ѕарберини, в –име. Ќа ней ёдифь спокойно и внутренне собрано выполн€ет задуманную ею месть, будучи также убеждЄнной в решении помочь своему народу. –иску€ жизнью, она завлекла, напоила и сп€щему отсекла голову, испытыва€ отвращение к соде€нному. ќтсечЄнную голову унесла с собой, чему посв€щены многие картины других живописцев.…

clip_image034

–ис 26.

«ёдифь и ќлоферн» (итал. Giuditta e Oloferne) — 1599 ѕалаццо Ѕарберини , –им

 артина италь€нского художника ћикеланджело да  араваджо, написанна€ в 1599 году. по

 араваджо подметил и запечатлел удивительно точно анатомические и физиологические особенности, сопровождающие смерть. ќлоферн показан в самый страшный момент— момент, когда человек расстаетс€ с жизнью. «акатившиес€ глаза ќлоферна вылезли из орбит, рот замер в крике. ≈го сознание угасло, между тем в его сведенном предсмертной судорогой теле еще теплитс€ жизнь — одна рука сжалась в кулак, друга€ инстинктивно цепл€етс€ за постель.

Ќа лице ёдифи читаетс€ €вное отвращение к тому, что она вынуждена сделать, тем не менее девушка полна решимости довести свое дело до конца. »з€щной красоте юной мстительницы художник противопоставл€ет грубый натурализм самой сцены убийства…

clip_image036

«ѕлот ћедузы“» (фр. Le Radeau de la Meduse) — magnum opus французского художника “еодора ∆ерико, одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма.1819. Ћувр, ѕариж.

“рагеди€ групповой смерти на этом полотне, воспринимаетс€ согласно легенде о ней. »з 140 человек пытавшихс€ спастись на плоту после кораблекрушени€ фрегата «ћедуза» остались в живых только 15, подобранных бригом «јргус». ѕодробности плавани€ в течение 12 суток — жажда, голод, убийства, людоедство потр€сли общество и обернулись скандалом.

Ќа плоту видны фигуры умерших, умирающих в самых неестественных положени€х, отражающих страдани€ и муки голодных людей, наход€щихс€ в отча€нии в предчувствии близкого конца их жизни. ¬зорам матросов с "јргуса" предстало ужасающее и леден€щее душу зрелище: трупы истощенных до последней крайности людей и живые, мало чем отличающиес€ от мертвых. ј р€дом куски человеческого м€са, которые несчастные в€лили на солнце и ели…

ƒл€ подготовки полотна и изображени€ естественных картин трагедии , художник делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казненных.

 артина стала последней из законченных произведений ∆ерико.

≈го друг, художник ƒелакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросилс€ бежать, как сумасшедший, и не мог остановитьс€ до самого дома».

¬ некотором отношении такое предчувствие смерти, но не от голода, а по дь€вольскому решению, хоз€ина гарема цар€ —арданапала, велевшему убить всех его наложниц, с ужасом охватило всех женщин вокруг умирающего …

ќни не все ещЄ мертвы, многие взывают о милосердии, мол€т о пощаде, другие опускают руки буквально, осознава€ тщетность мольбы к жестокому повелителю. Ќо признаков смерти на телах ухоженных жЄн цар€ не видно. ќ скорой смерти на этой картине только гласит лишь сама легенда…

clip_image038

–ис 28.

Ёжен ƒелакруа "—мерть —арданапала" 1827. јссирийский царь, знаменитый своим распутством и доведший страну до гибели, решает покончить жизнь самоубийством.

ѕариж, Ћувр

—имволически, образно, метафорично показана смерть большого числа людей на пацифистском полотне ѕабло ѕикассо — «√ерника».

"√ерника". —ама€ необычна€ картина о смерти людей в результате войны, бомбардировки мирного сп€щего города и, то бишь, фактического массового убийства людей.

ѕабло ѕикассо. 1937. ћузей королевы —офии, ћадрид.

–ис 29.

"√ерника" как художественное полотно представл€ет весьма условные, приближЄнные, символические сцены смерти, насили€, зверства, страдани€ и беспомощности, которые очевидны и сомнений не вызывают.

ѕолотно-фреска "√ерника", написанна€ ѕикассо в 1937 году, рассказывает о налете добровольческого подразделени€ люфтваффе на город √ерника, в результате которого шеститыс€чный город был полностью уничтожен.  артина была написана буквально за мес€ц — первые дни работы над картиной ѕикассо работал по 10-12 часов, и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Ёто одна из лучших иллюстраций кошмара фашизма, а также человеческой жестокости и гор€.

–ассказывают, что в 1940 году ѕабло ѕикассо вызвали в гестапо в ѕариже. –ечь сразу зашла о картине. "Ёто сделали вы?" — "Ќет, это сделали вы".

***

ѕеред ошеломлЄнным солдатом, одетым в звериную шкуру, (тигра?) и сто€щим перед убитым им стариком, бледным худым обескровленным телом его с зи€ющей раной на шее, разверзлась т€жка€ истина: — „то € наделал? ¬едь это же великий јрхимед! Ќет мне прощени€!

“ак гласит легенда, вызвавша€ вдохновение художника Ёдуарда ¬имона, создать это полотно в чЄрно-белом варианте. —мерть јрхимеда не вызывает сомнени€ и дл€ еЄ подтверждени€ художнику не нужны никакие краски €вных анатомических признаков. Ёта смерть доказана и показана средствами нарисованных им атрибутов и присовокуплЄнной к еЄ наступлению легендой…

clip_image040

–ис 30.

Ёдуар ¬имон (1846—1930). —мерть јрхимеда Edouard Vimont (1846-1930) Archimedes death.

ѕо преданию, римский полководец ћарцелл, войско которого осаждало —иракузы, очень высоко ценил гений јрхимеда, несмотр€ на то, что изобретенные ученым метательные оруди€ причин€ли большой урон нападавшим, что позволило —иракузам держатьс€ несколько мес€цев.  атапульты јрхимеда, сметали дес€тки римл€н, крушили их осадные сооружени€, сожгли, по-видимому, «огненными снар€дами» (сосудами с горючей смесью), которые возможно и были «зажигательными зеркалами» јрхимеда…

–азъ€ренные захватчики — победители устроили в городе резню, жертвой которой стал и јрхимед. ѕо одной версии, когда римский солдат занес над ним свой меч, ученый успел произнести: — «Ќе трогай моих чертежей», а по другой версии: — «ѕодожди, сейчас € решу задачу». ¬ерсии украшают легенду и €вл€ютс€ вымыслом досужих биографов или исследователей жизни и творчества јрхимеда.

***

ƒалее, € хочу обратить внимание читателей и зрителей на нередкие театрализованные позы умирающих, умерших, а также участников этих мизансцен в изображении многих художников. ’от€ они и называют свои картины словом «смерть» того или иного персонажа.

clip_image041

–ис 31.

—ћ≈–“№ —ќ –ј“ј. 1787. ∆ак-Ћуи ƒавида (1748-1825) . »з собрани€ музе€ ћетрополитен (Ќью-…орк, —Ўј).(David — The Death of Socrates).

ƒавид избрал момент, когда —ократ в окружении учеников берЄт из рук палача чашу с €дом. ” голой каменной стены стоит проста€ кровать. Ќа ней — —ократ, прощающийс€ со своими учениками. Ќа полу лежат оковы, от которых уже освободили философа. ’удожник противопоставил строгое мужество старого философа глубокому отча€нию собравшихс€ вокруг него. —ам палач, передающий €д осуждЄнному, потр€сЄн происход€щим. ¬ изножье кровати , €кобы, сидит, погружЄнный в думы ѕлатон..

Ќа картине –убенса «—мерть —енеки» показан первый этап самоубийства человека в присутствии свидетелей, не должных вмешиватьс€ в приведение приговора в действие.

clip_image042

–ис 32.ѕитер ѕауль –убенс: «—мерть —енеки» — 1612-13. —тара€ пинакотека, ћюнхен.

—енека — римский философ-стоик, живший в начале I века. ѕроповедовал презрение к смерти и судьбе. Ѕыл воспитателем и советником императора Ќерона. ќднако, Ќерон обвинил его в заговоре и приказал ему покончить жизнь с правом выбора способа самоубийства. —енека вскрыл себе вены и в процессе умирани€ делилс€ с учениками впечатлени€ми, как он уходит в иной мир. –убенс показал момент, когда —енека вскрыл себе вены.

 огда наступит смертельный исход и будет зафиксирована смерть осуждЄнного при осмотре полотна совершенно не €сно. ќн пока стоит со вскрытыми венами, кровь стекает в подставленный под струю сосуд, ассистент слева следит за истекающей кровью. ∆енщина, сид€ща€ у ног —енеки справа, с любопытством интересуетс€ выражением его лица и фиксирует наступающие в нЄм изменени€ на бумаге. ¬озможно, что измен€етс€ его сознание, про€вл€етс€ слабость, неустойчивость, желание сесть или лечь. ¬идно, что колени его слегка подкосились….≈го держит на ногах мужество и твЄрдость характера, а также физическа€ сила, хорошо заметна€ по выраженной мускулатуре уже не молодого человека, и убеждЄнность с своей правоте…

ј сейчас € хочу показать несколько картин с придуманными сюжетами вокруг последних часов жизни знаменитых личностей, или сразу же после наступлени€ их смерти. ѕорой на этих полотнах бќльшее значение приобретают не сами мертвецы или умирающие, а окружение. —плошь театрализованные картины, надуманные мизансцены, но исторические параллели в них видны и соответствуют истинным событи€м в конце жизни каждого. — несомненными преувеличени€ми и фантази€ми художников. ј названи€ картин весьма условны и не однозначны, но вполне легитимны.

clip_image043

–ис 33.

«ѕоследние часы жизни ћоцарта», 1860, картина работы √. Ќ. ќ’Ќила, 1860-е гг.

√енри Ќельсон ќ’Ќил, английский художник и писатель. (1817 — 1880). –одилс€ году в —анкт-ѕетербурге. ¬ 1836 году поступил в художественную школу при  оролевской

Ќа картине бледный 35-летний умирающий ћоцарт, сради партитур и нот своих произведений, страдавший геморрагическим васкулитом, который плохо и неправильно лечили в то врем€, с плохим прогнозом, но не отравленный —альери.

¬округ умирающего композитора на картине, описани€ которой € не нашЄл, сид€т близкие и друзь€, возможно, что среди них был и —альери. ќн умирал долго, мучительно. ѕишут, что в помещении сто€л т€жЄлый, трудно переносимый непри€тный запах, что ограничивало число желавших навестить больного.

ѕохоронен композитор был в гробу по низкому разр€ду небогатых людей в общей могиле. ≈го мало кто посещал и могила затер€лась. ј современный пам€тник, как и картина

ќ’Ќила — просто дань пам€ти ¬еликому композитору…

clip_image045

–ис 34.

«—мерть Ћеонардо да ¬инчи», 1818. ∆ан ќгюст ƒоминик Ёнгр (фр. Jean Auguste Dominique Ingres; 1780—1867) — французский художник, живописец и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века. √алере€: Musee du Petit Palais, Paris, France

23 апрел€ 1519 года Ћеонардо да ¬инчи составил завещание, а 2 ма€ скончалс€ в окружении учеников и своих шедевров.  ороль ‘ранциск I стал последним покровителем Ћеонардо да ¬инчи. ѕо преданию, монарх приглашал ко двору и ћикеланджело, и –афаэл€, но получил отказ. ѕрестарелый же Ћеонардо прин€л приглашение и с несколькими любимыми учениками оправилс€ в свое последнее путешествие.  ороль часто навещал стареющего мастера «топ рЄге» («отец»), окружив его высочайшим почетом, хот€ во ‘ранции Ћеонардо почти не рисовал, так как у него онемела права€ рука, и он с трудом передвигалс€ без посторонней помощи. ѕочти весь последний год жизни в королевской резиденции јмбуазе 68-летний Ћеонардо провел в постели.

ёный король утверждал: — «я убежден, что нет на свете человека, более сведущего в науке и искусстве».“акое отношение корол€ к художнику и дало право художнику изобразить столь нежное и близкое прощание их на смертном одре Ћеонардо.  ороль обнимает умирающего и с любовью вгл€дываетс€ в его лицо, жела€ сохранит в своей пам€ти его образ. » зритель соглашаетс€ с содержанием и названием картины…

clip_image046

–ис 35.

—мерть  ука. (1795 год) ѕолотно англо-немецкого художника »оганна …озеф ÷оффани (нем. Johann Zoffany; при рождении »оганн …озефа ÷ауфелли(17331810) — немецкий художник-неоклассик.

««а что аборигены съели  ука?» пел нам ¬ладимир ¬ысоцкий. —лавного капитана ƒжемса  ука, в общем-то, и не ели. ќн действительно погиб в стычке с аборигенами, не брезгающими человечиной, но случилось это не "у берегов јвстралии", как поетс€ в песне, а на острове √авайи, открытом этим отважным мореплавателем. ѕричина стычки с разъ€ренными гавайцами была ничтожной (взаимна€ кража инструмента и каноэ). Ќо негативные отношени€ существовали из-за непомерных запросов англичан к снабжению водой и продуктами, а также вольное отношение к местным женщинам…“уземцы по обычаю захоронили кости важных людей, к которым отнесли и капитана  ука, а м€гкие ткани вернули англичанам дл€ своего ритуала захоронени€. јнгличане с этим не согласились и применили силу, как колонизаторы. «абрали кости, сожгли деревню и поубивали немало туземцев. ѕосле всего похоронили  ука в море…

Ќа картине видны предполагаемые обсто€тельства сражени€ и лежащий перед убивающими его туземцами капитан  ук с ружьЄм у ног. Ёто и была его смерть по картине…

clip_image048

–ис 36.

ƒмитрий Ѕелюкин. –одилс€ в 1962 году, москвич, советский и российский живописец, мастер пейзажа. «—мерть ѕушкина».

clip_image050

–ис 37.

ѕосмертна€ маска ѕушкина, сделанна€ под наблюдением скульптора —. ». √альберга. ћаска и фотографи€ с неЄ, конечно, более информативны в показе признаков смерти, нежели картина художника ƒмитри€ Ѕелюкина, на которой голова умирающего поэта почти скрыта подушками и лицо затемнено…

clip_image052

–ис 39.

¬асилий ѕеров «”“ќѕЋ≈ЌЌ»÷ј»

Ќаписанна€ в 1867 г., картина демонстрирует бытовую городскую сцену царских времЄн: девушка-утопленница, выловленна€ из реки, и городовой, караул€щий еЄ мЄртвое тело. ќн курит трубку и кажетс€ погружЄнным в свои собственные думы, а, может быть и пытаетс€ вникнуть в судьбу утопленницы, сожале€ и сочувству€ ей. ќбнаруженна€ в воде мЄртва€ женщина уже абсолютно безразлична к покинутому ею миру, к своей судьбе и произошедшему с ней. ќна перечеркнула всЄ и ушла в небытие. ƒевушка выгл€дит, будто освободившейс€ от т€жЄлой ноши, трудной судьбы, чего-то, мучившего еЄ при жизни. ¬озможно, что это было самоубийство. ћы не видим еЄ лица, но не сомневаемс€, что она мертва, ибо художник жизненно и реально отобразил всю обстановку и обсто€тельства произошедшего

***

clip_image054

–ис 40.

Ёжен Ћарманс (1864—1940). «—мерть». 1904 г. Ѕельгийский художник. Ѕрюссель, ћузей современного искусства.

Ќа этой заключительной картине уносимого умершего человека тоже весьма скупо показаны признаки его смерти, да и самого тела зритель почти не видит, кроме его мЄртвенно бледного лица, поникшей головы и свисающих с импровизированных носилок из плотной ткани ног. ќн ещЄ молод, его сопровождает плачуща€ старуха-мать, закрывша€ лицо краем покрывала. Ќо чувствуетс€ его т€жЄлый вес, как всегда, кому приходилось поднимать или носить мЄртвого человека…

Ќа посошок моего обзора, анализа и взгл€да врача на картины разных художников, изображавших смерть, мне кажетс€ необходимым показать и те, на которых представлены останки… ¬едь частично «известно», что душа улетает, плоть истлевает, а кости, скелет остаютс€ надолго дл€ находок, изучени€ и поклонени€ потомками… ’удожники тоже не обошли их стороной.

clip_image056

«„ереп с гор€щей сигаретой», 1885.¬инсент ван √ог, (ћузей ¬ан √ога в јмстердаме).

— большой неожиданностью дл€ мен€ открылась эта картина, отличающа€с€ от остальных работ автора. Ёто необычна€ картина дл€ кисти ¬ан √ога, предпочитавшего изображать живых людей в их жизни и заботах о хлебе насущном. ¬ерхн€€ часть скелета человека с гор€щей сигаретой в зубах… „то имел в виду художник?

¬озможно, это была просто неудачна€ шутка невеселого молодого художника ¬ан √ога, задумавшего изобразить самого себ€. ¬едь суицидальные мысли приходили к нему и ранее.  артина написана в период обострившихс€ заболеваний, когда, по выражению его друзей, у него болело всЄ «от желудка до зубов». »звестно, что знаменитый любитель абсента был еще и за€длым курильщиком. ¬ыстрелив себе в сердце, последние два дн€ своей жизни он провел, истека€ кровью, но с трубкой во рту. ¬се попытки доктора √аше спасти его, оказались тщетными. ќн лежал, молча отвернувшись к стене, и беспрерывно курил сигарету за сигаретой.

ѕоследими его словами, €кобы, были:

— "La tristesse durera toujours" (ѕечаль будет длитьс€ вечно)...

 артина ¬ан √ога, конечно, смотритс€ менее оптимистично, нежели полотно  лимта, показанное вначале, но оно провидческое, хот€ и написана примерно за сто лет до широкого распространени€ курени€ повсеместно.

ќ том, что смерть удел всех людей говор€т также множественные натюрморты с черепом на фоне атрибутов профессии или хобби прижизненных «хоз€ев черепов», символизиру€ неизбежное будущее, реалистично либо в аллегори€х и метафорах дл€




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку