Письменная консультация "Доработка договора строительного бытового подряда в интересах Заказчика-Потребителя".
1) Гр.РФ (Заказчик) – ИП (Подрядчик). Правильно. Достаточно принципиально, чтобы так и оставалось – так как будет действовать и ГК РФ и Закон о защите прав потребителей (далее – ЗоЗПП). [Правда для этого гр.РФ должен для личных нужд заказывать ремонт, а не инвестируя в 10-ю по счету квартиру. Для целей обозначения личных нужд (и возможности применения ст.730-739 ГК РФ) – называем “договор бытового подряда”].
Изменения в пользу Заказчика:
ГК РФ § 2. Бытовой подряд (ст.730-739 ГК РФ). В соответствии с ч.1 ст.730 ГК РФ, “По договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу”. В соответствии с ч.3 ст.730 ГК РФ, “К отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними”.
2) “Отразить как в случае необходимости происходит расторжение договора”. В юридической природе существует досудебное расторжение и судебное расторжение. Цели Заказчика – добиться (1) возможности Заказчика расторгнуть договор во внесудебном порядке (для этого направляется ценное (с описью) письмо Почтой России с “уведомлением о расторжении договора”. С момента получения Подрядчиком этого письма договор считается расторгнутым [если не получает в отделении почты, то это “его проблемы”, все равно считается врученным в определенный момент, который по разному суды применяют, чаще всего – в момент, когда “письмо ушло назад отправителю”] ; (2) невозможности Подрядчика расторгнуть договор во внесудебном порядке (сделать так, чтобы он мог расторгнуть договор только путем подачи искового заявления о расторжении договора).
Изменения в пользу Заказчика:
В соответствии с ч.2 ст.731 ГК РФ, “Заказчик вправе в любое время до сдачи ему работы отказаться от исполнения договора бытового подряда, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до уведомления об отказе от исполнения договора, и возместив подрядчику расходы, произведенные до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены работы. Условия договора, лишающие заказчика этого права, ничтожны”. Кроме этого, в контексте “потребителя”. В соответствии со ст.32 ЗоЗПП “ Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.” А если бы не было “контекста потребителя” ? – а все равно Заказчик имел бы право (!“если иное не предусмотрено договором подряда”) расторгнуть договор во внесудебном порядке в одностороннем порядке на основании ст. 717 ГК РФ, т.е. , если бы не было “контекста потребителя”, то надо было бы следить за тем, чтобы в договоре не появилось пункта о том, что “заказчик ограничен в таком праве”. Учитывая тот факт, что Заказчик находится “в контексте потребителя”, для него не обязательно следить за тем, чтобы “не появилось вдруг такого пункта” (ведь нормы ст.731 ГК РФ и ст.32 ЗоЗПП являюся специальными по отношению к ст.717 ГК РФ). Однако, для того чтобы избежать “непоняток”, вызванных судейской неграмотностью, лучше следить за тем, чтобы в договоре не появилось такого пункта (сейчас его нет). Более ничего делать не нужно. Специально “прописывать” в договоре, акцентируя внимание Подрядчика тоже не нужно. А в чем же слабое место такого расторжения? – А в возможности безграничной фантазии Подрядчика на тему “..возместив подрядчику его расходы” (Хотя бремя доказывания таких расходов будет на Подрядчике, это именно он должен будет их доказать и обосновать документами, чеками и тд. и т.п., обосновать их необходимость, а не “с бухты барахты”. Ибо “каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается”).
Тем не менее, во избежание “фантазий Подрядчика на тему его расходов”, лучше иметь ввиду иные механизмы (отказываюсь не “просто так”, а отказываюсь из-за нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ или из-за ненадлежащего качества).
В соответствии с ч.3 ст.715 ГК РФ, “Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.” (“мотивировано ненадлежащим качеством”).
В соответствии с ч.1 ст.28 ЗоЗПП, “Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе … отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) … Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя”. (“мотивировано нарушением сроков”). [ч.6 ст.28 ЗоЗПП гласит о том, что вины потребителя или форс-мажора не должно быть].
[Некоторые нюансы одностороннего внесудебного отказа от договора “прописаны” в ст.450.1 ГК РФ].
По поводу внесудебного расторжения со стороны Подрядчика:
В соответствии с ч.3 ст.716 ГК РФ, “Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи [непригодности материалов, неправильном ТЗ и тд.], в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков”.
Однако, в соответствии с ч.4 ст.28 ЗоЗПП, “Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)”, “При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу)…”
В соответствии со ст.719 ГК РФ:
“1. Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
2. Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков”.
Следовательно, нужно в интересах Заказчика, “прописать” такую “невозможность” в договоре. Ну и также не должно быть прописано прямой возможности расторгнуть немотивированно в договоре. [Если вдруг Подрячик настаивает на таком, то существует механизм “определения платы за отказ от договора” (отдельная “история”)].
3) “Добавить возможность приостановки договора (с сохранением аванса) в случае непредвиденных обстоятельств”. Термина и специального механизма “приостановки договора” закон не содержит. Закон содержит лишь понятие “приостановка обязательства по договору”. Так, например, Подрядчик имеет право приостановить свои обязательства по договору, по-практике, лишь в рамках ст.716, ст.719, ст. 743 ГК РФ. А Заказчик может, например, на основании ст.328 ГК РФ приостановить свое исполнение (например, перестать платить в случае неустранения замечаний и т.д., тем более он является, будучи потребителем, “слабой стороной договора”). То что Клиент-Заказчик имеет ввиду под “приостановкой договора” правильнее назвать “изменение условий договора”.
Изменения в пользу Заказчика:
При этом запрос Клиента-Заказчика возможно “решить в его пользу”. Порядок “изменения условий договора”прописан в ст.450-453 ГК РФ. В соответствии с ч.1 ст.450 ГК РФ, “Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором”.
В соответствии с ч.4 ст.450 ГК РФ, “Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором”.
В соответствии с абз.2 ч.2 ст.310 ГК РФ, “ В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне”.
Таким образом, механизм изменения договора (т.н. “в быту” “приостановление договора”) в одностороннем внесудебном порядке возможен только для потребителя и только в том случае, если это прямо предусмотрено договором.
В иных же случаях, пришлось бы довольствоваться только судебными механизмами ст. 451 и 452 ГК РФ. В соответствии с ч.2 ст.452 ГК РФ, “Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок” – это “судебный порядок изменения договора.”
Следовательно, Заказчику-потребителю нужно прямо “прописать” такое право, предусмотренное ч.4 ст.450 ГК РФ, в договоре.
[Подрядчик, занимающийся предпринимательской деятельностью, ни при каких условиях не получит такого права – только через суд, либо по соглашению сторон, и никак иначе. Так, например, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54: “Предоставление договором права на отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, по отношению к лицу, не осуществляющему предпринимательскую деятельность, допускается только в специально установленных законом или иными правовыми актами случаях (абзац второй пункта 2 статьи 310 ГК РФ) [из области “всяких” “договоров присоединения” у операторов сотовой связи, банковских услуг и т.д. ; к настоящим отношениям точно не относится.]”.
4) “Указать, что реализация производится согласно дизайн-проекта и приложить его к договору” - Можно указать.
5) “Отметить, что покупка, доставка и приемка черновых материалов осуществляется исполнителем”.
Изменения в пользу Заказчика:
Действительно, есть такая “хитрость” – “прописать” так, чтобы материалы были “за счет Заказчика силами Подрядчика”.
Например, так: “Расчет и закупка всех материалов, их доставка на объект осуществляется Подрядчиком за счет Заказчика по согласованным с представителем Заказчика Ивановым И.И. (тел. и вацап +7-ХХХ-ХХХ-ХХ-ХХ) объеме и цене материалов с доставкой. Прием, разгрузка и подъем на этаж материалов производится силами и за счет Подрядчика.”
6) “указать (требуется ли это прописать?) что заказчик может привлекать сторонние организации для оценки качества работ” - Можно указать.
7) Не понятно, какие конкретно имеются ввиду “промежуточные этапы” работ (п.4.2, п.4.4) - Лучше – убрать, иначе будут “дергать” часто. Если критично для Подрядчика – то можно и оставить.
8) п.5.2. договора: “В случае не перечисления/задержки платежа Подрядчик имеет право не приступать/приостановить работы по настоящему договору на период задержки, и срок выполнения работ Подрядчика увеличивается на период задержки без оформления дополнительного соглашения”.
Изменения в пользу Заказчика:
Этот механизм описан в ст.328 ГК РФ – поэтому наличие данного пункта в договоре не критично.
Однако, ответы на вопросы “Может ли “сильный предприниматель” приостановить исполнение по отношению к “слабому потребителю”?” Имеет ли значение указание/неуказание этого в договоре?” не так просты. Поэтому, лучше убрать данный пункт из договора. (Если будет сопротивление со стороны Подрядчика, то оставить, ибо не критично).
9) п.5.3. договора: “Нарушение сроков оплаты в соответствии с п. 5.1 настоящего договора более чем на 5 (пять) дней является существенным нарушением условий договора. В случае совершения Заказчиком такого нарушения Подрядчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке.”
Изменения в пользу Заказчика:
-Является “имеющим какое-то значение” то, что “существенное нарушение – задержка более чем на 5 дней”. Почему имеет некое значение слово “существенный” – потому что, в соответствии с п.1 ч.2 ст.450 ГК РФ, “По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только … при существенном нарушении договора другой стороной”.
-Не является таковым (просто “фантазии” Подрядчика, противоречащие закону, следовательно: “Хотят, пускай пишут для собственного успокоения”) – “Подрядчик вправе расторгнуть в одностороннем порядке” … из-за неоплаты 5 дней не в праве, что бы ни было написано в договоре (не важно).
Поэтому, действуя в интересах Заказчика, убираем слово “существенный”, а ерунду про “односторонний отказ” оставляем – для успокоения души Подрядчика.
10) п.6.3. договора: “Подрядчик имеет право на автоматическое продление срока работ, без заключения дополнительного соглашения в следующих случаях: в случае увеличения объемов Работ и (или) по причинам, не зависящим от Подрядчика; непредставления/несвоевременного представления доступа в помещение, указанное в п. 1.1. настоящего договора; непредоставления или несвоевременного предоставления Заказчиком материалов; неоплаты работ Заказчиком в сроки, предусмотренные настоящим договором”.
Изменения в пользу Заказчика:
Это все “фантазии” Подрядчика. Почему – подробно описывал в п.3 настоящего Анализа. (увеличение сроков = изменение договора). Поэтому оставляем – для успокоения души Подрядчика.
11) Пункты 7.1 – 7.5 договора бессмыслены, т.к. все написано в законе. Из этого имело бы значение только следующее, и то если бы все ограничивалось только ГК РФ (без ЗоЗПП) : “В случае неисполнения Подрядчиком требований Заказчика, указанных в настоящем пункте, Заказчик вправе поручить устранение недостатков третьим лицам, либо устранить их своими силами и потребовать возмещения расходов, связанных с устранением недостатков, от Подрядчика.”
Учитывая абз.5 ч.1 ст.29 ЗоЗПП, данный момент не имеет также решающего значения:
“Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать … возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.”.
Норма ст.29 ЗоЗПП является в данном случае специальной по отношению к ст.723 ГК РФ.
Изменения в пользу Заказчика:
Почему важно? – в соответствии с ч.1 ст.723 ГК РФ:
“В случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:
-безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
-соразмерного уменьшения установленной за работу цены;
-возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).”
Поэтому лучше изложить в такой редакции (не критично, учитывая абз.5 ч.1 ст.29 ЗоЗПП): “В случае выявления недостатков выполненных работ Заказчик вправе устранять их своими силами или с помощью привлеченных им подрядных организаций”.
12) п.7.6. договора: “Требования, связанные с недостатками результата работы, могут быть предъявлены Заказчиком при условии, что они были обнаружены в течение гарантийного срока. Гарантийный срок составляет 12 месяцев и начинается с даты подписания акта выполненных работ, в случае выявления дефектов, подрядчик обязан исправить недостатки.”
Изменения в пользу Заказчика:
Указания величины гарантийного срока и факта его наличия имеют значение.
ч.1 ст.755 ГК РФ:”…Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением сторон.”
ч.2 ст.755 ГК РФ: “Подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.”
Cт.724 ГК РФ:
“1. Если иное не установлено законом или договором подряда, заказчик вправе предъявить требования, связанные с ненадлежащим качеством результата работы, при условии, что оно выявлено в сроки, установленные настоящей статьей.
2. В случае, когда на результат работы не установлен гарантийный срок, требования, связанные с недостатками результата работы, могут быть предъявлены заказчиком при условии, что они были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы, если иные сроки не установлены законом, договором или обычаями делового оборота.
3. Заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока.
4. В случае, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки результата работы обнаружены заказчиком по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет с момента, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи, подрядчик несет ответственность, если заказчик докажет, что недостатки возникли до передачи результата работы заказчику или по причинам, возникшим до этого момента.
5. Если иное не предусмотрено договором подряда, гарантийный срок (пункт 1 статьи 722) начинает течь с момента, когда результат выполненной работы был принят или должен был быть принят заказчиком.”
В соответствии с абз.2 ст.756 ГК РФ, “При этом предельный срок обнаружения недостатков, в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 724 настоящего Кодекса, составляет пять лет.”
В соответствии с ч.3-5 ст.29 ЗоЗПП:
“3. …
Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.
4. Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.
В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.
5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.
6. В случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать:
-соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);
-возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;
-отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.”
Выводы:
Сейчас в договоре гарантийный срок 12 месяцев. Требования-то можно предъявить и по истечении этого срока, вот только бремя доказывания меняется уже не в пользу Заказчика в таком случае. Поэтому, идеально – 5 лет; оптимально – 2 года. Следовательно, чтоб не пугать Подрядчика, пишу в редакции “2 года”.
13) п.7.8 договора: “При просрочке оплаты любого из платежей, предусмотренных настоящим договором, Заказчик обязан уплатить Подрядчику пени в размере 0,1 % от неуплаченной суммы за каждый день просрочки, но не более 20 % от общей стоимости работ по настоящему Договору.”
Изменения в пользу Заказчика:
Нормальный пункт о “договорной неустойке”. Менять ничего не надо. Действуя в интересах Заказчика, важно только следить за тем, чтобы в пункте не добавилось указания на то, что “характер неустойки является штрафным”. Дело в том, что т.н.“штрафная неустойка” позволяет взыскивать договорную неустойку вместе с процентами по ст.395 ГК РФ. В данной редакции договора все нормально – такого указания нет.
14) 7.10. За просрочку выполнения работ Подрядчик уплачивает Заказчику пеню в размере, 0,1 % от стоимости фактически невыполненных работ согласно Смете за каждый день просрочки, но не более 20 % от общей стоимости работ по настоящему Договору.
Изменения в пользу Заказчика:
В соответствии с ч.5 ст.28 ЗоЗПП:
“В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).”
В договоре можно оставить для успокоения Подрядчика, ибо это не влияет на величину неустойки. Сделать больше 3 % можно, а вот меньше – нельзя.
15) п.9.2, 9.2.1, 9.2.2 договора о том, что Подрядчик тоже может в одностороннем внесудебном порядке расторгнуть договор, заключенный с потребителем – это “фантазии” Подрядчика – не может, за исключением случаев, описанных в п.2 настоящего Анализа. Оставим этот пункт – для успокоения Подрядчика, пускай “греет ему душу”.
П. 9.3. договора: “Договор считается расторгнутым с даты получения Стороной уведомления об одностороннем отказе либо, в случае уклонения от получения корреспонденции, с даты по истечении 15 дней с даты поступления письма в почтовое отделение Адреса. Уведомление также может быть направлено на адрес электронной почты или посредством мессенджеров, указанных в настоящем договоре. Датой получения уведомления в таком случае считается дата направления уведомления.”
Изменения в пользу Заказчика:
А вот, как и было рекомендовано в п.2 настоящего Анализа, “невозможность” по реальным механизамам ст.716 и ст.719 ГК РФ в договоре как раз таки и пропишем, внутри “ерунды” Подрядчика, которую оставим, замаскировав ею то, что интересует Заказчика.
Комментарии:
1) как и писал раннее по “сообщение считается полученным, если получатель уклонился”, существует разная судебная практика определения этого момента. В данном случае, будет 15 дн с момента поступления.
2) е-маил и мессенджеры проверять (хотя лично я бы не рискнул такое важное юридическое действие делать только путем отправления на е-маил без ценного письма)
16) п.9.4. договора: “При отказе Заказчика выполнить требование об увеличении цены договора в случае существенного возрастания стоимости материалов, а также оказываемых Подрядчику третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, Подрядчик вправе требовать расторжения договора в соответствии со ст. 451 Гражданского кодекса РФ.”
Изменения в пользу Заказчика:
Ну да, имеет право такое - дублирование этого в договоре никакой роли не играет. При этом это только теоретически возможно в данном контексте отношений, особенно учитывая ч.4 ст. 451 ГК РФ. Следовательно, оставляем для успокоения Подрядчика.
17) п.10.6 договора: “В случае обращения Подрядчика за защитой нарушенных прав споры разрешаются в суде по месту нахождения Подрядчика.”
Изменения в пользу Заказчика:
Это очередные “фантазии” Подрядчика. Ни на что не влияет – пускай остается в договоре. По ЗоЗПП именно Потребитель-Заказчик выбирает территориальную подсудность: либо по своему месту жительства, либо по местонахождению ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора (ст.17 ЗоЗПП). Никакой договорной подсудности не будет, так что пускай остается в договоре.
18) П.11.5 договора: “Стороны установили приемлемым способом обмена информацией в электронной форме. Это может быть как бумажный документ, отправляемый участниками сделки с помощью любого со-временного канала связи, в том числе, но не ограничиваясь: WhatsApp, e-mail, Skype, Viber, iMessage, Telegram, так и документ, изначально созданный в электронном виде и хранящийся на электронных носителях, при условии, что другая сторона обладает данным каналом связи.”
Изменения в пользу Заказчика:
Слишком много каналов связи, можно и запутаться – оставить, например, Ватсапп (или Ватсапп или е-маил).
19) В п.12 договора реквизиты, конечно, указаны – это хорошо. Для подачи искового заявления на ИП их достаточно (требуется: ИП ФИО, ИНН, ОГРНИП, Юр.адрес) (проверить его т.к. в выписке из ЕГРИП он не указан (зато, кстати, если что, указан е-маил).
Изменения в пользу Заказчика:
А вот если вдруг ликвидирует ответчик свое ИП? Как тогда в суд подавать?-На гр.РФ, который раннее имел статус ИП (ЗоЗПП будет также действовать, в этом смысле ничего не изменится). Вот только правильнее будет указать данные на ответчика, как на гр.РФ, а именно:
ФИО, ХХ.ХХ.ХХХХ г.р., м.р. гор. Караганда
ИНН ХХХХ (“пробивается” на сайте ФНС по паспорту и дате рождения), Паспорт РФ ХХХХ ХХХХХХ выдан ХХ.ХХ.ХХХХ
Кем ХХХХХХХХХХ Проживающего ХХХХ.
1) Следовательно, желательно взять копию 2-х страниц паспорта РФ самого ИП-шника.
2) Раз подписывает представитель ИП по доверенности, то и его копию паспорта + копию доверенности на него, разумеется.
Письменная консультация. Анализ правового положения Заказчика в имеющемся договоре подряда.
Письменная консультация (в интересах Заказчика).
1. Анализ договора подряда № _______ от _________ (далее – договор) .
(На будующее – лучше называть “договор бытового подряда”, чтобы было точно понятно, что заказываете не для инвестиционных целей ремонт в десятой по счету квартире, а именно для личных и семейных нужд). (В данном случае, не критично, на это редко обращают внимание.)
-Подрядчик – ООО; Заказчик – Гражданин РФ – принимаем, что заказаны работы для личных или семейных нужд (Следим за тем, чтобы не было доказано иного). Следовательно, действует Закон о защите прав потребителей (далее – ЗоЗПП). Таким образом, отношения, в основном, регулируются ЗоЗПП и пар.2 гл.37 ГК РФ “Бытовой подряд”. Что же касается процессуального права – спор регулируется ГПК.
-Стоимость работ – ___________ руб. (п.3.1. договора).
[Анализ высланных Заказчиком “платежек” – всего оплачено __________ руб. (Оплата по договору подряда (имеется в каждой платежке запись) + Оплата счета __________ + Оплата по счету на оплату _____________ + Оплата по счету на оплату _____________ + Оплата по счету на оплату ____________ + Оплата по счету на оплату ______________ + Оплата по счету на оплату ___________ + Оплата по счету на оплату ____________). Самих счетов я не видел, но, учитывая то, что в каждой “платежке” написано в назначении платежа: “оплата по дог. подр + оплата по счету”, делаю вывод о том, что эти “оплаты счетов” – это и есть оплата материалов. В том случае, если работы давальческим материалом выполнены некачественно, эти испорченные материалы – есть убытки Заказчика в форме реального ущерба (сумма этих счетов и есть размер реального ущерба при условии того, что все материалы “ушли” на некачественные работы].
-Материал – давальческий (за счет Заказчика). (витиеватый п.3.2. договора). Все витиеватые формулировки трактуются в пользу Заказчика, потому что он непрофессиональный заказчик-потребитель, то есть “слабая сторона отношений”; в то время, как Подрядчик-профессиональный участник рынка, то есть “сильная сторона”. Из витиеватой формулировки можно сделать вывод о том, что “силами Подрядчика за счет Заказчика” организуются строительные материалы. [Имеет некое дополнительное значение в контексте отсутствия вины заказчика за нарушение сроков и самое прямое значение в контексте п.7.5 договора, “перекладывающего ответственность за некачественный материал на заказчика”]. (Специально выделил в ковычки – данная формулировка самая выгодная для Заказчика. Она означает буквально следующее: “На материалах ничего не “накрутите”, но весь “гемморой” и риски, что машина не проедет в арку, например, и все иные, берете на себя”. Особенно если добавить “приписку” о том, что “заявки предварительно согласуются с заказчиком”.)
-Оплата работ осуществляется по факту выполненных работ, подтвержденных актом выполненных работ (п.4.2. договора). В соответствии со ст.56 ГПК РФ, “Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований …”. Следовательно, Подрядчик должен доказать то, что работы он выполнил – у него должны быть подписанные акты выполненных работ. Не забываем о том, что акты выполненных работ могут быть подписаны в одностороннем порядке. Также, по моей практике, “судьи с вольным подходом” могут “пренебречь актами”, если был договором предусмотрен поэтапный порядок расчетов по факту сдачи соответствующих этапов (по моему мнению, это и правильно, так как “раз платил, значит и работы принимал”); однако же “судьи с формальным подходом” “рогом упрутся в эти акты” – это нужно тоже учитывать.
[Для судей с “вольным подходом” – анализ “квитанций об оплате”. (Актов вып. работ - то видимо нет. Также как и не было, видимо, своевременных уведомлений “прошу явиться для приемки работ”, направленных ценными письмами Почтой России, с целью подписания актов в одностороннем порядке. Могут потенциально появиться только “курьерские накладные о том, что я, курьер, стоял у железной двери Заказчика, не мог дозвониться и вынужденно положил под дверь уведомление” (50 раз подряд, каждый раз когда надо было “подписать скрытые работы” “ходил курьер вместо Почты России” – это уже для судей с “шизофреническим подходом”). Так вот, анализируем, квитанции об оплате: “за что платились деньги” – “где предоплата установки унитаза “кроется” финишной оплатой установки унитаза” (на случай подхода судьи в вольном [в моем мировозрении, как раз верном] стиле: “раз платил, значит принимал”). Вижу разделы в т.н. “смете” , не соответствующие полностью указанным в квитанциям наименованиям, но некую логику можно выявить (а можно и не выявлять, так как “криво” все закрыто). Вижу в квитанциях: “… электромонтажные…сантехнические…предоплата…полный расчет… еще 10 раз предоплата сантехнические… еще 10 раз полный расчет электромонтажные” – бардак, конечно, но “уболтать” судью, показав фото конкретных унитазов и умывальников можно в том, что работы по этим разделам выполнены. По остальным же (отделкам всяким) – из принципа судья разбираться не захочет, ибо даже не соответствуют разделы из сметы разделам из квитанций.]
[Это, вышеуказанное абзацом выше, касается объемов выполненных работ. Не касается “плоскости качества”. Однако, касается плоскости “видимого качества”. Запутал? Объясняю. С двух сторон (ЗоЗПП действует, значит его нормы являются т.н. “специальными” по отношению к ГК РФ, иными словами, они “главнее в данном случае”. А вот если бы не действовал ЗоЗПП, то только оставался бы ГК РФ.
(Со стороны ГК РФ) В соответствии с ч.2 и 3 ст.720 ГК РФ:
“2. Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.
3. Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).”
Что называется: “почувствуйте разницу”. А что касается “невидимого качества” – то такая претензия (сначала об исправлении силами подрядчика, а потом только “я сам исправил” / или сразу “я сам исправил”, если возможность этого предусмотрена договором) может быть направлена в течение срока исковой давности (3 года общий срок исковой давности; но бывает и специальный срок исковой давности 1 год – если результат работ лишь внешне связан со зданием или сооружением (например, трубы или колодцы). А сам срок исковой давности начинает течь либо с момента принятия работ по акту, либо же с момента заявления о таких недостатках, если они сделаны в гарантийный срок. Это чтобы было общее базовое понимание.]
(Со стороны ЗоЗПП) В соответствии со ст.29 ЗоЗПП:
“1. Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).
…
3. Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.
Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока …
…
В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.
6. В случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен. Если данное требование не удовлетворено, то …”
В соответствии с ч.4 ст.753 ГК РФ:
“Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.” [Следовательно, бремя доказывания мотивов отказа – на Заказчике. Доказательство по этой части – заключение строительно-технической экспертизы, отвечающее на вопрос “каково качество выполненных работ”].
В соответствии с ч.6 ст.753 ГК РФ:
“Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.”
(П.6.1 договора “письменные уведомления подрядчика о приемке в теч.2-х дн” – это важно, следовательно, проверяем Почту России. Реквизиты е-маилов, ватсаппов не указаны. Следовательно, могут быть направлены только Почтой России – для этого нужно знать адрес Заказчика, который в реквизитах договора также не указан (значит, если у Подрядчика нет второй страницы паспорта, то и, скорее всего, не направлял он ничего).
-“Срок выполнения работ с 01.07.2021 по 01.03.2022” (п.5.2 договора). Это очень “тяжелый аргумент” в досудебных переговорах, потому что в соответствии с ч.5 ст.28 ЗоЗПП, “В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени)”. [Меньше не может быть установлена договором]. [Ограничивается общей ценой заказа (этапа работ, если таковые четко определены)]. [Подрядчика может “спасти” только применение судом положений ст.333 ГК РФ об уменьшении неустойки (очень маловероятно, т.к. в Постановлении Верховного суда “О рассмотр. Дел связанных с защитой прав потребителей” (по памяти название) сказано, что только в исключительных случаях суды могут снижать по 333-ей, если вторая сторона – потребитель]. [Из “новенького” – можно пользоваться (об этом подрядчику нужно сделать соответствующее заявление) положениями пп.2 п.3 ст. 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ, как лицу, на которое распространяется действие моратория]. [Бремя доказывания “задержки сроков по вине Заказчика” – на Подрядчике. Обычно, никто ничего доказать не может в этой плоскости].
-Гарантийный срок – 2 года (п.7.3. договора).
- (п.8.3 договора). Значения не имеет – снижать размер установленной ЗоЗПП законной неустойки нельзя (можно только увеличивать). [А вот если бы ЗоЗПП не действовал, то только тогда данный пункт имел бы значение как по поводу размера договорной неустойки, так и в контексте упоминания слова“штраф” (можно было бы просить суд и проценты по 395 ГК РФ, и, одновременно, неустойку, потому что она носила бы т.н. “штрафной характер”].
- (п.8.3 договора). Упоминание некого “Графика платежей” – не вижу такого документа в числе предоставленных Заказчиком. Вижу только “Приложение 1” (т.н. “смета”) – это не смета, а калькуляция. Хорошая понятная нормальная калькуляция. Если Графика платежей и этапов выполнения работ нет, то это для Заказчика и хорошо – “страшная” неустойка 3% в день, установленная ч.5 ст.28 ЗоЗПП, начисляется на всю сумму, раз не понятно конкретно “где и какой этап просрочен, а какой не просрочен”.
- (п.9.2. договора). “односторонний отказ от договора не допускается”. Значения не имеет – потому что, в соответствии со ст.32 ЗОЗПП, “Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.” Аналогичные положения содержатся и в пар.2 гл.37 ГК РФ “Бытовой подряд”. Т.е. потребитель имеет право на внесудебное расторжение даже без объяснения причины. [Вот если бы ЗоЗПП не действовал, то тогда бы данный пункт имел самое важное и прямое значение – нельзя было бы “просто так” отказаться на основании ст.717 ГК РФ. А, учитывая действие ЗоЗПП, данный пункт не важен вообще]. (! Однако, пользоваться нужно другим мотивом-механизмом внесудебного расторжения, в данном случае, указанным в ст.28 ЗоЗПП: “отказываюсь от договора из-за нарушения сроков” !). [Если бы не было нарушения сроков, или же были бы у Заказчика опасения о том, что Подрядчик сможет доказать в суде его вину в задержке сроков, то нужно было бы пользоваться иным мотивом-механизмом, указанным в ст.29 ЗоЗПП: “первое требование было об исправлении недостатков; вы их в установленный срок не исправили, поэтому отказываюсь от договора, направляя вам второе уведомление ценным (с описью) письмом” (надежный вариант) / или же “сразу первым требованием отказываюсь от договора из-за существенного недостатка (ненадежный вариант, т.к. надо доказать существенность)”].
-Анализ реквизитов договора:
По Заказчику –почтового адреса нет – е-маилов и ватсаппов нет – из необходимого для подачи в суд – нет места рождения, места жительства (подать можно “по последнему известному месту жительства”, однако, потеряется время из-за передачи по территориальной подсудности, если не “угадал”). Что касается идентификатора, то ИНН узнается по паспортным данным и дате рождения на сайте ФНС – с этим проблем нет.
По Подрядчику – почтового адреса нет – е-маилов и ватсаппов нет – получена ______ выписка из ЕГРЮЛ – в ней юридический адрес другой (_____________________________________________) – корреспонденцию направлять сюда на действующий юридический адрес.
_________________________________ – действующий ген. дир, не менялся судя по выписке, это хорошо. Подписан договор правильно.
Участников два (50/50) : _____________________________________ [личного банкротства не было] / ______________________________________ [какой-то есть на ЕФРСБ, не знаю тот или не тот, из _____________ г.р., наверное, однофамилец] – это хорошо. По косвенным признакам (профиль мастера на propetrovich и тд), “живые люди” – не “фуксы”. Это тоже хорошо. В случае чего, к субсидиарной ответственности могут привлекаться солидарно оба – это тоже хорошо.
[ИНН ______________ – “Вестник гос регистрации” проверил – ликвидации ооо’шки нет].
[ИНН _____________ – “Федресурс” проверил – ооо’шка не в банкротстве / заявлений о намерении от кредиторов не поступало]. (В конце сентября 2022 г. закончился мораторий, введенный ПП-497 от 28.03.2022 на 6 месяцев. Видимо, продлеваться не будет (слышал инфу от президента СРО арбитражных управляющих). (Мораторий “мешал” не только банкротству, но и взысканию (хотя можно было его “обойти”, есть даже личная практика такая).
-Калькуляция к договору – хорошая, четкая и понятная (за что конкретно деньги платятся – все понятно). Печати нет, но это не критично, т.к. подписана.
2. По присланным фото (ручной боковой светильник) :
1) “де-юро” нарушение требований табл.7.5 СП 71.13330.2017 “Изоляционные и отделочные покрытия” для категории К 4.
Почему “К 4” (“Поверхности, к декоративным свойствам которых предъявляются максимальные требования (поверхности предназначены под выполнение глянцевых облицовок, например под металлические или виниловые обои, нанесение глянцевых красок, глазури или покрытий, нанесение полимерной, тонкослойной, венецианской штукатурки или для иных видов высококачественного глянца, для окраски поверхности тонкослойными полуматовыми или глянцевыми покрытиями с применением аппаратов безвоздушного распыления, для приклейки тончайших металлизированных обоев и глянцевых фотообоев). Рекомендуется при установке бокового освещения”)? В Приложении 1 калькуляции “т.н. смета” указаны такие работы как: “… / шпаклевание стен в 2 слоя / оклейка стеклохолстом [примечание – чтоб не трескался финишный слой, т.е. запрос на “суперкачество в стиле мерседес”] / потом опять [уже] суперфинишное шпаклевание под покраску / ошкуривание стен в 2 раза / грунтование / окраска в 2 слоя” . Да еще и небось боковое освещение предусмотрено (по фото похоже, что есть г/к короба по периметру) – понятное дело, что подразумевается категория “К 4”.
Требования для “К 4” – “Не допускается наличие царапин, раковин, задиров, следов от инструмента (сплошной визуальный осмотр). Тени от бокового света не допускаются (сплошная визуальная оценка с помощью ручного бокового светильника)”.
2) Учитывая то, что невозможно сделать работу в полном соответствии с этими всеми СП, посмотрим “по-человечески” (да и судья тоже человек [должен быть им] будет представленные Вами фото смотреть, на них как раз таки все очень наглядно показано). Пример, допуск того же СП 71.13330.2017 для высококачественной штукатурки (которая “по маякам”) – 0,5 мм при постановке 2-х метрового правила. Не пол-сантиметра, а именно пол-миллиметра. Не возможно так штукатурить стены. А “закон”, как известно, не равно “справедливость”. “Законъ [как известно], что дышло – куда повернул, туда и вышло”. Закон в данном контексте – это заменитель палки (не так больно решать разногласия), в этом и заключается его смысл.
Поэтому как сделано “по купеческим понятиям”? Плохо сделано, к сожалению, для цены 21 тр / за “квадрат по полу”, особенно учитывая то, что многих “обычных капитальных работ типа всяких переносов стояков и тд” нет в калькуляции, по-сути “расширенно-косметический ремонт, или полу-капитальный получается” - при такой цене должен шпаклевать, шкурить и красить профессиональный маляр (без (или почти без) “соплей”, “выбоин” – то есть правильной зернистости абразивной бумагой и т.д., там у маляров свои тонкости). А такой уровень финишной поверхности – это “полу-маляр” (не подсобник, но и не мастер).
3. Конкретно – что делать?
(Вводные. Со слов Заказчика, ему “чужого не надо”. У него цели следующие: (1) расторгнуть договор с предыдущими строителями, так как они “косячят”, для того, чтобы запустить новых – чтобы эти новые привели стены в нормальное состояние (без супер-соплей, выбоин на окрашенном шпаклеванном по премиум-технологии слое и т.д.); (2) учитывая тот факт, что новым строителям надо платить, а также покупать для них опять материалы, Заказчик хочет остаться “при своих” – то есть не хочет “терпеть убытки”, хочет, чтобы ему компенсировали. Что компенсировали? То, что “насчитают новые строители” – чтобы в итоге “остаться при своих, как и планировал изначально”. Это и есть так называемый “интерес Заказчика в его досудебных (“неофициальных” переговорах). Цель этих переговоров – заключение Соглашения о расторжении договора (там будет пункт о том, что Подрядчик выплачивает Х руб (тот самый интерес заказчика, который пойдет на новых строителей и материалы для них, ведь заказчик финансировал материалы, которые испорчены).
Стоимость участия на стороне Заказчика в переговорах – ___________ руб. Срок исполнения – в течение ____ раб. дн с момента оплаты на те же реквизиты (в любой удобный для сторон день по согласованию) (время могу найти почти в любой день, однако, с осторожностью _________________ (в эти дни уже забронированы Клиентами их суды).
Cтоимость разработки Соглашения о расторжении договора – ______________ руб. Срок исполнения – в течение _____ раб. дн. с момента оплаты на те же реквизиты.
Выше указана цель “человеческим языком”. Теперь юридическим – если не получается договориться (заключить такое Соглашение о расторжении договора), то делаем следующее:
0)* По поводу часто задаваемого вопроса “А надо ли уведомлять вторую сторону о производстве экспертизы” – не обязательно, но желательно.
Относитесь к экспертизе, как именно к Вашему письменному доказательству. У оппонента может быть свое письменное доказательство; у Вас свое – будут противоречить друг другу, так суд назначит судебную и будет оценивать доказательства, которые не имеют для суда зараннее установленной силы, по своему внутреннему убеждению.
-Таким образом – если не собираться дальше делать ремонт, делая невозможным проведение полноценной экспертизы впоследствии, например, судебной – то не надо, чтобы не устраивать балаган, не мешать специалисту.
-Если собираетесь все “закрыть” ремонтом, то уведомлять надо (ценное письмо с описью вложения) – чтобы потом оппонент не “вопил”, что он не участвовал и тд.
Стоимость разработки Уведомления о проведении экспертизы – _________ руб. Срок исполнения – _________ раб. дн. с момента оплаты на те же реквизиты}.
Стоимость отправки, включая все почты, конверты и тд – _______ руб.
[п.1 и п.2 можно менять местами, в какой угодно последовательности: можно сначала уведомление, потом экспертизу; можно наоборот. Но досудебную претензию только после экспертизы].
1) Делаем досудебную строительно-техническую экспертизу, отвечающую на вопросы:
[не обязательно, но желательно (если специалист сможет) с целью солидарного применения ст.28 и ст.29 ЗоЗПП лучше указать на “существенность” недостатков – типа “могу сразу отказаться первым требованием потому что “просто хочу”, а могу “потому что сроки пропущены”, а могу “потому что существенные недостатки выявлены”].
-Соответствуют ли качество выполненных работ предъявляемым к нему нормативными документами и условиями договора требованиям?
-Каковы объемы выполненных работ по договору?
-Какова стоимость выполненных работ по договору?
Стоимость заключения строительно-технической экспертизы по трем указанным выше вопросам с выездом на объект – _________ т.р. Срок выполнения – ________ раб. дн. с момента выезда на объект. Выезд на объект – в течение _____ раб. дн. с момента оплаты на те же реквизиты. Подразумевается результат в формате.pdf с отсканированными “живыми” печатями и подписями (образец может быть выслан по запросу). Если нужен экземпляр в бумажном виде, то его стоимость в цветном исполнении (сшитого нитками и т.д., образец может быть выслан по запросу) – ______ р.
- (4-ый необязательный вопрос, но нужный для “комплексного раскрытия убытков”)
Какова стоимость устранения недостатков в случае их выявления?
Стоимость заключения строительно-технической экспертизы по четырем указанным выше вопросам с выездом на объект – _____ т.р. Срок выполнения – ___ раб. дн. с момента выезда на объект. Выезд на объект – в течение ___ раб. дн. с момента оплаты на те же реквизиты. Ответ на четвертный вопрос подразумевает выполнение аргументированной калькуляции стоимости. Подразумевается результат в формате.pdf с отсканированными “живыми” печатями и подписями (образец может быть выслан по запросу). Если нужен экземпляр в бумажном виде, то его стоимость в цветном исполнении (сшитого нитками и т.д., образец может быть выслан по запросу) – _____ р.
2) Направляем ценным (с описью вложения) письмом Почтой России на актуальный юридический адрес, указанный в выписке из ЕГРЮЛ, Уведомление о расторжении договора в одностороннем внесудебном порядке на основании ст.28 ЗоЗПП: “отказываюсь от договора из-за нарушения сроков выполнения работ”.
С момента получения Подрядчиком такого уведомления действие договора считается прекращенным. (Далее нюансы: “если не получил”, то “считается все равно уведомленным”. С какого момента? Судебная практика разница: либо с момента когда в отделении почтовом пролежало и ушло обратно (кажется, 30 дн. по почтовым правилам) / либо с момента когда пришло в почтовое отделение (есть и такая суд. практика) / либо, как в налоговом праве (по аналогии закона) пришло в отделение + 7 дней, если не ошибаюсь в цифре).
Стоимость разработки Уведомления о расторжении договора – _____ руб. Срок исполнения – ___ раб. дн. с момента оплаты на те же реквизиты.
Стоимость отправки, включая все почты, конверты и тд – ____ руб. (если только уведомление) / или ______ руб. (если сразу уведомление+экспертиза+претензия.
3) Направляем ценным (с описью вложения) письмом Почтой России Досудебную претензию потребителя [претензионный порядок не является обязательным по ЗоЗПП, однако претензия необходима, во-первых, для штрафа 50% за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке, а во-вторых, для того, чтобы суд видел желание договорить мирно и не заподозрил истца в стремлении к сутяжничеству].
Стоимость разработки Досудебной претензии – ______ р. Срок исполнения – ____ раб. дн. с момента оплаты на те же реквизиты.
Можно п.1. (заключение строительно-технической экспертизы) , п.2 (уведомление о расторжении) и п.3 (досудебное требование потребителя) направить в одном ценном (с описью) письме, тем самым заплатив за отправку один раз _____ руб., а не 3*_____, но обязательно при этом в отдельных строчках описи указать: “1… 2 … 3 …” .
В Досудебной претензии потребителя требуем:
-возвратить неотработанный аванс, как неосновательное обогащение, которое возникло у подрядчика с момента прекращения основания для удержания денежных средств (с момента прекращения действия договора).
-неустойку за нарушение сроков выполнения работ, предусмотренную ч.5 ст.28 ЗоЗПП (3% / день от всей суммы, но не более всей суммы).
- (“упрощенный” вариант убытков без необходимости постановки 4-го вопроса экспертизы) ввозмещения убытков в форме реального ущерба (некачественное выполнение работ повлекло за собой порчу давальческих материалов) (сумма купленных Заказчиком и испорченных материалов по счетам – это размер реального ущерба).
- (“более комплексный вариант убытков” с необходимостью постановки 4-го вопроса экспертизы) возмещения убытков в форме реального ущерба (некачественное выполнение работ повлекло необходимость переделывать эти работы (и работы, и материалы).
-возмещения убытков в форме реального ущерба (оплата за заключение стро.-техн. Экспертизы) – это убытки в форме реального ущерба.
[Сроки удовлетворения требований потребителя указаны в ч.1 ст.31 ЗоЗПП - 10-дневный срок. За его нарушение также предусмотрена неустойка, указанная в п.5 ст.28 ЗоЗПП].
4) Направляем в суд исковое заявление. (копию стороне) (обязательно оригинал квитанции госпошлины, либо синяя печать банка на платежке) и т.д. (как подать исковое заявление в суд – это уже отдельная история, долго расписывать). Важно следующее для “досудебного понимания ситуации”:
-Учитывая ЗоЗПП: Госпошлина платится только с суммы, превышающей 1 млн. р. (меньше 1 млн. р. не платится вообще). Размер госпошлины рассчитывается в соответствии со ст.333.19 НК РФ.
-Учитывая ЗоЗПП: Можно подсудность применить по выбору истца (либо по месту жительства истца / либо по местонахождению ответчика/ либо по месту исполнения договора) – очень удобно.
-Учитывая ЗоЗПП и то, что больше 100 тр сумма иска – суд общей юрисдикции (районный суд). [мировые судьи до 50 тр, а при ЗоЗПП до 100 тр]. Здесь районный суд.
Просим суд следующее:
-неотработанный аванс, как неосновательное обогащение, которое возникло у подрядчика с момента прекращения основания для удержания денежных средств (с момента прекращения действия договора).
-неустойку за нарушение сроков выполнения работ, предусмотренную ч.5 ст.28 ЗоЗПП (3% / день от всей суммы, но не более всей суммы).
-неустойку за нарушение 10-дневного срока исполнения отдельных требований потребителя (надо разбираться можно ли одновременно – точно помню, что в судебной практике видел одновременное взыскание и того и того).
- (“упрощенный” вариант убытков без необходимости постановки 4-го вопроса экспертизы) ввозмещения убытков в форме реального ущерба (некачественное выполнение работ повлекло за собой порчу давальческих материалов) (сумма купленных Заказчиком и испорченных материалов по счетам – это размер реального ущерба).
- (“более комплексный вариант убытков” с необходимостью постановки 4-го вопроса экспертизы) возмещения убытков в форме реального ущерба (некачественное выполнение работ повлекло необходимость переделывать эти работы (и работы, и материалы).
-возмещения убытков в форме реального ущерба (оплата за заключение стро.-техн. Экспертизы) – это убытки в форме реального ущерба.
-компенмацию судебных расходов по ст.100 ГПК РФ
-компенсацию госпошлины
-штраф 50% от присужденной судом суммы.
-моральный вред
Стоимость разработки Искового заявления – _____ руб. Срок исполнения – ____ раб. дн. с момента оплаты на те же реквизиты.
Стоимость отправки, включая все почты в суд, второй стороне, конверты, распечатки, г/п оплатить (если до 15 т, то без паспорта можно в Сбере за истца) и тд – ______ тр. {Если г/п больше 15 т получается, то оригинал квитанции завести СПб, _____________. Если меньше 15 т, то сам схожу-оплачу в Сбербанк.
4. “У меня фирма – стол и два стула – я ликвидирую ее или обанкрочу и ликвидирую – а если надо то и сам лично банкротство пройду” – или пускай долг висит, на счетах денег нет:
Прикладываю текст, который я недавно отправил моему должнику для того, чтобы он так не думал – после этого он мне все деньги по Решению суда в мою пользу перевел без привлечения всяких приставов, без передачи ИЛ в банк или работодателю:
“В то