-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в septitajs

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.08.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 3200


Мы уже пели: «Христос воскресе…» Потом приезжали в Карсаву примерно к половине одиннадцатого.

Четверг, 05 Января 2017 г. 05:42 + в цитатник

Так я и обслуживал четыре прихода. Пасха
обычно была такая: мы ехали в храм Покрова. В восемь часов вечера у нас
начиналась пасхальная служба. Мы уже пели: «Христос воскресе…» Потом
приезжали в Карсаву примерно к половине одиннадцатого. Здесь нужно было
всех поисповедовать и только потом начинать службу. А храм полный,
исповедников очень много, всем приходилось долго ждать. Служба
заканчивалась рано утром. И сразу же, никуда не отлучаясь, мы из храма
ехали в третий приход. А в четвертый уже не получалось. Примерно в 12 часов
дня мы заканчивали. И так было до 1990 года. Четыре прихода – маленькая
епархия.

…Сейчас из?за государственного изоляционизма общение с братьями
из России у нас очень ограничено. Если Церковь не будет активно окормлять
тех, которые остались здесь, то православие в Латвии выродится. Если же
Церковь найдет внутренние силы, то она не распадется, хотя это и не будет,
может быть, ее расцветом.

Возрождение может начаться только изнутри, снизу, а не сверху,
и если говорить еще конкретнее, с души каждого человека. Если я начну
возрождаться, мой ближний, потом – еще и еще, то мы уже органически
составляем общину. Поэтому возрождение общинной жизни, которое здесь
началось, может дать плоды, если те, кто начал его, будут очень усердно
трудиться, то есть не потеряют миссионерский дух.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D1%8B-...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_897898_Poetomu-vozrozdenie-obsinnoj-zizni-kotoroe-zdes-nacalos-mozet-dat-plody-esli-te-kto-nacal-ego-budut-ocen-userdno-truditsa-to-est-ne-poterauet-missionerskij-duh. (400x209, 6Kb)

Здесь, в Латвии, у нас было такое преимущество: нам разрешали в общественных местах служить, например, на

Четверг, 05 Января 2017 г. 05:12 + в цитатник

Как только я начал служить, сразу же на
горизонте появилась учительница Вера Ивановна. Ее называли «красный поп»18.
Она была «предтечей» всех служб в общественных местах. Здесь, в Латвии, у
нас было такое преимущество: нам разрешали в общественных местах служить,
например, на кладбище – на Троицкую родительскую субботу. Закончив
богослужение в храме, мы должны были сидеть и ждать, когда нам можно идти.
А на кладбище в это время – музыка, Вера Ивановна с атеистическими речами с
помоста выступает. И только потом нам разрешает появиться. Так продолжалось
где?то до 1985 года.

В то время в районе действовали четыре прихода. Мне дали храм в
Карсаве, в восьми километрах от нее – еще храм Покрова, в восемнадцати
километрах – Троицкий храм, в сорока километрах – храм великомученика
Димитрия Солунского, построенный в 1934 году, в год гибели архиепископа
Рижского Иоанна Поммера. Это был выдающийся иерарх, которого можно
причислить к лику мучеников19. И вот мне надо было служить во всех четырех
храмах. Я подумал, что в воскресный день лучше служить в Карсаве, потому
что все же основная община должна была создаваться здесь. Если
рассеиваться, то ее нигде не возникло бы. А по субботам я служил поочередно
во всех остальных храмах.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%97%D0%B4%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_897731_Mne-dali-hram-v-Karsave-v-vosmi-kilometrah-ot-nee-_-ese-hram-Pokrova-v-vosemnadcati-kilometrah-_-Troickij-hram-v-soroka-kilometrah-_-hram-velikomucenika-Dimitria-Solunskogo-postroennyj- (400x209, 7Kb)

Сначала хотели направить в Собор Александра Невского, но я начал перед крещением людей проводить краткую катехизацию

Среда, 04 Января 2017 г. 11:32 + в цитатник

В Риге меня не оставили. Сначала хотели
направить в Собор Александра Невского, но я начал перед крещением людей
проводить краткую катехизацию (другой возможности не имел), и это не
понравилось властям. Тогда владыка направил меня служить в Тукумс, это
предместье Риги. Там я уже имел относительную свободу. Но и тут начались
неприятности с властями, хотя я их никогда не видел, с ними не общался.
Доносы поступали на всех, кто приезжал, – дескать, проходимцы, заговор
антисоветский… И только полтора года дали мне там послужить.

Вскоре после пострига, Великим постом 1982 года, меня перевели
сюда, в Карсаву. С этого года и по сей день тут служу. Год назад мне
предлагали в Рижской пустыньке служить постоянно, но я отказался. Я не
смогу сделать в Пустыньке то, что хотел бы сделать. Там царит консерватизм,
и чтобы изменить ситуацию, нужно иметь поддержку, единомыслие, единодушие.

Я уже говорил, служба там совершается как будто по уставу, но
утреню, например, служат вечером. Утром постоят на Евхаристии – и идут свои
дела делать. Причащаются на праздники, только когда их благословят. С
уходом отца Тавриона дух его исчез, он не оставил там преемника.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%BD%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_886343_Snacala-hoteli-napravit-v-Sobor-Aleksandra-Nevskogo-no-a-nacal-pered-kreseniem-luedej-provodit-kratkuue-katehizaciue-drugoj-vozmoznosti-ne-imel-i-eto-ne-ponravilos-vlastam. (400x209, 6Kb)

На Успение это не получилось, потому что у меня не было прописки, а уполномоченный сказал: «Без прописки не

Вторник, 03 Января 2017 г. 23:52 + в цитатник

Было лето 1980 года, август со всеми
праздниками, и их престольный – Преображение. Прошло уже два года после
кончины отца Тавриона. Мне как раз дали келью, которая выходила на его
могилку. Конечно, надежд на то, что меня рукоположат, было мало. Я не
беспокоился, думал: «Как Господь устроит». К Успению вопрос решился
положительно. Но что стоило это владыке, – тайна, я не знаю, я его не
расспрашивал. Он приезжал в Пустыньку несколько раз, говорил: «Еще ничего
не известно». На Преображение мне сказал: «Ждем положительного ответа». Как
это понимать? А потом накануне Успения подхожу причащаться, а мне передают,
чтобы явился к владыке. Я понял, что прибыл положительный ответ, потому что
владыка отрицательным известием не стал бы праздник портить. Я приехал, он
действительно говорит: «Вас будут рукополагать». На Успение это не
получилось, потому что у меня не было прописки, а уполномоченный сказал:
«Без прописки не рукополагают». Но, раз было благословение, оно совершилось
через неделю, в воскресный день.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B0-...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_879022_Na-Uspenie-eto-ne-polucilos-potomu-cto-u-mena-ne-bylo-propiski-a-upolnomocennyj-skazal_-_Bez-propiski-ne-rukopolagauet_. (400x209, 5Kb)

Меня иногда спрашивают: как определить, кто такой старец?

Вторник, 03 Января 2017 г. 21:32 + в цитатник

Меня иногда спрашивают: как определить, кто
такой старец?

Старец – это тот, кто предельно участвует в твоей судьбе, кто
может взять твою душу и вести ее так, как свою, с полной отдачей: «твоя
жизнь – это моя жизнь». У человека должно быть абсолютное доверие к нему.

Я в отце Серафиме не обнаружил ни одного грубого движения,
ничего–ничего, что бы могло смутить. Это такая чистота, такая полнота
любви, как будто ты видишь уже предел возможностей человека, такое вмещение
Господа, что, действительно, уже не он живет, а Господь. И вот возникает
чувство, что ты не к человеку приходишь – там и плоти даже нет, он весь как
перышко, как дух. Когда я смотрю на хорошую икону Божией Матери, там тела
нет, такая легкость! С птицей сравнивать неудачно, но птичье тело в нас
рождает ощущение какой?то невесомости.

Отец Серафим не книжный был человек, но духовные знания у него
были, конечно, глубокие. Он мог объяснить догмат или сложное духовное
понятие в очень свернутом виде. Когда мы читаем книгу Афонского старца
Силуана, то видим у него такие же сгустки духовной мысли, и он их не
раскрывает. Если бы его спросили, он бы пояснил, а так он пишет просто из
опыта того, что ему уже открылось. Отец Таврион тоже говорил такими
сгустками, отрывисто. Казалось даже, будто мозаика какая?то получается.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D0%B5%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_878236_Starec-_-eto-tot-kto-predelno-ucastvuet-v-tvoej-sudbe-kto-mozet-vzat-tvoue-dusu-i-vesti-ee-tak-kak-svoue-s-polnoj-otdacej_-_tvoa-zizn-_-eto-moa-zizn_. (400x209, 5Kb)

В «Беседах иконописца» есть небольшой материал об отце Серафиме, где архимандрит Зинон вспоминает его исповедничество,

Вторник, 03 Января 2017 г. 18:42 + в цитатник

В «Беседах иконописца» есть небольшой материал
об отце Серафиме, где архимандрит Зинон вспоминает его исповедничество, как
бесстрашно старец вел себя в те годы. Когда его уже отпустили из тюрьмы на
волю и должны были дать документы, состоялась беседа с начальством. Его
спросили: «Что ты будешь делать? Ты свободен, кончилась тюрьма, что ты
будешь теперь делать?» Он говорит: «Как что буду делать? Я буду служить». –
«Ну, посиди еще». И дали новый срок. Он бы мог тумана какого?то напустить,
сказать что?то во спасение. Это потрясающий факт.

Потом скитался после выхода. Владыка Леонид его принял, и так
они подружились. Владыка Леонид часто к нему ездил поисповедаться, отвести
душу – ведь наши архиереи мало между собой общаются.

Отец Серафим закончил свою жизнь в 1982 году в светлый
Понедельник, т. е. Пасху он встретил, тогда 18 апреля была Пасха. Я уже
служил здесь, в Латвии. Великим постом я его посетил, перед этим он
благословил меня на монашество. Я хотел, чтобы он меня постригал, но он не
дерзнул взять это на себя, а сказал: «Как владыка». А наш владыка Леонид
обычно сам постригал. Когда я сказал, что владыка не благословляет, старец
ответил: «Не смущайтесь, вас будет постригать та же рука» – его тоже
владыка Леонид постригал. Отец Серафим принял монашество из белого
духовенства – у него было три дочери.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%C2%AB...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_877185_V-_Besedah-ikonopisca_-est-nebolsoj-material-ob-otce-Serafime-gde-arhimandrit-Zinon-vspominaet-ego-ispovednicestvo-kak-besstrasno-starec-vel-seba-v-te-gody. (400x209, 6Kb)

Но все равно все получали удовлетворение, потому что он так устраивал жизнь в общине, что люди чувствовали

Вторник, 03 Января 2017 г. 11:12 + в цитатник

Отец Серафим по возрасту уже не имел
возможности общаться с каждым; и все видели, что он сожалеет об этом, это
читали в его глазах. Но все равно все получали удовлетворение, потому что
он так устраивал жизнь в общине, что люди чувствовали себя как дома,
отношение было очень открытое. Те, кто приезжал, причащались каждый день, и
каждый день были агапы.

Отец Таврион был более активный, он призывал к евхаристическому
возрождению не только жизнью, но и словом. Во время службы – он ее всю
постоянно «прослаивал» поучительными беседами, которые не монологом шли, а
дробились на отдельные пояснительные замечания.

Отец Серафим делал это по–другому. Приходили они к одному и
тому же результату, но разными путями. На желание с ним побеседовать отец
Серафим часто не спешил ответить, он отодвигал эту встречу, говорил:
«Поживи, поживи». И человек жил там у него один день, второй, третий. Помню
одного человека, которого старец не принимал 15 дней. Он приехал откуда?то
из Средней Азии и немножко смущался, чувствуя в этом какое?то невнимание. А
потом он понял, что ему нужно было дозреть до этой беседы. Он много открыл
для себя, живя и просто наблюдая все. И многие вопросы исчезли. Так было со
многими людьми, просто они общались друг с другом. Те, кто уже разговаривал
с отцом Серафимом, рассказывали, как это было, и из своего опыта учили друг
друга. Это было очень хорошо.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%BE-...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_874118_No-vse-ravno-vse-polucali-udovletvorenie-potomu-cto-on-tak-ustraival-zizn-v-obsine-cto-luedi-cuvstvovali-seba-kak-doma-otnosenie-bylo-ocen-otkrytoe. (400x209, 5Kb)

Отец Серафим был очень любящий человек, кроткий в общении со всеми, никакого чинопочитания не любил.

Вторник, 03 Января 2017 г. 04:32 + в цитатник

Отец Серафим был очень любящий человек,
кроткий в общении со всеми, никакого чинопочитания не любил.

Старец сам причащался за каждой Евхаристией, даже если не
служил. Он давал пример в понимании Евхаристии и других побуждал этим
примером к участию. Все приезжие старались участвовать, иначе и немыслимо
было, ведь тогда лишались самого главного.

Отец Серафим рассказывал, что он не доучился в академии, потому
что начался 1918 год. Однажды из академии он поехал домой в Днепропетровск,
где жил, и назад уже возвратиться не смог. Старец вспоминал, как он первый
раз в жизни говорил проповедь: «Я очень хорошо подготовился, все сказал, а
потом сказал себе:"больше такого не будет!"»

После этого случая он всегда говорил проповедь по вдохновению,
в Духе. Это больше напоминало исповедь, потому что, хотя он говорил не
исповедальные вещи, не обличал и не перечислял какие?нибудь грехи, но это
так изменяло сердца слушающих, что все плакали. Это были не сентиментальные
какие?то слезы. Когда Дух Святой касается сердца, оно открывается. Исповедь
эта могла быть первым откровенным общением друг с другом. Все в это время
становились единой семьей.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D1%82%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_869538_Starec-vspominal-kak-on-pervyj-raz-v-zizni-govoril-propoved_-_A-ocen-horoso-podgotovilsa-vse-skazal-a-potom-skazal-sebe_bolse-takogo-ne-budet_ (400x209, 5Kb)

И вот, прожив дней пять у отца Серафима в таком счастье, радости, я вновь забеспокоился, потому что к нему

Вторник, 03 Января 2017 г. 04:22 + в цитатник

И вот, прожив дней пять у отца Серафима в
таком счастье, радости, я вновь забеспокоился, потому что к нему приезжали
из милиции и всех, кто молился в храме, брали на учет: смотрели паспорта и,
если видели, что человек у них не отмечен, не прописан, его как нарушителя
паспортного режима увозили «на поля» 17.

Когда я пришел к батюшке на беседу, он опять повторил: «Может
быть, поживете у нас?» Однако первое благословение было поехать в Латвию.
Он говорит: «Ну, пусть будет так». Благословил меня поехать в Ригу к
владыке Леониду.

Владыка Леонид общался с отцом Серафимом, он безбоязненно
принял старца после каторги, очень ему помог. Когда отца Серафима
выпустили, он долго скитался по разным епархиям, но все боялись его
принять. Многие почитали его святость, однако действовал «комплекс Понтия».

Отец Серафим был в то время «старец всея Руси». Его очень
почитал отец Таврион (старец приезжал в Рижскую пустыньку). Владыка Леонид
даже приглашал его в Рижскую пустыньку служить. Отец Серафим отказался,
сказал: «У меня нет таких способностей административных, чтобы управлять».
Он был сугубо духовник, узник–исповедник. Конечно, его опыт уникальный,
повторить его невозможно. То, что он делал в те времена, было и бесстрашно,
и очень плодоносно.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98-%D0%B2...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_868179_I-vot-proziv-dnej-pat-u-otca-Serafima-v-takom-scaste-radosti-a-vnov-zabespokoilsa-potomu-cto-k-nemu-priezzali-iz-milicii-i-vseh-kto-molilsa-v-hrame-brali-na-ucet_-smotreli-pasporta-i-es (400x209, 8Kb)

Мы все были там фиктивно прописаны, и в документах у нас были указаны такие профессии, как дворник или сторож,

Вторник, 03 Января 2017 г. 03:02 + в цитатник

«Святость не имеет границ…»



Запись беседы с братьями и сестрами во время праздничной
трапезы


В монастыре 16 я был недолго, около двух лет, и покинул его не
по своей воле. Перед московской Олимпиадой в стране усилились гонения.
Москву «чистили», волна докатилась и до Почаева, потому что там ожидался
большой поток туристов. Мы все были там фиктивно прописаны, и в документах
у нас были указаны такие профессии, как дворник или сторож, чтобы скрыться
от КГБ, потому что с высшим образованием не принимали в монастыри. Нас
обличали: «зачем вас учило государство, дармоеды?» и т. д.

Я помню, меня попросили написать небольшую историю Почаевской
лавры, дали отпуск и сказали: «Поезжай в Троице–Сергиеву лавру и напиши».
За время моего отсутствия решилась моя судьба. Я приезжаю, работу эту
выполнил, а мне говорят: «Тебя ищут». И была встреча с милицией – выписали.
Причем, у меня была прописка подмосковная, а выписали «в никуда», по месту
рождения. А я родился в Забайкалье. Я говорю: «Может быть, этой деревни уже
не существует!» Помню, еще пошутил: «Вот один мой знакомый – он родился в
Германии. Что ж, ему нужно было бы в Германию ехать?» Они говорят: «Вы с
нами не шутите».

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D1%8B-...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_868074_Svatost-ne-imeet-granic_---------Zapis-besedy-s-bratami-i-sestrami-vo-vrema-prazdnicnoj-trapezy------V-monastyre-16-a-byl-nedolgo-okolo-dvuh-let-i-pokinul-ego-ne-po-svoej-vole. (400x209, 6Kb)

В настоящее время появилась возможность восстановить в Церкви святоотеческую традицию в богословии таинств,

Вторник, 03 Января 2017 г. 00:02 + в цитатник

О. Зинон. Община и приход – понятия
нетождественные. Об этом очень полно можно узнать из книги о. Николая
Афанасьева «Церковь Духа Святого». Собственно, Церковь – это и есть община,
то есть местная Церковь, в которой обитает вся полнота Вселенской Церкви.
Все беды начались тогда, когда община превратилась в приход. Только через
возрождение общины можно по–настоящему решить и проблему нравственности, и
многие социальные проблемы. В настоящее время появилась возможность
восстановить в Церкви святоотеческую традицию в богословии таинств,
вернуться к подлинным основам церковной жизни, но на примере вновь открытых
монастырей и храмов убеждаешься в обратном: восстанавливаются те же
синодальные формы церковной жизни, которые исторически себя не оправдали и
привели к катастрофе 1917 года. Церковь опять пытаются вовлечь в социальную
деятельность, христиане требуют свободы и прав, забывая, что они посланы
Христом, как «овцы посреде волков», что они – самый бесправный, самый
беззащитный народ в этом мире. Путь христианина – путь скорби, и только
сеющии слезами радостию пожнут (Пс 125).

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D0%BD...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_867665_V-nastoasee-vrema-poavilas-vozmoznost-vosstanovit-v-Cerkvi-svatooteceskuue-tradiciue-v-bogoslovii-tainstv-vernutsa-k-podlinnym-osnovam-cerkovnoj-zizni-no-na-primere-vnov-otkrytyh-monast (400x209, 9Kb)

Любой человек, пришедший к вере, очень быстро узнает смысл подобных слов и выражений, так что едва ли необходимо

Понедельник, 02 Января 2017 г. 15:12 + в цитатник

О. Зинон. Хотя это мелочи, но они как?то
неприятно режут слух. Любой человек, пришедший к вере, очень быстро узнает
смысл подобных слов и выражений, так что едва ли необходимо заменять их
русскими. Когда предпринимался перевод Священного

Писания на русский язык, переводчики имели в виду только
домашнее его употребление, что должно было помочь более осмысленному
восприятию его во время богослужения. Когда я сознательно пришел в Церковь,
это было в начале Великого Поста, церковнославянского языка я не знал
совершенно. В настольном календаре тогда был напечатан Великий канон
преподобного Андрея Критского с объяснением непонятных слов и выражений.
Перед службой я тщательно просматривал каждую часть канона и в храме уже
понимал, о чем идет речь. Православный христианин, хоть в малой мере
ощутивший возвышеннейшую поэзию богослужения, будет бережно относиться к
каждому его слову и даже букве. Запад пошел по пути модернизма, но это
привело к печальным результатам. У любого народа, кроме обычного
разговорного языка, есть язык богослужебный, на котором общаются только с
Богом. Богослужебный язык всегда более возвышенный, чем разговорный. К
примеру, почему древнегреческий и латынь стали мертвыми языками? На этих
языках можно писать только стихи или философствовать. Общаться на бытовом
уровне на них невозможно.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9B%D1%8E%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_864718_Kogda-predprinimalsa-perevod-Svasennogo---Pisania-na-russkij-azyk-perevodciki-imeli-v-vidu-tolko-domasnee-ego-upotreblenie-cto-dolzno-bylo-pomoc-bolee-osmyslennomu-vospriatiue-ego-vo-vr (400x209, 6Kb)

Гораздо легче обучить церковный народ своему родному языку, чем переводить богослужебные книги на современный

Понедельник, 02 Января 2017 г. 12:52 + в цитатник

О. Зинон. Мне кажется, что с переводом
богослужения на русский язык оно нисколько понятнее не станет, а наоборот,
очень много утратит, потому что станут понятными отдельные слова, но сам
дух понятнее от этого не сделается. В этом легко убедиться, если взять
русский перевод псалмов Давида: отдельные слова ясны, но пророческий смысл
их более ясным не стал. Гораздо легче обучить церковный народ своему
родному языку, чем переводить богослужебные книги на современный язык, тем
более что это сопряжено с огромной работой, не говоря уже об ущербе,
который будет причинен этим богослужению. В студенческие годы я часто
замечал, что, когда с шумной улицы входишь в храм, и еще не уловил, что
читают или поют, сам ритм, интонации, сама мелодия церковнославянского
языка уже настраивает на молитву. Современный разговорный язык очень
засорен, он более пригоден для общения на бытовом уровне, но никак не для
молитвы. В некоторых приходах Евангелие, Апостольские послания и даже
псалмы читают по–русски.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%93%D0%BE%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_863439_Gorazdo-legce-obucit-cerkovnyj-narod-svoemu-rodnomu-azyku-cem-perevodit-bogosluzebnye-knigi-na-sovremennyj-azyk-tem-bolee-cto-eto-soprazeno-s-ogromnoj-rabotoj-ne-govora-uze-ob-userbe-ko (400x209, 7Kb)

Церковь всегда боролась, прежде всего, за подлинность своего искусства, за правду, и ныне она должна продолжать

Воскресенье, 01 Января 2017 г. 22:52 + в цитатник

О. Виктор. Нынешнее обмирщенное церковное
сознание стремится расцерковить икону. Высказываются мысли, что народ икону
древнего письма не понимает, потому нужно заменить ее иконой живописной. Но
разве может живописный образ соответствовать учению Церкви, назидать?
Скорее он вводит в заблуждение, как Вы об этом уже говорили на примере
Новозаветной Троицы. Церковь всегда боролась, прежде всего, за подлинность
своего искусства, за правду, и ныне она должна продолжать эту борьбу.

О. Зинон. Икона вне Церкви в подлинном смысле существовать не
может. Она – составная часть богослужения, одна из форм проповеди
Евангелия, свидетельство Церкви о Боговоплощении, так же как церковное
пение, архитектура, обряд. Можно вполне понять людей, которые добросовестно
признаются, что канонического письма икона им непонятна, но никак нельзя
понять тех, которые отвергают икону по причине ее непонятности. Многие
священнослужители убеждены, что каноническая икона простому народу трудна
для восприятия и лучше ее заменить живописной иконой. Но я уверен, что для
большинства не менее непонятны стихиры, ирмосы и сам богослужебный язык,
уже не говоря о структуре богослужения, однако едва ли кому?то придет в
голову мысль, применительно к духовной малообразованности современного
народа, упростить все для того, чтобы сделать удобопонятным. Задача
Церкви – возводить людей к высоте Боговедения, а не самой снисходить до
невежества человеческого. Поэтому человек, отвергающий икону, тем самым
ставит под сомнение правильность своего восприятия богослужения и, в
частности, Евхаристии, из которой икона рождается.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A6%D0%B5%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_854422_Mozno-vpolne-ponat-luedej-kotorye-dobrosovestno-priznauetsa-cto-kanoniceskogo-pisma-ikona-im-neponatna-no-nikak-nelza-ponat-teh-kotorye-otvergauet-ikonu-po-pricine-ee-neponatnosti. (400x209, 6Kb)

Если они, придя в храм, видят в нем безобразные росписи, слышат вместо простого уставного уродливое концертное

Воскресенье, 01 Января 2017 г. 21:32 + в цитатник

О. Зинон. Обилие всевозможной информации в
современном мире буквально захлестнуло человека. Оно вызвало безразличное,
легкомысленное отношение к слову. Слову, как устному, так и печатному,
теперь мало доверяют. Поэтому самым мощным, самым убедительным становится
голос иконы. Сейчас многие образованные люди, не нашедшие Истины и Красоты
на перепутьях этого мира, приходят в Церковь и ищут в ней ту Красоту,
которую им не смог дать мир. Они очень тонко чувствуют всякую фальшь,
всякое безобразие, уродство. Особенно художники и музыканты. Если они,
придя в храм, видят в нем безобразные росписи, слышат вместо простого
уставного уродливое концертное на дилетантском уровне пение – никто не
убедит их в том, что христиане – это свидетели Небесной Красоты. Многих
может оттолкнуть недолжное поведение священника во время богослужения, его
неопрятная одежда, неприличная его сану манера держаться, даже его
нечищеная обувь. У нас во всем принято ориентироваться на бабушек: примут
они или нет. Я уверен, что красота ни одну бабушку от храма не оттолкнет, а
души колеблющиеся и хрупкие могут из?за нашего нерадения уйти из храма
навсегда. Человек церковный, который уже смирился, ко всему привык, может,
не обращая внимания ни на что, молиться. Но всякий должен молиться
благодаря иконе, благодаря пению, а не вопреки им. Многие иконы и даже
целые иконостасы написаны так, что мешают молитве, вместо того, чтобы ей
содействовать.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D1%81%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_854132_Esli-oni-prida-v-hram-vidat-v-nem-bezobraznye-rospisi-slysat-vmesto-prostogo-ustavnogo-urodlivoe-koncertnoe-na-diletantskom-urovne-penie-_-nikto-ne-ubedit-ih-v-tom-cto-hristiane-_-eto-s (400x209, 6Kb)

И живет в свете неприступном.

Воскресенье, 01 Января 2017 г. 06:42 + в цитатник

О. Зинон. И живет в свете неприступном.

О. Виктор. Можно сказать, что в наше время упадка религиозного
сознания догмат иконопочитания на деле забыт, подменен искусствопочитанием.
Это не просто забвение, а разрыв с живым преданием Церкви,
пренебрежительное отношение к святым отцам и к постановлениям Вселенских и
Поместных Соборов. Нужно восстановить иконопочитание в его подлинном смысле.

О. Зинон. Этот вопрос необходимо решать на уровне синода. Это
должно быть делом всей Церкви. Сейчас нам возвращают храмы, монастыри. Все
они требуют рук иконописцев, а у нас до сих пор нет настоящей иконописной
школы. Я знаю очень многих молодых людей, талантливых и желающих учиться,
но условий для этого нет. Одни связаны семьей и не могут уехать далеко,
другие ничем не связаны, но им негде учиться. Ведь проявляет же заботу наше
священноначалие об увеличении числа священнослужителей: открываются
духовные училища в епархиях, курсы псаломщиков, семинарии. Но я не слышал,
чтобы в какой?нибудь епархии открылась хотя бы маленькая иконописная школа,
а между тем почти каждую неделю ко мне кто?нибудь обращается с просьбой
написать иконостас или расписать храм. Это еще раз свидетельствует о том,
что икона выпала из богослужения. Должного внимания ей не уделяют. То, что
сейчас продают в иконных лавках, та продукция, которую выпускают мастерские
Патриархии, далеко не соответствует требованиям, предъявляемым к церковному
искусству. В синодальный период появилось множество изображений, которые
смело можно назвать глумлением и кощунством над иконой. В прошлый раз я
давал Вам для прочтения письма святителя Игнатия (Брянчанинова). В одном из
них он пишет, что видел не иконы, а карикатуры икон. В лучшем случае, это
можно было назвать картинами хорошей кисти, но никак нельзя было назвать
иконами. Это написано в прошлом веке, когда все храмы были заполнены
подобной живописью, а на Православную икону было поставлено клеймо
старообрядчества и варварской живописи. (Известный историк Карамзин, увидев
древнюю роспись Новгородской Софии, назвал ее варварской живописью.)

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98-%D0%B6...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_849524_To-cto-sejcas-prodauet-v-ikonnyh-lavkah-ta-produkcia-kotoruue-vypuskauet-masterskie-Patriarhii-daleko-ne-sootvetstvuet-trebovaniam-predavlaemym-k-cerkovnomu-iskusstvu. (400x209, 6Kb)

Там очень просто и убедительно объясняется, почему цветная фотография не может иметь применения в церковном

Воскресенье, 01 Января 2017 г. 04:22 + в цитатник

В «Журнале Московской Патриархии» № 10 за 1989
год помещена статья Л. А. Успенского о красках в иконе. Там очень просто и
убедительно объясняется, почему цветная фотография не может иметь
применения в церковном обиходе: она только имитирует цвет, так как
собственного цвета не имеет. Потому употреблять цветные фотографии с икон в
качестве икон не следует. Икона должна свидетельствовать об Истине, а мы
вводим элемент лжи туда, где ее не может быть.

О. Виктор. Это все равно, что бумажные цветы в храме. Патриарх
Алексий I просил не приносить их в храм, потому что в них нет правды.

О. Зинон. Еще гораздо раньше митрополит Московский Филарет
(Дроздов) говорил, что поддельные камни и поддельные металлы нельзя
употреблять не потому, что они малоценны, а потому, что заключают в себе
ложь. Золото во все времена было металлом дорогостоящим, и, за неимением
его, использовали простые, но натуральные материалы. Например, традиционным
фоном на иконе всегда было листовое золото (или серебро). В бедных же
храмах, особенно на севере России, все фоны на иконах написаны светлыми
красками. Я несколько неточно выражаюсь: фон – слово нерусское, иконописцы
называют его светом.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B0%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_849175_Ese-gorazdo-ranse-mitropolit-Moskovskij-Filaret-Drozdov-govoril-cto-poddelnye-kamni-i-poddelnye-metally-nelza-upotreblat-ne-potomu-cto-oni-malocenny-a-potomu-cto-zakluecauet-v-sebe-loz. (400x209, 6Kb)

На упомянутой иконе мы видим сидящих в сионской горнице апостолов, представляющих первую церковную общину,

Воскресенье, 01 Января 2017 г. 02:32 + в цитатник

На упомянутой иконе мы видим сидящих в
сионской горнице апостолов, представляющих первую церковную общину, начало
Церкви христианской. (Здесь уместно заметить, что икона не есть изображение
конкретного исторического события, а богословское истолкование этого
события. На иконе Пятидесятницы всегда изображаются ап. Павел, которого там
быть не могло, ап. Лука, который не принадлежал к числу 12–ти апостолов).
Главой Церкви является Христос. Никакого заместителя или наместника на
земле Он Себе не оставил. Поэтому центр иконы остается пустым. Это место
принадлежит Христу как Главе Церкви. Ясно, что никто другой на этом месте
представлен быть не может.

И еще несколько слов об освящении икон. Очень часто, видя вновь
написанную икону и желая приложиться, спрашивают: а она освящена? По такому
чину, который содержится в нынешних требниках, в старину иконы не
освящались. (В требнике этот чин называется чином благословения, а не
освящения и должен рассматриваться как одобрение Церковью данного образа,
но не как некий сакраментальный акт. Ведь никому не придет в голову, купив
новое Евангелие, перед началом чтения освящать его по какому?нибудь чину.)
Этот чин впервые встречается только в Большом Требнике Петра Могилы (ни в
одном требнике Московской дониконовской печати такого чина нет). На иконе
ставили надпись, после чего она считалась освященной. В ней почитается не
вещество, а изображение. Надпись необходима, как раньше выражались, для
того, чтобы утвердился дух молящегося, то есть, чтобы молящийся точно знал,
к кому он обращается, потому что иконография многих святых сходна.
Например, если не будет надписана икона преп. Кирилла Белозерского, его
можно принять и за преп. Сергия или еще за коголибо из древних преподобных.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B0-...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_848980_Nadpis-neobhodima-kak-ranse-vyrazalis-dla-togo-ctoby-utverdilsa-duh-molasegosa-to-est-ctoby-molasijsa-tocno-znal-k-komu-on-obrasaetsa-potomu-cto-ikonografia-mnogih-svatyh-shodna. (400x209, 6Kb)

И, несмотря на то, что и Стоглавый, и Большой Московский Соборы запретили подобные изображения, их легко можно

Суббота, 31 Декабря 2016 г. 19:22 + в цитатник

Святого Духа, в таком виде Его можно
изображать только на иконе Крещения Господня. Я думаю, сказанного уже
достаточно для того, чтобы убедиться в невозможности существования такой
иконы. Так что образ Новозаветной Троицы – это совершенно произвольное
соединение разных частей, вырванных из контекста домостроительства нашего
спасения. И, несмотря на то, что и Стоглавый, и Большой Московский Соборы
запретили подобные изображения, их легко можно встретить в каждом храме, в
любой иконной лавке. Даже в Даниловом монастыре, когда писался иконостас
для храма Отцов Семи Вселенских Соборов, был написан образ «Отечество». А
ведь там почти все с высшим богословским образованием! Стоит удивляться,
как личное и человеческое преобладает над мнением Церкви, которая одна есть
хранительница и выразительница Истины.

Существуют четыре иконы Святой Троицы. Они указаны в чине
благословения этих икон в нашем требнике. Это – ветхозаветное явление
Аврааму (в образе трех Ангелов), Сошествие Святого Духа на апостолов,
Богоявление и Преображение. Все остальные изображения должны быть
отвергнуты, как искажающие учение Церкви.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%2C-%D0...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_847799_I-nesmotra-na-to-cto-i-Stoglavyj-i-Bolsoj-Moskovskij-Sobory-zapretili-podobnye-izobrazenia-ih-legko-mozno-vstretit-v-kazdom-hrame-v-lueboj-ikonnoj-lavke. (400x209, 6Kb)

По Божеству Христос неизобразим и неописуем, но так как в Иисусе Христе Божеское и человеческое естества соединились

Суббота, 31 Декабря 2016 г. 17:42 + в цитатник

Иконописание – творчество соборное, то есть
творчество Церкви. Подлинными творцами икон являются святые отцы.
Иконографический канон складывался в течение столетий и сформировался в
таком виде, в котором дошел до нас, где?то к XII веку. Церковь всегда
уделяла много внимания своему искусству, следила за тем, чтобы оно выражало
ее учение. Все уклонения устранялись соборно. Так, на Стоглавом соборе
вопрос иконописания занимал очень важное место. В частности, речь шла об
иконе Святой Троицы, так как к тому времени распространились иконы
«Отечество» и «Новозаветная Троица». Ветхозаветный запрет изображать Бога
не снят в новозаветное время. Мы получили возможность изображать Бога
только после того, как Слово стало плотью, стало видимым и осязаемым. По
Божеству Христос неизобразим и неописуем, но так как в Иисусе Христе
Божеское и человеческое естества соединились нераздельно в одну Личность,
мы изображаем Богочеловека Христа, нашего ради спасения пришедшего в мир и
пребывающего в нем до скончания века.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE-...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_847411_Po-Bozestvu-Hristos-neizobrazim-i-neopisuem-no-tak-kak-v-Iisuse-Hriste-Bozeskoe-i-celoveceskoe-estestva-soedinilis-nerazdelno-v-odnu-Licnost-my-izobrazaem-Bogoceloveka-Hrista-nasego-rad (400x209, 7Kb)


Поиск сообщений в septitajs
Страницы: 160 ... 156 155 [154] 153 152 ..
.. 1 Календарь