-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в septitajs

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.08.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 3200


Мне рассказывали, что архиепископ Виленский Хризостом почти всегда служит иерейским чином.

Суббота, 31 Декабря 2016 г. 14:12 + в цитатник

О. Зинон. Мне рассказывали, что архиепископ
Виленский Хризостом почти всегда служит иерейским чином. По–моему, это
хорошо, так как упраздняются многочисленные поклоны, «исполла…» и проч.,
что отвлекает от главного.

О. Виктор. Но такому восприятию Литургии должно предшествовать
просвещение.

О. Зинон. Несомненно. Если сейчас все пение в храме заменить
чтением (от этого богослужение нисколько не пострадает), многие поймут, что
они приходят в храм не за тем, за чем нужно. Величие Евхаристии заключается
в том, что она есть неслыханный дар Божий человеку, она есть то благо,
которого «око не виде, ухо не слыша и на сердце человеку не взыде».

О. Виктор. Какое место должна занимать в литургическом
возрождении икона?

О. Зинон. Икона не занимает сейчас в богослужении подобающего
ей места, и отношение к ней не такое, каким должно быть. На икону давно
перестали смотреть как на «богослужение в красках», даже не подозревают,
что она может искажать вероучение Церкви так же, как и слово, и вместо
того, чтобы свидетельствовать Истину, может лжесвидетельствовать. Икона
стала просто иллюстрацией празднуемого события, поэтому и неважно, какова
ее форма. У нас всякое изображение, даже фотографическое, почитается как
икона. Икона не изображает, она являет. Она есть явление Царства Христова,
явление преображенной, обновленной, обоженной твари. Икона рождается из
живого опыта Неба, из Литургии, поэтому иконописание всегда рассматривалось
как церковное служение, как Литургия. К иконописцам предъявлялись очень
высокие нравственные требования, так же как к клирикам. Иконописцы очень
высоко ценились, а иконописание в Древней Руси было делом государственной
важности. Влияние западного богословия, нарушения в Евхаристической жизни
привели к тому, что икона часто превращалась в картину на религиозный
сюжет, а почитание ее перестало быть в полном смысле православным.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D0%BD%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_846273_Na-ikonu-davno-perestali-smotret-kak-na-_bogosluzenie-v-kraskah_-daze-ne-podozrevauet-cto-ona-mozet-iskazat-veroucenie-Cerkvi-tak-ze-kak-i-slovo-i-vmesto-togo-ctoby-svidetelstvovat-Isti (400x209, 6Kb)

Схиархимандрит Софроний (Сахаров) вспоминает: когда он жил в пустыне, к нему приходил монах для того, чтобы

Суббота, 31 Декабря 2016 г. 10:42 + в цитатник

О. Зинон. Схиархимандрит Софроний (Сахаров)
вспоминает: когда он жил в пустыне, к нему приходил монах для того, чтобы
за Литургией петь на клиросе. Их было двое, но он замечает, что никогда не
ощущал никакой ущербности. Та же полнота, что и при наполненном храме.

О. Виктор. Наш дорогой батюшка, отец Серафим из Ракитного,
помните, рассказывал нам, как он в молодости однажды пришел в храм, где
служил старенький священник и старенький дьячок, и какую он испытал радость
от молитвы, от общения с ними.

О. Зинон. Отец Александр Шмеман в своей книге «Евхаристия»
говорит, что русские эмигранты, находясь в очень стесненных
обстоятельствах, когда храмами для них служили подвалы и гаражи, убедились
в невозможности совершать Литургию в ее византийском варианте, со всей
внешней торжественностью, со множеством входов и выходов. Зато какое
реальное присутствие Христа ощущали они в этих убогих храмах! И этот опыт
был для них очень полезен и поучителен.

Сейчас людям, особенно молодым, которые впервые приходят в
храм, еще не влились в русло церковной жизни, не научились мыслить ее
категориями, многое совершенно чуждо. Надо помнить, что богослужебный чин
мы приняли от Византии вместе с верой. Наш чин Литургии содержит много
элементов, которые вошли в него из византийского придворного обихода, так
как патриарх и император были непременными участниками богослужения.
Современному же человеку почти непонятна сама идея монархии, и, разумеется,
все обряды, связанные с этой идеей, выглядят как анахронизм, за которым
ничего не стоит.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D1%85%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_844856_Otec-Aleksandr-Smeman-v-svoej-knige-_Evharistia_-govorit-cto-russkie-emigranty-nahodas-v-ocen-stesnennyh-obstoatelstvah-kogda-hramami-dla-nih-sluzili-podvaly-i-garazi-ubedilis-v-nevozmo (400x209, 8Kb)

Я прекрасно понимаю, что такой меры все достичь вдруг не могут.

Суббота, 31 Декабря 2016 г. 01:52 + в цитатник

Я прекрасно понимаю, что такой меры все
достичь вдруг не могут. Но говорить об этом необходимо, стремиться к этому
обязаны все.

О. Виктор. Когда преподобного Серафима Саровского спрашивали:
«Как часто можно причащаться?» – он отвечал: «Чем чаще, тем лучше».

О. Зинон. В Большом Катехизисе говорится, что ревнующим о
спасении следует причащаться четырежды в год или хотя бы однажды в год.
Сейчас это звучит странно. Никто этого предписания не выполняет, сама жизнь
его отменила. Уже о. Иоанн Кронштадтский учил совсем по–другому.

О. Виктор. Сейчас во многих приходах существует обычай
причащаться только один раз в год, на Пасху, и я говорю прихожанам: «Если
вас однажды в год покормить, доживете ли вы до следующей Пасхи?»

О. Зинон. Как для жизни тела необходима пища вещественная, так
для души необходима пища небесная. Когда мы молимся: «Хлеб наш насущный
даждь нам днесь», мы просим Хлеба, сшедшего с небес, потому что обычный
хлеб получают и те, которые его не просят, то есть и неверующие, и даже
враги Божии. В греческом слово насущный – «эпиусион». Приставка «эпи»
означает «над», «сверх», то есть в буквальном переводе надсущный,
сверхсущный, не обычный хлеб, а Тело Христово. Почему мы и произносим
молитву Господню в Литургии перед причащением.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AF-%D0%BF...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_839173_Kogda-my-molimsa_-_Hleb-nas-nasusnyj-dazd-nam-dnes_-my-prosim-Hleba-ssedsego-s-nebes-potomu-cto-obycnyj-hleb-polucauet-i-te-kotorye-ego-ne-prosat-to-est-i-neveruuesie-i-daze-vragi-Bozii (400x209, 6Kb)

Хлебы и вино приносили верные (слово «просфора» означает «приношение», а в молитве проскомидии есть слова:

Суббота, 31 Декабря 2016 г. 00:43 + в цитатник

Очень важно, чтобы причащение стало делом всей
общины, которая именно для этого и собирается. В Литургии участвовали в
древности все. Хлебы и вино приносили верные (слово «просфора» означает
«приношение», а в молитве проскомидии есть слова: «помяни принесших и их же
ради принесоша»), диаконы отбирали лучшее для совершения таинства,
остальное же оставлялось для агапы. Даже дети–сироты, находившиеся на
иждивении Церкви и ничего своего не имевшие, приносили воду – это было их
приношением.

Собственно днем Евхаристии был день Господень, то есть
воскресенье и большие праздники. Христиане уносили Святые Дары с собой и
причащались ежедневно. Каждодневное служение Литургии – монастырская
практика, которая позже распространилась по приходам, и вызвана желанием
каждодневного причащения. Поэтому Литургии без причащающихся или заказные
Литургии совершенно немыслимы. Представьте себе: частное лицо заказывает
общественное служение (что, собственно, и означает слово «Литургия»), за
которым никто даже не присутствует! Святитель Василий Великий советует
христианам собираться 4 раза в неделю для совершения Евхаристии: в среду,
пятницу, субботу и воскресенье. Но, как на идеал, указывает на каждодневное
причащение.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A5%D0%BB%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_839031_Hleby-i-vino-prinosili-vernye-slovo-_prosfora_-oznacaet-_prinosenie_-a-v-molitve-proskomidii-est-slova_-_pomani-prinessih-i-ih-ze-radi-prinesosa_-diakony-otbirali-lucsee-dla-soversenia- (400x209, 6Kb)

Принцип соборности является отличительной чертой Церкви, и заботиться о его восстановлении обязаны все, хотя

Пятница, 30 Декабря 2016 г. 21:12 + в цитатник

О. Зинон. Главное условие для совершении
Евхаристии – это собрание общины во главе со своим предстоятелем. Всех
членов Церкви собирает вместе любовь ко Христу и друг к другу. О Церкви и о
соборности много и с большим чувством говорили еще славянофилы, особенно А.
Хомяков. Он определяет Церковь не как общество (это слово употребляют все
наши катехизисы), а как единую благодать Святого Духа, живущую во многих
личностях. Это очень верно. Принцип соборности является отличительной
чертой Церкви, и заботиться о его восстановлении обязаны все, хотя это
требует много сил, времени, а самое главное – большого самоотвержения.

Частое причащение, если оно будет индивидуальным, то есть
каждый будет назначать себе время для причащения, ни к чему не приведет.
Литургия – это общее дело. Молитвы Литургии не предусматривают двух
категорий находящихся в храме: причащающихся и присутствующих. Евхаристия –
это Трапеза, Вечеря, поэтому в ней можно только участвовать. Наблюдать, как
обедают другие, по крайней мере, странно. Почему Церковь не оставляет
оглашенных наблюдать, как причащаются верные, но многими возгласами
повелевает им покинуть храм? Да потому, что служат, приносят благодарение
все члены собрания, а это предполагает непременно вкушение Евхаристии.
Оглашенные же, не будучи просвещены Св. Крещением, не могут ни участвовать
в совершении, ни вкушать Евхаристию. Так что говорить о присутствии за
Литургией нельзя, можно говорить только об участии в ней. Многие, услышав
эти слова, будут очень удивлены и возмущены. Но это говорит только о том,
насколько мы далеки от подлинного восприятия Евхаристии. Канонист XII века
Федор Вальсамон замечает, что в его время далеко не все христиане
причащались за каждой Литургией, но они покидали храм вместе с оглашенными
и кающимися. Даже патриарх, говорит он, когда не служил и не причащался,
после чтения Евангелия уходил из храма.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%80%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_838163_Princip-sobornosti-avlaetsa-otlicitelnoj-certoj-Cerkvi-i-zabotitsa-o-ego-vosstanovlenii-obazany-vse-hota-eto-trebuet-mnogo-sil-vremeni-a-samoe-glavnoe-_-bolsogo-samootverzenia. (400x209, 6Kb)

В синаксарии субботы мясопустной, когда Церковь совершает поминовение всех от века усопших, есть место, где

Пятница, 30 Декабря 2016 г. 18:22 + в цитатник

Сейчас распространено мнение, что младенцы,
скончавшиеся некрещеными, обречены на мучения. В синаксарии субботы
мясопустной, когда Церковь совершает поминовение всех от века усопших, есть
место, где говорится о младенцах, скончавшихся без Святого Крещения; они и
блаженства не испытывают, но и в муку не идут, а соблюдаются Богом в особых
местах. И тот же святитель Григорий говорит о тех, которые «не столько по
злонравию, сколько по неведению не получили Святого Крещения. Последние не
будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны».

В наше время крещаемому объясняют, что таинство Крещения
очищает от первородного греха, что он получает благодать, без которой
спасение невозможно. Но во всем своем величии таинство им воспринято быть
не может, так как оно уже давно выделено из Литургии (в состав которой оно
должно входить так же, как и таинства Священства и Бракосочетания) и
превратилось в частную требу. Новопросвещенный, в лучшем случае, смутно
осознает, что он причисляется к народу Божию, становится членом Тела
Христова и новым творением. Так как Крещение оторвано от Литургии, то в нем
не участвует вся община, вся местная Церковь, поэтому нет и никакого ввода
в Церковь как в собрание братьев. И человек после Святого Крещения большей
частью живет сам по себе, как придется и как получится. Вся беда наша в
том, что всякий приходящий в храм не чувствует, что он приходит в какое?то
общество, в единую семью, где о нем помнят, о нем заботятся, на него
обращают внимание. Если он сам ни с кем не сведет знакомства, его никто ни
о чем не спросит, его могут обидеть или просто не заметить. Пришел он –
хорошо, не пришел – тоже хорошо. Никто не станет его искать, предлагать
свою помощь. Все это свидетельствует о том, что общины в полном смысле
этого слова у нас нет, и наша церковная жизнь индивидуализировалась, стала
делом личным. Каждый живет и подвизается сам по себе, а поэтому часто не
может воспринять другого духовного опыта, который в чем?то незначительном
отличен от его собственного. Печальные плоды этого – взаимное отчуждение,
замкнутость, ожесточение. Мне часто приходилось слышать от людей, ревнующих
о спасении, странные слова: «Как было хорошо сегодня молиться; храм был
почти пустой, никто не мешал, можно было спрятаться и сосредоточиться». Так
молятся келейно. Христос потому и говорит: «Когда молишься, затвори дверь
твою и помолись Отцу Твоему втайне». Но к церковной молитве предъявляются
совершенно иные требования. Здесь все «единеми усты и единем сердцем»
славословят Единого Отца Небесного.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D1%81...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_837468_V-sinaksarii-subboty-masopustnoj-kogda-Cerkov-soversaet-pominovenie-vseh-ot-veka-usopsih-est-mesto-gde-govoritsa-o-mladencah-skoncavsihsa-bez-Svatogo-Kresenia_-oni-i-blazenstva-ne-ispyt (400x209, 7Kb)

Общий же порядок был такой: над желающим вступить в Церковь читали молитву и причисляли его к чину оглашенных.

Пятница, 30 Декабря 2016 г. 06:42 + в цитатник

Общий же порядок был такой: над желающим
вступить в Церковь читали молитву и причисляли его к чину оглашенных. Его

имя вносилось в список. Срок оглашения продолжался от года до
трех лет (в зависимости от местной практики), и только потом удостаивали
Святого Крещения. Это было праздником всей местной Церкви.

Все вышесказанное совершенно необходимо восстановить в наше
время, когда люди очень непостоянны, легкомысленны, и испытывать
искренность их намерений лучше временем. А что касается младенцев, то об
этом очень обстоятельно говорит о. Александр Шмеман в своей книге «Водою и
Духом». Практика крещения детей прочно укоренилась только в
послеконстантиновскую эпоху, когда браки стали вполне церковными и была
уверенность в том, что просвещенные Святым Крещением младенцы будут
воспитаны в вере и благочестии. Ибо во времена ранней Церкви часто бывало
так, что муж язычник, а жена христианка, и не было известно, кем вырастет
младенец: христианином или язычником. Детей неверующих родителей, да еще
тайком от них, вообще крестить нельзя. Теперь часто бывает, что сами
восприемники не крещены, а родители вовсе неверующие. Позволю себе привести
цитату из «Слова на Святое Крещение» святителя Григория Богослова:

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%B1%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_832033_Praktika-kresenia-detej-procno-ukorenilas-tolko-v-poslekonstantinovskuue-epohu-kogda-braki-stali-vpolne-cerkovnymi-i-byla-uverennost-v-tom-cto-prosvesennye-Svatym-Kreseniem-mladency-bud (400x209, 6Kb)

Крещение – это образ погребения, и, разумеется, погружение с головой более соответствует сущности этого величайшего

Пятница, 30 Декабря 2016 г. 04:52 + в цитатник

«Елицы во Христа крестихомся, в смерть Его
крестихомся». Крещение – это образ погребения, и, разумеется, погружение с
головой более соответствует сущности этого величайшего таинства.

О. Виктор. Недавно ко мне приезжал молодой человек с просьбой
заново крестить его. «Меня окрестили очень быстро, одетым, и я ничего не
почувствовал», – сказал он. Крещению должно предшествовать духовное
просвещение и покаяние. В раннехристианской Церкви община брала на себя
заботу об оглашенных и тщательно, как любящая мать, готовила их к Таинству:
наставляла в вере, выделяла своих восприемников. В Рижском Петропавловском
братстве, возрожденном недавно по благословению митрополита Леонида, эта
традиция благотворно возобновляется. Но таких примеров в нынешней церковной
жизни мало.

О. Зинон. Я полагаю, что, если каждый настоятель прихода или
еще кто?нибудь будут это делать самолично, тогда это будет делом частным,
обреченным на неуспех.

Вот, к примеру, приходит ко мне человек, желающий принять
Святое Крещение. Я ему говорю: «Тебя крестить сразу нельзя, тебя прежде
нужно научить вере. Ты ходи в храм, узнай начала веры, познакомься с
богослужением, испытай себя, твердость своего намерения; можешь ли ты
переменить жизнь, стать совершенно другим человеком, чем был прежде». Он
вроде бы и соглашается, но потом с этим же вопросом, сознательно или
случайно, обращается к другому священнику, а тот ему отвечает: «Что ты, что
ты, тебе нужно немедленно креститься, не слушай его, это он что?то
выдумывает». Если же он пойдет и к другому, и к третьему, а те ему скажут
то же самое, значит, ему идти больше некуда, придется покориться, принять
все условия. А приступи он к таинству гораздо серьезнее, оно станет для
него важнейшим событием в жизни.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D1%80%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_831634_On-vrode-by-i-soglasaetsa-no-potom-s-etim-ze-voprosom-soznatelno-ili-slucajno-obrasaetsa-k-drugomu-svasenniku-a-tot-emu-otvecaet_-_Cto-ty-cto-ty-tebe-nuzno-nemedlenno-krestitsa-ne-slusa (400x209, 6Kb)

Многие думают, что общину нужно создавать, собирая людей, составляя списки, но мы уже в начале разговора заметили,

Пятница, 30 Декабря 2016 г. 00:12 + в цитатник

Многие думают, что общину нужно создавать,
собирая людей, составляя списки, но мы уже в начале разговора заметили, что
община рождается, прежде всего, в сердце одного человека. Так пусть этот
человек Духом Святым найдет второго.


О литургическом возрождении



Беседа с архимандритом Зиноном (Теодором)


О. Виктор. Отец Зинон, возрождение Православной Церкви многие
понимают внешне, а хотелось бы поговорить о ее истинном, внутреннем
возрождении, об углублении нашего церковного сознания. Если говорить о
жизни Церкви и жизни в Церкви, то начнем с самого главного – таинства
Крещения.

О. Зинон. За последнее время литургическая наука сделала много
новых открытий. Были найдены древнейшие списки богослужебных чинов и другие
памятники литургического творчества. Они проливают свет на жизнь древней
Церкви, на те ее аспекты, которые впоследствии претерпели изменения по
причинам историческим, случайным или по причинам чисто человеческого
произвола. И если говорить о литургическом возрождении, то говорить
приходится в первую очередь о тех искажениях, которые мы внесли в нашу
церковную жизнь и которые только мы сами можем и должны устранить.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D0%BD%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_827419_I-esli-govorit-o-liturgiceskom-vozrozdenii-to-govorit-prihoditsa-v-pervuue-ocered-o-teh-iskazeniah-kotorye-my-vnesli-v-nasu-cerkovnuue-zizn-i-kotorye-tolko-my-sami-mozem-i-dolzny-ustran (400x209, 6Kb)

Замечаете ли Вы разницу между людьми, которые входят в общину, и христианами–одиночками?

Четверг, 29 Декабря 2016 г. 11:02 + в цитатник

И. Гриц. Замечаете ли Вы разницу между людьми,
которые входят в общину, и христианами–одиночками?

О. Виктор. Разница очень заметна. Люди в общине становятся
более открытыми, у них имеется постоянная готовность служить другим. У тех,
кто не живет общинной жизнью, отношение к церкви потребительское; они
закрыты. Плод общинной жизни – открытость и желание служить близким всем,
чем можешь: временем, своими силами, словом и т. д. Только приобщившись к
такому опыту, люди понимают, что есть Церковь и каким должен быть
христианин.

И. Гриц. Рождение общин подчас встречает непонимание многих
христиан в Церкви. Они подозревают в этом какую?то ересь. Говорят: «Зачем
вам это надо? Все уже в Церкви есть. Ходите на службу, и этого достаточно».
Как Вам кажется, есть ли какаято возможность развития общинной жизни в
будущем?

О. Виктор. Это зависит лично от каждого из нас, от того,
насколько мы осознаем сущность таинства единения в Церкви. Что касается
отрицательной реакции некоторых людей на возрождение общинной жизни, то она
происходит от их духовной слабости, от страха перед сектантством. Когда
говорят об общине, то у некоторых возникают ассоциации с сектантством.
Люди, к сожалению, забыли о том, что Церковь начиналась как маленькая
апостольская община. Думаю, что преодолеть эту реакцию можно только
жизненно, то есть только тогда, когда возникнут такие общины повсеместно,
являя истинный дух христианской жизни. Каждый христианин–одиночка должен
серьезно задуматься о том, как он живет, есть ли у него желание выйти из
своего одиночества.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%97%D0%B0%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_822645_Dumaue-cto-preodolet-etu-reakciue-mozno-tolko-ziznenno-to-est-tolko-togda-kogda-vozniknut-takie-obsiny-povsemestno-avlaa-istinnyj-duh-hristianskoj-zizni. (400x209, 5Kb)

Если эта встреча еще не произошла, нужно молиться Святому Духу, чтобы Он открыл ум и сердце к уразумению Слова

Четверг, 29 Декабря 2016 г. 08:42 + в цитатник

О. Виктор. Если человек лично встретился со
Христом, с Богом, тогда ему открыт Дух и смысл Евангелия. Если эта встреча
еще не произошла, нужно молиться Святому Духу, чтобы Он открыл ум и сердце
к уразумению Слова Божия.

Чтобы не уклоняться от Истины в толковании Евангелия, нужно
изучать церковную традицию чтения Священного Писания.

И. Гриц. У Вас в храме есть практика постоянной проповеди – это
довольно редкое явление.

О. Виктор. Когда Евангелие становится нашей жизнью, то сама
жизнь является проповедью. Для меня образцом такой проповеди был мой
духовный отец – старец Серафим из села Ракитного Белгородской области.

И. Гриц. Какова роль проповеди в созидании общины?

О. Виктор. Когда пастырь говорит, он открывает себя, свое
сердце, свой духовный мир. В этом общении он виден насквозь. По его
интонациям, по поведению, по его реакции на Слово Божие видно, чем он
живет. Через проповедь видно, что открыто, что закрыто. Я думаю, что
проповедь – это общение в любви, и она должна быть сказана так, чтобы
каждый почувствовал, что это слово прозвучало для него лично.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D1%81%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_821014_A-dumaue-cto-propoved-_-eto-obsenie-v-luebvi-i-ona-dolzna-byt-skazana-tak-ctoby-kazdyj-pocuvstvoval-cto-eto-slovo-prozvucalo-dla-nego-licno. (400x209, 5Kb)

Я думаю, что если бы сейчас был жив митрополит Леонид, он был бы одним из самых ревностных поборников русификации

Четверг, 29 Декабря 2016 г. 08:02 + в цитатник

О. Виктор. Смысл – это жизнь. Если нет смысла,
остается только форма. Мы застреваем в обряде, и для нас обряд становится
выше Истины. Я думаю, что если бы сейчас был жив митрополит Леонид, он был
бы одним из самых ревностных поборников русификации богослужения.

И. Гриц. Это был один из самых просвещенных наших владык, едва
ли не единственный доктор богословия.

О. Виктор. У него есть труды, посвященные Паисию Величковскому
и Амвросию Оптинскому. Некоторые из его проповедей опубликованы в журнале
«Православная община», в альманахе «Христианос».

С. Каринский. Чтение Священного Писания в храме и проповедь –
это очень важные части богослужения. А как Вы относитесь к тому, что
христиане вместе читают, допустим, у кого?нибудь дома, Священное Писание и
пытаются его осмыслить?

О. Виктор. В нашей общине недавно закончилась годичная
катехизация и те, для кого чтение Священного Писания не было каждодневной
потребностью, сейчас имеют такую жажду, потому что они уже приобрели навык.
Вскоре мы начнем совместные еженедельные чтения Евангелия, как это уже
практикуется в резекненской общине. Ее члены каждую неделю собираются и
вместе читают Священное Писание, размышляют над ним.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AF-%D0%B4...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_820619_V-nasej-obsine-nedavno-zakoncilas-godicnaa-katehizacia-i-te-dla-kogo-ctenie-Svasennogo-Pisania-ne-bylo-kazdodnevnoj-potrebnostue-sejcas-imeuet-takuue-zazdu-potomu-cto-oni-uze-priobreli- (400x209, 6Kb)

В 1960–80–е годы; во все годы служения владыки Леонида в Рижской епархии.

Четверг, 29 Декабря 2016 г. 01:32 + в цитатник

О. Виктор. В 1960–80–е годы; во все годы
служения владыки Леонида в Рижской епархии.

И. Гриц. Сегодня для многих чтение паремий по–русски – это
почти революция в церкви. А тогда сам митрополит Леонид это делал? И это не
вызывало никаких протестов?

О. Виктор. Есть свидетельства о том, что владыка Леонид по
приезде на Рижскую кафедру в 1966 году пытался ввести чтение Апостола на
русском языке, но не все захотели принять это, были жалобы патриарху.
Патриарх не благословил чтение Апостола на русском языке.

С. Каринский. Как Вы относитесь к русификации богослужения?

О. Виктор. Моя практика складывалась из внутренней потребности.
У меня был акцент только на чтение Священного Писания на русском языке,
поскольку этот момент богослужения очень важный. Когда же я познакомился с
опытом митрополита Леонида, то обрадовался такому совпадению с моими
поисками. Я вижу, что люди более приближаются к Господу, когда они вмещают
смысл, который дается богослужением и Священным Писанием, и, наоборот,
отдаляются от Него, когда этот смысл закрывается.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-1960%E...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_816006_Est-svidetelstva-o-tom-cto-vladyka-Leonid-po-priezde-na-Rizskuue-kafedru-v-1966-godu-pytalsa-vvesti-ctenie-Apostola-na-russkom-azyke-no-ne-vse-zahoteli-prinat-eto-byli-zaloby-patriarhu. (400x209, 7Kb)

Православие в Латвии существует издревле, его исповедовали жившие здесь и латыши, и русские, о чем свидетельствуют

Среда, 28 Декабря 2016 г. 22:12 + в цитатник

О. Виктор. Православие в Латвии существует
издревле, его исповедовали жившие здесь и латыши, и русские, о чем
свидетельствуют древние летописи, упоминающие православных латышских
князей, например, князя Всеволода (Visvaldis), о судьбе которого повествует
хроника Генриха–Латыша, написанная в XIII веке. Наиболее мощный приток
латышей в православие был в середине XIX века, во многом благодаря
самоотверженному служению епископа Филарета (Гумилев ского). Хотя, конечно,
были и другие причины.

И. Гриц. Сегодня в Православной Церкви стоит проблема
богослужебного языка. Люди, приходя в храм, где служат на
церковнославянском языке, очень часто ничего не понимают; если еще и
молитвы читаются невнятно, то они просто уходят, говоря: «Все очень
красиво, но я ничего не понимаю и больше тут быть не могу». А Вы, батюшка,
на какой язык ориентированы?

О. Виктор. Служба у нас совершается на церковнославянском
языке. Но Евангелие я всегда стремился читать и на русском языке. В Риге, в
Кафедральном соборе покойный владыка Леонид на великопостных службах
благословлял читать паремии только на русском языке, чтобы слушающим был
понятен их смысл. На литургии Преждеосвященных даров положенная кафизма, а
также кафизмы на часах, читались на русском языке.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%80%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_815166_Pravoslavie-v-Latvii-susestvuet-izdrevle-ego-ispovedovali-zivsie-zdes-i-latysi-i-russkie-o-cem-svidetelstvuuet-drevnie-letopisi-upominauesie-pravoslavnyh-latysskih-knazej-naprimer-knaza (400x209, 8Kb)

За это время она изучила церковный устав, приобрела опыт псаломщика, что помогло ей, по возвращении в Ригу,

Среда, 28 Декабря 2016 г. 11:22 + в цитатник

О. Виктор. Богослужебные православные книги на
латышском языке существуют с середины XIX века, есть ли такие книги на
латгальском языке, я не знаю. Мессы на латгальском языке совершаются не
только в Латгалии, но и в Риге и в других местах. Например, в рижском
костеле св. Марии Магдалины все службы совершаются только на латгальском
языке, а во многих других католических приходах Риги среди служб,
совершаемых на латышском, русском, польском, литовском, – служат также и на
латгальском. Но, по свидетельству православных латышей, существующие
богослужебные тексты на латышском языке несовершенны. Недавно возобновилась
работа по переводу и усовершенствованию богослужебных текстов. Занимаются
этим важнейшим делом прихожане рижского храма Вознесения Господня. Со дня
основания Вознесенского храма в 1903 году богослужения всегда велись на
латышском языке. Храм никогда не закрывался, но активной приходской жизни
после Второй мировой войны в нем не было. В последние годы началось
возрождение литургической жизни в приходе. Среди пришедших туда
воцерковленных молодых христиан есть одна сестра, получившая навыки
общинной и литургической жизни в нашем карсавском приходе, где она прожила
год. За это время она изучила церковный устав, приобрела опыт псаломщика,
что помогло ей, по возвращении в Ригу, активно участвовать в возрождении
жизни прихода и в работе по усовершенствованию богослужебных текстов на
латышском языке вместе с другими членами прихода. Думаю, что жизнь
вознесенского прихода, с его внутренней и внешней миссией, окажет
животворящее влияние на церковную жизнь православных латышей и всей Латвии.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%97%D0%B0-...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_811598_Za-eto-vrema-ona-izucila-cerkovnyj-ustav-priobrela-opyt-psalomsika-cto-pomoglo-ej-po-vozvrasenii-v-Rigu-aktivno-ucastvovat-v-vozrozdenii-zizni-prihoda-i-v-rabote-po-usoversenstvovaniue- (400x209, 7Kb)

Как в Латвии решается проблема языка, на котором ведется богослужение?

Вторник, 27 Декабря 2016 г. 15:42 + в цитатник

И. Гриц. Как в Латвии решается проблема языка,
на котором ведется богослужение?

О. Виктор. Приходы, в которых есть и русские и латыши, должны
служить на двух языках, а там, где латыши преобладают, богослужение должно
идти на латышском языке. Например, в городе Виляка в православном приходе
служба совершается на двух языках, а в городе Лиепая – только на латышском
языке. А в Рижском Христорождественском соборе, где во все дни служба
совершается на церковнославянском, по субботам в литургии, совершающейся на
латышском языке, есть частичные введения некоторых текстов на
церковнославянском (параллельное чтение на двух языках Евангелия, пение
«Символа веры» и «Отче наш»).

Когда в наш, русскоязычный, приход приезжают латышские братья и
сестры, во время богослужения некоторые песнопения и чтения, к примеру,
«Трисвятое» на часах, – звучат на латышском языке.

Во время треб, например при отпевании и других, нам приходится,
учитывая смешанный состав молящихся, служить на двух языках.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%B0%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_802191_A-v-Rizskom-Hristorozdestvenskom-sobore-gde-vo-vse-dni-sluzba-soversaetsa-na-cerkovnoslavanskom-po-subbotam-v-liturgii-soversauesejsa-na-latysskom-azyke-est-casticnye-vvedenia-nekotoryh (400x209, 8Kb)

До закрытия границ 15 приезжали люди из разных городов и районов России: Норильска, Южно–Сахалинска; из Сибири,

Вторник, 27 Декабря 2016 г. 14:22 + в цитатник

О. Виктор. Мы всегда рады всякому приходящему
к нам человеку. Приезд паломников не всегда планируется. В дни их
пребывания наша община расширяется. До закрытия границ 15 приезжали люди из
разных городов и районов России: Норильска, Южно–Сахалинска; из Сибири,
Дальнего Востока. В последнее время к нам стали приезжать братья из
Западной Европы и Америки. Мы встретились лицом к лицу с носителями иного
опыта духовной жизни, о котором знали только по книгам. Нам дорог и близок
своеобразный путь братства «Тивериада» из Бельгии, которое живет по обету:
«Всегда радоваться». Тем самым оно духовно соединяется с любимым святым –
Серафимом Саровским. У тивериадцев – маленькая община, но за год они
принимают у себя несколько тысяч человек. Они дают им работу, молятся
вместе с ними, внимательно их выслушивают и тем самым помогают многим
обрести Бога.

И. Гриц. Возникают ли у вас проблемы общения с братьями,
которые прибывают из других стран? Например – языковые проблемы, проблемы
взаимопонимания?

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D0%BE-...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_801252_Do-zakrytia-granic-15-priezzali-luedi-iz-raznyh-gorodov-i-rajonov-Rossii_-Norilska-UEzno_Sahalinska_-iz-Sibiri-Dalnego-Vostoka. (400x209, 5Kb)

Из Резекне люди приезжали в наш храм на богослужения; исповедовались и причащались, участвовали в трапезах

Понедельник, 26 Декабря 2016 г. 20:42 + в цитатник

О. Виктор. У нас имеется опыт резекненской
общины. В масштабах Москвы мы живем с ними как бы в одном городе: нас
разделяет расстояние в сорок километров. Из Резекне люди приезжали в наш
храм на богослужения; исповедовались и причащались, участвовали в трапезах
любви. Постоянно ездить они не имели возможности, но у них была жажда
продолжать духовное общение и в Резекне.

Они, не имея пастыря, разделяющего их взгляды на церковную
жизнь, начали с себя, то есть решили заняться катехизацией. С

помощью московских братьев и сестер они прошли первичную
катехизацию, воцерковились; те, кто не были крещены – крестились, и сейчас
они осознают себя как духовная семья. Пережив опыт общения, они поняли, что
родилось в них самое главное – забота друг о друге и желание служить друг
другу. Когда я собирал материалы о жизни схиархимандрита Космы, в Тверской
области я познакомился с общиной, которая в течение более двадцати лет жила
без пастыря и без храма. Ее члены иногда приезжали в Ригу к о. Иоанну
Журавскому, духоносному старцу, а потом к о. Косме в Рижскую пустыньку –
духовно укрепиться, причаститься Святых Христовых Тайн. Дома они совершали
богослужения мирянским чином в воскресные и праздничные дни, имея
необходимые богослужебные книги. Это были христиане монашеского склада. Их
опыт можно принять и при желании создать общину. Христиане не должны ждать,
что духовная семья возникнет сама по себе, ее нужно созидать. Возникает
желание встречаться, вместе читать Священное Писание, вместе ходить в храм,
молиться и причащаться. Они, знающие и любящие друг друга, в храме пред
Богом предстоят как малое стадо. А затем Господь может дать им полноту
жизни, если они обретут пастыря. Если же община разрастется, то и сама
родит того, кого Господь определит быть священником.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%B7-...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_791408_S---pomosue-moskovskih-bratev-i-sester-oni-prosli-pervicnuue-katehizaciue-vocerkovilis_-te-kto-ne-byli-kreseny-_-krestilis-i-sejcas-oni-osoznauet-seba-kak-duhovnaa-sema. (400x209, 6Kb)

В Тукумсе у Вас в приходе было ядро общины, но община, как таковая, тогда еще не сложилась.

Понедельник, 26 Декабря 2016 г. 17:42 + в цитатник

И. Гриц. В Тукумсе у Вас в приходе было ядро
общины, но община, как таковая, тогда еще не сложилась. А сегодня – какое
существует соотношение в Карсаве между приходом и общиной?

О. Виктор. Я не могу пока сказать, что наш приход – полностью
общинный. У нас по–прежнему одна небольшая община. Некоторые прихожане не
могут приходить в храм каждое воскресенье. Иные появляются в нем два–три
раза в месяц или в полгода – раз. Разумеется, эти люди сами себя выводят за
пределы Церкви и не являются по–настоящему церковными людьми. Появлению
общин на нашем приходе поможет общая, а не индивидуальная катехизация,
которая всегда у нас была и есть соответственно нашим условиям. Община
рождается, когда катехизацию проходит группа людей.

И. Гриц. Какие еще формы общинной жизни у вас существуют?

О. Виктор. У нас бывают трапезы любви после Евхаристии. Мы
принимаем у себя другие общины, которые духовно родились на основе нашего
скромного опыта: из Резекне, Риги, Санкт–Петербурга, Лиепаи, Огре. Когда
они вместе с нами, наш приход имеет другое лицо, то есть он общинный,
возникает иной ритм, создается иной колорит приходской жизни. Специфика
нашего служения в том, чтобы помочь безобщинным приходам стать общинными,
приготовить для них закваску духовной жизни.

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D0%A2...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_790493_Poavleniue-obsin-na-nasem-prihode-pomozet-obsaa-a-ne-individualnaa-katehizacia-kotoraa-vsegda-u-nas-byla-i-est-sootvetstvenno-nasim-usloviam. (400x209, 5Kb)

Как возникло у Вас это стремление?

Понедельник, 26 Декабря 2016 г. 16:42 + в цитатник

И. Гриц. Как возникло у Вас это стремление?

О. Виктор. Я поступил в Почаевскую Лавру в конце 70–х годов, до
этого у меня уже был евхаристический опыт. Я посещал общину отца Дмитрия
Дудко, ездил к архимандриту Тавриону (Батозскому) в Рижскую пустыньку. В
Пустыньке, в 1975 году, я познал тайну евхаристического общения. Я с
радостью и легко вошел в евхаристический ритм общины. По возвращении в
Москву было желание сохранить его, но один священник сделал мне замечание:
«Вы часто причащаетесь». Я старался причащаться каждое воскресенье. Идя на
Евхаристию, я всегда желал участвовать в ней. Тогда мое желание,
разумеется, было менее осознанным, нежели сейчас, но заряд такого сознания,
такого духовного самочувствия был. Я очень благодарен о. Тавриону, что ему
удалось воспитать мои духовные чувства. Считаю, что встреча с о. Таврионом
имела в моей жизни большое значение, в ней была предугадана тайна церковной
жизни наших дней.

С. Каринский. С чего, по Вашему мнению, нужно начинать общинную
жизнь? Как тем, кто причащается в одном храме, составить общину?

Книга:Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%B0%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_790177_Togda-moe-zelanie-razumeetsa-bylo-menee-osoznannym-nezeli-sejcas-no-zarad-takogo-soznania-takogo-duhovnogo-samocuvstvia-byl. (400x209, 5Kb)


Поиск сообщений в septitajs
Страницы: 160 ... 155 154 [153] 152 151 ..
.. 1 Календарь