Прочитал вчера рассказ: Тед Чан «Ад — это отсутствие Бога» и комментарий Тэда Чана к нему. По ходу развития сюжета я силился понять чем же он закончится - насмешка ли это, или всё таки автор приведет читателя к правоверному умозаключению. Оказался насмешкой! Без комментария автора понять смысл рассказа и что у автора в голове нельзя, поэтому комментарий тоже обязателен к прочтению. Опровержение мнения автора простое: терпение вознаграждается, у Бога восторжествует справедливость, а по рассказу - действия Бога не могут быть случайны и спонтанны.
Но если идейная составляющая рассказа меня ни сколько не впечатлила и даже разочаровала, то его ФОРМА действительно поразила! Эта форма явилась полным антиподом моего рассуждения о реализации таланта писателя:
http://www.liveinternet.ru/users/sensor_a/post400583217/
Я не хочу сказать, что антипод опроверг мое рассуждение. Но он показал насколько открыто и просто можно писать о поисках Бога и божественного, рассказ дополнил рассуждение! Ведь если убрать из произведения Чана насмешку и идеологические заблуждения (я даже допускаю оставить элементы выдуманного мира, которые придают изюминку), то какими ясными словами он описал искания людьми смысла жизни, своего назначения и Всевышнего. И, хотя автор вовсе не имел этого в виду, мне подумалось, что эти поиски и терзания героев хорошо иллюстрируют название рассказа: ад — это отсутствие Бога.
Мысленно возвращаясь к своему рассуждению об обосновании писательской деятельности, я подумал вот о чем:
Но если писатель совсем не будет говорить о Боге, будет прятать Его, то он может случайно подменить для читателя Его собой. Читатель будет восхищаться и, не исключено, поклоняться писателю, как изобретателю возвышенных идей, а не действительному их Автору. Поэтому конечная задача такого писателя не только в интерпретации евангельского Откровения, сколько приведение читателя к Христу. От новозаветной сердечной трогательности и идей к самому Иисусу Христу. Таким образом, Бог должен как бы проступать в творчестве такого автора, проявляться к концу произведения, как Ответ на проблематику произведения. А, может быть, и не произведения, а всего творчества автора или отдельных его циклов...
Еще меня волнует в последнее время притча о талантах. Я понимаю ее как-то не так, и не знаю поэтому как дальше поступить на данный момент в моей жизни. Надо будет почитать святых отцов.
(услышал даже такое выражение - сокровищница святых отцов.)