Цитата сообщения Stephanya
Артемида.Часть 1


часть1.
Артемида — в греческой мифологии девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны (её брат Аполлон был олицетворением Солнца).
У Гомера — образ девичьей стройности.
В иных культурах:
в древнеармянской мифологии -Анаит,
в римской мифологии Диана— богиня растительного и животного мира, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны; соответствует греческим Артемиде и Селене.

Pompeo Batoni .Diana and Cupid.1761

Статуя Артемиды в Лувре, Париж (Франция)
Артемида Версальская
Римская мраморная копия с оригинала 325-300 гг. до н.э.
Сестра-близнец Аполлона Артемида (A r t e m i z) · этимология неизвестна, возможны варианты: "медвежья богиня", "владычица", "убийца" - была богиней охоты, гор и лесов, дочерью Зевса и Лето. Родилась на острове Астрея (Делос)
Об ее почитании греками уже во II тыс. до н.э. свидетельствуют имя "Артемида" на одной из кносских глиняных табличек и данные о малоазийской богине Артемиде Эфесской, характеризующие ее, как владычицу природы, госпожу зверей и предводительницу амозонок. В олимпийской религии Гомера она - охотница и богиня смерти, сохранившая от своей малоазийской предшественницы приверженность к троянцам и функцию покровительницы рожениц.

Bartolomeo Passarotti - Diane hunting

Amigoni, Jacopo (1675 - 1752), Giove e Callisto -ca. 1740-1750

Balen, Hendrick van - Diana Turns Actaeon into a Stag - c. 1605

Callisto par Gillis Congnet.1580

Diana and Callisto - Palma Vecchio.1525=1528

Domenichino.Die Jagd der Diana.1620

Dosso Dossi.Diana and Calisto, c. 1528
Galleria Borghese, Rome.
Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком, ходит в короткой одежде, ее сопровождает свора собак и любимая лань. Устав от охоты, она несется к брату Аполлону в Дельфы и там водит хороводы с нимфами и музами. В хороводе она прекраснее всех и выше всех на целую голову

Joseph Wencker .Artémise.1893
Оставаясь всю свою бесконечную жизнь незамужней девой, Артемида не отличалась девичьей мягкостью и сердобольностью. Богиня обладает решительным и агрессивным характером. В ней много общего с амазонками, которым приписывается основание древнейшего и самого знаменитого храма Артемиды в малоазийском Эфессе. Люди приходили в этот храм, чтобы получить от Артемиды благословение на счастливый брак и рождение ребенка. Главные ее черты - энергичность, непреклонность и беспощадность. Ей нравились кровь и мучения. Она часто пользуется луком и стреламикак орудием наказания и строго следит за исполнением заранее установленных обычаев, упорядочивающих растительный и животный мир. В древнейшие времена на алтарях Артемиды совершались человеческие жертвоприношения. После их отмены в Спарте в дни празднества Артемиды ивовыми прутьями секли юных спартанцев, и их кровь орошала ее алтарь. Жрица, наблюдавшая за истязанием, держала в руках статуэтку Артемиды и наклоном или подъемом ее указывала, что нужно усиливать или ослаблять удары.

Храм Артемиды в Джераше, Иордания. Построен в середине II-го века н.э., во время правления римского императора Антонина Пия.
Храм Артемиды в Спарте находился на поросшем ивами берегу Эврота. Согласно легенде, там нашли древнейшее изображение богини и поэтому назвали ее Лигодеемая, т.е. "связанная ивой". Но скорее всего это быстрорастущее дерево было посвящено богине, и первое ее изображение было сплетено из ивовых прутьев таким же образом, как из них сплетали щиты и корзины. Древнее неувядающее искусство! Древняя богиня произрастания! Богиня-охотница, которой поручалось воспитание юных охотников и воинов. Богиня - владычица зверей.

Titian.Diana and Callisto.1525.National Gallery of Scotland
Артемида не только убивала кабанов, оленей, но и заботилась о них, брала на руки их детенышей, защищала от хищников. Но это было проявлением не доброты, а божественной предусмотрительности. Артемида охраняла дикую природу от бессмысленного уничтожения. Ей был мил целинный, не вытоптанный стадами луг, где только пчелы и шмели, собирая пыльцу, жужжали хвалу природе.

Fresco Iphigeneia MAN Naples

Mattis.Francois I Gallery, Château de Fontainebleau, France
Песня моя к златострельной и любящей шум
Артемиде, Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой,
Одноутробной сестре златолирного Феба-владыки.
Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра,
И на тенистых отрогах свой лук всезлатой напрягает,
Стрелы в зверей посылая стенящие. В страхе трепещут
Главы высокие гор. Густотенные чащи тесные
Стонут ужасно от рева зверей. Содрогается суша
И многорыбное море. Она же с бестрепетным сердцем
Племя зверей избивает, туда и сюда обращаясь.
После того, как натешится сердцем охотница-дева,
Лук свой красиво согнутый она наконец ослабляет
И направляется к дому великому милого брата
Феба, царя-дальновержца, в богатой округе дельфийской...
Гомер
Она устраивалась на отдых в самых отдаленных местах гор и лесов, обычно в пещерах близ источника.

François Boucher.Diane sortant du bain.1742
Горе было тому, кто нарушит ее покой. Зная, что Артемида всевидяща и неумолима, люди, посещавшие ее заповедные места, не ломали ветвей, не разоряли птичьих гнезд и муравейников. Все они помнили о судьбе неразумного Актеона, нарушившего этот запрет.
А было это так. В жаркий полдень, покинув других охотников, Актеон, сопровождаемый охотничьими собаками, забрался в непроходимую чащу. С трудом выбравшись из нее, он увидел ручей и рядом с ним тенистый грот. Ему бы бежать без оглядки! А им овладело любопытство, не раз уже губившее смертных. Неслышными шагами он подошел к гроту и заглянул внутрь. Его взору предстали красавицы нимфы. С криком они окружили Артемиду, уже раздевшуюся для омовения. Лицо богини покрылось румянцем, глаза зажглись гневом.

Carracci, Annibale - Hommage to Diana - 1597-1602

Watercolour and ink drawing from the alba amicorum (friendship books) of Pieter van Harinxma thou Slooten of Friesland, now in the Koninklijke Bibliotheek (National library of the Netherlands).1629
С головы Актеона внезапно упал петас, хотя было безветренно. Бросив взгляд на запруду для купания, охотник с ужасом увидел, что у него выросли ветвистые рога. "О боги! Что со мною делается",-подумал он. Лук выпал из его руки, ибо пальцы срослись, превратившись в копыта, и он уже не может держаться прямо, а стоит на четырех ногах. Пятнистая шкура покрыла тело. Уже ему не подвластен язык. Вместо мольбы из уст вырвалось мычание.

Paul Désiré Trouillebert.Diana the Huntress
Артемида со смехом вышла из пещеры. Ей нечего было скрываться. Перед нею уже не человек, а дрожащий от ужаса олень. Хотя он сохранил человеческий разум, ему не рассказать, как выглядит Артемида. Но люди узнают, как она наказывает за дерзость!
Вдоволь насмеявшись, богиня подняла с земли тугой лук и оттянула тетиву. Напуганный Актеон бросился бежать. Лучше бы он остался на месте и принял смерть от руки той, что бессердечно изменила его облик.
Бежит прекрасный олень по ущельям Киферона, и за ним несется неудержимая свора псов. Все ближе и ближе их лай. Актеон понимает, что ему не уйти. Остановившись, он обращается к каждой из собак:
- Не прыгай так, Ниса! Вспомни, как я поднял тебя на ноги, когда тебя поразил кабан. Ларк! Как ты смеешь бросаться на своего хозяина? Ведь я всегда отличал тебя в своре.
Но не различают собаки в мычании человеческого голоса.
Не могут они учуять нюхом, что перед ними в шкуре оленя их хозяин, их бог. Ниса впилась в горло. Ларк вцепился в бедро.
Актеон упал на колени. В его огромных выпуклых глазах застыло такое горе, что если бы сама Артемида оказалась на этой поляне, растаяло бы ее каменное сердце!

Тициан.Смерть Актеона, 1559—1575
Morte di Atteone.Лондонская Национальная галерея, Лондон
Подоспевшие охотники, отогнав собак, с удивлением разглядывали прекрасного оленя.
- Ну и добычу послала псам Актеона милостивая Артемида! - воскликнул старший охотник.
- За это она получит заднюю ногу, - отозвался другой, доставая нож.
- Куда это запропастился сам Актеон? - проговорил третий охотник. - Вот он обрадуется, когда узнает, какого оленя загнала его свора!

Ipogeo di via livenza, diana cacciatrice
Так и пряталась в чащах и пещерах Артемида, не подпуская к себе ни одного мужчину. Но однажды она услышала об Орионе, сыне Посейдона и Эвриалы, дочери царя Миноса. Слава о его мощи, красоте и охотничьих успехах наполнила весь мир, И более всего боги и смертные удивлялись тому, что Орион переходил с острова на остров по воде. Дар хождения по волнам был от Посейдона, выделявшего Ориона среди других сыновей. Пользуясь им, он быстро добрался до острова Хиоса и перебив своей медной дубиной множество расплодившихся и нападавших на островитян зверей. Орион обладал такой силой, что ему ничего не стоило передвинуть горы, чтобы создать гавань или воздвигнуть на понравившемся ему месте храм Посейдону.

П.П. Рубенс.Возвращение Дианы с охоты.1615
Дрезден, картинная галерея
И решила Артемида охотиться с Орионом. У великана была жена Сиде (Плод граната), родившая ему 50 сыновей и двух дочерей. Долго уговаривала она супруга, чтобы он держался подальше от богини, погубившей множество смертных. Но ему не терпелось показать Артемиде, что не уступает он ей ни в силе, ни в ловкости.
Так Артемида и Орион стали охотиться вместе, преследуя зверей по всему свету. Их сопровождал верный пес Ориона, Сириус, обладавший невероятной неутомимостью и остротой нюха.

Diana con alcuni amorini.1700
Все чаще и чаще заглядывалась Артемида на своего спутника. Она, враждебная Афродите и ее дарам, впервые ощутила ранее непонятное ей желание быть ближе к существу другого пола, прикоснуться к его лицу, ощутить его дыхание. Кто знает, к чему бы это привело, если бы они не вышли на широкий луг, словно приспособленный для метания камня или диска.
Взяли Орион и Артемида в ладони медные диски.
- Бросай первая! - предложил Орион.
Он всегда уступал Артемиде как женщине и богине.
Артемида занесла руку назад, и диск, вырвавшись со свистом, описал огромную дугу. На месте падения образовалась видная издалека яма.
Орион кинул свой диск дальше. Не выдержала богиня того, что смертный оказался победителем, и поразила Ориона стрелой. Опомнившись, она зарыдала и стала рвать свои прекрасные волосы. Ринувшись к Зевсу на Олимп, она взмолилась, чтобы он вернул Ориону жизнь.
- Это не в моих силах, дочь моя, - объяснил ей Зевс. - Лучше бы ты научилась сдерживать свой гнев.
- Тогда сделай так, чтобы я могла любоваться красотой Ориона, - не унималась Артемида.
- Это я могу! - проговорил Зевс.
И вскоре на небе появилось новое созвездие Орион. Оно до сих пор сияет в небе Эллады с начала лета и до наступления зимы.
Рядом с Орионом звезда Сириус. Верного пса Зевс также вознес на небо, чтобы небесному охотнику не было скучно одному в небесных дебрях.

Jacob Jordaens.Diana and Actaeon.1640
Формированию образа Артемиды как девственницы, лишенной женских страстей и слабостей, способствовало ее сравнение с Афродитой. Стрелы Артемиды направлены против зверей. Стрелы Афродиты - против людей, и они порождают чувство, неотличимое от безумия. Мифы не сталкивают обеих обитательниц Олимпа, у каждой из них свой круг персонажей. Но сравнение их напрашивалось само собой, и впервые Еврипид, изображая юношу Ипполита страстным последователем Артемиды, делает его ненавистным Афродите. Вспыхнувшая на почве этих различных подходов к жизни трагедия приводит к всеобщей катастрофе и гибели всех участников действа.

Head of Diana
Это дает возможность понять жестокость Артемиды к Актеону. Она покарала его не за то, что нарушил ее уединение, а за то, что, увидев обнаженной, усмотрел в ней женщину. Наказание Актеона - это самооборона девы, которая не приемлет брака. Подобно тому как амазонки убивали своих супругов, Артемида уничтожала каждого, кто даже мысленно покушался на ее девственность. И в силу этого она покровительница и воспитательница юношей и девушек, не достигших брачного возраста, и тех, кто, дав обет служения ей, отказывается от брака и связанных с ним обязательств.

Göttin Diana(1753) Französisches Rondell-Sanssouci Große Fontäne Steffen Heilfort.
Артемида разгневалась на царя Калидона Ойнея за то, что он не принес ей в дар, как обычно, в начале жатвы первые плоды урожая, и наслала на Калидон страшного вепря; она вызвала раздор среди родичей Мелеагра, возглавлявшего охоту на зверя, что привело к мучительной гибели Мелеагра.Артемида потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань Артемиды и похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко ее убить. Тогда Артемида в гневе наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей Артемида унесла Ифигению с жертвенника (заменив ее ланью) в Тавриду, где та стала жрицей богини, требующей человеческих жертв. Артемиде Таврической приносили человеческие жертвы, о чем свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы Артемиды. Перед Артемидой и Аполлоном должен был оправдываться Геракл, убивший керинейскую лань с золотыми рогами. Эти факты, подчеркивающие губительные функции богини связаны с ее архаически прошлым - владычицы зверей на Крите. Именно там ипостасью Артемиды была нимфа-охотница Бритомартис.

Артемида
Богиня охоты, покровительница всего живого
Древнейшая Артемида - не только охотница, но и медведица. В Аттике (в Бравроне) жрицы Артемиды Бравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались медведицами. Святилища Артемиды часто находились вблизи источников и болот (почитание Артемиды Лимнатис - "болотной"), символизируя плодородие растительного божества. Хтоническая необузданность Артемиды близка образу Великой матери богов - Кибеле в Малой Азии, откуда оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие божества. В Малой Азии, в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение Артемиды многогрудой. Рудименты архаической растительной богини в образе Артемиды проявляются в том, что она через свою помощницу (в прежнем свою ипостась) Илифию помогает роженицам. Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона. Ей же принадлежит прерогатива приносить быструю и легкую смерть.

Jacob Matham.Diana with dog, Print, Engraving, 17.46 x 11.75 cm. In the collection of the Los Angeles County Museum of Art.1607-1610
Однако классическая Артемида - девственница и защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь. Перед свадьбой Артемиде, согласно обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачные покои змеями. Она же убила свою спутницу нимфу-охотницу Каллисто, превратив ее перед этим в медведицу, гневаясь за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса. Артемида убила страшного Буфага ("пожирателя быков"), пытавшегося посягнуть на нее, так же как и охотника Ориона.

Le château construit pour Diane de Poitiers par Philibert de l'Orme. Tympan : Diane
Древнее представление об Артемиде связано с ее лунной природой, отсюда ее близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает Артемиду-луну, тайно влюбленную в красавце Эндимиона. В героической мифологии Артемида - участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, что объясняется малоазийским происхождением богини. Артемида - враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря ее хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами Артемиды и Аполлона. Похвалявшаяся перед богами своим многочисленным потомством Ниоба потеряла двенадцать детей, также убитых Аполлоном и Артемидой.

Pergamonmuseum - Antikensammlung - Portrait - Büste
В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы, считалась олицетворением луны, так же как ее брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем.

A Roman statue in the Greco-Roman section of Metropolitan museum of New York City.

Mosaïque retrouvé à Utique représentant Diane chasseresse, 2ème moitié du IIème siècle a. p.

Lalupa.Tivoli, Villa d'Este:fontana di Diana Efesina, detta dell'Abbondanza

Рене-Мишель Слодц Диана и Эндимион 1740 г.
Геракл
Подвиги Геракла.Подвиг первый.Немейский лев.
Подвиги Геракла.Подвиг второй. Лернейская гидра.
Подвиги Геракла.Подвиг третий. Птицы Стимфалийского озера.
Подвиги Геракла. Подвиг четвертый. Керинейская лань.
Подвиги Геракла. Подвиг пятый. Эриманфский вепрь и битва с кентаврами.
Подвиги Геракла. Подвиг шестой. Скотный двор царя Авгия.
Подвиги Геракла. Подвиг седьмой. Критский бык.
Подвиги Геракла. Подвиг восьмой. Кони Диомеда.
Подвиги Геракла. Подвиг девятый. Пояс Ипполиты.
Подвиги Геракла. Подвиг десятый. Коровы Гериона.
Подвиги Геракла. Подвиг одиннадцатый. Похищение Цербера.
Подвиги Геракла. Подвиг двенадцатый. Золотые яблоки Гесперид.
Венера Милосская
Венера
Прометей
Легенда о Пандоре
Адонис
Аполлон