-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в seamermaid

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 08.11.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 12956


Ћегендарное приводнение “у-124 на Ќеву

—уббота, 17 январ€ 2009 г. 03:09 + в цитатник
 (220x180, 31Kb)

»з архива FLB: 21 августа 1963 г. пассажирский самолет “у-124 из-за аварии плавно приводнилс€ между Ѕольшеохтинским и ‘инл€ндским мостами.   счастью, по Ќеве шел буксирчик постройки 1898 года

"” американцев Ц очередной повод дл€ национальной гордости. "јэробус-320" авиакомпании US Airways совершил Ђювелирную посадкуї на реку √удзон пр€мо в городской черте Ќью-…орка. ѕр€мую трансл€цию этого летного происшестви€ наблюдал весь мир. ¬се закончилось хорошо Ц почти 150 пассажиров и члены экипажа остались живы.

Ќо при этом, что важно дл€ нас, росси€н? Ќе забывать о своих корн€х и исторических достижени€х. јгентство федеральных расследований напоминает: первое в мире удачное приводнение пассажирского самолета совершили отнюдь не американцы на √удзоне в €нваре 2009 года, а наши доблестные и славные летчики Ђјэрофлотаї в августе 1963-го.

¬от что еще дес€ть лет назад написала по этому поводу газета Ђѕетровский курьерї ( а, вообще-то, первым об этом тайном приводнении рассказал еще в конце 80-х корреспондент Ђ омсомольской правдыї —ергей –азин). ќб€зательно дочитайте до конца вторую заметку Ђ—амолет на Ќеве: новые подробностиї и у вас тоже по€витс€ повод дл€ национальной гордости. Ћично мне особенно понравилось поведение 2-го пилота ¬.„ечнева, бывшего гидролетчика, и капитана буксирчика, постройки 1898 года ёри€ ѕоршина. », кстати, командиру корабл€ ¬иктору ћостовому, совершившему это приводнение было тогда всего 27 лет:

—јћќЋ≈“ ћќ√ ”ѕј—“№ Ќј √ќ–ќƒ, Ќќ —≈Ћ... Ќј Ќ≈¬”


 (500x304, 58Kb)

ћатериал предоставлен ≈вгением ћалашЄнковым.

Ђ¬ сент€бре 1963 года по Ћенинграду поползли слухи об уникальном „ѕ. —еребристый пассажирский лайнер, сделав с дес€ток кругов над городом, неожиданно снизилс€ и сел пр€мо на воды Ќевы.

„ерез некоторое врем€ ленинградцы видели, что самолет буксируют по воде куда-то к устью Ќевы. ƒумали, что это киносъемка озорной комедии вроде Ђѕолосатого рейсаї или испытание спецтехники. Ќо впоследствии стали говорить, что самолет этот Ц рейсовый, в нем были пассажиры, а за их спасение герой-командир корабл€ награжден орденом  расной «везды. “ак что же случилось?

ѕассажирский Ђбортї Ђ“у-124ї под командой ¬иктора яковлевича ћостового, приписанный к таллинскому авиаотр€ду и шедший из “аллина в ћоскву 21 августа 1963 года, приближалс€ к Ћенинграду. ¬незапно экипаж сообщил по радио, что заела одна из Ђногї шасси и нормальна€ промежуточна€ посадка невозможна...

«аслуженный пилот ———–, профессор јкадемии гражданской авиации јнатолий »ванович ќркин считает, что командира экипажа ћостового и его подчиненных нужно было сурово наказать за разгильд€йство, а не награждать. —кандал вокруг посадки на Ќеву он €сно помнит.

ѕервоначально заместитель начальника Ћенинградского управлени€ гражданской авиации ¬ладимир ¬асильевич —иротин хотел отправить самолет назад в “аллин Ц сажайте, мол, там. Ќо потом, учитыва€ особенности таллинского аэродрома, решили приземлить его на аварийной грунтовой полосе за городом по отработанной технологии Ц Ђна брюхої. ѕодогнали пожарные машины, Ђскорую помощьї. ј чтобы посадка не грозила взрывом, капитану корабл€ дали команду Ђвыработать топливої. —амолет должен был кружить над городом, пока баки не станут почти пустыми. «атем ћостовому нужно было приземл€тьс€.

!Nevsky_samolet (400x297, 42Kb)


“огда еще разрешали самолетам летать над Ћенинградом на высоте около 400 метров (но после этого случа€ определили границы облета за городской чертой), и серебриста€ птица, не вызыва€ особого ажиотажа, долго кружила в небе. «атем вышло следующее. ЂЅортї панически сообщил, что горючее выработано... полностью, и минимум топлива дл€ захода на посадку отсутствует. Ёто значило, что экипаж увлекс€, прохлопал расход топлива и машина сейчас может рухнуть на дома...   счастью, внизу оказалась Ќева. » Ђ“у-124ї сел между Ѕольшеохтинским и ‘инл€ндским мостами.

 апитан катера, который плыл по Ќеве, воврем€ сориентировалс€, подпер одно крыло “у-124 и начал толкать машину к берегу. ѕассажиры и экипаж сошли. „то интересно, √лавное управление √ражданского воздушного флота ———– сразу расценило Ђподвигї ћостового как разгильд€йство. » таллинский авиаотр€д затем отчислил этого пилота. Ќо, по странной логике (были спасены иностранцы, подн€лс€ шум о подвиге), командира корабл€ наградили. ¬скоре ћостовой приехал в Ћенинград учитьс€ в јкадемии гражданской авиации. ¬ел он себ€ заносчиво, нахватал Ђдвоекї и был отчислен. Ќикто о нем не жалел...

—итуацию с награждением помог нам про€снить бывший работник Ћенинградского обкома  ѕ——, просивший не называть его фамилию. Ђ¬о-первых, по свежим следам мы сразу сообщили в ÷   ѕ—— о подвиге летчика ћостового. ¬о-вторых,  Ѕ “уполева восторженно отозвалось о высокой плавучести советской реактивной машины, благодар€ чему спаслись люди. ¬-третьих, газеты успели раззвонить о подвиге экипажа. “ак что ж, судить или наградить? ƒали летчику орденї.

...ј самолет вывезли на понтонах в устье ‘инского залива, затем следы его потер€лись. ћожет быть, наша публикаци€ позволит продолжить эту историю? —видетели, отзовитесь!ї
¬ладимир ‘едоров, газета Ђѕетровский курьерї є 39 (209) от 19 окт€бр€ 1998 г

 (698x199, 50Kb)


—јћќЋ≈“ Ќј Ќ≈¬≈: Ќќ¬џ≈ ѕќƒ–ќЅЌќ—“»

Ђ–етросенсаци€ 35-летней давности, св€занна€ с аварийной посадкой пассажирского самолета на воды Ќевы (Ђѕетровский курьерї от 19 окт€бр€ 1998 г.), в душах петербуржцев возродила нечто вроде Ђнациональной гордости великороссовї. ¬ редакцию позвонили 140 (!) свидетелей приводнени€ Ђ“у-124ї, €вились мор€ки, непосредственно спасавшие пассажиров, работники авиаотр€да и те специалисты, которые эвакуировали и разбирали крылатую машину. “еперь мы можем нарисовать полную картину происшестви€, выделить то, о чем промолчали по цензурным соображени€м центральные и ленинградские газеты в 1963 году.

“огда Ђ“у-124ї был Ђсыройї, недоработанной машиной, свежеиспеченным детищем туполевского  Ѕ. ѕри попытке сесть в “аллине он потер€л шаровой болт (его потом подн€ли на взлетной полосе), и машину с неисправным шасси отправили в Ћенинград Ц садитьс€ Ђна брюхої на грунтовке в Ђѕулковеї. ¬ полете летчики пытались Ђвыбитьї заклинившее шасси и даже прорубили днище фюзел€жа. Ќо ничего не помогало!

–уководитель полетов аэропорта Ђѕулкової √еоргий Ќарбут в тот день дал экипажу команду действовать по инструкции Ц выжечь топливо до запаса в одну тонну. Ќо беда в том, что топливомеры на борту не могли объективно указать, сколько горючего осталось! ј посадка в нарушение инструкции с запасом хот€ бы в 1200, 1300 килограммов Ђгорючкиї грозила летчикам разжалованием.

Ђѕриземл€йтесь на аэродромї, Ц дал команду Ќарбут. Ќо бортмеханик сказал командиру корабл€ ¬иктору ћостовому: Ђ¬ит€, в баках есть резервный запас, мо€ лишн€€ тоннаї. Ђ»ду еще на один кругї, Ц сообщил на землю командир. Ќо полет Ђна авосьї чуть не обернулс€ катастрофой. ќдин за другим заглохли два двигател€ Ц горючего не стало как раз над Ђштабом революцииї Ц —мольным.Ђ—адись на воду!ї Ц крикнул ћостовому второй пилот, бывший гидролетчик.

 омандир приказал экипажу идти в салон и Ђотвлекать разговорамиї пассажиров, а сам начал планировать в воздухе, насколько это было возможно на т€желой машине. ќшибатьс€ было нельз€!

Ёкипаж пронесс€ в четырех метрах над стро€щимс€ мостом јлександра Ќевского (с лесов в ужасе посыпались рабочие), увидел контуры ‘инл€ндского железнодорожного моста и сжалс€ в страхе: врежемс€! Ќо машина хвостом коснулась Ќевы, затем шлепнулась брюхом, слегка поднырнула и застыла... в сотне метров от опор моста. √овор€т, 27-летний ¬иктор ћостовой поседел за эти секунды.

Ќо опасность не ушла. ѕропоротый фюзел€ж начал набирать воду, а глубина Ќевы здесь Ц 13 метров.   счастью, по Ќеве шел буксирчик постройки 1898 года с командой из четырех человек и смирно тащил сплавной плот. ”видели самолет.  то-то задорно крикнул: Ђ¬о, второй „калов объ€вилс€!ї Ќо капитан ёрий ѕоршин оценил нешуточную ситуацию: он велел сбросить буксирный трос и оставить плот.

 апитан подвел буксир к машине и крикнул летчикам: Ђ ак вас зацепить?ї ѕосовещавшись, разбили колпак кабины и зацепили трос за штурвалы пилотов. —амолет подт€нули к причалу у завода Ђ—еверный прессї, где вдоль берега сто€ли плоты.  рыло самолета, согнувшеес€ при ударе о воду, аккуратно легло на плоты, образовав нечто вроде трапа. ѕассажиры Ц сорок четыре человека, среди которых двое детей, Ц начали выходить через верхний люк, держа в руках вещи. ќни были спокойны.

—отни прохожих на берегу, рабочие соседних заводов, выбежавшие за проходные, кричали Ђ”ра!ї ¬ышел экипаж. ≈му аплодировали. ѕримчалс€ вертолет из ѕулкова, какой-то строгий начальник велел пилотам садитьс€ вместе с полетными документами. ћостовой, красивый и стройный мужчина, вел себ€ подчеркнуто спокойно. ¬ертолет улетел. »з экипажа осталс€ юноша-стюард, охран€вший багаж. «атем подъехал автобус Ђѕј«ї и увез пассажиров в аэропорт, откуда их отправили в “аллин.

ѕришел пароход с водосливом, начал откачивать воду из самолета. Ќо это было бесполезно, вода из пробоин прибывала. » Ђ“у-124ї к утру затонул. Ќа другой день под самолет подвели понтоны и буксиром отправили его на территорию нынешней ЂЋенэкспої, к Ўкиперскому протоку, где базировалась войскова€ часть. ѕосле комиссии прин€ли решение: машину списать из-за поломок. ќт нее отсоединили кабину и отправили в качестве тренажера в “амбовскую область, в  ирсановскую авиашколу.  расивые м€гкие кресла продавали всем желающим по цене бутылки водки. ‘юзел€ж долго вал€лс€ на берегу, потом его разрезали на металлолом...

¬иктора ћостового наградили орденом  расной «везды, его экипаж Ц медал€ми. ѕо некоторым сведени€м, ћостовой после неудачной учебы в јкадемии гражданской авиации уехал в  раснодарский авиаотр€д.  апитана буксира ѕоршина наградили ѕочетной грамотой и часами.

¬от и вс€ истори€. —пасибо тем, кто ее поведал: бывшему руководителю полетов аэропорта Ђѕулкової √. ћ. Ќарбуту, командиру корабл€ ЂЅуревестникї ј. Ћ. ƒемину, старшине 1-й статьи —. Ѕ. ¬ершлеру, бывшему капитану буксира ё.¬.ѕоршину, бывшему рабочему войсковой части ¬. ». »ванову, летчику ¬. ». јнтипенко, а также дес€ткам петербуржцев, позвонившим в редакцию.

¬ладимир ‘едоров, газета Ђѕетровский курьерї є 41 (211) от 2 но€бр€ 1998 г.)
‘ото из архива —ерге€ ¬ершлера


“≈’Ќ»„≈— »≈ ѕќƒ–ќЅЌќ—“» ј¬ј–»»

ѕо материалам Ђјвиационные происшестви€, инциденты и авиакатастрофы в ———– и –оссииї

јвари€ “у-124 ћосковского “” √ј в Ћенинграде. ѕриводнение на Ќеву.

“ип происшестви€: авари€
ƒата: 21 августа 1963 г.
¬рем€: 12:15
—трана: ———–
ћесто происшестви€: Ћенинград
“ип ¬—: “у-124
–егистраци€ ¬—: CCCP-45021
јвиакомпани€: јэрофлот (———–)
ѕодразделение: ћосковское “” √ј, ¬нуковский ќјќ

ѕосле взлета во врем€ уборки переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении. ѕосадка в аэропорту вылета была невозможна из-за тумана, поэтому самолет был направлен на запасной аэродром Ђѕулкової. ƒолетев до Ћенинграда, экипаж начал выполн€ть полет по кругу в зоне ожидани€, вырабатыва€ топливо. Ќа восьмом круге, когда по приборам топлива оставалось около 750 л (значительно больше аварийного остатка), внезапно остановилс€ левый двигатель. Ёкипажу было дано разрешение на посадку с пр€мой. ѕри этом самолет оказалс€ над центром города. ¬ этот момент на высоте около 500 м отказал и второй двигатель. Ёкипаж прин€л решение совершать приводнение на поверхность Ќевы. —амолет благополучно совершил посадку на воду со стороны Ѕольшеохтинского моста и остановилс€ на поверхности реки в районе ‘инл€ндского железнодорожного моста (ширина реки в этом месте Ц около 400 м). “у-124 осталс€ на плаву. ѕассажиры и экипаж были эвакуированы подошедшим буксиром. —амолет впоследствии был подн€т на берег и был передан в  ирсановское ј“” √ј в качестве учебного пособи€.

—ведени€ о пострадавших

Ёкипаж - 7
ѕассажиры Ц 45
Ќикто не погиб

”становленные причины јѕ - ошибка экипажа, отказ техники, ошибка служб ”¬ƒ

¬ыводы комиссии, расследовавшей јѕ - ќстановка обоих двигателей из-за полной выработки топлива. Ёкипаж неправильно установил остаток топлива, в св€зи с чем указатель топлива давал завышенные показани€.

—ведени€ о экипаже

 ¬— ¬иктор ћостовой
¬торой пилот ¬. „ечнев
¬.÷арЄв
».ѕермин
¬.—мирнов
Ѕортпроводник ј.јлександрова

ќт ред. FLB: —огласитесь, есть повод дл€ национальной гордости. ∆аль только, что пам€ть, историческа€ пам€ть, у нас така€ коротка€. "
16.01.2009

»з досье FLB
јнодина “ать€на √ригорьевна - председатель ћј 

http://www.flb.ru/infoprint/45661.html
ћетки:  

ѕадунский   обратитьс€ по имени —уббота, 17 январ€ 2009 г. 07:41 (ссылка)
ћолодцы реб€та!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ўунра   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 18 январ€ 2009 г. 03:09 (ссылка)
ƒа!¬торой опытный пилот спас самолЄт и людей!„есть и хвала!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку