-Видео

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Scharif

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.08.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 150





Ну тупые......

Воскресенье, 09 Августа 2015 г. 17:32 + в цитатник


1.
3mqcKz8IozA (604x543, 309Kb)
Рубрики:  Украина


Понравилось: 30 пользователям

ЖЕНСКАЯ КОСА - ОБЕРЕГ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ

Четверг, 10 Июля 2014 г. 11:05 + в цитатник
Замужняя женщина является Берегиней своего рода, своей семьи. Что помогало женщине в древности оберегать свою семью и успешно справляться с домашними делами?Современным женщинам трудно поверить, что это женские косы. Волосы замужней женщины - это великая сила, мудрость и знания. Косы способны накапливать огромный объем информации и жизненной силы.

Как и в древности, женщина, выходя замуж, входит в семью своего мужа, получает его фамилию и принимает силу его рода. Перемена прически с девичьей на женскую играла и играет важную роль в создании благополучной и счастливой семьи. Наши прабабушки знали об этом и очень трепетно относились к своим косам. Когда девушка становилась женой, она носила две косы, в которых накапливались силы для неё и для ребёнка. Одна коса должна была слышать голос Бога, вторая – слышать Род мужа, его правду, воспринимать энергии и на его Долю, поддерживать его энергетически своей силой. Когда женщина ждала ребенка, подрезать волосы не рекомендовалось, чтобы не лишать ребенка энергетической подпитки.

Волосы девочкам не стригли с рождения. Мать самым тчательным образом ухаживала за волосами дочери, вплетала в косу ленты и приговаривала:
«Расти коса до пят, женихи торопят…»

Распускала волосы женщина только перед мужем. Считалось, что распуская волосы, женщина выпускает наружу свою энергию, что не всегда является безопасным для окружающих (а для ее мужа это, напротив, мощная энергетическая подпитка!), а во-вторых, распущенные женские волосы быстро впитывают чужой негатив, отрицательные эмоции - зависть, злость... зачем же нести всё это в свою семью?

Распущенные на людях женские волосы на Руси крайне не приветствовались. Вот, например, какие синонимы для слова \"распущенный\" приведены в толковом словаре Ушакова: аморальный, безнравственный, беспутный, недисциплинированный, непристойный, несобранный, нет ничего святого, порочный, предосудительного поведения, развратный, распутный...

Энергетика длинноволосой женщины мощная, чистая, ровная способна создать и удерживать обережный круг для своего любимого мужчины, защищая его от бед. Считалось, что в женской косе хранится энергия и благополучие домашнего очага. Не случайно во время нашествия на Русь варвары первым делом искали жену князя и обрезали ее косу, тем самым лишая сил, защиты, оберега как князя, так и сам город, подвластный ему. Косу княгини захватчики прикрепляли к копью, - это символизировало полное поражение города. Волосы в старину никогда не красили, седина считалась признаком мудрости.
В современном большом городе волосы лучше закалывать и убирать под головной убор, что бы не притягивать отрицательную энергию.

Волосы можно распускать на природе, природа очистит, наполнит здоровой силой и энергией.
LlIVv5_KI58 (397x604, 72Kb)
Рубрики:  Красота по-славянски.

Фотоподборка девушек-готесс

Четверг, 03 Апреля 2014 г. 15:16 + в цитатник
Отныне в женщинах ценить я буду не красоту, а преданное сердце.
(с) У.Шекспир

1.
0a248ab9f48a63b8c5a231b460463e42 (306x500, 90Kb)

2.
4ZUXwRTlHq8 (700x505, 265Kb)

3.
6cvzssZ9QsM (466x700, 153Kb)

4.
6rRZLYdJvpA (483x700, 203Kb)

5.
7GcJ_OJYAvY (700x466, 279Kb)

6.
80CH8kL33-0 (466x700, 201Kb)

7.
091f09f857723c05225d35dc5477f30d (465x700, 200Kb)

8.
BC5xncTQXQI (465x700, 215Kb)

9.
BVCeYzCI01k (504x700, 251Kb)

10.
C7Tco_uVQCs (498x691, 143Kb)

11.
d9rUOFm3CJw (445x604, 102Kb)

12.
Kdhj1jC2ywc (469x700, 274Kb)

13.
KjIeCigTJZw (466x700, 228Kb)

14.
rEHLHjjHakE (700x700, 276Kb)

15.
rT0XXy-YDzA (480x700, 87Kb)

16.
Vaj14F4-RYc (700x642, 217Kb)

17.
X_XPGn_XmRE (467x700, 317Kb)
Рубрики:  Готесса

Князь Святослав

Суббота, 15 Марта 2014 г. 21:14 + в цитатник
Великий князь Светослав, вошёл в историю как крупнейший государственный деятель эпохи, величайший полководец Средневековья, сравнимый по масштабам деятельности с Александром Македонским, Ганнибалом и Цезарем. Князь Светослав Игоревич расширил границы Руси до пределов Кавказа и Балканского полуострова. По самым минимальным расчётам исследователей, дружины Светослава прошли походами за несколько лет 8000-8500 км.

Некоторые историки считали походы Светослава авантюрами, которые ослабляли силы Руси. Но такие исследователи как Б. А. Рыбаков, А. Н Сахаров отмечали тот факт, что военная деятельность Светослава полностью соответствовала военно-стратегическим и экономическим интересам Руси. Великий князь уничтожил паразитарное государство хазар, жившее за счёт контроля за торговыми путями, которые шли из Европы на Восток, в Хорезм, земли Халифата, и за счёт сбора дани со славянских и иных союзов племен. Причём часто дань брали людьми, для продажи в рабство на Восток. Хазары регулярно предпринимали походы за «живым товаром» в пределы славянских племен. Сама Хазария в русских былинных была жестоким и кровавым «чудо-юдом». Уничтожение Хазарии освобождало часть славянских союзов племен, которые стали частью единой Русской державы и расчистило волжско-каспийский путь. Волжская Болгария, вассал Хазарии, перестала быть враждебным заслоном. Столица Хазарского каганата – Итиль, была стерта с лица земли. Саркел (Белая Вежа) и Тмутаракань стали опорными пунктами Руси на Дону и Тамани (Кавказе). В русскую пользу изменилось соотношение сил и в Крыму, где Керчь (Корчев) стал русским городом.

Византийская империя вела экспансию на Балканском полуострове, устанавливая свой контроль над балканским торговым путем. Светослав установил свой контроль над устьем Дуная и Болгарией. Русская армия, в которую входили и союзные болгарские, печенежские и венгерские отряды, потрясла всю Византийскую империю. Ромеям (грекам) пришлось пойти на мир, который оказался военной хитростью. Светослав распустил большую часть войск, и вторжение византийской армии стало для него неожиданностью (ромеи нарушили данное слово, которое свято соблюдали «варвары»). После тяжелых битв, был заключен новый мирный договор. Светослав ушёл из Болгарии, но было очевидно, что он вернется.

Светослав вошёл в русскую историю как истинный воин: «И легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил за собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так и ел. Не имел он шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные страны со словами: «Иду на вы». Перед нами настоящий спартанец, привыкший к суровому бытию походов и битв, пренебрегающий жизненными удобствами ради быстроты движения.

Одновременно Светослав благороден: он держит слово и предупреждает противника о своем походе. Его победы прославили русское имя и русское оружие в веках. Светослав и его воины вошли в историю как пример мужества. Даже враги отмечали храбрость русских. Греческий хронист Лев Диакон донес дл нас одну из речей Светослава: «…Проникнемся мужеством, которое завещали нам предки, вспомним о том, что мощь россов до сих пор была несокрушимой, и будем храбро сражаться за свою жизнь! Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством. Мы должны либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей». А печенеги, уничтожившие в жестоком бою малую дружину Светослава, сделали из его черепа драгоценную чашу и говорили: «Пусть наши дети будут такими, как он!» (скифская традиция).

Воспитание героя

Согласно русской летописи в 946 году дружина малолетнего Светослава вышла поле, где его ожидало войско древлян. По обычаю, сражение начал юный князь. Он метнул копье. И сказал воевода Свенельд: «Князь уже начал; ударим, дружина, за князем». Древляне были разгромлены. Этот эпизод совершенно верно характеризует русское воинское воспитание, которое было распространено у всех русов, славян. Это про те времена восточный исследователь-энциклопедист ибн Русте писал: «И когда у одного из русов рождается сын, он кладет ему на живот меч и говорит: «Я не оставляю тебе никакого имущества, кроме того, что ты завоюешь этим мечом». Все дети мужского пола были будущими воинами. Да и многие славянки владели воинским умением. Так, греческие хронисты отмечали наличие женщин в войске Светослава, которые бьются с не меньшей яростью, чем мужчины.

Воспитателем князя был Асмунд. Есть предположение, что он был сыном князя Олега Вещего. Чему он учил Светослава можно догадываться только по его деяниям. Законы воинского мира повсюду – от самураев Японии и спартанцев Греции до русского казачества, весьма схожи. Это равнодушие, часто презрение к богатству, материальному достатку. Уважение к оружию, идущее от скифов, которые поклонялись мечу (материальный образ бога войны). Рисковать жизнью, но не для добычи, а ради славы, чести, Отчизны. Светослав, по словам русского летописца и прямых врагов византийцев, равнодушно отказывался от богатых даров, но с радостью принял оружие.

Светослав, как и все «варвары», был честен, можно сказать благороден. В глазах руса клятва была одной из важнейших частей миропорядка. Не зря он клялся «доколе мир стоит, доколе солнце светит». Слово, клятва были также не рушимы, как мир и солнце. Тот, кто нарушал клятву, посягал на устои мира. А обязанностью воина, князя было вооруженной рукой поддерживать порядок. Прощения клятвопреступникам не было.

Помимо бескорыстия, верности слову, древний обычай, который мы видим и у спартанцев, и в индийских «Законах Ману», предписывал человеку воинского рода («кшатрию») всецело посвящать себя войне и власти, в мирное время, охоте, воздерживаясь от других занятий. Светослав скажет ромейскому послу: «Мы – мужи крови, оружием побеждающие врагов, а не ремесленники, в поте лица зарабатывающие на хлеб». В этих словах не было презрения к ремесленникам. Просто у индоевропейцев (ариев) традиционное общество было народно-аристократическим, где всё чётко знали своё место. Волхвы (брахманы) служили богам, блюли нравственные устои общества, без которых оно бы впало в скотство. Для примера, современное западное общество, распространяющее свой яд по всему миру, впало в скотство, отринув основы, заложенные ещё в родовой общине (вроде семьи). Воины защищали род, посвящали свою жизнь войне, власти и охоте. Весяне (весь – древнерусс. деревня), в древнеиндийском обществе – вайшьи, это земледельцы, ремесленники и торговцы. Причём на Руси не было четких границ между «кастами», в отличие от Индии, где варны стали замкнутыми социальными группами: «деревенщина» Илья Муромец благодаря своим качествам стал витязем, богатырем, а в конце жизни стал иноком-монахом, посвятив остаток жизни служению Богу. Князь Олег, благодаря своим личностным качествам стал «Вещим», т. к. князем-волхвом, ведуном. Любой крестьянин мог подняться на более высокую социальную ступень, если имел определённые качества для этого. Юный кожемяка (Никита Кожемяка, Ян Усмошвец) победил печенежского богатыря и был пожалован князем в бояре.

Понятно, что нравственное воспитание дополнялось приемами вождения войск, владения оружием. Все детские игры русов столетиями будут направлены на воспитание воина. Их отголоски дойдут до 20-21 столетий. Да и праздники для взрослых столетиями будут включать элементы воинской подготовки: соревнования по поднятию тяжестей, взбирание на врытое под наклоном в землю бревно, кулачные бои, борьба, бои стенка на стенку и т. д. Светослав, конечно, тоже играл деревянными мечами и луками, в «ножички», «коняшки», «царя горы», брал приступом снежные городки. А повзрослев, сходился в кулачных и борцовских поединках, учился биться в «стене». Учился стрелять из сложного лука, владеть мечом и топором, бегать на дальние дистанции, ездить и сражаться на коне. Охотился, постигая тайны леса и маскировки, читая следы, становился выносливым и терпеливым, добывая зверя. Схватка со зверем воспитывала смелость, умение убивать. Юный князь постигал науку быть князем и воином.

Первая победа князя-воина
В 959 году послы княгини Ольги (в крещении Елена) прибыли во двор главы Священной Римской империи – Оттона I. Послы «Елены, королев ругов», ругами, по старой памяти, на Западе называли варягов-русь, попросили «епископа и священников» наставления в истинной вере. В те времена такая просьба означала признание себя вассалом. Напомню, что в этот момент в центре Европы кипела жестокая битва между языческой западнославянской цивилизацией (её частью были варяги-русь) и христианским Римом, который поддерживали ростовщики, купцы-евреи, контролировавшие прибыльную работорговлю. Именно тогда был начат «натиск на Восток», который продолжается и в наши дни. Римский престол и работорговцы руками немецких рыцарей вели наступление на славянский, языческий мир.
В 961 году в Киев прибыла миссия Адальберта. Монах прибыл не один, а с воинами, клиром и прислугой. Адальберт развернул в русской столице бурную деятельность, которая не была бы возможной, если бы он не имел согласия княгини Ольги (на тот момент бывшей правительницей Руси). Адальберт практически не бывал в своём германском подворье, но часто бывал в усадьбах видных бояр, купцов, на великокняжеском дворе у княгини-христианки. Он склонял киевскую элиту к необходимости принятия христианства из рук «самого христианнейшего правителя» в Европе – германского короля Оттона. По его мнению, только Священная Римская империя, в противовес погрязшей в пороках греческой державе, может претендовать на великое наследие Рима, стать первой державой мира, так как только в ней жива вера христова.

Пытался Адальберт читать проповеди и простым жителям города. Но отклика не видел, те мрачно слушали, а потом шли славить своих богов. Надо сказать, что в Киеве уже не долгое время существовала христианская община, но она не имела большого значения, так как подавляющая часть населения была верна родным богам. При этом с каждым днем немцы становились всё увереннее и наглее. Епископ Адальберт уже вел себя как глава местной христианской общины, хотя эта община была больше связана с Константинополем, чем с Римом. Адальберт уже именовался «епископом Руси». Немецкие миссионеры вели себя как полноправные духовные хозяева и наставники Руси. Пошел ропот среди простых горожан против обнаглевших «крестоносцев».

Князь Светослав советовал матери изгнать немецкую миссию. В итоге он положил конец череде ошибок матери: темная история с древлянами, попытка сватовства к византийскому басилевсу Константину, уговоры сына принять христианство, авантюра с миссией Адальберта. Великий князь уже не был подростком, вскоре Европа почувствует тяжелую поступь этого могучего воителя. Христианство было отвергнуто Светославом, так как он и его ближние бояре отлично понимали, что за крещением последует вассалитет в отношении Византии или Рима, и очередной басилевс или кайзер охотно будет называть его «сыном» в феодальном смысле. Христианство тогда выступало в роли информационного оружия, порабощавшего сопредельные регионы.

У Светослава была мощная опора – славянская партия, мечи варягов-славян верных Перуну и истово ненавидящих христиан, топивших их земли в крови, мощная народная традиция. Очевидно, переворот не был бескровным. Сторонники Адальберта были перебиты, видимо, включая и представителей христианской партии в Киеве. Адальберт еле унес ноги. Он ещё долго жаловался на коварство русов. В «Хронике продолжателя Регинона» сообщается: В 962 году возвратился Адальберт, поставленный в епископы ругам, ибо не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными. На обратном пути многие из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся». Светослав отстоял концептуальную и идеологическую независимость Руси. Из ненадежных рук Ольги бразды правления взял князь «вскормленный с меча».
За этот подвиг Светославу стоит поставить огромный памятник. К сожалению, история и борьба западных славян с Римом в России малоизвестна. А она могла бы стать поучительным примером тем, кто восхищается Западом. На обширных территориях Центральной Европы славян «зачистили» практически под корень. От них осталось только названия рек, озер, лесов, гор, городов, поселков. Это Эльба-Лаба, Одер-Одра, Любеч-Любек, Бранденбург – Бранибор, Рюген – Руян, Яромарсбург – Аркона, Штеттин – Щетинь, Старград – Ольденбург, Берлин – град Бера, Росток (сохранил название), Дрезден – Дроздяны, Австрия – Острия, Вена – от одного из названий славян «вены, венеты, венеды», Лейпциг – Липицы, Рацибург – Ратибор…
YpXo-RKQJLQ (577x445, 52Kb)
Рубрики:  Россия.Наследие предков.

Сколько прошло времени,а песня актуальна и по сей день!

Суббота, 14 Декабря 2013 г. 23:38 + в цитатник
1 (654x698, 94Kb)
РОДИНА МОЯ
И.Тальков


Я пробираюсь по осколкам детских грёз
В стране родной,
Где всё как будто происходит невсерьёз
Со мной.
Надо же было так устать,
Дотянуть до возраста Христа, Господи...
А вокруг, как на парад,
Вся страна шагает в ад
Широкой поступью.

Родина моя
Скорбна и нема...
Родина моя,
Ты сошла с ума.

В анабиозе доживает век Москва -
дошла.
Над куполами Люцеферова звезда
взошла,
Наблюдая свысока, как идёшь ты с молотка
за пятак,
Как над гордостью твоей смеётся бывший твой халдей
с Запада.

Родина моя
Скорбна и нема...
Родина моя,
Ты сошла с ума.

Восьмой десяток лет омывают не дожди
твой крест,
То слёзы льют твои великие сыны
с небес,
Они взирают с облаков, как ты под игом дураков
клонишься,
То запиваешь и грустишь, то голодаешь и молчишь,
то молишься.

Родина моя
Скорбна и нема...
Родина моя,
Ты сошла с ума.
Родина моя
Скорбна и нема...
Родина моя,
Ты сошла с ума.

Тальков - Родина моя - Текст Песни, слушать онлайн http://megalyrics.ru/lyric/talkov/rodina-moia.htm#ixzz2nTnJMIQC
Рубрики:  Грусть

Кто написал настоящий текст песни - "Вставай страна огромная"?

Суббота, 14 Декабря 2013 г. 23:21 + в цитатник
1351244655_02 (440x236, 39Kb)
Песня «Вставай страна огромная…» была написана в царской России в 1916 году во время 1 мировой войны ( тогда она называлась Великая Отечественная 1914 года) для подъема на борьбу "с тевтонской силой грозною" Александром Боде.24 июня 1941 года, уже после начала Второй Мировой Войны, В.И.Лебедев-Кумач, подписавшись собственным именем и не упоминая Боде, опубликовал этот текст в центральных московских газетах «Известия» и «Красная Звезда», изменив лишь несколько слов. Текст Боде выглядел так:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С германской силой тёмною,
С тевтонскою ордой.

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,
Идёт война народная,
Священная война

Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За русский край родной.

Не смеют крылья чёрные
Над родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!

Гнилой тевтонской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отрепью человечества
Сколотим крепкий гроб.
Рубрики:  К 100-летию Первой Мировой войны

Брусиловский прорыв.

Суббота, 14 Декабря 2013 г. 23:14 + в цитатник
1289363620_26 (550x556, 63Kb)
Андрей Лебедев "Брусиловский прорыв" как проигранная победа русской армии.

Начальный период Первой мировой войны оказался для русской армии трагичным, полным неудач и безысходности. К концу 1915 года, в результате понесенных поражений в основном от германских войск, Российская Империя потеряра множество своих территорий на западе страны, армия понесла тяжелые потери, само русское общество и то было в растерянности от постоянных провалов на фронте, зато германская армия успокоившись за свой восточный фронт, принялась методично уничтожать войска союзников на западе, особенно доставалось французкой армии, Франция совместно с Британией несли громадные потери под Верденом и им как воздух была необходима хотя бы кратковременная передышка для пополнения и перегруппировки своих войск, на помощь во время пришла Русская армия, которую союзники перед этим поспешили списать со своих счетов, как не способную проводить сколь нибудь серьзные наступательные операции, однако как показали дальнейшие события, союзники ошиблись не дооценив возможностей русской армии, которая преподнесла всему миру невиданное, сумела подготовить и провести масштабную стратегическую фронтовую наступательную операцию против главного союзника Германии- Австро-Венгрии.

Самым интересным было то, что общий план операций русской армии на летнюю кампанию 1916 года разработанный Ставкой Верховного Главнокомандующего планировал основной удар нанести войсками Северного и Западного фронтов, а Юго-Западному фронту ставилась всего лишь оборонительная задача, максимум отвлечь некоторые силы врага и не более того, фронт вообще не должен был наступать, однако на военном совете 14 апреля 1916 года, состоявшемся в г. Могилеве, командующий фронтом Брусилов настоял на том, чтобы и его фронт принял участие в наступлении.

Согласно теперь уже нового уточненного плана компании лета 1916 года Юго-Западный фронт получил задачу отвлечь на себя силы австро-германских войск, чтобы обеспечить наступление Западного фронта, которому Ставка отводила главную роль в общем наступлении всех трех фронтов. Однако как показали дальнейшие события вспомогательный, отвлекающий удар Фронта под командованием генерала Брусилова вскоре после начала наступления превратился в основной главный удар всей военной компании 1916 года. К началу наступления фронт имел в своем составе четыре армии (8-ю генерала А.М. Каледина, 11-ю генерала В.В. Сахарова, 7-ю генерала Д.Г. Щербачева, 9-ю генерала ПА. Лечицкого) и занимал полосу в 480 км шириной к югу от Полесья и до границы с Румынией.

Войскам Брусилова противостояли две армейские группы, Южная армия и 7-я австро-венгерская армия. Свою оборону противник укреплял и совершенствовал почти в течение 9 месяцев. Линия обороны состояла из двух, а местами и из трех оборонительных позиций. Позиции также были оборудованы не только земляными укрытиями, но и даже бетонированными блиндажами, все эти фортификационные сооружения и позиции прикрывались несколькими полосами проволочных заграждений, австрийцы готовились применить против русских войск свою новинку — огнеметы, а в предполье — фугасы.

По личному составу силы противников были почти равными, русские которые готовились наступать имели в своих рядах свыше 570 тыс. штыков, австро-германские войска свыше 430 тыс. солдат и офицеров, то есть соотношение по пехоте составляло всего 1,3:1, а по кавалерии 2:1 в пользу русских войск, для прорыва столь подготовленной обороны этого было явно не достаточно. По общему количеству орудий силы были равны, но что самое интересное у обороняющихся тяжелой артиллерии было в 3,2 раза больше чем у наступающих!

При подготовке к столь масштабному наступлению командованием Юго-Западным фронтом соблюдались строжайшее меры маскировки, войска на исходных позициях сосредотачивались скрытно, в основном по ночам, неосредственно перед началом наступления, пехоту распологали и укрывали в специально отрытых траншеях, которые в некоторых местах были оборудованы и подведены почти к самому переднему краю обороны противника, на всех направления предстоящего наступления велась тщательная разведка, с привлечением аэростатов и самолетов.

В ближайшем тылу также была организована соответствующая подготовка войск. Солдат учили преодолевать заграждения, захватывать и удерживать позиции противника, артиллерия готовилась разрушать заграждения и оборонительные сооружения, сопровождать огнем свою пехоту, нигде так тщательно не велась подготовка к предстоящим боевым действиям как летом 1916 года.

План Брусилова состоял в том, чтобы прорвать австро-германский фронт на нескольких отдельных участках прорыва, всего их было одиннадцать, именно на этих участках командование фронта и сумело создать значительное превосходство в силах, так например по пехоте в 2—2,5 раза, по артиллерии в 1,5—1,7 раза, причем по тяжелой аж в 2,5 раза!!!

Cкрытность явилась главной основой подготовки к предстоящему наступлению и как результат обусловила его неожиданность для противника. Командование австро-германских войск только в общих чертах знало о группировке русских войск, разведка противника не сидела сложив руки и добыла некоторые сведения о готовящейся атаке. Однако высшее военное командование держав Центрального блока, так и не смогло определить направление главного удара Юго-Западного фронта и столь было убежденно в неспособности русских войск после поражений 1915 года к наступательным действиям, что не поверило всей той разведывательной информации добытой в ближних тылах фронта Брусилова и продолжало пассивно ожидать русского наступления.

4 июня (22 мая по старому стилю) загрохотала русская артиллерия, артиллерийская подготовка на различных участках фронта продолжалась от 6 до 45 часов. Австрийцы испытали на себе все виды русского артиллерийского огня, многие солдаты противника просто не выдерживали всего этого ужаса и сходили с ума, вдобавок русская артиллерия отработала по позициям врага еще и химическими снарядами. После наступившей временной деморализации противника от артогня, не дав австро-германцам прийти в себя, под прикрытием огня своей артиллерии русская пехота пошла в атаку. В ходе наступления русской пехотой в первые была применена совершенно новая тактика наступательного боя, пехотные подразделения двигались по полю боя волнами, этот метод наступления получил название "атака перекатами" и был впоследствии использован союзниками на западноевропейском театре войны.

В результате первоначальный успех наступления был ошеломляющим, прорыв австро-германского фронта был как и планировалось осуществлён сразу на 13 участках с последующим развитием в сторону флангов и в глубину, наибольшего успеха на первом этапе операции достигла 8-я армия под командованием генерал А. М. Каледина и только бездействие соседа справа Западного фронта под командованием не решительного генерала Эверта, а также отсутствие необходимых резервов так и не позволили Брусилову добить врага до конца, в результате, германцы увидев смертельную опасность на южном участке своего фронта немедленно поспешили на выручку своим союзникам и только это спасло последних от полного разгрома, именно по этим причинам, во многих отношениях, успешную операцию Юго-Западного фронта некоторые военные историки назовут «проигранной победой».

Даже по результатам так и не завершенной до конца наступательной операции русских войск, Австро-венгерская армия потерпела сокрушительное поражение. Ее потери составили около 1,5 млн. убитыми, ранеными и пленными и оказались уже невосполнимыми, становой хребет одной из старейших монархий Европы, который составляла ее армия, был смертельно надломлен и восстановлению уже не подлежал.. Только одних офицеров в плен было взято 9 тыс. и свыше 450 тысяч солдат. Все это плененное войско долго потом вывозили в глубь России, просто не хватало вагонов, затем в революцию все эти эшелоны со знакомыми всем нам по истории чехословаками тянулись через всю Сибирь на Дальний восток, многие из них домой так и не возвратились затерявшись в сибирских снегах.

Потери русских войск в этой масштабной стратегической операции также были огромными и составили порядка 500 тысяч человек убитыми, ранеными и пропавшими безвести. Итогами наступательной операции Юго-Западного фронта стало возвращение части Галиции и всей Буковины. Но самое главное, победа русских, спасла от поражения войска Антанты на западном фронте в Европе, так как чтобы остановить наступление на восточном фронте, уже начиная с 30 июня и по начало сентября 1916 года немцы перебросили с Западного фронта не менее 16 своих полнокровных дивизий, австро-венгры свернули свое наступление против итальянцев и отправили в Галицию 7 дивизий, даже турки и те бросили на спасение австрийцев свои 2 дивизии. В связи с военными успехами России, решилась наконец то вступить в войну на стороне союзников и Румыния, правда сразу же по вступлении в войну ее войска были рагромлены и России пришлось дополнительно создавать и держать дополнительно своими силами еще один фронт- Румынский.

"Брусиловский прорыв" как военная стратегическая операция представляет собой выдающееся достижение военного искусства, что не отрицают и иностранные исследователи Первой мировой войны. Они воздают должное таланту русского генерала Брусилова. Однако существует и иное мнение исследователей, которые считают данную военную операцию как успешно начатую, но не доведенную до ее логического завершения и поэтому прозванную ими "проигранной победой".
Рубрики:  К 100-летию Первой Мировой войны

Русский кистень

Среда, 02 Октября 2013 г. 20:24 + в цитатник
Кистень IX-XI вв
Появление на вооружении древнерусского войска и основное назначение:
В русском войске появился в X в. из областей кочевого Востока. Оружие преимущественно конных воинов, предназначенное для нанесения быстрого и внезапного удара в самой тесной схватке.

Типология:
- тип I (X-XIII вв) Костяные гирьки, удлиненно-яйцевидной формы, с отверстием по оси для железного стержня с петлей на одном конце и заклепкой на другом

- тип II (2-я половина X-XIII вв) Железные или бронзовые гирьки, шаровидной или грушевидной формы, гладкие или граненые (11

- тип IIIA (2-я половина XI-XIII вв) Гирьки уплощенно-грушевидной формы с черненым орнаментом на боковых поверхностях, с корпусом из бронзы, заполненного свинцом

Характерные размеры:

Высота и ширина гирек - 4-12,5 см и 2,3-7 см. Толщина гирек - 1,8-7 см. Вес гирьки: 200-250 г. Длина ремня - 40-50 см. Длина рукояти - 40-50 см.

Дополнительные признаки:

1) Форма ударного груза;

2) Наличие на нем выпуклостей, шипов;

3) Наличие петли у кистеня, имеющего рукоять.
Ударом кистеня можно легко промять шлем, особенно вертикальным или боковым. Как и плетью, кистенем можно было работать на обратном хвате, атакуя спину противника в обход его защиты. Человек, вооруженный кистенем и ножом или коротким мечом, как правило, легко одерживает верх над щитоносцем в схватке один на один. Однако кистени, как и цепы, часто называют оружием одного удара, поскольку ими сложно защищаться, особенно, парировать. Если вам не удалось сразу попасть по противнику, то потом с помощью этого оружия отбиваться от него очень непросто, особенно, на ограниченном пространстве. В отличие от плети, кистень практически не допускает парирования рукояткой, когда при постановке ею жесткого блока или отбива металлическое или окованное железом древко принимает на себя удар противника, задерживая его, а гибкая боевая часть, продолжая свое движение, наносит удар. В случае же с кистенем усилия блокирующей руки недостаточно для того, чтобы привести в действие тяжелую гирьку на конце кистеня. Кистень и меч хорошо дополняют друг друга. Кистень позволяет наносить удары даже по спине по противника, легко преодолевая все блоки и щиты. Меч же позволяет отбивать ответные удары. Поэтому обычно воин, вооружённый кистенем, в качестве дополнительного вооружения имел короткий меч для того, чтобы парировать удары противника.

Конструктивно, кистень представляет собой металлическую или костяную гирьку, прикрепленную к ремню, который, в свою очередь, закреплен на деревянной рукояти. Следовательно его изготовление сводится к изготовлению гирьки, ремня и рукояти, с последующим креплением гирьки к ремню, а ремня - к рукояти. Хотя именно на Руси кистень чаще встречался без "палки", то-есть просто тяжёлый грузик на ремешке из кожи. Кистень использовали для личной обороны, как сейчас используют ножи и газовые пистолеты. Таким по лицу кээээк дать мало не покажется.

В военном бою кистени использовали не очень часто, даже редко. Что-бы пробить броню лучше использовать топор или копьё, что-бы порубить вражину - сабля подойдёт, а кистень это скорее дешёвый вариант, или вспомогательное оружие, если саблю в бою уронил.

Точного времени появления кистеня никто не знает, историк-архиолог А.Н. Кирпичников отмечает, что "древнейшие находки восточноевропейских кистеней связаны с кочевым Юго-Востоком. Они встречены в нижнем Поволжье и Подонье и датируются IV-IХ вв. По-видимому, из этих областей кистени проникли на Русь, где обнаружены в памятниках Х в.". И далее: "В Х-ХI вв. популярны костяные кистени, в последующие два столетия - металлические. Постепенное вытеснение костяных гирь металлическими связано с усилением доспеха воина и с необходимостью иметь более надежное и долговечное оружие (кость раскалывалась) небольшого объема, но с большой концентрацией силы удара". Он же приводит типологию ударных грузов кистеней, разделив их на восемь групп:

Тип I - яйцевидной формы с продольным отверстием по оси, куда вставлялся железный стержень с петлей на одном конце (для скрепления с веревкой или ремнем), заклепкой на другом. Эти гири, как правило, сделаны из наиболее тяжелой и плотной кости из рога лося.

Тип II - металлические гири (железные и бронзовые) шаровидной и грушевидной формы, гладкие и граненые.

Тип IIА - то же, что и тип II, но с крупными и мелкими горошковидными выпуклостями.

Тип III - уплощенные грушевидные кистени с черневым орнаментом на боковых поверхностях. Их корпус отливался из бронзы, внутренность заполнялась свинцом.

Тип IIIА - круглые уплощенные бронзовые гири, покрытые рельефными изображениями, различными орнаментами, знаками и надписями.

Тип IV - чаще железные, чем медные гири в виде кубика со срезанными углами и с напаянными на их грани крупными половинками шариков.

Тип V - бронзовые гирьки с пятью большими и восемью малыми шипами.

Тип VI - железные кистени биконической формы с прямоугольным ушком.

К.В. Асмолов высказывает не лишенное, на наш взгляд, оснований предположение о том, что появление кистеней явилось следствием развития боевых цепов. Он пишет: "Дальнейшее развитие тенденции к утяжелению ударного конца и усилению удара, а также огибающих и захлестывающих способностей оружия привела к появлению огромного количества других видов гибкого оружия - кистеней, цепей, плеток и т. д.".

Неизвестно точно до настоящего времени и происхождение термина "кистень". В словаре основных терминов и определений холодного оружия мы высказали мнение о том, что это название происходит от кисти руки, на которую надевалась петля кистеня во время боя. Иной точки зрения на происхождение этого термина придерживается В.М. Плескачевский: "Нам представляется, что корень русского термина, действительно, "кисть", но не указанная этими авторами (П.А. Дьяконовым и В.В. Пономаревым - авт.), а пучок нитей, шнурков, употреблявшихся для украшения (пояс с кистями), и разветвленное соцветие на разветвленном стебле". Из тюркского и монгольского эпоса известно также, что подшейные кисти входили в конское снаряжение, используемое этими народами.

Конкретных данных о весовых и размерных характеристиках кистеня и его составных элементов в оружиеведческой литературе содержится мало. Так, А.Н. Самончик отмечает, что вес ударного груза самодельного кистеня достигает 200-400 г. Е.Н. Тихонов указывает длину гибкого подвеса до 50 см. По данным А.Н. Кирпичникова, который изучил более 120 "боевых гирь", вес ударных грузов кистеней различных типов колеблется от 63 до 300 г. У К.В. Асмолова мы находим следующие размерные характеристики: "Рукоять кистеня могла быть как длиной в предплечье, так и быть совсем короткой - чуть длиннее кулака. Длина, толщина, конфигурация цепи или соединительного ремня могла (быть) различна, но обычно не превышала 0,5 м". С. Герберштейн так характеризует некоторые размеры кистеня: "Это палка, несколько длиннее локтя, к которой прибит кожаный ремень длиной в две пяди". (Пядь - старинная русская мера длины, равная расстоянию между концами растянутых пальцев (большого и указательного), что-то около 15-17 см авт.).

Ю. Назаров, предложивший определять поражающее действие холодного оружия через удельную кинетическую энергию, вычисляемую по отношении кинетической энергии к площади ударной части оружия, отнес кистени к "среднескоростному оружию со значительными линейными размерами" (свыше 0,5 м).

В.М. Плескачевский, опираясь на работы Ю. Назарова и А.Н. Кирпичникова, предложил следующее определение конструктивных признаков кистеня: " ... Длина подвеса (подвижная часть) должна позволять достижение скорости 0,5-1,5 об/сек. (4-9 рад/сек). Масса ударного груза от 60 до 300 г.". Нам такой подход представляется оптимальным, наиболее полно учитывающим и исторически сложившийся опыт, и расчеты, основанные на данных естественных наук, физики и судебной медицины.

Анализ исторических источников, криминалистической литературы, а также заключений экспертов по исследованию самодельных кистеней позволяет выделить конструктивные признаки кистеня. При этом к определяющим признакам можно отнести:

Общая конструкция - ударный груз, гибкий подвес, выраженная рукоять или петля вместо рукояти. Наличие рукояти или петли вместо нее позволяют эксперту дифференцировать законченное изделие и полуфабрикат (заготовку).

Костяные кистени, популярные в X-XI вв., просуществовали до XIII века включительно, когда усиление брони потребовало поиска новых, более долговечных и мощных видов оружия.

Пришедшие в XII-XIII вв. на смену костяным, металлические кистени (железные и бронзовые) по форме походили на шар или грушу. Поверхность таких кистеней делалась гладкой, гранёной или усыпанной некрупным горошком. Для усиления удара, бронзовые гирьки иногда заполнялись свинцом или, если свинца не хватало - камешками. Особенно часто такая техника литья кистеней применялась в XII-XIII веке.

Средневековые кистени, как и любой другой вид русского оружия, всегда украшались: серебром, чернью, затейливым орнаментом [1]. Археологами найдено множество кистеней, отлитых в 1200-1240 гг. на которых были изображены крест и древо жизни. На некоторых гирьках, в том числе и костяных, встречаются также изображения льва, птицы или родового знака. Отмечая тот факт, что на большинстве кистеней ставились родовые и племенные знаки, можно считать, что этот вид оружия в то время был, скорее, воинским, чем разбойничьим.

Красота украшений кистеней нарастает к XII веку, когда особенно часто применяется техника чернения по бронзе, серебру или по железу с применением серебряной инкрустации. Особенно большого мастерства достигли наши ремесленники в украшениях кистеней с "выпуклостями", где некоторые элементы украшений искусно подражают зерни и скани.

Несмотря на всю благородность украшений, кистени с ранних времён считались всенародным или разбойничьим оружием. Кистени легко было спрятать, и в дороге они могли служить хорошим средством защиты. Наверное, отсюда пошли наши меткие народные пословицы: "Кистенём махнём - корабль возьмём", "Запаслив: в рукаве - кистень, в голенище - засапожник". А некоторые историки полагают, что кистенью в случае необходимости могли вооружаться даже женщины!
4eG56SrMiLI (320x213, 9Kb)
Рубрики:  Оружие

РУССКАЯ ИЗБА - Обитель гармонии и счастья.

Понедельник, 23 Сентября 2013 г. 21:37 + в цитатник
Человек рождается на свет, чтобы стать свободным, разумным и ответственным. Человек по природе своей творец. Каждое человеческое обиталище есть результат его жизненной философии и мировоззрения, и, в свою очередь, его жилье формирует философию и мировоззрение следующего поколения.

Охраняя от суровых проявлений природы, изба оберегает духовный мир хозяина: свободу, интимность, самобытность. Хозяин ее строил, украшал, совершенствовал, обставлял по-своему. В соответствии с традицией и собственным замыслом.

Вся западная антирусская литература, журналистика, кинематография, старались и стараются развенчать русскую избу, клеймя её заурядной, тесной, недолговечной, бестолковой постройкой.

Сегодня мы ездим на стальных автомобилях, живем в квартирах и домах, построенных из бетона и цемента и облицованных виниловым сайдингом. Мы спим на пружинных матрасах и ступаем по коврам, сделанным из вискозы и других материалов непонятного происхождения. Едим подвергшуюся химической и генетической обработке пищу из керамических блюд, пользуясь ложками и вилками из нержавеющей стали. На работе мы целый день сидим на телефоне и вглядываемся в экран компьютера.

Но наше подсознание никогда не смирится с таким ходом вещей. Русский человек чувствует и ценит естественную красоту. В нашей родовой памяти всегда таилась и таится невероятная любовь к простым бревенчатым домам, к простым изделиям из дерева и глины. Ведь, по большому счету, строить из кирпича, железобетона и пластика нас приучили совсем недавно, а на Руси – испокон веков главным строительным материалом было дерево.

Это общепризнанный факт, что наиболее экологичные и подходящие для проживания человека дома могут быть построены только из дерева. Дерево — самый древний строительный материал, подаренный нам самой совершенной лабораторией на Земле — Природой.

В помещениях деревянного строения влажность воздуха всегда оптимальна для жизнедеятельности человека. Уникальная структура древесного массива, состоящая из капилляров, впитывает лишнюю влагу из воздуха, а при излишней сухости отдает ее в помещение.

Срубы обладают природной энергетикой, создают в избе особый микроклимат, обеспечивают естественную вентиляцию. От деревянных стен веет домовитостью и покоем, они защищают летом от жары, а зимой от морозов. Дерево отлично удерживает тепло. Даже в трескучий мороз стены деревянного сруба теплые внутри.

Каждый, кто хоть раз побывал в настоящей русской избе, никогда не забудет её чарующий благостный дух: тонкие нотки древесной смолы, аромат свежеиспеченного хлеба из русской печи, пряность лечебных трав. Благодаря своим свойствам, дерево нейтрализует тяжелые запахи, озонируя воздух.
ygSMdPuDw2U (700x525, 93Kb)
Рубрики:  Россия.Наследие предков.

Зачем русскому борода?

Среда, 18 Сентября 2013 г. 01:02 + в цитатник
Сила Руси – в ее народе. Сила народа, по крайней мере, мужского пола, – в его бороде. Так для чего же русскому человеку нужна была хорошая растительность на подбородке? В годовщину введения Петром I налога на бороды, отвечаем на этот вопрос.

1. Чтобы попасть в Царствие небесное
Патриарх Адриан в конце XVII века написал: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее». Все «скобленные» взрослые мужи без разбора отлучались от церкви. Связано это было с тем, что согласно преданию православный человек должен был по наружности соответствовать образу Христа. Так что гладковыбритым мужчинам вход в Царствие небесное был заказан.

2. Чтобы показать свою силу
На Руси мужчин встречали не по одежке, а по бороде. Ее густоте и окладитости. Густая растительность считалась внешним отражением хорошей породы человека и его мужской силы. Люди с плохо растущей бородой признавались чуть ли не вырожденцами. Безбородые, как правило, оставались в бобылях.

3. Чтобы сохранить свое достоинство
Честь у русского человека находилась в бороде. Ущерб, нанесенный растительности на подбородке, являлся тягчайшим преступлением против личности. Еще Ярослав Мудрый установил штраф за выдранные волосы в бороде. За вырванный клок провинившийся должен был заплатить государству 12 гривен. При Иоанне Грозном опальные бояре подвергались позорной гражданской казни: у них выщипывали волосы из бороды. Смыть такой позор можно было только в монастыре или подвигом на войне.

4. Чтобы подчеркнуть свою русскость
Борода считалась даром Господа. И русский народ по этой части был весьма одаренным. Борода была нашим национальным достоянием, которое оберегалось в том числе негласными уставами не вступать в браки с инородцами. Особенно с теми, которых природа не наделила густой растительностью на лице. Согрешивших с «басурманами» легко узнавали по потомству, а точнее – по «козлиным», редким бородам. Несчастных «награждали» статусом «ублюдок» (от слова блуд), и нужно было приложить не мало усилий, чтобы стать полноправным членом общества.

5. Чтобы иметь гармонию в жизни
Борода для русского человека была не только честью и совестью, но и балансиром в жизни. Утрата волос на бороде непременно сказывалась на судьбе человека. К случайно вырванным клокам и выпавшим волосам на подбородке относились весьма серьезно: «облысевший» мужчина, как правило, шел на исповедь, а затем садился на строгий пост. Люди же, которые добровольно избавлялись от бороды, считались одержимыми. Простые люди сторонились их, чтобы не заразиться бесами. Но самым страшным было для русского человека, когда «скоблился» царь. Это воспринималось в народе национальной катастрофой…

6. Чтобы показать свою независимость
В XIX веке борода воспринималась признаком вольнодумства. Не вызывали подозрений бороды у священников, старообрядцев, купцов. Разночинцы же, отпускавшие бороды расценивались как потенциально опасный, ненадежный элемент. В советскую эпоху борода была атрибутом зажиточного крестьянина, священника или академического ученого, а позднее также поклонников подозрительных интеллектуалов вроде Хемингуэя или неформатного Высоцкого. Таким образом, можно утверждать, что ношение бороды — своего рода нонконформизм, показывающий независимость взглядов ее «хозяина» и даже его революционный настрой. Достаточно вспомнить бородатых вождей мировых революций.

7. Чтобы подчеркнуть свою мужественность
Во все времена борода была признаком мужественности и зрелости. Безбородому мужчине даже отказывали в благословении и не пускали на поле боя. Сегодня, во время размытия гендерных границ, ношение бороды может служить дополнительным показателем маскулинности.
WjU-d4o7ZQg (480x320, 37Kb)
Рубрики:  Россия.Наследие предков.

Реальность страха

Вторник, 17 Сентября 2013 г. 19:33 + в цитатник

ggCAhBtZl2M (604x537, 50Kb)
Рубрики:  Психология

Тронуло...

Вторник, 17 Сентября 2013 г. 19:31 + в цитатник

Kl2dGF-vUs4 (604x604, 60Kb)
Рубрики:  Психология


Понравилось: 1 пользователю

"Я ВАС БОЛЬШЕ ЧЕМ ЛЮБЛЮ..." Адмирал Колчак: роман перед расстрелом

Понедельник, 16 Сентября 2013 г. 21:19 + в цитатник
На берегу извилистой речки Ушаковки из снега встает простой деревянный крест. Это памятник на месте расстрела адмирала Колчака - одной из самых ярких и противоречивых фигур расколотого революцией времени. Блестящий ученый, герой Порт-Артура, жестокий диктатор и мягкий до застенчивости человек. Жизнь и судьба адмирала Колчака обросли легендами, придающими его образу елейный блеск. О его роли в истории России - после долгого вынужденного молчания - жестко спорят историки и политики. В жизни Колчака было много побед и немало поражений. И одна любовь, пережившая его самого. Ее звали Анна Васильевна Тимирева.

Ушаковка впадает в Ангару, неподалеку - тюрьма, где адмирал провел последние дни. (Камере, где он содержался, недавно вернули прежний номер - пятый, сделав ее таким образом мемориальной.) "Его расстреляли здесь, под этим обрывом. Зима 1920 года выдалась суровой даже по сибирским меркам, на таком жестоком морозе даже при желании невозможно было выкопать могилу. А большевики спешили, им было не до церемоний", - рассказывает заместитель директора Иркутского областного краеведческого музея Владимир Свинин. Тело после расстрела погрузили на сани, увезли на Ушаковку и сбросили в прорубь. (Из многочисленных прорубей иркутяне всегда брали воду - водопровода, естественно, не было до 40-х годов, и проруби "оживлялись" постоянно.) Это варварское захоронение породило множество домыслов. Наиболее устойчивый: весной тело достали и похоронили в соответствии с христианским обрядом. "Ангара до мая подо льдом, и там мощное течение. А на дне живут мелкие рачки, которые способны за несколько часов оставить от тела скелет", - считает Владимир Свинин, несколько десятилетий занимающийся иркутским периодом жизни Колчака.

Еще в 60-е годы Свинину удалось встретиться с одним из тех, кто приводил приговор в исполнение. Опубликовать или хотя бы зафиксировать рассказ на бумаге ученый по понятным причинам не решился. "Мой тогдашний собеседник говорил вполголоса, непонятно было, гордился он содеянным или все-таки был смущен". Когда за адмиралом пришли и объявили, что будет расстрелян, он спросил, кажется, вовсе не удивившись: "Вот так? Без суда?"

Перед расстрелом молиться отказался, стоял спокойно, скрестив руки на груди. Попросил лишь передать благословение жене и сыну. Об Анне Тимиревой, добровольно пошедшей под арест, чтобы до конца не расставаться с ним, - ни слова. Наверное, не хотел, чтобы его последние слова, обращенные к ней, Анна Васильевна слышала от приводивших приговор в исполнение. За несколько часов до расстрела Колчак написал ей записку, так до нее и не дошедшую. Десятки лет листок кочевал по папкам следственных дел.

"Дорогая голубка моя, я получил твою записку, спасибо за твою ласку и заботы обо мне... Не беспокойся обо мне. Я чувствую себя лучше, мои простуды проходят. Думаю, что перевод в другую камеру невозможен. Я думаю только о тебе и твоей участи... О себе не беспокоюсь - все известно заранее. За каждым моим шагом следят, и мне очень трудно писать... Пиши мне. Твои записки - единственная радость, какую я могу иметь. Я молюсь за тебя и преклоняюсь перед твоим самопожертвованием. Милая, обожаемая моя, не беспокойся за меня и сохрани себя... До свидания, целую твои руки". Свидания больше не было. Его расстреляли 7 февраля 1920 года, на следующие сутки после дня рождения.

"Прошу чрезвычайную следственную комиссию мне сообщить, где и в силу какого приговора был расстрелян адмирал Колчак и будет ли мне, как самому ему близкому человеку, выдано его тело для предания земле по обрядам православной церкви. Анна Тимирева".

Резолюция на письме: "Ответить, что тело Колчака погребено и никому не будет выдано". А приговора никакого не было. Только записка в реввоенсовет 5-й армии: "Не распространяйте никаких вестей о Колчаке, не печатайте ровно ничего, а после занятия нами Иркутска пришлите строго официальную телеграмму с разъяснением, что местные власти до нашего прихода поступили так под влиянием... опасности белогвардейских заговоров в Иркутске. Ленин". Записка выпускника юридического факультета Петербургского университета, адвоката, пусть и несостоявшегося. Колчак, юридического образования не имевший, писал в 1919-м: "У меня полнота власти, я фактически могу расстрелять преступников, но я отдаю их под суд, и дела затягиваются".

Харитоньевская церковь, где в 1904 году венчался Колчак, по злой иронии судьбы находится на улице 5-й армии - той самой, что сделала Иркутск советским. В церкви, когда-то грациозно красивой, в советское время было общежитие... Теперь серо-бежевые руины храма реставрируются.

"Она, возможно, была сильнее его как личность"

С момента знакомства до расстрела прошло пять лет. Большую часть времени они жили порознь - у каждого семья, у обоих - сыновья. Не виделись месяцами, однажды - год. На костюмированном балу она подарит ему (и еще нескольким знакомым) свое фото "в русском костюме" - его мы публикуем сегодня. И много месяцев спустя друг дома расскажет Анне Васильевне, что этот снимок висит в каюте Колчака. А еще он всюду возит с собой ее перчатку.

Она первой призналась ему в любви - с откровенностью пушкинской Татьяны и решительностью своей тезки Карениной. "Я сказала ему, что люблю его". И он, уже давно и, как ему казалось, безнадежно влюбленный, ответил: "Я не говорил вам, что люблю вас". - "Нет, это я говорю: я всегда хочу вас видеть, всегда о вас думаю, для меня такая радость видеть вас". И он, смутившись до спазма в горле: "Я вас больше чем люблю". Пройдет еще три года, и они будут видеться - на глазах у всех и тайно, урывками. И все будут знать об этой любви, а Софья Колчак, жена адмирала, признается подруге: "Вот увидишь, он разведется со мной и женится на Анне Васильевне". Тимирева разведется с мужем в 1918 году и с этого момента станет его гражданской женой. Ей было 25 лет, ему - 44. Его семья уже давно во Франции...

"Тимирева была очень живой, остроумной и обаятельной женщиной. Помимо женского очарования Колчака, любившего ее восторженной, чуть пугливой даже любовью, восхищали ее острый ум и интерес к политике", - говорит профессор кафедры истории России РГПУ им. Герцена Анатолий Смолин, готовивший к изданию письма Тимиревой к Колчаку.

"Она, возможно, была сильнее его как личность, умея не падать духом даже в запредельных обстоятельствах. Она и в тюрьму Иркутска пошла за Колчаком, самоарестовавшись, чтобы поддержать, - считает Смолин. - Чтобы помочь ему и в последние дни сохранить достоинство - она уже тогда чувствовала, что он станет символом. И стремилась к тому, чтобы этот символ не был "затенен" даже минутной слабостью перед концом". "Наконец находится узда на Совет солдатских и рабочих депутатов, и с ним начинают разговаривать надлежащим тоном, у меня Ваше письмо, такое милое... а днем - сильная весенняя оттепель с ярким солнцем - все вместе привело меня в прекрасное состояние духа, и так хочется верить, что ничего - мы еще повоюем!" - письмо Анны Тимиревой от 17 марта 1917 года. "От чтения газет, рассуждений о коалиционном правительстве, об утешительных событиях на флоте, о Ленине, анархистах и тому подобной прелести голова окончательно приходит в негодность..." - письмо от 7 мая 1917-го.

"Арестована бывшая куртизанка - жена Колчака"

Тимиреву после расстрела Колчака выпустили из тюрьмы - ненадолго. Уже в июне 1920-го ее отправляют "сроком на два года без права применения к ней амнистии в Омский концентрационный лагерь принудительных работ". Освободившись из лагеря, она выходит замуж - от отчаяния, от безвыходности, и с тех пор носит двойную фамилию. "За контрреволюционную деятельность, выразившуюся в проявлении среди своего окружения злобных и враждебных выпадов против Советской власти, ОО УГБ НКВД арестована бывшая куртизанка - жена Колчака, Книпер-Тимирева Анна Васильева... Обвиняется в том, что, будучи враждебно настроенной к Советской власти, в прошлом являлась женой Колчака, находилась весь период активной борьбы Колчака против Советской власти при последнем... до его расстрела... На данный период Книпер, не разделяя политики Соввласти по отдельным вопросам, проявляла свою враждебность и озлобленность по отношению к существующему строю, т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58, п. 10 УК. Виновной Книпер себя признала". Срок - пять лет.

Хождение по мукам продолжается. "Освобождать ее ни в коем случае нельзя - она связана с верхушкой колчаковской военщины и баба активная", - с истинно большевистской галантностью оценивает характер своей "подопечной" представитель Сибирской ВЧК. Сын Анны Васильевны от первого брака Володя Тимирев за переписку с отцом, находящимся за границей, будет расстрелян в 1938-м.

"Химера в адмиральском мундире"

"С моей точки зрения, Колчак был прирожденным ученым. 50 лет назад, когда я пришел в музей, мы с коллегами-палеонтологами работали с коллекциями, привезенными Колчаком. Они и теперь безупречны - четкая систематизация, огромный, блестяще сформированный научный аппарат. Я был связан с членами Географического общества, и они даже в советское время с благоговением говорили об этой его деятельности. Но это лишь одна сторона медали", - мы беседуем с Владимиром Свининым в огромном холодном зале краеведческого музея, где когда-то с отчетом об экспедиции выступал адмирал Колчак...

Иркутское буржуазное правительство было расстреляно колчаковцами, а тех, кого не расстреляли, вынудили уехать - в 24 часа. Значительная часть местного населения ненавидела Колчака больше, чем большевики... Здесь не знали крепостного права, и крестьянство было по среднероссийским меркам зажиточным. "Кто был в окружении Колчака? Офицеры, потерявшие свои поместья в России, потомственные крепостники. Они относились к крестьянам как к крепостным, за людей не считали. И натолкнулись на ненависть, которой могло бы и не быть. Пороть крестьян у них было почти привычкой". Сегодняшнее отношение к "Верховному правителю России" в Иркутске трудно назвать однозначным: "Колчак - это исключительно многогранная личность, это истинный бриллиант, который постоянно открывается новой гранью: то полярный ученый, то знаменитый военный теоретик... Гражданская война выдвинула на первый план людей иного склада - атаманов. Колчак не сумел распознать пятую колонну в лице эсеров, не смог наладить отношения с интервентами - то есть с союзниками. Но его несомненная заслуга в том, что белое знамя оказалось в чистых руках. Пусть он проиграл, но он достоин быть примером, его трудно в чем-либо упрекнуть". Пафосно апологетическая точка зрения, сторонником которой является доцент кафедры истории Иркутского технического университета Павел Новиков, крепнет нынче в среде интеллектуальной молодежи Иркутска. И активно поддерживается казачеством и политическими организациями, именующими себя "патриотическими". Сторонникам подобной "канонизации" противостоят историки и представители старшего поколения, весьма далекие от политики, для которых эпоха правления Колчака - часть их собственного жизненного опыта. "Не стоит воспринимать сегодняшнюю нашу критичность отношения к Колчаку как следствие коммунистического воспитания, - объясняет эту точку зрения Свинин. - Просто среди нас живет много людей, чьи семьи пострадали от жестокости колчаковщины. Мой дядька еще легко отделался - ему только все ребра переломали, пока искали "красных"... Многие крестьяне, переселившиеся в нашу губернию во времена Столыпинской реформы, были вынуждены целыми деревнями спасаться в лесах. Их деревни просто сжигали". Партизанский отряд тестя Свинина конвоировал золотой запас армии Колчака до Иркутска. "Они шли в партизаны, поскольку боялись, что колчаковцы их уничтожат. Партизанское движение, организованное большевиками в Сибири, - миф советского времени. Оно возникло стихийно - как реакция на палочную дисциплину, безумные репрессии и реквизиции. "Красных" тогда считали меньшим злом. Так что колчаковцы собственной жестокостью, увы, только помогли коммунистам. Удача компартии - что она смогла стихийное движение недовольных взять в свои руки". Они выбрали "красных", поскольку уже хорошо знали "белых". А потом сопротивляться было уже поздно.

Сам Колчак свои политические убеждения в письмах к любимой женщине обрисовывает предельно внятно: "Будем называть вещи своими именами, как это ни тяжело для нашего отечества: ведь в основе гуманности, пасифизма, братства рас лежит простейшая животная трусость... "Товарищ" - это синоним труса прежде всего". Еще одна предельно внятная оценка: "Что такое демократия? - Это развращенная народная масса, желающая власти. Власть не может принадлежать массам в силу закона глупости числа: каждый практический политический деятель, если он не шарлатан, знает, что решение двух людей всегда хуже одного /.../, наконец, уже 20-30 человек не могут вынести никаких разумных решений, кроме глупостей". Это сказано в 1919-м.

Поиски красных и их пособников по деревням, переходившие в резню и побои, политика "выжженных деревень" порождали ненависть. Многие крестьяне только что сняли шинели солдат Первой мировой войны, они устали воевать и, по большому счету, были вообще равнодушны к любой власти. Но Колчак начал мобилизовывать крестьян. "Винтовка рождает власть - эта формула Мао Цзэдуна очень подходит для характеристики происходившего здесь в революцию и Гражданскую войну. Колчак не контролировал, не мог контролировать военные формирования. Многое зависело от командиров, среди которых, как в любой добровольческой армии, было много авантюристов. Они играли с судьбой, - размышляет заведующий кафедрой истории Иркутского технического университета профессор Игорь Наумов. - Если самого Колчака можно считать идеалистом, то в его близком окружении были люди, стремившиеся сделать карьеру любой ценой. Колчак оказался зависимым от них. Он стал заложником ситуации, предопределившей его гибель".

Барон Будберг так описывал Колчака, "испитого и сурового на вид": "Несомненно, очень нервный, порывистый, но искренний человек". "Жалко смотреть на несчастного адмирала, помыкаемого разными советчиками и докладчиками, он болтается по воле тех, кто сумел привести его доверие". А вот выдержки из дневника Н. В. Устрялова за 1919 год: "Можно, пожалуй, сказать, что чувствуется на этом лице некая печать рока, обреченности".

Адмирал, провозглашенный Верховным правителем России, остро чувствовал ответственность за страну и свое бессилие: "Быть русским... быть соотечественником Керенского, Ленина, Дыбенко и Крыленко... ведь целый мир смотрит именно так: ведь Иуда Искариот на целые столетия символизировал евреев, а какую коллекцию подобных индивидуумов дала наша демократия, наш "народ-богоносец".

"Как вы думаете, Колчак - бренд для нашего региона?" - поинтересовался у меня иркутский коллега, озабоченный модной нынче здесь темой установки памятника "Верховному правителю России". Поистине - трагедия повторяется как фарс. "Химерой в адмиральской форме" в шутку называла Анна Тимирева Колчака. Сегодня эта метафора звучит как нельзя более актуально.

справка

Колчак Александр Васильевич родился в 1874 году в офицерской семье, окончил Морской кадетский корпус. Получил известность как исследователь сибирской Арктики. Участник русско-японской войны, командовал миноносцем "Сердитый", затем артиллерийской батареей в Порт-Артуре, был награжден золотым оружием "За храбрость". В начале Первой мировой войны служил в штабе Балтийского флота, организатор успешной минной войны на море. В 1916 году произведен в контр-адмиралы, затем в вице-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом. Поддержал Февральскую революцию. В июне 1917 года ушел в отставку в знак протеста против развала русского флота. При этом произнес перед матросами гневную речь и выбросил в море золотое оружие. В августе-октябре 1917 года консультант ВМФ США, затем поступил на службу в ВМФ Великобритании, но к своим обязанностям не приступил. В апреле-мае 1918 года занимался формированием белых войск в Маньчжурии. В ноябре того же года был назначен военным министром Директории. После военного переворота 17-19 ноября - Верховный правитель России с диктаторскими полномочиями. Арестован белочехами под Иркутском. Расстрелян в феврале 1920 года в Иркутске по личному распоряжению Ленина.

Тимирева Анна Васильевна родилась в 1893 году в Кисловодске, в семье известного музыканта Сафонова. В 1906 году семья переехала в Петербург, где Анна Васильевна окончила гимназию княгини Оболенской (1911 г.) и занималась рисунком и живописью в частной студии С.М. Зейденберга. Свободно владела французским и немецким. В 1911-1918 гг. - замужем за С.М. Тимиревым. В 1918-1919 годах - переводчица Отдела печати при Управлении делами Совета министров и Верховного правителя. Самоарестовалась после ареста Колчака в январе 1920 года. Освобождена в том же году по октябрьской амнистии. В мае 1921 года вторично арестована. Аресты и ссылки в 1922, 1925, 1935, 1938 и 1949 годах. До 1960-го - в "минусе" без права проживания в 15 крупных городах СССР. В промежутках между арестами работала библиотекарем, архивариусом, маляром, бутафором в театре, чертежницей. Реабилитирована в марте 1960 года. Умерла в 1975 году.

Седьмое февраля
И каждый год Седьмого февраля
Одна с упорной памятью моей
Твою опять встречаю годовщину.
А тех, кто знал тебя, - давно уж нет,
А те, кто живы, - все давно забыли.
И этот, для меня тягчайший, день -
Для них такой же, как и все, -
Оторванный листок календаря.
А.В. Тимирева
1969 г.
Юлия Кантор
Иркутск-Санкт-Петербург
Kolchak_2 (351x400, 26Kb)
Рубрики:  Адмирал Александр Колчак


Поиск сообщений в Scharif
Страницы: [6] 5 4 3 2 1 Календарь