-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Sashul

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.11.2009
Записей: 4347
Комментариев: 209
Написано: 4821


Без заголовка

Среда, 28 Декабря 2011 г. 15:47 + в цитатник
Цитата сообщения Жена_Мария Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей (Часть 4)

Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей (Часть 4)


Наталия Григорьевна Вознюк Полная энциклопедия современных
развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет


Часть 4
«Пойм
ай кольцо»

Эта игра развивает точность, внимание, умение ориентироваться в пространстве, равновесие.
Из тонкой проволоки согните кольцо диаметром 2–3 см, привяжите к нему прочную длинную нить и
подвесьте к люстре. Оно должно находиться примерно на уровне груди участников игры. К кольцу
привяжите небольшой колокольчик.
Один из участников встает на расстоянии 3 шагов от кольца. Ведущий считает: «Раз, два, три! Мизинец!»
Игрок должен, четко следуя командам, сделать 3 шага и попасть в кольцо тем пальцем, который назвал
ведущий. Если это получилось, он получает 1 очко, а на его место встает следующий игрок.
Игру можно усложнить, завязав игроку глаза или произнося команды быстрее.

«День—ночь»
Эта игра не только очень веселая, она развивает внимание, способность быстро реагировать на
неожиданные сигналы.
Чем больше ребят участвует в этой игре, тем веселее. Сначала выбирают ведущего и «сову». Ведущий
объявляет: «День наступает, все оживает!» Днем «сова» спит, а все остальные веселятся, прыгают,
бегают. Затем ведущий неожиданно говорит: «Ночь наступает, все замирает – сова вылетает!» В тот же
момент все игроки должны замереть, а «сова» просыпается, ходит между ними и следит, чтобы все спали.
Она также может попытаться рассмешить ребят. Того, кто пошевелится или засмеется, сова утаскивает к
себе в гнездо, и следующую игру он пропускает.
Продолжительность «дня» и «ночи» ведущий выбирает произвольно. Игра будет тем интереснее, чем
неожиданнее они будут сменяться.

Игры на свежем воздухе

«Родео»
Эстафета проходит парами.
Вам понадобятся мячи (по числу пар) и метки (кегли, кубики), метки следует расположить на расстоянии
2–3 м друг от друга.
Пара участников зажимает головами мяч и так передвигается до 1-й метки, а затем возвращается
обратно, потом – до 2-й метки и обратно, и так – до самой последней метки.
Эстафету выигрывает пара, которая первой достигнет завершающей метки, не уронив мяча.

«Перекати поле»
Игроки делятся на команды.
Для игры вам понадобятся мячи и обручи.
Задача каждого игрока – довести мяч обручем (мяч катится по полю внутри обруча, игрок лишь
направляет обручем мяч) до обозначенной границы, вернуться назад и передать эстафету следующему
участнику.
Побеждает команда, последний игрок которой первым вернется к месту старта, выполнив условия
соревнования.

«Сбор урожая»
Участники делятся на команды.
Для игры понадобится по 3 мяча для каждой команды.
Задача игроков – пронести в руках одновременно 3 мяча до обозначенной границы и вернуться обратно,
не уронив «урожай».

«Хоккей по кругу»
В этой игре каждому игроку нужна клюшка, камень или шайба, кегля или подобный предмет. Путем
жеребьевки выбирается ведущий.
Игроки встают в круг, каждый ставит возле себя кеглю. Ведущий встает в центр круга.
Задача ведущего – сбить кегли игроков и защитить свою, в то же время игроки должны оберегать свои
кегли, но стараться сбить кеглю ведущего. Тот, кто смог сбить кеглю ведущего, встает на его место. Игрок,
чья кегля была сбита ведущим, выбывает из игры.

«Каракатицы»
Эстафета проходит парами.
Один из участников передвигается с помощью рук, другой держит его за ноги.
Дойдя таким образом до обозначенной границы, оба игрока возвращаются назад бегом и передают
эстафету следующей паре.

«Сплоченная команда»
В игре участвуют 2 команды (по 4–6 человек).
Каждому игроку выдается палка. Все участники встают в круг.
Игра состоит из 10 раундов (начало раунда обозначается командой ведущего).
Ведущий дает команду. Каждому игроку необходимо удержать палку соседа, при этом отпустив свою.
После 10 раундов участники команд должны удержать все палки, не потеряв ни одного игрока.
Основное правило игры – слаженная работа игроков внутри команды.

«Воздушный волейбол»
Игроки делятся на команды.
Поперек площадки натягивается веревка или канат. Обеим командам выдается одинаковое количество
воздушных шаров (количество воздушных шаров для одной команды должно в 2–3 раза превышать
количество игроков в команде).
Задача команд – за 1 минуту перебросить на сторону соперников как можно больше воздушных шаров.
Победители выявляются путем подсчета шаров на своей территории (шаров должно быть меньше, чем у
соперников).

«Летающий мяч»
Для игры вам понадобится мяч.
Игроки встают в круг, водящий – в центр. Игроки перебрасывают друг другу мяч, а водящий пытается его
поймать или хотя бы дотронуться до него. Игрок, при броске которого мяч был пойман или осален,
становится водящим.
Игроки должны подбрасывать мяч на такую высоту, чтобы его можно было поймать.

«Найди пару»
Игроки становятся в круг парами один позади другого. Водящий находится в центре круга. Он по очереди
подходит к каждой паре со словами: «Пустите меня к себе»: Ему должны ответить: «Не пустим, иди туда»,
показывая на самую дальнюю пару.
Водящий бежит к указанной паре, в это время остальные игроки меняются местами, но не в своей паре.
Пока происходит смена пар, водящий пытается занять чье-либо место. Игрок, оставшийся без пары,
становится водящим.

«Попади в подвижную цель»
Для игры необходимо начертить круг диаметром около 3 м. Водящий становится в центр круга, держа в
руках мяч. Два игрока встают за пределами круга лицом друг к другу, в руках у них по теннисному мячу.
Водящий подбрасывает мяч, а игроки, стоящие вне круга, должны попасть теннисными мячами в летящую
цель. Если никто из них не попадает в летящий мяч, в игру вступает следующая пара участников.

«Дрессированный слон»
Участники делятся на 2 команды.
Игроки первой команды встают в колонну, обхватив за пояс стоящего впереди и наклоняясь вперед. Эта
команда – дрессированный «слон». «Слон» ходит по кругу.
Участники второй команды разбегаются и пытаются запрыгнуть на спину «слона» поближе к голове. При
этом руками пользоваться не разрешается. Когда все участники команды оказываются на спине «слона»,
команды меняются ролями.

«Егерь»
Игра рассчитана на большое количество участников. Перед началом игры необходимо обозначить
территорию игрового поля. Для игры потребуется мяч.
Путем жеребьевки выбирается «егерь», остальные участники – «дичь». «Егерь» играет в мяч внутри
площадки, в это время остальные игроки произвольно передвигаются по игровому полю. В какой-то момент
«егерь» кричит: «Дичь!» После этого все участники замирают на своих местах, а «егерь» пытается попасть
мячом в кого-нибудь из них со своего места. Игрок, в которого попал мячом «егерь», становится его
помощником. «Егерь» повторяет действия, описанные выше. В случае, когда егерь находится далеко от
«дичи», он может передать мяч помощнику, чтобы тот кинул мячом в игроков. Если «егерь»
промахивается, «дичь» начинает движение, а «егерь» ловит мяч и снова командует: «Дичь!», чтобы все
остановились.
Игроки не имеют права перемещаться после команды егеря и прятаться от него и его помощника за
какими-либо предметами.

«Мушкетеры»
Для игры понадобятся клюшки или палки, 2 гимнастических обруча и пара шайб или камешков.
Играть можно вдвоем или парами. Каждый игрок встает около своего обруча, кладет в него шайбу и
берет в руки клюшку. По команде игроки начинают выталкивать клюшками шайбы из обруча соперника.
Побеждает игрок, сумевший первым выбить шайбу из обруча противника.

«По порядку становись!»
Игроки делятся на 2 команды по 10 человек. У ведущего 2 комплекта разноцветных карточек с числами
от 1 до 10. Перед началом игры ведущий перемешивает карточки из каждого комплекта и по одной
прикрепляет на спины игроков. Никто из игроков не знает, какое число написано у него на спине. Узнать
число игрок может, только спросив его у своего соседа.
По сигналу ведущего команды должны построиться так, чтобы игроки располагались внутри команды по
порядку.
Побеждает команда, игроки которой первыми построятся в верной последовательности.

«Точно в круг»
На асфальте или на земле чертится круг диаметром 50 см.
Играющие по очереди выполняют следующие действия: встают в круг, берут в руки мяч, подбрасывают
мяч (пока он летит, нужно подпрыгнуть и повернуться во время прыжка на 360 °, приземлившись в
пределах круга).
Победит участник, сумевший выполнить это задание большее число раз.

«Кто медленнее?»
В этой игре соревнуются «улитки». Сначала отмечают линии старта и финиша на расстоянии 3–4 м друг
от друга. Игроки встают на линию старта и по команде ведущего начинают двигаться вперед. Ведущий
должен следить за тем, чтобы участники не останавливались и не двигались назад. Побеждает тот, кто
пришел к финишу последним.
Игр а не так проста, как кажется на первый взгляд, она развивает терпение, внимание и
сообразительность.

«Тише едешь»
Эта игра была в свое время очень популярна. Она не только интересная и веселая, но хорошо
тренирует внимание, терпение и реакцию.
Из участников выбирается ведущий, затем он отмечает старт и финиш на расстоянии 20–25 м. Игроки
встают на линию старта, а ведущий поворачивается к ним спиной и говорит: «Тише едешь – дальше
будешь. Стоп!» Игроки должны пробежать как можно большее расстояние, а после слова «стоп»
остановиться. Ведущий поворачивается к игрокам и, если увидит, что кто-то не остановился вовремя,
дисквалифицирует его. После этого он снова поворачивается к участникам спиной и говорит: «Тише едешь
– дальше будешь».
Побеждает тот игрок, который первым добежит до финиша.

«Назови число»
Для этой игры потребуется мяч. Все игроки встают в круг. Один из них кидает мяч и во время броска
называет число от 1 до 19. Тот игрок, которому кинули мяч, должен назвать число на один больше. Это
следует делать быстро, пока мяч еще летит. Поймав мяч, он кидает его следующему игроку и называет
другое число, но так, чтобы оно не следовало по порядку за первым или вторым из тех, которые уже
назвали.
Игра не так проста, как кажется на первый взгляд. Все надо делать очень быстро, а когда числа
произносятся по порядку, многие называют следующее за ними число. Тот из участников, который ошибся,
выбывает из игры.
Эта игра способствует улучшению внимания, реакции, скорости мышления и восприятия.

«Домики»
Для игры необходимо четное количество участников. Они делятся на 2 команды. Каждая команда рисует
себе квадратный «домик» со стороной около 10 м. Игроки первой команды берут мяч и начинают бросать
его друг другу. Затем один из участников неожиданно бросает мяч в домик команды соперников. Если ему
удалось попасть в кого-либо из игроков, его команда получает одно очко, и мяч остается у них. Если нет,
его команда получает штрафное очко, а мяч переходит в руки другой команды.
Игроки из этой команды также бросают друг другу мяч, а потом пытаются выбить кого-нибудь из первой
команды.
Когда команда набирает 4 штрафных очка, один из ее игроков выбывает из игры. Еще 4 очка – выбывает
еще один человек. Побеждает команда, которая потеряла меньшее количество игроков.

«Горячая картошка»
В начале игры выбирается ведущий. Остальные участники встают в круг, а ведущий поворачивается к
ним спиной.
По команде ведущего игроки быстро передают друг другу мячик, но не бросают. Когда ведущий
командует «Стоп!», тот из игроков, у кого оказался в руках мяч, выбывает из игры. Побеждает последний
оставшийся игрок.

«Два хоровода»
Чем больше игроков будут играть в эту игру, тем веселее и интереснее.
Сначала выбирают ведущего. Остальные игроки образуют 2 круга – один поменьше, другой побольше.
Маленький круг располагается внутри большого. Они кружатся в разные стороны под музыку. Когда
ведущий останавливает музыку, стоящие во внутреннем круге поднимают руки вверх, образуя «ворота».
Игроки внешнего круга пробегают под «воротами» туда-обратно. Когда музыка вновь включается, «ворота»
закрываются, а те, кто остался внутри, считаются пойманными и становятся во внутренний круг.
Когда во внутреннем круге станет больше ребят, чем во внешнем, хороводы меняются местами.

«Белки, орехи и шишки»
Количество игроков в этой игре должно быть кратно 3 плюс ведущий и водящий. Участники встают по
трое в маленький хоровод и начинают кружиться. В каждом кругу должны быть «белка», «орех» и «шишка».
Водящий ходит между кругами, потом неожиданно выкрикивает: «Белки, меняй!». После этого все «белки»
должны поменяться местами, а водящий – постараться занять одно из свободных мест. Тогда он
становится «белкой», а тот игрок, которому не хватило места – водящим.
Точно так же можно говорить: «Орехи, меняй!» или «Шишки, меняй!». Соответственно, местами должны
будут поменяться «шишки» или «орехи». В разгар игры можно неожиданно дать команду: «Белки, орехи и
шишки, меняй!» Это вызывает у детей смех и оживление.

«Кот и мышонок»
В этой игре должно быть четное количество игроков. С помощью считалки выбирают «кота» и
«мышонка». Остальные дети встают в пары по кругу. В каждой паре дети стоят лицом друг к другу и
берутся за руки.
«Мышонок» должен убежать от «кота».
Для этого он подлезает под руки одной из пар и встает спиной к одному из играющих. Тот, к кому встали
спиной, становится «мышонком», и теперь он должен убегать от «кота». Если «кот» догонит «мышонка» и
коснется его рукой, играющие меняются ролями.
« Мышонок» не должен долго бегать, он должен быстрее встать к какой-либо паре. Чем быстрее
меняются игроки, тем интереснее игра.

«Мяч через круг»
На земле чертят круг диаметром 3–4 м. Играющие встают рядом с линией. Ее переступать нельзя.
Ребята перебрасывают мяч, называя имя того, кому он направлен. Тот, кто не поймал мяч, садится на
корточки и не принимает участия в игре до тех пор, пока кто-нибудь другой не ошибется.
В этой игре побеждает тот, кто ни разу не уронил мяч.

«Ракеты»
Для этой игры надо собрать большое количество ребят. По краям площадки на земле чертят 5–7
треугольников. Это будут «ракетодромы». Внутри них кругами изображают ракеты, но их должно быть
меньше числа участников. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, приговаривая: «Ждут нас быстрые ракеты
для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места
нет».
После этих слов ребята разбегаются, стремясь быстрее занять место в «ракете». Те, кто опоздали,
считаются проигравшими. После этого игру повторяют.

«Кузнечики»
В этой игре может принимать участие любое количество детей. Все встают около столба или дерева. По
очереди каждый подходит к нему, поднимается на носочки, вытягивает руку вверх и делает мелом отметку.
Затем немного приседает и прыгает как можно выше. Во время прыжка он должен поставить вторую
отметку.
Тот, у кого будет наибольшее расстояние между метками, считается победителем.

«Лови мяч»
Все игроки становятся в круг на расстоянии вытянутой руки. Водящий встает за кругом позади того, у
кого находится мяч.
По сигналу игроки начинают быстро передавать мяч друг другу. Это можно делать как по часовой, так и
против часовой стрелки, однако мяч разрешено бросать только соседу. Водящий должен поймать мяч или
дотронуться до него. Тогда он становится в круг, а тот, кто не сумел поймать мяч, становится водящим.

«Перепрыгни»
Для игры потребуется достаточно длинная веревка и небольшой мешок с песком, привязанный к ней.
Все играющие становятся в круг. В центр встает водящий. Он вращает веревку так, чтобы мешок
скользил по земле. Ребята должны подпрыгивать над веревкой. Тот, кто зацепится за нее, становится
водящим.

«Петушиные бои»
Игроки делятся на 2 команды. На земле чертят круг диаметром 3–4 м.
Каждая команда выбирает по 1 игроку, они заходят в круг, встают на одну ногу, убирают руки за спину,
изображая петухов. Цель – вытолкнуть противника плечом за пределы круга или заставить его встать на
обе ноги. Команда победителя получает 1 очко. Если во время выталкивания оба игрока выйдут из круга,
ни одна команда не получает очков.
Затем в круг встает следующая пара игроков. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не побывает в
роли петуха. Победителем считается та команда, которая набрала больше очков.

«Ловись, рыбка!»
Чем больше ребят будут принимать участие в этой игре, тем интереснее и веселее она будет.
На земле чертят площадку примерно 10 х 15 м. Двое водящих – «рыбаки» – встают за пределами этой
площадки. Все остальные – «рыбы» – бегают внутри. «Рыбаки», взявшись за руки, выкрикивают: «Рыбаки
выходят на ловлю!» Их цель – поймать «рыбу», окружив ее руками. Пойманный встает между «рыбаками»,
они берутся за руки и продолжают ловлю уже втроем.
Игра заканчивается, когда все «рыбы» переловлены. Последние 2 игрока, попавшие в сети, становятся в
новой игре «рыбаками».
Вот несколько правил этой игры:
– «рыба», выбежавшая за линию площадки, считается пойманной;
– чтобы поймать «рыбу», надо окружить ее сетями, но нельзя затаскивать руками;
– «рыбы» могут выскальзывать из сети, но только до тех пор, пока сеть не замкнулась;
– нельзя разрывать сеть.

«Займи квадрат»
Эта игра больше подходит для мальчиков, но нравится и некоторым девочкам.
На земле чертят 3 квадрата следующих размеров: 3 х 3, 2 х 2, 1 х 1 м. В большой квадрат встают 4
игрока. Встав на одну ногу и убрав руки за спину, они начинают выталкивать друг друга плечом. Трое
выбывших игроков переходят в средний квадрат, затем 2 оставшихся – в малый. Тот игрок, который
остался в большом квадрате, получает 4 балла, второй победитель – 3, третий – 2, а выбывший из малого
квадрата – 1. После этого в борьбу вступает следующая четверка игроков.
По окончании игры можно провести финал между участниками, набравшими наибольшее количество
очков.

«Отними мяч»
Для игры нужна открытая площадка 20 х 20 м. Участники разбиваются на 2 команды, в каждой выбирают
капитана. Те выходят на середину площадки и разыгрывают мяч. Игрок, завладевший мячом, должен
передать его кому-либо из своей команды, а игроки команды соперников стремятся отобрать мяч. Цель
игры – сделать 10 передач подряд между своими игроками. Той команде, которой это удалось,
присуждается 1 очко. После этого игра начинается вновь с середины поля. Если мяч перехватили
соперники, счет начинается сначала. Вот несколько основных правил игры: – мяч можно только
перехватывать или выбивать;
– если мяч вылетел за пределы площадки, команда соперников выбрасывает его с того места, где он
перелетел линию;
– если за мяч схватятся одновременно 2 игрока, между ними разыгрывается спорный мяч, как в начале
игры;
– мяч можно вести только ударяя об пол, как в баскетболе;
– если кто-либо из игроков допустил грубое нарушение во время игры (толкнул, ударил, вырвал мяч и
т. д.), мяч отдается команде соперников.
Побеждает команда, которая набрала большее количество очков. Время игры устанавливается в начале
по соглашению между участниками.

«Веселая эстафета»
Все участники разбиваются на 2–4 команды и выстраиваются в колонны на некотором расстоянии друг
от друга. Расстояние между игроками в колоннах должно быть на менее 1 м. Каждый обозначает свое
место кругом. Напротив колонн на расстоянии 7–8 м следует поставить стойки. Игроки, стоящие первыми,
берут в руки скакалку или веревку.
П о сигналу судьи эстафета начинается. Первые игроки бегут к своим стойкам, огибают их и,
возвращаясь назад, дают один конец скакалки игроку, стоящему следом за ним. Держа скакалку за концы,
они бегут вдоль своей колонны с разных сторон от нее, а стоящие игроки перепрыгивают скакалку. Если
кто-то зацепился или задел скакалку ногой, команда получает штрафное очко. Пробежав колонну, первый
игрок становится в конец, а второй игрок так же обегает стойку, возвращается и дает конец скакалки
следующему за ним игроку.
Когда все игроки команд пробегут со скакалкой и она окажется в руках у начинавшего игру, эстафета
считается законченной. Побеждает та команда, которая выполнила задание раньше и получила меньшее
количество штрафных очков.

«Защита и нападение»
Все играющие встают в круг на расстоянии вытянутой руки. На земле перед ними чертят круг. Они не
имеют права переступать эту линию. В центре круга ставится укрепление из 3 палок, связанных сверху
веревкой. Выбирают водящего. Его задача – защищать это укрепление.
Стоящие в кругу игроки перебрасывают друг другу мяч и пытаются сбить им треножник. Защитник
отбивает мяч руками и ногами. Тот игрок, которому удалось сбить укрепление, меняется местами с
защитником.
Защитник не должен держать укрепление руками. Если мяч задел укрепление или сдвинул его с места,
но оно не упало, игра продолжается. Если защитник сам уронил укрепление, на его место становится
игрок, который в этот момент бросал мяч.

«Защити кегли»
Расстановка игроков такая же, как и в предыдущей игре, только в центр круга ставят 5 пластмассовых
кеглей в шахматном порядке. Водящий должен защищать кегли от мяча, не дать им упасть. Игра
заканчивается, когда сбита последняя кегля.

Эстафета «Паровозик»
Все игроки делятся на 2 команды и выстраиваются в колонны по одному на некотором расстоянии друг
от друга. Перед колоннами через 20 м ставится стойка. Каждый участник обхватывает руками за пояс
впереди стоящего игрока. По сигналу команды бегут к стойкам, огибают их и возвращаются к стартовой
линии. Выигрывают игроки той команды, которые первыми выполнили задание и не разъединили рук.

«Красные и белые»
Игра проводится на большой площадке. Две команды – «красные» и «белые» – строятся в шеренги на
расстоянии 4–5 м друг от друга. Судья подкидывает вверх диск, одна сторона которого белая, а другая –
красная. Если диск упадет белой стороной вверх, команда «белых» пытается догнать и осалить команду
«красных», и наоборот. За каждого осаленного игрока команда получает 1 очко. Команды должны убегать и
догонять одинаковое число раз. Та команда, которая набрала большее количество очков, становится
победителем.

«Разорви цепь»
Играющие делятся на 2 команды, встают в шеренги лицом друг к другу и берутся за руки. Игроки одной
команды спрашивают: «Цепи, цепи кованы, кем вы не раскованы?» Игроки команды соперников называют
одного из игроков первой команды. Он должен попытаться разорвать цепь команды, вызвавшей его. Если
это удалось сделать, он забирает 2 игроков, образовавших порванное им звено цепи, если нет – сам
встает в цепь соперников.

«Война городов»
Для игры необходима большая площадка примерно 10 х 20 м. Участники делятся на 2 команды, каждая
команда выбирает капитана. Игроки выстраиваются за линиями «городов».
Жребием определяется команда, начинающая игру. Капитан посылает одного из игроков в «город»
команды соперников. Ее игроки вытягивают правые руки, согнутые в локтях, вперед, ладонями вверх.
Игрок первой команды подходит и трижды хлопает правой рукой по ладоням, громко считая при этом: «Раз,
два, три!» Сразу после этого он разворачивается и бежит в свой «город». Тот, чьей ладони он коснется в
третий раз, должен догнать его и осалить. Если это удалось сделать, пойманного игрока берут в плен, и он
становится за спиной осалившего. Если поймать его не удалось, вызванный игрок становится пленником.
После этого капитан другой команды посылает игрока в «город» соперников. Если пойман игрок, у
которого за спиной стоит один или несколько пленников, он сам становится пленником, а все стоящие за
ним игроки возвращаются в свой «город». Таким образом количество игроков в командах постоянно
меняется.
Выигрывает та команда, которая за предварительно оговоренное время заберет в свой «город» больше
пленных.

«Засада»
Посередине игровой площадки прочерчивают 2 линии на расстоянии 2 м друг от друга. В этой зоне стоит
водящий, а остальные игроки перебегают через нее с одной стороны площадки на другую. Водящий
должен ловить их, не заходя за очерченные границы. Тот, кого он поймал, становится вместе с ним в зону
и помогает ловить игроков. Последний непойманный игрок считается победителем.
«Догонялки в лабиринте»
Участники игры делятся на 4 группы по 6 игроков или на 5 групп по 5 игроков. Они становятся в
параллельные шеренги лицом в одну сторону. Ребята каждой шеренги берутся за руки. В образовавшихся
коридорах один из участников убегает, а другой его догоняет. По сигналу судьи игроки, стоящие в
шеренгах, поворачиваются по часовой стрелке на 90° и опять берутся за руки, образуя новые коридоры.
Чтобы игра не становилась скучной, судья должен достаточно часто менять водящего и убегающего.

Игры с подростками (10–12 лет)

Мы эрудиты
Есть игры, например шахматы, которые заставляют игрока максимально задействовать свои умственные
способности. Именно такие игры вы найдете в этом разделе книги. И все-таки даже «умные», сложные
игры – это отдых. Ведь главное в отдыхе – отключиться от того, чем занимаешься постоянно.
Вам придется «перетрясти» свои знания, призвать на помощь смекалку и умение логически мыслить.
Рукам также найдется работа: некоторые из составляющих для игр придется сделать самим.

«Абракадабра»
В этой игре участникам за отведенное время необходимо восстановить смысл следующего
стихотворения путем перестановки слов, а при необходимости, фраз:
Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке;
Мушкетеры спят в овраге,
Поросята точат шпаги;
Раки в цирк бегут ватагой,
Дети дремлют под корягой;
Волки плавают по дну,
Щуки воют на луну;
Это что за ералаш!
Заточите карандаш!
Я приказываю вам
Все расставить по местам!

«Линии»
В игре принимают участие 2 игрока. Для игры понадобится квадратная доска произвольного размера,
расчерченная на квадраты, в углах которых располагаются точки 2 цветов, например желтого и красного.
Каждому из игроков предлагается выбрать какой-нибудь цвет и постараться соединить свои 2 точки
горизонтальной или вертикальной чертой, чтобы получить длинную цепочку. Важное условие: линии
игроков не должны пересекаться.
Задача игроков – помешать друг другу составить более длинную цепочку.

«Исторический зоопарк»
Для игры понадобится лист с изображениями животных и птиц, каким-либо образом повлиявших на ход
истории. Лист вывешивается на видном месте.
Ведущий засекает время, в течение которого участники должны определить, чем каждое из животных
знаменито, в истории какого народа оно сыграло важную роль.
По истечении времени подводятся итоги: ответ, повторившийся у троих или более участников, не
оценивается, у двоих – оценивается в 1 очко каждому верно ответившему, у одного – в 2 очка. Если
участник вспомнил и описал исторически важное животное, не изображенное на иллюстрации, ему
присваивается 2 дополнительных очка.
Победителем является участник, набравший наибольшее количество очков.
На листе могут быть изображены следующие животные: лошадь, волк, слон, корова, черепаха, павлин,
змея, гуси и другие.

Забавные вопросы
Сын моего отца, а мне не брат? (Я сам.)
Какая обувь в огне делается и с ног не снимается? (Подкова.)
Кто говорит на всех языках? (Эхо.)
Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон.)
Что в воде не тонет и в земле не гниет? (Древесный уголь.)
Кто сам дубовый, а пояс у него ивовый? (Бочка.)
Когда беззубый чувствует боль от зубов? (Когда его собака укусит.)
Сколько в азбуке букв? (В этом слове 6 букв.)
Как провезти жирафа на платформе поезда под мостом, если жираф задевает мост? (Нужно дать
жирафу корм, чтобы он нагнул голову.)
На что похожа половина яблока? (На другую половину.)
У кого две кожи на ногах? (У того, кто в сапогах.)
Кто на все руки мастер? (Перчаточник.)
Какая рыба называется именем человека? (Карп.)
Как сорвать ветку, не спугнув птичку, сидящую на ней? (Дождаться, пока она улетит.)
Почему покупают новые сапоги? (Потому что их не дают даром.)
Какая опера состоит из трех союзов? («Аида».)
Какое слово состоит из половины буквы? (Пола.)
Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вымыты.)
В названии какой птицы 40 букв? (Сорока.)
В каком слове два мягких знака? (Сельдь.)
Что выше горы и ниже травы? (Дорога.)
Для кого нет такой скважины, чтобы он не пролез? (Свет.)
Кто два раза на свет родится? (Птица.)
Что с земли легко поднимешь, а далеко не кинешь? (Перо, пух.)
Спал и не на сухом, и не на мокром. Как это? (В лодке.)

Загадки
1)
С «б» смертельной я бываю,
С «м» меха я пожираю,
С «р» актеру я нужна,
С «с» для повара важна.
(Боль – моль – роль – соль.)
2)
С «м» меня ты надеваешь,
С «л» собаку называешь.
(Майка – лайка.)
3)
С «ч» над морем я летаю,
С «г» в машинах я бываю.
(Чайка – гайка.)
4)
Я дерево. В родной стране
Найдешь в лесах меня повсюду.
Но слоги переставь во мне,
И воду подавать я буду.
(Сосна – насос).
5)
Легко дышать в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои,
И целый лес ты мною свалишь.
(Липа – пила.)
6)
Мой первый слог – предлог,
А во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа.
(Задача.)
7)
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье.
(Колос – голос.)
8)
Меня ты не напрасно ценишь:
Тебя насытить я могу.
Но если «у» на «е» заменишь,
Я по деревьям побегу.
(Булка – белка.)
9)
Я украшаю луг, поляну,
Цветок для всех знакомый я,
А буквы переставь, я стану
Презлое насекомое.
(Ромашка – мошкара.)
10)
Когда я с «д», меня сорвут,
Когда я с «т», на мне плывут.
(Плод – плот.)

«Путешествия по Земному шару»
Командам предлагаются журналы со статьями, картинки, фотографии и слайды с видами различных
городов мира. Каждой команде необходимо выбрать материал по одному определенному городу, чтобы
составить репортаж о путешествии по нему.

«Магические квадраты»
Для игры необходимо начертить квадрат и разделить его на клетки (3 х 3, 4 х 4). Доказано, что
существование квадрата 2 х 2 невозможно.
Цель игры состоит в следующем: расположить числа в клетках нужно таким образом, чтобы их суммы в
строках и столбцах, а также по обеим диагоналям были равны, но при этом каждое число можно
использовать только единожды.

«Простая арифметика»
Решите несколько необычных математических задач.
1 ) Я хожу в бассейн 1 раз в 3 дня; Сережа – 1 раз в 4 дня, а Коля – 1 раз в 5 дней. В прошлый
понедельник мы все встретились в басcейне.
Через какое время мы встретимся снова, и какой это будет день недели? (Через 60 дней, в пятницу.)
2) Разрежьте равносторонний треугольник таким образом, чтобы можно было сложить в одном варианте
2, а в другом – 3 равносторонних треугольника.
3) Разделите число 100 на 4 неодинаковые части так, чтобы, если от первого числа отнять 4, ко второму
прибавить 4, третье умножить на 4, во всех 4 случаях получился одинаковый результат. (4, 12, 20, 64.)
4) Возьмите 33 спички, положите их в пустую коробку. Каждый из 2 играющих должен по очереди брать
из коробки спички на свое усмотрение, но не больше 3 одновременно.
Каждый из участников может считать количество своих спичек и спичек партнера, но не имеет права
заглядывать в коробку.
Выиграет тот, кто возьмет из коробки последнюю спичку.
(Решение задачи основано на кратности чисел. Так, 33 спички составят 32 + 1 спичка. Кратные 32 – 2, 4,
8, 16, 32. Каждый раз надо брать столько спичек, чтобы сумма взятых обоими игроками всегда была равна
кратному плюс 1.)
5) На соревнованиях по бегу один из участников на заданной дистанции достиг скорости 9 м/с.
С какой скоростью он выбрасывал при беге ступню каждой ноги? (При беге каждая нога половину
времени находится в движении, а вторую половину времени стоит. Значит, ступня выбрасывается со
скоростью вдвое большей, чем бежит спортсмен, то есть 18 м/с.)

«Задачка для внимательных»
Ребятам задается следующая задача.
Каждый из нас ездит в общественном транспорте. Однажды одному человеку пришло в голову сделать
довольно простой расчет. Он сел на начальной остановке маршрута троллейбуса и пересчитал всех
пассажиров. Их было 18. На первой остановке вышли 6 человек, а вошли 2. (Будьте внимательны в
подсчетах!) На следующей остановке вошли 10 человек, а вышли 7. На следующей остановке вышли 4
человека, а вошли 7.
А потом на остановке
Гражданин один вошел
С кучей целою обновок….
Сколько было остановок?
Этот вопрос обычно оказывается очень неожиданным. Большинство людей считают пассажиров, хотя в
условии задачи не было сказано, что именно нужно считать.

«Друзья»
Решите логическую задачку:
В одном подъезде живут 3 друга: шахматист, спортсмен и музыкант. Их фамилии Иванов, Павлов и
Никитин. У шахматиста нет ни братьев, ни сестер. Он самый младший из друзей. Никитин, женатый на
сестре Иванова, старше спортсмена. Назовите фамилии шахматиста, спортсмена и музыканта.
(Из условия следует, что шахматист – не Иванов и не Никитин, так как у Иванова есть сестра, а Никитин
– не самый младший из трех. Следовательно, фамилия шахматиста – Павлов. Никитин – не спортсмен,
значит, он музыкант, а Иванов – спортсмен).

«Алфавит»
Каждый игрок записывает в середине листа снизу вверх весь русский алфавит. Участники должны
написать за отведенное время 33 слова, состоящие из 5 букв, чтобы третьи буквы этих слов составили
полный алфавит.
Победителем является тот, чей список слов к окончанию отведенного времени окажется полнее.
Пример:
плАта
коБра
наВар
беГун
сеДло.

«Во время прилива»
Детям предлагается решить логическую задачу.
Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У
лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками – 30 см. Самая нижняя ступенька касается
поверхности воды. Океан сегодня спокоен, но начинается прилив, который поднимет воду за каждый час
на 15 см.
Через сколько времени покроется водой третья ступенька веревочной лестницы?
(Вода никогда не покроет третью ступеньку, потому что вместе с водой будут подниматься и корабль, и
лестница).

«Пятерочки»
В игре может принимать участие большое количество игроков.
По числу участников изготавливаются карточки со словами на предварительно выбранные темы. По
каждой теме выбирают 5 слов. Карточки необходимо перемешать и раздать игрокам. Ведущий может
объявить темы, когда карточки будут розданы, или не объявлять их, что осложняет игру.
Цель игры состоит в том, чтобы участники объединились в группы так, чтобы в группе оказались все
карточки с одной темой.
Побеждает пятерка, участники которой первыми верно объединились.

«Анаграммы»
Суть игры заключается в том, чтобы из одного слова составить другое, пользуясь при этом следующими
правилами:
– буквы исходного слова должны полностью присутствовать в новом слове;
– порядок букв в новом слове должен быть иным, нежели в исходном.
Составлять анаграммы интереснее за ограниченное время (1–2 минуты). Исходные слова могут быть
предложены участникам соревнования, или участники могут придумать их самостоятельно.
Примеры: липка – пилка, волос – слово, уклон – кулон – клоун, рифма – фирма, атлас – салат, актер –
катер – терка.

«Повтори, не ошибись!»
Участники садятся в круг. Выбирают тему игры, например «Посуда» или «Названия рек».
Первый игрок называет реку: «Волга», сидящий рядом с ним повторяет название «Волга» и добавляет к
нему второе название: «Обь». Третий говорит: «Волга, Обь» и добавляет название «Кама».
Каждый следующий участник произносит слова всех предыдущих игроков в строгой последовательности
и добавляет свое слово. Игрок, который забудет названные слова, перепутает их порядок или не сможет
добавить свое слово, выбывает из игры.

«Отгадай задуманное слово»
Выбирается один из участников, который будет отгадывать слово. Он на время выходит из комнаты.
Остальные задумывают название какого-либо животного или птицы. Вернувшись в комнату, игрок должен
угадать задуманное слово. Для этого он начинает задавать наводящие вопросы остальным участникам.
Если отгадывающий угадывает слово, он получает призовое очко.

«Назови шестой»
В игру играют одновременно несколько человек. По жребию выбирают ведущего. Он обращается к
одному из игроков с предложением назвать шестой. При этом ведущий должен быстро назвать подряд 5
видов рыб (видов транспорта, городов и т. д.), а тот, к кому он обратился, незамедлительно должен
назвать 6-й. Сказанное ведущий не повторяет.
Если игрок ответит верно и вовремя, он становится ведущим, если нет, ведущим остается прежний
участник.

«Точный глазомер»
На листе бумаги в ряд без пробелов выписываются подряд 10 цифр.
Необходимо на глаз определить, сколько цифр в строке можно закрыть десятикопеечной монетой.
Когда ответ будет готов, проверьте, на cколько цифр вы ошиблись.

«Рассыпанные словосочетания»
Существует множество словосочетаний, которые известны всем или даже превратились в крылатые
выражения. В этой игре необходимо восстановить такие словосочетания путем подбора имени
собственного или существительного из правой колонки к имени существительному из левой. На
выполнение задания отводится не более 1 минуты.
...
Бочка | 1. Алладин
Голова | 2. Соломон
Азбука | 3. Авгий
Пята | 4. Пиза
Узел | 5. Диоген
Конь | 6. Ахиллес
Лампа | 8. Профессор Доуэль
Башня | 9. Дамокл
Мудрость | 10. Троя
Конюшня | 11. Морзе
Слезы | 12. Гордий
Руно |
Меч |
Золото |
«1+1=3»
Цель игры – из 2 самостоятельных слов составить 3-е слово.
В игре используются карточки, на каждой из которых написаны слова.
Перед началом игры карточки необходимо тщательно перемешать.
Если в игре принимают участие несколько человек, каждому из них раздают по несколько таких карточек,
а оставшиеся складывают в центре стола – они используются всеми участниками для составления слов.
Возможно несколько модернизировать игру: вместо карточек изготовить таблички и прикрепить их на
грудь играющим. По сигналу ведущего каждый участник должен найти себе пару, чтобы составить единое
слово.
Примеры: хор – овод, бал – кон, воз – глас, ком – пот, бес – еда.

«Литературный поединок»
Вам понадобятся лист бумаги и ручка для каждого участника.
Выберете тему поединка, например: «Литературные герои произведений Пушкина», «Герои русских
народных сказок», «Животные в русских народных сказках», «Музыкальные инструменты в зарубежных
сказках».
По команде ведущего участники начинают записывать героев или предметы по озвученной ведущим
теме. Запись прекращается также по сигналу ведущего. После этого один из участников начинает
зачитывать записанные им слова, а остальные вычеркивают их из своих списков. После того как все игроки
огласят оставшиеся в их списках слова, производится подсчет количества неупомянутых никем имен или
предметов. По итогам выявляется победитель.

«Литературная дуэль»
В игре принимают участие 2 человека – дуэлянты.
«Дуэлянты» расходятся друг от друга на определенное расстояние и поворачиваются лицом друг к
другу.
Между участниками на полу раскладывают в линию четное количество бумажных кругов, на обратной
стороне которых написаны вопросы по литературе. Круги укладывают надписью вниз.
Игрок, которому по жребию выпало «стрелять» первым, делает шаг и читает задание, написанное на
ближнем к нему круге. Если участник отвечает верно, он делает шаг вперед, если нет, остается стоять на
месте, а право «выстрела» переходит к сопернику. В конце игры «дуэлянты» столкнутся. Победит тот, кто
пройдет не только свое расстояние, но и продвинется на территорию соперника.

«Тема»
Выберите тему для обсуждения, а также гостей студии – придумайте роли нескольким участникам,
остальные будут зрителями.
Вопросы гостям передачи задают ведущий и зрители.
Темы могут быть как серьезные, так и шуточные. Обсуждайте вопросы по биологии, истории, географии,
школьные проблемы, проблемы взаимоотношений детей и родителей, а также спортивные темы, хобби и
увлечения.
Логические задачи
1) Сколько у Наташи цветков, если известно, что все из них, кроме 2, – маргаритки, все, кроме 2, –
колокольчики, и все кроме 2, – лилии?
Ответ.
1 колокольчик, 1 маргаритка, 1 лилия. И еще 2 цветка: хризантема и ирис.
2) Вы хотите послать другу ценный подарок в посылке. У вас есть коробка, которая больше, чем этот
подарок и 3 замка с ключами. На коробке имеется кольцо, которое больше, чем это необходимо для 1
замка. Однако у вашего друга нет ни одного ключа от ваших замков. Как вам поступить, если учесть, что вы
не можете послать ключ в незапертой коробке, так как его могут скопировать?
Ответ.
Положите подарок в коробку, закройте ее на замок и пошлите посылку другу. Он, получив ее, повесит
еще свой замок и пошлет обратно вам. Вы снимете свой замок и отправите посылку обратно, а он откроет
ее своим ключом.
3) В далекой стране есть 2 города. Жители одного из них всегда говорят правду, а жители другого всегда
врут. Они постоянно ходят друг к другу в гости, поэтому в одном городе вы можете встретить и честного
человека, и лгуна. Как определить, в каком городе вы находитесь, задав 1 вопрос первому встречному
человеку?
Ответ.
Надо задать вопрос: «Это ваш родной город?» Ответ «да» будет означать, что вы находитесь в городе
честных людей, ответ «нет» – в городе лгунов.
4) В одной крепости в плену много лет сидел узник. Однажды ему предложили выйти на свободу, но
только в том случае, если он правильно выберет дверь из 2 предложенных. Одна из них ведет на волю, а
другая – дорога к смерти. Перед дверями сидят 2 стражника. Один из них всегда говорит правду, а другой
всегда врет. Узник может задать одному из них только 1 вопрос. Какой это должен быть вопрос?
Ответ.
Существует много решений, но вот самые интересные из них. Вариант 1. Он должен показать на какую-
нибудь дверь и спросить: «Твой приятель сказал бы мне, что эта дверь ведет на свободу?» Ответ «да»
означает, что эта дверь не ведет на свободу. Вариант 2. Показав на конкретную дверь, задать вопрос:
«Если бы я спросил тебя, ведет ли эта дверь на свободу, что бы ты мне ответил?» Ответ «да» означает,
что эта дверь ведет на свободу.
5) У вас есть 2 банки с пилюлями А и В. В день вы должны принимать по 1 пилюле из каждой банки, если
вы съедите больше 1 пилюли, вы умрете. Однажды вы взяли пилюлю из банки А и случайно уронили на
ладонь 2 пилюли из банки В. На вид они совершенно одинаковые. Что делать, если известно, что
выкидывать пилюли ни в коем случае нельзя?
Ответ.
Возьмите еще 1 пилюлю из банки А. После этого разрежьте каждую пилюлю пополам и разложите
половинки в разные стороны. Таким образом справа и слева у вас будет по 2 половинки пилюли А и В.
6) Ректор университета возражает против отмены приказа о запрете контроля за прогулами. Можно ли
вам пропускать лекции или нет?
Ответ.
Да, можно.
7 ) Зайчонок, лисенок и медвежонок гуляли и подошли к карусели. На ней кружились машинка и
самолетик. Каждый из зверят захотел прокатиться и на том, и на другом. Машинка и самолетик вмещали
только по 1 пассажиру. За 3 захода каждый из друзей по 1 разу прокатился на машинке и на самолетике. В
1-й заход лисенок катался на самолетике, а зайчонок – на машинке. Во время 2-го захода на самолетике
катался зайчонок.
Кто и на чем катался во время 3-го захода?
Ответ.
Во время 2-го захода на машинке катался медвежонок, а во время 3-го медвежонок пересел на
самолетик, лисенок сел на машинку, а зайчонок отдыхал.

«Читаем вслух»
Эта игра развивает внимание, мышление, способность сосредоточиваться.
В игре принимают участие 5–7 человек. Несколько участников выбирают одинаковые по объему отрывки
текста. Остальные не должны знать, что это за текст. Игроки начинают одновременно читать свои отрывки,
а остальные должны понять, о чем говорится в каждом из них.
Это очень полезная игра, ее можно проводить даже на школьных уроках. Можно усложнить задание,
увеличив количество читающих игроков или предложив участникам игры запоминать тексты товарищей.

Пословицы
Пословицы рассыпались на 2 части и перемешались. Их надо соединить. Если играют несколько
человек, можно выполнять это задание на время.
1) Баба, что глиняный горшок…
2) Бери больше – кидай дальше…
3) Курице не надо быть петухом…
4) Грамоте учиться…
5) Если Бог хочет лишить человека разума…
6) И самая длинная дорога…
7) На большом месте сидеть…
8) Недостатки у людей…
9) По гостям, коли любо, гуляй…
10) Чтобы рыбку съесть…
а) всегда пригодится.
б) начинается с первого шага.
в) продолжение их достоинств.
г) он напускает на него женщину.
д) да и сам ворота отворяй.
е) надо в воду влезть.
ж) вынь из печи, он пуще шипит.
з) а бабе – мужиком.
и) много надобно ума иметь. к) пока летит – перекур делай. Ответы: 1 – ж, 2 – к, 3 – з, 4 – а, 5 – г, 6 – б, 7
– и, 8 – в, 9 – д, 10 – е.

«Только одна буква»
Ведущий по очереди обращается ко всем с различными вопросами: «Кто? Что? Где? Откуда? Куда?
Почему?» Играющие должны давать односложные ответы с заданной буквы.
Например, в начале игры была определена буква «р».
– Кто?
– Рыбак.
– С кем?
– С раком.
– Что делал?
– Ругался.
– Как?
– Робко.
Тот, кто не ответит на вопрос или задумается надолго, выбывает из игры. В финале соревнуются 2
оставшихся игрока.

«Слова»
Игроки выбирают одну или несколько тем. Например, машины, школа, отдых. Ведущий называет любую
букву алфавита, а все играющие пишут на листах слова по этим темам на заданную букву. По истечении 1
минуты они обмениваются листами и подсчитывают количество слов. Одинаковые слова вычеркиваются.

«Звериные фамилии»
Играющие должны за 1 минуту вспомнить и назвать как можно больше русских фамилий, которые
образованы от названий рыб, птиц или животных.

«Урок литературы»
Ведущий называет фамилию известного писателя или поэта, а играющие по очереди называют
написанные им произведения.
В эту игру можно играть и по-другому: ведущий называет любую букву, а играющие перечисляют имена
литературных героев или произведения, названия которых начинаются на эту букву.

«Спортивные игры»
Все участники делятся на 2 команды. Ведущий выбирает любую спортивную игру, например футбол. Он
называет буквы алфавита в произвольном порядке, а игроки стараются как можно быстрее придумать
слово, связанное с футболом, начинающееся на эту букву. За каждое слово команда получает 1 очко.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

«Напечатай слово»
Ведущий раздает всем играющим роли одной или нескольких букв алфавита (в зависимости от
количества участников). Затем он называет различные слова и предложения, а «буквы» должны их
напечатать. Например, слово «дача». Сначала игрок с буквой «д» хлопает в ладоши, затем игрок с буквой
«а» и т. д.

«Непонятные слова»
К этой игре стоит подготовиться заранее. Ведущий выбирает из толкового словаря незнакомые и
смешно звучащие слова. Затем он раздает всем играющим по листу, называет слово, а те записывают
определение, которое, по их мнению, подходит к этому слову. После этого они возвращают листы
ведущему. Он по очереди зачитывает все определения, в том числе и правильное.
В это время играющие пытаются понять, какое же из них верно.
Вот несколько слов, которые можно использовать для игры.
Палимпсест – древняя пергаментная рукопись, написанная по счищенному, еще более древнему письму.
Жучавра – кошель на шесте для очистки прорубей, колодцев, прудов.
Маршетница – женская рубаха с кружевной оборкой на рукавах.

Настольные игры

«Бак дайс»
Бак дайс – довольно известная в мире игра в кости. Играть в нее могут как взрослые, так и дети.
Количество игроков не ограничено. Каждый игрок играет 3 костями.
Начинает игру тот, у кого выпадает комбинация с наибольшим количеством очков при разыгрывании
первого хода. Игрок с наименьшим количеством очков повторно бросает 1 кость, чтобы определить
игровое очко. Выпавшее на костях число считается выигрышным, то есть для победы в игре участникам
необходимо будет выбросить именно это число.
Каждый раз, выбрасывая игровое очко, участник получает дополнительное очко в свою копилку и право
на повторный бросок. Если игрок смог одновременно выбросить 3 одинаковых числа, он получает 5 очков,
а если эти числа оказались игровыми очками, то такой бросок приносит участнику сразу 15 очков.
Задача участников – набрать 15 очков («бак»). В случае выпадения при броске числа, превышающего
15, игрок должен повторно бросить кости.
Игрок, который первым наберет «бак», считается победителем.

«Сетка»
Для игры на листе бумаги чертят сетку 3 х 3 клетки. Играют в эту игру вдвоем.
Первый игрок ставит любую из цифр от 1 до 9 в одну из клеток игрового поля. Второй игрок ставит
любую другую цифру, но выбирает клетку с учетом того, чтобы соперник очередным ходом не смог
закончить ряд из 3 клеток, в котором сумма цифр равна 15.
Игра считается законченной, если кому-то из игроков удается очередным ходом завершить ряд с суммой
15 или же занять последнюю клетку сетки. Игрок, сделавший описанный выше ход, признается
победителем.

«Барбут»
Игра в кости, пришедшая к нам с Востока. В эту игру можно играть одновременно только вдвоем. В игре
задействованы 2 кости. Один игрок называется метателем, а его соперник – фейдером. Первым игру
всегда начинает метатель.
Игроками заранее оговариваются 8 числовых комбинаций (остальные комбинации в игре не
учитываются). Затем игроки выбирают из восьми 4 комбинации, которые приносят по 1 очку, и 4, при
выпадении которых 1 очко минусуется. Выигрышная комбинация дает игроку право на дополнительный
бросок.
Победителем считается игрок, первым набравший заранее установленное количество очков.

«Четыре цвета»
Играют в эту игру вдвоем.
Для игры понадобится лист бумаги и 4 разноцветных карандаша.
Первый игрок рисует на бумаге замкнутую область любой формы, второй должен закрасить ее каким-
нибудь цветом. Затем второй игрок дорисовывает к этой области другую и предлагает закрасить ее
первому игроку.
Таким образом, игроки ходят по очереди до тех пор, пока один из них не сможет выполнить правило
игры (ему необходимо будет воспользоваться пятым цветом).
В игре существует единственное важное условие: одноцветные области не могут пересекаться или
иметь общие границы.

«Вышивка»
Эта игра известна во многих странах мира. Для нее необходимо поле 10 х 10 клеток, начерченное на
листе бумаги.
Игроки делают ходы по очереди. Суть одного хода – выбрать и подчеркнуть одну из сторон любой клетки
на игровом поле.
Задача участников – полностью обвести большее количество клеток на поле. В обведенной клетке игрок
ставит свою метку – точку, букву, крестик. Игрок, замкнувший клетку полностью, получает право на
дополнительный ход.
Когда все клетки обведены, игра считается оконченной. Победитель выявляется по числу собственных
меток на игровом поле.

«Живописцы»
Перед началом игры ведущий должен раздать каждому участнику по листу бумаги и ручке. Сам ведущий
заготавливает 20 слов – имен существительных в именительном падеже, затем предлагает остальным
участникам расчертить лист на 20 клеток.
Суть игры состоит в следующем: ведущий по порядку, с интервалом в 3–5 секунд, зачитывает
заготовленные слова, а игроки должны в клетке нарисовать картинку, символизирующую названное слово.
Когда все клетки будут заполнены, им необходимо будет вспомнить, какое слово было зарисовано в
каждой клетке, и написать его рядом.
Победа присуждается игроку, который сможет восстановить наибольшее количество слов.

«Залп»
Эта игра является английской версией морского боя. Игровое поле идентично полю для морского боя.
Разница состоит лишь в том, что игрок единовременно наугад называет 3 координаты кораблей
противника, а соперник должен сообщить, какой из «залпов» поразил цель, не указывая при этом
координаты попадания. Затем даются ответные «залпы».
Проигравшим считается игрок, первым лишившийся всех кораблей.

«Квадраты»
В эту игру можно играть как одному, так и целой компанией.
Для игры понадобится 24 квадрата, вырезанных из бумаги, каждый из которых должен быть разделен на
4 сектора, раскрашенных в разные цвета.
З адача игроков – сложить из этих квадратов прямоугольник размером 4 х 6 таким образом, чтобы
соприкасающиеся сектора квадратов совпадали по цвету.
Конечная цель игры может варьироваться. Например, можно сложить прямоугольник так, чтобы у него
образовалась «рамка» из секторов одного цвета.

«Лабиринты»
Играть в эту игру могут одновременно несколько человек. Каждый из участников чертит на бумаге
сложную ломаную линию, пересекающую саму себя много раз – лабиринт. Игроки обмениваются ими
(необходимо, чтобы лабиринты были равнозначными по сложности).
По команде игроки должны пройти лабиринт от начала до конца, передвигаясь по нему спичкой или
другим тонким предметом.
Побеждает тот, кто пройдет лабиринт быстрее и не запутается.
Игру можно усложнить, начертив на одном листе сразу несколько разноцветных лабиринтов.

«Коршун и цыплята»
Для игры потребуется 5 небольших палочек.
Играющий встает у края стола, раздвигает пальцы левой руки и упирается ими в крышку стола. Между
пальцами размещаются палочки – «цыплята». Пятая палочка, «коршун», укладывается на ладонь правой
руки. Основная задача – поймать пятую палочку, предварительно подброшенную правой рукой, но перед
этим нужно втолкнуть, в «ворота» одну из четырех палочек, лежащих на столе. Такие действия
повторяются 3 раза. Если палочка-«коршун» падает раньше, чем игрок успевает спрятать палочку-
«цыпленка», считается, что коршун унес цыпленка. Таким образом, игроку необходимо уберечь от
«коршуна» как можно больше «цыплят».

«Деревянный бильярд»
В игре одновременно могут участвовать несколько человек. Для игры потребуются маленькие палочки
квадратного сечения (длина 2–3 см), окрашенные в разные цвета. Каждый игрок выбирает себе цвет
палочек, которыми он будет играть (у каждой палочки окрашиваются только 2 противоположные грани).
Перед началом игры палочки складывают в мешочек, тщательно перемешивают, затем высыпают на
стол. Путем жеребьевки участники выбирают игрока, который будет ходить первым. Заходящий щелчком
пальцев ударяет по своей палочке, стараясь сбить палочку соперника со стола. Удачная попытка дает
право повторного хода. Затем те же действия выполняют все игроки поочередно.
Основное правило: сбивать можно только палочку, цвет верхней грани которой совпадает с цветом
верхней грани палочки-сбивалочки. Если оказалось, что таких палочек на столе нет, игрок ударами
пальцев старается перевернуть палочку для удара так, чтобы верхняя грань ее совпала по цвету хотя бы с
одной палочкой, по которой участник хочет ударить.
Победителем считается тот, чья палочка останется на столе последней.

«Кейсл»
Детская игра с жетонами. Число игроков – от 2 до 4.
Для игры понадобится 13 жетонов, 12 из которых выкладывают в ряд, а 1 – отдельно.
Игроки поочередно берут 1 жетон или 2 соседних. Побеждает игрок, взявший 1 или 2 последних жетона.
Возможны варианты. Можно раскладывать жетоны в различных комбинациях, при условии, что число
жетонов в основном ряду остается неизменным (12), а в дополнительном ряду может меняться.

«Лиса и гуси»
В игру можно играть только вдвоем.
Для игры понадобятся фишки или монеты (17 одинаковых и 1 отличная от других), а также игровое поле,
расчерченное на листе бумаги. Поле имеет форму равностороннего креста, состоящего из квадратов,
которые, в свою очередь, разлинованы по диагонали.
Семнадцать фишек – «гуси», а восемнадцатая – «лиса». В начале игры «гуси» располагаются в нижней
части игрового поля, а «лиса» может занять любую позицию.

Серия сообщений "Воспитание, обучение":
Часть 1 - Без заголовка
Часть 2 - Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей (Часть 5)
Часть 3 - Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей (Часть 3)
...
Часть 20 - Мир животных (бумажный)
Часть 21 - Аппликация для малышей.Теремок
Часть 22 - Способ борьбы с детскими «не хочу» и «не буду»

Рубрики:  Детское/Полезные игрушки
Детское/Развивалки
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку