-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Elina750

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 16.08.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 5460


ƒефицит в ———– - как это было...

ѕонедельник, 29 »юн€ 2015 г. 23:44 + в цитатник
÷итата сообщени€ nonnchen

ƒефицит в ———– – как это было

4432201_ssss5bc77a10a7c97bdc9848c98db0d472f9 (640x360, 40Kb)


«—оветска€ власть делает все дл€ блага человека. » вы знаете этого человека». “ак народна€ пам€ть запечатлела «глубоко уважаемого» Ћеонида »льича Ѕрежнева, ставшего в 1964 году, после смещени€ Ќикиты ’рущева, первым лицом в государстве. јнекдот довольно точно передает суть семидес€тых – эпохи «торможени€». Ќова€, «брежневска€» элита отказалась от концепции быстрого развити€ ради «стабильности», обернувшейс€ на практике отставанием. “емпы роста ¬¬ѕ, которые в 50-е составл€ли в среднем 8% в год, снизились в 60-е до 5,5% и в 70-е – до 4%. —оответственно, в услови€х «торможени€» национальный продукт начал распредел€тьс€ избирательно. ≈сли каста чиновников и партийных работников ни в чем особо себе не отказывала, то остальна€ страна, так и не успев «догнать јмерику», роптала в очеред€х и сочин€ла анекдоты о «социалистическом изобилии».

√лавным героем наступившей эпохи вместо военных и космонавтов становитс€ тот, кто распредел€ет. ≈го величество ѕродавец, «авмаг или, как шутил всесоюзный юморист јркадий –айкин, – «ƒиректор-магазин». «¬ас много, а € одна» – излюбленна€ фраза «работника прилавка», как почетно обозначалась должность продавца.

¬оодушевление от победы над фашизмом и космических побед отходит на второй план. ∆изнь советских людей входит в колею обывательскую – поэтапное приобретение, «доставание», тех или иных дефицитных вещей (похоже на китайскую концепцию «трех круглых вещей» -- часы, велосипед, швейна€ машинка, которые надо об€зательно купить). Ётапы «потребительского роста» дл€ среднего советского человека выгл€дели следующим образом – ковер, хрусталь, мебельна€ «стенка», цветной телевизор, автомобиль. “ак как стоило все очень недешево, потребительских кредитов фактически не существовало и за многими вещами приходилось годами «сто€ть в очереди», стратегию можно было разрабатывать надолго. 

—уществование среднестатистического человека в услови€х дефицита походило на посто€нную «охоту»: те, кто не смог оказатьс€ включенным в цепочки ¬»ѕ-распределени€, старались повсюду заводить «полезные св€зи». ќбычно речь шла о директорах магазинов, заведующих отделами в торговых точках, завхозах. ѕриобретение дефицита часто напоминало секретную операцию – сначала звонок от «своего человека», потом стремительный рейд в магазин, чтобы там, скрыва€сь от взгл€дов прохаживающихс€ вдоль пустых полок посетителей, полулегально приобрести, зачастую без примерки (если речь шла об одежде), «отложенную» дл€ теб€ вещь. ќ тонкост€х вроде нужного цвета или фасона речи не шло. ≈сли вместо ожидаемых джинсов в наличии были, к примеру, вельветовые брюки, приходилось с радостью брать то, что дают. “е, кто не мог приобрести полезные св€зи, сто€ли в очеред€х. ќчереди – еще один символ наступавшей эпохи всеобщего дефицита. ќни не были еще столь многочисленными и «драматичными», как в эпоху перестройки. ќднако советским гражданам мало-помалу приходилось проводить в них все больше времени. 

«ƒефицит – это движитель существовани€. „еловек – такое животное, которое хочет достать, он хочет жить так, как мерещитс€, как прочел. » в советское врем€ проникали картинки о других машинах и других прилавках. я помню, как в первый раз за границей € зашел в супермаркет, очень похожий на сегодн€шний р€довой сельский, – и это был шок.  акой там Ќотр-ƒам, какой «ћулен –уж» – супермаркет! “огда все надо было достать. ƒостал кусочек удовлетворени€ – и побежал дальше, еще достать. ƒа и качество было замечательным. ¬от € ездил на машине «ѕобеда» – она была сделана из металла вот такой толщины.   ней подходил «карбюратор падающего потока» – ведро с бензином, шланг из клизмы под капот, один за рулем, другой ведро держит. ј потом вдруг достали прокладку под бензонасос, поставили – и сам поехал! —частье. » как только возникало удовлетворение от обладани€ дефицитом, хотелось делать возвышенное. ј сейчас, когда все по горло в состо€нии – получаетс€, что и делать нечего, и так все хорошо». (јлександр Ўирвиндт)



4432201_ (290x170, 16Kb)
√орода ———– приоритетного снабжени€



 онечно, уровень товарного дефицита в разных регионах сильно различалс€.  аждый населенный пункт ———– был отнесен к одной из «категорий снабжени€». ¬сего их было четыре: особа€, перва€, втора€ и треть€.   особой и первой категори€м относились ћосква и Ћенинград, крупные промышленные центры, а также такие союзные республики, как Ћитва, Ћатви€, Ёстони€ и курорты союзного значени€, например  авказские ћинеральные ¬оды. ∆ители этих промышленных центров имели право получать из фондов централизованного снабжени€ хлеб, муку, крупу, м€со, рыбу, масло, сахар, чай, €йца в первую очередь и по более высоким нормам. ѕотребители особого и первого списков составл€ли примерно 40% от всех снабжаемых дефицитом, но получали львиную долю государственного снабжени€ – 70–80%. ≈сли не считать городов-миллионников, то в среднем хуже всего продуктами питани€ и промышленными товарами снабжалось именно население –—‘—–.
“аким образом центр «покупал» ло€льность союзных республик. “ем, кто жил в небольших городах, приходилось довольствоватьс€ весьма скудным перечнем товаров. ѕри этом в рамках плановой распределительной экономики ситуаци€ часто доводилась до абсурда.   примеру, в городке ёрьев-ѕольском ¬ладимирской области, где провел детство автор этих строк, в советские времена работал на местном сырье крупный м€сокомбинат. ќднако до жителей города, по крайней мере простых смертных, продукци€ не доходила. ≈е распредел€ли по другим городам области, относившимс€ к более высокой «категории снабжени€».

Ќе секрет, что наиболее высокий уровень жизни в ———– был в республиках «акавказь€ и ѕрибалтики. ¬озьмем в качестве примера главный фетиш советской эпохи дефицита – личный автомобиль. ≈сли в 1985 году в –—‘—– уровень автомобилизации составл€л 44,5 автомобил€ на тыс€чу населени€ (причем в основном за счет ћосквы, Ћенинграда и южных областей), в √рузии этот показатель равн€лс€ 79, а в ѕрибалтике – 80–110. —егодн€ уровень автомобилизации составл€ет в среднем по –оссии 250 автомобилей на тыс€чу населени€, а в √рузии – 130.

4432201_sssr_s_avto05 (400x280, 8Kb)

ƒоступ к дефициту был одним из главных стимулов в советской системе меритократии. „ем выше человек продвигалс€ в иерархии той системы, в которой он работал (совсем не об€зательно речь шла о  ѕ——), тем больше возможности в этом смысле у него по€вл€лось.  ак рассказывает «√азете.Ru» трехкратна€ олимпийска€ чемпионка по легкой атлетике “ать€на  азанкина, в результате своих побед за сборную ———– ей удалось улучшить свои жилищные услови€, а также приобрести автомобиль. 

ѕри этом она отмечает, что в снабжении спортсменов в —оветском —оюзе никогда не существовало никаких проблем. ¬о врем€ выездов на соревновани€ за границу, рассказывает “ать€на  азанкина, она приобретала главным образом одежду, да и то потому, что в ———– сложно было найти «одежду дл€ худеньких женщин». «наменитый советский хоккеист Ѕорис ћайоров в разговоре с нами призналс€, что заметил наличие в ———– товарного дефицита только во второй половине восьмидес€тых.

ќсобый доступ к дефицитным товарам имели люди, продвинувшиес€ по служебной лестнице в той или иной области. ѕисатели, актеры, ученые, руководители предпри€тий, отраслевые управленцы, функционеры . ” всех были свои спецмагазины и спецпайки.   борьбе с дефицитом подключались профсоюзы, снабжавшие родные коллективы сгущенкой, тушенкой, колбаской и шпротами – по красным дн€м календар€, а еще и марокканскими мандаринами и шоколадными конфетами – под Ќовый год и к «окт€брьскому празднику». √лава профсоюза сочин€л письмо на бланке предпри€ти€ в райпищеторг с просьбой отоварить ударников и передовиков производства продуктами (список прилагалс€).

¬ то врем€, когда одни страдали из-за хронического товарного дефицита, другие на нем зарабатывали. Ќехватка определенных товаров, а также разница между регулируемыми госценами и ценами черного рынка, создавали чудовищные диспропорции в товарном обмене.   примеру, в восьмидес€тые можно было помен€ть импортный видеоплеер на долю в кооперативной квартире в центре ћосквы. ƒаже в начале дев€ностых в столице нередко совершались сделки из разр€да «ћен€ю машину «ћосквич» на квартиру».  ому-то эти диспропорции приносили огромные доходы. «”же в семидес€тые годы в одной ћоскве было несколько тыс€ч долларовых миллионеров», – увер€ет ёрий Ѕокарев.

4432201_sssr_polki (392x230, 39Kb)
ћужчина разгл€дывает опустевшие полки обувного отдела в универмаге «ћосковский», 1990 год


¬есь дефицит, о котором мечтал советский гражданин, можно условно поделить на две основные категории. ѕерва€ – товары советского производства той или иной степени повседневной необходимости, начина€ от колбасы и заканчива€ туалетной бумагой, которую в обиходе обычно замен€ли резаными газетами. “е, кто хорошо помнит советские времена, наверн€ка с иронией относ€тс€ к панике по поводу замены италь€нского пармезана на «белорусский» или исчезновени€ мраморной австралийской гов€дины. ¬ те годы скупали подчистую почти все, включа€ товары, которые в глазах современного потребител€ могут показатьс€, скажем так, экзотичными. ¬ семидес€тые была распространена мода на книги, хрусталь и фарфор. ¬ книжном магазине случались давки за п€титомником ƒюма, отца или сына, или за очередным переизданием «—естры  ерри» “еодора ƒрайзера или «Ѕратьев  арамазовых» ‘едора ƒостоевского. ѕравда, книги в красивых твердых переплетах покупали в основном дл€ того, чтобы заполн€ть дефицитные же «стенки» (мебельные гарнитуры), придава€ им «престижный вид». «ачастую дефицит имел конкретное название – модно было иметь дома товар какого-то конкретного производител€ – так, в промтоварных магазинах охотились именно за чешским хрусталем, гэдээровским сервизом «ћадонна» или люстрой « аскад» с псевдохрустальными висюльками. 
¬тора€ категори€ дефицита – разного рода импортные «излишества», символы, как ее называли тогда, «красивой жизни». ƒжинсы, импортна€ аудиотехника, кожаные издели€. ѕроизведенные на «ападе товары в силу своей недоступности и хорошего качества повсеместно фетишизировались. Ќеудовлетворенный потребительский спрос доводил ситуацию до того, что советские люди (конечно, далеко не все) заполн€ли свои серванты пустыми, но красивыми бутылками из-под виски, жест€ными пепси-кольными банками и опустошенными сигаретными пачками с изображением ковбо€ ћальборо. Ёти артефакты в лучших «туземных» традици€х с благоговением демонстрировались родственникам и друзь€м, которые зачастую не только рассматривали их, но и обнюхивали. ≈сли человек, к примеру, по€вл€лс€ на публике в импортных джинсах, он неизменно вызывал у других повышенное внимание и даже почитание.

 онечно, власти в ———– понимали ненормальность ситуации, когда вместо «победы коммунизма», обещанной в начале шестидес€тых, р€довые советские граждане не обеспечиваютс€ элементарным набором товаром и услуг. ѕерва€ половина восьмидес€тых была отмечена масштабными попытками победить дефицит. Ќаибольшие проблемы тогда наблюдались с продовольствием, на 1981 год приходитс€ пик импорта продуктов питани€ – их закупили на сумму 50 млрд долларов (в долларах 2009 года). Ќеудивительно, что в 1982 году с большой помпой была утверждена «ѕродовольственна€ программа». —тавилась задача ликвидировать в первую очередь нехватку м€са, особенно гов€дины. ¬ пересчете на душу населени€ в год на советского человека приходилось 58 кг м€са, рациональна€ норма – 82–85 кг, утверждали медики.

4432201_sssr_ohotniki64_1_ (600x333, 44Kb)

 

¬ продовольственном магазине...

¬ ходу сразу по€вилась шутка: «ѕитаемс€ вырезкой из ѕродовольственной программы». ÷ели программа, которую, кстати, разрабатывал ћихаил √орбачев, ставила грандиозные – к 1990 году увеличить объем производства питани€ в 2,5 раза. Ћиквидации проблем с продовольствием должна была поспособствовать и либерализаци€ дачного строительства. ƒачные наделы (по 3–6 соток земли) советским гражданам разрешили тогда приобретать в бессрочное пользование. ¬ыращивать там клубнику, картошку, огурцы – в общем, заниматьс€ «собирательством». ”же став первым лицом в ———–, √орбачев задумал ликвидировать еще один дефицит. ќн пообещал, что к 2000 году в соответствии с ∆илищной программой «кажда€ советска€ семь€» будет жить в отдельной квартире или доме. ј пока граждане записывались в очередь и сто€ли в ней дес€тилети€ми в надежде получить «хрущевку» – жилье эконом-класса. Ќе справившись ни с дефицитом продуктов, ни с дефицитом жиль€, √орбачев в итоге ликвидировал страну.

ѕри √орбачеве советска€ власть фактически объ€вила о своей неспособности обеспечить граждан элементарным набором товаров и услуг. ќбвал нефт€ных цен сократил возможности дл€ импорта, а развитие самой советской экономики только замедл€лось. Ѕыло прин€то решение развивать «кооперативное движение» – другими словами, разрешили вкладывать в экономику нелегальные капиталы, накопленные за годы распределительной экономики теми, кто имел доступ к дефициту. Ёти деньги были инвестированы в производство «вареных джинсов», закупки импортных компьютеров и видеомагнитофонов, скупку недвижимости на тогда еще абсолютно черном рынке. ѕочти все отечественные олигархи, владеющие сегодн€ миллиардными состо€ни€ми, – выходцы из перестроечной эпохи.

‘≈“»Ў» Ёѕќ’» ƒ≈‘»÷»“ј

јвтомобиль

4432201_sssr_0x0_vaz2101 (700x477, 201Kb)
 

јвтомобиль ¬ј« 2101 - знаменита€ " опейка"


Ћичный автомобиль был мечтой любого советского человека. ’от€ в ———– легковые автомобили выпускали √ј« («¬олга»), завод в “оль€тти («∆игули») и ј«Ћ  («ћосквич»), просто так машину было приобрести нельз€. «аводы ———– не могли удовлетворить спрос населени€, к тому же автомобили были предметом экспорта и продавались как в развивающихс€, так и в капиталистических странах ≈вропы. “ак, например, на экспорт шло более 50% автомашин «ћосквич», которых в ———– выпускалось более 100 тыс. в год — капл€ в море дл€ страны с населением в 140 млн человек. ¬ 1978 году —оветский —оюз экспортировал почти 400 тыс. легковых автомобилей — из них 285 тыс. вазовских. ѕриоритетом было получение валюты, а не «дерев€нных» рублей с внутреннего рынка. ѕотому-то, веро€тно, помимо всего прочего приобретение автомашины было не по карману многим гражданам: при средней годовой зарплате в 2 тыс. руб. на автомобиль «∆игули» стоимостью 8 тыс. копить приходилось годами («¬олга» стоила аж 16 тыс. руб.). ƒаже накопив или заработав за границей или «на северах» на машину, за ней все равно надо было встать в очередь и после нескольких лет ожидани€ получить по почте открытку на приобретение автомобил€ в специализированном магазине. ¬ св€зи с этим машины нередко становились предметом спекул€ций: их активно продавали в значительно более богатые южные республики ———–, такие как √рузи€ и јрмени€, где обладание черной «¬олгой» было вопросом социального статуса.

∆вачка

4432201_SSSR_114408407_DSC_1221 (525x700, 204Kb)

∆вачка, она же «бубле-гум», как нарочито неправильно называли ее в ———– фарцовщики, была еще одним вожделенным предметом обладани€. —корее дело было не в самой жвачке, а в стиле жизни подсмотренных американских фильмов, где жвачку жевали все поголовно «крутые парни». ∆вачка была едва ли не главным предметом «культурного обмена» с иностранцами, в том числе и из соцстран. ќтношение к жвачке, прежде презираемой официальной пропагандой (использующих жвачку сравнивали с жвачными животными), изменилось после рекомендаций ћинистерства здравоохранени€ наладить изготовление этого продукта в стране в св€зи с полезностью его дл€ укреплени€ зубов и очищени€ полости рта. ѕервыми жевательную резинку стали выпускать в «продвинутой» Ёстонской ——– — когда, как писал в научной работе «–езервы повышени€ эффективности производства в пищевой промышленности: из опыта Ё­——–» яан “епанды, «сомнени€ органов здравоохранени€ были рассе€ны».
¬ середине 1970-х годов жевательную резинку стали производить на кондитерской фабрике «–от-‘ронт» в ћоскве. Ёто были « офейный јромат», «ћ€тна€» и « лубнична€», однако они не слишком котировались, так как из них нельз€ было выдувать вожделенные пузыри и вкус у них был слишком «ломовой». ¬ыпускаемые в ———– пластинки относились именно к классу chewing gum, а не bubble gum. —амой распространенной из привозных в —тране —оветов была жевательна€ резинка из „ехословакии, а также болгарска€ жвачка «»деал». »ностранную жвачку берегли дл€ особых случаев — например, свидани€ с девушкой, а потер€вшую вкус иногда даже клали в сахар, когда он еще был не в дефиците. ќбертку от жвачки долго хранили, врем€ от времени извлека€ на свет, чтобы вдохнуть заветный запах или похвастатьс€ знакомым.

ƒжинсы

4432201_sssr41752 (644x700, 110Kb)

«ƒжинсова€ волна до ———– доходит с опозданием, зато накрывает с головой», — писал в одной из своих книг проекта «Ќамедни» телеведущий и публицист Ћеонид ѕарфенов, который отмечает, что массовой попул€рностью джинсы начинают пользоватьс€ в середине 70-х, хот€ в свободной продаже их не было. ƒжинсы иностранного производства в ———– были дефицитом из дефицитов. »х привозили, а чаще всего доставали у фарцовщиков, которые покупали джинсы у «фирмачей», иностранцев или мор€ков, возвращавшихс€ из заграничного плавани€, — при этом ввоз джинсов был ограничен: нельз€ было привозить больше двух пар из-за опасени€ обвинений в спекул€ции. Ќаиболее культовой маркой считались американские джинсы Montana.
÷ена на джинсы была достаточно высокой и составл€ла от 150 до 200 руб. (при средней мес€чной зарплате в 120–150 руб.). ’от€ в теории иностранные джинсы купить в ———–, отсто€в очередь, было можно — к услугам страждущих были либо джинсы из √ƒ– , либо более качественные индийские джинсы Avis, продававшиес€ в индийском магазине «√анга». ѕосле начала перестройки, видимо на волне «сближени€ с «ападом», проблему с джинсами на какое-то врем€ удалось решить — они повсеместно по€вились в продаже по цене 100 руб. и через какое-то врем€ уже не вызывали прежнего ажиотажа.
ѕри этом не раз предпринимались попытки наладить производство собственных джинсовых брюк в ———–: делегаци€ советских производственников даже выезжала в —Ўј дл€ ознакомлени€ с производством. ƒл€ предпри€ти€ «–абоча€ одежда» было закуплено иностранное оборудование. ќднако, как констатировал в 1982 году журнал «ћолодой коммунист», спросом издели€ не пользовались: «Ќапример, все магазины сейчас завалены совершенно не пользующимис€ попул€рностью брюками так называемого «джинсового типа». ѕолноценными джинсами советские производители свои издели€ старались не называть, дл€ этого использовалось выражение «брюки из джинсовой ткани». ѕри этом даже этих изделий не хватало: как отмечало издание « оммерческий вестник» в 1980 году, «костюмы и брюки из джинсовых тканей повышенной жесткости типа «ќрбита» составл€ют незначительный удельный вес в общем объеме производства этих изделий». «лополучна€ ткань «ќрбита»  уровского комбината из ћосковской области дожила почти до конца ———–, хот€ более-менее приличные джинсы уже освоили отечественные кооператоры из привезенной из ѕольши джинсовой ткани. — момента начала ее выпуска прошло уже более двадцати лет, а критика была все той же: «ќна непривлекательна... » что бы мы из нее ни шили — брюки, рабочие комбинезоны, большим спросом это не пользуетс€. ѕроблемы с ткан€ми... “ак и хочетс€ спросить у руководителей √оскомитета по стандартам ———–: что же это за √ќ—“ы?!» — задавалс€ вопросом вестник «»звести€ —оветов народных депутатов» в 1989 году. ƒо распада ———– оставалось два года.

 олбаса

4432201__1_ (576x413, 27Kb)

ќбычный пищевой продукт колбаса стала символом целой экономической эпохи — «колбасными электричками» называли поезда, на которых «за колбасой», равно как и за другими продуктами, ездили в ћоскву из провинции, а «колбасной эмиграцией» называли тех, кто покидал родину в середине 80-х по прозаическим причинам отсутстви€ в стране продовольственных товаров.
ѕочему колбаса — скажем, с точки зрени€ западного потребител€, довольно заур€дный продукт — стала своего рода индикатором экономического здоровь€ ———–? ƒело в том, что советска€ власть в 50–60-е годы усиленно продвигала колбасу в качестве главной составл€ющей м€сного рациона советского человека и пропагандировала ее доступность в качестве показател€ роста благососто€ни€.  олбаса действительно была доступной, дешевой и вкусной. ¬ магазинах продавались дес€тки сортов вареных и копченых колбас. ќднако в начале семидес€тых, с наступлением «брежневского торможени€», начались серьезные проблемы с животноводческой отраслью. ѕоголовье скота практически не увеличивалось при одновременном росте населени€. «Ќе было у нас в —оветском —оюзе м€сного животноводства. ” нас забивали скотину, котора€ уже молока не давала» — эти слова ¬ладимира ѕутина, тогда премьера, вызвали резкое непри€тие у фракции  ѕ–‘ во врем€ его выступлени€ в ƒуме, но, в принципе, верно описывали реальность.
—толкнувшись с нехваткой м€са, чиновники решили помен€ть традиционную рецептуру (например, дл€ «ƒокторской» √ќ—“ 30-х годов предписывал тратить на 100 кг колбасы пор€дка 90 кг м€са, остальное €йца и молоко). ¬ восьмидес€тых новые «рецепты» уже допускали использование при производстве колбасы муки, крахмала, сухого молока, €ичного порошка и т.д. Ќо подход «кидай все, что под руку подвернетс€» не помог. ќчереди за м€сом и колбасой по€вились еще тогда, когда Ћеонид »льич мог выступать «без бумажки». –ечь шла о самой обычной отварной колбасе, такой, какую ест мульт€шный кот ћатроскин. ќ сервелате, который любила продвинута€ интеллигенци€, говорить не приходитс€, его в ———– практически не производили и поэтому большим спросом пользовалс€ сервелат венгерский, его давали в заказах особо ценным работникам.
ќтсутствие колбасы и резкое снижение ее качества были четким сигналом дл€ ранее подсаженного на эту самую колбасу населени€: прогнило что-то в датском государстве (то бишь в советском). ≈сли перечитать —ћ» тех лет, можно заметить, что колбасна€ тема — одна из ключевых, волнующих советского человека. ѕосле одной из публикаций в сатирическом журнале « рокодил» (1989 год) под звонким названием «Ќакол-басили!» журнал опубликовал письмо жител€ города ¬оронежа ј. ћихеенкова, убежденного, что дл€ улучшени€ качества колбасы «пора вводить телесные наказани€» и показывать их по телевизору.

ѕластинки

4432201_ssssCollage (640x480, 90Kb)

ѕластинки попул€рных иностранных рок-групп, а в просторечии — «пласты», в ———– было не достать в свободной продаже, что объ€сн€лось разными причинами. ¬о-первых, западный рок, а также больша€ часть попул€рной музыки находились в ———– под полузапретом, а единственна€ в стране фирма грамзаписи «ћелоди€» выпускала лишь тех иностранных звезд, которые не наносили своим творчеством «пощечину общественному вкусу». —реди них, например, группа «Ѕони ћ», американска€ певица ƒайана –осс или французский певец ƒжо ƒассен. ѕравда, и эти пластинки не всегда было легко достать, как, кстати, и выпускавшиес€ крайне небольшим тиражом пластинки попул€рных авторов-исполнителей ¬ладимира ¬ысоцкого и Ѕулата ќкуджавы.  ак правило, пластинки этих бардов продавали в конвертах с какими-нибудь лесными пейзажами, чтобы не очень бросались в глаза и не покупали «кто не надо».
„то же касаетс€ иностранных рок- или поп-музыкантов, более попул€рных среди тогдашней молодежи, то их пластинки привозились из-за границы – либо из относительно вольных соцстран, таких как ¬енгри€ или „ехословаки€, или же капиталистических, как «ападна€ √ермани€. ѕластинки приобретались за границей во врем€ командировок, везлись дипломатами, продавались на толкучке и были активным предметом дл€ спекул€ций. «—роки наказани€ за изготовление и спекул€цию пластинками, к сожалению, небольшие», — сетовал автор одного из пособий дл€ будущих следователей. ¬ одном из интервью в журнале «—мена» писатель и публицист јлександр  абаков рассказывал, что формально забирали не за то, что именно купил какую-либо модную пластинку, а за то, что участвовал в акте спекул€ции.
ѕомощь в поимке оказывали оперативно-комсомольские отр€ды, которые вы€вл€ли торговцев пластинками и сообщали об этом в милицию. —тоимость купленных у спекул€нтов дисков варьировалась от 10 до 70 руб. при стоимости обычной пластинки от 1 рубл€ до 3.  стати, не все предлагали действовать лишь запретительными методами. «»менно широкое распространение дискотек могло бы служить средством борьбы со спекул€цией пластинками и магнитофонными запис€ми, котора€, к сожалению, еще бытует в студенческой среде», — писал в 1981 году советский социолог ¬ладимир Ћисовский в брошюре «ќбраз жизни современного студента». ѕластинки с запис€ми западных рок-групп изымались таможней ———– даже во врем€ перестройки — и это когда уже из подполь€ вышел рок, а западные звезды стали приезжать в –оссию. «“ак, только на  ѕѕ таможни города ћинска ежегодно перехватываетс€ свыше 1000 пластинок ансамблей « ѕ——»... —ложно даже перечислить все те ухищрени€, на которые пускаютс€ западные рок-диверсанты... “ак, например, на одном из альбомов группы «ћоторхэд» изображена бутылка водки с надписью: «¬одка —мирновска€»!» — писал в 1988 году консервативный журнал «Ќаш современник».  стати, из ———– пластинки за границу тоже везли, и были это не только ценимые на «ападе записи русских композиторов-классиков, а даже пластинка ѕола ћаккартни «—нова в ———–» — она была выпущена по контракту фирмой «ћелоди€» в 1988 году специально дл€ советского слушател€ и сразу стала редкостью.

‘ранцузские духи

4432201_ssssDSC04817 (467x700, 177Kb)

«ћосковска€ фабрика «Ќова€ «ар€» — одно из крупнейших предпри€тий —оветского —оюза по выпуску парфюмерной продукции… русска€ парфюмери€ имеет много общего с французской, а в некоторых случа€х даже превосходит ее», — писал в 1961 году журнал «¬нешн€€ торговл€», однако многие дамы в ———– с этим не согласились бы. —оветска€ парфюмерна€ промышленность действительно иногда выпускала неплохие духи, которые брали призы на международных выставках, однако даже лучшие советские духи « расна€ ћосква» имели французское происхождение. ѕоэтому именно французские духи в ———– были предметом насто€щего культа и когда по€вл€лись в магазинах, обычно лишь в крупных столичных универмагах вроде √”ћа или ÷”ћа, то исчезали в мгновение ока. ѕервое по€вление французских духов в продаже в ———– св€зано с 1960-ми годами, когда из-за особого политического статуса ‘ранции в мире во времена правлени€ Ўарл€ де √олл€ началось сближение —оветского —оюза и ‘ранции. Ѕольшого выбора у советских модниц не было: названий раз-два и обчелс€: «ћагриф», «ћажи Ќуар», « лима». “ех же, кому не доставалось французского, могли довольствоватьс€ польскими «Ѕич може» («Ѕыть может»), которые журналист Ћеонид ѕарфенов называл «соцзаменой французских духов». —реди тех духов, которые продавались в ———–, наиболее известными были духи « лима» — они стоили 25 руб. — четверть зарплаты советского инженера.  огда крохотный флакончик попадал в руки спекул€нта, цена взмывала вверх: «  восьмидес€тым в народ стал проникать французский парфюм, и там уже цены были любые... ƒефицит. ќчереди. —пекул€нты. —емьдес€т. —то. ƒвести», — писал в одном из своих романов писатель ћихаил ¬еллер.
≈динственное, когда можно было не сомневатьс€, — в случае, если духи были куплены не на толкучке на «ћалой јрнаутской улице», а у своих спекул€нтов — они были насто€щими. ¬ 1990-е, когда на рынок хлынули поддельные товары известных фирм, с лотков стали продавать и сомнительного вида духи «ѕуазон» и «Ўанель є5», которые, как говаривали шутники, действительно «пахли шинелью».

—ќ¬≈“— »≈ «√јƒ∆≈“џ»


ѕри словах «культовый гаджет» и «дефицит» у современного росси€нина, практически без вариантов возникает ассоциаци€ с новым iPhone на следующий день после начала продаж. ќднако в ———–, еще тридцать лет назад, и дефицит, и пон€тие «культовый гаджет» были уже знакомым €влением.

¬ начале 80-х сложилась ситуаци€, когда, с одной стороны, развитие микроэлектроники стало уже оформл€тьс€ в виде потребительских товаров, произведенных внутри ———–, а с другой — «железный занавес» стал менее «железным», и ручеек импортной техники просачивалс€ в комиссионные магазины, магазины сети «Ѕерезка» и через спекул€нтов-фарцовщиков.

ћы решили рассказать о самых желанных и дефицитных устройствах в ———– периода «зрелого засто€».

«Ёлектроника ¬ћ-12»

4432201_sssscf22b0bad8f5836f355dda13979 (700x374, 71Kb)

«Ёлектроника ¬ћ-12» – первый советский кассетный видеомагнитофон формата VHS, был скопирован с видеомагнитофона Panasonic NV-2000. Ќачала выпускатьс€ «Ёлектроника» в 1984 году. ќтличительной особенностью «¬ћ-12» были отсутствие пульта ƒ” и вертикальна€ загрузка кассеты.
ѕервый советский видеомагнитофон обладал массой недостатков: был капризен, регул€рно заминал пленку, стоил запредельно дорого — 1200 руб. при средней зарплате в ———– в 1984 году 170 руб. в мес€ц.
ќднако все это не помешало ему стать страшно дефицитным и престижным «девайсом». јльтернатив у него не было. японский Sony или Panasonic стоили как автомобиль или однокомнатна€ кооперативна€ квартира.
 упить «¬ћ-12» можно было по предзаказу. —ам процесс немного напоминал приобретение в окт€бре 2014 года iPhone 6 64 √Ѕ цвета «серый космос». Ќо ждать нужно было не две-три недели, а несколько мес€цев, либо приобретать его у барыг по завышенной цене. » очереди были живые, а не электронные.
¬идеомагнитофон мог записывать телепрограммы, но собственно эта функци€ мало кого интересовала, главное — это возможность проигрывать видеокассеты с запрещенными в CCC– фильмами. ¬о многом благодар€ «¬ћ-12» в —оветском —оюзесформировалась любовь к голливудскому кинематографу.
ќчень попул€рны были фильмы на тему вьетнамской войны: «¬звод» и «–ожденный четвертого июл€» ќливера —тоуна, «јпокалипсис сегодн€» ‘ренсиса ‘.  опполы, «÷ельнометаллическа€ оболочка» —тенли  убрика, «ќхотник на оленей» ћайкла „имино. Ѕоевики со Ўварценеггером, —таллоне и Ѕрюсом Ћи также весьма котировались. –азумеетс€, хитами были и эротические фильмы а-л€ «√реческа€ смоковница», а также разнообразные ужастики.

ƒвухкассетна€ магнитола

4432201_ssssr (640x359, 63Kb)

≈сли «Ёлектроника ¬ћ-12» была относительно элитарным гаджетом, к которому должен был прилагатьс€ как минимум цветной телевизор, то двухкассетный €понский магнитофон, как правило SHARP, €вл€лс€ мечтой каждого молодого человека. ¬ —оветском —оюзе именно двухкассетники этой компании пользовались безумной попул€рностью. «Ўарпы» в ———– привозили военные, мор€ки, пилоты гражданской авиации, дипломаты и другие специалисты, имеющие возможность выезда за рубеж.
—тоили двухкассетники от $170 за Sharp GF-450 H до $600 за знаменитый Sharp GF 777 Z, при официальном курсе 0,67 руб. за $1. ѕродавались они фарцовщиками и в комиссионках исход€ из курса 3–4 руб. за $1.
Ќапомним, что в ———– валюту по официальном курсу можно было приобрести только в ограниченном количестве ($200) при выезде за рубеж, а спекул€ци€ валютой наказывалась по статье 88 ”головного кодекса –—‘—– 1960 года «Ќарушение правил о валютных операци€х» и предполагала в зависимости от состава преступление лишение свободы на срок от 3 до 15 лет, конфискацию имущества, ссылку на срок до 5 лет и —ћ≈–“Ќ”ё  ј«Ќ№.
ќтметим, что если высококачественные катушечные магнитофоны советска€ промышленность еще производила («Ёлектроника-003», «-004», «ќлимп-004», «005»), то аналогов €понских двухкассетников в ———– просто не производили.
Sharp GF-777 Z был топовой моделью линейки переносных стереомагнитол начала восьмидес€тых. GF-777 Z выполнен в классическом форм-факторе «моноблок», а главное его отличие от однокассетных моделей — смещенные влево две кассетные деки. ћагнитола оснащалась шестью громкоговорител€ми (!): двум€ высокочастотными «пищалками», двум€ 6,5-дюймовыми широкополосными динамиками и двум€ 6,5-дюймовыми низкочастотниками. GF-777 имел четыре усилител€ мощности, обеспечивавших раздельное усиление частот, что давало великолепный звук и солидную громкость.
ѕикова€ мощность (PMPO) аппарата составл€ла 90 ¬т, а номинальна€ (RMS) — 24 ¬т. Ётого было достаточно дл€ любой вечеринки. Ѕолее того, таким аппаратом можно было озвучить даже школьную дискотеку.
¬ Sharp GF-777 устанавливалс€ всеволновый радиоприемник с диапазонами FM, AM и двум€ диапазонами коротких волн (SW). «а хороший коротковолновый приемник GF-777 ценили любители послушать «вражеские голоса» в диапазоне 13 и 16 метров, где не работали советские «глушилки» (приемников с такими диапазонами у населени€ было очень мало).

јудиокассеты

4432201_sssssaudiotapes_b (700x471, 123Kb)

— распространением кассетной аудиотехники дефицит охватил и то, что называетс€ расходными материалами.
—оветска€ промышленность производила аудиокассеты ћ -60. —тоили они 4 руб., а отличительной их особенностью было посредственное качество и очень неудобный часовой формат (по 30 минут с каждой стороны).
ƒело в том, что почти все музыкальные альбомы были длительностью 40–45 минут. “о есть после записи такого альбома оставалс€ 15-минутный «хвост», который «добивали» разными песн€ми, чтобы не пропадало драгоценное место. —оответственно, огромной попул€рностью у владельцев кассетных магнитофонов пользовались удобные импортные 90-минутные кассеты, которые были и заметно более высокого качества.
  счастью дл€ всех советских любителей музыки, в начале восьмидес€тых ———– закупил огромную партию кассет Sony, Denon, “DK, BASF, јGFA. “аким образом, на некоторое врем€ дефицит был ликвидирован.  ассеты несколько лет продавались в обычных магазинах электроники по 9 руб. за штуку.
¬прочем, наиболее попул€рные марки, Sony и Denon, выкупались фарцовщиками в первый день завоза в магазин и потом перепродавались уже по 15 руб.

««енит-TTL»

4432201_ssssZenitTTLwhite (556x507, 95Kb)

Ѕыли у советской промышленности и свои удачи. ¬ частности, знаменитый зеркальный фотоаппарат ««енит-TTL», разработанный и производившийс€ на  расногорском механическом заводе ( ћ«).
Ѕыло выпущено более полутора миллионов таких аппаратов.
√лавна€ его особенность — TTL-экспонометр, измер€ющий €ркость снимаемой сцены непосредственно через объектив.
–ознична€ цена ««енита-TTL» с объективом «√елиос-44ћ» составл€ла в начале 80-х годов 210 руб.

Ёлектронные игры

4432201_ssssThegame (600x360, 36Kb)

≈ще одной культовой, причем не только у детей, игрушкой была «Ќу, погоди!», сама€ известна€ и попул€рна€ из серии первых советских портативных электронных игр с жидкокристаллическим экраном.
—южет игры был незамысловат. „етыре курицы, сид€щие на насестах, несут €йца, скатывающиес€ вниз по четырем лоткам. ”правл€€ ¬олком (из мультфильма «Ќу, погоди!»), который может занимать четыре позиции, требуетс€ наловить как можно больше €иц в корзину. «а пойманное €йцо игроку начисл€етс€ одно очко. —начала €йца падают медленно, но постепенно темп игры ускор€етс€.
«Ќу, погоди!» €вл€етс€ неофициальным (пиратским) клоном Nintendo EG-26 Egg из серии Nintendo Game & Watch. ≈динственное, что отличало ее от оригинала, это то, что волк со шл€пой из оригинальной игры был заменен волком из мультфильма «Ќу, погоди!», а петух, выгл€дывающий из домика, — зайцем.
ѕроизводилась игрушка с 1984 года.  роме игры устройство обладало функцией часов и будильника. –ознична€ цена «Ќу, погоди!» составл€ла 25 руб.

„асть 2


Ќј” ј ƒ≈Ћј“№  ќЋЅј—”

„то думают ученые о причинах дефицита в ———–

Ѕытова€ сторона экономики дефицита известна всем, кто в сознательном возрасте застал времена ———–. » конечно же, не раз доводилось слышать нам тогда фразу — «Ќеужели нельз€ вз€ть да и наладить производство колбасы (духов, сапог, автомобилей и т.д.)? „ем мы глупее и хуже других?» Ќи дефицита, ни ———– давно уже нет, однако академическа€ наука до сих пор пытаетс€ разобратьс€ в причинах диспропорций, существовавших в советской экономике.

¬ экономической науке термин «дефицит товара» означает симптом превышени€ спроса на этот товар над предложением, то есть недостаток отдельных товаров и услуг, которые покупатели не могут приобрести, несмотр€ на наличие денег. Ќа самом деле в самом факте дефицита нет ничего страшного, говорит доктор исторических наук, заведующий сектором экономической истории »нститута экономики –јЌ ёрий Ѕокарев:

«ƒефицит – это такое же фундаментальное пон€тие дл€ экономики, как закон сохранени€ энергии дл€ физики. —обственно, экономика – это и есть система, решающа€ проблему дефицита. ≈сли нет дефицита, то нечего распредел€ть, производить. “о есть вопрос не в наличии дефицита, а в том, как он решаетс€».

ƒл€ того чтобы объ€снить причины перманентного дефицита в ———–, необходимо пон€ть, какими принципами руководствовалось советское правительство на заре —оветского —оюза при решении задачи по модернизации страны. ¬ 1920-х годах теоретики и лидеры партии большевиков вели дискуссию о будущей индустриализации и подходах к вопросам планировани€. ќсновной вопрос заключалс€ в том, как следует развиватьс€ советской экономике. ‘ракци€, позднее названна€ в историографии «правой оппозицией», поддерживала стратегию сбалансированного роста, предусматривающую постепенное расширение государственной и коллективной собственности, рыночное распределение, скромные темпы накоплени€ капитала, распределение капиталовложений между отрасл€ми дл€ обеспечени€ их пропорционального развити€, значительное повышение эффективности и привлечение зарубежной технологии. »х оппоненты — «лева€ оппозици€» — выступали за ускоренный, несбалансированный рост экономики. Ёто привело бы к значительному росту накоплени€ капитала за счет вынужденных сбережений (примитивное социалистическое накопление), концентрации капиталовложений в т€желой промышленности, расширению доли промышленности, подчинению рынка госплану и жестким ограничени€м потреблени€.

¬ итоге, как мы знаем, победила втора€ концепци€, получивша€ впоследствии название «альтернативной модернизации». «јльтернативна€ модернизаци€» была попыткой решить те же задачи, которые решали страны первого и второго эшелонов развити€ капитализма, но диаметрально иными методами — не путем развити€ рыночного механизма, а его полной заменой механизмом директивного управлени€. ¬ самом упрощенном варианте модель командно-административной экономики представл€ла собой следующую цепочку:

√ќ—”ƒј–—“¬ќ √ќ¬ќ–»Ћќ ѕ–≈ƒѕ–»я“»ё, „“ќ ≈ћ” Ќјƒќ ѕ–ќ»«¬ќƒ»“№,  ј ќ√ќ Ё“ќ“ “ќ¬ј– ƒќЋ∆≈Ќ Ѕџ“№  ј„≈—“¬ј, ¬  ј ќћ  ќЋ»„≈—“¬≈ ≈√ќ Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ ѕ–ќ»«¬≈—“» »  ”ƒј ¬ѕќ—Ћ≈ƒ—“¬»» Ќ”∆Ќќ ќ“ѕ–ј¬»“№. ѕ–» Ё“ќћ  ќЌ“–ќЋ№ «ј Ё‘‘≈ “»¬Ќќ—“№ё –ј—’ќƒќ¬јЌ»я –≈—”–—ќ¬ Ќј ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬ќ » «ј Ћќ√»—“» ќ… ≈√ќ —Ѕџ“ј “ј ∆≈ Ћќ∆»Ћ—я Ќј ќ‘»÷»јЋ№Ќџ’ Ћ»÷ —“–јЌџ.

4432201_sssssborka (290x230, 36Kb)
¬ сборочном цехе ”гличского ордена
“рудового  расного «намени часового завода имени
50-лети€ ———–, 1983 год


¬прочем, если в услови€х одного предпри€ти€ эта система и может относительно эффективно работать, то чем больше становитс€ звеньев в цепочке, тем сложнее государству контролировать эффективность производства.

Ќедостатками командного (директивного) планировани€ были замедленность его «реакции» на изменение научно-технического прогресса, моды и других обсто€тельств нашей быстротекущей жизни. ќднако и сменить производство морально устаревших вещей на новые тоже было крайне сложной задачей. ƒл€ того чтобы произвести какой-то новый товар, необходимо заново настроить всю производственную цепочку. » пока командна€ система перераспредел€ла ресурсы, проходило значительное врем€, и в результате новый товар, отвечающий всем последним технологическим требовани€м, переставал быть современным. ѕарадокс директивной экономики в том, что дефицит возникал при всеобщей зан€тости населени€ и почти полной загрузки производства.

Ќагл€дный пример подобной неповоротливости приводит ёрий Ѕокарев:


«¬ конце шестидес€тых в ———– началс€ ажиотаж вокруг плащей из италь€нской ткани «болонь€». “от, кто достал такой плащ, считалс€ человеком, который «умеет жить».

„астично их привозили из-за границы, в том числе контрабандно из ‘инл€ндии. Ѕыло также организовано нелегальное производство в √рузии, причем цеховики закупали ткань и «лейблы» пр€мо в »талии. » вот тут наше правительство решило — почему бы нам самим не производить плащи «болонь€»? „ерез некоторое врем€ все магазины были забиты миллионами этих плащей, но их уже мало кто покупал. ѕочему? —оветскому человеку хотелось не только одетьс€, но и выделитьс€ с помощью одежды из общей массы. ѕлановое производство мыслило «миллионами» и просто не учитывало такие «тонкости».

4432201_sssssveinye (700x404, 87Kb)

јвтоматизированные машины по вышиванию
аппликаций на одежде, 1983 год


ѕри этом чем сложнее новое изобретение, тем с большим опозданием и достаточно болезненно его воспринимает административно-планова€ система, ориентированна€ фактически на простое воспроизводство. » если в бытовой сфере этот временной лаг еще можно было нивелировать за счет поставки товара из соседних стран соцблока, то в промышленности это приводило к технологическому отставанию и износу оборудовани€. ¬ результате в 1989 году средний срок службы оборудовани€ в отечественной промышленности составл€л 26 лет, превыша€ более чем в 2 раза существовавший официальный норматив.   тому же удобна€ дл€ директивного планировани€ государственна€ система посто€нных цен лишала их необходимой гибкости. —уществующие цены уже фактически не отражали ни величину общественно необходимых затрат, ни величину общественной потребности.

÷елевой характер финансировани€ и строгий контроль за использованием выделенных средств также не позвол€ли гибко использовать имеющиес€ ресурсы. —уществовавша€ система финансировани€ фактически не стимулировала и экономию уже выделенных средств. Ёкономи€ средств, напротив, могла стать основанием дл€ сокращени€ финансовых ассигнований в будущем году. ѕроще говор€, если предпри€тие не смогло в течение года израсходовать все 100% выделенных средств, а израсходовало лишь 90%, то в следующем году сумма ассигнований со стороны правительства будет сокращена на эти неизрасходованные 10%, в то же врем€ планы по производству вновь возрастут. 

— течением времени дефицит стал неизбежно приводить и к ухудшению качества продукции. ƒл€ того чтобы покрыть возникающий дефицит, власт€м было необходимо любыми способами увеличить количество производимых товаров, даже жертву€ качеством. Ёту стратегию советское руководство было вынуждено примен€ть и в отношении пищевой промышленности. “ак, согласно официально утвержденному в ———– √ќ—“у, колбасные издели€ могли содержать до 35% нем€сных продуктов: жиры, крахмал, воду и другие ингредиенты.

≈ще одна важна€ причина, в силу которой в ———– производство потребительских товаров никогда не было главным приоритетом, — это посто€нна€ подготовка к вооруженному противосто€нию. «ѕлан в первую очередь был ориентирован на стратегически важные продукты и отрасли, — рассказывает ёрий Ѕокарев. — ƒелали неплохо атомные станции, атомные ледоколы, баллистические ракеты. ј на потребительские товары средств уже просто не хватало. Ёто финансировалось по остаточному принципу». »сторик рассказывает апокриф из биографии Ќикиты ’рущева — руководитель советского государства выступал перед коллективом предпри€ти€ в јрхангельской области.  ак обычно, спросил про житье-бытье. ¬ зале подн€лс€ ропот: масла нет, м€са нет. “огда ’рущев повернулс€ к народу задом, раздвинул полы пиджака и закричал, хлопа€ себ€ по л€жкам: 

«¬јћ ћя—ј ƒј…, ¬јћ ћј—Ћќ ƒј…?
ј јћ≈–» ≈ √ќЋџ… «јƒ ѕќƒ—“ј¬Ћя…?»

4432201_sssshruhru (420x315, 62Kb)

Ётот исторический анекдот про эксцентричного советского лидера хорошо иллюстрирует отношение руководства страны к снабжению населени€ товарами первой необходимости.   тому же надо учитывать следующий момент — в п€тидес€тые и даже шестидес€тые многие, включа€ партийную верхушку, сопоставл€ли уровень жизни с периодами довоенного и военного полуголода (а временами и голода), потому граждане не выдвигали особых требований к власти. ќднако в семидес€тые и восьмидес€тые по€вилось поколение людей, которые не помнили по-насто€щему голодные времена и сравнивали уровень жизни в ———– с тем, как обсто€т дела в ведущих западных странах, тем более что —оветский —оюз сам активно продвигал себ€ как «сверхдержаву».

¬озможно, полагает ёрий Ѕокарев, именно эти завышенные ожидани€ не дали —оветскому —оюзу пройти через плавную, постепенную трансформацию экономики и общественного сознани€ вместо того, чтобы с большими издержками и потер€ми развалитьс€ на части: «ћне видитс€ поступательное движение от двадцатых, тридцатых годов к послевоенным временам — шестидес€тым, семидес€тым. »з-за низкого уровн€ развити€ страны поначалу был дефицит продуктов питани€, даже хлеба, позже по€вл€етс€ уже дефицит другого рода — нехватка «престижных» товаров. Ќельз€ сказать, что этим никто не занималс€. Ѕыли определенные сдвиги, в семидес€тых годах ———– очень расширил свои международные экономические св€зи, в том числе и по закупке товаров народного потреблени€. ќдновременно в 1977 году Ѕрежнев прин€л конституцию, где в преамбуле главным были признаны права человека. ћы встали на путь постепенного встраивани€ нашей системы в мировую, не нужно было форсировать событи€, все произошло бы само собой».

«Ќ» —“јЋ»Ќ, Ќ» ’–”ў≈¬, Ќ» Ѕ–≈∆Ќ≈¬ Ќ≈ —ћќ√Ћ» ѕќЅ≈ƒ»“№ ƒ≈‘»÷»“»

ќб особенност€х советской дефицитной
экономики «√азете.ru» рассказала ≈лена
ќсокина — доктор исторических наук,
профессор, автор книг по социально-
экономической истории –оссии 1920–
1930-х годов, в том числе экономического
бестселлера ««а фасадом «сталинского
изобили€».

— ≈лена јлександровна, были ли вообще во времена ———– периоды «изобили€», сопоставимые с сегодн€шней ситуацией в –оссии?

— Ќет. Ѕыли лишь отдельные «оазисы изобили€». “ак, „еремушкинский рынок в ћоскве, благодар€ частнику, предлагал ассортимент фруктов, овощей, молочных и м€сных продуктов, который был не хуже ассортимента нынешних продуктовых рынков. ¬ валютно-чековой «Ѕерезке» можно было купить хорошую обувь и одежду производства ‘инл€ндии, јвстрии и других капиталистических стран, но тем советским гражданам, которые не работали за границей и не имели чеков «Ѕерезки», нужно было покупать их у спекул€нтов. ћожно было приобрести отечественную машину, бытовую технику или импортный мебельный гарнитур, но дл€ этого порой сто€ли в «очереди» годами, дневали и ночевали у магазинов в день записи или когда нужно было отмечатьс€, чтобы не потер€ть место в этой виртуальной очереди. »менно так мои родители «достали» румынскую мебель, котора€ до сих пор стоит в их квартире, пережив владельцев. ћожно было купить книги, «достав» подписку или сдав макулатуру, но ассортимент определ€лс€ представлени€ми власти о том, что советскому человеку положено или не положено читать. Ќа черном рынке или через друзей-знакомых, которые ездили заграницу, можно было достать желанные товары, но приходилось именно доставать, а не покупать: искать св€зи, переплачивать, сто€ть в очеред€х, долго ждать.

4432201_ssssochered (402x230, 37Kb)

ќчередь за югославскими конфетами
в кондитерский магазин в ћоскве, 1990 год

 

4432201_sssstass_171338 (700x466, 220Kb)
 

ќчередь за хлебом

 

«ƒобывание товаров было одной из главных составл€ющих советской жизни и даже причиной нешуточных людских трагедий и побед»

Ёмоциональна€ окрашенность жизни — €ркие впечатлени€, радости и горести — в значительной степени определ€лись именно поиском и добычей товаров. ¬ современной российской жизни этот компонент отсутствует. ¬место добывани€ товаров теперь нужно «добывать» деньги. ’очетс€ также отметить, что современный потребительский рынок, особенно в ћоскве, отличаетс€ от советского еще и тем, что в нем много излишеств и гламура, товаров, в принципе, дл€ человека не нужных и предназначенных лишь дл€ того, чтобы выделитьс€ своим богатством. ¬ советское врем€, даже если бы была така€ возможность, вр€д ли кто-то стал покупать машину, украшенную стразами —варовски. » дело не только в том, что человек на такой машине среди «москвичей», «жигулей» и «волг» привлек бы пристальное внимание ќЅ’—— и  √Ѕ, но, главное, он выгл€дел бы несуразно, как павлин в сосновом бору или попугай на березе. ¬ современном российском обществе степень социального расслоени€ гораздо резче, а уровень материального богатства «элиты» гораздо выше, чем в советском.


— ¬ чем главна€ причина перманентной дефицитности советской экономики? Ќасколько большую роль играл тот фактор, что ———– посто€нно находилс€ во «враждебном окружении» и экономика имела €рко выраженный «военный» характер?

— ƒефицит — это результат несоответстви€ спроса на товары/услуги их предложению, состо€ние неудовлетворенного покупательского спроса. —оветска€ экономика была экономикой дефицита не в силу случайных или отдельных погрешностей или ошибок. ѕроизводство и воспроизводство дефицита потребительских товаров было ее хронической болезнью. —оздание дефицита было заложено уже в самой системе управлени€ в плановой советской экономике. „астник и капиталистический рынок гораздо точнее, а главное, быстрее реагируют на наличие дефицита товаров, чем громоздка€, бюрократически медлительна€, с бумажной волокитой и утверждени€ми в высших инстанци€х система органов госпланировани€. » не потому, что частник заботитс€ о человеке больше, а потому, что главна€ цель дл€ него — это получение максимальной прибыли, а там, где есть неудовлетворенный спрос покупателей, там и прибыли обещают быть большими. ” советской плановой экономики, по крайней мере в 1930-е годы, которые € исследовала, главными были совсем иные задачи. ѕолучение прибыли хот€ и было одной из них, но главными показател€ми в оценке работы предпри€тий были не качество товаров, не ассортимент, не себестоимость и рентабельность, а наращивание объемов производства. »здержками такого подхода были низкое качество товаров, плохой ассортимент, а то и вовсе трагикомичные ситуации, когда предпри€ти€ «гнали» продукцию одного размера или одной расцветки, ведь главное требование — рост объемов производства — выполн€лось.

Ѕолее того, изначально главным приоритетом в развитии советской плановой экономики было наращивание производства средств производства, т.е. машин, станков, оборудовани€, а также военных заказов, а не потребительских товаров. Ёта особенность была пр€мым результатом ожидани€ скорой войны и подготовки к ней, которые были определ€ющими в сознании руководства страны в конце 1920-х и 1930-е годы. ’от€ в конечном итоге рост производства средств производства способствовал росту производства товаров потреблени€, но процесс шел значительно медленнее и с бќльшим количеством издержек, чем в услови€х рыночной экономики, где приоритеты и показатели успеха определ€л частник, а не государство. ¬ результате весь мир знает автомат  алашникова и грандиозные успехи ———– в освоении космоса, но мало кому в мире, кроме советских людей, была известна продукци€ фабрик «Ѕольшевичка» или «—короход».

ƒефицит потребительских товаров питала и политика ценообразовани€ в плановой экономике, когда цены определ€лись государственными плановыми органами и зачастую были искусственно заниженными.

√ќ—”ƒј–—“¬ќ ѕќƒƒ≈–∆»¬јЋќ ќѕ“ќ¬џ≈ » –ќ«Ќ»„Ќџ≈ ÷≈Ќџ Ќј ћЌќ√»≈ “ќ¬ј–џ Ќј Ќ»« ќћ ”Ѕџ“ќ„Ќќћ ”–ќ¬Ќ≈,  ќ“ќ–џ… Ќ≈ —ќќ“¬≈“—“¬ќ¬јЋ –≈јЋ№Ќќ… —≈Ѕ≈—“ќ»ћќ—“» »’ ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬ј, ѕќ√јЎјЋќ ”Ѕџ“ » ѕ–≈ƒѕ–»я“»… » ƒ–”√»≈ ѕќ“≈–».

ѕолитика искусственно низких цен оборачивалась злом дл€ потребител€, так как покупательна€ способность советских людей все больше опережала предложение товаров и услуг. ¬ конечном итоге «избыточные деньги» уходили на черный рынок, в карманы к спекул€нтам и фарцовщикам. 

ƒефицит, созданный в системе управлени€ экономикой, воспроизводилс€ и обостр€лс€ и в системе распределени€ товаров. ¬ плановой советской экономике снабжение городов, поселков и деревень определ€лось не численностью их населени€, а их важностью с точки зрени€ государства. ¬ 1930-е годы, как во врем€ карточной системы первой половины того дес€тилети€, так и после отмены карточек, город всегда имел преимущество над деревней, а крупные индустриальные города над неиндустриальными. ќсобенно резко выдел€лась ћосква.  ак довольно опасно шутил мой преподаватель политэкономии социализма в ћ√” (был такой предмет!), государство решило проблему снабжени€ просто, практически все отправл€€ в ћоскву и предоставл€€ самим люд€м развозить продукты и товары по городам и вес€м. ѕреувеличение, но по сути верно.

¬ среде городского населени€ в 1930-е годы, не счита€ советской элиты, преимущества в снабжении получили те группы, которые были непосредственно вовлечены в промышленное производство. √осударство, которое в отсутствие развитого легального рынка и ограниченности ресурсов фактически было основным, а порой и монопольно-единственным снабженцем, отказалось кормить всех или кормить всех поровну, а преимущественно заботилось о тех, кого считало наиболее важным дл€ выполнени€ своих стратегических задач. ’от€ советска€ экономика 1970–1980-х годов была свободна от массовых трагедий сталинского времени, она сохранила фундаментальные характеристики управлени€, производства и распределени€, заложенные в сталинское врем€. ∆ители городков и поселков все так же ездили отовариватьс€ в ћоскву или другие близлежащие крупные города, а преимущества в снабжении тех или иных категорий потребителей обеспечивались через систему продуктовых заказов, получаемых по месту работы, или закрытых спецраспределителей. ¬ периоды обострени€ дефицита в регионах вводились и нормы покупки и карточки. я росла в небольшом городке недалеко от ћосквы. ¬ нашем городе были хорошие молочные продукты, осенью и летом — овощи и фрукты, но каждую п€тницу мои родители ездили в ћоскву за м€сом, колбасой, сосисками и, по сезону, за тропическими фруктами — ананасами, бананами, апельсинами. √ипертрофи€ военно-промышленного комплекса в советской экономике, безусловно, достигалась за счет недоснабжени€ гражданского производства товаров массового потреблени€, однако ситуаци€ не была столь однозначной и требует исследовани€, так как оборонные предпри€ти€ работали и на гражданские нужды. “ак, закрытое предпри€тие, на котором работал мой отец, не только выполн€ло военные заказы, но и делало точную аппаратуру дл€ ћЌ»» глазных болезней им. √ельмгольца. ƒумаю, что не «вое

–убрики:  »стори€/—траны/Ќароды

ѕонравилось: 1 пользователю



ёрий- иев   обратитьс€ по имени ¬торник, 30 »юн€ 2015 г. 05:34 (ссылка)
ƒо сих пор не переношу очереди... ¬от недавно пришлось посто€ть где то час в очереди, что бы сдать билет на поезд...  акой € был злой и раздраженный... Ѕыва€ в 70-80 годы в командировках в ћоскве особо испытывал "прелести" очередей...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 30 »юн€ 2015 г. 06:11ссылка
ќчереди помню очень хорошо, особенно в начале 90-ых, когда на последних мес€цах беременности сто€ла карточки в ѕитере отоваривала - ни присесть (некуда), ни отойти (потом не пуст€т), а чтобы очередь уступили... да ни в жизнь!
јноним   обратитьс€ по имени ¬торник, 08 —ент€бр€ 2015 г. 15:15 (ссылка)
’орошенька€ стать€ !
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку