«Армянский
народ в песне Комитаса нашел и узнал свою душу, свое духовное «я».
Комитас Вардапет — начало, не имеющее конца. Он должен жить армянским
народом, и народ должен жить им, отныне и навсегда».
Католикос всех Армян Вазген Первый
80 лет назад, 22 октября 1935 года в возрасте 66 лет в Париже, в
пригородной лечебнице Вил-Жуиф скончался гений армянской музыки,
архимандрит Комитас.
В миру Согомон Геворкович Согомонян — родился 26 сентября 1869 года в
османском городе Кутина (Кетайя). Его отец — Геворк Согомонян — был
сапожником, в то же время он сочинял песни и обладал красивым голосом.
Яркими музыкальными способностями отличалась также мать композитора —
Тагуи, которая была ковровщицей.
Безрадостным и полным лишений было детство Комитаса. Он потерял мать,
когда ему еще не было и года. Из-за занятости отца заботу о ребенке
взяла на себя бабушка. В 7 лет Комитас поступил в местную начальную
школу, после окончания которой отец его отправил в Брусу — продолжать
обучение. Последнее ему не удалось, и 4 месяца спустя он вернулся домой
окончательно осиротевшим: скончался отец, а Согомону было лишь 11 лет…
«Он был щуплым, слабым и бледным мальчиком, всегда задумчивым и
добрым. Он плохо одевался», — таким вспоминал Комитаса один из его
одноклассников.
Согомона часто видели спящим на холодных камнях прачечной. Он
превосходно пел, и не случайно, что в Кутине его называли «маленьким
бродячим певцом». Своему восхитительному голосу Согомонян был обязан
также и тому событию, которое основательно изменило весь ход его жизни.
В 1881 году священник Кутины Г.Дерцакян должен был уехать в Эчмиадзин
— принимать сан епископа. По просьбе католикоса он должен был привезти с
собой голосистого мальчика-сироту — на учебу в Эчмиадзинской духовной
семинарии. Из 20 сирот был выбран 12-летний Согомон. Поскольку в это
время в Кутине запрещалось говорить по-армянски, мальчик говорил на
турецком и на приветствие католикоса Геворка IV ответил: «Я не говорю
по-армянски, если хотите — спою». И своим красивым сопрано спел
армянский шаракан (духовный гимн), не понимая слов. Благодаря
исключительным способностям Согомон за короткое время преодолевает все
препятствия, в совершенстве овладевает армянским.
В 1890 году Согомон посвящается в сан монаха. Спустя три года он
завершает обучение в семинарии, затем принимает сан священника и имя
католикоса Комитаса — выдающегося поэта VII века, автора шараканов. В
семинарии Комитас назначается учителем музыки.
Параллельно с преподаванием Комитас создает хор, оркестр народных
инструментов, обработки народных песен, пишет первые исследования об
армянской церковной музыке. В 1895 году Комитас принимает духовный сан
архимандрита. Осенью того же года уезжает в Тифлис, учиться в
музыкальном училище. Но, встретившись с композитором Макаром Екмаляном,
получившим образование в Петербургской консерватории, меняет свои
намерения и изучает у последнего курс гармонии. Эти занятия стали
своеобразной предтечей и крепкой основой для овладения европейской
техникой композиции.
Дальнейшие события жизни Комитаса были связаны с крупным музыкальным
центром Европы — Берлином, куда он уехал учиться по протекции
католикоса, получая финансирование от крупнейшего армянского нефтяного
магната Александра Манташяна.
Комитас поступает в частную консерваторию профессора Рихарда Шмидта.
Параллельно с занятиями последнего, Комитас также посещает императорский
университет Берлина — лекции по философии, эстетике, общей истории и
истории музыки. В годы учебы он имел возможность «общаться» с
европейской музыкой — еще более обогащая запас знаний, заниматься
музыкально-критической деятельностью. По приглашению Международного
Музыкального общества он провел лекции, посвященные армянской церковной и
светской музыке в сравнении с турецкой, арабской и курдской музыкой.
В сентябре 1899 года Комитас возвращается в Эчмиадзин и сразу
разворачивает свою музыкальную деятельность. В короткое время он в корне
меняет систему преподавания музыки в семинарии, создает небольшой
оркестр, доводит до совершенства исполнительский уровень хора.Он обходит
разные районы Армении, записывая тысячи армянских, курдских, персидских
и турецких песен, создает обработки песен.
Серьезно занимается также научно-исследовательской работой, изучает
армянские народные и духовные мелодии, работает над расшифровкой
армянских хазов, над теорией гласов. Комитас в разных странах мира
выступал как исполнитель и пропагандист армянской музыки. Композитор
начинает задумываться и над большими, монументальными музыкальными
формами. Намеревается создать музыкальный эпос «Сасна црер» и продолжает
работу над оперой «Ануш», которую начал еще в 1904 году. Он
сосредотачивает свое внимание на темах, касающихся народного
музыкального творчества, раскрывает содержание народных песен. Конечно,
подобное мировоззрение должно было привести к неизбежному конфликту
между Комитасом и церковью. Постепенно безразличие новых руководителей,
отрицательное отношение отсталого слоя церковных деятелей, сплетни и
клевета возросли настолько, что отравили жизнь композитора — человека,
который остался в представлении современников как абсолютно светский
человек.
Конфликт настолько углубился, что Комитас отправляет письмо
католикосу, умоляя освободить его и позволить спокойно жить и творить.
Это прошение остается безответным, а преследование Комитаса становится
еще более явным.
В 1910 году Комитас оставляет Эчмиадзин и уезжает в Константинополь. Он
думал, что там он найдет такую среду, которая его поймет, защитит и
поощрит его деятельность, и тут он сможет претворить свои мечты в
реальность. Комитас хотел создать национальную консерваторию, с которой
связывал дальнейшую музыкальную судьбу своего народа. Но композитору не
удается осуществить это предприятие (впрочем, как и многие другие). Его
вдохновенные идеи встречали лишь холодное безразличие местных властей.
В Константинополе Комитас организовал смешанный хор из 300 человек,
назвав его «Гусан». Последний пользовался большой популярностью. В его
концертной программе основное место принадлежало армянским народным
песням.
Комитас часто проводил свое время в поездках с докладами и лекциями,
выступая в своих концертах как солист и дирижер. Композитор превосходно
владел флейтой и фортепиано. Он был одарен большой силой воздействия на
своих слушателей.
Искусством Комитаса были покорены известные музыканты: Венсан д’Энди, Габриель Форе, Камиль Сен-Санс…
В 1906 году после одного из концертов выдающийся французский композитор
Клод Дебюси взволновано воскликнул: «Гениальный отец Комитас!
Преклоняюсь перед Вашим музыкальным гением!»
И в Константинополе Комитас не нашел бескорыстных единомышленников,
которые помогли бы осуществить его планы. Более того: если в Эчмиадзине
он был со своим родным народом, был близок к его быту и искусству, то в
Константинополе он был лишен и этого. Тем не менее, он продолжал
напряженно работать. Особое внимание уделяет Комитас созданию духовных
произведений. В этой сфере его шедевр — «Патараг» («Литургия»),
написанный для мужского хора.
Не менее важной областью было для него и музыковедение. В Париже на
конференции Международного Музыкального общества он читает два доклада:
«Армянская народная музыка» и «О старой и новой нотописи армянской
духовной музыки», которые вызвали большой интерес среди участников
конференции. Комитасу предлагается также прочесть непредвиденный в
программе доклад на тему: «О времени, месте, акцентуации и ритме
армянской музыки».
В период I мировой войны правительство младотурков начало
осуществлять свою чудовищную программу по жестокому и бесчеловечному
уничтожению части армянского народа. В апреле 1915 года вместе с целым
рядом выдающихся армянских писателей, публицистов, врачей, юристов был
арестован и Комитас. После ареста, сопровождаемого насилием, он был
сослан в глубь Анатолии, где стал свидетелем зверского уничтожения
светлых умов нации. И несмотря на то, что благодаря влиятельным
личностям Комитас был возвращен в Константинополь, пережитый кошмар
оставил глубокий, неизгладимый отпечаток в его душе. Комитас уединился
от внешнего мира, укрылся в своих мрачных и тяжелых думах — сломленный и
печальный.
В 1916 году здоровье Комитаса ухудшилось, и его поместили в
психиатрическую клинику. Однако не было никакой надежды на
выздоровление. Медицина оказалась бессильной перед губительной болезнью.
Гений армянской музыки нашел свое последнее пристанище в Париже, в
пригородной лечебнице Вил-Жуиф, проведя там почти 20 лет, где и
скончался.
Весной 1936 года его прах был перевезен в Армению и предан земле в Ереване — в пантеоне деятелей культуры.
Не менее трагической была и судьба творческого наследия Комитаса.
Большинство его рукописей были уничтожены или растеряны по всему миру…
http://my.mail.ru/community/armenia/2131882681EC2357.html