Категория:
Резюме/Речи/ПисьмаБюджет:
?Данному предмету нужно посвятить 2 лекционных часа по 2 дня
Т.е 4 лекции за 2 дня, соответственно, объем каждой отдельной лекции должен быть уложен в час рассказа
Тема 1. Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки: понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление); внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем); причины отвлечения внимания во время управления транспортным средством; способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов; монотония; влияние усталости и сонливости на свойства внимания; способы профилактики усталости; виды информации; выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством; информационная перегрузка; системы восприятия и их значение в деятельности водителя; опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки; зрительная система; поле зрения, острота зрения и зона видимости; периферическое и центральное зрение; факторы, влияющие на уменьшение ноля зрения водителя; другие системы восприятия (слуховая система, вестибулярная система, суставномышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя; влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки; память; виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта; мышление; анализ и синтез как основные процессы мышления; оперативное мышление и прогнозирование; навыки распознавания опасных ситуаций; принятие решения в различных дорожных ситуациях; важность принятия правильного решения на дороге; формирование психомоторных навыков управления автомобилем; влияние возрастных и гендерных различий на формирование психомоторных навыков; простая и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне; факторы, влияющие на быстроту реакции.
Тема 2. Этические основы деятельности водителя: цели обучения управлению транспортным средством; мотивация в жизни и на дороге; мотивация достижения успеха и избегания неудач; склонность к рискованному поведению на дороге; формирование привычек; ценности человека, группы и водителя; свойства личности и темперамент; влияние темперамента на стиль вождения; негативное социальное научение; понятие социального давления; влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя; ложное чувство безопасности; влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения; способы нейтрализации социального давления в процессе управления транспортным средством; представление об этике и этических нормах; этические нормы водителя; ответственность водителя за безопасность на дороге; взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения; уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды); причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами; особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки.
Тема 3. Основы эффективного общения: понятие общения, его функции, этапы общения; стороны общения, их общая характеристика (общение как обмен информацией, общение как взаимодействие, общение как восприятие и понимание других людей); характеристика вербальных и невербальных средств общения; основные «эффекты» в восприятии других людей; виды общения (деловое, личное); качества человека,важные для общения; стили общения; барьеры в межличностном общении, причины и условия их формирования; общение в условиях конфликта; особенности эффективного общения; правила, повышающие эффективность общения.
Тема 4. Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов: эмоции и поведение водителя; эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация); изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях; управление поведением на дороге; экстренные меры реагирования; способы саморегуляции эмоциональных состояний; конфликтные ситуации и конфликты на дороге; причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения; тип мышления, приводящий к агрессивному поведению; изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов; влияние плохого самочувствия на поведение водителя; профилактика конфликтов; правила взаимодействия с агрессивным водителем.
Тема 5. Саморегуляция и профилактика конфликтов (психологический практикум): приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции, а также первичных навыков профилактики конфликтов; решение ситуационных задач по оценке психического состояния, поведения, профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта.
Зачет. Решение ситуационных задач по оценке психического состояния, поведения, профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта; контроль знаний и умений.
Литература
1. Рожков Л.Б., Найдина И.В. Психологические основы безопасного управления
транспортным средством. М.: ООО «Издательский Дом «Автопросвещение», 2012.
2. Гришина Н.Б. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008.
3. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учеб, для вузов / Н.Н. Данилова. М.: Аспект
4. ЕмельяНЬв СМ. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2011.
5. Есрафилов С.В. Формы и методы обучения саморегуляции эмоциональных состо
яний // Психологопедагогическое сопровождение образовательного процесса: те
ория и практика. Региональный сб. науч. трудов. Вып. 2. Нижнекаменск, 2005.
6. Литвак М.Е. Психологическое айкидо. М.: Феникс, 2013.
7. Лурия А.Р. Лекции но общей психологии. СПб.: Пигер, 2007. Серия «Мастера
8. Гусев А.Н. Общая психология: В 7 т.: Учеб, для студентов вузов / Под ред. Б.С.
Братуся. Т. 4 «Внимание» / М.В. Фаликман. М.: Издательский центр «Академия»,
2006.
9. Психология: Учеб, для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб.:
Питер, 2001. Серия «Учебник нового века».
10. Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2000.
Серия «Хрестоматия по психологии».
11. Романов А.Н. Автотранспортная психология: Учеб, для вузов. М.: Издательский
центр «Академия», 2002.
12. Самоукина Н.В. Экстремальная психология. М.: Ассоциация авторов и издате
лей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС. 2000.
13. Развернутые тематические планы по учебному предмету «Психофизиологические
основы деятельности водителя». *4.: МААШ, 2014.
Электронпые учебнонаглядные пособия
1. ЭВЛ «Автошкола МААШ». Курс лекций по психологическим основам безопасного
управления транспортными средствами.
2. ЭВЛ «Автошкола МААШ». Психологическая подготовка водителей транспортных
средств.
http://www.weblancer.net/projects/635134.html