Явление времени |
Прежде, чем перейти к изложению основного материала, сделаем небольшое методологическое вступление. Допустим, нам нужно описать такое сложное и абстрактное явление, как время. Наука знает два способа описания действительности: понятийный и символический.
Понятийный способ — это термины, определения, логические доказательства, аксиомы и теоремы. Он используется в геометрии, философии, логике и общественных науках. Например, время можно определить как форму протекания физических и психических процессов; меру длительности бытия; условие изменения; последовательность смены состояний объектов; характеристику процессов изменения и развития и т.д. Такое описание ни о чём не говорит, потому что сразу возникают вопросы: что такое форма, процесс, мера, изменение, состояние и др. Каждый термин соотносится с массой других терминов, которым нужно давать свои определения, и это может продолжаться до тех пор, пока не закончится словарный запас.
Символический способ — это описание мира с помощью условных знаков, чисел и формул. Он используется в алгебре, физике, химии и других естественных науках. Здесь достаточно разбить время на конечные отрезки, придумать, в каких единицах его измерять, и вывести формулу времени вроде t = S/V.
Оба метода являются абстрактными, однозначными и рациональными, то есть работают по принципам левого полушария мозга. Это цифровой, дискретный способ передачи информации.
Противоположностью вышеуказанным является убразный способ описания действительности, основанный на конкретном, многозначном, иррациональном мышлении правого полушария. Это сравнения, ассоциации, метод аналогии, различные художественные приёмы передачи мысли. Он используется в изобразительном искусстве, художественной литературе, музыке. Например, можно изобразить время в форме песочных часов или представить его в виде всепожирающего бога Кроноса. Здесь речь идёт об аналоговом способе передачи информации.
Существует также парадоксальный способ, оперирующий принципами (архетипами). Один условный знак (руна) может иметь много значений, которые проявляются в зависимости от контекста. Этот способ положен в основу работы квантового компьютера, в котором один кубит может принимать как два значения сразу, так и каждое из них по отдельности. Для такого описания необходимо мыслить сразу двумя полушариями мозга, чтобы образы и знаки сливались воедино. Но весь парадокс в том, что никакого описания действительности с помощью принципов быть не может, поскольку принципы — это и есть единственная реальность.
То есть не мы, записывая руны, передаём сведения об окружающем мире, а сами руны, разворачивая заложенный в них смысл, определяют наше восприятие мира и формируют наши мысли, которые мы пытаемся выразить. Наш мозг с помощью тех же принципов обрабатывает поступающую информацию (свет, звук и другие виды колебаний) и выдаёт её в цифровом или аналоговом виде. И только в особых клинических случаях эти способы передачи информации удаётся совместить.
Судя по всему, наши предки умели лучше нас выражать мысли. Называя вещи своими именами, они вкладывали в каждое слово конкретные убразы, которые можно воссоздать по этимологии. А.А.Потебня называл это внутренней формой слова, отличая её от внешней формы (структуры слова) и содержания (смысла слова). То есть слово выступает одновременно понятием, совокупностью дискретных звуков (или знаков) и целостным убразом. Сегодня мы продолжаем пользоваться теми же словами, что и тысячу лет назад, а значит, наше понимание сути явлений зависит от бессознательных ассоциаций, заложенных в языке. Изучение внутренней формы слов и соотношение их корней с комбинациями рун является особым методом познания, который мы применим в данной статье.
Современное понятие времени вобрало в себя несколько похожих по смыслу, но этимологически не связанных терминов. Ни в одном языке мира не было единого слова для обозначения этого явления. Например, древние греки знали три типа времени: хронос (длительность, линейная последовательность), циклос (круговорот, повторяемость) и кайрос (фаза, благоприятный момент). В старославянском языке можно выделить девять слов, обозначающих как время в целом, так и его отрезки.
1. Врcмя (время, срок, пора) – др-рус. веремя (вёдро, погода), происходит от ст-слав. врьтcти (вертеть). Родственные слова: санскр. vartate (вертеться), vartanam (вращение, хождение взад и вперёд), vartman (колея, дорога), ст-слав. врътъпъ (вертеп, пещера, сад), върети (кипеть), варити (варить), укр. вир (водоворот), ворожить, веретено, ворот, воротить, вращать, врата. Пока просто отметим, что время понималось как вращение.
2. Вcкъ (век, вечность, мир) — бесконечное время или срок человеческой жизни. В праславянском языке это слово обозначало ещё и жизненную силу, поэтому можно предположить его этимологическую связь с лат. vita (жизнь), ст-слав. витати (витать), обитати, прcвитати (обитать), укр. витати (приветствовать), вихърь (вихорь), врьхъ (верх), совершать, вихати (махать), виляти (вилять), укр. хвиля (волна, мгновение). Вилы — стихийные божества славян, подобные русалкам и нимфам, которые свивали нити человеческой судьбы. Вити (вить), санскр. vitas (витой), др-рус. вcтвь (ветка), укр. віть, лат. vitis (лоза), вьтъла (ива), ст-слав. вcіа (ветка).
3. Рокъ (срок, установленное время, судьба) — от слова ректи, речь, как и укр. рік (год). То есть это время обусловленное, неизбежное и неотвратимое.
4. Лcто (год, время, лето) — изначально только тёплое время года, позже и весь год, то есть цикл повторяющихся сезонов. «Повесть временных лет» можно перевести на современный язык как «рассказ о вращающихся циклах».
5. Годъ (время, год, праздник, пора) — от ст-слав. годити (угождать), годный, укр. гідність (годность, достоинство), годі (хватит). Связано с погодой, урожаем и земледельческими циклами.
6. Година (время, срок, час) — подходящее время, тихая ясная погода. Укр. година (час). Интересно, что словосочетание «время года» в старославянском звучало наоборот: «година врcмене».
7. Часъ (время, час, пора, миг) — отрезок времени. Родственные слова «косить», «чесать», «сечь».
8. Сутъкъ (сутки) — стык дня и ночи, укр. сутки — узкий проход. Происходит от ст-слав. тъкнути, ткать, тъчька (точка), точный, тъчити (полагать, думать). Родственными также являются слова точить, ток, теча (скороход), течь (тєшти), санскр. takti (спешит, устремляется), tokam (потомство), укр. тікати (бежать), тёк (исток), поток, тук (жир), тучный, ст-слав. тkча (туча). Время обычно представляется как поток, который течёт, пока стрелки часов тикают.
9. Мигъ (миг, мгновение) — от ст-слав миѕати, цслав. мгияти, др-рус. мъгнути, мcжити (жмурить), рус. мигать, мжить, укр. мигунець (падающая звезда). Родственные слова: лат. mico (сверкать, мерцать), др-рус. мъчътати и ст-слав. мъчътъ (мечта). Укр. мить (мгновение, момент, миг) связано с рус. мите, укр. митусь, митьма, митьмов, ст-слав. митc, митоусь — «попеременно», то есть не за один миг. Месть — поочерёдное причинение вреда. Сюда же относятся санскр. mithas (обоюдный, попеременный, вместе) и methati (чередует), а также лат. минута, рус. миновать, санскр. miyate (уменьшается, проходит, теряется), др-рус. мена и производное от него «изменение», укр. зміна. Чередование «н» и «т» подсказывает о связи этих смыслов со словом «мнить» (ст-слав. мьнcти), а также с санскр. manute (думает, помнит) и manas (ум, дух, разум). Родственные слова: маять, маяк, маячить, маятник, санскр. maya (превращение, видение, иллюзия), манути (манить), мана (обман), а также мара, марево (призрак, видение), марь (туман, зной), мар (зной, сухая мгла, сон), мрак, санскр. markas (помрачение), мора (темнота, туман), мреть (освечивать), санскр. maricika (мираж), укр. марно (напрасно), хмара (туча) и т.д.
Теперь соберём все девять смыслов воедино и попытаемся объяснить явление времени на современном языке, используя рунические подсказки и научные факты.
Как известно из квантовой механики, мир состоит из минимальных неделимых порций энергии — квантов, которые проявляют свойства как частицы, так и волны. Каждая такая частица характеризуется множеством переменных параметров (квантовых чисел), что позволяет также рассматривать её как квант информации. Полный набор квантовых чисел называется вектором состояния и описывается волновой функцией. В соответствии с принципом неопределённости Гейзенберга, чем точнее мы измеряем одну характеристику частицы, тем менее точно можно измерить другую. Открытая квантовая система находится в смешанном состоянии, в котором можно определить лишь вероятности переменных параметров. Закрытая система находится одновременно в нескольких состояниях, которые интерферируют между собой и делают поведение системы непредсказуемым. Это называется квантовой суперпозицией. Корпускулярно-волновой дуализм можно объяснить как мгновенный переход из суперпозиции в смесь и обратно, сопровождающийся коллапсом волновой функции. То есть частица как бы балансирует между локальностью и нелокальностью, ежемоментно выбирая следующее состояние из множества вариантов.
Само слово «со-стояние» подсказывает нам, что частица изначально сдвоена, поэтому она и ведёт себя как волна. Квант энергии и квант информации принципиально неразделимы, друг без друга они существовать не могут. Обозначим исходную пару рунами , отражающими парадокс единства-множественности (фрактальности): пара (волна) состоит из точек (частиц), а каждая точка (частица) — есть пара (волна). Этими рунами пишутся слова «ВоЛна» и «коЛеБание». Кстати, влъна (волна) происходит от ст-слав. вълати (волновать), вал, санскр. valati (вертится, поворачивается), а колcбати (колебать) можно записать как ко(со)-
, аналогично понятию с-ЛоВо. Здесь мы видим корень луб (люб), встречающийся в словах глубокий (ст-слав. глkбокъ) и голубь (ст-слав. голkбъ), а также любить, любовь (ст-слав. любы), санскр. lubhyati (желает) и lobhas (желание, жажда), лат. lubido, libido (желание), англ. love и нем. Liebe, а также лебедь, лебеда и Лаба (Эльба), отсюда лат. albus (белый). Рунами
выражаются и другие важные понятия: вибрация (лат. vibrare — колебаться), вращение, вир, вирус (лат. virus — вязкая жидкость, слизь), вода, обод (обвод), водить, веду, влага (волога), Волга, облако (др-рус. оболокъ), оболочка, облый (округлый), область (оболость), волость, власть, володеть, воля, укр. власний (собственный), велий (великий), Волос (Велес), волхв, волк (volf), волшба, волшебник, благо и лава (пешеходный мостик через ручей, доска, скамья).
Двойственность можно раскачать в волну
, закрутить в вихрь
, замкнуть обратной связью
или вернуть на круги своя
. Указанные четыре принципа являются основой всякого движения, а значит и времени. Принцип неодновременности
(«или») реализуется в попеременном (мите) мигании (мерцании) мгновений (митей). Частота этого переключения определяет минимальный отрезок (квант) времени[1]. Похожая на синусоиду руна Eihwaz
— палиндром руны Laguz
, которая ассоциируется со словами лагода, лад, лагуна и цифрой 1. Если взять две руны
или четыре руны
и расположить их крестом, получится левосторонняя свастика. Свастика — от санскр. svasti — успех, благоденствие (су — «добро, благо», асти — «есть»). На русском языке «свасти» звучало бы как с-часть-есть или просто счастье, а «свастика» — счастика (с-частица — сдвоенная частица!). Сдвоенность
— причина любого вращения или колебания, в том числе звуковых и световых волн. Подобие этих процессов древние выражали в таких двузначных словах, как ст-слав. свръкати (сверкать, сверчать), санскр. svarati (звучит, светит), ст-слав. свирати (играть на свирели).
Кроме свастики, древнейшим символом вращения является колесо. У нас оно ассоциируется с колом (кругом), но есть ещё одно слово, не сохранившееся в славянских языках — лат. rota, санскр. ratha. Вращая его, прочитаем «таро», а объединив с принципом обновления , получим рост (ст-слав. растъ, возможно первоначально орстъ) и корень -стр-, который обозначает движение: стрела, стрелять, стремя, стремиться, быстрый, укр. стрибати (прыгать), Стрибог (бог ветров), струна, укр. струм (ток), струмінь (ручей), струя, остров и т.д. Продолжая в том же духе, мы выйдем на понятие пространства — от прострcти (простереть), простор, санскр. prastha (горная равнина, площадь), prastaras (равнина, плоскость), stirnas (разостланный), сторона (страна). Здесь прослеживается релятивистская связь времени с пространством, движением и гравитацией.
Вернёмся к принципу вращения . Ничто не сможет передать его смысл лучше, чем изображение X аркана.
«Из-за голой неприветливой скалы, из пропасти, невидимой рукой была поставлена в мой кругозор странная фигура: колесо с вписанной гексаграммой[2] внутри быстро, с молниеносной скоростью, вращалось на оси, поддерживаемой двумя шестами. И, странное дело, чудилось мне, что это движение происходит как-то сразу в обе стороны. Я стал вглядываться и при новых вспышках молний увидел Сфинкса, неподвижно сидящего на вершине колеса с мечом в правой руке, приподнятым кверху, справа взбирался киноцефал — Германубис с жезлом Меркурия, слева низвергался Тифон, скромный крокодил с неуклюжей пастью. Молнии погасли, — и когда чрез несколько минут они сверкнули вновь, я видел все ту же фигуру: снова неподвижно сидел Сфинкс, снова стремительно взбирался Германубис и снова низвергался Тифон...»
В этом описании примечательны два момента. Во-первых, наблюдатель видит колесо только при вспышке молнии. Во-вторых, Германубис всегда поднимается вверх, а Тифон низвергается вниз — обратного порядка быть не может. Почему так? Потому что «движение происходит как-то сразу в обе стороны». За одну вспышку колесо успевает сделать поворот против часовой стрелки на 180°, а затем наши персонажи исчезают во тьме, чтобы в следующий миг вернуться на свои места. Где они находятся в промежутке между вспышками? Они уходят в зазеркалье, где продолжают движение в том же направлении. Для наглядности изобразим X аркан в двустороннем зеркале, отражающем сверху вниз и справа налево. На плоскости это выглядит как четыре картинки, но в пространстве правая часть будет находиться с обратной стороны экрана.
Верхняя и нижняя, правая и левая картинки зеркально симметричны. На всех четырёх изображениях Германубис движется к сфинксу, а Тифон — от него. Если смотреть с лицевой стороны зеркала, верхнее колесо вращается против часовой стрелки (противосолонь), нижнее (отражение) — по часовой стрелке (посолонь). Но наблюдатель в верхнем левом углу никогда не увидит две картинки сразу, потому что когда свет включается вверху, внизу он тухнет. В момент перехода через зеркало (межу, миг, вечное мгновение) наблюдатель тоже переворачивается. Оказавшись с обратной стороны зеркала (в правом нижнем углу), он видит то же самое, что и с лицевой — вращение против часовой стрелки. Поэтому он не замечает ежемоментного коллапса, воспринимая чередование кадров как поступательный ход времени.
«Вселенная вечно создается и вечно разрушается; она не имеет границ ни во времени, ни в пространстве, но в каждый данный миг она рождается из Непроявленного Абсолюта и вновь в Нём растворяется. Источник всякого движения, этот Абсолют находится в вечном покое, ибо протяжения по всем продлениям для Него сливаются в одно вечное, настоящее, здесь. Лишь для познания вещей, для изучения духа своего, человек расчленяет единое вечное мгновение на абстрактные этапы мирового творчества, которые в действительности, как принципы эволюционирующего бытия, вечно взаимно переплетаясь, ткут мировую жизнь…» (В. Шмаков)
Обратите внимание: на одной стороне зеркала и верхний, и нижний сфинксы смотрят в одну сторону. Вспомним картинку из «Веды славяньской» — спичечный коробок, вращающийся вокруг центра граммофонного диска. Квант энергии движется по траектории восьмёрки, попеременно перебрасываясь между правым и левым дисками. Диски зеркально симметричны друг другу, поэтому крайнее правое и крайнее левое положения частицы имеют одно и то же направление вектора скорости. Время идёт только в одну сторону — хоть в реальности, хоть в отражении. Когда квант энергии «подсвечивает» правый диск, левый становится информацией — предыдущий момент остаётся у нас в памяти в застывшем виде. Затем энергия снова проходит через зеркало, и мы видим уже левый диск, сравнивая его с прошедшим правым. Чувство времени — это сравнение текущего момента с предыдущим, записанным в памяти в качестве эталона.
Принцип неодновременности («или»), благодаря которому существует материальная Вселенная, возможен только при условии зеркальной симметрии. Частица, отражённая в зеркале, становится античастицей, но для наблюдателя с другой стороны зеркала она будет обычной частицей. А теперь посмотрим, что произойдёт, если сделать изображения X аркана симметричными относительно горизонтальной оси. При незеркальной (перекрёстной) симметрии верхний и нижний сфинксы смотрят в разные стороны, и в момент перехода через зеркало направление движения меняется на противоположное. В результате частица и античастица проявляются на одной стороне зеркала, что вызывает взаимную аннигиляцию. Что мы собственно и наблюдаем в физическом вакууме, который сплошь состоит из таких частиц, вспыхивающих и исчезающих с огромной частотой. Когда пара проявляется одновременно, это принцип «и», выраженный в названии буквы i, соответствующей X аркану.
Двустороннее зеркало — всего лишь упрощённая модель, которую можно изобразить на плоскости. В трёхмерном мире верхнее и нижнее колёса сдвинуты на 90°, и при прохождении через ноль (точку симметрии) частица переходит в другую плоскость. Ещё ближе к истине будет представить это как ленту Мёбиуса. Она может иметь нечётную закрутку (А, 3А, 5А и т.д.), а может — чётную (2А, 4А и т.д.). Нашей первой картинке с зеркальной симметрией соответствует нечётная закрутка на А (180°), при которой лента имеет одну сплошную замкнутую поверхность, как на гравюре Эшера. В каждой точке этой ленты движение идёт в одном и том же направлении. Если два зеркально симметричных муравья синхронно движутся каждый со своей стороны ленты, они будут вечно вращаться по кругу и никогда не встретятся, хотя при каждом обороте будут меняться местами. Пока муравьи абсолютно одинаковые, мы не заметим подмены. Но если один из них будет чёрным, а второй рыжим, тогда при каждом обороте будет происходить как бы смена знака. То есть частица будет чередоваться с античастицей.
В случае чётной закрутки на 2А (360°) такого чередования быть не может. У этой ленты две независимые поверхности, по которым можно пустить в противоположных направлениях одинаковых муравьёв или в одном направлении — зеркально симметричных. Значит, время здесь обратимо, вернее, его нет вообще. Эта модель соответствует нашей второй картинке с незеркальной симметрией. Здесь всё уравновешено и симметрично, но нет динамики, поочерёдности. Что неудивительно, ведь на плоскости лента Мёбиуса с закруткой 2А превращается в трёхузловую стоячую волну. Кстати, стоячая волна заключает в себе две обычных синусоиды, а её трёхмерная мёбиусоподобная модель с закруткой на 2А состоит из двух склеенных лент с закруткой на А. То есть весь наш проявленный мигающий мир можно целиком уместить в мир стоячих волн, где есть всё и сразу.
Чтобы ещё больше запутать читателя, напомним о следующей закономерности. То, что в одномерном пространстве является линейным движением, в двухмерном может идти по спирали или синусоиде. А то, что на плоскости воспринимается как спираль или волна, в трёхмерном пространстве превращается в вихрь.
«Мир — это гигантский, грандиозный вихрь, он царствует над временем и над пространством, он все в себе содержит и в каждый миг того, что мы называем нашим временем, всегда и неизменно творится он и вновь нисходит в небытие…» (В. Шмаков). Как этот вихрь будет выглядеть в четырёхмерном пространстве, нам представить трудно. Скорее всего, лента Мёбиуса превращается в подобие бутылки Клейна, закрученной в поперечном сечении во фрактальный винт.
Если разрезать такую бутылку пополам вдоль оси симметрии, получим две ленты Мёбиуса. Здесь прослеживается аналогия с двумя цепями молекулы ДНК. Соответственно мёбиусоподобную модель полевого генома можно рассматривать как свёрнутую копию фрактальной Вселенной. На этом мы закончим гимнастику для мозгов и вернёмся к основной теме статьи.
Итак, в соответствии с доктриной X аркана, «в мире времени нет, нет самой последовательности, прошедшее, настоящее и будущее в нём сливаются в единое вечное мгновение. Происходя из свойств сознания человеческого, категории эти в мире не существуют, и потому все деления мира по самой природе своей относительны и существуют только лишь в сознании человеческом. В его целом нет жизни, нет движения, нет следовательно ни развития, ни разрушения, не было творчества и не будет конца. Мир вечен не безграничностью протяжения во времени, а самым отсутствием этой категории в его бытии как таковом, а потому он как и Абсолют в своем целом недвижен…» (В. Шмаков)
Наша теория времени совпадает с буддийским учением о мгновенности всего сущего — кшаникавадой. Санскр. ksanika (мгновенный) происходит от санскр. aksi (глаз), ст-слав. око, потому что кшана (мгновение ока) длится не дольше моргания век. Согласно кшаникаваде, материальный мир не имеет длительности, он вспыхивает на один миг и сразу же гибнет. Эти вспышки настолько частые, что сознание воспринимает их последовательно, как кино, не замечая отдельных кадров на подвижной киноплёнке, поскольку различия между двумя соседними кадрами незначительны. В реальности не существует ни окружающего мира, ни времени. Нет даже субстанциональной бессмертной души — атмана. Человек, как и любое живое существо, состоит из неделимых единиц психики — дхарм[3]. В каждую новую кшану набор дхарм уже другой, но они связаны в один поток причинно-следственным законом — кармой. При переходе из предыдущей кшаны в следующую кармический импульс (самскар) определяет новое соотношение дхарм, подобно тому, как бильярдный кий передаёт энергию и траекторию движения одному шару, а тот — другому. При этом ощущение времени и единства личности обеспечивает ум (манас), запоминая прошлые кшаны[4].
Действительно, время — великая иллюзия (лат. illusia — обман, от ludo — играю, танцую), майя (), играющая с физиками в прятки и высмеивающая любые попытки дать ей определение. На вопрос «время обратимо?» можно дать только герметический ответ: и да, и нет. Пока время идёт, оно направлено из прошлого в будущее. Но идёт оно неравномерно, поскольку связано с такими параметрами, как скорость, ускорение и масса. Если его остановить (скажем, при достижении скорости света[5]), Вселенная обращается в ноль. Что произойдёт, если проскочить этот ноль и поменять вектор на противоположный, не скажет ни один учёный. Единственное, что точно известно — на это потребуется бесконечность энергии. Так что для запуска машины времени будет недостаточно одного удара молнии. К тому же вернуться в прошлое можно не далее, чем на долю секунды — ровно настолько, сколько существует мир за один оборот колеса[6].
Из наших рассуждений можно сделать такой вывод. По сути реален только миг — граница (межа) между двумя временными промежутками, фазами волны. Межа — М-Жера — или
. Двойная запись не случайна, поскольку восприятие
зависит от точки зрения. С позиции Победителя 7-го аркана Вечное мгновение будет включать в себя все возможные варианты развития событий, то есть бесконечность отдельных кадров, собранных в киноленты причинно-следственными связями. А с позиции 13-го аркана это будет непрерывное кино, в котором каждый новый кадр связан с предыдущими памятью (memory). Вот это кино мы и называем временем. Если обозначить время комбинацией рун
-
, получится уже известное нам колебание двойственности
, или неодновременное проявление (
-
— Я-ВЛение) частиц, или чередование мгновений
. И здесь руны подсказывают нам, чем становится время, запущенное в обратную сторону:
-
превращается в
-
. Ст-слав. млъва, молвить — М-ловить, то есть ловить мысль, волну. Мысль — М и сЛоВо или М и сЛаВа[7]. Подробнее тему обратимости времени мы рассмотрим во второй части статьи.
© Денис Богачёв, 2019
[1] В 1927 г. Робертом Леви была выдвинута гипотеза о существовании хронона — минимального неделимого интервала (кванта) времени. В 1980 г. Пьеро Калдирола вывел формулу хронона, согласно которой он равен 2 Ч 1023 секунды, и предположил, что эта модель может послужить основой для квантовой теории гравитации. Альберт Вейник в своей «Термодинамике реальных процессов» рассматривал хронон как частицу особого хронального вещества, а время — как поле хронона. Его теория не получила официального научного признания, во многом из-за того, что обосновывала существование тонких миров. На наш взгляд, понятию хронона соответствует рассмотренное выше слово «миг», или Вечное мгновение. За этот миг колесо времени делает один оборот, проявляя частицу в «правом» или «левом» мире. Тогда гипотетическим квантом времени может выступать любая элементарная частица: электрон, фотон, мезон и т.д.
[2] Вписанная в колесо гексаграмма связывает десятый аркан с шестым, а восемь спиц индийской Дхармачакры собирают воедино учения о карме (VIII аркан), Дхарме (вселенском законе) и кшанике (мгновенности бытия).
[3] Дхарма — фундаментальное понятие индийской философии, которое не переводится ни на один европейский язык. Этимологически оно происходит от санскр. корня dhr (держать, поддерживать), родственно ст-слав. дрьжати (держать). Традиционно под Дхармой подразумевают некий универсальный закон бытия, а также устоявшиеся правила, необходимые для поддержания космического порядка (риты). В Буддизме есть и дхармы с маленькой буквы, обычно рассматриваемые во множественном числе. Это элементарные частицы сознания, которые непрерывно появляются и исчезают, меняют соотношение, но благодаря закону кармы они связаны в единый поток и образуют личность. Отдельную дхарму можно рассматривать как слово (понятие), тогда человек — просто набор известных ему понятий, а вселенская Дхарма — разворачивающаяся программа жизни, т.е. полевой геном.
[4] По мнению буддолога Е.А.Торчинова, доктрину кшаникавады можно выразить первыми семью строками известной советской песни на слова Л.П. Дербенёва:
Призрачно всё
В этом мире бушующем,
Есть только миг,
За него и держись.
Есть только миг
Между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь.
Вечный покой
Сердце вряд ли обрадует,
Вечный покой
Для седых пирамид.
А для звезды,
Что сорвалась и падает,
Есть только миг,
Ослепительный миг.
А для звезды,
Что сорвалась и падает,
Есть только миг,
Ослепительный миг.
Пусть этот мир
Вдаль летит сквозь столетия,
Но не всегда
По дороге мне с ним.
Чем дорожу,
Чем рискую на свете я —
Мигом одним,
Только мигом одним.
Счастье дано
Повстречать иль беду ещё,
Есть только миг
За него и держись.
Есть только миг
Между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь.
[5] Согласно недавнему исследованию Джона Хиккила и Роберта Немирова, опубликованному в издании Astrophysical Journal, эффект обращения времени вспять возможен в гамма-всплесках — узконаправленных выбросах колоссальных объёмов энергии при столкновении нейтронных звёзд или взрывах сверхновых, продолжающихся от нескольких миллисекунд до часа. Внутри этих всплесков ударная волна движется быстрее электромагнитного гамма-излучения, что не противоречит Специальной теории относительности Эйнштейна, поскольку речь идёт о сверхсветовом распространении не в вакууме, а в плотном облаке материи. Для стороннего наблюдателя это означает, что ударная волна доходит до точки назначения раньше, чем он её увидит — то есть он будет видеть её уже в прошлом.
[6] В марте 2019 г. учёные из МФТИ вместе с коллегами из США и Швейцарии гордо заявили, что обратили время вспять. Они утверждают, что вернули квантовый компьютер IBM на 0,06 наносекунды в прошлое, нарушив второй закон термодинамики на уровне двух квантово спутанных кубитов. На самом деле они доказали лишь то, что Вселенная надёжно защищена от наших попыток её взломать.
[7] Теперь читатель лучше поймёт, что имел в виду автор «Слова о полку Игореве», призывая вещего Бояна воспеть поход князя, «…скача славiю по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы оба полы сего времени [свивая связью памяти две половины
времени — прошлое с настоящим].
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |