Что такое пассионарность
"Пассионарность (от лат. Passio -страсть) - это сверхэнергичность. То есть избыток биохимической энергии человека, который определяет способность к сверхнапряжению.
"Пассионарность, - писал Гумилев, - это непреоборимое внутреннее стремление (чаще неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни соплеменников и современников".
Пассионарии - особи, обладающие врожденной способностью абсорбировать из окружающей среды энергии больше, чем это требуется для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по изменению окружающей среды. При этом следует заметить, что психическая и интеллектуальная активность требует затрат энергии точно так же, как и физическая, только эта энергия пребывает в иной форме и ее труднее регистрировать и измерять.
Пассионариев в составе этноса очень мало: в среднем 1 на 100 чел.; в фазе энергетического перегрева - 7-10 на 100 чел.; в фазе обскурации - 1 на 1000-2000 (Части1-я и 2-я печатались в №№86, 87). чел. (цифры, разумеется, весьма приблизительные). Пассионарии составляют тот стержень, на котором держится вся этническая система. "Это мотор, который все двигает".
Конечно, пассионарность является отклонением от видовой нормы, это мутация, но мутация маленькая, не приводящая к патологии. Хотя нормальные люди зачастую называют пассионариев фанатиками и сумасшедшими.
Гумилев вспоминал, что когда он впервые выступил (в 1970-е гг.) с описанием этого феномена, то его сразу же обругали в журнале "Вопросы истории" и обвинили в отходе от материализма. А потом вызвали на редколлегию и спросили: "Что это за качество, которое вы называете "пассионарность" и которое мешает людям устраивать свою жизнь наилучшим образом?".
Я им стал объяснять - долго, научно. Вижу, ни бум-бум не понимает эта редколлегия.
Мне говорят: "Ну, ладно, хватит, хватит", - мол, не умеете объяснять.
"Нет, сейчас, минутку! Поймите, не все люди шкурники! Есть люди, которые искренне и бескорыстно ценят свой идеал и ради него готовы пожертвовать жизнью. И если бы этого не было, то вся история пошла бы по-иному!".
Они говорят: "А, это оптимизм. Это хорошо...".
Пассионарность проявляется в различных чертах характера. Это может быть гордость, тщеславие, алчность, жажда власти, ревность. "Пассионарность отдельного человека может сочетаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми, она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой психики данного человека; она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только бездействие и равнодушие", - писал Гумилев.
То есть пассионарием может быть и великий полководец, и жертвенный ученый, и разбойник, и пират... Гитлер тоже был пассионарием со своей иллюзорной идеей. Гумилев дает этому явлению следующее объяснение: "...всякая энергия имеет два полюса и пассионарная энергия (биохимическая) - не исключение. На этногенезе биполярность сказывается тем, что поведенческая доминанта может быть направлена в сторону усложнения систем, то есть созидания или упрощения их". Гитлер был пассионарием с отрицательным знаком, поскольку идеология нацизма ставила своей целью истребление и порабощение большинства народов (как неполноценных), а это означало упрощение сложной многообразной планетарной системы, состоящей из разных этносов, культур, религий, социумов. (К тому же ведут и современные глобализаторы).
(Начало на 1-й стр.).
Чтобы проиллюстрировать феномен пассионарности, Гумилев приводит в пример двух пассионариев с высокой степенью пас-сионарности - Александра Македонского и Наполеона Бонапарта. Достигнув вершин власти, они имели все: деньги, славу, почитание. Почему они не сидели у себя дома и не наслаждались жизнью? Зачем им нужно было бросать свои армии в ненужные бессмысленные походы (Индийский - Александра, Русский и Испанский - Наполеона). Для большинства современников стимул их деятельности оставался загадкой. Когда после завоевания почти всей Азии Александр вторгся в Индию, его солдаты и полководцы не выдержали: "Царь, куда ты нас ведешь? Зачем нам эти индусы? Мы даже добычу, которую здесь берем, не можем отправить домой в Грецию. Нас здесь всех перебьют, веди нас назад... Царь, мы тебя любим, но хватит!". Назад вернулись немногие, а сам Александр умер в дороге.
Когда Наполеон проиграл, и русские войска в 1814 году входили в Париж, французские буржуа кричали: "Мы не хотим войны! Мы хотим торговать!".
Что же заставляло этих людей, Наполеона и Александра, действовать так неразумно? Только одно - неуемная жажда действия. Ярко выраженные пассионарии: Жанна д'Арк, Коперник, "неистовый протопоп" Аввакум, патриарх Никон, Ермак, Пугачев, Суворов, Ленин, Сталин.
Однако пассионарны могут быть не только великие полководцы, герои, правители. Простой солдат тоже может быть пассионарным. Василий Теркин у Твардовского - типичный пассионарий. Так же, как и бронебойщик Лопахин у Шолохова. Люди такого типа не столько "ведущие", сколько "толкающие" всех остальных. Они как бы "заводят" окружающих своей избыточной энергией. Пассионариями были многие землепроходцы, монахи-миссионеры, купцы-мореплаватели, революционеры, ученые, художники и поэты ("Талант - это пассионарность на индивидуальном уровне").
В целом пассионарии характеризуются явным преобладанием социальных (лидерство) и идеальных (религия, идеология, культура) потребностей над биологическими, хотя и биологические потребности могут быть ярко выражены.
Пассионарность обладает одним важным свойством - она заразительна. Это значит, что люди нормальные (а еще в большей степени импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны. Это издавна использовалось в военном деле. Пассионариев или собирали вместе и формировали из них ударные части или распределяли в массе солдат, чтобы поднять их "воинский дух". Практика показывает, что два-три пассионария могут поднять боеспособность целой роты (100 - 120 чел.). С чем связана такая индукция пассио-нарности? Видимо, с мощным силовым полем (биополем) пассионариев, которое Гумилев назвал пассионарным полем. Когда сегодня говорят о харизме, имеют в виду именно это явление.
Возьмем другой пример. В 1880 году Ф.М. Достоевский произнес свою знаменитую речь о Пушкине. Успех был, по воспоминаниям очевидцев, грандиозным, несколько человек упали в обморок. Однако в чтении эта речь особого впечатления не производит. Видимо, решающим был эффект личного воздействия Достоевского на собравшихся людей.
Откуда берутся пассионарии? Гумилев выдвигает гипотезу о том, что пассионарии появляются в результате мутаций, которые, в свою очередь, происходят под воздействием каких-то космических излучений - пассионарных толчков. Они довольно редки (2-3 за тысячелетие) и располагаются по поверхности Земли узкими полосами шириной около 300 километров: "Словно кто-то стегает по планете плетью". Эти полосы никогда не переходят на обратную сторону Земного шара.
Если линия пассионарного толчка затрагивает два или более этноса, находящихся в статическом состоянии (или значительно реже, еще динамичных), которые проживают на стыке разных природных ландшафтов, то рождается новый этнос.
Например, великороссы, или русские, родились в результате толчка XIII в. от трех основных родителей: восточных славян, финно-угров и татар (плюс немного литовцев, половцев). Украинцы - от славян, тор-ков, половцев (плюс литовцы и крымчаки). Белорусы - в основном от славян и литовцев. Гумилев писал: "Этот... вид космической энергии стал исследоваться совсем недавно. И поэтому те ученые, которые привыкли мыслить Землю как совершенно замкнутую систему, они не могут привыкнуть к тому, что мы живем не оторванно от всего мира, а внутри огромной Галактики, которая на нас воздействует так же, как воздействуют все другие факторы, определяющее развитие биосферы".
Иногда, когда неудовлетворенные этим объяснением, знакомые спрашивали Гумилева: "Ну а все-таки, откуда берутся эти удивительные люди, пассионарии? В чем первопричина?". - Он отвечал: "Воля Божья".
Уровень пассионарности этноса может резко повыситься не только под воздействием пассионарного толчка. Он может резко подскочить в результате так называемого дрейфа пассионарности. То есть, когда один народ передает свой пассионарный генофонд другому - слабопассионарному. Происходит это во время войн, нашествий или в результате интенсивных миграций (при условии совместимости этносов). Кроме того, в ходе этногенеза наблюдается процесс вытеснения пассионарности на края ареала этнической системы. На практике это означает, что в последних фазах этногенеза в глухой провинции той или иной страны сохраняется больше здоровых и пассионарных людей, чем в ее историческом центре.
Пассионарность - признак наследуемый. То есть он закрепляется в генах и передается по наследству. И, видимо, не всегда напрямую - от отца к сыну. Известно, что "на детях... природа отдыхает". (Гумилев это не уточняет). Но так или иначе этот признак передается потомкам либо через поколение, либо одному из нескольких детей. Поскольку многие молодые пассионарии гибнут в войнах, не успев оставить после себя потомство, в этнической системе происходит постепенная утрата пассионарности. Однако пассионарное напряжение продолжает снижаться и в мирные времена. Во время войн женщины ценят героев, поэтому те, прежде чем погибнуть, успевают оставить потомство, причем далеко не всегда в законном браке. Поэтому пассионарии рождаются во всех классах общества. И, наоборот, в тихие эпохи идеалом становится умеренный и аккуратный семьянин. А пассионарии зачастую не находят себе место в жизни и на них смотрят как на неудачников. Женщины не желают выходить за них замуж. Характерный пример - Чацкий из комедии "Горе от ума". Пассионарий Чацкий любит Софью, но она предпочитает ему обывателя Молчалина. Софья искренно уверена, что этот серый, но старательный чиновник даст ей спокойную жизнь и обеспечит семью...
В такие периоды активно размножается именно обыватель, или, по Гумилеву, гармоничный человек.
Гармоничные (нормальные) люди составляют подавляющее большинство в составе здорового этноса. Это особи энергоуравновешенного типа. Импульс пассионар-ности у гармоничных людей равен импульсу инстинкта самосохранения. Гармоничные люди физически и психически полноценны, работоспособны, но не сверхактивны. Жертвенность им не свойственна. Сгорание пассионариев таким людям чуждо и анти-атично. "Хороший дом, хорошая жена, что еще нужно человеку, чтобы встретить старость?". Это близко к понятию "мещанин". Девиз "Моя хата с краю..." очень часто находит понимание у гармоничного человека.
"Однако люди этого склада крайне важный элемент в теле этноса. Они воспроизводят его, умеряют вспышки пассионарности, когда пассионарии выходят за пределы целесообразности и начинают не созидать, а разрушать (при "перегревах"), они умножают материальные ценности по уже созданным образцам", - писал Гумилев.
Гармоничные люди играют важную роль "стабилизатора", поддерживающего этническую традицию (стереотип поведения, ментальность, "культурное ядро"). Кроме того, производя необходимую для существования этноса работу, они связывают этнос с кормящим ландшафтом, что является непременным условием для сохранения этнического своеобразия. Достаточное количество гармоничных людей в составе этноса - залог его внутренней устойчивости.
Иногда при описании исторических процессов Гумилев включал в число гармоничных людей пассионариев с низкими степенями пассионарности, выражающимися в стремлении к успеху и благоустройству без риска для жизни. Это известный нам тип оборотистого кулака - бизнесмена средней руки.
Вообще, гармоничные люди могут вполне обходиться и без пассионариев, но до тех пор, пока не появится внешний враг. Гумилев приводит такой пример. В Исландии потомки воинственных викингов постепенно утратили пассионарность. В XII веке они прекратили заморские походы, в XIII веке закончились внутренние распри. А когда в XVII веке на остров с двух кораблей высадились алжирские пираты, то они не встретили ника- кого сопротивления. Мирные исландцы позволяли жечь свои дома, насиловать жен, забирать в рабство детей, но не нашли в себе решимости взяться за оружие. Их просто некому было организовать и бросить в бой.
Субпассионарии - это люди с отрицательной пассионарностью, их поступками управляют импульсы, противоположные пас-сионарности, - инстинкты. Это бомжи, бродяги, мелкие преступники ("украл, выпил - в тюрьму"), профессиональные нищие и просто бездельники. Они могут быть даже наемными солдатами - но плохими, их набирают, когда других нет, это мародеры, которые грабят мирное население и обшаривают карманы убитых. В смутные времена, как и во времена упадка, их становится особенно много. Яркий пример - римская "чернь" в последние века существования империи. Исландцы не потеряли хотя бы способность активно работать. Но разложившиеся потомки римских граждан, скопившиеся в I веке в Риме, явили собой куда худший вариант. Они не хотели работать, не хотели воевать - они хотели "хлеба и зрелищ", которые им и давало правительство, боясь, что эти субпассионарные толпы поддержат любого пассионарного авантюриста, желающего совершить переворот, если тот пообещает им дополнительную выдачу хлеба и более шикарное представление в цирке. Их девизы - "Жизнь для себя, и сегодня, а не завтра", и "Не стремись ни к чему такому, чего нельзя съесть или выпить". Субпассионарии принципиально эгоистичны. Они не меняют мир как пассионарии, не сохраняют его как гармоничные люди, а существуют как паразиты за его счет.
Результатом явилось взятие Рима готами в 410 году (Аларих), причем готов было гораздо меньше, чем боеспособных римлян, не говоря уже обо всей Италии. Весьма показательно, что когда готы ушли, граждане Рима вынесли на общее собрание вопрос не о том, как наладить обороноспособность, а о проведении представлений в цирке (!). В 455 г. вандалы (Гензерих) легко учинили резню среди римских субпассионариев, "которых как-то не хочется жалеть". После вандальского погрома Рим уже не оправился.
Такие последствия дает утеря пассионарного напряжения этноса, то есть уменьшения числа пассионариев, почти полная замена их субпассионариями. Когда этнос молод и силен, субпассионарии почти не видны, их мало, пассионарии и люди гармоничные не позволяют им безобразничать и в случае чего отправляют их на исправительные работы или в тюрьму. Но когда этнос стареет и слабеет (или болеет), субпассионарии вылазят из всех щелей и начинают указывать остальным, как надо жить.
Таким образом, Гумилев наметил три градации убывающей пассионарности. Хотя в случае надобности, уточнял он, деление может быть более дробным. Например, первый тип - пассионариев - можно условно разделить на три группы: пассионариев с высокой степенью пассионарности, средней степенью пассионарности и невысокой степенью пас-сионарности. И все они будут пассионариями. Сверхпассионарии - Ленин, Сталин, Че Гевара; классические пассионарии - Черчилль, Муссолини, маршал Жуков, академик Королев; просто пассионарии - ну, здесь примеров тысячи и в истории, и в нашей современности - от деятелей культуры, бизнеса и спорта до лидеров общественных организаций, криминальных групп и даже отдельных депутатов... А есть еще пассионарии, которые в мирное время не видны, но которые могут проявить себя в случае войны или революции. Это внесистемные пассионарии.
Помимо того, наряду с этими тремя многоярусными типами могут встречаться и промежуточные типы - между пассионариями и гармоничниками, гармоничниками и субпассионариями. То есть вариантов может быть много, железных рамок здесь нет.
При этом не следует смешивать отмеченные градации с делениями классовыми и сословными, любое из них может включать в себя все три типа пассионарности. Например, если посмотреть внимательно на большинство чеховских персонажей, в том числе на так называемых интеллигентов и дворян из "вишневых садов", то мы увидим, что они очень похожи на субпассионариев. Конечно, это вовсе не горьковские бомжи и алкоголики из пьесы "На дне". Это, можно сказать, аристократы среди субпассионариев. У них даже есть пассионарные замыслы: "Мы начнем новую жизнь! Мы будем работать, работать!!" или "Поедем - в Москву, в Москву!!". Но при этом шевелиться они не хотят, а только все время ноют и занимаются мазохизмом. И всем им невыносимо скучно.
Так происходит постепенное вырождение этноса. При этом быстрее других начинает загнивать "голова" - политическая элита и интеллигенция. Поэтому правящий класс приходится периодически "чистить", а иногда - полностью обновлять. Дворянин Обломов - субпассионарий, но его предки служилые дворяне были типичными пассионариями. Они завоевали и обустроили те земли, которые спустя несколько веков растеряли их слабосильные потомки.
А теперь посмотрим, как пассионарность проявляется в современном мире. Но прежде чем это сделать, напомним, что в процессе этногенеза (1200-1300 лет) народы последовательно проходят фазы: подъема, перегрева (акматическую), надлома, инерции (цивилизации) и обскурации (умирания). (Хотя бывают и исключения - зигзаги этногенеза.) Первые 500-600 лет пассионарность растет и в перегреве достигает пика; в надломе (около 150 лет) этнос болеет - пасси-онарность обвально снижается, при этом происходит раскол этноса и увеличивается количество субпассионариев; в инерции наступает стабилизация, наводится порядок и затем следует медленный, незаметный спад: "Этнос жиреет и постепенно слабеет" (300 - 350 лет); в обскурации - окончательное угасание и разложение, когда переполненный субпассионариями этнос проедает накопленные в фазе инерции богатства (150- 200 лет). Это кривая разгорающегося и остывающего костра. Если ее изобразить графически, она будет похожа на остроконечную гору с плавно спускающейся подошвой (справа).
Гумилев принципиально не применял свою теорию к новейшей истории XX века, а тем более к современности. Он всегда говорил, что в своих исследованиях дальше XVIII века не заходит, поскольку имеется опасность ошибки из-за аберрации близости ("Большое видится на расстоянии").
Но мы все-таки возьмем на себя смелость и посмотрим на состояние современных этносов через призму пассионарной теории этногенеза. Есть ряд признаков, по которым, глядя на тот или иной народ, можно почти безошибочно определить его уровень пассионарности.
Наиболее яркие признаки высокого уровня пассионарности этноса (суперэтноса) - это воинственность, стремление к экспансии, активное размножение и высокая религиозность (или идейность). Это, как правило, опора на свою собственную национальную культуру при разумном (иногда неразумном) заимствовании полезного из других культур. А также опора на традиционные "патриархальные" ценности - коллективизм, семейственность, любовь к своей Родине и готовность умереть за нее. Высокая пассионарность - это суровость нравов и понятие о чести, которая за деньги не продается.
Признаки низкой или отрицательной (ниже нуля при засилье субпассионариев) пассионарности - все то же самое, но с обратным знаком. Тут, как правило, закономерность простая - чем больше "свободы", "человеколюбия" (в т. ч. "толерантности", феминизации, гомосексуальности) и "общечеловеческих" ценностей, тем ниже пассионарность. И наоборот.
Например, сегодня у арабов, японцев, корейцев, вьетнамцев пассионарность высокая, у турок, казахов, сербов - средняя, у французов, англичан, шведов, норвежцев - низкая, а где-то отрицательная, у реликтовых этносов - бушменов и эскимосов - нулевая.
На уровне суперэтносов картина такая: китайский, арабо-исламский, индийский, латиноамериканский суперэтносы - высокая пассионарность. Западный (европейский плюс США, Канада, Австралия) - низкая пассионарность, переходящая в отрицательную (за исключением немцев и немногих других). Самый малочисленный и рассеянный суперэтнос еврейский - высокая пассионарность.
Остается еще один суперэтнос - российский. Что же у нас? В российском суперэтносе, состоящем из русских, украинцев (без западных), белорусов и множества других коренных народов, - средняя пас-сионарность. При этом внутри России своя градация: у чеченцев (которые в суперэтнос не входят) - высокая пассионарность; у русских (татар, башкир, якутов...) - средняя; у эвенков - нулевая.
Со средней пассионарностью тоже можно жить, и даже очень хорошо, поскольку средняя энергия лучше поддается координации. Но для этого необходимо одно очень важное условие - этнос должен быть сплоченным и иметь одну, объединяющую всех, идеологию. У нас сегодня этого нет. Почему? Потому, что наш надлом еще не кончился. Внутри расколотого национального организма много болезнетворных микробов. Иммунная система не справляется...
Есть ли надежда на выздоровление? Есть. Но это уже отдельная тема.
Евгений ЕВТУШЕНКО (Красноярск)
http://blogs.mail.ru/mail/02041973/3F5C798BCF1206AC.html