-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rss_metroblog

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.07.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 7


О первопричинах транспортных проблем Москвы

Пятница, 24 Января 2014 г. 13:36 + в цитатник


Мне, как родившемуся и живущему в Москве, приятно видеть, что в последние годы власти делают многое для улучшения города. Радует активное строительство метро — с интересом слежу за строительством второго кольца (подземного) и третьего (организация пассажирского движения на малом кольце Московской железной дороги). Развивается наземный общественный транспорт: новые автобусы и троллейбусы гораздо комфортнее старых, значительно улучшилась регулярность движения. Выделенные полосы, в т.ч. для трамваев, реально увеличивают среднюю скорость движения общественного наземного транспорта. Преображаются парки: съездите в парк имени Горького или близкие мне с детства Сокольники — теперь это парки европейского уровня. Реконструируются шоссе, строятся развязки. Но есть одно но.

Все это лишь борьба со следствием. Причин я бы назвал две: 1) колоссальная концентрация финансов, как следствие, рост материального благосостояния и уровня автомобилизации; 2) рост количества жителей Москвы. С первой причиной вряд ли можно что-то поделать. Хорошо это или плохо, но с конца 90-х уровень автомобилизации в России неуклонно и довольно быстро растет.

Посмотрим на второй фактор. Вот некоторые расчёты, сделанные мной на основе открытых данных из Википедии (см. приложенный рисунок).

Обратите внимание: в этих расчётах не учтены не зарегистрированные официально (например, нелегальные иммигранты), а также население Московской области, значительная часть которого каждый будний день приезжает на работу в Москву.

Основные выводы из этой таблицы:
1. Население Москвы растет с темпом примерно в 15% за 10 лет, причем темп роста увеличивается.
2. В Москве концентрируется все больший процент населения России.

В свою очередь, возможны 2 причины такой ситуации:
1. В Москве низкая смертность и/или высокая рождаемость.
2. В Москву приезжает много людей из других регионов России и из других стран.

Если вы посмотрите на данные Википедии по смертности и рождаемости в Москве, то увидите, что практически весь рассматриваемый период здесь наблюдалась естественная убыль населения. Первый пункт отпал. Итак, ответ на вопрос почему так быстро растет население Москвы такой: в Москву приезжает много людей из других регионов России и из других стран.

Конечно, это не открытие Америки, все это и так знают. Мне просто нужно было показать это с цифрами на руках.

Давайте рассуждать дальше. Скорее всего, мало кто будет спорить с утверждением, что сосредоточение в одном городе все большей и большей доли населения страны - это зло. Гиперконцетрация порождает целый список проблем. Задайте себе вопрос, ощущаете ли вы их на себе?
— гигантские по масштабам транспортные проблемы;
— плохая экология, рост всевозможных заболеваний, как органических, так и нервных;
— сокращение населения других регионов страны, как следствие, риск заселения их некоренными жителями и, в перспективе — отделения от страны;
— с военно-стратегической точки зрения тоже плохо — сосредоточение огромной части людского и интеллектуального потенциала в одной точке;
— с точки зрения рождаемости также не очень хорошо — при такой плотности населения чисто инстинктивно желание рожать детей ниже по сравнени с регионом, где благосостояние и уровень развития инфраструктуры сравнительно высоки, а плотность населения гораздо ниже.

Особенно противоестественным выглядит процесс гиперконцентрации в Москве на фоне огромадной и богатой всеми видами природных ресурсов территории нашей страны. Что же делается в Москве сейчас? Основые действия властей направлены на решение транспортной проблемы. Кажется, с присоединением Новой Москвы немного одумались и решили добиться более низкой плотности населения — это некий реверанс в сторону последнего пункта. И это всё.

К чему приведут такие действия? Предположим, все инфраструктурные проекты в Москве и области осуществились. Построены два новых кольца метро, пригородные электрички превратились в дублёры подземных линий. Красивые низкопольные кондиционированные и бесшумные автобусы, троллейбусы и трамваи быстро доставляют москвичей на работу и обратно. Построен набор скоростных автомобильных хорд, построена ЦКАД. Все парки и зелёные зоны обустроены. Москвичи вздохнули свободнее. Или нет?

Мне кажется, будет немного иначе. Как только станет чуть свободнее на дорогах, ещё больше москвичей и жителей области приедут на работу на автомобиле. Как только чуть спадет плотность пассажиров в общественном транспорте, больше жителей области найдут в себе силы поехать работать в Москву, а не рядом с домом. Ещё больше жителей из других регионов переедут в Новую Москву или Подмосковье — ведь там построено столько жилья, а транспортная ситуация (пока) благоприятна! Ещё больше жителей из других регионов переедут в московский регион, ведь этот город так притягивает своим блеском, своими высокими транспортными и не только технологиями и, конечно, перспективой заработка и карьеры! Ведь он так выгодно отличается от той, как им кажется, «дыры», в которой живут они, жители других регионов России.

Замечали вы или нет, что возле точек притяжения людских масс — входов в метро, торговых центров, кинотеатров — в Москве уже трудно передвигаться даже пешком? Знаете ли вы пешеходные дорожки, даже не так близко к метро, на которых вечно многолюдно, все бегут и толкаются? Так вот, теперь таких мест будет гораздо больше.

Случалось ли вам в жаркий летний выходной подолгу искать свободный пятачок на берегу мутной заводи Пироговского водохранилища, чтобы позагорать и ощутить хоть немного речной прохлады? Так вот, скоро вам будет лучше даже не пытаться.

Утомляет ли вас скученность и вечная спешка окружающих вас людей? Теперь все это будет утомлять вас ещё больше, ведь сколько времени уйдет, пока примут какую-нибудь Программу расширения пешеходных дорожек? Да есть ли место для расширения?

Случалось ли вам соглашаться на доставку крупногабаритного товара в 6 часов утра? Так и это не предел, ведь с полуночи до 6-ти ещё столько часов, когда московские дороги (пока ещё) свободны!

Вы надеетесь на решение транспортных проблем Москвы после строительства новых метроколец? Но к ним в довесок еще идут новые радиальные линии метро в Московскую область, а также интенсификация движения пригородных электричек и Спутников!

Не получится ли так, что скоро придётся делить предприятия на работающие в первую и во вторую смены? И если вы с вашей женой или ребёнком окажетесь в разных сменах — ну, извините, это же Москва... Общаться будете по выходным.
В новой прекрасной Москве вам лучше передвигаться только глубокой ночью. В жаркий летний день отличной идеей будет пойти в музей, там, кстати, как раз прохладно. На пляж езжайте ночью, или в ноябре. А вообще, лучше всего, чтобы вы жили на вашем рабочем месте и никуда не выходили.

Что же можно сделать?

1. Первое и самое важное: думайте сами. Не верьте готовым оценкам «хорошо» и «плохо», которые дают вам на блюдечке с телеэкранов, из статей «уважаемых изданий» и из блогов. Оценивайте сами, смотрите на несколько шагов впер`д.

Вот вам сейчас хорошо, вы сидите в кресле, читаете новости, что-нибудь типа такого: «сегодня открыты N новых станций, продолжающих линию метро V в отдаленные районы X, Y и Z». Хорошо? На первый взгляд - хорошо! Транспорт улучшается!

А на второй? Приедет ещё больше людей на ту же самую площадь Москвы. Уже не так хорошо! Лучше бы в этих отдаленных районах, или вообще за чертой города, построили больше предприятий или офисов, чтобы людям не было нужды всем поголовно ездить на работу в центр города.

Или другая новость: в области N финансирование дорожного строительства и ремонта сократилось на 20%. «Да мне-то что, — скажет обычный москвич. — В Москве-то вон какое транспортное строительство!». Но на самом деле те работяги, которые могли бы приложить свои силы на дорожном строительстве в области N, с большой вероятностью приедут в область Московскую. Такое же большое желание приехать испытывают те люди, которым надоело ездить по разбитым дорогам области N. А также те, кто хотел построить рядом с областным центром N небольшой заводик по производству, скажем, продуктов питания — но, т.к. дорогу с твердым покрытием к его будущему заводику так и не построили, и воду не провели, и электричество далеко — поедет лучше поближе к Москве. И рабочих наберёт он тоже где-то поближе к Москве — а это, значит, опять стимул для многих людей приехать в Московскую область из всех остальных регионов России и ближнего зарубежья.

2. Основным действием, с моей точки зрения, должно стать снижение избыточной концентрации финансов в Москве. Понимаю, что для многих москвичей такое утверждение может показаться неприятным. Но давайте взглядем правде в глаза: чем больше в Москве денег — тем больше в ней людей, причём, как подтвердят те, кто прожил здесь последние 10-15 лет, количество людей растет гораздо быстрее, чем инфраструктурные возможности города.

Далее, снижение концентрации финансов не обязательно означает сокращение. Достаточно, например, зафиксировать финансирование на имеющемся уровне и плавно наращивать финансирование других регионов. К тому же, скажем, миллиард рублей, вложенный в московский регион, и тот же миллиард, вложенный в другую область, дадут совершенно разную по видимому результату и воздействию на людей отдачу. В столице вы потратите, может быть, большую часть этих денег на перекладку многочисленнейших коммуникаций, выкуп земель, проектирование невероятных развязок и тоннелей и построите, в конце концов, пару километров хорошей дороги, эффект от которой в масштабе города будет просто ничтожным. В регионе же эффект от той же суммы будет гораздо заметнее — хотя бы потому, что сумма эта поделится на меньшее число жителей, меньшую длину дорог, меньшее число домов и улиц, да и стоимости работ существенно ниже московских.

3. Необходимо включить в число показателей эффективности работы губернаторов параметры, сильно влияющие на желание граждан жить в своих родных местах и при этом связанные с финансированием лишь косвенно. Например, качество уборки улиц, благоустроенность дворов и других территорий общего пользования, отремонтированные фасады домов (речь идет о косметическом ремонте), регулярность работы общественного транспорта, наличие пользующихся популярностью у местных жителей театров, музеев, спортивных сооружений и других мест проведения досуга, образовательных заведений высокого уровня. Необходимо объяснить губернаторам, что первейшей их задачей является создание и поддержание благоприятной для жизни людей среды, при этом развитие экономики региона — не самоцель, а лишь средство.

Думайте сами, решайте сами... Будущее зависит от вас!

http://metroblog.ru/post/4489/

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку