-Метки

35 батарея 8 марта 9 мая timelapse x-factor альминская битва альминское сражение антон шкаплеров балаклава беременность великая отечественная война весна вторая оборона выставка вьетнам германия городской холм графская пристань девочка день победы в севастополе дерево дети дети севастополя детская фотография детские песенки детские стишки детское фото дня жанр зима зима в севастополе индия индонезия индустар-69 исторические фотографии италия камбоджа киев килен-балка китай корабелка корнилов космос котосессия кошка крым крымская война лебеди лукоморье люди люди нашего городка макро макрофотография малахов курган мама михайловская батарея море москва моя довольная моська мыс хрустальный новый год осень откуда берутся дети папа парад парусник пионеры площадь нахимова праздник приморский бульвар птицы ребенок реконструкция рождество романовы россия сальса севастополь севастополь в живописи семья скульптура снег собака собаки ссср стихи супермакро счастье танцы трамвай украина украина мае талант ушакова балка херсонес херсонесский полуостров цветы черное море черноморский флот шишки школа яндекс-фотки

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в routir

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.06.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 6450


Альбом Карло Боссоли с комментариями

Понедельник, 03 Октября 2011 г. 11:31 + в цитатник


Более 200 лет отделяет нас от времени, когда Крым «вошел под Державу Российскую» и стал предметом пристального внимания иностранных и российских путешественников.
   Увлечение Крымом, особенно в 20-30-е годы XIX века, в значительной мере связано с романтической идеализацией и совпадает с эпохой ретроспективных настроений в культуре. Романтический век пробудил интерес к далекому минувшему, к суровому средневековью с его идеалами рыцарства, к загадочному Востоку с живописной дикой природой, своеобразным бытом и жизнью, исполненной опасности и отваги. Эта духовная атмосфера проявляется в восприятии Крыма: осколок Древней Эллады, уголок экзотического Востока, первозданный рай, «terra incognita»...
   Нужно ли удивляться, что романтическая Таврида оказалась столь привлекательной для художников, которые донесли до нас зрительные образы, созвучные, а подчас и более яркие, нежели литературные описания. Достойное место в блестящей плеяде прославленных имен занимает итальянец Карло Боссоли (1815—1884). Его творчество, пронизанное светом и праздничной атмосферой Юга, позволяет увидеть Крым глазами известных современников художника, ощутить себя первооткрывателем овеянной преданиями земли Тавриды.
   Талантливый рисовальщик, неутомимый путешественник, автор изумительных путевых зарисовок, один из основоположников традиции «изобразительной журналистики», Карло Боссоли еще при жизни познает громкую славу. Человеческая и творческая судьба его во многом определилась благодаря деятельному участию М.С.Воронцова, а также жизни художника в Одессе и Крыму.    Это своего рода этапы становления мастера. Последовательно связанные между собою, они сформировали круг интересов художника, предвосхитили его творческие устремления и потому заслуживают внимания.


   Михаил Семенович Воронцов — это поистине история в мемориальном пространстве. Как утверждали современники, «с него начинается та блистательная страница Юга России, которой может гордиться наше Отечество». Эпоха князя Воронцова, в 1823 году вошедшего в должность Генерал-губернатора Новороссии, полномочного наместника императора в Бессарабии (а с 1844 года и на Кавказе), знаменует подлинное экономическое и духовное освоение этих земель. Политик, администратор, талантливый предприниматель, общественный деятель, обладающий широкими либеральными воззрениями, он был одним из наиболее культурных людей своего времени. Сочетанием романтизма с трезвым и даже утилитарным взглядом на вещи, составляющим чисто родовую черту Воронцовых, он сумел достичь высот в свете и при дворе, скопить значи¬тельные земельные капиталы и при том прославиться как щедрый покровитель науки и культуры.

За время правления М.С.Воронцова весь Новороссийский край, Крым, отчасти Бессарабия и труднодоступный Кавказ исследованы, описаны, иллюстрированы гораздо точнее и подробнее многих частей России. М.С.Воронцов лично содействовал экспедициям, изыскивал средства, предоставлял ученым свои библиотеки и даже фамильный архив. В результате появились ценные издания о природе, истории, экономике, географии края. В разное время при «безотказном содействии просвещенного правителя» путешествовали по Крыму и Кавказу академик П.Кеппен, К.Монтандон, Т.Ванцетти, археолог Н.Мурзакевич, историк и лингвист А.Фиркович, художники Г.Чернецов, К.Боссоли...
   Карло Боссоли родился в швейцарском городе Лу¬гано. Спустя пять лет семейство переселяется в Одессу. Сей выбор не случаен. К тому времени Одесса была важнейшим русским торговым портом на Черном море, строительством которого руководил выходец из Италии де Рибас. К началу века итальянцы составляли 10% населения города». При¬влечение иностранцев в южные пределы России, придание им многочисленных льгот было частью политики в сфере развития торговли, внешних связей, культуры; политики, с блеском продолженной М.С.Воронцовым. Так в Одессе сложилась колония «русских итальянцев». На первых порах в ней, естественно, преобладали негоцианты и мореплаватели. За ними потянулись ремесленники, фармацевты, школьные учителя, люди искусства. В Одессе обосновались известные архитекторы, скульпторы, художники: Торричелли, Наннини, Фазарди, Бигатти...
Попав в артистическую среду, К.Боссоли рано обнаружил незаурядное художественное дарование, чему в немалой степени способствовала работа в антикварной лавке по продаже эстампов, где в свободное время он много рисовал и копировал. Первыми учителями были, вероятно, одесские художники его окружения. Известно, что с 1828 года он работает в мастерской Наннини — художника Одесской оперы. Вскоре успехи талантливого иллюстратора и пейзажиста были замечены графом Воронцовым, который заказывает ему работы с видами Одессы.
   Фортуна явно благоволила к молодому итальянцу. Впрочем, как и Е.К.Воронцова, по совету и настоянию которой К.Боссоли отправляется в Италию. Он провел там немногим более года (весна 1839-лето 1840): углубленно изучал классическую и современную школу живописи. По возвращении художник принимает приглашение М.С.Воронцова и отправ¬ляется в Крым, в Алупку. Было ли это посещение первым. Таких свидетельств мы не имеем. Но то, что К.Боссоли жил здесь в 1840—1842 годах, известно до¬подлинно. Объездив весь полуостров как путешественник, исследователь, живописец, он выразил свои впечатления в серии прекрасных акварелей и гуашей (часть из них хранится в Эрмитаже). Работы 1840—1842 годов убеждают, что именно в Крыму окончательно сложилась творческая манера художника: виртуозное владение техникой рисунка, реализм, глубокое чувство натуры и перспективы.
   В 1843 году по настоянию матери, мечтавшей вернуться на родину, К.Боссоли покидает Россию, где прожил 23 года. Он объездит полмира, обретет известность как изорепортер (его путевые заметки печатали во многих престижных изданиях, в частности в «Тайме»); некоторое время будет даже придворным английским живописцем. Но очарование благословенной Тавриды осталось в его сердце навсегда.

Альбом цветных литографий «The Beautiful Scenery and Chief Places of Interest throughout the Crimea» увидел свет в 1856 году. Как известно, в то время Европа переживала Восточную (Крымскую) военную кампанию. Есть сведения, что в 1855 году К.Боссоли побывал в Крыму, запечатлел военные события в нескольких острых, исполненных драматизма работах. Они принципиально противостояли ложно-героическим откликам, столь распространенным в странах антироссийской военной коалиции. В том же году К.Боссоли получил заказ от крупного лондонского издательства «Day&Son» на большой альбом с видами Крыма. Но, вероятно, издатели не осмелились противоречить официальному курсу и предпочли рисунки крымского цикла 1840—1842 годов. Альбом явился своеобразным «гид де вуайяж» — путеводителем по Крыму для офицеров и солдат союзных армий. Учитывая особое чувство благоговения к крымской земле, а также антимилитаристские настроения К.Боссоли, можно предположить, что издание альбома было попыткой художника убедить, сколь прекрасна эта земля, уникальны ее памятники, которые необходимо сберечь даже в жестоких баталиях.
   К настоящему времени издание стало редкостью чрезвычайной. Техника литографирования в цвете трудоемка, количество оттисков с одной матрицы ограниченно. Невозможно установить, сколько альбомов К.Боссоли 1856 года сохранилось. Достаточно сказать, что когда в 1974—1975 годах в Италии готовилась юбилейная выставка «50 лет европейской жизни в рисунках и картинах художника из Тичино», ни в музее города Лугано (кантон Тичино), где родился К.Боссоли, ни в музее г.Турина, с которым связаны последние годы его жизни, подобного издания не нашлось. Устроители выставки отыскали его в частном собрании.
На самом деле альбом «Пейзажи и достопримечательности Крыма» — произведение целостное. По замыслу автора, оно представляло бы собирательный образ Тавриды, образ Крыма, который «должен был в сцеплении земных происшествий претерпеть все бури и перемены, чтобы процветать под сенью мирной Державы». Готовя издание, К.Боссоли отбирал сюжеты, наиболее полно иллюстрирующие и разнообразие природных ландшафтов полуострова, и бо¬гатство его истории, где сменялись эпохи, народы, культуры... Оставленные ими памятники мастер ста¬рался не только достоверно зафиксировать, но и передать их подлинное очарование.
Порядок расположения литографий также определен самим художником. Он помещался на отдельной странице, весьма интересной для исследователей. «Лист описаний» позволяет установить точное название каждого рисунка, ведь разрозненные литографии зачастую именовали произвольно, используя географические привязки. Особо ценны аннотации, коими К.Боссоли сопроводил рисунки. Это сведения о численности и характере населения, исторические факты и любопытные подробности, личные впечатления, даже лингвистические курьезы, когда одна и та же географическая местность именуется по-разному (вероятно, как слышал художник от местных жителей или проводников).

Альбом «Пейзажи и достопримечательности Крыма» являет развернутую панораму бытия по-среди роскошной природы: великолепные виды Южнобережья и морские перспективы, пейзажи Крымских гор и тихая прелесть уютных долин, романтические руины древнего Херсонеса и суровые стены генуэзских крепостей, таинственные «пещерные города», заброшенные старые кладбища и экзотика мусульманского Востока... Следы ушедших цивилизаций — от античности до нового времени.
В пейзажи включены очаровательные жанровые сцены: морские купания близ Евпатории, путешествие на верблюдах по степи, татарский праздник на Южном берегу... Удачное введение в интерьер, пейзаж человеческих фигур — достоинство авторской манеры К.Боссоли. Будь то крупные персонажи на переднем плане или миниатюрные фигурки в отдалении — композиция безупречна, позы естественны. Отчетливы не только детали костюма, но по¬рой и черты портретного сходства. Есть основание полагать, что на рисунке «Могила Митридата» изображена чета Воронцовых. За группой участников татарского праздника просматриваются мужские фигуры в европейском платье. Возможно, среди них — сам художник со своим высоким покровителем. На многих рисунках присутствует узнаваемая фигура путешественника. Быть может, так К.Боссоли выразил любовь к земле, в красоте которой желал бы пребывать всегда. Желание, впрочем, созвучно умонастроению его современников, которые посетили Крым: «Здесь просвещенному человеку можно найти спокойствие и мирное с самим собою и природою житие».
Вкус мастера к журналистскому изорепортажу очевиден в изображении городов, портов, фортификационных сооружений. С присущей художнику детализацией запечатлены центральные улицы Симферополя, Севастополя, Керчи, набережная Ялты, военные корабли на севастопольском рейде. То были свидетельства бурного экономического и политического развития края, обусловленные его новым статусом.
Таким образом, литографии К.Боссоли являются уникальным источником, отражающим целую эпоху истории Тавриды первой половины XIX в. В этом мнении сходятся историки и краеведы, этнографы, художники, ландшафтные архитекторы


1.
Евпатория
“Это вид с морского побережья. Слева — здание таможни; в центре — караван-сарай и большая мечеть; в отдалении — новая русская церковь.
В этом, одном из наиболее густонаселенных городов в Крыму, перед войной проживало около 15 тыс человек”.

История города уходит в глубь тысячелетий, к поселениям эпохи меди, бронзы, к господству тавров,ранних скифов. На рубеже VI—V вв. до н. э. здесь появился греческий город Керкинитида, о чем повествуют многие античные авторы (Гекатей Милетский,Геродот и др.). Керкинитида была значительным центром земледелия, ремесла и торговли.Разрушена вторжением варваров (гуннов) в IV в. н. э. Во времена турецкого владычества (с 1475 г.) город именовался Гезлёв (в русских документах — Козлов). Являлся признанным международным центром, печально знаменитым невольничьим рынком Европы, а также крупнейшим, после Бахчисарая,городом Крымского ханства.После вхождения Крыма "под Державу Российскую"(1783) город переименовали в Евпаторию(1784). Торговля по-прежнему была основой его существования. Тому способствовали указ Павла I (1798) об объявлении Таврического полуострова на 30 лет порто-франко, а также политика привлечения иностранных негоциантов. Например,в 1801 году в Евпаторийском порту побывало 170 зарубежных торговых кораблей. К. Боссоли увидел Евпаторию благополучной, даже праздной. Но рисунок запечатлел и экономическую сторону жизни города: торговые суда в бухте, новую пристань (устроена в 1829 г.),строительство набережной (начато в 1840 г.) и, едва различимые вдоль побережья, ветряные мельницы (о большом количестве оных писал еще в 1789 г. путешественник П. И. Сумароков).Упоминаемая художником большая мечеть — знаменитая Джума-Джами (или Хан-Джами).Построена в XVI в. турецким зодчим Синаном.Сохранилась до наших дней.Сведения о численности населения сомнительны.По архивным данным, к середине XIX в. город насчитывал около 11 тыс. жителей.

2.
Вход в Севастополь с моря

“Слева расположен форт Константина; справа можно увидеть форт Александра и форт Св. Николая; в центре, на заднем плане, —инкерманские маяки”.

Каменные двух- и трехъярусные форты-батареи для защиты Севастополя от неприятельского флота были возведены в 1846—1847 гг. при адмирале М. П. Лазареве. Из упоминаемых художником фортов сохранились только Константиновский и Михайловский,

3.
Река Альма
“Вид с дороги от Симферополя к Бахчисараю.На заднем плане возвышается Чатыр-Даг, высочайшая гора полуострова”.

Высочайшая гора на полуострове не Чатыр-Даг, как полагал К. Боссоли, а Роман-Кош — 1545 м.

4.
Руины античного Херсонеса близ Севастополя

“На переднем плане руины и Херсонесская бухта;на заднем — форт Константина и вход в Севастопольскую гавань”.
Херсонес — древнегреческий полис, основанный в конце V в. до н. э. колонистами из Гераклеи Понтийской. Крупный экономический, политический и культурный центр античного мира.В V—VI вв. н. э. был оплотом Византийской империи на Северном побережье Черного моря.С Херсонесом связано знаменательное событие отечественной истории: здесь принял святое крещение Великий киевский князь Владимир.В XIII—XIV вв. город неоднократно подвергался опустошительному вторжению монголо-татар.Просуществовав почти две тысячи лет, к концу XV в. он приходит в полный упадок. Ко времени путешествия К. Боссоли Херсонес являл собою романтические руины с остатками крепостных стен, башен, городских ворот.

5.
Река Кача
“Вид, открывающийся неподалеку от деревни Бия-Сала”.

Деревня Бия-Сала — современное с. Верхоречье Бахчисарайского района.

6.
Вид форта Св. Николая
“Один из крупнейших фортов, где собрано около 300 орудий, защищающий как вход в большой Севастопольский залив, так и военную гавань”.

7.
Севастополь, видимый со стороны Северных фортов
“На переднем плане — весь город и военный порт;справа — форт Св. Николая и форт Александра;слева — большая гавань Инкерманской бухты”.

8.
Общий вид Севастополя с наблюдательной башни в центре города
“Самое высокое здание впереди — библиотека;справа — Кафедральный собор и Адмиралтейская башня, военный порт, форт Св. Павла, доки и часть Матросской слободы; слева — Артиллерийская бухта; по ту сторону залива, на заднем плане, — форт Константина, Северное укрепление и инкерманские маяки”.

Город был основан в 1783 г. Первое время его называли Ахтиар, по названию маленького поселения и бухты, впоследствии переименованной в Северную. Именно в Ахтиарскую гавань еще в 1782 г. пришли на зимовку первые русские корабли; там же была построена казарма для экипажа — первое здание будущего города. Официальное название Севастополь (в переводе с греческого — величественный, достойный славы город) впервые встречается в письменном распоряжении Екатерины II князю Г. А. Потемкину от ІО февраля 1784 г. В 1804 г. русское правительство официально объявило Севастополь главным военным портом Черноморского
флота (вместо Херсона). Севастополь быстро рос и благоустраивался. Его население с1815по1853г. увеличилось от 30 тыс. до 47,4 тыс. человек. Своим развитием город во многом обязан адмиралу М. П. Лазареву, выдающемуся мореплавателю, участнику открытия Антарктиды. С 1834 по 1851 г. он был командиром флота и портов Черного моря. Под его руководством почти полностью обновился корабельный состав (более 160 новых судов), построено Адмиралтейство — самый прогрессивный к тому времени комплекс доков и мастерских, возведены каменные форты, благоустроены центральные улицы и Графская пристань, построен великолепный театр, открыто Морское офицерское собрание,учреждены гражданские учебные заведения. Рисунок К. Боссоли прекрасно отразил европейский характер и размах столицы Черноморского флота. Он имеет особую значимость как свидетельство о первом этапе градостроительной истории Севастополя. События Крымской войны кардинально изменили архитектурный облик города,который претерпел шесть мощных артиллерийских бомбардировок и 349 дней жестокой осады. Как утверждали очевидцы, здесь сохранилось лишь 14 неповрежденных зданий.

9.
Арсенальная гавань, или Военный порт,Севастополь
“На переднем плане находятся старые линейные корабли, ныне используемые в качестве тюрьмы;справа — матросские казармы; слева — часть города”.

Казармы для матросов (на 6 тыс. человек) строились при адмирале М. П. Лазареве. Здания сохранились.

10.
Интерьер раннехристианской церкви
“Выдолблена в инкерманских скалах”.

К. Боссоли имеет в виду церковь Св. Климента.Известно, что римский епископ Климент за проповедь учения Христа в 96 г. был сослан римским императором Траяном на каторжные работы в каменоломни близ Херсонеса. Здесь он продолжал проповедовать христианское учение и, обращая в христианство местное население, способствовал появлению многочисленных храмов.Разгневанный Траян направил карательный отряд,уничтоживший многих последователей Климента;сам же проповедник в 101 г. был казнен.По преданию, храм, известный как церковь Св. Климента, он высек собственноручно. Это не соответствует действительности, т. к. возникновение храма датируют VIII — нач. IX в.; создан он был,вероятно, монахами — беженцами из Византии.

11.
Устье реки Черной при впадении в Инкерманскую бухту и Севастопольскую гавань
“Слева видны инкерманские скалы; позади — горы у входа в Байдарскую долину”.

12.
Остатки генуэзских укреплений в Инкермане
“На заднем плане видна Севастопольская гавань”.

Укрепления, изображенные на рисунке, принадлежали не генуэзцам, как ошибочно полагал художник,а феодоритам. Крупное средневековое княжество Феодоро
(Мангупское княжество) находилось неподалеку от Бахчисарая, на обширном укрепленном горном плато Мангуп. Оно существовало с XIII в.,вплоть до завоевания всего полуострова турками (1475). Мощное государство на протяжении веков сохраняло экономическую и политическую самостоятельность, конкурировало с Крымским ханством и генуэзскими городами. На рисунке — руины крепости Каламита, которая явилась форпостом княжества Феодоро, защищала его торговый порт.

13.
Вид Инкерманской долины
“На дальнем плане виден Севастопольский залив;в низовье долины — река Черная; справа изображена инкерманская скала, где найдено большое количество пещер, выдолбленных, как говорят, христианами ранних времен, чтобы обеспечить себе убежище от преследований”.

14.
Монастырь Св. Георгия
“Расположен между Камышовой бухтой и Балаклавой.Основан около X века. Монахи служат капелланами на русском флоте в Севастополе”.

В христианстве существует легенда, что монастырь был создан в 891 г. греками, спасенными Св. Георгием во время бури у мыса Фиолент. На скале в бухте им явилась икона Св. Георгия, которая впоследствии была перенесена в монастырь. К. Боссоли знал эту легенду, о чем свидетельствует сюжет рисунка.  Однако точное время основания обители неизвестно.Прекрасный знаток истории Тавриды А. Л. Бертье-Делагард полагал, что монастырь возник не ранее XV в. Его мнение разделяют многие исследователи. Художник запечатлел здание нового храма, возведенного в 1810—1816 гг. на месте прежней обветшалой постройки. Сведения К. Боссоли о службе монахов на кораблях достоверны. Однако в православной традиции они именовались не капелланами, а иеромонахами. В годы Крымской войны Георгиевский монастырь почти не пострадал. Французский главнокомандующий маршал Сент-Арно отдал приказ о его охране. И, вероятно, не только потому, что здесь помещалась телеграфная станция союзников; нередко они сами посещали ежедневные службы. Здесь же был устроен лазарет для раненых и больных.

15.
Общий вид побережья, простирающегося от мыса Фиолент до Севастополя
“В центре виден мыс Херсонес и Камышовая бухта”.

16.
Вход в гавань Балаклавы
“На возвышении — остатки генуэзских укреплений”.

Балаклава расположена в 12 км от Севастополя, в небольшой живописной бухте. Древние греки называли ее Сюмболон (Гавань символов). Предполагают, что именно это место описано в "Одиссее" Гомера как порт листригонов Аамоса — мифических великанов, с которыми столкнулся отважный мореплаватель и его спутники.

17.
Общий вид Балаклавы со стороны генуэзских укреплений
“Слева — вход в гавань; справа — город”.

В середине XIV в. Сюмболон завоевали генуэзцы и назвали Чембало. В 1475 г. город захватили турки, давшие ему название Балык Юве — Рыбье гнездо, трансформированное в Балаклаву.

18.
Балаклава, вид с берега

В 40-х гг. XIX в. Балаклава — крохотный городок,население которого (в основном греки) занималось рыбным промыслом. В период Крымской войны в Балаклавской бухте базировался английский флот.

19.
Дворец князя Воронцова в Алупке
“Великолепное сооружение из зеленого гранита; стоит около 20 млн. рублей; на его возведение было потрачено почти 30 лет. Позади возвышается гора Св. Петра, одна из наиболее высоких в Крыму”.

М. С. Воронцов впервые посетил Крым в 1822 г. Решив обосноваться на побережье, приобрел земли в Алупке, Ай-Даниле, Массандре, Гурзуфе и др. По замыслу князя, в Алупке надлежало устроить имение, которое стало бы не только летней резиденцией, но и главным майоратным владением фамилии. Проект дворца был заказан талантливому английскому архитектору Э. Блору. Он прославился, исполняя заказы английского Королевского двора, реставрировал дворцы в Оксфорде, Кембридже,
участвовал в строительстве Букингемского дворца в Лондоне. Воронцовский дворец — шедевр творческой фантазии Э. Блора. Архитектурный облик гармонично сочетает традиции зодчества различных эпох и культур. Северный фасад дворца воссоздает английский феодальный замок в стиле Тюдоров. Южный, обращенный к морю, напоминает Альгамбру — дворец арабских халифов. Первые работы в имении начались в 1824 г. со строительства загородного дома. Сам дворец возводился
с 1830 до 1851 г., когда окончательно благоустроили верхнюю террасу, фонтаны. Руководил работами архитектор В. Гунт. Пребывая в гостеприимном доме Воронцовых,
К. Боссоли исполнил серию прекрасных акварелей(хранятся в Эрмитаже). Рисунки убеждают,что основное строительство почти полностью закончилось к 1841 г.
Дворец отлично вписан в великолепный парковый ансамбль — памятник ландшафтной архитектуры,созданный садовником К. Кебахом.

20.
Татарский дом в деревне Алупка
“Такие дома обычно сооружают примыкающими к большой скале, сторона которой служит стеной. На плоской кровле, когда хорошая погода,обыкновенно собираются обитатели, работая или наслаждаясь обществом друг друга”.

21.
Интерьер татарского дома

22.
Татарская школа для детей

23.
Вершины горы Св. Петра

К. Боссоли употребляет латинский вариант названия. В крымской топонимии немало наименований, восходящих к греческому, а точнее, к крымскому варианту новогреческого (так наз. румейского) языка. Слово Ай (Аня) имеет значение Святой (Святая). Отсюда название Ай-Петри, употребляемое до сих пор.

24.
Мыс и маяк Св. Теодора
“Между Алупкой и Ялтой”.

Это мыс Ай-Тодор. В раннем средневековье здесь стоял монастырь Св. Феодора Тирона. Маяк появился в 1835 г. для надобностей гидрографической службы Черноморского флота; впоследствии реконструировался. Существует по сей день. На рисунке в перспективе побережья видна Ялта

25.
Вид Ялты
“Этот город, расположенный в самой красивой части Южного берега Крыма, особенно разросся в последние годы и обязан своим процветанием покровительству князя Воронцова”.

Ялта расположена в центральной части природного амфитеатра, ограниченного с севера хребтом Крымских гор, на востоке — мысом Мартьян, на западе — мысом Ай-Тодор. По легенде, название восходит к древнегреческому Ялос (берег); поселение именовалось Ялита. Особое участие М. С. Воронцова в судьбе Ялты, как подчеркивает К. Боссоли, — факт исторический. Именно Ялта виделась генерал-губернатору края административным и экономическим центром южнобережья. При нем она впервые удостоилась внимания российских императоров. В сентябре 1837 г., по просьбе князя, Николай I лично посетил Ялту, и в 1838 г. она получила статус города. Рисунок изображает участок набережной в районе современного порта. До его появления (конец XIX в.) здесь периодически сооружали каменный мол (первый возведен в 1833-1834 гг.), который неоднократно разрушался штормом. Ко времени путешествия К. Боссоли в Ялте, кроме жилых домов и заведений (трактиры, харчевни), существовали казенные строения — таможня, почтовый дом, карантинная застава с госпиталем. Возможно, некоторые из них присутствуют в рисунке. Справа, на Поликуровском холме, высится храм Иоанна Златоуста. Как и церковь в Алуште, этот храм возводился по личному указанию М С Воронцова (архитектор Г. И. Торричелли). Освящение состоялось в сентябре 1837 г. К настоящему времени сохранилась только колокольня храма.

26.
Татарский танец
“В Массандре, на вилле, принадлежащей князю Воронцову”.

27.
Грот в Гурзуфе
“На дальнем плане видна гора Аю-Даг”.

28.
Гора Чатыр-Даг
“Высота около 5200 футов. Вид с тропы, ведущей к вершине горы Демеджи”.

Рисунок — великолепный образец панорамного пейзажа. На переднем плане — отроги горы Демерджи. В центре — одна из наиболее примечательных вершин Крыма — Чатыр-Даг (в переводе с тюркских — шатер-гора). Горные массивы разделяет скрытый густым туманом Ангарский перевал,через который в 1824—1826 гг. проложили первую дорогу от Симферополя к Алуште. Художник несколько преувеличивает высоту Чатыр-Дага (5200 футов = 1585 м); на самом деле она составляет 1525 м.

29.
Алушта
“Прежде большой город, античная Эллена.Разрушенные башни являются остатками возведенных императором Юстинианом фортификационных сооружений V века. Вид с верхней дороги, ведущей к Симферополю”.

Называя Алушту городом древних эллинов, художник,конечно, ошибался. Сведения о фортификационных сооружениях верны, но с поправкой. Они возводились не в V, а в VI в. (более точная дата — 560 г.). Византийский историк Прокопий Кесарийский повествует, что при императоре Юстиниане I (правил с 527 по 565 г.) на Южном берегу были построены крепости Алустон и Горзувиты (современный Гурзуф). Это первое письменное упоминание об Алуште.Архитектурная доминанта города, изображенная
на рисунке, — православная церковь Св. Феодора Стратилата (освящена в ноябре 1842 г.). Воздвигалась по инициативе и личному указанию М. В. Воронцова (архитектор Г. И. Торричелли). Церковь строилась по типу сельских церквей Англии, с использованием элементов готики, что соответствовало романтическим тенденциям в архитектуре 20—40-х гг. XIX в. Здание, частично перестроенное и видоизмененное, сохранилось до наших дней

30.
Долина Демерджи

Демерджи (в переводе с тюркских — кузнецгора) — часть горной системы, которая закрывает Алуштинскую долину с северо-востока. На ее склонах берет начало река Демерджи-Узень.

31.
Татары, путешествующие по степи

32.
Водопад Джур-Джур
“Близ деревни Буюк Узень; это самый большой каскад в Крыму"

Деревня Биюк-Узень — ныне поселок Генеральское, близ Алушты.

33.
Река Салгир
“Вид близ деревни Махмуд Султан”.

Правильное название поселения — Мамут-Султан (ныне с. Доброе), по дороге от Симферополя ' к Алуште.

34.
Долина Кокоз
“Также называемая Бельбек; одна из красивейших в Крыму”.

Река Коккозка — левый приток р. Бельбек. Ее живописная долина глубоко врезается в склоны главной гряды Крымских гор. В ущелье расположилось с. Коккозы (современное с. Соколиное Бахчисарайского района).

35.
Симферополь
“Вид с наблюдательной вышки в центре города,если смотреть в сторону гор, высочайшая из которых — Чатыр-Даг. Этот город, нынешняя столица Крыма, расположен на реке Салгир, которая разделяет новый и старый город. Его пестрое население, включающее татар, греков, армян, евреев, немцев и русских, составляло перед войной около 15 тысяч”.

Разделение Симферополя на "старую" и "новую" части непременно отмечали все путешественники. Старый город — татарское поселение Ак-Мечеть (Белая мечеть), известное с начала XVI в.Здесь находилась резиденция калги-султана — наместника Крымского хана. Ак-Мечети присущ ярко выраженный восточный колорит. Новый
город — Симферополь (в переводе с греческого — город пользы, город-собиратель) заложен на левом берегу р. Салгир в 1784 г. Его отличает четкая планировка, европейский характер. На переднем плане — одна из главных улиц, направленных от района современного вокзала (там находилась застава) к центру города. Улица именовалась Полицейской (с 1890 г. — Екатерининской, ныне — К. Маркса). На перекрестке — Александро-Невский кафедральный собор. Возведен в 1823—1829 гг. под наблюдением архитектора И. Ф. Колодина (здание уничтожено в 30-е гг. XX в.). В рисунке присутствуют некоторые "домыслы" художника. Так, в европейской части города изображены мечети, в действительности не существующие. Равно как и здания двух церквей справа. К. Боссоли справедливо указывает на этническое разнообразие населения, но преувеличивает его численность. По статистике, в 1846 г. в городе проживало 13 768 чел., насчитывалось 1014 домов,15 улиц, 57 переулков и 3 площади.

36.
Долина Узембаш
“Вид с тропы, ведущей к Алупке через гребень Яйлы”

Имеется в виду р. Биюк-Узенбаш (художник ошибочно называет ее Узембаш), которая берет начало на склонах Ялтинской яйлы.

37.
Остатки генуэзских укреплений на Чуфут-Кале

В названии явная ошибка. Владения генуэзцев были сосредоточены на побережье; внутренними районами полуострова они не владели. Чуфут-Кале — один из наиболее известных "пещерных городов" Крыма. Расположен примерно в трех километрах от Бахчисарая, на высоком обрывистом плато. Уже в X в. здесь были возведены первые оборонительные сооружения для защиты местного населения от набегов кочевников. Древнее название городища неизвестно. В конце XIII в. было захвачено войсками Ногая,одного из полководцев Золотой Орды, и получило название Кырк-Ор (Сорок крепостей). После образования Крымского ханства (30-е гг. XV в.),пока столица не была перенесена в Бахчисарай,город служил укрепленной резиденцией хана. С середины XVII в. татары покидают Кырк-Ор;там остаются жить только караимы. Их считали евреями, поэтому город нарекли Чуфут-Кале (Еврейская крепость). Караимы — тюркоязычная народность (возможно, потомки хазар); исповедовали религию, близкую к иудаизму. К. Боссоли застал последний период истории города, еще обитаемого. К середине XIX в. он обезлюдел.Жители переселились в Евпаторию, Бахчисарай,Симферополь, где занимались торговлей,ремеслами.Рисунок изображает древнюю дорогу, крепостные стены и Южные ворота города. В отдалении,на обрыве, — 2 жилых дома XVIII — нач. XIX в. В одном из них проживал с семьей известный караимский ученый, знаток старинных рукописей Авраам Фиркович, которого современники величали "страж и патриарх Чуфута". То были последние обитатели некогда процветающего,а теперь заброшенного и пустынного Чуфут-Кале.

38.
Бахчи-Сарай
“Древняя татарская столица Крыма. Вид из большого внутреннего двора ханского дворца. Справа— могилы ханов и большая мечеть; слева — ханский дворец; в центре — входные ворота;вдали — часть города, поднимающегося амфитеатром по склонам. Население, большей частью татары, превышает 12 тысяч”.

Бахчисарай (дословно — дворец в садах) — столица Крымского ханства с конца XV в. Последний крымский хан Шагин-Гирей отрекся от престола в 1783 г., и Крым вошел "под Державу Российскую". Дворец возведен в начале XVI в., впоследствии,вплоть до конца XVIII в., неоднократно перестраивался. В рисунок не включена важная архитектурная часть дворцового ансамбля — усыпальница любимой жены хана Крым-Гирея Диляры-Бикеч (согласно легенде, так в гареме нарекли Марию Потоцкую). Судя по перспективе, художник располагался в глубине двора, как раз на возвышении этого памятника. Высокая башня слева называется Соколиной. Предание гласит, что отсюда ханские жены наблюдали соколиную охоту и военные ристалища гвардии повелителя. В период Крымской войны дворцовый комплекс служил тыловым лазаретом русской армии. Здесь работал Николай Иванович Пирогов.

39.
Кладбище караимских евреев
“Называемое Иосафатовой долиной, близ Чуфуд Кале”.

Для караимов Иосафатова долина близ Чуфут-Кале — традиционное и святое место захоронений. Мнения исследователей о времени возникновения некрополя расходятся. Некоторые полагают,что самое древнее погребение относится к середине XIII в. Захоронения здесь совершались и в XIX в. Обширное кладбище представляло собой обозримую с близлежащих склонов массу надгробий из известняка и мрамора. Среди них росли вековые дубы, рубить которые считалось великим грехом. Как отмечали путешественники XIX в., "почтенный раввин Фиркович прочел и списал надписи со всех бесчисленных гробниц Иосафатовой долины". Долина названа в память одноименной долины под Иерусалимом.

40.
Остатки большой генуэзской крепости в Судаке

В пространственном изображении Судакской крепости много неточностей, зато блестяще выражены впечатления художника: это сама История,суровая и неумолимая.О сложной и противоречивой истории Судака (основан в 212 г.) свидетельствуют топонимы:Сугдак, Судак — у восточных народов, Сугдея — у греков, Сурож — у русских, Солдайя — у итальянцев. Крепость традиционно называется Генуэзской, т. к. последний значительный период ее истории связан с владычеством генуэзцев. Но архитектурный облик крепости позволяет проследить увековеченную в камне историю напряженной политической борьбы между Генуей и Венецией.
Обе республики стремились контролировать центры мировой торговли, в т. ч. и Сугдею, через которую пролегал Великий шелковый путь. Согласно достоверным источникам, с 1206 г. Солдайя — крупнейшая венецианская фактория в Крыму. Постоянная угроза нападений монголо-татар (первое вторжение в 1223 г.), затем войск
Ногая побудило венецианцев реконструировать старые и возводить новые фортификационные сооружения, в частности знаменитый Консульский замок, сохранившийся до наших дней (на рисунке — крайний слева). Здесь с 1287 г. пребывал консул Венеции. Между тем позиции генуэзцев в Крыму упрочивались. Они основали значительную факторию в Кафе (Феодосии), подчинили Балаклаву (Чембало), Керчь (Чекио). Участь Солдайи была предрешена. В 1365 г. генуэзцы предприняли внезапную атаку, взяли город приступом. Завладев крепостью, они усовершенствовали и существенно дополнили систему обороны, созданную венецианцами. Основное население Солдайи — христиане (греки, армяне), но было немало и мусульман (татары, арабы). На рисунке изображена одна из мечетей(здание сохранилось).

41.
Общий вид Кара-су-Базара
“Этот город, насчитывающий около 16 тысяч жителей, расположен на реке Карасу. Вид с минарета. На переднем плане располагается часть города и дорога, ведущая в Феодосию; по другую сторону реки, справа, находятся караван-сарай,прежде форт; в центре — русская церковь, левее— греческая. Вдали — горы Караби-яйлы”.

Карасубазар (Рынок у Черной речки) — важный торговый центр, связывающий караванные пути с севера к портам Кафе (Феодосия) и Гезлёву (Евпатория). Первые письменные упоминания относятся к концу XIII в. Караван-сарай, на который указывает художник, — Таш-Хан (Каменный дворец), где останавливались купцы и хранились товары. Следы этого памятника видны по сей день. С 1945 г. Карасубазар переименован в г. Белогорск.

42.
Мыс Токли(Такыл) в Керченском заливе

43.
Могила Митридата, близ керченского лазарета(Усыпальница Царского кургана в Керчи)
“В этой могиле было найдено множество драгоценностей,которые отправлены в Санкт-Петербург”.

В названии рисунка и авторской аннотации — явные расхождения с историческими фактами. Рисунок изображает усыпальницу Царского кургана. По археологическим данным, Царский курган возводился в IV в. до н. э. и предназначался для погребения одного из наиболее могущественных правителей эпохи расцвета Боспора — царя Левкона I (389—349 гг. до н. э.). Митридат жил позднее, во II в. до н. э., правил в 109—63 гг. до н. э. Обстоятельства его гибели достаточно известны. В результате заговора боспорский царь лишился власти и, не желая позорной кончины от рук врагов, принял яд. Однако яд не подействовал, т. к. царь всю жизнь принимал малые порции ядов, боясь отравления. Тогда царь обратился к верному телохранителю с просьбой применить оружие. Где похоронен знаменитый Митридат, доподлинно неизвестно.
Сведения художника о ценностях в захоронении ошибочны. При исследовании Царского кургана в 1837 г. никаких сокровищ, как писал руководитель раскопок А. Б. Ашик, не обнаружено (курган разграбили еще в древности). Но керченские курганы действительно некогда таили в себе сказочные богатства. Так, в 1830 г. при строительных работах случайно открыли погребение в кургане Куль-Оба, великолепные находки отправили в Эрмитаж. Об этом много толковали,даже писали в газетах, в частности в "Одесском вестнике". Аннотируя рисунок, К. Боссоли просто соединил наиболее известные имена и события.

44.
Керчь со стороны верхней дороги к Еникале
“Позади города — гора Митридат; здание на холме, похожее на греческий храм, —музей. Это вполне современный город, в котором 12 тысяч жителей всех национальностей”.

Керчь (Пантикапей) — один из старейших городов Европы. Основан в античную эпоху (VI в. до н. э.) выходцами из греческих полисов, большей частью из Милета. Около 480 г. до н. э. Пантикапей, крупнейший среди новых греческих городов, расположенный по обеим сторонам Керченского пролива,объединяет их под своей властью и становится столицей Боспорского царства Время наивысшею экономического и культурного расцвета Боспора — IV в. до н. э. Это крупный торговый центр, основной
поставщик зерна для Афин, островной Греции, городов Малой Азии. В боспорские же земли ввозили предметы роскоши, ткани, оружие, дорогую керамику
и т. д. Пантикапей, как и другие города Боспорского государства, разрушен вторжением гуннов в 370 г. н. э. Город неоднократно менял название. В раннем средневековье — Боспор, при хазарах (VII в.) — Карша, в русских летописях (с МП в.) — Корчев, при генуэзцах (с XIV в.) — Черкио, при турках (с 1475 г.) — Керчь. Музей, о котором упоминает К. Боссоли, был открыт в 1826 г. Здание разрушено в ходе Крььѵіской войны. Слева виден купол храма Иоанна Предтечи (кон. IX —нач. X в.) — памятник ранневизантийского культового зодчества. Это древнейший православный, храм Восточной Европы, действующий поныне.

45.
Общий вид Керченского залива с горы Митридат
“Скалу с высеченными ступенями, расположеннуюна переднем плане, называют троном Митридата. Как говорят, великий царь Понта приходил на это место, чтобы с гордостью обозреть собранный в гавани большой флот, который так терроризировал римлян. Памятник справа — современный и был возведен в честь русского губернатора. Слева, внизу, простирается город; вдали — мыс и пролив Еникале, ведущий к Азовскому морю”.

Понтийский царь Митридат VI Евпатор стал царем Боспора волею обстоятельств. В 109 г. до н. э. последний царь правящей боспорской династии Перисад V передал власть Митридату, т. к. государство переживало смутные времена и нуждалось в сильном правителе. В эпоху своего царствования (до 63 г. до н. э.) Митридат почти 40 лет вел войны с Римом, о чем К. Боссоли упоминает в аннотации.

46.
Форт Арабат

От Керченского полуострова на северо-запад протянулась узкая песчаная коса Арабатская Стрелка,разделяющая Азовское море и его залив Сиваш.У самого начала косы находилась турецкая крепость Арабат, построенная в начале XVIII в. по проектам французских военных инженеров.

47.
Степь между Перекопом и Симферополем
“Руины мечети вблизи Арта. На расстоянии видны насыпи земли, называемые курганами. Предполагается, что они использовались как указатели дорог и расстояний. В Керчи в них обнаружены захоронения”.

Арта — вероятно, селение Орта-Аблам. Существовало до 1926 г.

48.
Кафа, или Феодосия
“Вид с развалин генуэзской крепости. Это было крупнейшее владение республики на полуострове. Город, прежде самый густонаселенный, теперь насчитывает не более 10 тысяч жителей”.

Феодосия (в переводе с греческого — Богом данная) основана в VI в. до н. э. купцами-мореходами из древнегреческого Милета. В период наивысшего расцвета Боспорского царства (IV в. до н. э.) Феодосийская фактория входила в его состав. Однако оставалась крупным торговым пунктом, через который Боспор экспортировал
в летрополию хлеб и другие товары. Древний центр экономики, культуры пал в результате нашествия варваров (гуннов) в IV в. н. э. В аннотации художника справедливо указано, что Кафа (название Феодосии с X в.) — крупнейшее владение генуэзцев в Крыму. Почти два столетия (с 80-х гг. XIII в.) она являлась их опорным пунктом и административным центром. С Кафой связано одно из трагических событий истории Европы -- эпидемия чумы. В 1347 г. город осаждали золотоордынцы Дженибека, среди которых разразилась эпидемия. Вскоре болезнь распространилась на жителей Кафы. Генуэзцы покидали город, отплывая на родину. По пути следования кораблей возникали новые очаги страшной болезни. Чума 1347—1351 гг. унесла четверть населения Европы. Упоминание об эпидемии встречается в "Декамероне" Дж. Боккаччо. В XV—XVII вв. Кафа — основной порт Северного Причерноморья, главный невольничий рынок региона. После завоевания турками не утратила
прежнего значения. Именовалась Кефе и Малый Стамбул. Первоначальное название "Феодосия" возвращено после присоединения Крыма к России. Башня, изображенная на рисунке, не сохранилась,т. к. многие средневековые сооружения впоследствии разбирались, использовались горожанами как строительный материал.

49.Босфор
“Вид с европейского берега, у входа в Черное море”.

Работа названа "Босфор", вероятно, по созвучию с названием известного пролива. На самом деле имеется в виду Боспор Киммерийский, как с незапамятных времен именовали Керченский пролив. Согласно аннотации, было бы естественным предположить, что художник подразумевал под "европейским берегом" Керченский полуостров. Следовательно, мы видим "азиатский берег", т. е. Тамань. Но рельеф и строения указывают на то, что на рисунке изображена крепость Керчь на мысе Ак-Бурун, видимая, предположительно, с мыса Змеиный. Таким образом, и точка наблюдения, и изображаемый объект находятся на Керченском полуострове, с двух сторон Керченской бухты.

50.
Перекоп
“На переднем плане ров, сделанный татарами через перешеек; на заднем — виден город. Основное занятие населения, численностью одна тысяча,— торговля солью”.

Крым соединен с материком узким (8 км) Перекопским перешейком. Эта единственная сухопутная дорога на полуостров всегда имела важное стратегическое значение. Вдоль всего перешейка, от Каркинитского залива Черного моря до Сивашского залива Азовского моря, протянулись знаменитый Перекопский ров и вал. Кто и когда соорудил грандиозное укрепление, доподлинно неизвестно. Принято считать, что оно связано с периодом проникновения в Северное Причерноморье скифских и сарматских племен, и датировать достаточно широко — VII—III вв. до н. э. Об этом месте упоминают многие древние авторы. В частности, римский ученый Плиний Старший (I в. н. э.) писал, что ров служил каналом между морями, а в самом узком месте перешейка находился город Тафрос (в переводе с греческого — ров).
К. Боссоли подобными сведениями не располагал, но приписал сооружение эпохе татарско-турецкого владычества не случайно. В это время здесь существовал мощный форпост с главной крепостью Op-Капу (дословно — крепость-ворота). Упоминаемый художником город — Перекоп; в пяти верстах от него находился городок Армянский Базар. Они служили своеобразными перевалочными торговыми пунктами. Здесь же пролегал т. н. Чумацкий шлях, по которому из Крыма на материк вывозили соль.

51.Русское кладбище
“На берегу Гнилого моря, близ Перекопа”.

Гнилое море _ Сиваш. Это обширный мелководный и очень соленый залив Азовского моря. Когда западные ветры сгоняют воду из Сиваша в море,береговая линия залива обнажается на 5~6 км. Придонные водоросли разлагаются, издавая резкий запах сероводорода.

52.Остров Змеиный
“В Черном море, близ устья р. Дунай”.

Серия сообщений "Севастополь в живописи":
Часть 1 - Граффитти в музее обороны Севастополя
Часть 2 - Художник Александр Коровянский. Севастопольские пейзажи
Часть 3 - Художник Всеволод Сухоруких. Севастопольские пейзажи
Часть 4 - Художник Елена Вильчукова "Песня о Марусе"
Часть 5 - Альбом Карло Боссоли с комментариями
Часть 6 - Художник Ольга Хейлик.Севастополь
Часть 7 - Немножко Севастополя
...
Часть 25 - Севастополь глазами детей
Часть 26 - "70 лет освобождения Севастополя"
Часть 27 - День Победы в рисунках севастопольских детей

Рубрики:  Севастополь/2011
Живопись
Метки:  

Процитировано 8 раз
Понравилось: 3 пользователям



Bo4kaMeda   обратиться по имени Понедельник, 03 Октября 2011 г. 12:32 (ссылка)
Спасибо. Интересно все очень.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 03 Октября 2011 г. 14:03ссылка
Пожалуйста!
vic2009   обратиться по имени Понедельник, 03 Октября 2011 г. 13:23 (ссылка)
Ждем что скажет Ирина!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 03 Октября 2011 г. 14:04ссылка
Ждем-с!
Феликс-51   обратиться по имени Пятница, 15 Января 2016 г. 01:09 (ссылка)
Великолепный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку