-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Romulus_et_Remus

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

ablativus accusativus dativus genetivus nominativus vocativus

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.09.2007
Записей: 11
Комментариев: 10
Написано: 26




Ab urbe condita

persecutio

Пятница, 14 Сентября 2007 г. 00:51 + в цитатник
В колонках играет - cantu Sirenum
Настроение сейчас - mmm...Sirenes...

О чудесах пирамид пусть молчит Мемфис иноземный,
Ты, ассириец, оставь свой воспевать Вавилон...
Пусть и карийцы свой Мавзолей, висящий в эфире,
Меры не зная хвалам, не превозносят до звёзд.
Сооружения все перед цезарским амфитеатром
Меркнут, и только его пусть величает молва.
Марциалл (Эпиграммы, Книга зрелищ)


В начале VIII века до н.э. на территории современной Средней Италии возникли первые поселения этрусков. Около 600 г. до н.э. они создали городскую цивилизацию, основанную на власти аристократии. Так же как и греческие полисы, этрусские города были независимыми и составляли конфедерацию. А объединяющими факторами так же как и у греков были культура и религия. Поэтому нет ничего удивительного в том, что очень многое в своей архитектуре этруски заимствовали у древних греков.
Однако этрускам не было дано развить греческие технологии строительства, поскольку сама Этрурия постепенно растворилась в Древнем Риме.
Имя точной даты основания Рима - 21 апреля 756 год до н.э. Но лишь с V века до.н.э. началось завоевание всего Апеннинского полуострова. И во многом оно было успешным благодаря тому, что в культуре Древнего Рима уже присутствивали многие элементы как древнегреческой, так и собственно этрусской культуры.
Так, пропагандируя собственную экспансионистскую политику, римляне очень широко применяли пышность эллинистического ордера, подчёркивающего богатство и власть. При этом собственно планировка храмов могла вестись в соответсвии с этрусскими традициями, когда колонны имел только фасад здания, а остальные стены оставались без особого оформления.
Развитие же собственно римской архитектуры и градостроительства было связано с усложнением общественных отношений и с ростом города.
Так изначально ранний город строился беспорядочно, имея узкие и кривые улицы. Жилие строения возводились преимущественно из дерева и сырцового кирпича. Внутри города сохранялись незастроенные участки, что позволяло окружить дома знати обширными сады.
После пожара, уничтожившего в середине VI в. до н.э. большую часть городских зданий, Рим не только быстро застраился в прежнем порядке, но и был обнесен новыми стенами, получившими названия в честь тогдашнего правителя Рима Сервия Тулия - Сервиевыми. Это сооружение было воистину замечательным оборонительным строением, состоявшим из главной наружной стены и опиравшегося на неё мощного земляного вала, который со стороны города был подперт другой, менее высокой стеной. Сам же наружный каркас стены был сложен из массивных квадратных блоков.
Непрерывный рост населения Рима вызвал увеличение числа построек, в результате чего исчезли практически все пустырей. Однако то уплотнение города, которое казалось ужасным жителям Рима в III в. до н.э., ни шло ни в какое сравнение с тем, что произошло в городе во II в. до н. э., когда в ходе нового этапа городского строительства стали застраиваться не только пустыри, но и свалки. Подобное не могло не повлечь за собой и подъёма цен на землю.
В начале же I в. до н. э. стали появляться первые многоэтажные жилые дома, виллы знати, которые строились уже не из сырцового, а обожжённого кирпича и бетона.
Значительные изменения в общем облике Древнего Рима произошли в эпоху правления Октавиана Августа. Император, следуя своей программе возрождения традиционных ценностей, начал строительство новых храмов, восстанавливал древние святилища. Он довел до конца грандиозные проекты Цезаря, наиболее известным среди которых стал форум Романум, построенный ещё этрусками как политический центр города.
Старания Августа по улучшению архитектурного состояния Рима можно хорошо описать словами самого же императора: "Я нашел Рим кирпичным, а оставлю его мраморным".
Конечно же оставить весь Рим "мраморным" Август не смог, но заложил столь мощную основу для его дальнейшего развития, что даже наследники Августа, предпочитавшие императорскую власть республиканским идеалам, не только сохраняли, но и развили впоследствии привлекательный образ республиканского Рима, созданный их могучим предшественником.
Одной из особенностей римской архитектуры этого периода является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, ко множеству украшений. Совершенствуя греческую ордерную систему, римские зодчие создали собственные ордера, отличающиеся от греческих своей необузданной пышностью. Таким ордером стал композитный ордер, объединивший в себе элементы всех греческих ордеров. Однако при этом отмечается и больший, чем у греков, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.
Совершенствование строительных технологий позволило римлянам расширить мир своего собстенного дома с окружающими его улицами, площадыми, храмами и дворцом правителя, до сложноструктурного мира, в котором появилось множество социальных зданий: канцелярии, архивы, судебные помещения, базилики для свершения торговых сделок, склады, специальные рыночные помещения, амфитеатры для гладиаторских боёв, цирки для гонок колесниц, библиотеки, места для игр и прогулок. И конечно же термы - сложный комплекс банных помещений - без которых невозможно себе представить жизнь как простого, так и знатного римлянина.
Для того, чтобы обеспечить гражданам и рабам Рима возможность помыться в городе возводилось множество терм, наиболее крупные из которых получали названия по именам правителей Рима, по приказу которых и осуществлялось строение данных терм. Так в Риме было постороено 15 "императорских" терм, среди которых наиболее известными и шикарными являлись термы Веспасиана (состаяла из более чем ста помещений), Каракаллы (рассчитана на одновременный приём 2300 человек), Диоклетиана (помимо общих бассейнов имела 3 тыс. индивидуальных ванн из алебастра) и Константина (последняя терма, построенная в 310 г. н.э.). Строительство же самой первой термы приписывают знаменитому богачу Меценату.
Помимо же огромных и великолепных терм сущестовало и множество небольших бань, которых в правление Августа при населении города около 1 млн. 335 тыс. человек было 865 обществнных и 800 частных.
Конечно же богатые римляни могли позволить себе помыться и дома, благо домашними небольшими бассейнами и ваннами были оборудованы многие виллы, но термы, являясь важной составляющей древнеримской культуры, для большинства сановников был не столько местом мытья, сколько местом, где можно было обсудить все политические, хозяйственные и другие проблемы. По мере роста комфорта терм многие богатые римляне предпочитали проводить в термах целые дни, питаясь, развлекаясь, занимаясь спортом, слушая ораторов, поэтов и делая всё остальное, что только можно было сделать в термах.
Домашние же ванны использовались преимущественно женщинами и не для мытья, а для поддержания красоты, из-за чего ванны принимались со всевозможными целебными добавками из травяных отваров и ароматических масел.
Мылись же женщины в термах либо в одном зале с мужчинами, либо в специальные женские дни. Только во II в н.э. при императоре Траяне стали строить специальные женские бани.
Следует отметить, что термы были общедоступным местом, ибо все издержки за бани брали на себя императоры, и цена за вход была чисто символической. Поэтому в одних и тех же термах мылись как богатые так и бедные. Правда при этом представители разных слоёв населения и разных финансовых возможностей посещали разные залы терм, которые в зависимости от предполагаемого статуса моющихся различались не только качеством отделки помещений, но и чистотой воды.
При возведении терм было принято каскадное расположение залов, при котором залы простолюдинов располагались ниже залов знати. Вода в бассены поступала самотёком, а так как все бассейны термы были объединены в единую систему, то вода сначала поступала в верхние бассейны, а уже через них - в нижние. Следовательно чистая вода доставалась только тем, кто мог позволить себе дорогие верхние залы. При этом посетителям нижних залов доставалась вода, которая уже успела омыть тела римской знати.
При возведении терм строителям пришлось решить несколько инженерных проблем. На некоторых из них хочется остановиться подробнее.
Очевидно, что мытьё невозможно без воды. При тех же объёмах воды, которая использовалась ежедневно, было просто необходимо создать систему постоянной подачи воды в город. Для этого не создавались какие-то отдельные системы подачи, а использовались уже существовавшие и постоянно совершенствовавшиеся системы водоснаюжения города питьевой водой.
Вообще в Древнем Риме первый водопровод (акведук) - Appia Claudia - появился в 313 г. до н. э. Изначально создавались наземные конструкции, которые часто поднимались над землёй на опорах, в результате чего акведук приобретал форму моста. Такая конструкция не мешала движению, что было особо важно внутри самого города.
Сама часть акведука, по которой текла вода, могла изготавливаться двумя способами. Наиболее распространённый способ представлял из себя кирпичную кладку, внутри которой создавалось русло прямоугольной формы. Для уменьшения утечек воды из водопровода нужно было обеспечивать качественное промазывание всех швов кладки, что было достаточно трудоёмко, но дёшево. Поэтому данный способ и стал максимально применимым.
Однако по мере роста численности населения и увеличения плотности застройки потребовалось прокладывать подземные водопроводы, которые уже не могли быть выполнены по первому варианту. В этом случае использовали свинцовые трубы, благодаря которым только в Риме удалось построить два подземных водопровода длиной в несколько десятков километров.
Во времена строительства свинцовых трубопроводов никто не задумывался над тем, что свинец, попадающий с водой в организм, приводит к постепенному отравлению. Для жителей Рима такой трубопровод был вреден тем боле, что вода, питавшая город, была богата углекислым газом, который при контакте с трубами образовывал углекислый свинец, который активно замещал кальций в организме человека, приводя к хроническим заболеваниям. Учитывая же то, что и посуда римлян, и даже косметика делалась на основе свинца, то становится понятно, почему возраст знатных римлян и особенно римлянок редко превышал 30 лет.
Продолжая разговор об акведуках, нельзя не отметить и то, что вне зависимости от формы водопровода, вода текла по нему безнапорным способом, то есть только за счёт перепада уровней воды. При этом каждый акведук приходилось оборудовать в месте забора воды водоподъёмным устройством, в качестве которых чаще всего использовались многоступенчатые системы непрерывного действия с механизмами подъёма воды типа "бесконечная цепь". Привод мог осуществляться от мышечной тяги как людей, так и животных.
Конечно же акведуки возводились не только в Риме, но и во всех провинциях империи. Так до наших дней дошли водопроводы не только на территории современной Италии, но и Испании и Турции. Качество же акведуков было таково, что многие из них использовались вплоть до ХХ в.
При этом вода как и во времена Римской империи поступала из акведуков в особые городские фонтаны, откуда её уже и разносили по домам с помощью подручных средств.
Помимо фонтанов вода конечно же поступала в пруды, хранилища и бани.
В последнем случае приходилось решать ещё одну проблему, связанную с подогревом воды. И она была решена путём создания больших поднятых на высоту котлов-ванн, подогреваемых снизу несколькими непрерывно горящими кострами, равномерно распределёнными под днищем котла. Таким образом обеспечивался равномерный прогрев всей массы воды, которая уже по трубам самотёком поступала в верхние бассейны терм. По мере перехода в нижние бассейны вода дополнительно не подогревалась, так что самые низшие сословия довольствовались лишь слегка подогретой водой.
Для того, чтобы в верхних бассейнах люди не ошпаривались кипятком либо формировались специальные заводи-отстойники, где любители прогреться могли насладиться наиболее горячей водой, либо осуществляли смешивание кипятка из котла с холодной водой, поступающей в термы непосредственно из акведуков без подогрева.
Вопрос же подогрева касался не только собственно воды, но и самих помещений бань, ибо только в таких услових можно было говорить о комфортном пребывании в термах. Для решения этой проблемы древнеримские строители в I в. н.э. создали первую в мире систему центрального отпления, названную гипокаустом. При этом, если основной областью применения гипокауста являлись всё же термы, зодчие северных провинций империи сумели оценить все достоинства данной системы и стали достаточно широко применять её и для отопления жилых помещений домов знати.
Термин гипокауст изначально применялся не столько к самой системе отопления, сколько к одной из её частей - горизонтальному каналу, проходящему под полом терм или жилого дома. Лишь потом гипокаустом стала называться вся система, которая в классическом древнеримском исполнении помимо собственно гипокаустов состояла из печи, находившейся в подвале, и воздуховодных колонн, проходящих вертикально сквозь стены зания.
Работа гипокауста достаточно проста. Печь, расположенная под зданием в центральной его части, разогревала воздух в подвальном помещении, который вместе с дымом от сгоревших дров, поднимаясь вверх, начинал двигаться под полом от центра к перифирии по горизонтальным каналам, прогревая при этом пол. Далее воздух переходил в колонны внутри стен и двигаясь вверх отдавал им тепло, в результате чего помещение прогревалось со всех сторон кроме крыши. Отвод горячего ввоздуха с дымом наружу осуществлялся через имеющиеся в здании дымоходы. Практически все трубы гипокауста изготавливались из глины, что позволяло не только обеспечивать пожаробезопасность конструкции, но и предотвратить попадание дыма внутрь.
Таким образом можно отметить, что римские бани сыграли значительную роль в разработке многих инженерных систем жилых и общественных зданий. В связи же с тем, что термы использовались во всех областях империи, банные традиции проникли в культуры многих народов как Европы, так и Востока. Только вот после распада Римской империи в V в н.э. многие инженерные хитрости были утрачены на Западе, сохранившись, к счастью, на Востоке.
Нельзя не отметить, что все отмеченные инженерные ухищрения и роскошь были характерны только для городских бань. В деревнях бани сооружались на берегах рек или озёр, состоя из одного или двух помещений помимо раздевалки. Общая конструкция деревенской бани включала ров с плотным навесом из ветвей. Для созданий пара использовались разогретые на костре камни, которые периодически поливались водой. После того, как человек пропаривался в этом нехитром помещении, он совершал омовение в холодном водоёме.
Что было характерно для бань, было характерно и для жилых домов в целом. Так, если общественные здания и виллы знати поражали роскошью и удобствами, то жилища простых людей были убоги и неудобны. Хуже всего приходилось жителям деревень, которые ютились в деревянных домах. Немногим лучше дела обстояли в средиземноморских областях, где возводились каменных здания, крытые черепицей. Отопление таких домов осуществлялось с помощью очага, расположенного в середине помещения. В крупных городах империи (Риме, Эфесе, Александрии) в I в н.э. стали строить высотные жилие дома, этажность которых составляла обычно три этажа, доходя иногда до шести. В таких домах квартиры и комнаты сдавались в наём. В связи же с тем, что владелец дома пытался экономить на всём, устройство дымоходов оставляло желать лучшего, в результате чего часто возникали пожары, которые, например, для Рима были обычным бедствием. Самый сильный пожар, при котором сгорели дома десяти из четырнадцати районов города, произошёл в 64 г. н. э. в период правления Нерона. Правда, говорят, что император сам приказал поджечь город, но доказательств тому нет.
С именем же Нерона связано появление ещё одного новшества, без которого в настоящее время не обходится ни один многоэтажный дом.
Проблема подъёма грузов всегда была актуальной. Таковой она остаётся и в наши дни, не смотря на многочисленные разработанные устройства. Поэтому не удивительно, что над созданием древних лифтов работали и Архимед, и Витрувий, и множество других не столь известных инженеров всего мира и Рима в частности.
Так в центре римского Форума была построена система галерей с 12 лифтами, обеспечивающим подъём на высоту примерно 4 метра. Каждый лифт поднимался с помощью лебедки с вертикальной осью, приводимой в движение 4 людьми. В Колизее было установлено уже 32 подъёмных устройства. Правда применялись они для поднятия до уровня арены не людей, а зверей. Привод этих платформ осуществлялся гравитационным способой. То есть платформы поднимались вверх из-за того, что их туда тянули канаты, к которым через блоки крепились противовесы, уравновешивающие грузовые платформы. Одновременное опускание противовеосв позволяло обеспечить одновременность срабатывания подъёмников, что усиливало сценический эффект появления животных.
Но первым пассажирским лифтом, вошедшим в Историю, следует всё же считать подъёмник, установленный в 66 г. н.э. в дворцовом комплексе "Золотой дом" императора Нерона. Высказывается мнение, что идею технической диковинки подсказал римским строителям один из рабов, захваченных в парфяно-армянской войне 46-56 г. н.э., что может косвенно свидетельствовать о достаточной распространённости подобных подъёмных устройств в горных районах Армении. Но как бы там ни было, данный канатный подъёмник обеспечивал транспортировку владыки Рима на высоту около 40 м. При этом была предусмотрена возможность остановок на промежуточных этажах. Как и во многих машинах того времени канатная система подъёмника приводилась в действие за счёт человеческой мускульной силой.
Следует отметить, что подъём в таком устройстве был достаточно опасным. Дефицитные канаты быстро перетирались, груз при подъёме рискованно раскачивался. По этой причине Нерон, вечно пребывающий в тревоге за свою безопасность, и к тому же опасаясь, что рабы могут взбунтоваться и перерезать пеньковый канат, лично сделал одно усовершенствование в конструкции подъёмника, которое в несколько видоизменённом виде присутствет и в современных лифтах. Он приказал застелить приямок лифтовой шахты толстым слоем пуховых подушек. Это решение по сути явилось первым устройством безопасности лифтов.
Однако лифт "Золотова дома" был для большинства жителей Рима исключительной диковинкой, волновавшей их только во время вечерних рассказов у очага. Для большинства же куда больший интерес предстваляло решение другой задачи, которая не поражала ни своей высотой, ни блеском, ни чем-нибудь ещё, но была очень хорошо ощутима на запах.
Для такого большого даже по нынешним меркам города как Древний Рим вопрос наличия уборных и канализации был не менее актуальным, чем наличие водопровода. Именно по этой причине с давних пор город был оборудован системами отвода нечистот различной сложности. Риму вторили и другие города, благодаря чему система канализаций (клоак) была достаточно обширной во многих крупных городах.
Изначально клоаки выполнялись по принципу обычных открытых сточных канав. Со временем канавы стали перекрывать деревянным настилом, что позволило значительно уменьшить запах. По мере роста плотности застроек стоки стали заглублять в землю, снабжая каменными сводами, в результате чего была получена подземная система канализаци, которая хоть и редко но реконструировалась.
Для удобства знати создавались домашние туалеты, снабжённые туалетными креслами. Но такое могли позволить себе не все, поэтому на ряду с частными туалетами существовали и общественные уборные - фрики, посещение которых строго регламентировалось по сословному и финансовому принципу. Так состоятельные люди посещали раскошные уборные со стенами, покрытыми росписями, благоухающие курениями и, что не маловажно, в которых постоянно текли ручейки воды, смывающие нечистоты. Такие уборные были не менее популярны, чем термы, и люди встречались здесь как для протых бесед, так и для решения проблем.
Иначе обстояло дело в уборных для простых граждан и рабов. Попав в такой незамысловатый туалет, современный человек нашёл бы очень много общего с тем, что ему самому приходилось видеть вдали от крупных городов. Приземистое здание, в которой выгребная яма перекрывается каменной плитой с одним или несколькими отверстиями, - вот, что представляло из себя традиционное отхожее место общественного пользования в древнеримском исполнении.
Но каковы бы ни были различия в общественных уборных, их услугами пользовались практически все римляни вне зависимости от социального статуса.
Нельзя обойти вниманием и ещё одно удобство, возникшее в Римской империи, к услугам которого прибегали все жители и не только городов. Этой ещё одной стороной облагоустройства стало рождение обширной сети дорог, соединивших многочисленные владения Рима. Не смотря на то, что дороги строились главным образом для передвижения войск, их появление способствовало развитию межобластных связей, повлёкших за сабой расширение торговых отношений.
Для облегчения ориентирования на дорогах через каждую тысячу шагов стояли каменные столбы с указанием расстояния до ближайших населенных пунктов и до Рима. В самом же Риме стоял позолоченный столб, считавшийся началом всех дорог Римской империи. Именно поэтому и пошла поговорка "Все дороги ведут в Рим!"
Сами дороги Древнего Рима стали выдающимся достижением строительного искусства того времени. Они являли собой не просто расчищенный путь с естественным покрытием, а были сложными конструкциями, состоящими из различных элементов. Так с целью повышения долговечности дорожного покрытия оно делалась из необработанных или обработанных естественных камней. В результате чего в зависимости от значимости дороги получалась каменная или плиточная мостовая.
Однако сложность римских дорог проявлялась не только в возведении прочного дорожного покрытия. Для того, чтобы весной и после дождей не происходило размывание дороги и она сама не превратилась бы в каменистую лужу, строители не ограничивались только укладкой камней. Покрытие покоилось на многослойной подстилке из чередующихся слоев песка, шебня, мелких камней и глины. Такая сложноструктурная прослойка обладает хорошими дренажными свойствами, что позволяло отводить воды в сторону от дороги, оберегая тем самым её от размывания. Для интесификации отвода скапливающихся после продолжительных ливней вод дороги снабжалиь специальными стоками. При этом стоки были не просто прорытыми канавками, а упрочнялись каменной плиткой. Такие стоки были не только долговечнее обычныхо, размываемых достаточно быстро сточными водами, но и играли роль дополнительных боковых укреплений дороги, препятствующих её разрушению.
Нельзя не отметить и тот факт, что римляне за редким исключением при строительстве отдавали однозначное предпочтение прямолинейным дорогам. Правда, чтобы избежать поворотов, при этом приходилось проводить крупномасштабные земляные работы, связанные со срытием возвышенностей и засыпкой локальных углублений. Но это не пугало строителей. Их не пугало и то, что в обширных низинах во избежание высотных перепадов приходилось "поднимать" дорогу, строя, выражаясь современным языком, эстакады. При этом в ряде случаев во избежание дополнительных трудов и расходов при строительстве дорог они совмещались с акведуками. Это позволяло создать единую конструкцию, по верху которой прокладывалась дорога, под которой текла вода.
Таким образом высококлассное мастерство римских строителей-дорожников, соорудивших прекрасно вымощенные прочные дороги без крутых подъёмов и спусков, позволило создать разветвлённую сеть военных, тренспортных и торговых путей, опоясавших сначала Италию, а позднее и все провинции империи. Благодаря этому усилился торговый, культурный и технический обмен как с "варварскими" племенами Восточной Европы, так и с "достойнейшим соседом" Древнего Рима - Парфянским царством - за владениями которого лежали далёкие и таинственные земли Индии и Китая.


Понравилось: 9 пользователям

http://library.sredaboom.ru/history/libr_rim_mebel.htm

Пятница, 14 Сентября 2007 г. 00:47 + в цитатник
В колонках играет - Musica Nova Unda
Настроение сейчас - maxime

РИМ, ДРЕВНИЙ. Рим, которому предстояло объединить античный мир в одной великой империи с единой культурой, поначалу ничем не обнаруживал признаков своего будущего величия. Несмотря на то, что в доисторические времена Апеннинский полуостров был относительно плотно населен, место будущего Рима и прилегающая территория до начала 1 тыс. до н.э. пустовали. Люди не могли здесь селиться и заниматься земледелием из-за вулканической активности и мощных пластов вулканического пепла, покрывавшего землю.

Хотя область Рима была необитаема, остальная часть полуострова не пустовала. По холмам и долинам Италии расселились вторгшиеся с севера племена. Вдоль Апеннинского хребта, тянущегося с севера на юг, осели италийские племена – умбры, сабины и самниты. Равнины к югу от реки Тибр (область Лаций) были заселены латинами. Появились здесь и другие племена – как, например, лигуры и венеты на севере полуострова, мессапы и сикулы на юге.

Культуру более высокого уровня принесли в Италию два чужеземных народа в период до 700 до н.э. В южной Италии и Сицилии свои колонии основали греки, из-за чего эта область стала называться «Великой Грецией». К северу от Тибра простиралась область этрусков, говоривших на весьма своеобразном языке, не укладывающемся ни в какие классификации. Владения этрусков при максимальном их распространении доходили до долины реки Пад (По) на севере и до Путеоланского (Неаполитанского) залива на юге. Сведения об их происхождении противоречивы; возможно, этруски прибыли в Италию из Малой Азии, но некоторые ученые полагают, что они являются коренным населением этих земель. В древности они поддерживали тесные торговые, производственные и культурные связи с Грецией и Ближним Востоком.



http://www.archaeology.ru/antiquity/ant_text_rome_00.html

http://greekroman.ru/rome/romanmyth.htm

Пятница, 14 Сентября 2007 г. 00:43 + в цитатник
В колонках играет - Musica Cubana
Настроение сейчас - urbanus

http://www.hermitagemuseum.org/iedu_Ru/ar/templates/index.html


ДРЕВНЕРИМСКАЯ МЕБЕЛЬ
Из книги "Стили в мебели" ("Сварог и К", 2000)

Древние римляне, кроме мебели из дерева, бронзы и мрамора, делали еще и мебель, плетеную из ивовых прутьев. На мраморном барельефе одного надгробного памятника, находящемся в музее города Трира, сохранилось изображение плетеного стула, по своему типу и характеру плетения ничем не отличающегося от изготовляемых ныне подмосковными кустарями. Деревянных образцов мебели до нас не дошло, но декоративных мраморных предметов осталось очень много; сохранились также и предметы обстановки, сделанные из бронзы. На образование стиля древнеримской мебели оказали большое влияние Греция, Египет и страны Востока, присоединенные завоевателями к Римской империи.
Общие формы древнеримской мебели, при изяществе и изысканности главных линий, страдают некоторой пресыщенностью орнаментации и излишеством украшений, причем конструктивные части ее остроумно маскируются всевозможными скульптурными украшениями в виде розеток, накладок и пр. Первоначальная суровая обстановка римского жилища эпохи республики стала проявлять во время империи стремление к роскоши, которая к III в. до н. э. дошла до крайних пределов. Наиболее значительный материал для изучения древнеримской ме-бели доставили древние барельефы, а также раскопки Геркуланума и Помпеи. Некоторые образцы этой мебели очень похожи на греческие, отличаясь от последних более роскошной отделкой.
У древних римлян под словом "селла" (sella) подразумевалась вообще вся мебель, предназначенная для сидения. Табурет с плоским сиденьем из слоновой кости или металла без спинки, на перекрещенных в виде буквы X кривых ножках назывался курульным креслом. Право сидеть на нем принадлежало только высшим чинам древнеримской иерархии: консулам, преторам и пр. К числу мебели особого характера принадлежит и скамья, рассчитанная на двоих, но на которой сидел обычно только один человек. Такая скамья называлась бицеллиумом, а право пользоваться ею было особым преимуществом (honor bizellii) высших должностных лиц или же граждан, имевших особые заслуги перед государством. Стулья со спинкой назывались катедрой (саthedra), а кресло домохозяина, так же как и императорский трон, называлось солиумом (solium). Делалось оно с подлокотниками, имело высокие ножки, богато украшенная спинка его доходила до плеч сидящего, но иногда делалась и значительно более высокой. Кресло это обыкновенно стояло на невысоком постаменте. Прямые ножки у столов, кресел и скамей древние римляне нередко заменяли богато и изысканно отделанной доской. Зачастую ножкам придавали форму львиных лап с крыльями, оканчивающихся вверху головою зверя. Локотники кресел изображают гриффонов, сфинксов, львов и т. п.
Вся древнеримская мебель может быть разбита на две большие группы: а) мебель деревянная, украшенная резьбой, позолотой, инкрустацией из дерева других цветов, эмали, кусочков фаянса, золота и серебра, и б) мебель декоративная, неподвижная, делавшаяся из белого или цветного мрамора с мозаичными досками на столах. Кроме этих двух типов, существовала еще бронзовая мебель, стоявшая ближе к первой группе. Все эти группы мебели имеют общие пропорции и орнаментальные украшения.
До нас не дошла деревянная мебель для сидения, но, судя по мраморным образцам, были в употреблении кресла и греческого и чисто римского типа. Первый тип не имеет подлокотников, которые во втором обычны. В древнеримских креслах ножки заменяются сплошными боковинами из досок, покрытых резьбой. Спинки имеют особую, удобно изогнутую форму.
К особым, чисто римским типам мебели следует отнести складной стул, прототип которого мы находим еще в Египте. Известны столы круглой и прямоугольной формы. Круглые столы укреплялись на трех ножках, сделанных в виде звериных лап, иногда изящно изогнутых и богато украшенных. У прямоугольных столов вместо отдельных ножек делались сплошные боковины с сильной рельефной резьбой, которая изображала двойные фигуры гриффонов, львов, орлов и пр. Столовая доска иногда делалась гладкой, иногда украшалась мозаикой или каменной инкрустацией. Наиболее драгоценными считались столовые доски, сделанные из туи (thya cypressoides), росшей в Африке на горах Атласа, где ствол ее достигал 1,50 м; у древних римлян это дерево называлось citrus. Известны, например, баснословные суммы, уплаченные Цицероном за доску из такого дерева. Верхние доски, в зависимости от рисунка древесины, разделялись на волнистые, крапчатые, тигровые, с павлиньим пером и т. д. Менее состоятельные люди довольствовались фанерованными столовыми досками. Бронзовые подставки для ламп и складные столики отличаются логично сконструированными мотивами.
Кровати в древнем Риме были очень похожи на греческие. Остов кровати по большей части делался из дерева с инкрустацией из черепахи или слоновой кости. Между стенками остова помещалась решетка из бронзовых прутьев, на которую клался матрац. На ложах, носивших греческое название "клинэ", возлежали во время еды. За четырехугольным столом с трех сторон ставились ложа, четвертая оставалась свободной для подачи кушаний. На каждом таком ложе помещалось по три человека. Стол с тремя ложами вокруг назывался триклиниумом; так же стала называться и комната, в которой обедали. Когда в конце республики в моду стали входить круглые столы, ложа стали делать полукруглой формы, и они, получили название "сигма". Деревянные кровати-ложа до нас не дошли, но их формы хорошо переданы на сохранившихся древнеримских мраморных барельефах. Кроме того, бронзовые кровати, найденные в Геркулануме и в Помпеях при раскопках, в своих литых формах сохранили профили точеных деревянных частей.
Среди других бронзовых предметов обстановки в этих раскопках найдены многочисленные канделябры, светильники, треножники и другие предметы обстановки. Канделябры делались в виде солидных граненых стержней с расходящимися вверху завитками, на которые подвешивались лампочки. Светильники представляли собой длинные и тонкие каннелированные стержни на подставке из трех лапок с пальметками между ними и небольшой лампадкой в виде вазочки наверху. Тренож-ники имеют разнообразную форму и рисунок и предназначались для поддерживания круглых блюд-жаровен. Формы древнеримской мебели вдохновляли художников позднейших эпох и особенно начала XIX в., когда на почве ее изучения возник стиль ампир.

http://www.archaeology.ru/antiquity/ant_hist_res_rome_00.html

Пятница, 14 Сентября 2007 г. 00:39 + в цитатник
"Мифы народов мира", мифологическая энциклопедия в двух томах,
под ред. С.А. Токарева, М.: Советская энциклопедия, 1982; том II, стр. 380-384

Судить о древнейшем периоде Римской мифологии чрезвычайно трудно, так как источники относятся к более позднему времени (1 в. до н.э. - 4 в. н.э.) и часто содержат ложные этимологии имен богов и интерпретации их функций. В науке долгое время господствовало мнение о том, что у римлян первоначально отсутствовали ясные представления о богах как о неких определенных, индивидуализированных персонажах - в мире существуют безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина, свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Так, в жреческих книгах "Индигитаментах" перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения. Созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша. Рождения ребенка. Его первого крика, выходи на прогулку. Возвращения домой и т.д., имена которых образованы от названий отдельных актов. Утверждению такого мнения способствовали неопределенность пола древних божеств, отразившаяся в наличии мужских и женских ипостасей у некоторых из них, в форме обращения к божеству - "бог или богиня", "муж или женщина"; использование в обращении к божеству добавления: и "или каким иным именем ты желаешь называться". Свидетельство Варрона о том, что у римлян в древности существовали лишь символы богов (Юпитер - камень, Марс - копье, Веста - огонь и др.), а различные обряды и ритуалы толковались как действия, имевшие целью усилить благодетельное в и нейтрализовать губительное воздействие нумина, также служило обоснованием того, что само мировосприятие римлян препятствовало антропоморфизации богов в созданию мифологической системы. Предполагающей взаимосвязи между богами, их родственные и брачные отношения. Из массы нумина исследователи выделяли только древнейшую триаду - Юпитера, Марса и Квирина. С которыми, однако, не связывали какие-либо мифы, появившиеся, по их мнению, лишь под влиянием этрусской и особенно греческой мифологии: греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Ваять статуи богов. Различать богов по их полу, возрасту. Функциям, положению в иерархии, воздавать им более сложный, чем примитивные магические обряды. Куульт. Ряд современных исследователей поставил под сомнение теорию нумина. П. Бойансе показал, что "Индигитаменты" были не народным творчеством, а созданием жрецов - понтификов (многие из них были юристами, а римским юристам свойственно крайняя детализация явлений и казусов); по его наблюдениям, термин "нумина" всегда употреблялся у римских авторов и в надписях как "воля", "сила", "величие", действие бога (а также сената, императора), и римляне всегда (и в древнейшее время) имели изображения богов (они в виде примитивных глиняных фигурок известны благодаря раскопкам уже с начала первого тыс. до н.э.). Засвидетельствованная иногда неопределенность пола и имени божеств обусловливалась неясностью, к кому из них следует обращаться в определенном случае (например, при землетрясении, так как не было известно, кто его вызывает), нежеланием жрецов из опасения злоупотреблений открыть подлинное имя бога, слияние божества одного пола с аналогичным и одноименным, но другого пола, почитавшимся в соседней общине. Наличие в Римской мифологии пар божеств объяснимо аналогиями с описанными В. Манхардтом крестьянскими обрядами, в которых духи растительности, весны, жатвы и т.д. могли изображаться мужчиной, женщиной или парами. Боги с отдельными мелкими функциями, как показал Г. Узенер, встречались у многих других народов (в частности, греков), и, следовательно, это не является какой-то спецификой римского сознания. Некоторые авторы предполагали существование у римлян примитивной мифологии, впоследствии заглохшей. Искали в далеком прошлом Рима порождавшие мифы верования, аналогичные верованиям стадиально близких примитивных народов, восходящих к индоевропейской мифологии общность, отражающую представление о трехчленной системе мифологических функций: религиозно-жреческой, военной и хозяйственной, и иерархические или конфликтные соотношения между богами.

По мнению Дюмезиля, специфика Римской мифологии состоит в том, что конфликты и гармония воспроизводятся на "героическом" уровне в римских легендах, то есть, переносятся из мира богов в мир героев: война Ромула (религиозно-жреческая функция) и его союзника Лукумона (военная функция) с Титом Тацием (хозяйственная функция), последовавший за ней мир и союз этих героев, а значит, всех необходимых обществу компонентов, отразившейся в предании о делении общества на три трибы - Рамнов (в честь Ромула), Луцеров (в честь Лукумона), Татиев (в честь Тита Тация). Дюмезиль интерпретирует большинство римских богов и богинь как причастных к одной из трех социальных функций и возводит к индоевропейской основе ряд римских обрядов (например, праздник в честь Матер Матуты) и легенд о древнейших римских героях (например, о поединке Горациев и Куриациев, о Муции Сцеволе, которого он сопоставляет со скандинавским Фрейром, о Горации Коклесе, сопоставляемом с Одином). Положения Дюмезиля, отвергшего мнение об антимифологичности римлян и показавшего, как под влиянием особых обстоятельств возникала Римская мифология - как отражение земного Рима в сфере небесной, несмотря не рад возражений, приняты многими современными учеными. Меньшую роль стали отводить этрусскому и даже греческому влиянию, подчеркивая самобытность римской религии, возникшей в результате синойкизма общин, ее политический характер, обусловленный особенностями римского государства как посредника между гражданами и богами.

На основе немногих дошедших источников (гимны коллегий Арвальских братьев и салиев, формулы, произносившиеся главой коллегии фециалов Патер Татратус при объявлении войны и заключении мира и союзов и др.), а также отдельных упоминаний у позднейших авторов допустимо полагать, что верования римлян в древнейший период были аналогичны стадиально близким верованиям других народов. Вероятно, существовал некогда миф о сотворении мира Янусом (оттесненным затем Юпитером), а также миф о происхождении людей от дуба, об их первоначально дикой жизни и последующей цивилизации культурными героями и или богами. Значение культа дуба для римлян (как и для других италиков и для кельтов) подчеркивал Фрейзер, ссылаясь на связь дуба с Юпитером, с царями Альбы и Рима, воплощавшими дух дуба, с духом и нимфой Дуба Вирбием и Дианой, сочетавшимися сакральным браком, так же как царь Нума сочетался с близкой Диане Энарией в священном лесу.

http://www.drevniymir.ru/

Пятница, 14 Сентября 2007 г. 00:37 + в цитатник
В колонках играет - Blown instruments
Настроение сейчас - Genera musicae

Романская архитектура

Романской обычно называют западноевропейскую архитектуру XI-XIII вв., поскольку она наследовала некоторые черты архитектуры и отдельные строительные приeмы римлян, а также была наиболее распространена у романских народов. И то, и другое условно, так как рассматриваемый период далеко выходит за рамки указанных признаков и представляет собой яркое и самобытное явление, практически распространившееся на архитектуру всех стран Западной Европы. Это исторический стиль зрелого средневековья, характеризующийся общностью типов зданий, их конструктивных приeмов и выразительных средств. Собственно романскому периоду (XI-XIII вв.) предшествовал довольно длительный период архитектуры раннего средневековья (V-X вв.).

Архитектура раннего средневековья несeт на себе следы общего относительного застоя в развитии экономики и культуры западноевропейских стран. Строительные достижения древних римлян были в значительной мере утеряны, уровень строительной техники снизился. С развитием феодальных отношений постепенно складываются новые типы укреплeнного жилища феодалов, монастырские комплексы и развивается культовое строительство, в котором встречаются как центрический тип композиции (главным образом - баптистерии), так и базиликальный. Ведущее место в формировании западного средневекового храма занимает базилика.

Базилика св. Павла в Риме

Своими истоками средневековая базилика уходит в позднеримскую архитектуру, когда начал складываться тип раннехристианского храма. Среди них построенная Константином базилика св. Петра в Риме, 330г. и ряд последовавших за ней храмов в Риме и других городах (базилика св. Павла в Риме, IV-V вв.; базилика св. Аполинария в Равенне, VI в., и др.). Они представляли собой фронтально-осевую композицию с вытянутым по основной оси пространством, разделeнным двумя или четырьмя рядами колонн на три-пять нефов. Средний был значительно шире и выше остальных и освещался сквозь окна, устроенные в верхней части стен. Ряды опор, разделяющие нефы, обычно делались в виде аркад на колоннах, пролeты между ними имели плоские перекрытия по деревянным балкам, в основном нефе подвешиваемых к деревянным фермам. В глубине среднего нефа, где устанавливался алтарь, делалась апсида, а для расширения предалтарного пространства, предназначенного для духовенства, часто устраивался поперечный неф - трансепт. Перед зданием иногда устраивался окружeнный галереями двор - атриум посреди которого стояла чаша для обряда крещения.

В дальнейшем развитии этот тип базилики совершенствовался путем увеличения площади для алтаря и размещавшегося перед алтарем хора, а также появлением перед основным залом дополнительного помещения - нартекса, куда допускались "оглашенные", т.е. люди еще не принявшие христианства. Иногда в крупных храмах боковые нефы делились на два яруса. Устройство второго яруса давало возможность увеличить вместимость храма. Так, в XI в. сложилась традиционная схема базилики с планом в форме латинского креста ( с одной удлиненной ветвью), с трансептом и тремя апсидами, из которых центральная достаточно увеличена, чтобы вместить хор монахов. Западный конец церкви, где помещался хор для мирян, обычно фланкировался двумя башнями, поскольку помимо своих основных функций храмы часто имели и важное оборонное значение. Позднее в некоторых храмах над средокрестием (местом пересечения среднего нефа и трансепта) возводился купол или конусообразный шатер. Наряду с базиликальными строились и так называемые зальные храмы, в которых, в отличие от базилики, средний неф не имел значительного превышения над боковыми.

http://www.krugosvet.ru/articles/108/1010858/1010858a1.htm

Пятница, 14 Сентября 2007 г. 00:33 + в цитатник
ДРЕВНИЙ РИМ, государство древних римлян в VIII в. до н.э. – V в. н.э.

Римская история делится на три основных периода – царский (середина VIII до н.э. – 510 до н.э.), республиканский (510–30 до н.э.) и императорский (30 до н.э. – 476 н.э.).

Ранняя римская история. Царский период. С середины II тыс. до н.э. в нижнем течении Тибра в северном Лации (Средняя Италия) расселились латино-сикульскими племена, ветвь италиков, пришедших на Апеннинский п-ов из придунайских областей в начале II тыс. до н.э. Латины обосновались на холмах Палатин и Велия, соседние холмы заняли сабины. В результате синойкизма (объединения) нескольких латинских и сабинских поселков в середине VIII в. до н.э. (традиция датирует это событие 754–753 до н.э.) на Капитолийском холме была выстроена общая для всех крепость – Рим. Предание приписывает это деяние Ромулу, царевичу из города Альба-Лонга. Первоначально римская городская община (народ) состояла из трех триб (племен) – рамнов, тициев и луцеров, делившихся на тридцать курий (союзов мужчин-воинов), а те – на сто родов (gentes). Римский род был отцовским с правом взаимного наследования; он мог принять в свой состав чужаков, имел свой религиозный культ, общее место поселения и погребения; его члены носили одно родовое имя, которое восходило к мифическому или реальному предку, и были обязаны оказывать друг другу помощь. Род состоял из больших (три поколения) отцовских семей (familia). Земля находилась в собственности рода – лесами и пастбищами родичи пользовались сообща, а пашня делилась между семьями. Управляли Римом комиции (народные собрания мужчин-воинов), сенат (совет глав семей) и царь. Участники комиций собирались по куриям (куриатные комиции). Царь совмещал функции военного предводителя, жреца и судьи; он избирался комициями по рекомендации сената.

Члены римских родов являлись квиритами – полноправными гражданами (патрициями). Особую категорию составляли клиенты – люди, зависимые от отдельных квиритов и находящиеся под их покровительством. Возможно, клиентами становились обедневшие квириты, вынужденные искать защиты у своих родичей или у членов других родов.

Из легендарного списка семи царей первым достоверным был Нума Помпилий, вторым – Анк Марций, после которого престол перешел к этрусской династии (Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый). При них римляне покорили ряд соседних латинских городов и переселили их жителей в Рим; имела место и добровольная иммиграция. Первоначально переселенцев включали в трибы и курии; позже доступ туда был закрыт. В результате образовалась группа неполноправных граждан – плебеями (plebes); они не входили ни в сенат, ни в комиции (т.е. лишены права голоса) и не могли служить в войске; государство предоставляло им лишь небольшой надел, но они не имели права на получение части «общественного поля» (фонда земель, захваченных римлянами у соседей).

Демографический рост провоцировал территориальную экспансию; усиление в результате постоянных войн власти царя как предводителя войска вызывало противодействие сената, в значительной степени контролировавшего комиции. Цари пытались ослабить родовую организацию, основу могущества глав патрицианских семей, и опереться на плебеев, включив их в политическую и военную организацию (это позволяло также укрепить армию). В середине VI в. до н.э. Сервий Туллий ввел новое административное деление Рима и округи: он учредил вместо трех родовых триб двадцать одну территориальную, смешав тем самым патрициев с плебеями. Сервий разделил все мужское население Рима (и патрициев, и плебеев) на шесть разрядов по имущественному признаку; каждый разряд был обязан выставлять определенное число вооруженных отрядов – сотен (центурий). Отныне народное собрание для решения главных политических вопросов собиралось уже не по куриям, а по центуриям (центуриатные комиции); в ведении куриатных комиций остались в основном религиозные дела.

Рост власти царей в VI в. до н.э. выразился в исчезновении принципа их выборности и принятии ими новой царской атрибутики, заимствованной у этрусков (золотая корона, скипетр, трон, особая одежда, служители-ликторы). Раннеримская монархия попыталась встать над обществом и его традиционными институтами; абсолютистские тенденции особенно усилились при Тарквинии Гордом. Однако родовой аристократии удалось в 510 до н.э. изгнать Тарквиния и установить республиканский строй.

Республиканский Рим. Борьба плебеев и патрициев (495–287 до н.э.). Свержение монархии не привело к кардинальным изменениям в государственном устройстве Рима. Место пожизненного царя заняли два избираемых центуриатными комициями на один год из числа патрициев претора («впереди идущие»); с середины V в. их стали называть консулами («совещающимися»). Они созывали и руководили заседаниями сената и народного собрания, контролировали выполнение принятых этими органами решений, распределяли граждан по центуриям, следили за сбором податей, осуществляли судебную власть, во время войны командовали войсками. Правомочными были только их совместные решения. По истечении срока полномочий они отчитывались перед сенатом и могли быть подвергнуты судебному преследованию. Помощниками консулов по судебным делам были квесторы, к которым позже перешло заведование казной. Высшим государственным органом осталось народное собрание, которое утверждало законы, объявляло войну, заключало мир, избирало всех должностных лиц (магистратов). В то же время возросла роль сената: ни один закон не вступал в силу без его одобрения; он контролировал деятельность магистратов, решал внешнеполитические вопросы, осуществлял надзор над финансами и религиозной жизнью; постановления сената (сенатус-консульты) становились законами.

Основным содержанием истории раннереспубликанского Рима была борьба плебеев за равноправие с патрициями, которые в качестве полноценных граждан монополизировали право заседать в сенате, занимать высшие магистратуры и получать («оккупировать») землю из «общественного поля»; плебеи требовали также отмены долговой кабалы и ограничения долгового процента. Рост военной роли плебеев (к началу V в. до н.э. они уже составляли основную часть римской армии) позволил им оказывать эффективное давление на патрицианский сенат. В 494 до н.э. после очередного отказа сената удовлетворить их требования они удалились из Рима на Священную гору (первая сецессия), и патрициям пришлось пойти на уступки: была учреждена новая магистратура – народные трибуны, избиравшиеся исключительно из плебеев (первоначально два) и обладавшие священной неприкосновенностью; они имели право вмешиваться в деятельность остальных магистратов (интерцессия), налагать запрет на любые их решения (вето) и привлекать их к судебной ответственности. В 486 до н.э. консул Спурий Кассий предложил раздать половину захваченной у герников земли и часть расхищенного патрициями «общественного поля» плебеям и союзным латинским общинам; сенаторы не допустили принятия этого закона; Кассий был обвинен в государственной измене и казнен. В 473 до н.э. народного трибуна Гнея Генуция убили накануне назначенного им суда над обеими консулами. В 471 до н.э. плебеям удалось добиться принятия закона об избрании народных трибунов трибутными комициями (собраниями плебеев по трибам): таким образом патриции лишились возможности влиять на выборы через своих вольноотпущенников. В 457 до н.э. число народных трибунов возросло до десяти. В 456 до н.э. народный трибун Луций Ицилий провел закон о предоставлении плебеям и переселенцам права застройки и возделывания земли на Авентинском холме. В 452 до н.э. плебеи вынудили сенат создать комиссию из десяти членов (децемвиров) с консульской властью для записи законов, прежде всего ради фиксации (т.е. ограничения) полномочий патрицианских магистратов; деятельность консулов и народных трибунов на время работы комиссии была приостановлена. В 451–450 до н.э. децемвиры составили законы, которые были выгравированы на медных досках и выставлены на Форуме (законы Двенадцати таблиц): они защищали частную собственность; утверждали суровое долговое право (должника могли продать в рабство и даже казнить), установив при этом предел ростовщического процента (8,33% годовых); определяли юридический статус основных социальных категорий римского общества (патрициев, плебеев, патронов, клиентов, свободных, рабов); запрещали браки плебеев с патрициями. Эти законы не удовлетворили ни плебеев, ни патрициев; злоупотребления децемвиров и их попытка продлить свои полномочия спровоцировали в 449 до н.э. вторую сецессию плебеев (на Священную гору). Децемвирам пришлось отказаться от власти; консулат и трибунат были восстановлены. В том же году консулы Луций Валерий и Марк Гораций провели закон об обязательности для всех граждан, в том числе и для патрициев, решений трибутных комиций (плебисцитов), если они получат одобрение сената. В 447 до н.э. к трибутным комициям перешло право избирать квесторов. В 445 до н.э. по инициативе народного трибуна Гая Канулея был отменен запрет на браки плебеев и патрициев. Рост влияния плебеев выразился и в учреждении должности военных трибунов с консульской властью, которую они имели право занимать. В 444, 433–432, 426–424, 422, 420–414, 408–394, 391–390 и 388–367 до н.э. военные трибуны с консульской властью (от трех до восьми) исполняли вместо консулов обязанности высших должностных лиц Республики; правда до начала IV в. до н.э. на этот пост избирались исключительно патриции, и только в 400 до н.э. его занял плебей Лициний Кальв. В 443 до н.э. консулы лишились права распределять граждан по центуриям, которое было передано новым магистратам – двум цензорам, избиравшимся из числа патрициев раз в пять лет центуриатными комициями сроком на 18 месяцев; постепенно в их ведение перешли составление списка сенаторов, контроль за сбором налогов и надзор за нравами. В 421 до н.э. плебеи получили право занимать должность квестора, хотя реализовали его лишь в 409 до н.э. После десятилетней ожесточенной борьбы с патрициями народные трибуны Лициний Столон и Секстий Латеран одержали в 367 до н.э. решающую победу: был установлен предел выделяемой из «общественного поля» земли (500 югеров = 125 га) и значительно облегчено долговое бремя; реставрировался институт консулов при условии, что один из них обязательно будет плебеем; однако сенат добился передачи судебной власти от консулов преторам, избираемым из патрициев. Первым консулом-плебеем стал Лициний Столон (366 до н.э.), первым диктатором-плебеем – Марций Рутул (356 до н.э.). С 354 до н.э. плебеи получили возможность влиять на состав сената: теперь он комлектовался из бывших высших магистратов, часть которых уже не принадлежала к патрициям; только они обладали правом вносить предложения и участвовать в их обсуждении. В 350 до н.э. был избран первый цензор из плебеев. В 339 до н.э. закон Публилия закрепил одно из цензорских мест за плебейским сословием. В 337 до н.э. плебеям стала доступна и должность претора. Активизация во второй половине IV в. до н.э. политики выведения колоний малоземельных граждан в разные области Италии позволила частично снять остроту аграрного вопроса. В 326 до н.э. народный трибун Петелий провел закон об упразднении долговой кабалы для римских граждан – отныне они отвечали за долг лишь своим имуществом, но не своим телом. В 312 до н.э. цензор Аппий Клавдий разрешил гражданам, не имевшим земельной собственности (торговцам и ремесленникам), приписываться не только к городским, но и к сельским трибам, что усилило их влияние в комициях; он также попытался включить в число сенаторов некоторых сыновей вольноотпущенников. В 300 до н.э. по закону братьев Огульниев плебеи получили доступ в жреческие коллегии понтификов и авгуров, состав которых ради этого увеличили вдвое. Таким образом, все магистратуры оказались открытыми для плебеев. Их борьба с патрициями завершилась в 287 до н.э., когда после их очередной сецессии (на Яникульский холм) диктатор Квинт Гортензий провел закон, согласно которому решения трибутных комиций получали законную силу и без санкции сената.

Победа плебеев привела к изменению социальной структуры римского общества: добившись политического равноправия, они перестали быть сословием, отличным от сословия патрициев; знатные плебейские роды составили вместе со старыми патрицианскими родами новую элиту – нобилитет. Это способствовало ослаблению внутриполитической борьбы в Риме и консолидации римского общества, что позволило ему мобилизовать все свои силы для проведения активной внешнеполитической экспансии.

http://afield.org.ua/mod3/mod41_1.html

Пятница, 14 Сентября 2007 г. 00:32 + в цитатник
Костюм Древнего Рима

Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта. Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной Грецией.

Римское искусство условно делят на искусство периода Республики (IV — I вв. до н. э.) и искусство периода Империи (I — V вв. н. э.). В период Республики Рим завоевал Грецию (II в. до н. э.), и с этого времени культура и искусство римлян испытывают большое влияние культуры и искусства Греции.
Эстетический идеал красоты

Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота — таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства. Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны.

Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции.

В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью. Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы — германцы. Волосы окрашивали в светлые золотистые тона или носили парики такого цвета.
Ткани, цвет, oрнамент

Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей.

Однако римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной.



Рис. 1


Цветовая гамма в римском костюме — яркая, красочная, основные цвета — пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.

Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию — круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь (рис. 1).
Мужской костюм

В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее.



Рис. 2


Туника и тога — основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт.

Туники (рис. 2) имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.

Верхней одежде — тоге — римляне придавали глубоко символическое значение, Римский поэт Вергилий написал в своей «Энеиде»: «Владыки мира — народ, одетый в тоги». Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.



Рис. 3


Тога (рис. 3) представляет собой сложную драпировку прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска шерстяной ткани размером 6х1,8 м. Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины на левое плечо набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль так, чтобы верхняя часть была уже нижней). Эта часть закрывает левое плечо и левую часть фигуры. Ниспадающая назад ткань закрывает спину и проходит под правой рукой на перед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх и образовавшийся жгут прикрепляют к поясу туники. Затем ткань укладывают полукруглыми складками, спуская до уровня коленей, и опять через левое плечо перебрасывают на спину. После этого левый конец подтягивают вверх, укладывая на груди полукруглой складкой. В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно драпировался на фигуре, следуя пластике движений, подчеркивая их красоту, тога создавала совершенно иной художественный образ. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, утвержденная законом, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса — знак сословного отличия — должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества. Драпировка тоги фиксировалась путем пропитки специальным составом.

В более поздние периоды тяжелые и громоздкие тоги заменяет легкий плащ типа греческой хламиды, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча.



Рис. 4


В европейской одежде средневековья и даже в современных пелеринах-накидках возрожден еще один вид римского плаща — пенула (рис. 4) — в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Пенула из грубой шерсти бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей — в костюме богатых щеголей.

С III в. н. э. драпирующаяся античная одежда постепенно вытесняется глухой накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции фигуры.

Изменения костюма обусловлены были влиянием восточноазиатских форм и распространением в Риме христианской идеологии. Появляются длинные узкие туники, широкие далматики, закрывающие фигуру от шеи до ступней; характерны пестрота в орнаментации, пристрастие к украшениям. Примером такой одежды, далекой от античных традиций, является далматик — длинная и широкая накладная одежда с длинными цельнокроеными рукавами (рис. 5).



Рис. 5


Костюм знатного римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками.

В период Империи в костюме знати широко распространяются ювелирные украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носят по 5-6 штук на каждом пальце. Браслеты играют роль наградного знака.

Прямые зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка дополняют облик римлян. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени римского императора Тита Веспасиана.

Одежда римской бедноты и рабов — туника, пенула из грубой шерстяной или льняной ткани, в непогоду носили простые деревянные башмаки.
Женский костюм



Рис. 6


Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV вв. н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.

Женская туника по покрою не отличалась от мужской.

Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника (рис. 6). Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции.



Рис. 7


Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ — палла. Голову покрывали вуалью или краем паллы (рис. 7).

В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу (рис. 8).



Рис. 8


В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней.

В III-IV вв. меняется представление о красоте фигуры женщины. Развитые формы, подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, заменяются плоскими статичными формами, которые создает закрытая одежда из тяжелых неэластичных тканей.

Простая гармоничная прическа римлянок, сохранявшая греческие традиции, сменяется в период Империи высокой прической на веерообразном каркасе, накладками из искусственных волос.

Обувь римлянок — мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.

http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st029.shtml

Пятница, 14 Сентября 2007 г. 00:30 + в цитатник
В колонках играет - Ioannes Vinston Lennonus
Настроение сейчас - instrumentalis

Искусство древнего Рима

С конца 1 в. до н.э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. В это время Рим становится мировой державой. Кризис рабовладельческой системы эллинистических государств, завершившийся римским завоеванием, привел к образованию более развитой формы рабовладельческого государства - римской военно-административной державы, основанной на более организованной и жестокой эксплуатации рабов и низших классов населения. Римское государство не было однородным по составу населения: в нем обитало множество племен и народов, стоявших на различном уровне социального и экономического развития, и это определило многие особенности римской культуры.

Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян. Оно сложилось в результате взаимодействия искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь - этрусков, с греческим искусством. Связь с греческим искусством осуществлялась сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и в Сицилии), затем она значительно усилилась в результате завоевания Греции Римом.

В дальнейшем некоторое значение в сложении римского искусства имело и искусство народов, вошедших в состав Римской империи, - галлов, германцев, кельтов, иберов и др., причем римское искусство и в этом случае не утрачивало своих наиболее существенных особенностей; вбирая в себя иногда очень разнородные элементы, оно сохраняло свое идейное содержание и единство художественной формы.

Искусство Древней Италии и Древнего Рима распадается на три основных периода:

1. Искусство дорийской Италии (3 тысячелетие до н.э. - 3 в. до н.э.).

2. Искусство Римской республики (3 - 1 вв. до н.э.).

3. Искусство Римской империи (конец 1 в. до н.э. - 5 в. н.э.).
***

На территории Апеннинского полуострова обнаружены памятники палеолита и неолита; хорошо представлены и более поздние этапы первобытной культуры - так называемые культура террамар (свайных поселений 2 тысячелетия до н.э.) и культура Виллановы (10 - 8 вв. до н.э.). В доримской Италии существовали многочисленные этнические группы, обладавшие чертами самобытности. В 8 - 4 вв. до н.э. доминирующую роль в центральной Италии играло искусство Этрурии. Одновременно на юге Италии и в Сицилии в 7 - 3 вв. до н.э. развивалось искусство Великой Греции. После объединения всей Италии под властью Рима в 60-х годах 3 в. до н.э. возникла почва для объединения искусства отдельных народов и областей Италии в единое римское искусство.

http://www.rome-city.ru/

Пятница, 14 Сентября 2007 г. 00:26 + в цитатник
В колонках играет - The Beatles fuit grex musicalis Brittanica
Настроение сейчас - populares

Кто такой «римский народ».

Понятие «народ» (populus) в древнем Риме имело своеобразное значение: народ — это только свободные люди, имеющие право гражданства; рабы и те свободные, которые не внесены в списки римских граждан, в состав народа не входят.
Римский народ состоял из патрициев (древней знати) и плебеев (незнатных людей); и те и другие, как граждане, владели земельной собственностью. Постепенно, по мере развития рабовладельческого способа производства, труд раба сделался серьезным конкурентом для свободного труда.
Со II в. до н. э. начался процесс массового разорения плебеев, которые стали утрачивать свои земельные владения и превращаться в людей, лишенных средств к существованию: свободному человеку поступить на работу в рабовладельческом Риме было практически невозможно, ибо кто станет нанимать свободного, когда есть рабы, труд которых стоит гораздо дешевле?! Да и позорно свободному человеку работать на другого, словно он раб, — так думали граждане рабовладельческого государства.
В первой половине I в. до н. э. в городе Риме количество неимущих плебеев-пролетариев стало столь значительным, что государству пришлось взять их на содержание в прямом смысле слова: из государственных средств им стали выдавать по полтора килограмма хлеба в день на человека; впоследствии начали снабжать их также и другим продовольствием (маслом, мясом), а императоры иногда раздавали деньги.
Известно, что на средства Октавиана Августа кормилось более 200 000 плебеев. Так вследствие неумолимого закона экономического развития значительная часть римских граждан превратилась в праздную массу, своеобразным лозунгом которой сделались слова: «Хлеба и зрелищ!» Наиболее разумные из императоров всегда заботились об удовлетворении этих потребностей римского народа.
Веспасиан, в частности, не только обеспечил Рим хлебом, но и подумал о зрелищах — начал строить самый вместительный амфитеатр на том месте в центре города, где по приказу сумасброда Нерона был вырыт огромный пруд на территории Золотого Дома.

Без заголовка

Пятница, 14 Сентября 2007 г. 00:22 + в цитатник
В колонках играет - Plucked string instruments
Настроение сейчас - a bene placito

Дре́вний Рим — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.

Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, крестово-купольную систему) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы с хризмой.

Периодизация истории Древнего Рима основана на формах правления, которые в свою очередь отражали социально-политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи-домината в её конце.
Царский период (754/753 — 510/509 до н. э.).
Республика (510/509 — 30/27 год до н. э.)
Ранняя Республика (509—265 гг. до н. э.)
Поздняя Республика (264-27 гг. до н. э.)
Основная статья: Римская империя
Империя (30/27 г до н. э. — 491 г. н. э.)
Ранняя Империя Принципат (27/30 г до н. э. — 193 г. н. э.)
Кризис III века (193—284 гг.)
Поздняя Империя. Доминат (284—476 гг.)

Ряд исследователей (в советской историографии в этом направлении работал С. Л. Утченко) считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями её исторического развития. К таким особенностям относились установление республиканской формы правления в результате борьбы патрициев и плебеев и почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы. Под воздействием этих факторов складывалась идеология и система ценностей римских граждан.

Её определял прежде всего патриотизм — представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами. Для этого гражданин должен был обладать отвагой, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железной дисциплине на войне, утверждённому закону и установленному предками обычаю в мирное время, чтить богов-покровителей своих семей, сельских общин и самого Рима.

Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права (гражданского и сакрального) и историография. На этой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, прежде всего греческие, проникавшие через греческие города юга Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с ней. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.

Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Во II—I вв. до н. э. произошёл отход от этих установок и усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслились даже некоторые традиционные идеалы.

В V—IV вв. др н. э. римское общество состояло из нескольких социальных структур: остатков родовых учреждений, восходящих к древним временам, и общинно-гражданского сектора, представленного, с одной стороны, патрицианской властью, а с другой стороны, плебеями, все более активно принимавших участие в делах римской общины. Оформленные в классово-сословные группы патриции, плебеи и рабы стали занимать особое место в производстве и в обществе, обладая определённым набором прав и обязанностей.

Римская наука унаследовала ряд греческих изысканий, но в отличие от них (особенно математика и механика) имела в основном прикладной характер, поэтому всемирное распространение получили римская нумерация и юлианский календарь. В то же время её характерной чертой было изложение научных вопросов в литературно-занимательной форме. Особенного расцвета достигла юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было посвящено архитектуре и градостроительной и военной технике. Крупнейшими представителями естествознания были Гай Плиний Секунд Старший, Марк Теренций Варрон и Луций Анней Сенека.

Социальная эволюция римского общества была впервые исследована немецким учёным Г. Б. Нибуром. Древнеримский быт и жизнь базировались на развитом семейном законодательстве и религиозных обрядах. В отличие от гречанок, римлянки могли свободно появляться в обществе, причём, несмотря на то, что высшей властью в семействе обладал отец, они были защищены от его произвола. Для лучшего использования дневного света римляне обычно вставали очень рано, часто около четырёх утра, и, позавтракав, начинали заниматься общественными делами. Как и греки, римляне ели 3 раза в день. Ранним утром — первый завтрак, около полудня — второй, ближе к вечеру — обед.

В первые века существования Рима жители Италии ели в основном густую, круто сваренную кашу из полбы, проса, ячменя или бобовой муки, но уже на заре римской истории в домашнем хозяйстве варилась не только каша, но и выпекались хлебные лепёшки. Кулинарное искусство начало развиваться в III в. до н. э. и при империи достигло небывалых высот.


Римское войско почти за всё время своего существования было, как доказала практика, самым передовым среди остальных государств Древнего мира, пройдя путь от народного ополчения до профессиональной регулярной пехоты и конницы с множеством вспомогательных подразделений и союзническими формированиями. При этом главной боевой силой всегда была пехота (в эпоху Пунических войн фактически появилась прекрасно показавшая себя морская пехота). Основными преимуществами римской армии были мобильность, гибкость и тактическая обученность, что позволяло ей действовать в условиях различного рельефа местности и в суровых погодных условиях.

При стратегической угрозe Риму или Италии либо достаточно серьёзной военной опасности (tumultus) прекращались все работы, останавливалось производство и в армию набирались все, кто мог просто нести оружие — жители этой категории назывались tumultuarii (subitarii), a войско — tumultuarius (subitarius) exercitus. Так как обычная процедура набора занимала больше времени, главнокомандующий этим войском магистрат выносил из Капитолия специальные знамёнa: красное, обозначающие набор в пехоту, и зелёное — в конницу, после чего традиционно объявлял: «Qui rempublicam salvam vult, me sequatur» («Кто хочет спасти республику, пусть последует за мной»). Военная присяга также произносилась не индивидуально, а вместе.

Историография

Интерес к изучению римской истории возник, видимо, в период Просвещения во Франции. Монтескьё написал книгу «Рассуждения о причинах величия и упадка римлян». Первым капитальным трудом стало произведение Эдуарда Гиббона «История упадка и крушения Римской империи», охватившее период с конца II века до падения осколка империи — Византии в 1453 году. Как и Монтескьё, Гиббон ценил добродетель римских граждан, вместе с тем разложение империи по нему началось уже при Коммоде, а христианство стало катализатором крушения империи, подточившее её устои изнутри. Нибур стал основателем критического направления и написал труд «Римская история», где она доведена до Первой Пунической войны. Нибур сделал попытку установить, каким образом возникла римская традиция. По его мнению, у римлян, как и у других народов, существовал исторический эпос, сохранявшийся главным образом в знатных родах. Определённое внимание Нибур уделил этногенезу, рассматриваемому под углом образования римской общины. В наполеоновскую эпоху появилась работа В. Дюрюи «История римлян», делавшая акцент на популярный тогда цезарианский период. Новую историографическую веху открыли работы Теодора Моммзена, одного из первых крупных исследователей римского наследия. Большую роль сыграл его объёмный труд «Римская история», а также «Римское государственное право» и «Собрание латинских надписей» («Corpus inscriptionum Latinarum»). Позже вышла работа другого специалиста, Г. Ферреро — «Величие и падение Рима». Вышел труд И .М. Гревса «Очерки по истории римского землевладения, преимущественно в эпоху Империи», где, например, появились сведения о хозяйстве Помпония Аттика, одного из крупнейших землевладельцев конца Республики, а образцом среднего поместья августовской эпохи считалось хозяйство Горация. Против гиперкритицизма работ итальянца Э. Пайса, отрицавшего достоверность римской традиции вплоть до III века н. э., выступил Де Санктис в своей «Истории Рима», где, с другой стороны, почти полностью отрицались сведения о царском периоде.

sic inquit Vicipaedia·Latina

Дневник Romulus_et_Remus

Четверг, 13 Сентября 2007 г. 23:43 + в цитатник


Ut fama fert, gemini Romulus Remusque in Tiberim misi sunt in alveo sub ordine patrui sui Amulii, sed Tiberis effusus erat super ripas, sic alveus expulsus est ab flumine. Lupa itiens audivit vagores puerorum, et flexit cursum eosque uberibus suis sustentatavit.

Tempus cucurrit, Remo capto, Romulus ad eum redimiendum pugnavit versus Amulium, ita eum obtruncat. Romulum Remumque cupido cepit condendae urbis, sed certamen fuit uter nomen novae urbi daret. Res auspiciis comissa est. Prior Remus vidit sex vultures, paulo post Romulus, cum vidisset duplicem, victor urbem e suo nomine Romam nominavit. Igitur, Remus transiliut fratris muros Romulusque eum necavit.


Поиск сообщений в Romulus_et_Remus
Страницы: [1] Календарь