-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ritmologiya

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.12.2015
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 182



ћ»–ќЌќ¬ ƒ.ј. –»“ћќѕќЁ«»я ≈¬ƒќ »» ƒћ»“–»≈¬Ќџ Ћ”„≈«ј–Ќќ¬ќ… (ћј–„≈Ќ ќ) »  ќ—ћ»„≈— »≈ ћќ“»¬џ ¬ –”—— ќ… ѕќЁ«»»

ѕонедельник, 19 јвгуста 2019 г. 00:29 + в цитатник
÷итата сообщени€ Luchezarnova-kniga

ћиронов ƒ.ј. –итмопоэзи€ ≈вдокии ƒмитриевны Ћучезарновой (ћарченко) и космические мотивы в русской поэзии
 

ћ»–ќЌќ¬ ƒјЌ»Ћј јЌƒ–≈≈¬»„ 

( кандидат философских наук)

–»“ћќѕќЁ«»я ≈¬ƒќ »» ƒћ»“–»≈¬Ќџ Ћ”„≈«ј–Ќќ¬ќ… (ћј–„≈Ќ ќ) »  ќ—ћ»„≈— »≈ ћќ“»¬џ ¬ –”—— ќ… ѕќЁ«»»  

          јннотаци€: —тать€ посв€щена краткому обзору русской поэзии в контексте космических мотивов. ¬ы€сн€етс€, что даже простое сопоставление тем и вариаций на космические темы в русской поэзии, начина€ с XVIII века и по сегодн€шний день, показывает историческую тенденцию мировоззрени€ русских поэтов и литераторов, котора€ сегодн€ обозначаетс€ как русский космизм. —ам термин, череда знаменитых имен и корпус текстов получили широкое признание в нашей стране и за рубежом. ¬ насто€щее врем€ поэтическа€ традици€ русского космизма имеет своЄ творческое продолжение в лице ≈вдокии ƒмитриевны Ћучезарновой (ћарченко), котора€ отражает основные интенции поэтической линии русского космизма в начале XXI века.

           лючевые слова: русский космизм, микро-, макрокосм, космос, вселенна€, эсхатологизм, ритм, ритмологи€, ритмометод 7–0.       

          »нтерес к русскому космизму в российском культурном пространстве возник относительно недавно. ќсознание его как культурно-исторического €влени€ произошло пор€дка 40 лет назад. ¬ последние несколько дес€тилетий вскрылс€ целый пласт ранее неизвестных источников, чьих авторов исследователи по праву относ€т к русским космистам. Ќесмотр€ на большую работу, которую проделали исследователи к насто€щему моменту, ещЄ очень многое остаЄтс€ невы€сненным и нуждаетс€ в изучении. —лучаютс€ и курьЄзные споры, в которых, например, ставитс€ вопрос о том, насколько корректно само именование «русский космизм». Ќапример, некоторые авторы не без оснований полагают, что «лучше было бы назвать эту систему взгл€дов "российским космизмом" — чтобы сразу пон€ть, что акцент в данном случае делаетс€ на географический аспект названи€, а не национальный. Ќо термин уже усто€лс€» [1, 9]. ќднако дело даже не в формальном поименовании, сама содержательна€ часть русского космизма, скажем, в XX веке, остаЄтс€ неисследованным сюжетом дл€ философов и культурологов. ¬ св€зи с тоталитарным периодом российской истории в XX веке, исчезли не только рукописи русских космистов, трагически и безвестно погибали сами космисты. ј те, кому случай подарил «вторую жизнь», до сих пор не получили всестороннего исследовани€. ƒоказательством служит, скажем, судьба русского космиста ј.Ћ. „ижевского (1897-1964), рукописный фонд которого до сих пор не получил достойного оформлени€. «ѕоэт, художник, историк и, конечно же, естествоиспытатель, он в сорокалетнем возрасте был выдвинут зарубежными единомышленниками на Ќобелевскую премию с мотивировкой "как Ћеонардо да ¬инчи двадцатого века", но вместо этого получил у себ€ на родине п€тнадцать лет лагерей и ссылки, где ни на один день не изменил творческой работе» [2, 131].

          –ечь идЄт ещЄ и том, чтобы вы€снить сами границы русского космизма, который, несомненно €вл€€сь оригинальным и самобытным феноменом в русской культуре, тем не менее, нуждаетс€ в дальнейшем всестороннем и глубоком изучении. ѕорой возникает насущна€ проблема, о которой говор€т исследователи русского космизма. «¬ отечественной литературе "–усский космизм" прин€то делить на три течени€: религиозно-философское, естественнонаучное и поэтическо-художественный. Ёто очень условное деление, потому что отдельных его представителей можно отнести ко всем вместе вз€тым» [3, 8]. ћожно согласитьс€ с мнением данного автора, поскольку таких примеров, рассмотренных по отдельным персонали€м, можно привести целый р€д: ј.Ћ. „ижевский,  .Ё. ÷иолковский, Ќ. . –ерих и многие другие. ≈сли попытатьс€ окинуть взором весь длинный путь, который прошЄл русский космизм как мысль о единстве человека и космоса, о цельности знани€, об универсальном эволюционизме, то станет €сно, что границы русского космизма уход€т корн€ми чуть ни в «√олубиную книгу».  онкретизаци€ и уточнение этих границ есть дело дл€ будущих исследователей. –ассматрива€ генезис русского космизма исторически в период с конца XVIII по сегодн€шний день, становитс€ более €сной его периодизаци€. ћировоззренческа€ установка, включающа€ в себ€ то мироощущение и мировоззрение, которое составит основу представлений о русском космизме, сначала про€вилась в литературных  поэтических текстах поэтов XVIII века, затем получила осмысление и в поэзии, и в прозе в XIX веке. ¬се три направлени€ русского космизма совпали с «духовным –енессансом» в –оссии к началу XX века и всесторонне раскрылись во всех област€х культуры: в искусстве (литературе, живописи, музыке), в религиозном творчестве, в философии. Ќас будет интересовать становление и развитие космического мирочувствовани€ в русской поэзии, начина€ с ћ.¬. Ћомоносова и заканчива€ ритмопоэзией ≈.ƒ. Ћучезарновой (ћарченко). Ќа этом длинном пути русска€ поэзи€ смогла аккумулировать фактически все черты мировоззренческих представлений и установок русского космизма, которые получают своЄ концептуальное оформление и систематическое изложение только в наши дни.

          Ќачина€ с творчества ћихаила ¬асильевича Ћомоносова (1711-1765) в русской поэзии отчЄтливо за€вл€ют о себе темы, которые станут традиционными дл€ русского космизма.   ним относ€тс€ размышлени€ о ¬селенной, вечности, бесконечности, пространстве-времени, звЄздах, —олнце и свете. “емы эти получат развитие и конкретизацию в творчестве практически всех значимых поэтов –оссии на прот€жении последующих 200 лет. ¬ «ѕисьме о пользе —текла» Ћомоносов, рассматрива€ линию развити€ естествознани€ от  оперника до Ќьютона, приходит к мысли о необходимости освоени€ природы с помощью знаний. ѕольза от знаний законов природы и космоса не только прагматике, но в расширении границ созерцани€ мира.

                                               јстроном весь свой век в бесплодном был труде

                                               «апутан циклами, пока восстал  оперник,

                                               ѕрезритель зависти и варварству соперник.

                                               ¬ средине всех планет он солнце положил,

                                               —угубое земли движение открыл [4].

          » если ѕетр I открыл символическое «окно в ≈вропу», то Ћомоносов на основании фактов естествознани€ своего времени распахивает «окно в  осмос»:

                                               ќткрылась бездна звЄзд полна;

                                               «вездам числа нет, бездне – дна.

          “ворчество ј.ƒ.  антемира (1708-1744) и √.–. ƒержавина (1743-1816) также способствовало распространению в русском образованном обществе научных и космологических идей.  антемир лично перевЄл на русский €зык текст книги знаменитого попул€ризатора науки своего времени Ѕернара ‘онтенел€ (1657-1757) «–азговоры о множестве миров». ѕрогрессивные и смелые на тот период  космологические идеи, представленные в поэтических творени€х авторов, пробивали себе дорогу в сознании просвещЄнного русского человека с огромным трудом в св€зи с тем, что ÷ерковь не приветствовала распространение таких взгл€дов. ќднако именно с этих пор тема бесконечности ¬селенной, иде€ множественности миров прочно вошла в русскую литературу и стала характерным мотивом в своеобразной «космической лирике», ставшей предтечей философии русского космизма. « осмическое видение поэтов про€вл€етс€ не только в попутном вплетении философских категорий в ткань стихотворного или прозаического текста.  осмизм — это прежде всего осознание целостности объективного мира во всех его про€влени€х, включа€ единство ¬селенной и человека» [2, 71].

           винтэссенцией такого подхода €вл€етс€ поэтическое произведение ƒержавина «Ѕог». ѕоэт ощущает себ€ частицей ¬селенной и, одновременно, творческим средоточием мира, как бы сказали сегодн€ — через чувственное воспри€тие автор передает единство и гармонию микро- и макрокосмоса:

                                               я св€зь миров повсюду сущих,

                                               я крайн€ степень вещества;

                                               я средоточие живущих,

                                               „ерта печальна божества;

                                               я телом в прахе истлеваю,

                                               ”мом громам повелеваю,

                                               я царь – € раб – € червь – € бог![5].

          —овременник поэта — ј.Ќ. –адищев (1749-1802) — продолжает данную тему уже не только в стихах, но и в прозе. “ак, в своЄм трактате «ќ человеке, о его смертности и бессмертии» он приходит к выводу, что человек €вл€етс€ не просто частью природы, но существует и до своего рождени€. ¬ начале трактата он сразу озадачивает читател€ непростыми вопросами: «√де был ты, доколе члены твои не образовалис€; прежде нежели ты узрел светило дневное? что был ты, существо, всесилию и всеведению сопричастное и бодрственные твои лета? »змер€л ли ты обширность небесных кругов до твоего воплощени€? или пылинка, математической почти точке подобна€, носилс€ в неизмеримости и вечности, тер€€сь бездне вещества?» [6, 6]. –ассматрива€ эти вопросы исход€ из материалистических представлени€ о мире, –адищев живописует мир сверхчувственного существовани€ как сложный, иерархически организованный мир с телесной организацией. ƒоступ к этому миру может открыть усовершенствование технических приборов. «„то чувства наши, или лучше сказать, что чувственность может быть изощреннее, то доказывали примеры чувств, из соразмерности своей болезнью выведенных; дай глазу быть микроскопом или телескопом, какие новые миры ему откроютс€! » как сомневаютс€ в возможности лучшей организации!» [6, 142]. ћожно сказать, что с этого момента в русской литературе рождаетс€  мысль об усовершенствовании не только непосредственно человеческой природы, но опосредованное еЄ раскрытие с помощью развити€ техники и технологий. » только в XX веке эти мысли найдут форму дл€ своего воплощени€, скажем, в проекте советской космонавтики.

          ≈сли, по словам ».». Ћапшина: «–адищев, которому осталс€, по-видимому, совершенно неизвестен  ант» [6, 158], сформировал своЄ учение, чура€сь идеалистической философии, то следующее поколение русских поэтов вполне усвоили мысли и  анта, и Ўеллинга, и √егел€. јлександр —ергеевич ѕушкин (1799-1837) уже заговорил о «самосто€нье человека», впервые введ€ в оборот это важное философское словосочетание, за которой стоит в свЄрнутом виде вс€ немецка€ трансцендентальна€ философи€ классического периода, олицетвор€юща€ «коперниканский переворот»  анта.

                                               ƒва чувства дивно близки нам,

                                               ¬ них обретает сердце пищу:

                                               Ћюбовь к родному пепелищу,

                                               Ћюбовь к отеческим гробам.

                                              

                                               Ќа них основано от века

                                               ѕо воле Ѕога самого

                                               —амосто€нье человека,

                                               «алог величи€ его.

                                              

                                               ∆ивотвор€ща€ св€тын€!

                                               «емл€ без них была б мертва,

                                               Ѕез них наш тесный мир – пустын€

                                               ƒуша – алтарь без божества [7].

          ¬ этих хрестоматийно известных каждому школьнику стихах заложена вс€ основа национального самосознани€. ¬ли€ние ѕушкина на все последующие поколени€ русских литераторов трудно переоценить.   слову сказать, в поисках аутентичного текста мне пришлось изр€дно потрудитьс€. ƒело в том, что второе, концептуально важное четверостишие поэта вымарано практически во всех издани€х XX века, веро€тно, в силу идеологических соображений. »менно проблема субъекта и его «самосто€нь€» в различных контекстах стала главной темой русской литературы («маленький человек», «лишние люди» и т. д.) на прот€жении всего XIX века. — точки зрени€ русского космизма — это тема изучени€ человека как микрокосма, который повтор€ет в себе устройство макрокосма.

          Ќачинаетс€ углубленное исследование темы «человек и космос» и формирование идей русского космизма, которые всЄ больше получают воплощение в текстах русских литераторов.  ружок любомудров — одно из первых начинаний подобного рода. ƒмитрий ¬ладимирович ¬еневитинов (1805-1827) намечает контуры модели синтетического знани€, котора€ получит впоследствии €ркое воплощение у будущих русских космистов. ≈сли даже в гр€дущем земное человечество ожидает возможна€ гибель в результате космической катастрофы, то, не взира€ на пессимизм и эсхатологизм этого возможного исхода дл€ планеты, мисси€ человека на «емле должна€ осуществитьс€ в полной мере. «Ќравственна€ свобода будет общим уделом; все познани€ человека сольютс€ в одну науку самопознани€... ѕусть солнце поглотит нашу планету, пусть враждебные стихии расхит€т разнородные части, еЄ составл€ющие, но, совершив свое предназначение, исчезнет, как €сный звук в гармонии вселенной!» [8, 136].

          ∆елание сли€ни€ с космосом пронизывает поэзию јлексе€ —тепановича ’ом€кова (1804-1860):

                                               ’отел бы € разлитьс€ в мире,

                                               ’отел бы с солнцем в небе течь,

                                               «вездою в сумрачном эфире

                                               Ќочной светильник свой зажечь [9].

           онстантин —ергеевич јксаков (1817-1860) вторит о том же духовном чувстве родства со ¬селенной:

                                               » всю наполн€€ природу собой,

                                               я с нею летел в бесконечность –

                                               » таинств завеса редела пред мной;

                                               ƒоступной казалась мне вечность [10].

          “ема жажды преодолени€ смерти представлена в творчестве ћихаила ёрьевича Ћермонтова (1814-1841):

                                               я б желал навеки так заснуть,

                                               „тоб в душе дремали жизни силы,

                                               „тоб, дыша, вздымалась тихо грудь [11].

          Ќовые нотки и интонации по€вл€ютс€ в творчестве јфанаси€ јфанасиевича ‘ета (1820-1892): устанавливаетс€ незрима€ св€зь с космосом, звЄздами.  осмос начинает рассматриватьс€ в своЄм становлении и развитии вместе с духовной эволюцией самого человека.

                                               ћой дух, о ночь, как падший серафим,

                                               ѕризнал родство с нетленной жизнью звЄздной

                                               », окрылЄн дыханием твоим,

                                               √отов лететь над этой тайной бездной [12, 288].

          ’рестоматийной и €ркой иллюстрацией к сказанному также €вл€етс€ его стихотворение «—реди звЄзд».

          ѕродолжает эстафету «космогонических идей» ‘едор »ванович “ютчев (1803-1873) с программным за€влением:

                                               ≈сть целый мир в душе твоей.

          “ютчев одухотвор€ет €влени€ природы и стихии, создава€ напр€женный диалог между человеком и  осмосом, в котором человек сознаЄт себ€ самопознающей частицей Ѕыти€.

                                               ƒуша хотела б быть звездой,

                                               Ќо не тогда, как с неба полуночи

                                               —ии светила, как живые очи,

                                               √л€д€т на сонный мир земной, –

                                               Ќо днЄм, когда, сокрытые как дымом

                                               ѕал€щих солнечных лучей,

                                               ќни, как божества, гор€т светлей

                                               ¬ эфире чистом и незримом [13, 59].

          « осмические стихи» целыми циклами по€вл€ютс€ у поэтов к началу XX века. ” јлександра јлександровича Ѕлока (1880-1921) в стихах отражены мысли о будущей глобальной катастрофе в  осмосе, о диалектике света и тьмы, о круговороте и циклах обновлени€ жизни, о роди разума на планете «емл€.

                                               я видел мрак дневной и свет ночной.

                                               я видел ужас вечного сомнень€.

                                               » го́спода с растерзанной душой

                                               ¬ дыму безверь€ и см€тень€.                                            

                                               “о был рассвет великого рождень€,

                                                огда миров нечисленный хаос

                                               »счезнул в бесконечности мучень€. –

                                               » всЄ таинственно роптало  и неслось.

                                               “€желый огнь окутал мирозданье,

                                               » гром остановил стрем€щие создань€.

                                               Ќема€ грань внедрилась до конца.

                                               »з мрака вышел разум мудреца,

                                               » в горной высоте – без страха и усиль€ –

                                               ћерцающих идей ему взыграли крыль€ [14].

          ¬алерий яковлевич Ѕрюсов (1873-1924) ещЄ в самом начале за€вил своЄ космо-поэтическое кредо: «я буду соратником ваших космических споров». ¬ его стихах на €зыке метафор и образов рассказываетс€ о космическом воззрении на мир, построенное на фактах науки. ѕоказательным примером и программным в его творчестве €вл€етс€ стихотворение «ћир электрона»:

                                               Ѕыть может, эти электроны –

                                               ћиры, где п€ть материков... [15].

          ¬ его стихах возникает напр€женна€ поэтическа€ перекличка воззрений как с Ћермонтовым, так и с Ѕлоком:

                                               Ќам должно жить! Ћучом и светлой пылью,

                                               ¬олной и бездной должно опь€неть,

                                               » все круги пройти – от торжества к бессилью,

                                               ”стать прекрасно, – но не умереть [16, 183]

          ћ.ј. ¬олошин (1877-1932) в цикле «ѕут€ми  аина» посв€щает целую главу с названием « осмос» с целью рассказать своеобразную историю космических представлений человечества от оккультных воззрений до теории относительности ј. Ёйнштейна. ѕри всем изобилии знаний и технологических достижений своего века, ¬олошин показывает всю ничтожность дел человеческих в сравнении с превосход€щей во сто крат сложностью ¬селенной.

          “емы русского космизма в лирике поэтов XX века ещЄ предстоит исследовать и здесь, € полагаю, нас ожидает ещЄ много неожиданных открытий. Ќо даже представленный краткий и беглый очерк русской поэзии за последние несколько столетий показывает, что космические мотивы в русской стихотворной традиции обрели устойчивый интерес со стороны поэтов, без которого русский космизм не смог бы про€витьс€ как культурно-историческое €вление. Ќе взира€ на трагические изломы русской истории, в русской лирике никогда не прекращалась преемственность идей русского космизма на €зыке образов, символов и метафор.

          ¬ насто€щее врем€ в нашей стране продолжает эстафету русских космистов в художественной форме современный российский поэт ≈вдоки€ ƒмитриевна Ћучезарнова (ћарченко). Ѕлагодар€ астрономическому образованию, еЄ интересы простираютс€ значительно шире поэтических воззрений на ¬селенную и  осмос. Ќачав экспериментировать с традиционной стихотворной формой, она приходит к созданию собственного жанра, условно характеризуемого как ритмопоэзи€. ¬ нЄм в концентрированном виде представлены все темы русского космизма с учЄтом как поэтических мироощущений и философских воззрений за истекший период времени, так и религиозно-эзотерических представлений с вкраплени€ми знаний в области достижений научного космизма XX века. Ћучезарнова обобщает интенции своих предшественников  — поэтов и русских космистов — и приходит к мысли об интегральном и системном космизме, который возможно было бы изложить в форме стихов-ритмов.   насто€щему моменту времени ею создано более 200 поэтических сборников, в которых нагл€дно представлена еЄ концептуальна€ позици€. ¬ еЄ личном творчестве поэзи€ переросла саму себ€ и воплотилась в учение ритмологии и ритмометод 7–0. —тержневой основой этого учени€ €вл€ютс€ представлени€ русских космистов в самом широком смысле слова (от поэтических воззрений до научных концепций), поскольку космизм в –оссии — больше, чем космизм: это не только и мироощущение или мирочувствие, но особое мировоззрение, которое пронизывает всЄ бытие русского человека, включа€ сюда все сферы его жизни и творчества. «десь просматриваетс€ удивительный духовный синтез идей «√олубиной книги» и «—лова о «аконе и Ѕлагодати», который ещЄ нуждаетс€ в про€снении. ¬ рамках антропокосмизма Ћучезарнова выстраивает в своЄм творчестве практическую антропологию и гуманизм. «¬се боги, которым поклон€етс€ человек, передают потенциальные возможности самого человека» [17, 45]. «адача еЄ проекта состоит в том, чтобы освободить человека от себ€ самого в пользу человека в себе, пон€того как лучша€ его часть: от земл€нина к человеку!

          ¬селенна€ по мнению автора ритмологии устроена гармонично и красиво, потому и человек, как зрима€ часть бесконечно станов€щейс€ ¬селенной, не может быть дисгармоничным. ƒисгармонии происход€т по многим причинам: из-за страхов, лени, несознани€, невежества и др. « огда человек утрачивает свою св€зь со звЄздами, утрачивает  свою св€зь с —олнцем и Ћуной, он тер€ет своЄ и духовное, и душевное начало, и, что страшнее всего, космическое и космологическое начало» [17, 21]. ¬ сущность человека природой заложены способности к сопротивлению инерции и косности энтропийным, причинно-следственным процессам, протекающим на «емле; человек способен к эктропии. «ћир устойчивый, разработанный высшим разумом, существует в своей неповторимости, и когда ты в нЄм по€вл€ешьс€, ты пытаешьс€ помен€ть мир. Ќо на самом деле ты можешь помен€ть только своЄ отношение к миру, или самого себ€, или таких же, как ты» [17, 27]. “очка зрени€ Ћучезарновой проистекает из того самого пушкинского «самосто€нь€», которое восходит к кантианскому «коперниканскому перевороту» в представлении о том, что такое человек. ѕервый шаг к тому, чтобы человек смог в своЄм сознании смог отделить себ€ как природное существо, рожденное во плоти природой от человеческой сущности, котора€ дана ему высшим разумом, следует считать самосознание. «ѕока человек себ€ не осознал, он не родилс€. ќсознание — есть рождение» [17, 49]. ѕерефразиру€  анта, который дал представление об априорных формах чувственности, которые заложены в человеке от природы как возможность формировани€ познавательной способности, Ћучезарнова говорит более просто: «„еловек фиксирует не саму жизнь, а своЄ отношение к жизни» [17, 52]. ѕеред ним открываютс€ два пути: «ѕервый способ: усыпить разум, уподобитьс€ животным. ¬торой способ: пробудить разум и вывести его за страдани€» [17, 52]. ¬ыбрав второй путь, человека ожидает трудный путь познани€ и самопознани€, но и награда будет велика — обретение человеческого облика. «„еловек — это место встречи духа и материи» [17, 68]. ќпытные данные, накопленные наукой за последние века привод€т к очевидности того, что «всЄ везде взаимосв€зано, поэтому от циклов —олнца, от циклов звЄзд, от циклов планет зависит цикл жизни человеческой» [17, 21]. ј человеческий разум «напр€мую зависит от звЄзд, и, как только существо задумываетс€ о вечности, естественно, звЄзды идут к нему навстречу» [17, 22]. „еловек отличаетс€ от всех других представителей животного мира особым устройством своего мозга, которое открывает перед ним огромные возможности. «¬нутри мозга человека есть два состо€ни€. ќдно состо€ние называетс€ "пустотность", другое называетс€ "вместимость"» [17, 203]. ќба состо€ни€ позвол€ют начать работать с временем по методике Ћучезарновой. ј поскольку человек от рождени€ и до смерти непосредственно исчисл€ет и мер€ет свою жизнь относительно пон€ти€ времени, то проблема времени в учении Ћучезарновой становитс€ осевой. ѕо наблюдению автора метода 7–0: «само по себе врем€ оказалось очень живой субстанцией. » моЄ образование — астроном, мне очень помогло, потому что первое, что € услышала о времени, — «звЄзды свет€т временем». ј если это так, значит, врем€ можно брать, консервировать, концентрировать. » € стала наблюдать: а как человек входит во врем€? ќказалось, только в момент экстремальных ситуаций.  огда у человека всЄ сжимаетс€, ему нужно срочно отсмотреть всю свою жизнь, он попадает во врем€. ѕеред его взором всЄ начинает течь, как в замедленном кино. «начит, мозг человека можно поместить во врем€, и это единственное, что в человеке ощущает врем€» [17, 187]. Ѕолее того, «врем€ про€вл€етс€ словами» [17, 187], что открыло перед творческим дарованием автора ритмологии перспективу описывать врем€ посредством ритмов. «–итм есть кусочек живого времени, оформлен определенным образом словами» [18, 13]. —оздава€ свои многочисленные книги-ритмы автор предлагает читателю открыть и дл€ себ€ перспективу овладени€ временем: «„ита€ ритмы, познава€ ритмы, вы получаете запас времени, который можно перевести в пространство, информацию, энергию» [19, 14]. ≈вдоки€ ƒмитриевна создаЄт своеобразный вариант поэзиса (ритмопоэзис) на русском €зыке, который преследует цель познакомить человека со временем, окунув его в космосферу представлений русского космизма, всесторонне продуманного автором.  «–итм — особа€ жанрова€ форма, за счЄт определенным образом организованной структуры текста, создающа€ заданные вибрации и содержаща€ врем€ как субстанцию, способную организовать не только окружающее пространство, но и регулировать человеческие св€зи» [20, 6].

          –аздел€€ земл€нина и человека, забота ритмологии состоит в том, чтобы дать возможность быть человеку. «ѕлохих людей нет, есть люди недоразвитые» [21, 26]. «адача сложна€, но решаема€, поскольку сама природа в человеке желает раскрытьс€: «легче стать не земл€нином, сложнее стать не человеком» [18, 280]. ¬ конечном итоге усили€ человека будут вознаграждены «жизнью без усилий», при которой человек осознаЄт, что его жизнь только в его руках и «ничего случайного не бывает». «—частлив может быть только человек, живущий своей собственной жизнью» [17, 227], что означает: он есть не только вещь среди вещей мира, живущий по детерминистским причинно-следственным законам природы — он свободен, потому что владеет временем. «—частье начинаетс€ с получени€ свободного времени, которое можно зан€ть, чем захочетс€» [17, 225]. Ёти мысли удивительным образом совпадают со знаменитой максимой  анта о «звЄздном небе надо мной и моральным законом во мне», под эгидой которой состо€лась вс€ русска€ поэтическа€ традици€ «космического мировидени€».

                                                осмопланетарный человек

                                               Ќа любви энергии взрослеет,

                                               Ќа любви энергии мудреет,

                                               Ќенависть в любовь преобразует,

                                               Ћюбви кристалл дл€ жизни формирует,

                                                осмопланетарный человек.

                                                осмопланетарный человек

                                               ”берет бумажные препоны,

                                               ”берет насили€ законы,

                                               ћусор слов заботливо сметет,

                                                ланы форм до сути доведЄт,

                                                осмопланетарный человек .

                                                осмопланетарный человек

                                               “рансформирует свое сознанье,

                                               “рансмутирует миров созданье,

                                               — информацией миров заговорит,

                                               ѕласт идей духовных сотворит,

                                                осмопланетарный человек.

                                                осмопланетарный человек

                                               »ерархии магнит познает,

                                               »ерархии зенит узрит,

                                               »ерархии закон знаком,

                                               «наком »ерархии пометит век,

                                                осмопланетарный человек [22, 120].

          –азностороннее учение ритмологии на сегодн€шний день пытаетс€ суммировать весь интеллектуальный ресурс русского космизма и дать ему «новое дыхание».  ”становка на поэтическое изложение глубоких и серьЄзных проблем научного космизма на €зыке образов и метафор свидетельствует о том, насколько сильно вли€ние русского €зыка на многочисленные поколени€ одарЄнных людей в нашей стране. »менно русский €зык, осмысленный поэтами не только как поэзис, но как логос, подарил русской культуре такое уникальное в мировой истории €вление русского космизма. ѕоэзис это начинаетс€ с космических мотивов, распростран€етс€ как вширь, так и вглубь русской культуры, прорастает все творческие площадки, на которых раскрываетс€ творческий потенциал человека и достигает своего апоге€ в мышлении русского космизма. ќчень возможно, что именно поэзис, понимаемый как установка мировоззрени€ и мирочувствовани€ русского человека на особые взаимоотношени€ между человеком и космосом, €вл€етс€ главным двигателем русского духа к свершени€м в науке, творчестве, социальном преобразовании страны. —ледует более внимательно относитьс€ к культурно-историческому €влению русского космизма, оказавшее колоссальное вли€ние на все сферы культуры русского мира. ќтрадно сознавать, что хрупка€ традици€ русского космизма, передаваема€  через поэтические тексты из века в век не прервалась и продолжает своЄ существование и ныне, что всел€ет надежды на разумное преобразование русского общества в отдалЄнном будущем. 

»спользуема€ литература:

  • 1. ¬ладимирский Ѕ.ћ.,  исловский Ћ.ƒ. ѕут€ми русского космизма: —удьбы людей и идей. ¬ли€ние космоса на социальные процессы. ѕоиск жизни во ¬селенной. »зд. 2-е. – ћ.: Ћ≈ЌјЌƒ, 2016. – 144 с.
  • 2. ƒемин ¬.Ќ. –усский космизм вчера, сегодн€, завтра. „. 1.: –усский космос. »зд. 3-е. – ћ.: Ћ≈ЌјЌƒ, 2014. – 200 с.
  • 3. ЎлЄкин —.». –усский космизм: ѕроблемы иррационального знани€, художественного чувства и научно-технического творчества. »зд. 2-е. ћ.: Ћенанд, 2017. – 344 с.
  • 4. Ћомоносов ћ.¬. ѕисьмо о пользе —текла // ћ.¬. Ћомоносов. »збранные произведени€. – Ћ.: —оветский писатель, 1986. – —. 236-246. (Ѕиблиотека поэта; Ѕольша€ сери€).
  • 5. ƒержавин √.–. Ѕог // √.–. ƒержавин. —тихотворени€. – Ћ.: —оветский писатель, 1957. – —. 114-116. (Ѕиблиотека поэта; Ѕольша€ сери€).
  • 6. –адищев ј.Ќ. ќ человеке, его смертности и бессмертии. – —ѕб.: ѕитер, 2001.  – 192 с.
  • 7. https://soulibre.ru/ƒва_чувства_дивно_близки_нам_%28јлександр_ѕушкин%29
  • 8. ¬еневитинов ƒ.¬. ѕолное собрание сочинений. – ћ.: јкадеми€, 1934.
  • 9. јнтологи€ русского романса. «олотой век / јвт. предисл. и биогр. статей ¬.  алугин.ћ.: Ёксмо, 2006.
  • 10. https://bookz.ru/authors/konstantin-aksakov/stihotvo_269/page-2-stihotvo_269.html
  • 11.Ћермонтов ћихаил. »збранное. ¬семирна€ библиотека поэзии. –остов-на-ƒону, «‘еникс», 1996.
  • 12. ‘ет ј.ј. »збранное / ќформл. «ƒиамант».—ѕб.: “ќќ «ƒиамант», 1997.  448 с.
  • 13. “ютчев ‘.». »збранное / ќформл. «ƒиамант».—ѕб.: “ќќ «ƒиамант», 1997.448 с.
  • 14. Ѕлок ј.ј. —обрание сочинений в дев€ти томах. ћ.: √осударственное издательство художественной литературы, 1962.“. 1.—. 6.
  • 15. ¬алерий Ѕрюсов. —тихотворени€ и поэмы. Ѕиблиотека поэта. Ѕольша€ сери€. Ћенинград: —оветский писатель, 1961.
  • 16. Ѕрюсов ¬.я. »збранное / ќформл. «ƒиамант».—ѕб.: “ќќ «ƒиамант», 1997.448 с.
  • 17. Ћучезарнова ≈.ƒ. –азмышлени€ и афоризмы / ≈.ƒ. Ћучезарнова, јвторский ÷ентр «–јƒј“—». – ћ.: јкадемический проект, 2016. – 256 с.
  • 18. ћарченко ≈.ƒ. ¬ русле времени, в режиме пространства. – —ѕб.: јвторский центр «–јƒј“—», 2000. – 304 с.
  • 19. Ћучезарнова ≈.ƒ. Ќичего случайного не бывает. –итмологи€ дл€ каждого. – —ѕб.: –»“ћќ¬«Ћ®“, 2015. – 232 с.
  • 20. Ћучезарнова ≈.ƒ. ќбо мне забот€тс€. – —ѕб. : «–итмовзлЄт», 2013. – 216 с.
  • 21.Ћучезарнова ≈.ƒ. (ћарченко). «аконы радуги. – —анкт-ѕетербург: –»“ћќ¬«Ћ®“, 2014. – 256 с.
  • 22. ћарченко ≈.ƒ. –адость махатм. – ќмск.: “ќќ «ѕолиграф», 1994. 

ѕервоисточник: Ќаучный журнал « ультура и цивилизаци€» («Culture and Civilization») “ом 9,є 3ј, 2019.  —тр 94 (”ƒ  008). »здательство "јналитика –одис" |  elibrary.ru

»сточник публикации: Ќовости науки - 2019:  nauka-news.okis.ru

 

—ери€ сообщений "Ћучезарнова ≈вдоки€ книги":
„асть 1 - Ћучезарнова ≈. ƒ. | «ќткровенное знакомство» | « то и как мешает счастью»
„асть 2 - ≈вдоки€ Ћучезарнова | »нтервью о стремлении людей к развитию
...
„асть 8 - Ћучший подарок – это книга! (Ѕлаготворительный фонд "»сполнение мечты")
„асть 9 - ≈вдоки€ Ћучезарнова : ”ченые научились «ловить» ритм жизни
„асть 10 - ћиронов ƒ.ј. –итмопоэзи€ ≈вдокии ƒмитриевны Ћучезарновой (ћарченко) и космические мотивы в русской поэзии
–убрики:  –»“ћќЋќ√»я
–итмологи€
≈¬ƒќ »я ћј–„≈Ќ ќ
≈вдоки€ ћарченко
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку