-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ritmologiya

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.12.2015
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 182



ћиронов ƒ.ј. “ектологи€ и ритмологи€: опыт сопоставлени€ в контексте идей русского космизма

¬оскресенье, 12 ћа€ 2019 г. 06:20 + в цитатник
https://nauka-news.okis.ru/news/1484008

 ‘илософский журнал « онтекст и рефлекси€: философи€ о мире и человеке» “ом 8. є1ј, 2019 | »зд-во: «јналитика –одис» | Elibrary.ru

—тр. 64-72. | ”ƒ  001.

ћ»–ќЌќ¬ ƒјЌ»Ћј јЌƒ–≈≈¬»„

 (кандидат философских наук) 

“≈ “ќЋќ√»я » –»“ћќЋќ√»я: ќѕџ“ —ќѕќ—“ј¬Ћ≈Ќ»я ¬  ќЌ“≈ —“≈ »ƒ≈… –”—— ќ√ќ  ќ—ћ»«ћј


  јннотаци€: ¬ статье сопоставл€ютс€ идейные представлени€ двух авторов, которые принадлежат мировоззренческо-философскому течению русского космизма. ј.ј. Ѕогданов — основатель концепции «тектологии» (науки об организации опыта) в начале XX века; ≈.ƒ. Ћучезарнова (ћарченко) — создатель учени€ ритмологии (науки о ритме) в начале XXI века. јнализируютс€ два авторских мировоззрени€ в антропологическом  контексте истории русского космизма. ѕри различи€х в подходах вы€вл€ютс€ общие сходные мировоззренческие черты. ¬о-первых, единство и примат практики и опыта над теоретическими построени€ми. ¬о-вторых,  рассмотрение человека сквозь призму материалистического антропологизма: обе концепции вырастают из базового представлени€ о человеке как о системе, организующим комплексом которой €вл€етс€ мозг и сознание. ¬-третьих, в своих теоретических построени€х оба автора став€т своей задачей преодолеть философию в пользу новой метанауки. ѕрослеживаетс€ единство двух концепций и в средствах осуществлени€ за€вленных целей и задач с помощью систем образов художественной литературы. “аким образом, можно с уверенностью сказать, что идеи русского космизма не только не утратили своей актуальности и значени€ дл€ русской философии в начале XXI века, но, напротив, развиваютс€ в современности и получают широкий резонанс в обществе.

             лючевые слова: русский космизм, ритмологи€, ритм, ритмометод 7–ќ, эмпириомонизм, тектологи€.


«–усский космизм» €вл€етс€ уникальным проектом русской философской мысли, который сформировалс€ как мощна€ идейна€ платформа к началу XX века. ≈го основы были заложены во второй половине XIX века духовными усили€ми Ќ.‘. ‘Єдорова. »деи скромного служащего –ум€нцевской библиотеки в ћоскве привлекли к себе живой интерес со стороны ‘.ћ. ƒостоевского, Ћ.Ќ. “олстого и ¬.—. —оловьева. ‘Єдоровский проект «патронификации» — воскрешение мЄртвых предков средствами науки ради воссоздани€ всеобщего братства — поистине неповторимое €вление в мировой культуре.  рах исторического христианства, который постиг западный мир к началу XX века, вызвал диаметрально противоположные оценки в –оссии и в западных странах.         ≈сли в странах ≈вропы возглас ‘. Ќицше: «Ѕог умер!» был восприн€т интеллектуалами как сигнал к поиску новой онтологии и другого Ќачала (Ereignis), что нашло своего идейного вдохновител€ в лице ћ. ’айдеггера, то в –оссии кризис христианских идей получил иные трактовки: от революционных (отказ от христианских идей) до консервативных (возврат в византийству, как у Ћеонтьева). –усский космизм предложил своЄ решение: поиск новой духовной идентичности русского народа как развитие религиозно-утопического и мифологического сознани€ на материале христианских идей, €вл€€ собой третий путь — консервативно-революционный. ѕодспудно в данной интенции русских космистов прочитываетс€ желание переосмыслить христианство как развитие божественной идеи о человеке антропологическими силами и средствами, отмежевавшись от обр€довой церковности; попытатьс€ «сн€ть» христианство, вернувшись к истокам — к платонизму с учЄтом русского культурно-исторического контекста. ѕроект Ќ.‘. ‘Єдорова свидетельствует: не стоит дожидатьс€ второго пришестви€ ’риста (парусии), но должно усили€ми человеческого разума и с помощью технологических средств науки вз€ть духовное лидерство в попечении о человеке самому человеку. ћысль ‘.ћ. ƒостоевского о «всечеловеке», о которой он поведал в своей эпохальной пушкинской речи, примирив на врем€ враждующие течени€ слав€нофилов и западников, говорит о том, что русский человек должен вз€ть на себ€ брем€ духовного становлени€ человечества на «емле. —тать «всечеловеком», значит, вместить в себ€ все черты человечества, чтобы спастись в братской любви и разуме, преодолев разногласи€ и конфликты. Ћ.Ќ. “олстой в зените своего духовного восхождени€ в поиске истины приходит к мысли о религии разума, смыка€сь с мыслью ».  анта о «религии в пределах разума». ¬.—. —оловьев повествует о «теократическом государстве», в котором произошло бы объединение «ападной и ¬осточной церквей, о новом становлении христианской теократической идеи.

»деи русского космизма глубоко проникли в культурную ткань общественного сознани€, их вли€ние не прекращаетс€ и поныне.  онкретное воплощение фЄдоровские идеи получили в проекте советской космонавтики. —тоит отметить непрерывную цепочку идейного вдохновени€, передававшегос€, словно олимпийский огонь, от Ќ.‘. ‘Єдорова к  .Ё. ÷иолковскому (фЄдоровскому ученику и последователю), а затем к —.ѕ.  оролеву (ученику ÷иолковского), который и воплотил в жизнь мысль о полЄте человека в космос.

»деи русского космизма получили настолько широкое распространение в литературе (ј. ѕлатонов, последователь Ќ.‘. ‘едорова, ». ≈фремов, брать€ —тругацкие), в музыке (ј. —кр€бин), в искусстве, в философии и науке, что сегодн€ любопытно найти область русской культуры, где бы не просматривались отголоски этих идей. ¬есь социалистический реализм советской эпохи так или иначе построен на идее достижени€ невозможного, €вл€€ черты проективно-утопического мышлени€ (например, п€тилетка в три года, ближайшее покорение ћарса и т.д.). ƒанна€ тема заслуживает отдельных детальных исследований в философском, культурологическом и социологическом контекстах.

ƒело даже не столько в утопическом сознании мысл€щего сло€ русской интеллигенции, сколько в удивительном прорастании зЄрен идей русского космизма на благодатной почве мифомышлени€ культурного сознани€ народа в целом в –оссии XIX-XX вв в различных причудливых формах. ¬ период ———– идеи русского космизма получили колоссальное развитие, пусть и не всегда зримое, однако весьма экстравагантное. Ќапример, иде€ «богостроительства», которую развивали ј.¬. Ћуначарский и ћ. √орький — только один из €рких примеров духовных интенций союза русской интеллигенции и народных ча€ний. ƒругим знаковым примером могут считатьс€ философские идеи јлександра јлександровича ћалиновского (Ѕогданова). Ѕудучи убеждЄнным марксистом, он €вилс€ одним из создателей и идейным движителем большевистского движени€ в –оссии. Ќекоторое врем€ был ближайшим другом и соратником ¬.». Ћенина, однако вскоре разошЄлс€ с ним по идеологическим и философским соображени€м, оставшись в пам€ти истории данного периода как марксист, но не ленинец. ј.ј. Ѕогданов создал р€д научных трудов («Ёмпириомонизм», «“ектологи€»), которые заложили основы системного подхода и методологии в современной науке.

«ќсновна€ иде€ «тектологии» (название было заимствовано ј.ј. Ѕогдановым у Ё. √еккел€, который употребл€л это слово по отношению к законам организации живых существ) заключаетс€ в провозглашении единства строени€ и развити€ самых различных систем («комплексов» — по его терминологии) независимо от того конкретного материала, из которого они состо€т, а также от уровн€ их организации (от атомарного до социального)» [1, с. 174]. ќдин из первых специалистов по творчеству ј.ј. Ѕогданова ј.Ћ. “ахтадж€н определ€л тектологию как «всеобъемлющую науку об универсальных типах и закономерност€х строени€ и развити€ систем» [2, с. 205]. ѕон€тие комплекса прив€зано к телесности человека: количественное множество элементов, воспринимаемое с помощью разных органов чувств, складываетс€ в качественные разнородности, которые, однако, образуют единство системы «человек».

  базовым принципам тектологии можно отнести следующие:

ѕринцип двойной взаимной регулирующей св€зи (иде€ биорегул€тора), который сегодн€ широко используетс€ при организации системы производства.

ѕринцип эмерджментности, который есть актуализаци€ и развитие идеи јристотел€ о том, что свойства организованного целого больше, чем сумма организующих его элементов, а свойства дезорганизованного целого практически меньше суммы частей.

ѕринцип развити€ и способ существовани€ любых систем, который проходит неизбежные системные метаморфозы: конвергенции и дивергенции.

ѕринцип необходимого сосуществовани€ системы со средой как фактор дл€ еЄ развити€.

ѕринцип кризиса как вызова дл€ системы в пользу переструктурировани€ еЄ элементов, благодар€ которому обеспечиваютс€ качественные скачки в развитии системы.

 роме того, ј.ј. Ѕогдановым сформулирован р€д важных методологических принципов, которые получили широкое признание в современной методологической науке.

”чЄный выдел€ет два универсальных типа систем: централистический (эгресси€) и скелетный (дегресси€). Ёгресси€ (от лат. «выхождение из р€да») есть система, в которой выдел€етс€ высокоорганизованный комплекс (€дро), по отношению к которому все остальные комплексы рассматриваютс€ как перифери€. ƒегресси€ (от лат. «схождение вниз») — образование организационно низших комплексов, которые выдел€ютс€ сложноорганизованными пластичными комплексами. ќн сформулировал аксиому существовани€ систем в среде: невозможно существование независимых и изолированных комплексов, все комплексы организованы средой. ѕри этом и среда, и комплексы вступают в активное взаимоотношение друг с другом, что характеризуетс€ их взаимным же изменением как результат взаимовли€ни€. ј.ј. Ѕогданов анализирует и механизмы формировани€ и регулировани€ систем.   формирующим механизмам относ€тс€: конъюгаци€ (соединение комплексов), ингресси€ (вхождение элемента одного комплекса в другой), дезингресси€ (распад комплекса). ƒл€ универсального регулирующего механизма ј.ј. Ѕогданов находит термин «подбор» (по аналогии с дарвиновским «отбором»). «ѕодбор» заключаетс€ в том, что сохранение форм в природе возможно лишь путЄм их прогрессивного развити€. «ѕодбор» может быть как отрицательным (распад комплексов), так и положительным (с развитием и усложнением комплексов). ћир, с точки зрени€ тектологии, представл€ет собой многообразие взаимодействи€ различных природных начал. Ћюбое событие €вл€етс€ результатом взаимопроникновени€ этих начал друг в друга («конъюгаци€»).

“ектологи€ ј.ј. Ѕогданова сегодн€ рассматриваетс€ как одна из первых научных теорий систем [3]. Ќ.Ќ. ћоисеев поставил тектологию в один р€д с таблицей ƒ.». ћенделеева и концепцией биогеохимии ¬.». ¬ернадского [4, с. 43]. “ектологи€ была дл€ ј.ј. Ѕогданова делом всей его жизни. «Ётим завершаетс€ изложение общей организационной теории, поскольку она успела дл€ мен€ вы€снитьс€. ƒальше должны последовать специальные работы по приложению этой теории к отдельным област€м науки, которые ей предстоит глубоко преобразовать» [5, с. 60].

 

»деи ј.ј. Ѕогданова перестали быть объектом внимани€ интеллектуальной элиты страны до начала 90-х гг. XX века по политическим причинам. — крахом советской идеологии его книги стали активно переиздаватьс€, а идеи получили «второе дыхание» на русской почве, в частности, в контексте идейной платформы русского космизма.

— начала 90-х  гг. сформировалось учение ритмологии, автором которой €вл€етс€ ≈вдоки€ ƒмитриевна Ћучезарнова (ћарченко). јвторска€ концепци€ ритмологии представл€ет собой учение о ритме. ѕод ритмологией понимаетс€ «наука человека о времени», «ритмологи€ — логика ритма» [6, с. 3]. «–итмологи€ — наука, позвол€юща€ через знаковую систему выйти на ритм и объ€сн€юща€ логику его работы» [7, с. 6]. ѕо мнению ≈.ƒ. Ћучезарновой, вс€ ¬селенна€ говорит на €зыке ритмов, которые поддаютс€ расшифровке благодар€ тому, что человек обладает уникальным инструментом познани€ — мозгом. ћозг человека в состо€нии работать с ритмами космоса и производить их сам. ”чение ≈.ƒ. Ћучезарновой как раз и представл€ет такую методику, котора€ оформилась в ритмометод 7–0.

¬рем€, по определению автора ритмометода, представл€ет собой субстанцию, котора€ имеет  физическую природу и котора€ рано или поздно будет зафиксирована инструментально наукой. ќпира€сь на эксперименты Ќ.  озырева о «физике времени», ≈.ƒ. Ћучезарнова предлагает свою методику работы с ритмами. –итм автор определ€ет как «кусочек живого времени, оформленный определЄнным образом словами» [8, с. 3]. ƒава€ другое определение: «ритм — особа€ жанрова€ форма, за счЄт определенным образом организованной структуры текста, создающа€ заданные вибрации и содержаща€ врем€ как субстанцию, способную организовать не только окружающее пространство, но и регулировать человеческие св€зи» [7, с. 6], автор ритмометода создала серию книг-ритмов («ћногомерность уникальности» в 63 томах, ««вЄздные ритмы времени» в 18 томах). –итмотексты ≈.ƒ. Ћучезарновой представл€ют собой особым образом организованный поэтический текст, который, по авторскому замыслу, должен приблизить человека к космической субстанции времени во ¬селенной, поскольку «ритмы состо€т из времени» [8, с. 24].

≈.ƒ. Ћучезарнова полагает, что человек, начавший заниматьс€ ритмологией (читать ритмотексты, делать специальные упражнени€-ритмики, слушать и смотреть аудио- и видеоритмоконтент), получает шанс осмыслить собственное врем€ внутри себ€ посредством расширени€ акта самосознани€. –итмометод 7–0 может рассматриватьс€ в таком контексте одновременно и как психотренинг, и как мировоззренческо — философска€ метафизическа€ доктрина на основе идей русского космизма. —ледует особо подчеркнуть, что ритмометод предполагает активное участие человека и практическое его освоение через анализ собственной жизненной ситуации. «–итмологи€ — когда мы входим в свою пам€ть, и все событи€ жизни выстраиваютс€ в единую логическую цепочку» [6, с. 145].  роме того, «врем€ можно выдел€ть», т.е. обозначенна€ ритмологическа€ работа со временем предполагает освоение времени таким образом, что человек получает психологическое ощущение организатора и руководител€ собственного времени.

»де€ системной целостности и организованности во ¬селенной у ≈.ƒ. Ћучезарновой получила новое неожиданное продолжение. —истемность рассматриваетс€ ею через пон€тие «ритм». –итм, по еЄ мнению, есть всеобщее условие организации всего сущего, в том числе жизни. »менно ритм €вл€етс€ той мерой, по которой можно судить о степени организованности или дезорганизованности системы. „еловек, с этой точки зрени€, есть система среди систем, подчин€юща€с€ законам ритма, по которым существует всЄ во ¬селенной. ѕреимуществом человека среди других систем €вл€етс€ его способность не только усваивать внешние ритмы космоса, но и способность производить ритмы. «„еловек состоит из двух субстанций. —убстанции разума и субстанции тела, или материи» [6, с. 10]. «„еловек зависит от внутреннего ритма» [6, с. 20], т.е. способен не только овладеть ритмами космоса, но и самосто€тельно творить ритмы. «„еловек — это тот, кто уже может сам творить» [8, с. 219]. ѕричЄм ≈.ƒ. Ћучезарнова различает несколько фаз развити€ человека в рамках Homo sapiens, прослежива€ эволюционные ступеньки развити€ от Homo к sapiens: от земл€нина, который в большей мере представл€ет из себ€ только тело с его психофизиологическим комплексом и потребност€ми, к человеку разумному (человеку, овладевшему ритмологией).

—истемность воззрений ≈.ƒ. Ћучезарновой состоит в различении времени и пространства, энергии и информации: пространство — это объЄм, заполн€емый различными формами материи, способной мен€ть свои характеристики под воздействием потоков времени. Ёнерги€ — это основа протекани€ / существовани€  природных процессов. »нформаци€ — основа протекани€ / существовани€ социальных процессов. ћетафизика ритмологии строитс€ вокруг представлений о времени, где врем€ – своеобразный аттрактор всей системы комплексов сущего. ¬рем€ €вл€етс€ питающим светом пространства, энергии, информации. ¬рем€ представлено в текстах ≈.ƒ. Ћучезарновой как основа лучевой вселенной, где луч — это источник разума и времени: луч-свет-мир — такова иерархи€ основного закона этого мира.

Ёнерги€ раздел€етс€ на €дерную (плотную, телесную): «вс€ €дерна€ энерги€ направлена на перестановку в пространстве», тогда как «существует и не€дерна€ энерги€» [9, с. 5]. Ќе€дерна€ энерги€ св€зана с пробуждением в человеке самосознани€ и обретени€ разума. «Ћюди <…> умеют переизлучать врем€. Ёто и есть не€дерный источник энергии» [9, с. 7]. ѕредставление о «переизлучении» €вл€етс€ важным концептом в учении ≈.ƒ. Ћучезарновой, оно обозначает возможность сознательного переструктурировани€ времени посредством ритмологической практики и ритмодействи€. «≈сли человек начинает мыслить, он начинает переизлучать» [9, с. 7].

ƒругим важным положением ритмологии €вл€етс€ представление о циклах. «÷икл — это повтор, повторение, а ритм — это первотолчок, процесса ещЄ нет, он пойдет позже, идЄт только самое первое прикосновение. ѕроцесс идЄт только в пространстве, во времени же процессов нет» [9, с. 7].. ѕредставлени€ ≈.ƒ. Ћучезарновой о времени, которое, €вл€€сь физической субстанцией, вместе с тем, не может быть описано ни через какие физические пон€ти€, позвол€ет рассуждать о нЄм в «меонических категори€х» (не-сущего). «Ќе€дерные источники энергии позвол€ют нам порождать энергию как бы ниоткуда» [9, с. 17]. ј это, в свою очередь, открывает простор дл€ проективно-утопических идей, которыми прославилс€ русский космизм: наступление 5-й и 6-й расы лучистых, лучевого питани€ и др., которым посв€щены многие тексты ≈.ƒ. Ћучезарновой. «Ќаступает эра не€дерной энергии» [9, с. 28].

ѕотенциал «безумных идей» русского космизма не только не канул в Ћету истории, но получил бурное развитие к началу века XXI-го в нашей стране. ѕредставлени€ и метафизические идеи ј.ј. Ѕогданова и ≈.ƒ. Ћучезарновой (ћарченко) сближаютс€ в р€де пунктов, которые позвол€ют высказать гипотезу о концептуальном единстве и преемственности представлений на основе мировоззренческого пол€ идей русского космизма:

1. ѕреодоление философии: и ј.ј. Ѕогданов, и ≈.ƒ. Ћучезарнова стрем€тс€ в своих теоретических построени€х преодолеть философию как разрозненную совокупность систем философии разных авторов в пользу построени€ единой концепции метанауки. ѕо мнению ј.ј. Ѕогданова, «философи€ не может творить чудес, — а между тем разрешение поставленной перед нею задачи с еЄ наличными средствами были бы именно чудом» [11, с. 316]. Ёмпириомонизм снимает проблему материи и духа посредством рассмотрени€ психического (душа, дух) как индивидуально организованного опыта, а материального (тело) как социально организованного опыта, т.е. различа€ степени организации опыта внутри системы «человек». ƒл€ ≈.ƒ. Ћучезарновой философи€ есть праматерь всех наук, однако, образно говор€, дети (науки) вырастают и идут дальше. ¬селенна€ и человек вступают во взаимодействие через ритм, который €вл€етс€ универсальным организующим началом всего сущего, и ритмологи€ может рассматриватьс€ как прообраз такой метанауки будущего.

2. ћатериалистический антропологизм: обе концепции рассматривают человеческую психику в качестве материального процесса и вырастают из базового представлени€ о человеке как о системе, организующим комплексом которой €вл€етс€ мозг и сознание. ј.ј. Ѕогданов  развивает концепцию «эмпириомонизма», в основе которой лежит реалистический взгл€д на сознание и психику человека, €вл€ющимис€ действительным отражением объективной реальности. ѕрактика и опыт €вл€ютс€ решающим фактором, который помогает человеку сформировать себ€ человеком и преобразовать мир. Ёмпириомонизм есть опыт плюс организаци€. ≈.ƒ. Ћучезарнова предлагает рассматривать опыт и организационные процессы сквозь призму представлений о ритме, в которых «человек — это ритм» [10, с. 9], выстраива€ теоретическую концепцию ритмологии и практический ритмометод 7–0 как антропологию.

3. ќрганизационна€ наука будущего сквозь призму опыта. ќпыт: субъективный и коллективный — положен в основу обеих концепций в качестве категории познани€. «¬с€ка€ человеческа€ де€тельность объективно €вл€етс€ организующей и дезорганизующей. Ёто значит: вс€кую человеческую де€тельность — техническую, общественную, познавательную, художественную — можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрени€» [5, кн., с. 69]. “аким образом, «все интересы человечества — организационные», «а отсюда следует: не может  и не должно быть иной точки зрени€ на жизнь и мир, кроме организационной» [5, кн., с. 71]. –итмологи€ подхватывает эти мысли и творчески реализовываетс€ в ритмометоде 7–0. ≈.ƒ. Ћучезарнова высказывает смелое предположение, что главным организатором всего сущего €вл€етс€ ритм. «„то значит ритм? – кусочек живого времени оформлен определЄнным образом словами.  огда вы начинаете прочитывать –итм, к вам приходит живое врем€, поэтому ритмы проникают в любую проблему и убирают еЄ. –итм выбираетс€ по слову-организатору: вы выбираете какое-то слово, одноимЄнное с вашей проблемой, находите нужный ритм и его прочитываете. ∆ивое врем€ «входит» в проблему, и она исчезает, так как врем€ всегда порождает пространство, а проблемы живут в пространстве» [8, с. 14].

Ќаука об организации опыта выдвинута в проекте тектологии ј.ј. Ѕогданова как задача «объединени€ всего организационного опыта человечества в особую общую науку об организации» [11, с. 322], предложив свой оригинальный путь построени€ тектологии от философии к организационной науке. «ќбласть организационного опыта совпадает с областью опыта вообще» [5, с. 73]. ” ≈.ƒ. Ћучезарновой находим не менее дерзкую программу: «наука ритмологи€, или мы назовем еЄ «искусство ритмологии» (это и наука, и искусство, и культура, и всЄ-всЄ сразу)» [10, с. 26]. «ќбычный человек работает только в трЄх координатах и врем€ дл€ него — это просто календарь. ј ритмологи€ начинаетс€ с того, что врем€ — это физическа€ величина, с которой можно работать. ≈Є можно сгущать и помещать внутрь мозга» [1, с. 17].

4. –еализаци€ обозначенных программ с помощью художественных средств. ј.ј. Ѕогданов €вл€етс€ автором р€да романов: « расна€ звезда», «»нженер ћэнни», «ѕраздник бессмерти€», которые рисуют утопические проекты возможной практической реализации идей тектологии и эмпириомонизма в будущем социальном пространстве человечества. ¬ творчестве ≈.ƒ. Ћучезарновой также представлены художественные произведени€ в русле той же проективно-социальной тематики: книги «»–Ћ≈ћ», «–адасте€», «ƒверной звездолЄт», в которых на €зыке образов и метафор рассказываетс€ о возможной реализации ритмологической программы в отдалЄнном будущем.

“аким образом, проект русского космизма исторически €вл€етс€ своего рода творческой идейной площадкой дл€ свободной реализации смелых идей, не вписывающихс€ в современный контекст научных идей. ¬ случае с ј.ј. Ѕогдановым иде€ тектологии как всеобщей организации опыта получила признание лишь спуст€ более полувека полнейшего забвени€ его творчества. —егодн€ возвращение его идей в оборот научной мысли в качестве методологических составл€ющих теории организации и систем символически восстанавливают историческую справедливость. ћысли ј.ј. Ѕогданова нашли своих преемников среди многих учЄных современности. ≈.ƒ. Ћучезарнова (ћарченко), вз€в за основу мысль о необходимой организации всего сущего,  выстраивает собственную концепцию организации и опыта человеческого быти€ через пон€тие о ритме, создава€ в наше врем€ науку ритмологию, котора€ суммирует и развивает идеи русского космизма на новом витке знаний о человеке и ¬селенной.

—писок используемой литературы:

  1. јлександр Ѕогданов / “.—. ѕротько, ј.ј. √рицанов. – ћинск :  нижный дом, 2009. – 256 с. – (ћыслители XX столети€).
  2. “ахтадж€н ј.Ћ. “ектологи€: истори€ и проблемы // —истемные исследовани€. ≈жегодник. – ћ.: Ќаука, 1971.
  3. ”Ємов ј., —араева »., ÷офнас ј. ќбща€ теори€ систем дл€ гуманитариев. – ¬аршава: Universitas Rediviva, 2001.
  4. ћоисеев Ќ.Ќ. Ћюди и кибернетика. – ћ.: ћолода€ гварди€, 1984.
  5. Ѕогданов ј.ј. “ектологи€. ¬сеобща€ организационна€ наука / под. ред. јкад. ј.Ћ. јбалкина, акад. ј.√. јганбег€на, акад. ƒ.ћ. √вишиани, акад. ј.Ћ. “ахтадж€на, докт. биол. наук ј,ј, ћалиновского. – ћ.: Ёкономика, 1989.  н. 1 – 304 с.,  н. 2 – 351 с.
  6. ћарченко ≈.ƒ. ѕрочти себ€ / –итмологи€: недел€ за неделей. – —ѕб.: јвторский ÷ентр «–јƒј“—», 2008. – 280 с.
  7. Ћучезарнова ≈.ƒ. ќбо мне забот€тс€. – —ѕб.: «–итмовзлЄт», 2013. – 216 с.
  8. ћарченко ≈.ƒ. ¬ русле времени, в режиме пространства. – —ѕб.: јвторский центр «–јƒј“—», 2000. – 304 с.
  9. ћарченко ≈.ƒ. –итмологи€ об экономике и управлении. – —ѕб.: јвторский центр «–јƒј“—», 1999. – 56 с.
  10. ћарченко ≈.ƒ. ќсвобождение от энергий. – —ѕб.: јвторский центр «–јƒј“—», 2005. – “. 1. – 512 с.
  11. Ѕогданов ј.ј. ‘илософи€ живого опыта. – 3-е изд. – —ѕб., 1923.
  12. Ћучезарнова ≈.ƒ. „еловек и врем€. – —ѕб., 2017. – 56 с.

јвтор статьи:  ћиронов ƒанила јндреевич, кандидат философских наук (ѕервый —анкт-ѕетербургский государственный медицинский университет имени академика ».ѕ. ѕавлова ћин. здравоохранени€ –‘).

ѕервоисточник статьи: ‘илософский журнал « онтекст и рефлекси€: философи€ о мире и человеке» “ом 8. є1ј, 2019 | —тр. 64-72.»зд-во: «јналитика –одис»
»сточник публикации: 
Ќќ¬ќ—“» Ќј” » 2018/2019: https://nauka-news.okis.ru/news/1484008

 онтекст и рефлекси€

–убрики:  –»“ћќЋќ√»я
–итмологи€
≈¬ƒќ »я ћј–„≈Ќ ќ
≈вдоки€ ћарченко
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку