-Рубрики

 -Метки

12 колен анекдоты антисемитизм арабо-израильский конфликт архитектура библейские образы вклад евреев в мировую цивилизацию деревья древний мир душа евреи евреи в мире евреи в россии евреи в ссср евреи в сша евреи во время войны евреи на войне еврейская кухня еврейская мудрость еврейские женщины еврейские истории еврейские традиции еврейский образ жизни еврейское счастье живопись иврит идиш иерусалим известные люди о евреях израиль израиль сегодня израильтяне имена имена и фамилии искусство история в лицах история еврейского народа история современного израиля иудаизм йом ацмаут йом кипур каббала календарь кино краткая еврейская энциклопедия литература молитвы музеи музыка наука и техника недельные главы нобелевская премия новое и новейшее время одежда одесса основная символика песах песни песни на иврите посты поэзия праведники мира праздники предметы-символы природа природа израиля прогулки по израилю прогулки по израилю. тель-авив пурим раввин рош а-шана самоидентификация сельское хозяйство семья символика растений символика чисел симхат тора синагога скульптура средние века стена плача суккот театр теилим тора тора и наука ту би-шват фауна фольклор фото фото-свидетельства хайфа ханука холокост храм цахал цветы шаббат шавуот юмор

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
21:16 09.07.2012
Фотографий: 8

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rinarozen

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.10.2011
Записей: 7348
Комментариев: 6206
Написано: 14917


Как старый еврей попал на картину Пикассо

Вторник, 25 Октября 2016 г. 21:54 + в цитатник

25 октября 1881 года родился великий испанский художник, который однажды нарисовал еврея.

Картина «Старый еврей с мальчиком» (или просто «Старый еврей») была написана Пабло Пикассо в 1903 году. В этот период в работах художника преобладает тема человеческих страданий — бедности, старости, холода, болезни и голода («Завтрак слепого», «Аскет», «Старый гитарист» и «Трагедия»). Все герои картин этого этапа творчества Пикассо — так называемого «голубого периода» — пребывают в глубокой невыразимой депрессии, которая часто сочетается со слепотой. Известный своей подверженностью ипохондрии Пикассо часто использовал тему слепоты в своих работах — скорее всего как посвящение отцу, тоже художнику, у которого стало ухудшаться зрение.

Физическая немощь интересовала Пикассо как метафора духовности, которая благодаря страданиям только растет. Он стал использовать обратную аллегорию пяти чувствам: зрение символизировал незрячий; вкус — голодный человек, смотрящий в пустую тарелку; слух — дряхлый гитарист, который полностью оглох от старости. И хотя работы «голубого периода» сам художник позднее назовет «сентиментальностью и только», они продолжают оставаться одними из самых волнующих и знаменитых его картин.

Наверное, полотно «Старый еврей» — это самая однородная с точки зрения цвета картина «голубого периода». Небольшие желтоватые элементы и бледные тона двух лиц контрастируют с глубокими синими тенями. Холодный, проникновенный и меланхоличный синий подчеркивает отчужденность персонажей, отвергнутых обществом — они были отброшены на задворки цивилизованной жизни и стали практически невидимыми, незначительными.

 

 
Редкая подписанная копия картины Пабло Пикассо «Старый еврей» (1903), оригинал находится в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков в Москве
 
Редкая подписанная копия картины Пабло Пикассо «Старый еврей» (1903),
оригинал находится в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков в Москве.

 

В воспоминаниях самого Пикассо, его мемуаристов или историков нет никаких однозначных фактов, объясняющих почему Пикассо выбрал именно еврея в качестве главного персонажа своей картины. Впрочем, комментаторы отмечают, что набросков этого полотна не существует, и скорее всего, реального прототипа старого еврея тоже не было. Вероятно, этот образ возник в воображении художника. Но имеются основания полагать, что этот старик стал собирательным персонажем, в котором слились юношеские впечатления и переживания мастера. Можно выделить три наиболее вероятные причины такого выбора.

Во-первых, многие эксперты живописи полагают, что тоска и грусть Пикассо, которыми пропитан «голубой период», во многом объясняются крайне неприглядными условиями жизни в Барселоне в начале прошлого века, где несчастных и убогих калек можно было увидеть повсюду. Пикассо часто бродил по трущобам города и видел крайнюю нищету еврейских домов — и все это, разумеется, оставило в его сердце скорбный отпечаток. В Барселоне произошло множество важных событий в истории иудаизма — в частности, там родился выдающийся авторитет Галахи и комментатор Танаха и Талмуда Рамбан (Нахманид, рабби Моше Бен-Нахман), который провел знаменитый диспут с крещеным иудеем Пабло Кристиани в 1263 году. И тем не менее, в этом городе в течение 400 лет практически не было евреев — после того, как испанский король Фердинанд и королева Изабелла в 1492 году издали эдикт, наказывающий иудеям креститься либо покинуть страну, еврейская община фактически исчезла. Первые иудеи, которые вернулись сюда в конце 19-го века, были еврейскими нищими из Северенной Африки и Восточной Европы.

Учитывая все это, вполне возможно, что в качестве персонажа своей картины Пикассо выбрал именно еврея, так как видел в нем представителя класса бедняков и изгоев, которым художник очень симпатизировал. Вероятно, он почувствовал связь с этим страдающим народом, потому что и сам в то время жил в нищете, чувствовал себя отвергнутым и презираемым.

«Кто еще писал настолько точные портреты жертв концентрационных лагерей еще до того, как половина этих людей даже не появилась на свет? Полотно “Старый еврей” может служить эмблемой Аушвица 1944 года», — пишет Норман Мейлер своей книге «Пикассо. Портрет художника в юности».

Другое объяснение такого выбора может заключаться в том, что Пикассо нравились еврейские семейные ценности (в его родительском доме царили другие порядки). На картине изображен изможденный нищий старик, обнимающий маленького мальчика, который грустно ест кусок хлеба. Одежда подчеркивает контраст между этими двумя персонажами — на старике рубаха и рваные штаны, которые не доходят даже до щиколоток, его худые как у скелета ноги ничем не прикрыты, а вот мальчик полностью укрыт накидкой, его тела почти не видно.

Создается ощущение, что старик пожертвовал собой, чтобы спасти мальчика — любую, даже самую скромную еду, которая попадает ему в руки, он отдает ребенку. С давних пор одним из главных принципов еврейской семьи было — и остается сейчас — жертвование собой в пользу детей. Пикассо наблюдал за этими традициями в трущобах Барселоны, и они произвели на него глубочайшее впечатление.

Третья причина основывается на предположениях, что бабушка Пикассо по маминой линии была еврейкой, и это, конечно же, тоже делает его евреем. В знаменитой биографии художника Джон Ричардсон пишет о дедушке Пикассо:

«Об этом странном доне не известно практически ничего… кроме того, что он взял в жену пухлую молодую женщину из Малаги, Инес Лопес Роблез, которую по слухам звали Маранна (и она была иудейского происхождения)».

Пикассо волновала тема Холокоста, и он всегда очень переживал за евреев. 25 августа 1948 года художник сел на самолет и впервые полетел в Польшу — там он посетил уже пустое и гулкое Варшавское гетто. Услышав от представителя городских властей беспечное замечание по поводу «еврейского вопроса» — мол, «в Польше жили не одни евреи», — Пикассо вспыхнул: «Я всегда и везде говорил, что я — еврей. И моя живопись — это еврейская живопись, разве нет?».

Эти слова Пикассо наверняка сказал с нотками сарказма. Он имел в виду, что его картины часто называли «дегенеративным искусством», которое так порицали последователи Гитлера. К слову, нацисты также утверждали, что в Пикассо течет еврейская кровь.

В Аушвице Пикассо не сдержал слез. За пару лет до этого он так же расплакался, целуя аушвицкий лагерный номер, выжженный на руке своего друга и поэта Жака Превера, с которым они увиделись после окончания войны впервые за долгие годы.

Оригинал: JewishPress

Перевод: Ганна Руденко

http://jewishnews.com.ua/ru/publication/kak_stariy_evrey_popal_na_kartinu_pikasso

Рубрики:  ИСКУССТВО и ЛИТЕРАТУРА/живопись
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям