Мы достигли того, что в две минуты человеческое слово может облететь планету. Но что же принесетоно в этой поспешности? Или сведения биржи, или спорта, или клоунады. Как же необходимо всемимерами очистить качество мышления, чтобы не унижать и не обезображивать прекрасные завоеваниячеловеческого гения. В школах уже начинают говорить иногда о необходимости развития творческогоначала и организации мысли. Если из этого благого предприятия не будет сделана убийственнаястандартизация, то, может быть, где-то произойдет толчок, который поможет школьным поколениямзадуматься над тем, что есть благородство мысли? Что есть героизм? Что есть самоотвержение исамопожертвование? И именно тогда кто-то поймет ту простую истину, что лишь отдавая мы получаем ижертвуя мы обогащаемся. И поймет это не только в узко материальном значении, но и во всем томистинном богатстве, источником которого является дух. Вот эта физиология духа, о которой именнотак часто теперь приходится говорить, и будет тем практическим жизненным началом, которое еще разпривлечет абстракцию в действительность.
В наших объединениях не будем бояться этих синтезов понимания жизни, без псевдооккультизма имистицизма. Да, мы приветствуем каждое завоевание духа и света, и мы понимаем, что механика тогдаделается истинной механикой, когда с нею соединено и понятие искусства.
Итак, через друзей наших будем объяснять всепроникающее понятие прекрасного искусства, котороеспасут нас от мертвящей стандартизации, от губительного засорения жизни. Мы будем твердить, чтоэто не общие места. Повторим, что понятие благородства и достоинства мышления не есть ханжество,но есть признак истинного творчества, которому обязывает нас Божественная искра духачеловеческого. Укрепляясь взаимно сами, мы скажем эти же слова и школьным поколениям. При этомпокажем им, что мы не пытаемся унизить их детскими игрушками, но истинно зовем их ксотрудничеству. Ведь каждый ребенок гордится, если ему поручают работу большого. Только тогда ондействует осмотрительно и бережно, стараясь не унизиться перед взрослыми. Обратите внимание, детигораздо больше любят книги взрослых, нежели искусственно стилизованные, якобы детские книги, вкоторых какие-то большие старались натянуть себе детские штанишки. Эти же соображения относятся ик толпе, которая по существу своему гораздо лучше, нежели обычно полагают. Лишь невежество думает,что для толпы необходима вульгарность, – нет, можно назвать тысячу примеров, когда знак геройстваодухотворял толпу гораздо возвышеннее и действеннее, нежели клоунада и плоская шутка. Благородствои героизм для нас пусть не будут отвлеченностью, но пусть сделаются почетными гостями нашихповседневных трапез. И опять, пусть не будет в устах наших пустым звуком, когда мы скажем, что мывсе будем посвящать наши силы положительному началу творчества. Изучая историю искусств, мы видим,какие именно признаки сопровождали созидательные и разрушительные моменты. Бережно инепредубежденно будем выбирать эти искры положительного творчества и будем пытаться вносить их вовсю нашу повседневную жизнь.
Февраль 1931 г.
Гималаи.