Я — репетитор. Много лет я общаюсь с абитуриентами и их родителями — не переставая удивляться тому, насколько произвольно, хаотично, иррационально большинство людей выбирает вуз, в котором собираются учиться, а также стратегию поступления; сколько сил и средств чаще всего тратят впустую. Почему? — спрашиваю я себя. — Почему так мало внимания уделяют собственному выбору, заменяя его штампами и суевериями? Почему и абитуриенты, и родители из года в год рассказывают мне одни и те же мифы? И откуда эти мифы берутся?
По моим наблюдениям, некоторые из этих мифов опираются на когда-то актуальную, но давно уже устаревшую информацию. А другие никогда не имели под собой реальной основы — однако передаются, как вирус, от человека к человеку и даже распространяются с помощью СМИ. Видимо, они так живучи потому, что их истинность сложно проверить.
Итак, миф первый.
«Самые популярные профессии — экономист и юрист. Самые престижные специальности — маркетинг и пиар-технологии».
Первое и краткое знакомство с рейтингами профессий будущего, представленными в Интернете, показывает, что через несколько лет лидирующие позиции в них займут инженеры, химики, биологи и экологи.
По словам председателя правительства РФ Виктора Зубкова, проблема несбалансированности рынка труда и образовательных услуг характерна для высшей школы: «...Из 1,2 миллиона выпускников вузов порядка 40% — юристы или экономисты. При этом промышленности крайне не хватает технологов, металловедов, других специалистов».
Миф второй.
«Самое главное — посещать подготовительные курсы при вузах».
В этом меня постоянно, с сентября по декабрь, пытаются убедить и абитуриенты, и родители. Записались на курсы — порядок! Теперь точно поступим. Приходит зима, а с ней первые пробные экзамены в школе — и вот уверенность в том, что все сделано правильно, куда-то испаряется. Курсы «съедают» два-три вечера в неделю, времени у школьника не остается ни на спорт, ни на хобби — а тройка по математике как была, так и осталась.
Не потому ли начало февраля — один из ежегодных максимумов спроса на репетиторские услуги? Начинаешь выяснять, что же происходит на курсах — оказывается, во многих случаях там читают лекции для двадцати, а то и ста человек. Преподаватель у доски разбирает задачи, один-два счастливца все понимают, а остальные просто записывают. Или общаются. Или тусуются. Непонимание накапливается, школьник осознает это, но продолжает «посещать курсы». И когда я спрашиваю: «Зачем?» — отвечает: «Я пока что хожу и все записываю, а когда-нибудь, в свободное время — разберусь». А родители озвучивают другую версию: «К тем, кто посещал курсы, будут лучше относиться на вступительных экзаменах. А еще там можно познакомиться с преподавателями из вуза, и они обязательно помогут».
Вот только светлое «когда-нибудь» так и не наступает. Наоборот — чем ближе к выпускным экзаменам, тем меньше свободного времени. И преподаватели почему-то не предлагают всем подряд помощь на экзаменах. Они, поверьте, — тоже люди. Их уже достали те, кто просто «посещает» занятия или надеется каким-то образом купить поступление.
А за неделю до экзаменов к абитуриенту и родителям приходит озарение: главное, оказывается, было — не «посещать», а знать и уметь.
Миф третий
«Репетитора надо искать через знакомых».
Двадцать лет назад это было правдой. Тогда мы, репетиторы, себя не афишировали. Многое изменилось. Переименовали улицы и города, снесли памятники и построили новые, появился Интернет, а миф о поиске репетитора через знакомых все живет, копируясь из одной статьи в другую, как осколок прошлого.
Миф четвертый.
«Натаскайте нас к экзамену…»
Многие родители представляют работу репетитора именно как «натаскивание», причем касается это и точных наук, и гуманитарных, и даже иностранных языков. Дескать, репетитор в течение занятия обязан впихнуть в ученика максимальное количество типовых задач, или фактов, или каких-либо секретных приемов спасения на экзаменах, а ученик пассивно, не жуя, с той же скоростью поглощает информацию. Часто мне так и говорят: «Нам не нужно знать математику. Просто натаскайте к экзамену. Ну что вам стоит, мы все равно решили деньги потратить».
Но так не бывает. Работа репетитора-профессионала ничего общего с этим варварским методом не имеет. Ведь цель репетитора — сделать так, чтобы ученик знал и умел. Чтобы научился самостоятельно думать, чтобы сам, без подсказок, решал все более сложные задачи. И для этого придется не просто «тратить деньги», а по-настоящему работать.
Видимо, в надежде на магическое «натаскивание» многие обращаются к нам, когда уже и петушок клюнул, и рак свистнул, и до экзамена две недели осталось. Типичная ситуация — ученик перестал воспринимать математику в пятом классе, а в одиннадцатом родители нашли репетитора. Школьник к этому моменту успел всей душой возненавидеть математику, а также составить мнение о себе как о неспособном двоечнике. Теперь репетитору предстоит пройти с ним программу пятого, шестого и последующих классов, а главное — реанимировать его почти скончавшуюся самооценку.
Миф пятый.
«Способности либо есть, либо их нет от природы».
Знаете, что является главным препятствием в обучении? Что не дает человеку учиться, осваивать новое, развиваться и расти? Нет, не отсутствие денег — их всегда можно заработать, была бы цель. И не какие-то жизненные обстоятельства — у других «обстоятельства» могут быть еще хуже. Главное препятствие в обучении — это неверие в свои силы. Это слова: «Я никогда этому не научусь, я тупой, у меня нет способностей», — и тому подобные.
Репетиторы знают: если ученик говорит, что у него «нет способностей», что ему уже все неинтересно — работать с ним будет крайне сложно. Придется использовать весь диапазон репетиторских приемов, чтобы убедить ученика, что он хороший, умный и сообразительный.
Потому что способности даны всем. Они как семена, из которых может вырасти сад.
А может и не вырасти. Говорите, почаще говорите своему ребенку, что он балбес, бестолковый, неспортивный, полностью лишен математического мышления, что ему медведь на ухо наступил, и вообще он весь не такой и неправильный — и соответствующие способности загнутся, как семена, попавшие в ядовитую жидкость. К счастью, это произойдет не сразу — все-таки у детей и подростков колоссальный запас прочности. Им очень — на самом деле! — очень хочется, чтобы у них все получалось. Чтобы хотя бы раз получилось!