-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Redmaster

 -Подписка по e-mail

 


Системы нелинейного монтажа: история направления

Четверг, 17 Ноября 2011 г. 13:12 + в цитатник



Системы нелинейного монтажа: история направления

Системы нелинейного монтажа (NLE — nonlinear editing) в 2011 году празднуют своеобразный юбилей, 40 лет. За это время они заняли доминирующее положение в сфере производства теле-, видео- и даже кинопродукции.

Авторство термина «нелинейный монтаж» приписывают Майклу Рубину (Michael Rubin), который впервые использовал его в своей книге «Нелинейный монтаж: руководство для цифрового кино и видеоредактирования» (Nonlinear: A Guide to Digital Film and Video Editing - Triad, 1991). Со временем термин «нелинейный монтаж» стал официально принятым.

В 80-е мир переживал компьютерный бум. Персональные компьютеры проникают во все сферы жизни. Неудивительно, что нашлись желающие использовать персональный компьютер для облегчения монтажа.

Попытки соединить в себе достоинства линейного монтажа и компьютера получили название Системы гибридного монтажа. Они позволяли использовать компьютер для наложения титров, микширования изображения, наложения эффектов, управления видеомагнитофонами. В целях экономии ресурсов компьютера его задействовали только на тех участках, где это было необходимо, а части материала, где не вносились изменения, просто переписывали с одного магнитофона на другой.

Первой системой для нелинейного монтажа принято считать CMX 600, представленную в 1971 году компанией CMX Systems (совместного предприятия компаний CBS и Memorex). CMX назвал его RAVE, от Random Access Video Editor («Редактор видео прямого доступа»).

CMX 600 была выполнена в виде консоли с двумя черно-белыми мониторами. Правый монитор использовался для просмотра предварительного видео и редактирования. Левый монитор отображал готовое видео. Монтаж производился с помощью светового пера. Монтажёр выбирал из списка, который отображался поверх изображения на экране, варианты действия над видеорядом.

Консоль редактирования была соединена с двумя стойками вспомогательного оборудования (которое, как правило, располагалось в другой комнате). Первая стойка содержала оборудование для системы контроля и компьютер Digital PDP-11 с 32 килобайтами оперативной памяти. Вторая содержала всю аудио-видеоэлектронику и Skip-Field Recorder. Запись и воспроизведение проводились в аналоговой форме на модифицированные дисковые накопители (поставлялись Memorex и широко применялись для хранения данных в компьютерах 70-х годов). Качество как изображения, так и звука было очень низким, но это давало возможность продлить время записи.

CMX 600 мог поддерживать до шести пакетов магнитных дисков, общее время записи составляло 27 минут. Каждый пакет мог хранить до 5,4 минуты видео NTSC, или 4,5 минуты видео PAL.

В основном использование компьютеров сводилось к осуществлению с их помощью чернового монтажа (Offline editing) и получения листа монтажных решений (EDL) с указанием тайм-кодов монтажных стыков. CMX 600 работал в паре с CMX 200, который, используя информацию EDL, управлял несколькими видеомагнитофонами для автоматической сборки видеопрограммы.

Если учесть стоимость компьютеров и NLE в то время (CMX 600 в 1971 году стоил $250 000!) и тот факт, что монтаж все равно делают на линейке, напрашивается вывод: это была дань моде на компьютеризацию, дорогая и не слишком полезная игрушка.

На самом деле не совсем так. Во-первых, монтажеры получили одно из важнейших свойств систем NLE – произвольный мгновенный доступ к любым медиафайлам проекта. Не было необходимости тратить время на бесконечное перематывание пленки в поисках нужного кадра. А это здорово экономило время.

Во-вторых, было относительно легко пробовать разные варианты монтажа, менять местами целые куски материала или отдельные кадры, производить монтаж в любой последовательности (например, сначала монтировать конец программы, затем ее начало, потом середину и т.д.), применять разные эффекты и видеть, как они будут выглядеть в результате. Таким образом можно было создавать несколько вариантов EDL, т.е. несколько вариантов монтируемой программы.

Всего было изготовлено шесть систем CMX 600 RAVE, которые использовались для редактирования нескольких телевизионных шоу и рекламных роликов.

В 80-х годах были построены системы нелинейного монтажа с использованием в качестве носителей информации лазерных дисков или видеокассет. Одним из примеров таких ленто-дисковых систем был Edit Droid компании LucasFIlm Джорджа Лукаса (автора «Звездных войн» и «Индианы Джонса»). Система впервые представлена на выставке NAB в 1984 году.

Edit Droid использовал несколько проигрывателей лазерных дисков для воспроизведения в необходимой последовательности клипов, записанных на разных дисках. После окончания чернового монтажа список монтажных меток (cutlist) передавался в кинолабораторию, где осуществлялся физический монтаж кинопленки. Аналогичная система (SoundDroid) была изготовлена для монтажа звука, она стала прообразом современных цифровых станций для нелинейного аудиомонтажа.

В EditDroid впервые применен теперь привычный для нас графический интерфейс: клипы отображались в виде иконок и размещались вдоль шкалы времени (timeline).

Лазерные диски того времени были несовершенны, вмещали мало материала и были очень дорогие в производстве. Потому EditDroid не получил широкого распространения (было выпущено только 24 станции). Не пользовался он популярностью даже у своего создателя: Джордж Лукас частично использовал его только при создании сериала «Хроники молодого Индианы Джонса».

В 1987 году проект был закрыт, а в 1993-м все разработки по EditDroid были приобретены компанией Avid Technology.

В 1985 году компания Quantel выпускает Harry – первую полностью цифровую систему для композитинга и монтажа видео. И хотя из-за ограниченного объема жестких дисков с ее помощью можно было редактировать только до 80 секунд видео, это уже было несжатое(!) видео вещательного качества. Quantel приняла перспективное и революционное решение, опережающее свое время. Последующее развитие NLE еще не раз будет идти впереди компьютерных технологий и, по сути, стимулировать их рост.

В 1989 году появились две новинки. Editing Machines Corp. выпустила EMC 2 – систему для чернового (offline) нелинейного монтажа на жестких дисках. И американская AVID Technology представила первую версию Avid Media Composer Avid/1.

Avid/1 работал на платформе Apple Macintosh. И снова разработчики столкнулись с проблемой: у компьютеров Macintosh II имелось ограничение на максимальный объем видеоматериалов (50 Гб), с которыми можно было работать одновременно. Потому использование Media Composer ограничивалось только производством рекламы и небольших сюжетов. Решение проблемы нашла группа под руководством Рика Айя (Rick Eye) из компании Digital Video R&D (канал Disney Channel). В 1993 году их совместными усилиями был представлен комплекс, позволявший монтировать при помощи Avid Media Composer на платформе Apple Macintosh полнометражные художественные и документальные фильмы, а также большие телепрограммы, с имеющимся доступом к 7 Тб цифровых видеоданных. Началось многолетнее доминирование компании Avid на рынке систем NLE.

Но до того, в декабре 1991-го, фирма Adobe выпустила видеоредактор Adobe Premiere 1.0 для платформы Apple Mac. И хотя новинка скорее напоминала мультимедийную игрушку, чем приложение для профессионального применения (работа с видеоклипами QuickTime разрешением 160x120 пикселей), однако это был первый шаг к созданию одного из самых популярных редакторов для нелинейного монтажа.

В то же время небольшая американская компания DataTranslation, желая потеснить продукцию Avid на рынке, вкладывает около $12 млн в разработку собственного видеоредактора, который использует запатентованные ею алгоритмы сжатия и специальные компоненты устройства. В августе 1993-го появилась новая монтажная система Media100. Пользователи получили недорогую и очень качественную платформу для монтажа.

Вдохновленная успехом DataTranslation группа программистов во главе с Ренди Убиллосом уходит из Adobe в Macromedia, чтобы работать над новым видеоредактором под названием Key Grip. Финансовые проблемы и затянувшаяся разработка заставили Macromedia отказаться от этого проекта. Но ныне покойный Стив Джобс смог разглядеть перспективность разработки команды Key Grip и предложил им работать в Apple. Так в 1999 году появился знаменитый Final Cut. Есть мнение, что решению Apple обзавестись собственным видеоредактором поспособствовали заявления Avid переориентировать свои программы на платформу РС. Вскоре Final Cut Pro сумел значительно потеснить программы Avid не только в сфере видео, но и кинопроизводства.

К середине 90-х началось массовое внедрение систем нелинейного монтажа в телевизионную и киноиндустрию. Этому способствовали развитие цифровых технологий, совершенствование и доступность компьютерной техники. Характеристики персональных компьютеров возросли настолько, что они уже могли обрабатывать видео в полном разрешении, получая готовую программу вещательного качества.

В 1995 году Adobe выпускает Premiere 4.2 – программу, позволившую перейти из разряда мультимедийных игрушек в разряд профессиональных приложений для видеомонтажа.

В 1996-м немецкая компания Fast представила систему нелинейного монтажа Fast 601. Она стала родоначальником стандартов характеристик, которые сегодня стали обязательными для любой солидной монтажной системы:

- поддержание максимально возможного количества форматов;

- способность импортировать, экспортировать, транскодировать видео и звук в различных аналоговых и цифровых форматах;

- оптимизация часто повторяющихся операций;

- максимальная разгрузка аппаратной части за счет переноса выполнения функций на программный уровень;

- выполнение некоторых процессов в фоновом режиме.

Fast 601 в некоторой мере открыл любителям доступ к профессиональным технологиям.

В 1997 году появились медиасерверы и программное обеспечение, позволяющие работать с одним и тем же медиафайлом на нескольких монтажных станциях по сети.

В конце 90-х еще одно революционное решение стало возможно благодаря Стиву Джобсу и разработке компании Apple. Цифровые форматы на базе DV (Digital Video) – DV, DVCAM, DVCPRO 25 позволили обойтись без дорогостоящих плат ввода-вывода изображения. Цифровую камеру или видеомагнитофон подключали через компьютерный интерфейс IEEE1394 (FireWire/iLink) непосредственно к компьютеру. Процесс оцифровки происходил в видеокамере (видеомагнитофоне), а в компьютер передавались уже цифровые данные. Это значительно удешевило процесс производства видео профессионального уровня, сделав его доступным практическому любому пользователю.

В 2000 году вышла знаменитая шестая версия Adobe Premiere. Она была настолько удачной, что и сегодня исправно работает в составе множества монтажных станций.

Среди производителей нелинейных монтажных комплексов сложилась тройка компаний-лидеров: Apple, Avid и Adobe, получившая прозвище ATeam.

В 2001 году в прокат вышел первый полнометражный кинофильм «Видок», который был создан с использованием только цифровых технологий. Фильм снимали на ТВЧ-камкордер Sony HDW-F900 (совместно разработанный Sony и Panavision), финальный монтаж и обработку изображения выполняли на системе чистового киномонтажа iQ компании Quantel. Тогда же был сформулирован основной принцип современного видеопроизводства WYS/WYG: What you see is what you get («Видеть то, что получается»).

В 2008 году появились монтажные системы для стереофильмов. Они обеспечивают возможности для выполнения нелинейного монтажа и цветокоррекции в сочетании с функциями обработки 3D-изображения.

С развитием технологий NLE все больше проникает в киноиндустрию. Сейчас уже трудно представить зрелищный фильм без компьютерных спецэффектов и композитинга. Программы нелинейного монтажа обрастают новыми функциями, интегрируются с другими специализированными программами – аудиоредакторами, программами для создания компьютерных 3D-объектов, анимации и т.д.

Но, как и много лет назад, творческая идея и фантазия авторов аудиовизуальных произведений впереди развития аппаратных технологий.

История циклична. А потому, возможно, мы стоим на пороге ее следующего витка, где будут созданы новые поколения компьютерной техники и инновационные программные средства. Наверняка они позволят удешевить производство теле- и кинопродукции, сделать ее удивительнее, зрелищнее. Будем надеяться, что, получив такие мощные инструменты, авторы создадут не только яркие шоу, поражающие воображение, но и глубокие по смыслу произведения искусства, которые заставят нас, зрителей, измениться. И обязательно к лучшему!



Рубрики:  Оборудование

Аноним   обратиться по имени Четверг, 16 Февраля 2012 г. 02:39 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку