Введение в Каббалу (Птиха)
* Пять уровней в масахе
* Пять парцуфим мира Адам Кадмон
* Ослабление масаха для создания парцуфа
* Таамим, некудот, тагин и отиет
* Рош, тох, соф и облачения парцуфим друг в друга
* Цимцум Бет, называемый Цимцум НеХ"И де А"К
* Место четырех миров АБЕ"А и парса между Ацилут и БЕ"А
* Состояния катнут и гадлут в мире Некудим
* Подъем МА"Н и гадлут мира Некудим
* Некудот: холам, шурук, хирик
* Подъем МА"Н ЗА"Т де Некудим к Аба ве Има и образование сфиры даат
* Разбиение сосудов и их падение в миры БЕ"А
* Мир исправления, родившийся из мецах мира А"К
* Пять парцуфим мира Ацилут. М"А и БО"Н в каждом парцуфе
* Неизменное состояние и подъемы миров БЕ"А в течение 6000 лет
* Миры Брия, Ецира, Асия
* Деление каждого парцуфа на кетер и АБЕ"А
Пять уровней в масахе
Пять парцуфим мира Адам Кадмон
Ослабление масаха для создания парцуфа
Таамим, некудот, тагин и отиет
Рош, тох, соф и облачения парцуфим друг в друга
Цимцум Бет, называемый Цимцум НеХ"И де А"К
Место четырех миров АБЕ"А и парса между Ацилут и БЕ"А
Состояния катнут и гадлут в мире Некудим
Подъем МА"Н и гадлут мира Некудим
Некудот: холам, шурук, хирик
Подъем МА"Н ЗА"Т де Некудим к Аба ве Има и образование сфиры даат
Разбиение сосудов и их падение в миры БЕ"А
Мир исправления, родившийся из мецах мира А"К
Пять парцуфим мира Ацилут. М"А и БО"Н в каждом парцуфе
Неизменное состояние и подъемы миров БЕ"А в течение 6000 лет
Миры Брия, Ецира, Асия
Деление каждого парцуфа на кетер и АБЕ"А
Hebrew
Версия Word
Версия PDF
Содержание
Уроки
Файлы для скачивания
Переводы
Сервисы
1. Рабби Ханания бен Акашия сказал: "Захотел Творец удостоить Израиль, для этого он дал им Тору и Заповеди..." В иврите слово "удостоить" (лизкот) похоже на слово "очистить" (лезакот). В мидраше "Берейшит Раба" сказано: "Заповеди даны только для того, чтобы с их помощью очистить Израиль". Отсюда возникают два вопроса:
а) Что это за привилегия, которой нас хочет удостоить Творец?
б) Что это за "нечистота", "грубость", которая есть в нас и которую мы должны исправить с помощью Торы и Заповедей?
Мы говорили уже об этом в моих книгах "Паним Масбирот у Меирот" и "Талмуд Эсер аСфирот". Повторим сейчас это вкратце. Замысел Творения заключается в том, что Творец захотел насладить создания своей щедрой рукой. Для этого Он создал в душах огромное желание получить это удовольствие, содержащееся в изобилии (шефа, изобилие- то, чем Творец хочет нас насладить). Желание получить как раз и является сосудом для получения удовольствия, заключенного в шефа.
Чем больше желание получить, тем больше удовольствия входит в сосуд. Эти понятия настолько взаимосвязаны, что невозможно их разделить. Можно только указать на то, что удовольствие относится к шефа (т.е. к Творцу), а желание получить относится к творению. Оба эти понятия на самом деле исходят от Создателя и включены в Замысел творения, но, если шефа напрямую исходит из Творца, то желание получать, которое тоже заключено в шефа, является корнем, источником творений.
Желание получать - это принципиально новое, то, чего раньше не существовало. Потому что у Творца нет даже намека на желание получать. Выходит, что это желание является сутью творения, от начала и до конца, единственным "материалом", из которого оно состоит. Все многочисленные разновидности творения - это лишь разные "порции" желания получать, а все события, происходящие с ними, - это изменения, происходящие с этим желанием.
Все, что есть у творений, все, что наполняет и удовлетворяет их желание получать, исходит напрямую из Творца. Итак, все, что существует вокруг нас, на самом деле исходит из Создателя, либо напрямую, как шефа, либо опосредовано, как, например, желание получать, которое у самого Творца отсутствует, но было создано Им для наслаждения творений.
2. Как было сказано выше, желание получать со всеми его разновидностями было заключено в Замысле творения с самого начала. Оно было неразрывно связано с шефа - удовольствием, которое Творец приготовил для нас. Желание получать - это сосуд, а шефа - это свет, который наполняет этот сосуд. Свет и сосуд - это то, что составляет духовные миры. Они неразрывно связаны между собой. Они вместе спускаются сверху вниз со ступени на ступень.
Чем больше эти ступени отдаляются от Творца, тем больше огрубляется и увеличивается желание получать. Можно сказать и наоборот, что чем больше желание получать огрубляется и увеличивается, тем больше оно удаляется от Творца. Это происходит до тех пор, пока не доходит до самого низкого места, где желание получать достигает максимального размера. Это состояние является желательным и необходимым для начала подъема, т.е. исправления.
Это место называется "мир Асия". В этом мире желание получать называется "телом человека", а шефа, свет, называется "жизнью человека". Все различие между высшими мирами и этим миром (олам аЗэ) заключается в том, что в высших мирах желание получать еще не полностью огрубилось, оно еще не полностью отделено от света. В нашем же мире желание получать достигло своего окончательного развития и полностью отделилось от света
3. Вышеприведенный порядок развития желания получать сверху вниз подчиняется порядку 4-х уровней (бхинот). Этот порядок закодирован в тайне четырех буквенного Имени Творца. Порядку этих четырех букв АВА"Я ("йуд-хэй-вав-хэй") подчинено все Мироздание. Эти буквы соответствуют 10-ти сфирот: хохма, бина, тиферет (или зэир анпин), малхут и их корень. Почему десять? Потому что сфира тиферет включает в себя шесть сфирот: хесед, гвура, тиферет, нецах, ход и йесод.
Корень этих сфирот называется "кетер", но часто он не входит в перечисление сфирот, и поэтому говорят: ХУ"Б ТУ"М (хохма и бина, тиферет и малхут). Эти четыре бхины соответствуют четырем мирам: Ацилут, Брия, Ецира и Асия. Мир Асия включает в себя также и этот мир (олам аЗэ). Не существует ни одного создания, которое бы не имело корень в мире Бесконечности, в Замысле творения. Замысел творения - это желание Творца насладить создания.
Он включает в себя и свет, и сосуд. Свет исходит напрямую от Творца, в то время как желание получать было создано Творцом заново, из ничего. Для того чтобы желание получать достигло своего окончательного развития, оно должно вместе со светом пройти через четыре мира: Ацилут, Брия, Ецира и Асия (АБЕ"А). И тогда заканчивается развитие творения созданием сосуда и света, называемых соответственно "тело" и "свет Жизни в нем".
4. Необходимость развития желания получать из четырех уровней (бхинот) и необходимость прохождения его через четыре мира АБЕ"А вызвана правилом, согласно которому только распространение света с последующим его выталкиванием, исчезновением, делают сосуд пригодным для его предназначения.
Объяснение: пока свет наполняет сосуд, свет и сосуд неразрывно связаны между собой, сосуда как такового фактически нет, - он уничтожает сам себя, подобно тому, как огонек свечи меркнет при пламени факела.
Желание удовлетворено - следовательно, его фактически не существует. Оно сможет снова проявиться только тогда, когда свет выйдет из него, перестанет его заполнять. Причиной этого самоуничтожения сосуда является полная противоположность между светом и сосудом - ведь свет напрямую исходит от Сущности Творца, из Замысла творения.
Свет - это желание отдавать, он не имеет ничего, относящегося к желанию получать. Сосуд же является его полной противоположностью - это огромное желание получать свет.
Сосуд - это корень, источник чего-то принципиально нового, чего раньше не существовало: творения. Сосуд не имеет ни малейшего желания отдавать. Так как свет и сосуд тесно связаны между собой, то желание получать аннулируется относительно света. Сосуд приобретает определенную форму только после исторжения из него света. Только после выхода света сосуд начинает страстно желать получить его. Это страстное желание и определяет необходимую форму желания получать. После того, как свет снова входит в сосуд, они становятся уже разными объектами - сосуд и свет, или тело и жизнь. И обрати внимание на это, потому что это - глубочайшие понятия.
5. Как было сказано выше, творение развивается согласно четырем стадиям, бхинот, которые закодированы в имени АВА"Я и называются хохма, бина, тиферет и малхут. Бхина Алеф (1), которая называется "хохма", содержит в себе и свет, и сосуд, состоящий из желания получать. Этот сосуд содержит в себе весь свет, который называется ор хохма (свет мудрости), или ор хая (свет жизни). Потому что это весь свет жизни, который находится внутри творения.
Тем не менее, бхина Алеф все же еще считается светом, а сосуд, заключенный в ней, еще почти не проявляется, он находится в ней как бы в потенциале. Он еще очень тесно переплетен и связан со светом, самоаннулируясь по отношению к нему. После нее идет бхина Бет (2), которая возникла в результате того, что хохма в конце своего развития захотела приобрести сходство свойств со светом, находящимся внутри нее. В ней пробудилось желание отдавать Творцу.
Ведь природа света - это чистое желание отдавать. В ответ на возникновение этого желания, которое пробудилось в ней, от Творца пришел новый, качественно другой свет, который называется "ор хасадим" (свет милосердия). Поэтому бхина Алеф почти избавилась от ор хохма, который давал ей Творец. Ор хохма может находиться только внутри подходящего сосуда, т.е. желания получать. Итак, и свет, и сосуд в бхине Бет полностью отличаются от тех, которые были в бхине Алеф. Ведь сосудом в бхине Бет является желание отдавать, а светом - ор хасадим. Ор хасадим - это удовольствие от сходства свойств с Творцом.
Желание отдавать приводит к сходству свойств с Творцом, а сходство свойств в духовных мирах ведет к слиянию. Потом идет бхина Гимел. После того, как свет внутри творения уменьшился до уровня ор хасадим при практически полном отсутствии ор хохма, а, как известно, именно ор хохма является основной жизненной силой в творении - бхина Бет почувствовала его недостаток. В конце своего развития она притянула к себе определенную порцию света ор хохма, чтобы он начал светить внутри ее ор хасадим.
Для этого она снова пробудила внутри себя определенную порцию желания получать, которая и сформировала новый сосуд, называемый "бхина Гимел", или "тиферет". А свет, который находится в нем, называется "ор хасадим со свечением ор хохма", потому что главной частью в этом свете является ор хасадим, а меньшей частью является ор хохма. После нее идет бхина Далет. Потому что сосуд бхины Гимел в конце своего развития тоже захотел притянуть к себе ор хохма, но уже во всей полноте, во всем том размере, который был у бхины Алеф.
Получается, что это, вновь проснувшееся желание, ведет к тому, что у бхины Далет появляется и то страстное желание получать, которое было у бхины Алеф, к которому добавляется и то, что творение уже один раз изгоняло из себя свет, и теперь оно знает, как это плохо - быть без света хохма, и потому желает этот свет намного больше, чем на стадии бхина Алеф.
Итак, распространение света, а затем его изгнание создают сосуд. Получается, что если сейчас сосуд снова примет свет, то он будет первичным по отношению к нему, предшествовать свету. Поэтому бхина Далет является окончательной стадией создания сосуда, называемой "малхут".
6. Вышеперечисленные четыре стадии соответствуют десяти сфирот, на которые делится любое творение. Эти четыре бхинот соответствуют четырем мирам АБЕ"А, включающим в себя все Мироздание, каждую деталь, которая существует в реальности. Бхина Алеф называется хохма, или мир Ацилут. Бхина Бет называется бина, или мир Брия. БхинаГимел называется тиферет, или мир Ецира. Бхина Далет называется малхут, или мир Асия.
Выясним теперь природу этих четырех бхинот, существующих в каждой душе. Каждая душа (нешама) выходит из Мира Бесконечности и спускается в мир Ацилут, приобретая там свойства бхины Алеф. В мире Ацилут она еще не называется "нешама", потому что это название указывает на определенную отделенность от Творца, в результате которой она выходит из уровня Бесконечности, отсутствия границ, полного слияния с Творцом, и приобретает некоторую "самостоятельность". Но пока она еще не является сформировавшимся, законченным сосудом, и поэтому ее еще ничего не отделяет от Сущности Творца.
Как мы уже знаем, находясь в бхина Алеф, сосуд еще не является таковым, потому что на этой стадии он полностью самоаннулируется по отношению к свету. Поэтому говорят, что в мире Ацилут все еще является полностью Божественным - "Он един и Имя Его едино". И даже души других, отличных от человека существ, которые проходят через этот мир, слиты с Творцом.
7. В мире Брия уже правит бхина Бет, т.е. ее сосудом является желание отдавать. Поэтому, когда душа прибывает в мир Брия, она приобретает эту стадию развития сосуда, и теперь она уже называется "нешама". Это значит, что она уже отделилась от Сущности Творца и приобрела определенную самостоятельность. Тем не менее, пока этот сосуд еще очень "чист", "прозрачен", т.е. он еще очень близок по своим свойствам к Творцу, и поэтому считается, что он еще полностью духовен.
8. В мире Ецира уже правит Бхина Гимел, которая включает в себя определенную, небольшую порцию желания получать. Поэтому, когда душа спускается в мир Ецира и приобретает эту стадию развития сосуда, она выходит из состояния "нешама", и теперь она уже называется "руах". Этот сосуд уже имеет определенную авиют, т.е. некоторую порцию желания получать. Тем не менее, этот сосуд все еще считается духовным, потому что такое количество и качество желания получать еще недостаточны для того, чтобы полностью отделиться по своим свойствам от Сущности Творца. Полным отделением от Сущности Творца является тело, которое уже имеет полную видимую "самостоятельность".
9. В мире Асия уже властвует бхина Далет, которая является окончательной стадией развития сосуда. На этой стадии желание получать достигает своего максимального развития. Сосуд превращается в тело, которое полностью отделено от Сущности Творца. Свет, находящийся в бхине Далет, называется "нефеш". Это название указывает на отсутствие у этого вида света собственного движения. И знай, что не существует ничего, что не состояло бы из своего АБЕ"А (или четырех бхинот).
10. Нефеш, являющаяся светом жизни, который заключен в тело, напрямую выходит из Сущности Творца. Проходя через четыре мира АБЕ"А, она все больше и больше отдаляется от Творца, пока не достигает сосуда, предназначенного для нее тела; только тогда считается, что сосуд окончательно сформировался. На этой стадии развития сосуда свет, который находится в нем, настолько мал, что его источник уже не ощущается, т.е. творение (сосуд) перестает ощущать Творца.
Однако с помощью занятий Торой и Заповедями с намерением доставить этим удовольствие Творцу, творение может очистить свой сосуд, называемый телом, и тогда оно сможет получить весь свет, уготованный ему Творцом еще в Замысле творения. Именно это имел в виду рабби Ханания бен Акашия, говоря: "Захотел Творец удостоить Израиль, для этого Oн дал им Тору и Заповеди..."
11. Теперь мы сможем понять разницу между духовным и материальным. Если желание получать достигло своего окончательного развития, т.е. достигло стадии бхина Далет, то такое желание называется "материальным" и находится в нашем мире (олам а-зэ). Если же желание получать еще не достигло своего окончательного развития, то такое желание считается духовным и оно соответствует четырем мирам АБЕ"А, которые находятся выше нашего мира.
И теперь ты сможешь понять, что все подъемы и спуски, которые происходят в высших мирах, ни в коем случае не являются перемещениями в каком-то мнимом пространстве, а являются только изменениями в размере желания получать. Самый удаленный от бхины Далет объект находится на самом высоком месте. Чем больше объект приближается к бхине Далет, тем на более низком месте он находится.
12. Следует понять, что сутью каждого сосуда и сутью всего Творения в общем является только желание получать. Все, что выходит за рамки желания получать, никакого отношения к творению не имеет, а относится к Сущности Творца. Почему же мы рассматриваем желание получать как нечто грубое, отвратительное, требующее исправления? Нам заповедано "очистить" его с помощью Торы и Заповедей, в противном случае мы не сможем достигнуть высшей цели Замысла творения.
13. Подобно тому, как материальные объекты отделяются друг от друга расстоянием в пространстве, духовные объекты отделяются друг от друга в результате различия внутренних свойств. Нечто подобное происходит и в этом мире. Допустим, два человека имеют сходные взгляды, они симпатизируют друг другу, и никакие расстояния не могут повлиять на симпатию между ними. И наоборот, когда их взгляды принципиально отличаются, они ненавидят друг друга, и никакая близость расстояний не сможет их соединить.
Таким образом, сходство во взглядах сближает людей, тогда как различия во взглядах разделяют их. Если же природа одного из них совершенно противоположна природе другого, то эти люди далеки друг от друга, как восток от запада. Так же и в духовных мирах: удаление, сближение, слияние - все эти процессы происходят только согласно различию или сходству внутренних свойств духовных объектов. Разница в свойствах отделяет их друг от друга, сходство же свойств сближает их и ведет к слиянию.
Желание получать - это главное, что есть в творении, это и есть сосуд, который необходим для осуществления Цели, заключенной в Замысле творения. Именно это желание полностью отделяет творение от Творца. Ведь Творец - это абсолютное желание отдавать, и у Него нет даже намека на желание получать. Невозможно представить большую противоположность, чем эта: между Творцом и творением, между желанием отдавать и желанием получать.
14. Для того чтобы избавить творения от такой удаленности от Творца, произошел Цимцум Алеф, Ц"А (Первое Сокращение), который отделил бхину Далет от духовных объектов. Это произошло таким образом, что желание получать превратилось в пустое от света пространство. После Цимцум Алеф все духовные объекты имеют экран на свой сосуд - малхут, для того чтобы не получать свет внутрь бхины Далет.
В тот момент, когда высший свет пытается войти внутрь творения, экран отталкивает его назад, и этот процесс называется ударом (акаа) между высшим светом и экраном. В результате этого удара отраженный свет поднимается снизу вверх и одевается на 10 сфирот высшего света. Отраженный свет, одеваясь на высший свет, становится сосудом получения вместо бхины Далет.
15. Итак, после Ц"А вместо бхины Далет возникают новые сосуды получения. Они возникли из отраженного света в результате ударного взаимодействия высшего света с экраном. Но нам еще нужно понять, каким образом этот свет стал сосудом получения, ведь вначале он был всего лишь светом, отраженным от сосуда получения. У нас получилось, что свет стал сосудом, т.е. он начинает выполнять прямо противоположную функцию.
Чтобы объяснить это, рассмотрим пример из нашего мира. Человеку по своей природе свойственно уважать желание отдавать, и наоборот, ему неприятно получать от кого-нибудь другого, ничего не отдавая взамен. Допустим, человек попадает в дом к своему товарищу, и тот предлагает ему пообедать. Естественно, что гость, как бы он ни был голоден, откажется от еды, потому что ему неприятно ощущать себя получателем, который ничего не дает взамен.
Хозяин, однако, начинает его уговаривать, убеждая, что тем, что он съест его еду, он доставит ему большое удовольствие. Когда гость почувствует, что это действительно так, он согласится съесть предложенную еду, потому что больше не будет чувствовать себя получателем. Более того, теперь гость чувствует, что он дает хозяину, доставляя ему удовольствие тем, что соглашается поесть. Получается, что несмотря на то, что гость был голоден - а именно голод - истинный сосуд получения еды, тем не менее, из-за своего стыда он не смог даже отведать яств, до тех пор, пока хозяин его не уговорил.
Итак, мы видим, как появляется новый сосуд получения еды. Сила убеждения со стороны хозяина и сила сопротивления со стороны гостя, нарастая, в конце концов, превращают получение в отдачу. Факт получения остался, все, что изменилось, это только намерение. Именно сила отталкивания, а не чувство голода, которое является настоящим сосудом получения, стала основой для получения угощения.
16. С помощью этого примера о хозяине и госте мы можем понять, что такое зивуг дэ акаа (ударное взаимодействие), в результате которого вместо бхины Далет возникают новые сосуды для получения высшего света. Удар происходит из-за того, что высший свет бьет в экран, желая войти внутрь бхины Далет. Это подобно тому, как хозяин уговаривает гостя принять трапезу. Та сила, с которой гость отказывается от еды, напоминает экран. Подобно тому, как отказ принимать еду превратился в новый сосуд, так и отраженный свет стал новым сосудом получения вместо бхины Далет, которая была сосудом до Ц"А.
Однако следует иметь в виду, что так происходит только в духовных объектах миров АБЕ"А, в объектах же, относящихся к системе нечистых сил, и в нашем мире, бхина Далет продолжает быть сосудом получения. Поэтому ни в системе нечистых сил, ни в нашем мире нет света, и причина этого в отличии свойств бхины Далет от свойств Творца, света. Поэтому клипот (нечистые силы, желание получить свет без экрана) и грешники называются мертвыми, ведь желание получить свет без экрана приводит к тому, что они отделены от Жизни Жизней, Света Творца.
Пять уровней в масахе
17. Мы выяснили три первых основополагающих понятия:
1.
Ор и кли, где ор - прямое распространение света от Творца, а кли - это желание получить, создаваемое светом. Сначала свет содержит в себе еще не проявленное желание получать, но по мере развития этого желания сосуд (малхут) отделяется от света. Малхут называется "Имя Его" (Шмо) ("Он Один и Имя Его Одно"). Слово "Шмо" имеет ту же гематрию, что и слово "рацон" - желание.
2.
10 сфирот, или 4 мира АБЕ"А, которые соответствуют 4-ем бхинот (уровням). Они обязаны присутствовать в каждом творении. Желание получить, кли, "спускается" по этим 4-ем мирам от Творца и достигает своего полного развития в нашем мире.
3.
Ц"А и масах на бхина Далет. На этой основе рождается новый сосуд вместо бхины Далет. Этот сосуд называется "ор хозер", намерение насладить Творца. От величины намерения зависит количество принятого света.
18. Сейчас мы выясним пять бхинот экрана, согласно которым изменяется величина кли во время ударного взаимодействия с высшим светом.
После Ц"А бхина Далет перестала быть сосудом получения. Вместо нее эту роль теперь играет отраженный свет (ор хозер), поднимающийся от экрана вследствие ударного взаимодействия. Тем не менее, бхина Далет со всей своей силой желания получать должна сопровождать ор хозер. Без участия этой силы ор хозер вообще не может быть сосудом получения.
Вспомним пример о хозяине и госте (см. п. 15). Сила, с которой гость отказывался есть, стала сосудом получения и играет роль чувства голода, которое перестало выполнять эту функцию из-за чувства стыда от получения. Во время этого отказа получение, по сути дела, превратилось в отдачу. Тем не менее, нельзя сказать, что гость уже не нуждается в обычных сосудах получения, ’ведь без них он не сможет доставить хозяину удовольствие тем, что он у него ест.
Голод (желание получать) с помощью отказа приобрел новую форму - желание получать ради отдачи, ради Хозяина, Творца. Стыд превратился в доблесть. Получается, что обычные сосуды получения продолжают функционировать, как и прежде, но приобретают новое намерение получать не ради себя, а ради Творца. Бхина Далет из-за своей грубости, которая означает ее отличие от Творца, не может больше быть получающим сосудом.
Но благодаря экрану, установленному в бхине Далет, ударяющему и отбрасывающему свет, она приобрела новую форму, называемую ор хозер - обратный свет, наподобие превращения получения в отдачу в примере гость и хозяин. Причем, содержание предыдущей формы не изменилось, потому что и теперь гость не станет есть без аппетита. Однако сейчас вся та сила желания получить, которая есть в бхине Далет, включается в обратный свет, придавая тому способность быть сосудом.
В экране всегда существуют две силы: первая - кашиют это, сила отталкивания высшего света, вторая - авиют, это сила желания бхины Далет получать, которая заключена в экране. После ударного сочетания высшего света с кашиют, жесткостью экрана, авиют, меняет свои свойства на противоположные, и получение превращается в отдачу. Эти две силы экрана работают во всех его 5-ти частях: кетер, хохма, бина, тиферет, малхут.
19. Как мы уже говорили, три первые Бхины еще не считаются сосудами, и только бхина Далет является настоящим сосудом (см. п. 5). Так как эти три первые Бхины являются причинами, стадиями, предшествующими созданию бхины Далет, то после окончания своего развития она переняла их свойства. Они как бы отпечатались в ней, создав внутри бхины Далет ее собственные частные четыре уровня четыре уровня желания получать. Все начинается с бхины Алеф самого "чистого", самого "слабого" желания получать, потом идет бхина Бет, которая несколько более "грубая" и имеет большую авиют, чем бхина Алеф, т.е. больший уровень желания получать.
За ней следует бхина Гимел, которая имеет еще большую авиют, чем бхина Бет. И в конце сама бхина Далет, которая имеет самую большую авиют, т.е. самое большое желание получать. Ее желание получать достигло максимального, совершенного и законченного уровня. Следует отметить, что корень (шореш) всех этих четырех бхинот кетер (а он, как известно, самый возвышенный и находится ближе всех к Творцу) тоже оставил свой отпечаток в бхине Далет. Итак, мы перечислили все пять уровней желания получать, которые заключены в бхине Далет, иначе они называются кетер, хохма, бина, тиферет и малхут..
20. Причиной того, что пять уровней желания получать, которые заключены в бхине Далет, называются по именам 10-ти сфирот высшего света, является то, что бхина Далет была сосудом получения этого высшего света еще до Ц"А ("Он Один и Имя Его Одно"). Все миры, все Мироздание было заключено тогда в бхине Далет прямого света (Малхут Мира Бесконечности).
Каждая бхина, содержащаяся в малхут, переняла свойства соответствующей ей Бхины из 10-ти сфирот высшего света. Бхина шореш бхины Далет переняла свойства света кетер, "оделась на него", одного из 10-ти сфирот высшего света. Бхина Алеф бхины Далет "оделась" на свет хохма из 10-ти сфирот, и т.д. Итак, даже сейчас, уже после Ц"А, когда бхина Далет перестала быть сосудом получения, ее пять уровней желания получать все равно называются по именам пяти сфирот: кетер, хохма, бина, тиферет и малхут.
21. Как мы уже изучали, материал экрана называется кашиют (жесткость). Это подобно очень твердому телу, которое не позволяет чему-либо проникнуть внутрь его границ. Также и экран не позволяет высшему свету проникнуть через него в малхут, то есть в бхину Далет. Весь свет, предназначенный наполнить малхут, экран задерживает и возвращает назад. Пять бхинот авиют, находящихся в бхине Далет, включаются в экран в соответствии с его кашиютом. Поэтому экран производит пять ударных сопряжений (зивугей де акаа) со светом, согласно пяти бхинот авиют, которые есть в нем.
Свет, отраженный от экрана, состоящего из всех пяти бхинот авиют, поднимается обратно и, полностью одевая в себя приходящий свет, достигает самого источника света, бхины шореш. Но если в экране отсутствует 5 частей авиют, а есть только 4 части, то его отраженный свет "увидит" перед собой только 4, а не 5 частей наслаждения.
При отсутствии бхины далет и гимел, 5 и 4 частей жесткости в экране, он способен отразить ор хозер только до уровня бина. Если в экране есть только бхина алеф, его ор хозер очень маленький и способен облачить прямой свет только до бхинат тиферет, и отсутствуют кетер, хохма, бина. Ну а если в экране осталась только бхина шореш кашиюта, то его отталкивающая сила очень слабая, и ор хозер одевает только один приходящий свет малхут, а первые девять сфирот отсутствуют.
22. Пять уровней, бхинот 10-ти сфирот отраженного света возникают в результате пяти видов зивугей дэ акаа (ударного взаимодействия) высшего света с пятью уровнями авиют экрана. Свет никем не постигается, не воспринимается, если нет соответствующего сосуда для его получения.
Эти пять бхинот происходят от пяти бхинот авиют бхины далет, которые до Ц"А были пятью сосудами получения бхины далет, они одевали 10 сфирот кетер, хохма, бина, тиферет и малхут (см. пункт 18). После Ц"А эти же пять бхинот соединились с пятью бхинот экрана, и с помощью отраженного света они снова становятся пятью сосудами получения, вместо пяти бхинот самой бхины далет, выполнявшей эту роль до Ц"А.
Теперь мы можем понять, что если у экрана есть все эти пять бхинот авиют, то у него есть и пять сосудов для одевания 10-ти сфирот, т.е. получения высшего света. Если же у него не хватает авиют бхины далет, то у него есть только четыре сосуда, и он может получить только четыре света, соответствующие хохме, бине, тиферет и малхут, а свет кетер он получить не может.
Если же у экрана не хватает авиют бхины гимел, то у парцуфа с таким экраном есть только три сосуда, и он может получить только три света, соответствующие бине, тиферет и малхут. Света, соответствующие кетеру и хохме, и сосуды, соответствующие бхинот гимел и далет, у него отсутствуют.
Если у экрана есть только два уровня авиют - шореш и бхина алеф, то у него есть только два сосуда, которым соответствуют света тиферет и малхут. Получается, что у такого парцуфа не хватает три света - кетер, хохма и бина, и три сосуда, соответствующие бхинот бет, гимел и далет. Если же у экрана есть только авиют бхины шореш, то у него есть лишь один сосуд с одним светом - светом малхут.
Остальные же света - кетер, хохма, тиферет и малхут у него отсутствуют. Итак, величина каждого парцуфа зависит только от размера авиют (толщины) экрана. Экран, имеющий авиют бхины далет, создает парцуф на все пять уровней - до кетер включительно. Экран, имеющий авиют бхины гимел, создает парцуф на четыре уровня - до хохмы и т.д.
23. Но нужно еще выяснить, почему, когда отсутствует сосуд малхут, то не хватает именно света кетер, а когда отсутствует еще и сосуд тиферет, то не хватает еще и света хохма и т.д. На первый взгляд, все должно быть наоборот - если у экрана нет авиют на бхину далет и сосуда малхут, то вроде бы должен отсутствовать свет малхут (нефеш). Если же отсутствуют два сосуда - бхина гимел и бхина далет, то вроде бы должны отсутствовать света тиферет и малхут.
24. Дело в том, что существует обратная зависимость между светами и сосудами - в парцуфе сначала возникают и растут высшие сосуды, начиная с кетер, потом идет сосуд хохма и т.д., пока очередь не доходит до малхут.
Поэтому мы называем сосуды согласно порядку их роста: кетер, хохма, бина, тиферет и малхут (КаХаБТу"М), сверху вниз. Света же, наоборот, - сначала нижние света входят в парцуф. Самый нижний свет - нефеш, свет, который должен находиться внутри малхут, потом свет руах (свет Зеир Анпина) и т.д., пока очередь не доходит до ехиды.
Поэтому мы называем света в следующем порядке: нефеш, руах, нешама, хая и ехида (НаРаНХа"Й), снизу вверх, согласно порядку их вхождения в парцуф. Когда у парцуфа есть только один сосуд, а это может быть только сосуд кетер, то в него сначала входит не ехида, которая должна находиться внутри него, а нефеш, самый нижний свет.
Когда у парцуфа появляются два высших сосуда - кетер и хохма, тогда в парцуф входит также и свет руах. Свет нефеш выходит из сосуда кетер и спускается в сосуд хохма, а свет руах входит в сосуд кетер. Когда же у парцуфа появляется третий сосуд - бина, то свет нефеш выходит из сосуда хохма и спускается в сосуд бина, а свет руах спускается в сосуд хохма и свет нешама входит в сосуд кетер.
Когда у парцуфа возникает четвертый сосуд - тиферет, то в парцуф входит свет хая, и тогда свет нефеш спускается из сосуда бина в сосуд тиферет, свет руах - в сосуд бина, свет нешама - в сосуд хохма и свет хая в сосуд кетер.
И когда у парцуфа появился пятый сосуд - малхут, то в этот парцуф вошел свет ехида. И тогда все света находятся на своих местах, потому что свет нефеш выходит из сосуда тиферет и спускается в сосуд малхут, свет руах спускается в тиферет, свет нешама в сосуд бина, свет хая в сосуд хохма, а свет ехида в сосуд кетер.
25. Пока не закончилось формирование всех пяти келим в парцуфе, пять их светов находятся не на своих местах, более того, они размещаются в обратном порядке. При отсутствии кли малхут в парцуфе нет света ехида, а при отсутствии двух сосудов малхут и тиферет нет светов ехида и хая. И это потому, что вначале рождаются светлые, чистые сосуды, от кетер до малхут, но в них сначала входят слабые света, начиная с нефеш.
И каждый новый свет входит обязательно в сосуд кетер, потому что любое получение света происходит в самых светлых сосудах. По прибытии нового света в сосуд кетер прежний свет, бывший в сосуде кетер раньше, спускается в сосуд хохма. Когда есть масах на сосуд хохма, в кетер входит ор руах, а ор нефеш спускается в сосуд хохма.
При дальнейшем усилении экрана образуются сосуды: бина, тиферет и малхут, и через кетер последовательно проходят света: нешама, хая и ехида, заполняя все келим. Все света заполняют соответствующие им места: нефеш в малхут, руах в тиферет, нешама в бине, хая в хохме и ехида в кетере.
Запомни это правило об обратной зависимости изменений светов и сосудов, и тогда ты всегда сможешь различить, говорится ли в определенном контексте о светах или о сосудах, и тогда ты не запутаешься. Мы выяснили пять бхинот (уровней) экрана, и как в соответствии с ними возникают уровни - каждый последующий ниже предыдущего.
Пять парцуфим мира Адам Кадмон
26. Мы выяснили понятие масаха (экрана), который был выставлен после Ц"А на кли малхут, т.е. на бхину далет, и также пять видов зивугей де акаа, происходящих на этом экране и создающих пять уровней 10-ти сфирот, один ниже другого. Теперь мы выясним пять парцуфим мира Адам Кадмон (А"К), который предшествует четырем мирам АБЕ"А.
Ты уже знаешь, что ор хозер, поднимающийся в результате зивуга де акаа снизу вверх, одевает 10 сфирот высшего света - этого достаточно только для создания "корней", зародышей будущих келим, называемых 10 сфирот де рош. Для того чтобы закончить создание келим, малхут де рош расширяется на те 10 сфирот ор хозер, которые оделись на 10 сфирот де рош.
Малхут распространяется сверху вниз согласно величине уровня 10-ти сфирот де рош. В результате этого заканчивается создание келим, называемых "гуф" (тело) парцуфа (см. пункт 14). Итак, в парцуфе всегда есть два вида 10-ти сфирот: рош и гуф.
27. Как только родился первый парцуф мира Адам Кадмон, немедленно после Ц"А бхина далет, перестав быть кли получения высшего света, получила исправление в виде экрана. И спустился высший свет облачиться в кли малхут, согласно своей природе. Но масах, стояший перед кли малхут, отразил его и вернул к Источнику. В результате этого ударного взаимодействия ор хозер поднялся до уровня кетер высшего света и этот ор хозер стал одеянием и зачатками келим ("шоршей келим") для 10-ти сфирот высшего света, которые называются 10 сфирот де рош первого парцуфа мира Адам Кадмон.
После этого, используя силу 10 сфирот де рош, малхут де рош вместе с ор хозер расширилась и распространилась сверху вниз, создав этим внутри себя новые 10 сфирот, которые и являются настоящими, законченными келим. Все то, что в рош существовало только в потенциале, теперь окончательно проявилось и сформировалось в гуф. Так закончилось создание рош и гуф первого парцуфа мира Адам Кадмон.
28. После этого снова произошло ударное взаимодействие с масахом, стоящим в кли малхут, но на этот раз в нем отсутствовала бхина далет. У масаха есть теперь только четыре келим: кетер, хохма, бина и тиферет. Поэтому следующий парцуф мира А"К вышел на один уровень ниже парцуфа Гальгальта - на уровень хохма - и называется этот парцуф А"Б. Ор хозер в этом случае одевает только 4 света НаРаНХ, а пятая часть, ор ехида, отсутствует.
В масахе третьего парцуфа отсутствуют бхинот далет и гимел. Поэтому он вышел на один порядок ниже парцуфа А"Б, т.е. на уровень Бина, и в нем нет светов ехида и хая. Относительно первого парцуфа он ниже на две ступени, а относительно второго - на одну. Он называется Бина, или СА"Г.
Затем произошел зивуг де акаа на масах с авиют алеф, и образовался рош и гуф на уровне тиферет, со светами нефеш и руах, а света - ехида, хая и нешама отсутствуют. В этом парцуфе нет келим далет, гимел, бет - поэтому и нет соответствующих им светов. Этот парцуф называется Тиферет, или М"А.
Последний, пятый парцуф вышел на авиют шореш со светом нефеш. Он называется парцуф Малхут, или парцуф БО"Н.
29. Итак, мы рассмотрели образование пяти парцуфим мира А"К, которые называются Гальгальта, А"Б, СА"Г, М"А и БО"Н, где каждый из последующих парцуфим ниже предыдущего на одну ступень. Причем, эта ступень была у предыдущего парцуфа высшей. Так, например, у парцуфа А"Б не хватает ор ехида, у парцуфа СА"Г недостает света хая, который был у предыдущего ему парцуфа А"Б. У парцуфа М"А не хватает света нешама. Уровень каждого парцуфа зависит от толщины экрана, на который сделан зивуг де акаа (см. пункт 18). Однако, мы не выяснили, что является причиной уменьшения толщины экрана при образовании нового парцуфа.
Ослабление масаха для создания парцуфа
30. Для того чтобы понять развитие духовных ступеней, проявившихся в создании пяти постепенно уменьшающихся парцуфим мира А"К, и всех уровней пяти парцуфим каждого из четырех миров АБЕ"А, вплоть до малхут мира Асия, мы должны хорошо усвоить, что такое утоньшение масаха де гуф, ослабление его силы, которое происходит во всех парцуфим миров А"К, Некудим и мира Исправления (Ацилут).
31. Дело в том, что любой парцуф и даже любая духовная ступень имеет два вида света, которые называются ор макиф (окружающий свет) и ор пними (внутренний свет). Как уже было выяснено, в первом парцуфе мира А"К Гальгальте окружающим светом является свет Мира Бесконечности, заполняющий все Мироздание. После Ц"А и возникновения масаха в малхут происходит ударное взаимодействие (зивуг дэ акаа) всего света Мира Бесконечности с этим масахом.
Ор хозер, возникший вследствие этого зивуга, позволил части высшего света войти в мир Сокращения (олам аЦимцум), создав этим десять сфирот де рош и десять сфирот де гуф, как сказано в п. 25.
Однако не весь свет вошел внутрь парцуфа Гальгальта. И теперь свет Мира Бесконечности не заполняет собой все Мироздание, как это было до Ц"А. Теперь существуют рош и соф, т.е. при распространении десяти сфирот сверху вниз свет останавливается в точке "этого мира", в "ограничивающей" малхут, как сказано: "стоят его ноги на Масличной горе"..
Кроме того, теперь существует понятие "изнутри наружу". Подобно тому, как есть распространение десяти сфирот сверху вниз, которые называются кетер, хохма, бина, тиферет, малхут (КаХаБТу"М) и ограничивающая малхут, также существует и распространение десяти сфирот КаХаБТу"М изнутри наружу.
Здесь сфирот называются так: моха-мозг (кетер), ацамот-кости (хохма), гидин - жилы (бина), басар - мясо (тиферет) и ор - кожа (малхут, ор с буквой "аин", т.е. "кожа", а не ор с буквой алеф - т.е. свет). Парцуф Гальгальта относительно Мира Бесконечности, где светом было заполнено все Мироздание, представляет собой лишь тонкий луч света. Ор (кожа), т.е. малхут, ограничивает парцуф снаружи, не давая свету распространиться дальше, "вширь", и заполнить собой опустевшее пространство.
То количество света (тонкий его луч), которое было получено в Гальгальта, называется "ор пними" (внутренний свет). Снаружи осталось огромное количество света Мира Бесконечности, который не вошел внутрь Гальгальты. Теперь именно этот свет и называется ор макиф (окружающий свет). Этот свет не может войти внутрь парцуфа, ион как бы окружает его со всех сторон.
32. Выясним теперь, что такое ор макиф мира А"К (точнее, Гальгальты), величию и неисчерпаемости которого нет предела. Речь не идет о том, что свет Мира Бесконечности сам является ор макиф для А"К. Имеется в виду, что в тот момент, когда произошло ударное взаимодействие, весь этот громадный свет Мира Бесконечности ударил в масах малхут де рош Гальгальты, ведь он хотел войти внутрь бхины далет, как будто не было никакого Цимцума Алеф, но этот масах остановил его и отразил назад, воспрепятствовав распространению в бхину Далет (см. пункт 14).
Фактически, этот ор хозер стал сосудом получения высшего света. Однако существует большая разница между получением бхиной далет до Ц"А и получением с помощью масах и ор хозер после него. Как было уже сказано, свет, вошедший в Гальгальта, - это лишь тонкий луч по сравнению с состоянием до Ц"А.
Та часть высшего света, которая не смогла войти внутрь парцуфа, превратилась в ор макиф Гальгальты. Существует правило: в духовном ничто не исчезает, поэтому свет Мира Бесконечности, который был предназначен для бхины далет, не исчез, он обязан выполнить свое предназначение и войти в малхут, и теперь он начинает заполнять собой миры А"К и АБЕ"А, но уже согласно совершенно другим принципам, теперь творение получает только ту часть света, которую оно может получить не ради себя, а ради Творца.
Это происходит благодаря большому числу ударных взаимодействий света с масахим миров и парцуфим, до тех пор, пока бхина далет с их помощью не исправится и не придет к состоянию полного совершенства, задуманного Творцом в начале Творения.
Тогда весь свет Мира Бесконечности снова войдет внутрь ее, но теперь творение будет партнером Творца по созданию самой себя, оно теперь "заработает" получение света. Итак, удар света о масах не приводит к какому-либо исчезновению света или его изменению. Но пока, до Окончательного Исправления (Гмар Тикуна), свет Бесконечности превращается в ор макиф (окружающий свет), это означает, что он должен войти внутрь данного парцуфа в будущем, а пока он окружает парцуф и светит ему как бы "снаружи".
Это наружное свечение распространяется во всех мирах в виде исправлений, способных привести малхут к полному заполнению светом Мира Бесконечности, в той мере, в которой он с самого начала хотел ее заполнить.
33. Теперь пришло время выяснить, что такое соударение между ор макиф и ор пними, приводящее к утоньшению масаха и потери им самого большого своего уровня авиют. Эти два вида света имеют совершенно противоположные свойства, хотя они и неразрывно связаны между собой экраном, стоящим в малхут пэ де рош парцуфа.
Они находятся в постоянном противоречии, ведущем к удару между ними. Один и тот же зивуг дэ акаа, который произошел на этом экране, вызвал, с одной стороны, наполнение парцуфа внутренним светом (ор пними), с другой стороны, этот же зивуг дэ акаа послужил причиной возникновения окружающего света (ор макиф), так как он не дал свету Бесконечности войти внутрь бхины далет.
34. Ор пними и ор макиф связаны с масахом. Но действия их противоположны друг другу. В той мере, в которой масах пропускает внутрь парцуфа часть высшего света, облаченного в ор хозер, в той же мере он не позволяет проникнуть в него окружающему свету. Ор макиф, оставшийся снаружи парцуфа, по количеству намного превосходит ор пними.
Экран с его авиют и кашиют противодействует вхождению ор макиф внутрь парцуфа так же, как он противодействует и ор яшар. Удар между ор макиф и авиютом экрана называется битуш - соударение между ор макиф и ор пними. Это соударение происходит только в гуф парцуфа, потому что именно там произошло настоящее получение света в сосуды, оставляя значительную часть света снаружи. В 10-ти сфирот де рош это соударение не происходит, так как там ор хозер еще не является настоящим сосудом получения, а образует только шоршей келим, т.е. зачатки сосудов.
Поэтому свет, находящийся в них, еще не является настоящим ор пними, по этой же причине нельзя выделить там и ор макиф. А т.к. нет еще между ними различия, то и нет соударения между ними в рош парцуф. И только после того, как свет распространяется от пэ вниз, в виде 10 сфирот гуф, где происходит облачение орот в келим, являющимися 10-ю сфиротами отраженного света, тогда-то и происходит удар между внутренним светом, находящимся в келим, и светом, находящимся снаружи.
35. Это соударение происходит до тех пор, пока ор макиф не ликвидирует авиют масах де гуф, стоящий в табуре. В результате этого масах де гуф начинает подниматься вверх по направлению к экрану, стоящему в пэ де рош, являющемуся шорешем, причиной экрана де гуф. Слившись с экраном, стоящим в пэ дэ рош, масах табура также включается в зивуг де акаа, который постоянно происходит между масахом в пэ де рош и светом. От этого зивуга образовывается новый парцуф, выходят совершенно новые 10 сфирот, называемые А"Б де А"К, или парцуф Хохма мира Адам Кадмон. По отношению к первому парцуфу Гальгальта-Кетер этот новый парцуф считается сыном, порождением первого парцуфа.
36. После того, как парцуф А"Б де А"К родился и закончил свое развитие образованием рош и гуф, возобновился в нем процесс битуш ор пними бе ор макиф, так же как и в первом парцуфе де А"К. И его масах де гуф, (экран его духовного тела) постепенно потерял весь свой авиют и соединился по своим свойствам с масах де рош.
Теперь этот масах оказывается включенным в зивуг между высшим светом и экраном, находящимся в пэ де рош. И обновился в нем зивуг де акаа, родивший новый парцуф уровня бина, называемый СА"Г де А"К, считающийся сыном и порождением парцуфа А"Б де А"К, т.к. выходит вследствие зивуга в масах, стоящий в пэ де рош. По этому же принципу выходят парцуфим от СА"Г и далее вниз.
37. И вот мы выяснили последовательное рождение парцуфим (один под другим), происходящее благодаря силе соударения внутреннего и окружающих светов (битуш ор пними у макиф), ослабляющее масах до такой степени, что он теряет всю свою силу и возвращается в пэ де рош (совмещается с ней по своим качествам), тем самым включаясь в зивуг де акаа, который постоянно происходит в масах де рош.
Благодаря этому зивугу рождается новый парцуф, являющийся как бы сыном предыдущего. Так А"Б является порождением парцуфа Кетер, СА"Г родился из парцуфа А"Б, парцуф М"А из СА"Г и т.д. во всех последующих ступенях мира Никудим и АБЕ"А. Но еще необходимо нам выяснить, почему высота парцуфа А"Б доходит только до бхины гимел, а не далет. СА"Г достигает только бхины бет. Т.е. каждый последующий парцуф на ступень ниже предыдущего. Почему все они не равны друг другу?
38. Сначала необходимо понять, почему парцуф А"Б считается порождением парцуфа Кетер. Ведь после того, как он родился от зивуга, произошедшего в пе де рош парцуфа Гальгальта, его высота точно соответствует 10-и сфирот гуфа самого парцуфа, что же не позволяет ему по-прежнему быть частью парцуфа Гальгальта, а не считаться отдельным парцуфом, порождением первого?
Здесь ты должен понять, какая огромная разница есть между масах де гуф и масах де рош. В парцуфе есть два вида малхут: первая - это малхут миздавегет, т.е. малхут, взаимодействующая с высшим светом благодаря своим исправленным намерениям - масаху, вторая - это малхут месайемет - малхут, ограничивающая своим экраном распространение высшего света в 10-и сфирот де гуф парцуфа.
Различие между ними настолько большое, насколько велика разница между Творцом и творением, т.к. малхут де рош, сочетающаяся в ударном слиянии с высшим светом, считается Творцом для гуф парцуфа, ведь экран, установленный в ней, не отбросил высший свет после того, как тот ударил в масах, а наоборот, тем, что возникший в результате этого ор хозер оделся на ор яшар, и появились 10 сфирот рош, благодаря этому свет распространился сверху вниз, пока 10 сфирот высшего света не оделись в кли де ор хозер, называемый гуф, телом парцуфа.
Поэтому масах и малхут де рош считаются Творцом для 10-и сфирот де гуф. Однако пока еще нет абсолютно никакой ограничивающей силы в этой малхут и ее масахе. Это произойдет благодаря малхут и масах тела парцуфа. Объяснение: после того, как 10 сфирот начали распространяться от пе де рош вниз, они смогли достичь только малхут этих 10-и сфирот, т.к. высший свет не может распространиться в малхут де гуф, потому что масах, установленный там, не позволяет ему заполнить ее, поэтому парцуф заканчивается и появляется там бхина соф, окончание парцуфа.
И поскольку вся сила Сокращения и ограничения проявляется именно в этом масахе малхут де гуф, постольку соударение между внутренним и окружающим светом происходит только в экране тела парцуфа (масах де гуф), т.к. он ограничивает и отбрасывает ор макиф, не позволяя ему светить внутрь парцуфа, а не масах де рош, ведь массах де-рош только притягивает и облачает свет, но ограничивающая сила совершенно не проявляется в нем пока.
39. Как уже было сказано, взаимные удары ор макиф в ор пними превратили масах ограничивающей малхут в масах малхут, которая делает зивуг в пэ де рош. Битуш ор макиф ослабил силу ограничивающего масаха так, что от всего авиюта де гуф остались лишь тонкие решимот, равные авиют масаха де рош, что привело к слиянию масаха де-гуф с масахом де рош, согласно чему он получил способность к такому же зивуг де акаа, как масах рош.
В результате этого зивуга возник новый парцуф, имеющий свои 10 сфирот, чей уровень на порядок меньше предыдущего, вместе с тем, в масахе де гуф обновились те же решимот де авиют, которые были там вначале, поэтому опять проявляется отличие свойств между ним и масах де-рош, в который он был включен, и это различие свойств отделяет и выводит его из масах де рош.
После того, как проявилась в нем его настоящая природа, не может уже находиться в пэ высшего, т.к. изменение свойств в духовном отделяет их один от другого, поэтому вынужден спуститься оттуда вниз и теперь является отдельным от высшего парцуфом, ведь даже рош нового парцуфа находится всего лишь на уровне гуф высшего парцуфа, т.к. родилось из масах де гуф его.
Это отличие между ними разделяет их на два разных парцуфа и, поскольку новый парцуф родился из масах де гуф предыдущего, поэтому относится к высшему как сын и как ветвь по отношению к корню.
40. Отличие низшего парцуфа от высшего заключается в том, что каждый низший появляется на другом, более низком уровне по сравнению с предыдущим. Как уже было сказано, этот уровень определяется толщиной (авиют) масаха, состоящего из пяти бхинот.
В каждом последующем парцуфе отсутствует наивысшая ступень света и самая низшая бхина келим предыдущего парцуфа. Чем меньшее желание с экраном я использую, тем ниже качество света, который я получаю в свой парцуф.
Соударение ор макиф с ор пними, происходящее на масахе, разделяющем их, способствует потере последней бхины авиют этого масаха. Так, в парцуфе Гальгальта исчезает бхина далет, так, что даже решимот от нее не остаются.
После того, как масах де гуф поднимается и сливается с масах де пэ и получает зивуг де акаа на авиют, который остался в решимот масаха, появляется парцуф на порядок ниже, т.е. парцуф хохма. В нем отсутствует бхина далет со стороны келим и свет ехида. По причине изменения свойств новый парцуф А"Б отделяется от парцуфа Гальгальтав самостоятельный, но считается его сыном.
41. После образования парцуфа А"Б произошло соударение ор макиф с ор пними на масахе де гуф А"Б, который имеет авиют гимел. Это соударение способствует потере последней бхины решимо масаха. Масах поднимается в пэ де рош и делает там зивуг де акаа только на авиют де бхина бет. И на этот зивуг выходят 10 сфирот на уровне бина, т.е. парцуф СА"Г мира Адам Кадмон, у которого отсутствуют келим З"А и малхут и света ехида и хая.
42. Выясним теперь смысл последовательного спуска ступеней во время распространения парцуфим одного за другим в результате битуш ор макиф и ор пними, который управляет в каждом парцуфе и способствует потере последней бхины решимо де авиют, которая находится там.
Решимот, которые остаются после утоньшения масаха, делятся на два вида: решимо де авиют и решимо де итлабшут. Так, после ослабления масаха парцуфа Гальгальта осталось решимо де авиют бхинат гимел, а решимо де итлабшут бхинат далет не изменилось.
43. Исчезновение решимо де итлабшут в каждой последней ступени, остающейся в масахе, приводит к образованию двух ступеней: захар и некева ("мужское" и "женское" начала) в рош каждого парцуфа, начиная с А"Б де А"К, а так же в СА"Г, М"А, БО"Н и во всех парцуфим мира Ацилут.
В экране парцуфа А"Б есть решимо де авиют бхины гимел, поднимающее десять сфирот отраженного света только до уровня хохма, но решимо де итлабшут бхины далет, оставшееся там, не способное на зивуг с высшим светом по причине своего захут (отсутствия желания получить, но желающей быть похожей на Творца), включая в себя решимо де авиют и становясь с ним одним общим решимо, получает теперь силу совершить зивуг де акаа с высшим светом.
Тогда происходит зивуг де акаа с ор элион, и в результате появляется парцуф, чей уровень приближается к уровню кетер, поскольку присутствует в нем решимо де итлабшут бхины далет. И это слияние называется включением некева в захар, т.к. решимо де авиют бхины гимел называется "некева", поскольку определятся свойством авиют (ощущение желания получить), а решимо де итлабшут бхины далет называется "захар", потому что соответствует более высокому состоянию и не имеет авиют.
Решимо де захар само не может сделать зивуг. Зивуг де некева - это тот зивуг, который определяет уровень рождающегося парцуфа, количество и качество света, который в действительности войдет внутрь парцуфа.
44. Существует также включение захар в некева. Это значит, что решимо итлабшут объединяется с решимо авиют. В этом случае происходит зивуг только на уровень некева, то есть на бхина гимел (хохма), которая называется АВА"Я (йуд-хэй-вав-хэй, непроизносимое четырехбуквенное Имя Творца) де А"Б.
Существуют "верхний" и "нижний" зивугим. Верхний зивуг соответствует включению некева в захар. В результате этого зивуга возникает парцуф, чей уровень приближается к уровню кетер. Нижний же зивуг соответствует включению захар в некева. Этот зивуг приводит к созданию парцуфа, чей уровень только хохма. Авиют, соответствующая уровню захар, не является его собственной, как уже было сказано, она была приобретена им в результате "включения", взаимодействия с некевой.
Поэтому этот авиют достаточен только на создание десяти сфирот снизу вверх, что и называется рош, но не на распространение сверху вниз, что образует гуф - настоящие сосуды. Гуф парцуфа образуется только с помощью уровня некейвы, которая имеет собственную авиют. Поэтому мы называем парцуф согласно уровню некевы, в данном случае - А"Б. Главной частью парцуфа является гуф, то есть та его часть, где происходит получение света в сосуды.
45. Подобно тому, как возникли два уровня, захар и некева, в рош парцуфа А"Б, эти уровни возникают и в парцуфе СА"Г. С той только разницей, что там уровень захар - это приблизительно хохма, потому что он возникает в результате зивуга на включение в решимо гимел де итлабшут (хохма) авиют бет (бина). А уровень некева у СА"Г- это чистая бина, имеющая авиют бет.
В случае с СА"Г парцуф тоже называется согласно уровню некевы, то есть "бина", так как уровень захар имеет только рош без гуф. Захар парцуфа М"А мира А"К имеет уровень, приближающийся к бине и называющийся ИШСУ"Т, потому что он возникает в результате взаимодействия решимо бет де итлабшут и решимо алеф де авиют. Некева этого парцуфа имеет уровень З"А, так как она имеет только алеф де авиют. По такому же принципу построены и все остальные парцуфим мира А"К.
Таамим, некудот, тагин и отиет
46. Как уже было сказано выше, в результате битуш ор макиф в масах де гуф масах ослабляется, поднимается вверх, пока он не соединится с масах де рош и не станет с ним одним целым, а затем этот масах включается с ним в зивуг де акаа, в результате чего выходит новый парцуф, в соответствии с авиют, имеющийся в его решимот. Теперь выясним четыре вида светов ТаНТ"А (таамим, некудот, тагин, отиет - на иврите пишется с буквы алеф), возникающих в результате битуш де ор макиф и подъем масаха в пе де рош .
47. Однако масах не теряет свою силу в один прием, это происходит в определенном порядке: сначала масах освобождается от бхины далет, затем он теряет бхину гимел, потом исчезает бхина бет, затем - алеф и шореш, пока масах совершенно не освободится от всего авиюта и не станет одним целым с масахом де рош. Высший свет не прекращает светить ни на мгновение, он продолжает взаимодействовать с масахом, в каком бы состоянии тот ни находился в процессе своего ослабления.
Когда масах де гуф поднялся из табур на одну ступень, то есть из малхут де гуф в Зэир Анпин де гуф, в масахе де рош произошел промежуточный зивуг де акаа, в результате этого зивуга возник промежуточный парцуф, чей уровень - хохма.
Затем масах де гуф продолжает подниматься. Из З"А де гуф он поднимается в бину де гуф. В это время на масахе де рош происходит очередной промежуточный зивуг де акаа, который приводит к образованию парцуфа с уровнем бина и т.д.
Таких промежуточных зивугим при переходе от Гальгальты к А"Б четыре, в результате этих зивугим возникают четыре промежуточных парцуфа: хохма де Гальгальта, бина де Гальгальта, З"А де Гальгальта, малхут де Гальгальта.
Итак, мы выяснили, что и второй парцуф А"Б рождается с помощью 4-х зивугим, которые проходят постепенно один за другим во время ослабления масаха и подъема его вверх до полного слияния с масах де рош. При переходе от А"Б к СА"Г, и вообще при переходе от любого парцуфа, происходит аналогичный процесс.
Существует общее правило: масах не может за один раз освободиться от авиюта, это происходит постепенно. Ор элион, который светит постоянно, делает зивуг на каждой ступени.
48. Эти промежуточные, внутренние парцуфим называются "некудот". Некудот - это, по сути, ор хозер, кроме того, некудот тесно связаны с категорией суда - "дин", потому что сила этого суда-ограничения уже вовлечена в некудот.
В духовном не бывает половинчатых решений. Поэтому после того, как парцуф, находясь под воздействием соударения ор макиф с ор пними, принял решение изгнать из себя свет, то этот процесс уже нельзя остановить. Но, как уже было сказано выше, во время изгнания света, то есть по мере подъема масаха из табура (малхут де гуф), происходят промежуточные зивугим де акаа, создающие промежуточные парцуфим, которые называются "некудот".
Итак, в каждом парцуфе мы можем выделить два вида ступеней: таамим и некудот. Что такое некудот, было сказано выше, а таамим - это первые 10 сфирот де гуф парцуфа, которые возникают в результате первого, обычного зивуга де акаа, который и приводит к образованию данного парцуфа.
49. Решимот (воспоминания), которые остаются в гуф парцуфа от таамим, называются "тагин". Решимот, которые остаются от ступеней некудот, называются "отиет", или "келим". Тагин, решимот светов таамим, находятся над буквами (отиет), которые как раз и являются настоящими келим и оживляют их.
Итак, десять сфирот, возникшие в результате первого зивуга де акаа и последующего прямого распространения света сверху вниз, называются таамим. Десять сфирот, точнее, десять промежуточных парцуфим (или пять - зависит от того, считать З"А как одну сфиру или как шесть), возникшие в результате девяти (четырех) промежуточных зивугим, происходящих во время подъема масаха из табура в пэ, называются "некудот". Решимот от таамим называются "тагин", а решимот от некудот - "отиет".
Рош, тох, соф и облачения парцуфим друг в друга
50. Как уже было сказано, в каждом парцуфе есть две малхут: малхут, делающая зивуг, и малхут, ограничивающая вход света. В результате зивуга де акаа, который происходит на масахе первой малхут, появляются десять сфирот ор хозер (отраженного света), которые поднимаются вверх от этого масаха и одеваются на высший свет, делят его на десять сфирот, образуя этим десять сфирот де рош, т.е. исключительно корни, зачатки келим.
Затем эта малхут расширяется на свои десять сфирот вниз от масаха, распространяясь на десять сфирот де гуф, что означает облачение света в законченные келим.
Десять сфирот де гуф делятся на две части: тох и соф. Место нахождения десяти сфирот де тох от пэ до табура, где света одеваются в келим. А от табура и ниже до "сиюм реглав" - место нахождения десяти сфирот де соф и сиюм. Это значит, что малхут в этом месте ограничивает получение света в каждой сфире, достигнув максимума, соответствующего данной величине масаха, пока не достигает собственно малхут де малхут, вообще не пригодную для получения.
Эта стадия называется "конец пальцев ног парцуфа". Оттуда и ниже находится пустое пространство без света ("халаль пануй"). Оба вида десяти сфирот тох и соф нисходят из десяти сфирот де рош и оба включены в малхут, делающую зивуг, так как в ней есть сила одевания ор хозер на ор элион.
Там также есть сила масаха, которая не дает свету войти в малхут, а поднимает ор хозер вверх. И две эти силы в голове только корни, зачатки келим. Но затем приходит в действие первая - сила одевания от пэ до табур в тох парцуфа, а вторая сила, ограничивающая получение света, приходит в действие в десяти сфирот де соф и сиюм от табура и ниже до окончания пальцев ног парцуфа.
Если рассматривать весь парцуф, то есть рош, тох и соф как единое целое, как общие десять сфирот, то получается, что рош соответствует сфирот кетер, хохма и бина - КаХа"Б, гимел ришонот, ГА"Р (три первые сфиры). Тох, то есть пространство от пэ до табур, соответствует сфирот хесед, гвура, тиферет (ХаГа"Т); а соф, то есть пространство от табур и ниже, соответствует сфирот нецах, ход, есод, малхут (НеХИ"М).
51. Еще необходимо знать то, что Ц"А был исключительно на ор хохма, который находился в кли, желании получить, заканчивающемся в бхине далет. Именно на эту бхину был сделан Цимцум и создан масах. Но на ор хасадим не было никакого сокращения, потому что его кли - это желание отдавать, в котором нет никакого авиюта и отличия свойств от Создателя, и оно не нуждается в исправлении.
Как уже было сказано, свет Творца един, ор хохма и ор хасадим неразрывно связаны в нем вместе и вместе распространяются, наполняя келим. Это кли в зависимости от своих внутренних свойств выделяет в свете те или иные виды удовольствия - ор хохма (удовольствие от прямого получения света) и ор хасадим (удовольствие от сходства внутренних свойств кли со свойствами Творца).
Поэтому, когда свет после Ц"А покидает келим, то ор хасадим прекращает распространяться в малхут так же, как и ор хохма, хотя на ор хасадим не было Цимцума. Если бы ор хасадим смог войти в малхут, ограничивающую свет хохма, то произошло бы разбиение в ней высшего света, так как ор хасадим вынужден был бы совершенно отделиться от ор хохма. Но так как это невозможно, то малхут, ограничивающая свет, осталась полностью пустой, даже от ор хасадим.
52. Теперь мы сможем понять, что такое десять сфирот от табура и ниже. Было бы неправильно сказать, что там есть только ор хасадим вообще без ор хохма, так как ор хасадим не может отделиться полностью от ор хохма, там обязательно должна быть маленькая подсветка ор хохма, которая называется ВА"К бли рош, что означает 6 концов без головы. В любом парцуфе есть 10 сфирот: Г"АР - это кетер, хохма, бина, в них есть ор хохма во всем своем величии. А хесед, гвура, тиферет, нецах, ход, есод - это ВА"К, в котором есть ор хасадим и немного ор хохма. Десятая сфира малхут остается незаполненной светом.
53. А сейчас выясним порядок одевания парцуфим Гальгальта, А"Б, СА"Г один на другой. Известно, что каждый последующий парцуф выходит из масаха де гуф предыдущего парцуфа после того, как он потерял свою авиют, поднялся вверх и слился по свойствам с масах де рош.
Зивуг де акаа на этом экране происходит на два вида решимот, которые остались в масахе де гуф прошлого парцуфа: авиют и итлабшут. Новый парцуф, который выходит из рош предыдущего парцуфа, спускается в его гуф и одевается на него, то есть на место его корня - масаха де гуф.
В действительности масах нового парцуфа и малхут, делающая зивуг, должны были бы спуститься на место табура предыдущего парцуфа, так как там находится корень нового парцуфа и место его прикрепления. Однако из-за битуш ор макиф и пними последняя бхина де авиют была потеряна масахом предыдущего парцуфа, следовательно, в масахе осталась только бхина гимел де авиют, которая называется хазе, поэтому у масаха и малхут нового парцуфа нет никакого корня и зацепки в табуре предыдущего парцуфа, а только в его хазе, где он прикреплен, как ветвь к своему корню.
54. Поэтому масах нового парцуфа (А"Б) спускается в хазе предыдущего парцуфа (Гальгальта) и с помощью зивуг де акаа с высшим светом создает десять сфирот головы от хазе и выше - до пэ предыдущего парцуфа, где находится его малхут де рош. Нижний парцуф не в состоянии одеть десять сфирот головы высшего парцуфа, потому что рождается из масаха де гуф высшего парцуфа, а не из его головы.
Каждый последующий парцуф может постичь только гуф предыдущего парцуфа, свой корень, а не его рош - расчеты, мысли и разум предыдущего. А затем экран создает десять сфирот де гуф нового парцуфа сверху вниз от хазе до табура предыдущего, а от табура и ниже находятся десять сфирот де сиюм предыдущего парцуфа, то есть бхина далет, с которой новый парцуф работать не может, потому что потерял последнюю бхину своей авиют во время ослабления силы экрана.
Итак, рош, тох и соф парцуфа А"Б наход