Поскольку день ожидался свободный, я решил тихонько, никому не сказав, съездить в Тверь хотя бы глазком взглянуть на действующую узкоколейку. Информацию о ней я нашёл на сайте Сергея Болашенко.
Это узкоколейная железная дорога, относящаяся к комбинату стройматериалов, по ней регулярно возят песок от карьера, а иногда можно встретить и рабочую дрезину.
Утром, как только проснулся, а было уже 9:30, настроился и стал собираться с расчётом на электричку в Тверь отправлением в 11:51.
На станции я был в 11:10 и обнаружил, как обычно, список изменений. В нём было указано, что тверская электричка отправлением 13:04 отправится в 11:54 (ничего так перенос!), причём она и несколько других, следующих за ней, отправятся со средней платформы и проследуют без остановок до Сходни: то есть по среднему пути. Видимо, путевые работы. Но как всегда, диспетчеры заставили народ побегать: объявили электричку в 11:25 к 2-ой платформе, но она не пришла, и тогда объявили 11:44 к 3-ей платформе. Народ побежал обратно. А 11:25 пришла уже потом, с опозданием. С тверской был тоже прикол. 11:51 никто не отменял и на третью платформу не переносил, и народ ждал привычно на 2-ой, пока оп станции не объявили, что все поезда от Москвы отходят с 3-ей платформы. Пришла тверская, конечно, к 3-ей. Торжокская. Я залез во второй вагон и даже нашёл место у окна. Билета у меня не было, и я следил за потоками народа вдоль вагонов. Народ повалил после Подсолнечной, а так как дверь в третий вагон не открывалась, они все скопились в тамбуре. Сенеж поезд проследовал без остановки, и контролёрша успела войти в наш вагон. В Покровке все просто перешли в третий вагон. Я дошёл до заднего тамбура 3 вагона и остался там, чтоб в случае чего перебежать. Я думал, контролёрша обойдёт заблокированную дверь в Клину, но она так и не появилась. Зато прошли ребята и сломали переходную дверь и в четвёртый вагон. Получилось, что в Тверь я приехал абсолютно бесплатно.
Автобус ЛиАЗ-677 в Завидово
Вокзал в Твери
Паровоз-памятник
По информации сайта Сергея Болашенко, к узкоколейке можно доехать на трамвае №6 до конечной остановки – Константиновка. Трамвай я нашёл без проблем, их от вокзала ходило несколько. Причём ходят в том числе модные новенькие трамваи, но в основном – чешские или наши «квадратные». Мне достался чешский, облезлый и убитый.
Рельсы, видимо, тоже все убитые, потому что на скорости уже около 20 км/ч трамвай сильно трясёт. Но всё равно мне понравилась поездка через полгорода. Центр очень красивый, напомнил чем-то Питер, но более провинциальный.
Заволжская часть (район ул. Туполева) – в основном частный сектор. Народу в трамвае ехало немало, но почти все вышли к тому моменты, как трамвай выехал из города. Справа по ходу мелькнули ворота собственно Комбината строительных материалов №2. Улица кончилась: по одну сторону был комбинат, а по другую – лес. Увидев справа рельсы, я вышел на ближайшей остановке.
Но это была ещё не узкоколейка, а подъездные пути. Конечная остановка трамвая была дальше, но я пошёл пешком, ожидая, что тут недалеко. Это оказалось действительно так: через несколько минут из глубины территории завода вынырнули заветные рельсы. Я встал на шпалы узкоколейки: да, ну прям игрушечная.
Рельсы были хорошо накатаны, в отличие от широкой колеи, но шпалы были уложены косо, и многие из них болтались. Некоторые рельсы состояли из нескольких вставок метра по два: вероятно, их крали, отпиливая столько, чтоб можно было унести. Я шёл по шпалам, прикидывая вероятность появления поезда. Вокруг был очень красивый сосновый бор, тоже почти без подлеска, как и в лагере МИФИ – до которого отсюда километров 20.
Я дошёл до пересечения с автомобильной дорогой. На пригорке сидели несколько путейцев, их инструменты были воткнуты рядом в песок. И тут – о удача, из лесу послышался грохот и длинный гудок. Выкатила оранжевая рабочая дрезина – ТУ6Д. Она остановилась почти рядом со мной, чтоб подобрать путейцев. В принципе, можно было попросить прокатить, но я не решился. [На сайте Сергея Болашенко открылся раздел, посвящённый практической информации для желающих осмотреть действующие узкоколейные железные дороги. Там указано, что проезд посторонних лиц в рабочей дрезине на этой УЖД запрещён. – Прим. 31.03.08.]
Дрезина укатила в сторону завода, а я пошёл обратно: на большее я и не рассчитывал. Но к тому времени как я почти дошёл до трамвайной остановки, послышался снова гудок, и со стороны завода показался грузовой состав во главе с тёмно-красным ТУ7А.
На первом и последнем вагонах красовалось предупреждение для таких как я: «Не цепляйтесь за вагонетки!» Да, а я ведь и обдумывал накануне такую идею! Но ладно, извращаться я не стал и пошёл на трамвайную остановку.
Грустный ЭР2Р в тупике в сторону Лихославля
Поезд-"кукушка" из сидячих вагонов и маневрового тепловоза ТЭМ-2 сообщением Тверь - Васильевский мох