-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в obozrenie

 -ѕодписка по e-mail

 

ћежду сакурой и крестом

„етверг, 07 январ€ 2016 г. 17:29 + в цитатник

3563818_woonbokimkichang19142001korean (609x700, 435Kb)¬от и долгожданна€ публикаци€ моей третьей заключительной статьи из €понского цикла "ћежду сакурой и крестом", написанной специально дл€ газеты "ћирт". ¬се, что вы хотели знать о христианстве в японии, но бо€лись спросить :-).  —тать€ написана в мою авторскую колонку " ультурный код »гор€ ѕопова".

«я боюсь этого морского путешестви€, которое продлитс€ целых два мес€ца. ќно обрекает мен€ на полную безде€тельность.  аждый день в кубрике € служу мессу дл€ испанской команды, но ни один €понец ни разу не загл€нул туда.  ажетс€, единственное счастье дл€ них – мирска€ выгода. японцы принимают лишь религию, котора€ приносит мирские выгоды, – будь то богатство, победа в войне или избавление от болезни, – и совершенно безразличны к непознаваемому и вечному. Ќо все равно € про€влю нерадивость, если во врем€ плавани€ не смогу внушить учение √оспода ни одному из сотни €понцев, наход€щихс€ на корабле».

Ёти слова принадлежат герою романа €понского писател€ —юсаку Ёндо «—амурай», благочестивому францисканцу падре ¬еласке.  лассик €понской литературы Ёндо - один из немногих €понских писателей, который, будучи христианином, решил разобратьс€ в том, какими запутанными тропами пришло христианство в японию.

—юсаку Ёндо погружает читател€ в XVII век. ¬ стране устанавливаетс€ новый сЄгунат “окугавы. Ёто феодальное военное правительство японии, основанное в 1603 году “окугавой »э€су и возглавл€емое сЄгунами из рода “окугава.

ѕросуществовало оно более двух с половиной веков вплоть до 1868 года. ћежду японией и »спанией к тому времени существовала торговл€, но не напр€мую, а через ‘илиппины.

“акже в японии какое-то врем€ велась католическа€ миссионерска€ де€тельность. ¬ целом удачно, пока орден иезуитов, имевший исключительное право на распространение веры в японии, не начал перегибать палку, сжига€ буддийские храмы, приобрета€ €понские земли и извлека€ выгоду из этого. Ќачались гонени€ на христиан, в некоторых провинци€х христианство было полностью запрещено.

’ристианство в японию стало проникать в XVI веке. ѕервыми христианами, ступившими на землю народа ямато, были португальские купцы с корабл€, разбившегос€ в 1543 году у острова “анэгасима, недалеко от  юсю. Ќо проповедь ≈вангели€ началась лишь с прибытием в страну ‘ранциска  савери€ (’авьера).

 саверий был личностью многогранной, неоднозначной и €ркой. –одилс€ он 7 апрел€ 1506 года в аристократической баскской наваррской семье в замке ’авьер (Ќаварра, »спани€). ≈го отцом был ’уан де ’ассо-и-јтондо, который принадлежал к зажиточной кресть€нской семье и получил докторскую степень в области юриспруденции в Ѕолонском университете, а затем стал тайным советником и министром финансов при дворе корол€ ∆ана III д’јльбре.

‘ранциск в 1525 году возрасте 19 лет отправилс€ учитьс€ в ѕариж в колледж —ен-Ѕарб, где получил степень магистра искусств в 1530 году, после чего преподавал философию јристотел€ в  олледже Ѕове. ¬ 1529 году познакомилс€ с »гнатием Ћойолой, с которым проживал в одной комнате.

15 августа 1534 года в часовне ћонмартра »гнатий де Ћойола совместно с ‘ранциском  саверием, ѕетром ‘авром, ƒиего Ћаинесом, јльфонсом —альмероном, Ќиколаем јльфонсом Ѕобадильей и —иманом –одригишем принесли друг перед другом обеты послушани€, целомудри€ и бедности. Ётот день считаетс€ днем основани€ общества »исуса.

¬ 1534 году ‘ранциск продолжил теологическое обучение и 24 июн€ 1537 года был рукоположен в св€щенника. ¬ но€бре 1537 года он вместе со своими шестью товарищами отправилс€ в –им, чтобы там встретитьс€ с римским папой ѕавлом III. ¬ 1540 году написал устав иезуитского ордена под названием «‘ормула института», который был утвержден буллой римского папы ѕавла III 17 сент€бр€ 1540 года.

‘ранциск  саверий стал первым миссионером в истории ордена иезуитов. ќн посв€тил большую часть своей жизни миссии в »ндии и странах ёго-¬осточной јзии и ƒальнего ¬остока. ѕосле своего отплыти€ из ≈вропы в 1541 году он провел оставшуюс€ свою жизнь в »ндии с 1542 года по 1544 год, на ћолуккских островах с 1545 года по 1547 год и в японии с 1549 год по 1551 год.

¬ декабре 1547 года в ћалакке ‘ранциск  саверий познакомилс€ с €понцем из  агосимы по имени јндзиро, который, услышав о  саверии в 1545 году, отправилс€ в путешествие из  агосимы в ћалакку специально, чтобы встретитьс€ с ним. »менно после знакомства с јндзиро ‘ранциск принимает решение отправитьс€ с миссией в японию.

15 апрел€ 1549 года  саверий оставил √оа, вновь посетил ћалакку и прибыл в  антон. ¬ путешествии его сопровождали јндзиро, два других €понца, а также отец  осмэ де “оррес и брат ’уан ‘ернандес. — собой он вз€л подарки дл€ « орол€ японии», которому намеревалс€ представитьс€ апостольским нунцием.

‘ранциск  саверий прибыл к берегу японии 27 июл€ 1549 года, но из-за запрещени€ выходить на берег пробыл на борту корабл€ около  агосимы до 15 августа 1549 года. ќн сошел на берег в  агосима, который был главным портом провинции —ацума (остров  юсю).  ак представитель португальского корол€ был прин€т 29 сент€бр€ 1549 года губернатором провинции —ацумы —имацу “акахисой (1514-1571). јндзиро прин€л крещение с именем ѕаоло-де-—анта-‘е и был переводчиком при  саверии. Ѕыли крещены и около ста родственников јндзиро.

ѕотом католический св€щенник с окт€бр€ по декабрь 1550 года жил в ямагути. Ќезадолго до –ождества он отправилс€ в  иото, чтобы встретитьс€ с €понским императором, что ему не удалось сделать. ¬ марте 1551 года возвратилс€ в ямагути. «десь ему было разрешено проповедовать перед даймЄ (крупный военный феодал средневековой японии), но так как он не знал €понского €зыка, то вынужден был ограничитьс€ чтением вслух перевода катехизиса.

 саверий, в отличие от своих последователей, был человеком гибким и хитрым. ”знав, что в японии бедность считалась пороком, ‘ранциск сменил тактику миссионерской де€тельности и стал проповедовать среди богатых €понцев. ¬ своих проповед€х, чтобы донести до €понцев христианское значение Ѕога, употребл€л буддистский термин ƒайнити, обозначавший одно из имен Ѕудды. ¬ конце концов, его более чем двухлетн€€ мисси€ в японии оказалась успешной. ¬ ’ирадо, ямагути и Ѕунго образовались первые католические общины.

 саверий обладал качествами великого миссионера, был харизматической личностью, имел огромный лингвистический талант и всегда без остановок рвалс€ вперед. ≈го де€тельность оставила огромный след в миссионерской истории »ндии, японии и  ита€, указав путь дл€ дальнейших поколений католических миссионеров, и не только иезуитов.

¬ скором времени в японию прибыло миссионерское подкрепление, чтобы продолжить распространение христианской религии в стране. ѕравительству нравилось то, что с каждым новым португальским кораблем их торговл€ процветала. ѕортугальцы завозили из своих земель много нового оружи€ и техники, а €понцы, в свою очередь, могли купить новый товар и продать свой, чем и пополн€ли казну.

ѕроповедники христианства про€вл€ли активность на острове  юсю, но общины и учреждени€ открывались и на острове ’онсю. ѕервым кн€зем даймЄ, который прин€л крещение, стал феодал —умитада ќмура в 1563 году. ”же к 1579 году в новую веру были обращены не менее 6 даймЄ. ѕо подсчетам профессора истории ƒальневосточного федерального университета ¬итали€ —евостеева, к концу столети€ отцы иезуиты обратили в христианство 150 тыс€ч €понцев. ѕольский же католический историк ёзеф ƒремлюг называет большую цифру: по его словам, число €понцев-христиан к концу века достигло миллиона человек.

¬прочем, причина такого быстрого распространени€ христианства была не только в экономических выгодах. ∆изнь €понского кресть€нина была нелегка, однако и после смерти он не мог рассчитывать даже на покой. Ѕуддизм перед достижением нирваны требовал многочисленных перерождений, а религи€ синто гарантировала попадание в —трану желтых источников — обитель смерти. ’ристианство привлекало €понцев своей очень простой и €сной сотериологией, предлага€ простой путь к спасению и вечной жизни.

“руднее всего решалс€ вопрос с крещеными самура€ми. ¬оинский кодекс Ѕусидо принципиально расходилс€ с христианскими заповед€ми и учением ’риста. ќднако и тут €понские самураи нашли то, что могли почерпнуть у католических миссионеров: жестка€ дисциплина, отказ от всего житейского, освобождение сознани€ от мирских прив€занностей и безоговорочное послушание были хорошо пон€тны самура€м.

ƒл€ аристократии христианство стало новым модным течением. ¬ атрибутах одежды модников и модниц часто можно было увидеть крест. ќсобенно увлеченные €понцы даже разучивали «Ave Maria» и «Pater nostra», напева€ их с характерным акцентом. —пособствовали этому и торговые отношени€ с португальскими купцами.

¬ажным дл€ распространени€ и закреплени€ католичества в японии €вл€лось и то, что вместе со своим феодалом христианство должны были прин€ть сюзерены и кресть€не. Ёто приводило к тому, что потомки обращенных не отрекались от веры даже во врем€ последующих гонений.

японские владыки быстро пон€ли, что к христианству можно обращатьс€ как к политическому инструменту. —о второй половины XV века япони€ находилась в состо€нии раздробленности и междоусобной войны.  онец этому положил ќда Ќобунага — некоронованный сЄгун и объединитель японии.

ѕодавл€€ восстани€ и расшир€€ свои владени€, Ќобунага часто прибегал к использованию огнестрельного оружи€, разработанного €понскими мастерами на основе португальских аркебуз. “ак, в 1571 году, в день архангела ћихаила, под предлогом борьбы с неверными Ќобунага очистил храм Ёнр€кудзи от буддистских монахов-воинов, не желавших ему подчин€тьс€. ј в 1584 году правоверные кн€зь€ —имадзу и јрима уничтожили противников-€зычников близ острова —имабара.

ѕосле смерти Ќобануги правителем японии стал выходец из кресть€нской семьи “оЄтоми ’идэЄси. ¬ 1587 году он издал указ, согласно которому все христианские миссионеры об€заны были покинуть страну в течение 20 дней. ѕри этом иностранные купцы могли остатьс€.

ѕриказ оказалс€ полной неожиданностью дл€ проповедников. ƒо этого ’идэЄси поощр€л строительство католической церкви близ его резиденции, а в Ќагасаки открывались мастерские по производству икон и типографии, переводившие —в€щенное ѕисание. Ѕолее того, в 1583 году в ≈вропу было отправлено посольство из четырех €понских аристократов, которые должны были побывать у папы римского и изучить западную культуру.

ѕика вли€ни€ в японии христианство достигло в 1596 году, когда у берегов —икоку потерпел крушение корабль «—ан ‘елипе», принадлежавший испанцам. японцы конфисковали весь груз, после чего между ними и иезуитами возникли некоторые противоречи€. ’ристианство оп€ть начало распростран€тс€. ’идэЄси оп€ть пришел в €рость, последствием чего стала казнь 26 христиан в 1597 году, среди которых были не только иностранцы, но и €понцы. ’ристиан расп€ли на крестах в Ќагасаки.

¬ 1600 году к власти пришел »э€су “окугава, который изначально терпимо относилс€ к христианству в японии. ¬ начале своего правлени€ он отменил антихристианские указы своего предшественника, жела€ заручитьс€ поддержкой всего населени€, в том числе и христианского, насел€вшего остров  юсю и западную часть ’онсю.

ѕозже јнгли€ и √олланди€ стали интенсивно пополн€ть €понскую казну, пыта€сь через это оказывать вли€ние на сЄгуна и вли€тельных даймЄ, что не могло нравитьс€ “окугаве. ѕо мере укреплени€ власти сЄгуна и централизации страны, был вз€т курс на самоизол€цию японии от всего остального мира. ’ристиане, как представители чужеземной культуры, также подверглись гонени€м в 1614 году, когда »э€су распор€дилс€ выслать миссионеров. ћногие выехали, но €понские христиане ушли в подполье и продолжали свое служение.

Ќо это была лишь прелюди€. —ын »э€су, ’идэтада, став сЄгуном в 1618 году, превратил преследовани€ христиан в жестокие ист€зани€. ¬ 1633 году €понцам без официального разрешени€ было запрещено покидать пределы страны. «апрещалось возвращатьс€ всем проживавшим к тому времени за границей.

¬ 1637 году в —амабара недалеко от Ќагасаки вспыхнуло восстание против политики сЄгуната. ѕочти все восставшие были христианами. “окугава направил дл€ подавлени€ восстани€ 200-тыс€чную армию, но 30 тыс€ч повстанцев, укрывшись в замке ’ара, долгие мес€цы выдерживали осаду. ¬се, оставшиес€ в живых, были казнены. ¬ 1638 году из страны были высланы все португальцы, а в 1641 году были запрещены все контакты с иностранцами.

¬ерующих во ’риста заставл€ли отрекатьс€ от веры, а сопротивл€ющихс€ били, жгли или бросали в котел с кип€щей серой. ѕо стране прокатились восстани€ христиан, что привело к незначительным послаблени€м.

Ќо потом гонени€ были вновь усилены. »споведание христианской веры каралось смертной казнью.

ѕотомки казненных христиан в течение семи поколений считались подозрительными.  аждый год они об€заны были приходить в определенный буддийский храм и отрекатьс€ от ’риста. ѕри этом их заставл€ли попирать ногами христианские символы. “акое положение сохранилось вплоть до падени€ сЄгуната в XIX веке.

ѕосле начала гонений тыс€чи €понских христиан устремились за пределы страны. ¬олна эмиграции была направлена на юго-восточную јзию: на ‘илиппины, яву, “айвань.   1635 году в этом регионе проживало уже от 80 до 100 тыс€ч €понских католиков.

Ќесмотр€ на жесточайший запрет, христианское вли€ние проникало в японию и в период самоизол€ции. ’ристианска€ литература попадала в японию в основном из  ита€. “ам ее переводили на €понский €зык и нелегально доставл€ли на острова через мелких китайских торговцев. ѕереводами занимались о. ћатео –ичи в ѕекине и о. ∆юль јлени в ‘удз€ни. Ћитературы было так много, что в 1630 году в Ќагасаки было учреждено специальное ведомство, следившее за ее изъ€тием и уничтожением.

ƒо 1660 года было замучено 3000 €понцев, исповедующих христианство. √олланди€ и ѕортугали€ прервали св€зи с японией. ¬ъезд в страну и выезд из нее был запрещен. япони€ стала закрытой и недоступной.

ѕравославие в японию проникло на 300 лет позже, чем отцы-иезуиты. ѕервым ортодоксальным проповедником в японии стал отец Ќиколай (в миру »ван  асаткин), который в 1861 году, еще до официальной отмены запрета на исповедание христианства, обосновалс€ на юге ’оккайдо в городе ’акодатэ. ¬ честь отца Ќикола€ назван кафедральный собор ¬оскресени€ ’ристова — Ќиколай-до — в “окио.

«а редким исключением, €понцы не контактировали с иностранцами вплоть до 1853 года, пока коммодор ѕерри на «черных корабл€х» второй раз не открыл страну западной экономике. «а торговцами на архипелаг вновь пот€нулись проповедники. Ќа этот раз — протестантские.

¬ 1859 году, после заключени€ японией јнсэйских договоров, христианские миссионеры вновь получили право посещать страну как иностранные граждане. ќднако запрет на исповедание христианства €понцами не был сн€т. “ак, в 1865 году в районе ќура города Ќагасаки французска€ католическа€ мисси€ построила церковь, которой тайком ведало несколько подпольных христиан.  онтакт с верующими был восстановлен, однако местные власти обнаружили их и казнили.

–епрессии продолжались даже после реставрации ћэйдзи в 1868 году, когда япони€ вступила на путь модернизации и вестернизации. ¬ 1868 и 1870 годах правительство провело показательные казни €понских христиан в Ќагасаки, что вызвало осуждение европейских государств и —Ўј.

“олько в 1873 году, под давлением извне, €понские власти сн€ли запрет на христианство, позволив свободно проповедовать и исповедовать его. ¬ конце XIX века в японии действовали римско-католическа€ церковь, протестантский союз христианских церквей японии, англиканска€ церковь и русска€ православна€ церковь.

Ќо вернемс€ к роману Ёндо. Ќебольшой эпизод из истории христианства в японии позвол€ет писателю показать, насколько трудно проходил духовный слом в жизни простых €понцев. ¬ романе «—амурай» автор описывает, как группа €понских самураев низкого ранга во главе с ’асэкурой ÷унэнагой, а также с переводчиком, который €вл€етс€ св€щенником-миссионером отцом ¬еласке, отправл€етс€ с первой в истории японии дипломатической миссией в Ќовую »спанию (ћексика), в »спанию, а затем в ¬атикан.

ѕрототипом отца ¬еласке стал реальный человек Ћуис —отело, член ордена св€того ‘ранциска, причислен к лику блаженных папой ѕием IX в 1867 году. Ёндо раскрывает неоднозначность характера ¬еласко.

ј вот прототипом —амура€ стал сам писатель. Ёндо писал об этом: «я был вдохновлен биографией ’асэкуры <…>. Ёто перестройка моего внутреннего духовного €, поэтому эту книгу нельз€ назвать историческим романом, в полном смысле этого слова. „ем больше € углубл€лс€ в расследование, тем больше € понимал, что здесь есть человек, в котором € мог бы отразить себ€ — ’асэкура и € были как один человек». »менно благодар€ этому персонажу писатель смог показать, с какими сопротивлени€ми, сомнени€ми и внутренними противоречи€ми стакивались новообращенные христиане в японии.

—егодн€ примерно 2% населени€ японии – христиане. ’ристианство в японии стало скорее модой, нежели религией. ’ристианские церкви можно увидеть даже в самых маленьких городах. ћного €понцев венчаютс€ и жен€тс€ по христианским обр€дам.

ќднако христианство все-таки оказало вли€ние на формирование €понской общественно-политической мысли нового времени. ¬ частности, христианские идеи любви, милосерди€ к ближнему, свободы и равенства способствовали возникновению €понского политического и социального либерализма, а затем — парламентаризма. ”сили€ми христианских проповедников по€вилась новейша€ €понска€ система образовани€. японские христиане были основным двигателем в общественных движени€х против пь€нства и проституции. Ѕлагодар€ христианским организаци€м в японии были созданы многочисленные благотворительные общества, больницы, центры инвалидов, детские дома.

’ристианство подарило стране ¬осход€щего солнца выдающихс€ наставников. “аким был ”тимура  андзо (1861-1930), протестант, директор первой высшей школы. ќн также был основателем Ѕесцерковного движени€, одного из первых коренных €понских христианских движений. ≈го автобиографи€ «ѕочему € стал христианином?», в которой уделено много внимани€ его обращению в христианство, оказала сильное вли€ние на молодежь того времени.

ƒжозеф ’арди Ќиидзима (ƒзЄ Ќидзима) (1843-1890), протестант и основатель университета ƒосис€, одного из крупнейших университетов страны. ѕротестант »надзо Ќитобэ (1862—1933), стал также основателем первого токийского женского христианского университета, а протестантка ÷уда ”мэко (1864—1929) открыла учебное заведение ƒзЄси Ёйгаку ƒзюку, теперь университет ÷уда.

¬ XX веке два €понца оказали большое вли€ние на протестантское богословие:  осукэ  о€ма, которого считают одним из ведущих де€телей мирового христианства, и  адзо  итамори, который написал «“еологию божественной боли».

’ристианин, правозащитник и писатель “оЄхико  агава был номинирован на Ќобелевскую премию мира и на Ќобелевскую премию по литературе, очень много сделал дл€ основани€ школ дл€ бедных, больниц и церквей. ј восемь премьер-министров японии исповедовали христианство.

(с) »горь ѕопов

стать€ написана в авторскую колонку " ультурный код »гор€ ѕопова"

в газете "ћирт"

–убрики:  —татьи
ћетки:  
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку