
Рецензии:
"Элементарные частицы" Уэльбека - роман несвершений и потерь. Систематический "не-выбор" Уэльбек представляет чертой всей европейской цивилизации, рассматривая в качестве ее представителей двух сводных братьев - Мишеля и Брюно. Такие, какими они описаны в романе, братья с трудом тянут на живых людей - зато очень хороши в качестве двух ярчайших собраний ярлыков и масок, двух биографий, состоящих сплошь из видимостей.
Мишель - гениальный микробиолог, современный монах a la Фома Аквинат: светоч знания в сумерках средневековья. Мишель осознает тщетность и суетность. Мишель стремится... да ни к чему уже не стремится, хотя ничего и не нашел, и не достиг... Человеческие чувства чужды ему, затерянному в океане новейших знаний. Одинокий, но не покинутый, а покинувший мир, и оказавшийся в пустоте невыбора. Сухой, словно грецкий орех.
Сводный брат Мишеля - Брюно - самозабвенный онанист, порнограф и свингер. Что представляет из себя зрелище жалкое и тем не менее отталкивающее. В этом есть доля лицемерия, очевидно: гораздо приятнее сопереживать страстям душевного томления, нежели телесного, подобным неутоленному желанию Брюно, хотя последние подчас много более сильны. Счастье и предел мечтаний для него: трахнуть женщину, когда еще есть эрекция. Он действительно счастлив в такие моменты, и на них закономерно приходятся окончания глав. Обычный же жизненный цикл Брюно - от мастурбации до мастурбации.
Биографии Мишеля и Брюно даны в контексте развития европейской истории; сам "закат Европы" Уэльбеком описан красочно, мастерски и без тени модной по этому поводу иронии: жизнь в ее современном виде, очевидно, обречена. Две силы: сексуальная вседозволенность и новые технологии, ни с одной из которых человечество не может совладать, разодрали цивилизацию в клочья... (Обреченность - самая суть "Элементарных частиц", и тем закономернее выглядит финал романа.)
На вышеупомянутых обломках Мишель и Брюно - два моральных урода, получеловека - вовсе не выглядят таковыми, и потому следует с ужасом признать, что, по Уэльбеку, они являются нормальными представителями современной цивилизации. Одному досталась чистая - слишком дистиллированная - сексуальная восприимчивость; другому - чистый разум, который так критиковал Кант... Печально по меньшей мере.
Научная терминология, описания опытов, теорий и веяний у Уэльбека - тоже своеобразный онанизм. Добавляет достоверности роману и уважения - автору, создавая видимость осведомленности и отстраненности. Уэльбек выступает как беспристрастный, на первый взгляд, летописец, ученый у микроскопа, постигающий всякую материю. Он, однако, не может скрыть презрительной гадливости, с которой относится к героям. Те, в свою очередь, также не чувствуют, а "отдают себе отчет" в происходящим, в основном плывя по течению. (Фатализм - самая суть "Элементарных частиц", и тем закономернее выглядит финал романа.)
Напоследок скажу, что извращенное понимание Олдоса Хаксли - моего любимого писателя - Брюно и Мишелем лишний раз подтверждает их отвратительность и трагически неверно расставленные акценты. (Единственное совпадение по поводу его "Острова", который написал Хаксли, "вероятно пребывающий в состоянии маразма". Это я полностью поддерживаю.) Впрочем, акценты расставлены не ими - временем. К этому упорно ведет Уэльбек, посвящая поношению Хаксли целую главу. (Вообще говоря, судить о Хаксли по романам "О дивный, новый мир" и "Остров" - самый легкий способ его унизить.) А "Элементарные частицы", тем не менее, великолепный и пугающий, как извержение вулкана, роман.
Александр Носков
Литерра