-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в poligrafich

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

pr бизнес с нул€ законодательство защита печатей от подделки изготовление печатей и штампов инвестиции истори€ печатей канцел€рский рынок личные печати малый бизнес маркетинг маркетинг и pr в штемпельном бизнесе печати и штампы полиграфи€ реклама сфрагистика уникальные печати франчайзинг штемпельный рынок

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) ѕрикольные_футболки

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 27.05.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 342


»стори€ штампа в керамике

¬торник, 16 јпрел€ 2013 г. 15:05 + в цитатник

 

 ак известно, штампы – не самое новое изобретение человечества, и даже можно сказать, что оно €вл€етс€ одним из самых древних. »стории о том, каким образом люди традиционных культур использовали штампы,  продолжатс€ рассказом о керамике.   ерамическа€ посуда всегда украшалась орнаментом, без этого она была непригодна дл€ использовани€ в силу определенных религиозных убеждений. 
 
 
¬ каждой стране, в каждой культуре существовали свои особые гончарные массы и техники росписи. ѕроизводство керамических изделий из обожженной цветной глины и украшение их штампованием существовало уже несколько тыс€челетий назад в ≈гипте, ¬авилоне и других странах ƒревнего ¬остока. ¬ средневековье данна€ техника проникла из стран —редней, ÷ентральной и ѕередней јзии в ≈вропу. 
 
¬ большинстве случаев гончары украшали свои издели€ орнаментом, использу€ дл€ этого несложные оруди€-штампы. 
 
«убчатый штамп
 
—амым попул€рным штампом был инструмент с зубчатым рабочим краем. ќн мог иметь вид обычной гребенки, изготовленной из кости. ѕодход€щий кусочек кости с пропиленными вдоль кра€ желобками мог служить в качестве зубчатого штампа. ¬ообще зубчатый штамп был чрезвычайно распространенным орудием орнаментации керамики в культурах эпохи неолита разных районов мира – ¬осточной и «ападной ≈вропы, —ибири, —редней јзии. ѕопул€рность зубчатого оруди€ св€зана с тем, что охота €вл€лась одним из важнейших способов добычи пищи – особенно в лесных районах – недостатка в челюст€х-штампах не было. ¬озможно, использование челюстей животных дл€ декора керамических сосудов носило в некоторой степени магический смысл, символизиру€ стремление обеспечить удачу в охоте и изобилие пищи в кухонных горшках.
 
 
«убчатый штамп был привлекателен дл€ древних гончаров еще и различными вариантами его применени€ в качестве оруди€ орнаментации и разнообразием получаемых вследствие этого узоров. ¬о-первых, зубчатым штампом можно было оттискивать, выдавливать в м€гкой глине углублени€, соответствующие по форме и размеру кра€м его зубцов. Ётот прием орнаментации называетс€ тиснением. ¬о-вторых, можно было пользоватьс€ зубчатым штампом как гребнем, прочесыва€ им по стенке глин€ного сосуда длинные р€ды параллельных бороздок – это техника прочеса. ќсобенно распространен был прочесанный зубчатым штампом узор в виде вертикального зигзага, заполн€ющий стенки сосуда от усть€ до дна. ¬ некоторых поселени€х неолитической культуры более попул€рен был прием тиснени€, позвол€вший украшать стенки сосудов плотными р€дами мелких отпечатков-€мок, отчего изделие казалось как бы покрытым мелко€чеистой сеткой. 
 
√ребенчатый штамп
 
ќдни из самых первых искусственных орнаментов создавались при помощи гребенчатого штампа, отсюда получил название и орнамент, выполненный с его помощью – гребенчатый. √ребенчатый орнамент - распространенный способ украшени€ керамики. ƒаже некоторые виды раковин морских моллюсков, створки которых имеют зубчатый край, – это тоже инструменты – гребенчатые штампы. 
 
 
 
 
 
“аким штампом из гальки или раковины по сырой поверхности еще не обожженного сосуда наносились ленты параллельных насечек, разнообразных геометрических фигур. ≈го можно считать усовершенствованным способом  зубчатого штампа из костей животных.  √ребенчатые оттиски получили наибольшее распространение.  Ёто пр€мо, косо или переменно расположенные оттиски; пр€мые, зигзаги, ленты, фигуры ромбов и шестиугольников, треугольников, мотив елочки и пр. ”зоры создавались и р€дами €мок, уложенных между р€дами гребенчатых оттисков. 
 
ќттиски растений
 
ƒревние мастера использовали ещЄ один древний способ украшени€ керамики: отпечатки различных растений, например, колось€ хлебных злаков и отдельные зерна, иголки хвойных деревьев, всевозможные раковины и т. п. ” €понцев долгое врем€ пользовалась успехом так называема€ сосново-игольчата€ керамика. —ырой сосуд обкладывали со всех сторон сосновыми иголками, которые закрепл€ли бечевками. ѕосле выжигани€ иголок образовывалась поверхность, сплошь испещренна€ мелкими черточками.  роме тесьмы и сосновых иголок, дл€ тиснени€ использовались рисовые зерна. ¬ стенки сосуда зерна вдавливали так, что образовывалс€ узор, подчиненный определенному ритму. ¬ таком виде сосуд помещали в печь. ѕосле выгорани€ зерен на поверхности сосуда оставалс€ углубленный узор. ѕочти повсеместно в разные времена дл€ нанесени€ тисненого узора гончары использовали соломинки, стебли тростника и древесные ветки.
 
√ладкий штамп-палочка
 
—ходные композиции сложены также из оттисков гладкого штампа, обмотанной шнуром палочек, вырезанных из твердой древесины или кости. “акой способ археологи ещЄ называли шнуровым орнаментом, который наносилс€ вдавливанием в глину прутика, на который был намотан шнур. –асполага€ короткие отпечатки шнура под разными углами, гончары создавали из них самые разнообразные узоры. ¬ узоре пр€мые линии нередко сочетаютс€ с волнистыми, которые в древности символизировали воду. Ќанос€ волнистые линии у горловины горшка как украшение, гончар в то же врем€ вкладывал в них более глубокий смысл. ќни были своеобразным пожеланием того, чтобы сосуд всегда был полным, а его хоз€ева имели бы посто€нный достаток. ѕостепенно магический смысл волнистых линий был забыт, и их продолжали наносить на посуду исключительно как украшение.
 
 
японские гончары вплоть до XX века использовали дл€ украшени€ сосудов вместо шнура тесьму, сплетенную из рисовой соломы. “олько что выполненный сосуд плотно обматывали тесьмой, сушили и отправл€ли в печь на обжиг. ¬ печи солома выгорала, а на обожженном сосуде оставались углубленные отпечатки, создававшие на поверхности черепка оригинальную фактуру.
 
»нструменты дл€ тиснени€ 
 
—о временем кончики дерев€нных палочек стали скругл€ть, заостр€ть, срезать под разными углами и, наконец, вырезать на их торцах простейшие фигурки. Ўтампики приставл€ли под пр€мым углом к поверхности издели€ и, слегка нажима€, вдавливали в глину.  омбиниру€ и череду€ оттиски в определенной последовательности, получали выразительные узоры. 
 
 
≈сли же штампики с круглым или пр€моугольным сечением вдавливали в глину не под пр€мым углом к поверхности, а под острым, то образовывалс€ узор из скобкообразных и когтеобразных вм€тин. Ќесмотр€ на простоту, подобный узор выгодно подчеркивал форму глин€ного сосуда, придава€ ему особую выразительность. Ќа мелких кувшинах и чашах  различных культур были оттиски штампов, которые можно считать марками мастерских. Ўтампы эти очень простой формы: кружки, подковки, звездочки, фигуры в виде цифры 8, кружок с вписанным крестом или же ступенчатой фигурой. ¬се они оттискивались до обжига.
 
Ўтампинг в современных народных промыслах
 
  более новым приспособлени€м дл€ штамповани€ керамики можно отнести штампы с контррельефами, которые вырезаютс€ из твердой глины или дерева. 
 
 
¬ последнее врем€ дл€ тиснени€ узоров стали примен€ть всевозможные накатки. Ќакатка, сделанна€ из колесика, дает возможность получать пунктирные линии. ƒл€ нанесени€ шнурового узора накатку изготавливают из дерев€нного стержн€, который обматывают шнуром или м€гкой проволокой
 
 
ѕосле подсыхани€ глины углублени€ тисненого орнамента нередко заполн€ют цветными ангобами (жидкой глиной). ѕоверхность издели€ становитс€ гладкой, а узор четко выдел€етс€ на его фоне. Ётот способ декорировани€ называетс€ молетажем. ¬ керамическом производстве он используетс€ в основном дл€ нанесени€ на посуду всевозможных бордюров. —пециальными накатками, вырезанными из твердой и плотной древесины (самшита, бука, груши, €блони, клена), можно наносить на сосуды рельефные узоры (54.4). ѕеред накатыванием на поверхность издели€ наклеиваетс€ небольшой жгут из м€гкой глины. ћесто наклейки смачиваетс€ водой. ѕосле прокатки жгут прочно соедин€етс€ с основой, а над поверхностью образуютс€ выпуклые элементы узора.
 
ѕодвод€ итог, можно выделить несколько видов штампов, которыми ставились оттиски как в древности, так и в современных народных промыслах: 
 
Ўтампы
  штампам относ€тс€ специально изготовленные орнаментиры, ширина рабочего кра€ которых больше 1 см. ќсновными материалами дл€ изготовлени€ штампов служили различные породы камн€, кость и глина.
 
√ребенчатые штампы. 
ќруди€ с зубчиками дл€ нанесени€ орнамента. ћежду собой они различаютс€ количеством зубцов, длиной и степенью изогнутости, количеством рабочих краев. Ѕольша€ часть гребенчатых штампов изготовлена из камн€, но известны штампы из глины. 
 
√ладкие штампы. 
ћатериалом дл€ таких штампов служили камень и кость. ќтличие гладких кост€ных штампов от естественных в том, что на них присутствуют следы обработки и подправки рабочих краев. ќрнамент выполненный гладкими штампами наносилс€ в технике накалывани€, протаскивани€, прочерчивани€. √ладкие штампы характерны дл€ более позднего времени – бронзового и железного веков.
 
‘игурные штампы. 
“акие штампы характеризуютс€ геометрической или неопределенной формой рабочего кра€. „аще встречаютс€ из глины, т.к. этот материал очень пластичен и ему можно придать любую форму, а при обжиге он приобретает твердость. ¬стречаютс€ фигурные штампы и из камн€. Ќа территории —реднего «аураль€ известен один фигурный штамп со сто€нки бронзового века, который посередине он сплюснут пальцами. ” него два рабочих конца. — одной стороны штамп при прокатывании образует линейный орнамент, с другой – крестообразный. 
 
¬ыдел€ют следующие способы нанесени€ орнамента на сосуд: 
 
штампование (оттиски штампа одинаковые), 
прокатывание (оттиски штампа между собой отличаютс€ по длине и изгибу), 
шагание (шагающа€ гребенка), 
шагание с протаскиванием (шагающе-протащенна€ гребенка, зубчата€ качалка), протаскивание (прочерченна€ гребенка, линейный орнамент), 
шагание с протаскиванием (шагающа€ гребенка), 
отступание (слепа€ гребенка, отступающа€ гребенка), 
накалывание (оттиски при наклонном положении штампа к поверхности
ћетки:  



Ѕольша€_страна   обратитьс€ по имени „етверг, 22 јвгуста 2013 г. 15:25 (ссылка)
ѕредлагаю посмотреть видео-интервью с руководителем керамической студии Ђ ерамусї, гончаром √ошей —трельниковым. ¬озможно будет интересно)


ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку