Бюджет ЖКХ раскроет тайны отрасли
Сложности с исполнением бюджета Новосибирской области, связанные в том числе с финансированием муниципальных образований, заставляют руководство администрации искать пути оптимизации расходов. Одним из них может стать изменение тарифной политики. Впервые в приложении к консолидированному бюджету области на 2005 год по инициативе комитета по экономике областного Совета будет разработан бюджет ЖКХ.
Комитет по экономике и управлению собственностью: председатель комитета - Николай Мочалин; заместитель председателя - Николай Томилов; члены комитета: Аркадий Звонков, Сергей Кохановский, Леонид Сидоренко, Владимир Шатан; советник - Павел Кучин.
В июле состоялась рабочая встреча губернатора области Виктора Толоконского и членов комитета по экономике областного Совета, посвященная тарифной политике и работе ЖКХ. Итогом стали поручения губернатора департаменту энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации области, управлению финансов и Региональной энергетической комиссии. Поручения губернатора касаются всех аспектов энергетической и тарифной политики области. Срок исполнения большинства из них заканчивается 1 сентября. Однако сегодня можно говорить лишь о подготовке бюджета ЖКХ и решения о субвенциях. Как сообщил "КС" заместитель губернатора - руководитель департамента энергетики и жилищно-коммунального хозяйства обладминистрации Валентин Шаталов, причина отставания от сроков заключается в летних отпусках. Основная работа начнется только сентябре.
По мнению председателя комитета по экономике облсовета Николая Мочалина, в области наконец-то появился документ, который должен повлиять на упорядочение работы в сфере тарифов и ЖКХ.
"Мы два года просчитываем все муниципальные образования с точки зрения ЖКХ, - сообщил "КС" Валентин Шаталов. - Но в следующем году в первый раз за всю историю области бюджет ЖКХ войдет в виде приложения в бюджет области на 2005 год. В нем будут точно расписаны все расходы и доходы ЖКХ. Вместе с комитетом по экономике областного Совета, с которым сразу нашли общий язык, мы шли к этому почти три года. Были приняты несколько законов области, регламентирующие межбюджетные отношения в сфере ЖКХ, определены стандарты стоимости жилья для населения. Если депутаты одобрят подготовленный нами бюджет ЖКХ, дальше мы будем его только оттачивать".
Исполнение другого поручения губернатора - установить финансовую помощь нижестоящим бюджетам на ЖКХ в виде субвенций - может встретить сопротивление глав муниципальных образований. Администрация области заинтересована в таком виде помощи, так как субвенции имеют строгое целевое назначение, главы образований не смогут направить их на какие-то другие нужды, кроме ЖКХ. "Вопрос в том, - поделился с "КС" своими сомнениями Николай Мочалин, - что субвенции из областного бюджета поступают в муниципалитеты нерегулярно и ближе к концу года. Глав районов это не может устраивать, они будут сопротивляться". Проблему неравномерности поступлений субвенций не отрицает и Валентин Шаталов. "Для администрации области на данный момент важнее сделать расходы на ЖКХ целевыми, равномерность - это уже второй, технический вопрос", - считает заместитель губернатора. По его мнению, вопрос о субвенциях можно считать решенным.
В течение нескольких лет комитет по экономике облсовета настаивает на том, чтобы решение об установлении тарифов принималось до внесения в облсовет законопроекта об областном бюджете на очередной год. В этом году губернатор поручил рассмотреть такую возможность. Однако сегодня трудно сказать, насколько это поручение выполнимо. Существуют объективные сложности при установлении тарифов на тепло- и электроэнергию на 2005 год до внесения законопроекта о бюджете области. Как сообщили "КС" в РЭК Новосибирской области, правительство РФ до сих пор еще не приняло постановление о предельных уровнях тарифов. Следовательно, РЭК пока может оперировать только предварительными цифрами. Совпадение по срокам - утверждение тарифов и подготовка бюджета области на 2005 год - достаточно проблематично. Но, как заметила первый заместитель председателя РЭК Людмила Захарова, региональная энергетическая комиссия "попытается сделать все возможное, чтобы тарифы были утверждены до окончания работы над бюджетом области".
Подвижки областной власти в упорядочении работы в сфере тарифной политики и ЖКХ независимый эксперт в области ЖКХ Александр Корнилов (компания БКС) оценивает положительно - это может быть одним из первых шагов реформы ЖКХ. "Привлечение частного инвестора в такую непрозрачную и неясную отрасль, как ЖКХ, - говорит Александр Корнилов, - требует более или менее четкой расстановки приоритетов, четкого и ясного распределение денег. Для инвестиционного анализа необходимо знать планируемые денежные потоки отрасли. Бюджет ЖКХ мог бы приоткрыть завесу тайны. Поэтому эти шаги власти можно расценивать и как стремление ускорить реформу ЖКХ на региональном уровне".
//Источник информации: Континент Сибирь //Дата источника: 03.09.2004