В колонках играет - http://ushivg.narod.ru/uhim/5_zveto/5_05.mp3Настроение сейчас - СонноеИнтернет, аффтарскайе право и то-что-скачиваем
Иными словами, это обзорная аналитика , которая просится в Сеть, но, волею судеб, в интернете ей не велено оказаться. Я решил исправить это недоразумение...
Итак, умная тема про музыку, авторское право и его применение в цифровых сетях...
К моменту опубликования нового «Закона о СМИ» интернет-форумы всколыхнуло. Новый закон нацелен на регламентирование деятельности не только онлайновых СМИ, но и многочисленных сетевых библиотек, музыкальных архивов, равно как ограничивает «свободомыслие» в деле контентного наполнения частных интернет-страниц – блогов. «Неужели халявных mp3 не будет? Отменили свободу мнений и скачиваний?!», - возмущался Рунет. Исходя из опыта пользования архивами Рунета до и после принятия поправок в Закон, можно утверждать, что не все так плохо… пока.
Суть ситуации вокруг рынка музыкальной продукции в онлайне примерно такова: до введения поправок в действие известные, раскрученные сайты мп3-музыки содержали две категории «товара» - бесплатные, «ознакомительные» треки и платные. После 1 сентября известные онлайн-бренды, приводя в соответствие с законом свои архивы, оставили пользователю возможность лишь платного приобретения мп3-треков. Кто здесь выиграл, а кто проиграл – покажет время… и рынок. Последний же, как нельзя более ярко, иллюстрирует безудержное стремление России если не к соответствию требованиям ВТО, то, хотя бы, к статусу цивилизованной державы. Думаю, не удивлю никого тем, что пиратство аудиовизуальной продукции в цивилизованном западном мире считается чуть ли не первейшим признаком экономической нечистоплотности и «варварства». И вот, в соответствии с новыми требованиями закона российские компании-распространители интеллектуальной собственности теперь обязаны юридически оформлять копирайты на всем пути музыки – от пера конкретного автора до нашего с вами плеера.
В связи с этим немало шуму наделала серия требований закрыть наиболее популярные сайты мп3-музыки по той лишь причине, что формально их контент состоял чуть ли не из 99% нелегально размещенной продукции. Причем, стоит отметить правовую сторону этого дела: медиапродукция, получившая уже фразеологичную характеристику «контрафактная», имела тот лишь недочет, что содержатели сайтов в свое время «забыли» получить официальное разрешение на публикование музыки в мп3-формате у первоначального правообладателя – то есть, исполнителя и автора муз.произведения. Да и термин «контрафактность», как показала практика, к онлайн-медиарынку не очень-то применим… Во-первых, нет конкретного материального носителя «незаконной музыки» вроде осязаемых дисков, болванок или даже кассет, не наблюдается и фальсификаций торговых марок товара. Итак, несмотря на то, что деятельность ряда наиболее известных сетевых распространителей нельзя было квалифицировать как кражу интеллектуальной собственности, некоторые порталы «закрывались на учет», причем, явно не по своей воле.
Но теперь можно порадоваться – новый российский закон привел рынок в соответствие с требованиями европейской цивилизованности, и отечественным пиратам, надо считать, основательно «перекрыли кислород». Суть примерно такова: кто не успел заключить до конца августа 2006-го с автором договор о праве «тиражирования» его креативов в Сети, того и закроют. Пока что, как мы видим, мп3-ресурсы именно «закрывают», поскольку, как утверждают юристы, правовой базы для конкретных взысканий и санкций по отношению к «нарушителям» копирайтов до сих пор не создано. А что же настоящие пираты? Судя по неугасающей динамике выкладывания мп3-файлов на домашних страничках и бесчисленных комьюнити, полное торжество законности не наступит у нас еще долго. К слову, стоит вспомнить одно интервью с Б.Б.Гребенщиковым, где на вопрос журналиста об отношении к пиратству в России он назвал это явление вынужденным: иначе россияне переживали бы информационный и мультимедийный голод из-за банальной нехватки денег на приобретение лицензионной медиапродукции.
Между тем, в сентябре 2006 года с известного сайта Zvuki.ru исчезли предложения бесплатно скачать тот или иной трек. Осталась лишь возможность «предпрослушивания» в не самом лучшем качестве. Могучий платный портал Mp3search.com, будучи признан оплотом музыкального пиратства в той же мере, по мановению волшебной палочки преобразовался в новый, законный, но ужасно скудный мп3-сайт, до сих пор не содержащий практически ничего, кроме новинок зарубежной поп-сцены. Кстати, и с ценами на скачивания произошел некоторый «квантовый скачок»: по слухам, на ряде «серьезных» сайтов, вроде Mp3.com, верхний предел цены за трек поднимался в разы… Для сравнения стоит сказать, что скачать сегодня песню на Allofmp3.ru стоит $0.20, но за композицию с Mp3sugar.com и ныне предлагают заплатить $0.10.
И если локальные повышения стоимости скачивания треков еще можно прокомментировать емким словом «рынок», то политику компании «Sony BMG Music Entertainment» можно едко охарактеризовать «макроэкономикой». Учитывая полуторамиллиардный (в долларах!) и постоянно растущий ежегодный объем российского медиарынка, его потенциал, растущий за счет стремительного увеличения числа юзеров, складывается впечатление, что российские аудиопираты мешают жить кому-то очень большому… Компания «Sony BMG» предлагает продавать музыку по «снисходительным» для российского пользователя ценам – порядка $0.60 за композицию. Это гораздо ниже того ценового уровня, что ныне существует для западных покупателей. Но такие известные отечественные поставщики, как, например, mp3spy.ru, имея гораздо больший объем потенциального предложения mp3 файлов, держат цену от 10 до 30 центов за песню, в зависимости от чартовых рейтингов. «Искусство народу принадлежит».
В то время, как ОБЭП «грозит клюкой» отечественному пиратству в сфере высоких технологий, а зарубежные компании метят попасть на российский рынок на выгодных условиях, на домашних страницах Рунета выкладывают свои креативы начинающие отечественные музыканты. Они же и продолжают беспрепятственно наполнять своими промо-записями личные «отделы» популярных музыкальных порталов. Так, например, московская подвальная панк-группа «Третий этаж», размещая демо-записи на одном популярном хостинге, не особенно и заморачивается проблемой копирайта. «Надо же как-то показывать себя людям!». Насколько я помню, даже известный деятель рок-сцены И.Черт напрямую советует молодым музыкальным коллективам поживее «разбрасываться» своей музыкой на первых порах своего существования, по меньшей мере для того, чтобы люди прониклись и оценили креатив. Совет прозвучал именно применительно к Интернету, поскольку что еще может быть глобальней Всемирной Паутины? Кто, как ни молодые коллективы, сегодня менее всего задумывается о смежных правах? Известные же деятели эстрады сейчас вынуждены пересматривать возможности коммерческого тиражирования своей музыки: согласно старому порядку, часть прав на использование фонограмм принадлежала звукозаписывающей компании. Не сказать, что сегодня последние оказались серьезно ущемлены в своих возможностях повлиять на политику использования авторских музыкальных произведений, но в эфире все чаще звучит понятие «абсолютное авторское право». Оно дает возможность автору «сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору». Эта возможность была закреплена в законе об авторских правах еще в 2004 году, но начнет работать в полную силу только теперь. Иначе говоря, авторское право «становится более цифровым».
После 1 сентября 2006 года рынок распространения музыкальной продукции в России словно бы вступает в новое измерение. Ввиду действия нового закона, в недалеком будущем мы сможем наблюдать в России новую тенденцию в способах сбыта мультимедиа. Так, С.Соколовой (Zvuki.ru) и Ф.Мучником (Softkey.ru) недавно было принято решение о качественном слиянии компаний с целью легальной продажи mp3-контента. Новый ресурс и система распространения будут называться Soundkey, где найдется место не только раскрученным, брендовым музыкальным коллективами, но и «молодым дарованиям»… И все-таки значение «цифрового» рынка аудиопродукции трудно переоценить. На Интернет-форумах по вопросу о бесконтрольной выкладке mp3-файлов в Сеть все чаще звучат ноты недовольства пользователей «застарелой системой»: вот ведь незадача, - клиент не хочет покупать целиком пластинку, когда эстетическую ценность представляют лишь одна-две композиции с альбома! Игрокам российского медиарынка ныне предстоит искать непростой компромисс между стремлением к обеспечению сверхприбыли на основе естественного пользовательского интереса и удержанием своего бизнеса в рамках законности. Хотя, мы все понимаем, что пиратов от этой и подобной ей инициатив не очень-то поубавится. И дело не столько в "испорченном" менталитете российского человека. Просто тощие кошельки еще долго не позволят обывателю хвастать толстенными коллекциями музыки и DVD-фильмов...
В нагрузку еще хочу добавитть, что закон об авторском праве и смежных правах в сфере медиапродукции должен был измениться еще летом 2004-го... Медведев, по крайней мере, что-то высказывал о пользе этих изменений. Но , как видно, тогда закон "продавить" наши парламентарии так и не сумели. И слава богу, ибо два лишних года скачивания мп3-шек без особенных заморочек мы поимели... плохо, што ли? :)))