-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Phoenix-LaRein

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.07.2013
Записей: 2620
Комментариев: 172
Написано: 2924


Герман Рошах и его тест

Четверг, 22 Ноября 2018 г. 15:56 + в цитатник
Цитата сообщения wolfleo Герман Рошах и его тест

3640123_f5d74cdcd6a5 (384x640, 59Kb)

Герман Роршах родился 8 ноября 1884 г. в Цюрихе. Свое детство и юношеские годы он провел в г. Шаффгаузэн (Schaffhausen). Медицину Роршах изучал, в основном, в Цюрихе, после чего работал ассистентом в больницах для душевнобольных в городах

Мюнстерлинген, Мюнзинген и Вилдау (Münsterlingen, Münsingen, Waldau). Умер Роршах через 9 месяцев после выхода в свет Психодиагностики. Смерть наступила 2 апреля 1922 г., вскоре после того, как 37-летний ученый получил должность старшего врача в лечебнице Херизау (Herisau). Эти факты, а также, скудные сведения о пребывании Роршаха в России, есть то немногое, что вообще известно о нем.
Роршахи были гражданами и состояли в общине небольшого города Арбон на побережье Боденского озера в кантоне Роршах, исследуя родословную своих предков, установил, что они в течение многих столетий не покидали родную общину. Большей частью это были квалифицированные рабочие и крестьяне, некоторые даже занимали должности членов муниципалитета и бургомистров, что, однако, не особенно выделяло их из своей среды. Отец психиатра, Ульрих Роршах, 19 сентября 1882 г. женился на Филиппине Виденкеллер, происходящей из очень старой семьи Арбона. Он был первым, кто нарушил многовековую традицию своих предков и в 1884 г. вместе с женой покинул родной город.
Герман появился на свет, когда Роршахи жили в Цюрихе. Случилось это 8 ноября 1884 года в пригороде Видикон (Wiedikon), в тогдашнем доме номер 278 по улице Гальденштрассе. Герману еще не было двух лет, когда его родители переселились в Шаффхаузен. Позже семья переехала на холм Эммерс, где и приобрела дом, который и по сей день является семейной собственностью.
Мать умерла 2 июля 1897 г., когда Герману было 12 лет. Следующие два года были, по-видимому, не особенно счастливыми для Германа. О трех оставшихся без матери детях заботились различные экономки. Это продолжалось до тех пор, когда отец 17 апреля 1899 г. женился на молодой женщине Регине Виденкеллер, сводной сестре покойной жены. Годом позже, 7 марта 1900 г., в семье появилась сводная сестра Германа, окрещенная Региной. Мачеха была умелой и энергичной женщиной, но по неизвестной причине между ней и молодым Германом со временем возникла отчужденность (Анна Роршах упоминает о ней в письмах как о крестной матери Германа. Прим. переводчика).
Ульрих Роршах вскоре заболел неизлечимой болезнью, из-за которой был вынужден 7 марта 1902 г. окончательно уйти в отставку. Он умер 8 июня 1903 г., когда Герману было 18 лет.
В области медицинского образования Швейцария тех лет занимала лидирующие позиции в Европе. Как это было тогда принято, большинство студентов учились несколько семестров в различных университетах своей страны и за рубежом, однако к окончанию учебы снова возвращались в свой родной университет. До начала исследований молодой Герман провел некоторое время в Невшателе, затем первые 4 семестра, с зимы 1904 г. по октябрь 1906 г., в Цюрихе, при этом в течение одного семестра – в Берлине и Берне. Последние три семестра, требующие трудной и беспрерывной работы для получения докторского звания, Герман провел в Цюрихе.
Во время пребывания в Невшателе Герман во время отпуска предпринял поездку во Францию, где познакомился с одним пожилым русским эмигрантом и большим почитателем Толстого. Для молодого Роршаха это была во многом решающая встреча. Он был настолько поражен, как будто внезапно открыл для себя новый мир, породивший в нем горячий интерес к России и русскому народу. Вскоре Герман близко познакомился с русской колонией в Цюрихе, к которой, в числе других, принадлежал известный тогда невролог Константин фон Монаков(Монаков (Monakow) Константин, фон (4.11.1853, Бобрезово, Россия – 19.10.1930, Цюрих) — швейцарский врач–невропатолог, нейроанатом, нейропсихолог и философ. Прим. издателя. По сообщению Анны Роршах, фон Монаков был домашним врачом Роршахов и пользовал её отца, Ульриха Роршаха. Прим. переводчика). Познакомился он и с другими русскими эмигрантами и студентами, в том числе с революционерами. Вскоре он начал учить русский язык. Дружеские отношения с русскими зашли так далеко, что во время своего берлинского семестра в 1906 г. он был приглашен провести короткий отпуск в России. Россия и российский народ произвели глубокое впечатление на будущего психиатра.

25 февраля 1909 г. он выдержал заключительные экзамены и получил диплом врача. В это же время он обручился с русской коллегой Ольгой Стемпелин. После экзаменов он взял заслуженный двухмесячный отпуск, чтобы посетить семью жены в Казани. Это была его вторая поездка в Россию. Теперь Россия была ему уже немного знакома, он владел русским языком, так что поездка пошла только на пользу. Россия того времени была для приезжего европейца во всех отношениях страной чрезвычайно привлекательной - необозримые ландшафты, старые живописные города, пестрая смесь народов и религий, весьма поэтичные народные обычаи и предания, творческий гений и чувство красоты этих людей - все было неиссякаемым источником удивления и восхищения. 21 апреля 1910 г. Роршах зарегистрировал в цюрихской мэрии брак с Ольгой Стемпелин, а вскоре после этого они в великолепном старо-византийском стиле повенчались в русской ортодоксальной церкви в Женеве.
К началу 1913 г. Роршаху было 28 лет, он имел ученую степень доктора наук, 4-х летний опыт работы в клинике и был автором нескольких интересных научных публикаций. Так постепенно он становился все более известным в психиатрических и, особенно, в психоаналитических кругах. Наступил черед реализовать свой "русский" план. В некоторых источниках иногда утверждается, что Роршах долгое время находился в России, где много лет работал психиатром. Вне всякого сомнения, это преувеличение. Простой расчет показывает, что, оставив свою должность ассистента в Мюнсингене в начале декабря 1913 г. и приступив уже в июле 1914 г. к работе в Waldau, он не мог пробыть в России больше семи месяцев. Не следует забывать также, что в течение этого времени он предпринял как минимум две поездки по России - на Волгу и на север страны, где жили родственники его жены.
В санатории Крюково (под Москвой) он нашел хорошо оплачиваемую работу, что освобождало от необходимости иметь разрешение на медицинскую практику в России. Они с женой поселились вне санатория, в котором Роршах получил интересную, но отнимавшую много времени работу. Но затем он вдруг оставил эту превосходную должность и возвратился в Швейцарию. Что же произошло?
Госпожа Роршах вспоминала, что на самом деле он не был по-настоящему удовлетворен своим делом, которое отнимало массу времени и не давало возможности заниматься научными исследованиями, которые он считал своим истинным призванием (Хенри Эленбергер в сноске поясняет западным читателям, мало знакомым с обычаями России: „Русские действительно очень много говорят и могут бесконечно дискутировать. Со временем, однако, начинаешь ощущать потребность в одиночестве, досуге, внутренней собранности. Российская открытость была действительно хороша, однако даже самые интересные темы способны отнимать у человека столько свободы, что возникает чувство, что ты более не принадлежишь себе самому.
Госпожа Роршах писала: „Крюково было интересным местом, однако аристократические пациенты полностью отбирали у Германа его силу и его время, так что у него вовсе не оставалось времени на досуг или даже на то, чтобы собранный материал записать в свой дневник и реализовывать его. Герман как-то сказал мне, что он как художник, который стоит перед красивым ландшафтом без холста и красок“. „Я полагаю, что едва ли у Германа после его российского опыта позднее возникло серьезное намерение еще раз приехать работать в Россию. Это желание, однако, сохранялось у его жены. Прим. издателя)
Какой бы ни была главная причина, Роршаху стало ясно, что неплохо было бы отложить на несколько лет окончательную эмиграцию и вернуться в Швейцарию, и он уехал из России. Между тем, после возвращения в Швейцарию выяснилось, что он потерял свое место в Мюнстерлинге. Правда, вскоре удалось найти скудно оплачиваемую должность ассистента в лечебнице Вальдау под Берном, - работу, к которой он приступил в июле 1914 г. Вскоре после этого вспыхнула Первая мировая война, и он оказался оторванным воюющими государствами от своей жены, оставшейся на время в России.
После войны из России возвратилась его жена Ольга, и теперь низкой зарплаты в Вальдау было уже недостаточно. Как раз в это время освободилось место главного врача в доме для душевнобольных в Херизау, где его заявление на работу было принято. Он покинул Вальдау 20 октября 1915 г. и 1 ноября приступил к своей новой работе.
Хотя зарплата старшего врача считалась по тем меркам относительно хорошей, жизненные издержки семьи возросли после рождения 18 июня 1917 г. дочери Елизаветы и 1 мая 1919 г. сына Вадима. На фото: Герман Роршах с женой Ольгой Стемпелин.



Роршах приехал в Херизау с твердым намерением обобщить богатый материал о швейцарских сектах и подумывал о серьезной книге. Однако он внезапно оставил это намерение и начал усердно работать над тестом чернильных пятен - своей Психодиагностикой.
В противоположность своим многочисленным научным и художественным талантам, Роршах был исключительно непрактичным в финансовых вещах и в профессиональной конкуренции, ему недоставало определенного здорового эгоизма в отстаивании своих прав. Реализовать деловой план и обменять знания на звонкую монету – это искусство было ему совершенно неведомо. Как результат, его оплачивались его достижения и работа предельно недостаточно. Госпожа Роршах также рассказывала, что он в какой-то период заработал на жизнь своим тестом всего 25 франков.
В биографии Роршаха немного найдется событий, так густо окутанных легендами, как события, имевшие место непосредственно перед и во время его смерти. Лучшее, что мы можем сделать, это обобщить несколько неоспоримых фактов в их трагической простоте.
1 апреля 1922 г. Герман Роршах был доставлен в больницу Херизау в остром угрожающем состоянии. Всю последнюю неделю он страдал от болей в нижней части живота, но, несмотря на рекомендации нескольких врачей, не обратился за помощью в больницу. Главный врач, доктор Лоосер, диагностировал тяжелый диффузный перитонит с разлитием желчи. Пробная лапаротомия показала, что состояние было уже неоперабельным. Единственной хирургической помощью было введение резиновой дренажной трубки в разрез раны и дренирование газом через параллельное отверстие. После операции производились внутривенные вливания. На следующий день, в 10 часов утра 2-го апреля 1922 г., пациент умер. На последовавшем на следующий день вскрытии врачи не могли с уверенностью установить, было ли причиной смерти острое воспаление или перфорация слепой кишки.
Герман Роршах был похоронен 5 апреля на кладбище Нордхайм в Цюрихе. Надгробную речь на траурной церемонии сказал его старый друг, священник и психоаналитик Оскар Пфистер. Он говорил о стоическом самообладании Роршаха и его христианском поведении перед смертью.
Профессор Эйген Блейлер назвал смерть Роршаха трагической и незаменимой потерей не только для его семьи, его друзей и коллег, но и для науки, и с сожалением признал тот факт, что никто из них не сможет продолжить и завершить дело, начатое этим гениальным исследователем.
На могиле Роршаха выполнена надпись:

Герман Роршах
Доктор медицины
1884-1922
Психиатр

 

Чернильные пятна Роршаха

В тесте Роршаха используется десять чернильных пятен: пять черно-белых, два черно-красных и три цветных. Психолог показывает карточки в строгой очередности, задавая пациенту один и тот же вопрос: «На что это похоже?». После того как пациент увидел все картинки и дал ответы, психолог показывает карточки снова, опять в строгой очередности. Пациента просят назвать все, что он на них видит, в каком именно месте картинки он видит тот или иной образ и что в ней заставляет его дать именно такой ответ. Карточки можно переворачивать, наклонять, манипулировать любыми другими способами. Психолог должен точно зафиксировать все, что пациент говорит и делает в ходе теста, а также время каждого ответа. Далее ответы анализируются и подсчитываются баллы. Затем путем математических расчетов выводится итог по данным теста, который интерпретируется специалистом. Если какое-нибудь чернильное пятно не вызывает у человека никаких ассоциаций или он не может описать, что на ней видит, это может означать, что изображенный на карточке объект в его сознании заблокирован, либо что изображение на ней связано в его подсознании с темой, которую в настоящий момент он не хотел бы обсуждать.

КАРТОЧКА 1

НА ПЕРВОЙ КАРТОЧКЕ МЫ ВИДИМ ПЯТНО ЧЕРНЫХ ЧЕРНИЛ. Ее показывают первой, и ответ на нее позволяет психологу предположить, как этот человек выполняет новые для него задания — следовательно, связанные с определенным стрессом. Обычно люди говорят, что изображение напоминает им летучую мышь, моль, бабочку или морду какого-то животного, например слона или кролика. Ответ отображает тип личности респондента в целом.

Для одних людей образ летучей мыши ассоциируется с чем-то неприятным и даже демоническим; для других это символ возрождения и умения ориентироваться в темноте. Бабочки могут символизировать переход и трансформацию, а также способность расти, меняться, преодолевать трудности. Моль символизирует ощущение заброшенности и уродства, а также слабости и тревожность. Морда животного, в частности слона, часто символизирует способы, которыми мы противостоим трудностям, и страх перед внутренними проблемами. Она также может означать «слона в посудной лавке», то есть передавать ощущение дискомфорта, и указывать на некую проблему, от которой человек в данный момент пытается избавиться.

КАРТОЧКА 2

НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ ИЗОБРАЖЕНО ПЯТНО КРАСНО-ЧЕРНОГО ЦВЕТА, и люди часто видят в нем что-то сексуальное. Части красного цвета обычно интерпретируются как кровь, и реакция на нее отображает, как человек управляет своими чувствами и гневом и как справляется с физическим ущербом. Респонденты чаще всего говорят, что данное пятно напоминает им акт мольбы, двух людей, человека, глядящего в зеркало, или какое-то длинноногое животное, например собаку, медведя или слона.

Если человек видит в пятне двух людей, это может символизировать взаимозависимость, одержимость сексом, амбивалентное отношение к половому контакту или сосредоточенность на связи и тесных взаимоотношениях с окружающими. Если пятно напоминает отражающегося в зеркале человека, это может символизировать эгоцентричность либо, напротив, склонность к самокритике. В каждом из двух вариантов выражается или негативная, или позитивная характеристика личности, в зависимости от того, какие чувства изображение вызывает у человека. Если респондент видит в пятне собаку, это может означать, что он верный и любящий друг. Если он воспринимает пятно как нечто негативное — значит, ему необходимо лицом к лицу встретиться со своими страхами и признать свои внутренние чувства. Если пятно напоминает человеку слона, это может символизировать склонность к раздумьям, развитый интеллект и хорошую память; однако иногда такое видение говорит о негативном восприятии собственного тела. Медведь, запечатленный в пятне, символизирует агрессию, соперничество, независимость, неповиновение. В случае с англоязычными пациентами может сыграть роль игра слов: bear (медведь) и bare (оголенный), что означает чувство незащищенности, уязвимости, а также искренность и честность отвечающего. Пятно на этой карточке напоминает о чем-то сексуальном, и если респондент видит в нем молящегося человека, это может указывать на отношение к сексу в контексте религии. Если при этом отвечающий видит в пятне кровь — значит, он ассоциирует с религией физическую боль или, испытывая сложные эмоции вроде гнева, прибегает к молитве, или ассоциирует гнев с религией.

КАРТОЧКА 3

НА ТРЕТЬЕЙ КАРТОЧКЕ ИЗОБРАЖЕНО ПЯТНО ИЗ КРАСНЫХ И ЧЕРНЫХ ЧЕРНИЛ, и его восприятие символизирует отношение пациента к другим людям в рамках социального взаимодействия. Чаще всего респонденты видят на ней образ двух человек, смотрящегося в зеркало человека, бабочку или моль.

Если человек видит в пятне двух обедающих людей — это значит, что он ведет активную социальную жизнь. Пятно, напоминающее двоих, моющих руки, говорит о незащищенности, ощущении собственной нечистоты либо о параноидальном страхе. Если респондент разглядел в пятне двух людей, играющих в какую-то игру, это часто указывает на то, что он занимает в социальных взаимодействиях позицию соперника. Если пятно напоминает человека, глядящего на свое отражение в зеркале, это может говорить об эгоцентричности, невнимательности к окружающим и неспособности разбираться в людях.

КАРТОЧКА 4

ЧЕТВЕРТУЮ КАРТОЧКУ СПЕЦИАЛИСТЫ НАЗЫВАЮТ «ОТЦОВСКОЙ». Пятно на ней черного цвета, и некоторые его части нечеткие, размытые. Многие видят на этой картинке нечто большое и устрашающее — образ, который воспринимают обычно не как женский, а как мужской. Реакция на это пятно позволяет выявить отношение человека к авторитетам и особенности его воспитания. Чаще всего пятно напоминает респондентам огромное животное или монстра либо нору какого-то животного или его шкуру.

Если пациент видит в пятне большое животное или монстра, это может символизировать чувство неполноценности и преклонение перед авторитетами, а также преувеличенный страх перед людьми, облеченными властью, в том числе перед собственным отцом. Если пятно напоминает отвечающему шкуру животного, это нередко символизирует сильнейший внутренний дискомфорт при обсуждении тем, связанных с отцом. Однако это может указывать и на то, что проблема собственной неполноценности или преклонения перед авторитетами для данного респондента неактуальна.

КАРТОЧКА 5

НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ МЫ ВНОВЬ ВИДИМ ЧЕРНОЕ ПЯТНО. Ассоциация, вызванная им, как и образ на первой карточке, отображает наше истинное «Я». Глядя на это изображение, люди обычно не чувствуют угрозы, а поскольку предыдущие карточки вызывали у них совсем другие эмоции, на этот раз человек не испытывает особого напряжения или дискомфорта — следовательно, будет характерна глубоко личная реакция. Если увиденный образ очень отличается от ответа, данного при виде первой карточки, это означает, что карточки со второй по четвертую, скорее всего, произвели на него большое впечатление. Чаще всего это изображение напоминает людям летучую мышь, бабочку или моль.

КАРТОЧКА 6

КАРТИНКА НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ ТОЖЕ ОДНОЦВЕТНАЯ, ЧЕРНАЯ; ее отличает текстура пятна. Это изображение вызывает у человека ассоциации с межличностной близостью, поэтому ее называют «сексуальной карточкой». Чаще всего люди говорят, что пятно напоминает им нору или шкуру животного, что может указывать на нежелание вступать в близкие отношения с другими людьми и, как следствие, на ощущение внутренней пустоты и изолированности от общества.

КАРТОЧКА 7

ПЯТНО НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ ТОЖЕ ЧЕРНОЕ, и его обычно ассоциируют с женским началом. Поскольку люди чаще всего видят в этом пятне образы женщин и детей, ее называют «материнской». Если у человека возникают трудности с описанием изображенного на карточке — это может указывать на то, что у него в жизни складываются сложные отношения с женщинами. Респонденты часто говорят, что пятно напоминает им головы или лица женщин или детей; оно также может навевать воспоминания о поцелуе.

Если пятно кажется похожим на головы женщин, это символизирует чувства, ассоциируемые с матерью отвечающего, которые сказываются и на его отношении к женскому полу в целом. Если пятно напоминает детские головки, это символизирует чувства, ассоциируемые с детством и потребностью в заботе о ребенке, который живет в душе респондента, или на то, что взаимоотношения пациента с матерью нуждаются в пристальном внимании и, возможно, коррекции. Если человек видит в пятне две головы, склонившиеся для поцелуя, это говорит о его желании быть любимым и воссоединиться с матерью или о том, что он стремится воспроизвести некогда близкие отношения с матерью в других связях, в том числе романтических или социальных.

КАРТОЧКА 8

НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ ЕСТЬ И СЕРЫЙ, И РОЗОВЫЙ, И ОРАНЖЕВЫЙ, И ГОЛУБОЙ ЦВЕТА. Это не только первая многоцветная карточка в тесте, она еще и особенно сложная для интерпретации. Если именно при ее демонстрации или смене темпа показа картинок респондент испытывает явный дискомфорт — весьма вероятно, что в жизни у него есть сложности с обработкой сложных ситуаций или эмоциональных стимулов. Чаще всего люди говорят, что видят здесь четвероногое животное, бабочку или моль.

КАРТОЧКА 9

ПЯТНО НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ ВКЛЮЧАЕТ ЗЕЛЕНЫЙ, РОЗОВЫЙ И ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТА. Оно имеет неопределенные очертания, поэтому большинству людей трудно понять, что им напоминает это изображение. По этой причине данная карточка позволяет оценить, насколько хорошо человек справляется с отсутствием четкой структуры и неопределенностью. Чаще всего пациенты видят на ней либо общие очертания человека, либо некую неопределенную форму зла.

Если отвечающий видит человека, то испытываемые при этом чувства передают, насколько успешно он справляется с неорганизованностью времени и информации. Если пятно напоминает некий абстрактный образ зла, это может указывать на то, что для ощущения комфорта человеку нужно, чтобы его жизнь имела четкий распорядок, и что он плохо справляется с неопределенностью.

КАРТОЧКА 10

В ПОСЛЕДНЕЙ КАРТОЧКЕ ТЕСТА РОРШАХА БОЛЬШЕ ВСЕГО ЦВЕТОВ: тут есть и оранжевый, и желтый, и зеленый, и розовый, и серый, и голубой. По форме она несколько похожа на восьмую карточку, но по сложности больше соответствует девятой. Многие люди испытывают довольно приятные чувства при виде этой карточки, за исключением тех, кто был очень озадачен сложностью определения образа, изображенного на предыдущей карточке; при взгляде на эту картинку они чувствуют то же самое. Это может говорить о том, что им трудно справляться с похожими, синхронными или частично совпадающими стимулами. Чаще всего люди видят на этой карточке краба, омара, паука, кроличью голову, змей или гусениц.

Образ краба символизирует тенденцию респондента слишком сильно привязываться к вещам и людям либо такое качество, как терпимость. Если человек видит на картинке лобстера, это может говорить о его силе, терпимости и способности справляться с незначительными проблемами, а также страхе навредить себе или потерпеть ущерб от кого-то другого. Если пятно напоминает паука, это может быть символом страха, ощущения, что человека силой или обманом втянули в трудную ситуацию. Кроме того, образ паука символизирует излишне опекающую и заботливую мать и власть женщины. Если человек видит голову кролика, это может символизировать репродуктивную способность и позитивное отношение к жизни. Змеи отражают чувство опасности или ощущение, что человека обманули, а также страх перед неизведанным. Змей также нередко расценивают как фаллический символ и ассоциируют с неприемлемыми или запретными сексуальными желаниями. Поскольку это последняя карточка в тесте, если пациент видит на ней гусениц, это говорит о перспективах его роста и понимании, что люди постоянно меняются и развиваются.

Источник

Серия сообщений "Психология":
Часть 1 - Нужно выбросить все старье, прямо сейчас
Часть 2 - Герман Рошах и его тест
Часть 3 - 7 признаков идеальной бабушки
Часть 4 - Женщина-дыра
...
Часть 8 - субботнее..
Часть 9 - 20 ОСТРЫХ ЦИТАТ О ЛЮБВИ
Часть 10 - Издержки профессии

Рубрики:  ДУХОВНОЕ

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку