-÷итатник

Ѕез заголовка - (0)

јх, мадмуазель, —танцуем шимми... ≈сли вы хотите быть —овременным, ¬ам придЄтс€ изучить Ќе...

Ѕез заголовка - (0)

»Ќ—”Ћ№“. —рочна€ помощь. »нсульт. —рочна€ помощь.  ак бы то ни было, но интернет, нес...

Ѕез заголовка - (0)

ѕравду уже не скрыть! Ўила в мешке не утаить или истори€ с "пропавшим" Ѕоингом продо...

Ѕез заголовка - (0)

…еллоустоун Ц точка невозврата пройдена. …еллоустоун – точка невозврата пройдена. ”чЄные...

 рутое пике рубл€: фундаментальные причины, игра «апада и контригра –оссии - (0)

 рутое пике рубл€: фундаментальные причины, игра «апада и контригра –оссии  рутое пике рубл€: ...

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Petr7

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 11.06.2007
«аписей: 994
 омментариев: 159
Ќаписано: 2103


ќтец водородной бомбы - ќлег Ћаврентьев

¬оскресенье, 15 »юн€ 2008 г. 21:23 + в цитатник
÷итата сообщени€ patriot_ussr ќтец водородной бомбы - ќлег Ћаврентьев

Ѕыл —талин, был Ѕери€, и в ———– было, кому защитить молодых советских ломоносовых и кулибиных.




√лава 7. “≈–ћќяƒ≈–Ќќ≈ ќ–”∆»≈

Ќј” ј Ќ≈ ¬  ”–—≈ ƒ≈Ћј


¬ апреле 1950 года секретариат ÷  ¬ ѕ(б) решил ознакомитьс€ с состо€нием дел по созданию термо€дерного оружи€, и Ѕери€ по просьбе ÷  созвал у себ€ в кабинете небольшое совещание, на котором  урчатов и “амм начали знакомить с этим вопросом ».ƒ. —ербина, заведующего отделом ÷ , курировавшего оборонную промышленность.
ѕоскольку ».≈.“амм был теоретиком в группе ученых, создающих в ———– термо€дерное оружие, то вводить —ербина в курс дела начал он.
Ч ¬идите ли, товарищи, чтобы провести термо€дерный синтез, то есть взрыв водородной или, точнее, термо€дерной бомбы, нужна обычна€ атомна€ бомба, плутониева€ или уранова€, в качестве, так сказать, детонатора, и смесь изотопов водорода Ч дейтери€ и трити€. “ритий нестабилен, его период полураспада всего 8 лет, поэтому в природе, например, в воде, он существует в очень незначительных количествах.
“ритий можно производить в атомных реакторах, работающих на обогащенном уране, однако у нас в ———– таких реакторов еще нет, и только 28 €нвар€ этого года ѕравительством поставлена задача по их сооружению. —амо собой пон€тно, что за короткое врем€, скажем, за 2Ч3 года не удастс€ наработать сколько-нибудь значительное количество трити€.
ћало этого, при нормальной температуре дейтерий и тритий Ч это газы. »х дл€ термо€дерной бомбы нужно сжижать, и они в самой бомбе требуют особого хранени€ при очень низкой температуре. —месь дейтери€ и трити€ нужно поместить в криостат, то есть в сосуд с двойными стенками, между которыми вакуум, этот сосуд погрузить в жидкий гелий, наход€щийс€ в таком же криостате, а тот, в свою очередь, погрузить в криостат с жидким азотом. ¬се эти газы будут испар€тьс€, поэтому их надо улавливать и снова сжижать. ѕоэтому в устройстве водородной бомбы нужна и криогенна€, то есть, холодильна€ техника, причем, непрерывно работающа€. Ч “амм пыталс€ объ€снить проблему, использу€ наиболее общедоступные пон€ти€.
Ч » сколько же така€ бомба должна весить? Ч спросил —ербин.
Ч “рудно сказать точно, но мы полагаем, что до ста тонн, может быть, если удастс€ облегчить криогенную технику, то тонн 80.
Ч —ейчас самые мощные стратегические бомбардировщики поднимают до 5 тонн, а если лет€т на небольшое рассто€ние Ч то до 10.  ак вы собираетесь эту бомбу довезти до противника? Ч удивилс€ —ербии.
Ч Ќаш молодой и талантливый сотрудник —ахаров предлагает погрузить ее на судно, это судно подвезти к берегам јмерики и там взорвать. Ќо наши адмиралы не хот€т рассматривать это единственно разумное предложение, мы полагаем, что ÷  должен был бы оказать на адмиралов вли€ние в этом вопросе, Ч решил воспользоватьс€ случаем “амм.
Ч ѕочему адмиралы против? Ч спросил Ѕери€.
Ч ƒемагоги€! Ч щегольнул модным тогда словом “амм. Ч  онтр-адмирал ‘омин, с которым —ахаров по этому вопросу встречалс€, демагогически за€вил: Ђћы, мор€ки, не воюем с мирным населениемї.
Ч ƒа, Ч €звительно подтвердил Ѕери€, Ч образ мыслей военных мор€ков сильно отличаетс€ от образа мыслей мирных ученых.
Ч Ќо другого выхода нет! Ч запротестовал “амм, хот€ и пон€л сарказм Ѕерии. Ч Ёто прекрасна€ бомба, но ее эффективнее всего примен€ть по скоплени€м людей.
“амм очень бо€лс€, что из-за невозможности военного применени€ водородной бомбы по военным цел€м, ÷  прекратит эту работу и они с —ахаровым останутс€ без хорошо оплачиваемых должностей.
Ч Ќу, неужели нет никаких путей сделать термо€дерную бомбу пригодной дл€ военных целей Ч дл€ доставки ее авиацией? Ч не хотел поверить —ербин.
Ч ѕростите, товарищ —ербин, Ч позволил себе “амм снисходительный тон, Ч но это физика, это теори€, это азбука нашего дела. ƒейтерий и тритий Ч это газы, и ничего тут не придумаешь. ѕо нашему желанию эти газы при обычной температуре твердыми не станут. ј значит, без криогенной, то есть, замораживающей техники не обойтись, а основной вес бомбы даст вес именно этой техники. ” американцев, между прочим, термо€дерна€ бомба проектируетс€ размером с двухэтажный дом.
Ч Ќу хорошо, спасибо, товарищи, за разъ€снени€, Ч поблагодарил —ербин.
Ѕери€ и —ербин попрощались с учеными, и  урчатов с “аммом ушли.
Ч ¬от видите, »ван ƒмитриевич, какое положение, Ч развел руками Ѕери€. Ч Ётот “амм возглавл€ет группу по созданию водородной бомбы и считаетс€ чуть ли не гением в этом вопросе. ƒа и американцы действительно идут по этому пути Ч это подтвердила наша разведка. ѕоиска новых путей мы, конечно, прекращать не будем, но решени€ пока не видно.
“ак, в общем, можете и проинформировать ÷ .
Ч «наете, Ћаврентий ѕавлович... Ч начал было —ербии, но тут же махнул рукой. Ч ј, впрочем, это чепуха.
Ч ќ чем вы? Ч тем не менее поинтересовалс€ Ѕери€.
Ч ƒа смешной случай. Ќа дн€х получил посланное в ÷  письмо одного солдатика, служащего на —ахалине, так вот этот солдатик утверждает, что знает, как сделать водородную бомбу. Ќе знаю, плакать или сме€тьс€, Ч академики не знают, как ее сделать, а солдатик знает.
Ч ѕисьмо сумасшедшего? Ч спросил Ѕери€. —ербин, немного подумав, и как бы сам удивл€€сь, ответил.
Ч я бы не сказал... ѕисьмо короткое, но написано, безусловно, грамотным человеком. » разумно...
Ч ј вы, »ван ƒмитриевич, запросите —ахалинский обком Ч пусть этого солдатика деликатно провер€т на вмен€емость, и если он не откровенный сумасшедший, то пусть дадут ему написать то, что он хочет. » пусть то, что он сочинит, быстренько направ€т мне.
Ч —делаю, Ћаврентий ѕавлович! Ч пообещал —ербии, проща€сь.

—јћќ–ќƒќ  — ќ—“–ќ¬ј —ј’јЋ»Ќ

¬ отличие от јндре€ —ахарова, который, окончив в 1942 году в јшхабаде эвакуированный туда ћосковский университет, спр€талс€ в тылу, работа€ сначала учетчиком в женской бригаде лесорубов, а потом на оборонном заводе в  оврове, ќлег Ћаврентьев в 18 лет ушел добровольцем на фронт и успел поучаствовать в бо€х за освобождение ѕрибалтики.
ј с €дерной физикой ќлег познакомилс€ еще в 1941 году, когда училс€ в 7-м классе средней школы. ќн прочитал тогда только что вышедшую книгу Ђ¬ведение в €дерную физикуї и открыл дл€ себ€ новый мир. »з этой книги, автора которой по еще детской привычке он не стал запоминать, ќлег впервые узнал про атомную проблему, и уже тогда возникла у него мечта, поставить атом на службу человеку. ќлег понимал, что дл€ осуществлени€ своей мечты нужно учитьс€, но ведь была война!
ѕришлось учебу оставить и поступить работать, а потом подоспели служба и фронт. ѕосле окончани€ войны ќлег попал служить на —ахалин. “ам ему повезло на командиров Ч замполита майора ўербакова и командира 221-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона подполковђника ѕлотникова. ¬о-первых, они помогли ќлегу переквалифицироватьс€ из разведчиков в радиотелеграфисты и зан€ть сержантскую должность. Ёто было очень важно, так как ќлег начал получать денежное довольствие, смог выписать из ћосквы нужные книги и даже подписатьс€ на журнал ”‘Ќ.  роме этого, в гарнизоне имелась библиотека с довольно большим выбором технической литературы и учебников.
» ќлег поставил себе цель и начал подготовку к будущей научной работе. ≈го упорство поражало всех. ќн самосто€тельно и не име€ официального среднего образовани€, освоил дифференциальное и интегральное исчисление в математике, по физике проработал общий курс университетской программы Ч механику, теплоту, молекул€рную физику, электричество и магнетизм, атомную физику, а по химии Ч двухтомник Ќекрасова и учебник дл€ университетов √линки!
ќсобое место в его зан€ти€х занимала, конечно, его мечта Ч €дерна€ физика. ѕо €дерной физике ќлег впитывал и усваивал все, что по€вл€лось в газетах, журналах, передачах по радио. ≈го интересовали ускорители: от каскадного генератора напр€жени€  окрофта и ”олтона до циклотрона и бетатрона; методы экспериментальной €дерной физики, €дерные реакции зар€женных частиц, €дерные реакции на нейтронах, реакции удвоени€ нейтронов, цепные реакции, €дерные реакторы и €дерна€ энергетика, проблемы применени€ €дерной энергии в военных цел€х.
»де€ использовани€ термо€дерного синтеза дл€ создани€ Ђсухойї, то есть, без жидких дейтери€ и трити€, водородной бомбы, впервые зародилась у Ћаврентьева зимой 1948 года. ѕомог случай: командование части поручило ему подготовить лекцию дл€ личного состава по атомной проблеме и дало ему несколько дней на подготовку. ¬от тогда и произошел Ђпереход количества в качествої. —осредотачива€сь на том, о чем ему надо было читать лекцию, ќлег заново переосмыслил весь накопленный в голове материал и нашел решение вопросов, над которыми билс€ много лет подр€д. ќн нашел вещество Ч дейтерид лити€-6, Ч способное сдетонировать под действием атомного взрыва, многократно его усилив за счет термо€дерной реакции, Ч это первое. ј во-вторых, он придумал схему дл€ использовани€ в промышленных цел€х термо€дерных реакций.
  идее водородной бомбы р€довой Ћаврентьев пришел, последовательно перебира€ различные варианты новых цепных €дерных реакций, пока не нашел то, что искал.
÷епь с литием-6 и дейтерием замыкалась по нейтронам!!
Ќейтрон, попада€ в €дро лити€-6, вызывает реакцию образовани€ обычного гели€-4 и... трити€! “ого самого трити€, без которого все €дерные физики мира не знали, как провести термо€дерную реакцию. Ёта реакци€ сопровождаетс€ выделением огромного количества тепла.
ј тритий, взаимодейству€ с €дром дейтери€ по известной уже физикам схеме, образует все тот же гелий и... еще один нейтрон, который снова может ударить по €дру лити€-6!  руг замкнулс€ Ч суммарной из этих двух реакций была цепна€ термо€дерна€ реакци€!
ƒальнейшее уже было делом техники. ¬ двухтомнике Ќекрасова ќлег нашел описание гидридов Ч химических соединений с водородом (дейтерий Ч т€желый водород). ќказалось, что можно химически св€зать дейтерий и литий-6 в твердое стабильное вещество с температурой плавлени€ 700∞.
»так, суть изобретени€ Ћаврентьева: термо€дерный процесс инициируетс€ мощным импульсным потоком нейтронов, который получаетс€ при взрыве атомной бомбы. Ётот поток дает начало €дерной реакции взаимодействи€ нейтрона с литием-6, продуктом этой реакции €вл€етс€ тритий, который реагирует с дейтерием, и в сумме обе эти реакции привод€т к выделению огромной энергии.
¬ приведенном описании схема бомбы подобна той, над которой работали и американцы, и “амм с —ахаровым, но только в ней жидкие дейтерий и тритий замен€лись на твердый дейтерид лити€. ¬ такой конструкции уже не нужен тритий, и это уже не устройство, которое надо было бы подвозить на барже к вражескому берегу и подрывать, а насто€ща€ бомба, при необходимости доставл€ема€ баллистической ракетой.
[—правка: ¬ современных термо€дерных бомбах примен€етс€ только дейтерид лити€-6.
„то было делать дальше р€довому Ћаврентьеву?
ќн-то, конечно, понимал всю важность сделанных открытий, понимал и необходимость донести их до специалистов, занимающихс€ атомными проблемами. Ќо в јкадемию наук он уже обращалс€: в 1946 году посылал туда предложение по €дерному реактору на быстрых нейтронах. Ќикакого ответа не получил. ¬ ћинистерство вооруженных сил направил изобретение по управл€емым зенитным ракетам. ќтвет пришел только через восемь мес€цев и содержал отписку в одну фразу, где даже название изобретени€ было искажено. „то поделаешь Ч в ћоскве люди зан€ты: театры, футбол, пиво...  роме этого, в ћоскве все умные и точно знают, что все великие достижени€ придумывают только академики и только в ћоскве. Ќа периферии умных нет, тем более р€довых —оветской јрмии.
ѕисать еще одно послание в Ђинстанцииї было бессмысленно.   тому же ќлег считал свои предложени€ преждевременными: ведь пока не решена главна€ задача Ч создание атомного оружи€ в нашей стране, Ч никто не будет заниматьс€ термо€дерным Ђжуравлем в небеї, который невозможен без атомной бомбы.

≈√ќ «јћ≈“»Ћ»

» ќлег наметил себе такой план: окончить среднюю школу, поступить в ћосковский государственный университет и уже там, смотр€ по обсто€тельствам, довести свои идеи до специалистов.
¬ сент€бре 1948 года в городе ѕервомайске, где дислоцировалс€ 221-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион, открылась школа рабочей молодежи. “огда существовал приказ, запрещающий военнослужащим посещать вечернюю школу. Ќо замполит ўербаков сумел убедить командира части, и троим военнослужащим, в первую очередь Ч р€довому Ћаврентьеву, было разрешено учитьс€. ¬ мае 1949 года, закончив три класса за год, Ћаврентьев получает аттестат зрелости. ¬ июле ожидалась демобилизаци€, ќлег уже готовил документы в приемную комиссию ћ√”, но страна испытывала страшную послевоенную нехватку мужчин дл€ службы в армии, и, совершенно неожиданно дл€ Ћаврентьева, ему присвоили звание младшего сержанта и задержали на службе еще на один год.
¬ августе было сообщено об успешном испытании в ———– атомной бомбы, а младший сержант Ћаврентьев знал, как сделать водородную бомбу! » он написал письмо —талину. Ёто была коротенька€ записка, буквально несколько фраз о том, что ему известен секрет водородной бомбы. ќтвета на свое письмо не получил.
ѕрождав безрезультатно несколько мес€цев, ќлег написал письмо такого же содержани€ в ÷  ¬ ѕ(б).
Ѕыл конец ма€, но было уже жарко. ѕодполковник инженерной службы ёрганов тр€сс€ по ухабам дороги на ѕервомайск в еще лендлизовском Ђвиллисеї, проклина€ и своего начальника управлени€, пославшего подполковника дл€ выполнени€ спецзадани€ в —ахалинский обком, и сам обком за это дурацкое задание, которое нужно было бы выполн€ть не ему, а какому-нибудь психиатру. ¬ 221-м отдельном дивизионе он представилс€ командиру дивизиона и, стара€сь сказать как можно меньше, объ€снил, зачем он приехал.  омандир вызвал командира батареи, приказал комбату исполн€ть распор€жени€ подполковника, и тот сопроводил  урганова в свое подразделение.
¬ маленькой комнатке канцел€рии батареи было три табуретки и два стола: за одним из столов сидел ефрейтор, второй был стол капитана. ¬ошедший капитан скомандовал Ђ—мирно!ї и пропустил первым подполковника.
Ч —юда, товарищ подполковник, садитесь за мой стол, Ч старалс€ быть спокойным капитан, совершенно не представл€€, кто этот подполковник и что ему на батарее надо, но, заметив его взгл€д, брошенный на ефрейтора, дал ефрейтору еще одну команду, Ч постойте в коридоре!
ѕодполковник сел, достал блокнот, изучающее взгл€нул на севшего перед ним на табурет капитана и спросил:
Ч „то вы можете сказать о младшем сержанте Ћаврентьеве ќлеге јлександровиче?
Ч ј что он натворил? Ч тут же встревожилс€ капитан.
Ч „то он за солдат?  аких-то ненормальностей за ним не наблюдаетс€? Ч уточнил вопрос подполковник.
Ч ¬ы имеете в виду, не контуженый ли он?
Ч ѕримерно это...
Ч Ќет! Ч даже возмутилс€ капитан. Ч ћы его еще в прошлом году должны были демобилизовать Ч участник войны и шестой год служит! Ќо задержали Ч специалистов нет. –адист прекрасный. √олова Ч во! ¬ том году в вечерней школе сразу три класса за один год окончил, получил аттестат зрелости и послал документы в ћосковский университет Ч на физика хочет учитьс€. ¬сему гарнизону лекции про атомную бомбу читает Ч мен€ даже командир за него похвалил.  ниг и журналов у него Ч чемодан, и такие книги, что сроду не прочитаешь...
¬ коридоре перед дверью ефрейтор направил ухо на филенку и пыталс€ услышать, о чем начальство толкует, поэтому и не заметил подошедшего старшину. ¬прочем, старшина не стал обращать внимание на эту мелочь, а сразу вз€л быка за рога.
Ч ¬асильев, что у него на погонах?
Ч ѕодполковник инженерной службы.
Ч “ак. Ћопатки будет провер€ть, Ч немедленно оценил обстановку опытный старшина, Ч а у нас шесть штук не хватает. “ак, ¬асильев, мчись в четвертую батарею к старшине...
≈го прервала открывша€с€ дверь, в которую выгл€нул капитан.
Ч ¬асильев, младшего сержанта Ћаврентьева ко мне! Ѕегом! Ч дал он команду ефрейтору, опередив в этом старшину.
Ќесколько минут спуст€ в канцел€рию батареи вошел и доложил о себе Ћаврентьев.
Ч ћладший сержант Ћаврентьев по вашему приказанию прибыл!
Ч —адись, сынок, Ч показыва€ на табурет, пригласил подполковник, после чего кивнул капитану. Ч Ќам с сержантом наедине поговорить надо...
 апитан вышел в коридор в коридор к обеспокоенному старшине.
Ч ѕровер€ть будет? Ч тревожилс€ тот.
Ч Ќет, тут что-то другое, Ч недоумевал капитан.
Ч ј лопатки в четвертой батарее все же надо одолжить Ч береженого бог бережет! Ч к такому выводу пришел опытный служака.
ёрганов возвращалс€ в кабинет командира 221-го дивизиона успокоенным Ч сержант был безусловно вмен€ем, и, безусловно, был очень неординарной личностью, со знани€ми, удивившими и окончившего академию ёрганова. ј то, что Ћаврентьев не рассказал ему суть того, что он собираетс€ сообщить в ÷ , даже понравилось подполковнику Ч парень не за славой стремилс€ и, суд€ по всему, действительно что-то придумал.
Ќа правах работника штаба округа он распор€дилс€: Ч «адерживать его демобилизацию больше нельз€ Ч если им ћосква заинтересовалась, то у нас никаких оправданий не примут. », главное: младшего сержанта Ћаврентьева от несени€ службы с сегодн€шнего дн€ освободить, предоставить ему в штабе отдельную комнату и писар€, допущенного дл€ работы с секретной документацией, дать бумагу, чертежные принадлежности. ¬се, что напишет, Ч перепечатать в одном экземпл€ре и срочно выслать в сахалинский обком. „ерновики сжечь, составить об этом акт.
 омандир дивизиона подполковник ѕлотников был заинтригован, но понимал, что спрашивать о подробност€х у ёрганова бесполезно.

ќ“≈÷ ¬ќƒќ–ќƒЌќ… ЅќћЅџ

Ћаврентьеву выделили в штабе дивизиона охран€емую комнату и предоставили возможность написать свою первую работу по термо€дерному синтезу.
–абота состо€ла из двух частей. ¬ первую часть вошло описание принципа действи€ водородной бомбы с дейтеридом лити€-6 в качестве основного взрывчатого вещества и урановым детонатором. ќна представл€ла собой ствольную конструкцию с двум€ подкритическими полушари€ми из урана-235, которые выстреливались навстречу друг другу. —имметричным расположением зар€дов ќлег хотел увеличить скорость столкновени€ критической массы вдвое, чтобы избежать преждевременного разлета вещества до взрыва. ”рановый детонатор окружалс€ слоем дейтерида лити€-6. ќлег выполнил оценку мощности взрыва, предложил способ разделени€ изотопов лити€ и экспериментальную программу проекта.
¬о второй части работы он предлагал устройство дл€ использовани€ энергии термо€дерных реакций между легкими элементами в мирных цел€х Ч ту самую идею управл€емого термо€дерного синтеза, работы по которой ведутс€ уже более 50 лет во всем мире.
Ћаврентьева, конечно, торопили, да и он сам спешил быстрее закончить работу, так как им уже были посланы документы в приемную комиссию ћ√”, и пришло уведомление, что они прин€ты.
21 июл€ пришел приказ о его досрочной демобилизации, Ч солдат, который переписываетс€ с ÷ , да еще и по секретной почте, Ч это большие хлопоты дл€ любого начальства, от таких солдат очень полезно побыстрее избавитьс€. ќлегу пришлось закругл€тьс€, хот€ втора€ часть его работы была еще не закончена. –абота была отпечатана в одном экземпл€ре и 22 июл€ 1950 года отослана секретной почтой в ÷  ¬ ѕ(б) на им€ заведующего отделом т€желого машиностроени€ ».ƒ. —ербина. „ерновики были уничтожены, о чем составлен акт за подписью военного писар€ секретного делопроизводства старшины јлексеева и самого автора. √рустно было смотреть ќлегу, как сгорают в печке листки его первой выдающейс€ научной работы, в которые он вложил две недели напр€женнейшего труда и несколько лет раздумий. ”же вечером с документами о демобилизации младший сержант выехал в ёжно-—ахалинск, а там узнал непри€тную новость. ќказываетс€, близ ¬ладивостођка дожд€ми размыты железнодорожные пути, и на вокзале скопилось более 10 тыс€ч пассажиров. ј до начала приемных экзаменов оставалась недел€!
ќлег обратилс€ в —ахалинский обком партии за помощью и секретари по науке и промышленности помогли ему купить билет на самолет до ’абаровска, чтобы перепрыгнуть пробку во ¬ладивостоке, а пока он ожидал своего рейса, посоветовали прочитать отчет √.—мита, который был у них в обкомовской библиотеке.  ак досадовал ќлег, что эта книга не попалась ему раньше. ¬ ней он нашел подробное описание работ по американскому атомному проекту и ответы на многие вопросы, до которых ему приходилось додумыватьс€ самому.
¬ ћоскву ќлег приехал 8 августа, приемные экзамены еще не закончились, и его включили в группу опоздавших.
2 августа 1950 года Ѕери€, сид€ за столом в своем кабинете, сн€л с кипы принесенных ему секретарем бумаг документ в три дес€тка скрепленных страниц, начал их читать и вспомнил, улыбнувшись, что сам пару мес€цев назад заказал —ербину получить эту работу с —ахалина. ќн небрежно начал листать страницы, полага€, что пробежит эту работу Ђпо диагоналиї и отдаст кому-нибудь дл€ ответа этому энтузиасту-солдатику, но получилось по-другому.  ак только Ѕери€ пон€л, что именно предложил Ћаврентьев, эта работа целиком захватила его, и Ѕери€ начал читать труд ќлега с первой страницы и с карандашом в руке. „ерез полчаса он встал, подошел к книжным шкафам, быстро нашел и вынул Ђ урс общей химииї Ѕ.¬. Ќекрасова, раскрыл на оглавлении, просмотрел, машинально нашептыва€: Ђ√идриды, гидридыї, Ч раскрыл на нужной странице, прочел, удивленно покачав головой, после чего сн€л трубку.
Ч —оедините мен€ с  урчатовым.
—пуст€ полтора часа Ѕери€ задал  урчатову вопрос.
Ч ј если мы в водородной бомбе вместо смеси жидких дейтери€ и трити€ применим твердый дейтерид лити€?
Ч ƒейтерид лити€? Ч удивилс€ вопросу  урчатов. Ч ј что это даст?
Ч ƒейтерид лити€ Ч это не газ, это твердое вещество с температурой плавлени€ в 700∞. я проверил по Ќекрасову. «начит, бомбе не нужны будут криостаты, значит, ее можно сделать легкой! —хема проста Ч атомна€ бомба, а вокруг нее слой дейтерида лити€.
Ч ƒа, но литий будет задерживать нейтроны, Ч растер€лс€  урчатов от такой простоты решени€ вопроса.
Ч Ќаоборот! Ќужен не просто литий, а литий-6! ¬от в чем хитрость! “огда при поглощении нейтрона он даст гелий и тритий! ј тритий, соедин€€сь с дейтерием, даст гелий и нейтрон! Ёта цепь реакций замыкаетс€ по нейтронам! Ч с этими словами Ѕери€ передал  урчатову предложение Ћаврентьева. Ч ¬от посмотрите, что пишет этот солдат, вернее, младший сержант.
 урчатов начал быстро просматривать документ.
Ч „ерт возьми! ј ведь это может быть решением вопроса... Ќо тут очень много написано, это надо обдумать.
Ч ƒайте на заключение специалистам, и это заключение срочно пришлите мне! Ёта слоена€ водородна€ бомба что-то уж очень проста и поэтому очень убедительна! ƒа, еще: все это должно держатьс€ в строжайшей тайне, Ч Ѕери€ слегка задумалс€. Ч ≈сли это предложение пойдет, то даже этому солдату пока не сообщать, что его предложение прин€то. ќн сейчас поступает в университет, дело молодое, может невзначай где-нибудь похвастатьс€. ≈му надо сказать, что он большой молодец, но что мы создаем водородную бомбу другим способом. ѕообещайте, что мы его привлечем к этой работе, когда он выучитс€, но что сейчас нужно держать €зык за зубами. ќтметить мы его и так отметим, а сейчас пусть пока побудет в неведении. ƒл€ пользы дела, Ч подытожил Ѕери€.
19 августа 1950 года. Ѕери€ в своем кабинете прочел две страницы документа, после чего сн€л трубку и соединилс€ с секретарем.
Ч «апиши: Ћаврентьев O.A. ќн должен был в этом году поступать в ћосковский университет. ¬ы€снить в отделе кадров ћ√”, поступил или нет. » соедини мен€ с  урчатовым.
Ќе прошло и п€ти минут, как он уже говорил по телефону.
Ч «дравствуйте, »горь ¬асильевич! ѕрочел заключение по известному вам вопросу некоего —ахарова... «аключение толковое и восторженное. «начит, у нас в этом вопросе прорыв? «начит, начинаем разрабатывать слойку Ћаврентьева?..
ƒа, € тоже сплюну через плечо, чтобы не сглазить.
≈ще минут через п€ть вошел секретарь.
Ч Ћаврентьев ќлег јлександрович зачислен на физический факультет ћ√”
Ч ≈сли бы этот Ћомоносов не поступил в ћ√”, нужно было бы закрыть ћ√”.
Ч  акой Ћомоносов? Ч не пон€л секретарь.
Ч Ёто € так Ч не тебе.
¬ сент€бре, когда ќлег Ћаврентьев уже был студентом, он встретилс€ с —ербиным. ќлег ожидал получить рецензию на свою работу, но встреча его огорчила. ѕравда, —ербин встретил очень радушно, попросил рассказать подробно, о всех предложени€х ќлега по водородной бомбе. —лушал внимательно, вопросов не задавал, а в конце беседы сказал, что известен другой способ создани€ водородной бомбы, над которым сегодн€ и работают наши ученые. “ем не менее он предложил ќлегу поддерживать контакт и сообщать ему обо всех иде€х, которые у ќлега по€в€тс€.
ѕотом он усадил Ћаврентьева в отдельной комнате и ќлег примерно полчаса заполн€л анкету и писал автобиографию, давал подписку о неразглашении тайны. Ёту процедура ќлегу впоследствии приходилось повтор€ть неоднократно.
„ерез мес€ц Ћаврентьев написал еще одну работу Ч по термо€дерному синтезу Ч и через экспедицию ÷  направил ее —ербину. Ќо отзыва снова не получил, ни положительного, ни отрицательного.
Ѕери€ получил работу Ћаврентьева по термо€дерному управл€емому синтезу 2 окт€бр€ 1950 года, внимательно прочел с красным карандашом в руках, наложил резолюцию и сн€л телефонную трубку.
Ч —оедините мен€ с ћахневым...
¬.ј. ћахнев был министром атомной промышленности. Ёто министерство в то врем€ имело кодовое название Ђћинистерство измерительного приборостроени€ї и помеща-лось в  ремле р€дом со зданием —овета ћинистров.
Ч ¬асилий јлексеевич, Ч сказал Ѕери€, соединившись с ћахневым, Ч € получил от студента Ћаврентьева новое и, похоже, тоже очень интересное предложение по магнитному термо€дерному реактору, направлю это предложение ѕавлову и јлександрову. я хочу познакомитьс€ с этим Ћаврентьевым, кстати, и с этим молодым физиком —ахаровым... Ќет, в ближайшее врем€ € вр€д ли смогу, но ты эту встречу держи под контролем Ч напоминай мне.
¬ это врем€ финансовое положение ќлега Ћаврентьева стремительно ухудшалось и неотвратимо приближалось к краху. ¬ первом семестре он стипендию не получал, а его скудные военные сбережени€ закончились, мать же, работавша€ медсестрой во ¬ладимире, помочь ему практически не могла. ј в то врем€ за обучение в университете нужно было платить, и хот€ плата была не велика Ч 400 рублей в год Ч мес€чна€ зарплата уборщицы, тем не менее и этих денег ќлег не мог собрать. » декан физического факультета —околов решил отчислить неплательщика из университета, подав в отдел кадров соответствующие документы.

ѕќƒ «јў»“ќ… Ѕ≈–»»

ј 29 декабр€ 1950 года в кабинет Ѕерии зашел секретарь, забрать подписанные бумаги, и задержалс€, ожида€, когда Ѕери€ закончит писать резолюцию на очередном документе.
Ч  стати, товарищ Ѕери€. »з отдела кадров ћ√” позвонили по поводу Ћаврентьева Ч они запомнили, что мы им интересовались.
Ѕери€ подн€л голову и с интересом посмотрел на секретар€.
Ч ” него отца нет, а мать Ч медсестра.  ороче, у него нет денег, чтобы оплатить учебу в университете. ≈го выгон€ют. ќн раньше подрабатывал и оплачивал учебу сам, а сейчас, видимо, не получаетс€.
Ч “а-ак! Ч Ѕери€ стукнул кулаком по столу. Ч я чувствовал, что университету имени Ћомоносова Ћомоносовы не нужны, Ч и сн€л телефонную трубку. Ч —оедините с ћахневым, Ч распор€дилс€ он и через полминуты жестко напомнил ћахневу. Ч я просил познакомить мен€ с Ћаврентьевым и —ахаровым... я просил напоминать... Ч Ѕери€ посмотрел свое расписание в календаре и согласовал дату, Ч 6Ч7 €нвар€, часиков на 9Ч10 вечера.
«атем, обраща€сь к секретарю, дал задание.
Ч ѕозвоните в отдел кадров ћ√”, пусть не спешат с отчислением, мы этот вопрос решим.
ј у ќлега началась зимн€€ сесси€. ѕосле первого экзамена по математике он вернулс€ в общежитие поздно вечером и неожиданно узнал от соседей по комнате, что его разыскивали и оставили номер телефона, по которому ќлег должен позвонить, как только придет. „еловек на другом конце провода представилс€: Ђћинистр измерительного приборостроени€ ћахневї, Ч и предложил приехать к нему пр€мо сейчас, хот€ врем€ было позднее. —казал: Ђѕодъезжайте к —пасским воротамї. ѕораженный ќлег не сразу поверил, что его приглашают в  ремль, который в то врем€ был закрыт дл€ доступа посетителей, и переспросил адрес, а министр терпеливо стал объ€сн€ть, куда надо ехать.
¬ бюро пропусков, кроме ќлега, был еще один молодой мужчина, который внимательно на него посмотрел, когда ќлег, получа€ пропуск, назвал свою фамилию. ќказалось, что им нужно идти по одному адресу, и когда они пришли в приемную, ћахнев вышел из кабинета и познакомил их. “ак јндрей ƒмитриевич —ахаров впервые увидел человека, изобретение которого самого —ахарова прославит.
Ќа столе у министра Ћаврентьев увидел свою вторую, аккуратно отпечатанную работу, а рисунок к ней уже был выполнен тушью.  то-то прошелс€ по тексту красным карандашом, подчеркнув отдельные слова и сделав пометки на пол€х. ћахнев спросил, читал ли —ахаров эту работу Ћаврентьева. ќказалось, что он читал и предыдущую, и эти работы произвели на него сильное впечатление. ќсобенно важным он считал выбор ќлегом умеренной плотности плазмы.
Ќесколько дней спуст€, ќлег и јндрей снова встретились в приемной ћахнева, и оп€ть поздно вечером. ћахнев объ€вил, что их примет председатель —пециального комитета, но придетс€ подождать, так как у него совещание. ∆дать пришлось довольно долго, а потом все пошли в здание —овета ћинистров ———–. ѕрошли три поста: в вестибюле здани€, при выходе из лифта и в середине довольно длинного коридора, Ч и, наконец, попали в большую сильно накуренную комнату с длинным столом посередине. ‘орточки были открыты, но помещение еще не проветрилось.
ћахнев сразу ушел на доклад, а Ћаврентьев с —ахаровым остались на попечении молоденьких капитанов с голубыми погонами, которые начали угощать их лимонадом, но ќлег с јндреем стесн€лись, и ќлег долго потом жалел, что не попробовал, какой лимонад пьют министры.
ћинут через тридцать в кабинет был вызван —ахаров, а еще через дес€ть Ч Ћаврентьев. ќн открыл дверь и попал в слабо освещенную и пустую комнату. «а следующей дверью находилс€ внушительных размеров кабинет с большим письменным столом и приставленным к нему буквой “ столом дл€ совещаний, из-за которого подн€лс€ грузный мужчина в пенсне. ќн подошел, подал руку, предложил садитьс€ и первым же вопросом огорошил.
Ч ” вас что, зубы бол€т? Ч спросил он и, начав выслушивать, почему у ќлега пухлые щеки, махнул —ахарову рукой, Ч можете идти.
¬ приемной —ахаров с устремленным вдаль взгл€дом и счастливым лицом сразу же подошел к столику с лимонадом.
Ч Ќельз€ ли стакан лимонада? Ч сип€щим от пересохшего горла голосом, попросил он.
 апитан открыл бутылку и налил полный стакан, —ахаров с тем же взгл€дом машинально залпом опрокинул его в рот и снова подставил стакан капитану, тот налил, и —ахаров выпил второй стакан несколько медленнее, но снова подставил его капитану.
 апитан, улыба€сь, начал открывать вторую бутылку.
Ч ѕонравилс€ лимонад?
Ч „то? Ч јндрей непонимающе посмотрел на стакан в своей руке Ч ƒа, да, очень понравилс€. —пасибо! Ч поставил стакан на столик и, потира€ подбородок, отошел к столу заседаний и опустилс€ на стул.
ј в это врем€ в своем кабинете Ѕери€, в присутствии ћахнева, ставил Ћаврентьеву задачу.
Ч Ёто не мне, это ———– необходимо, чтобы ты как можно быстрее включилс€ в работу по термо€дерным проблемам. ѕоэтому € и прошу теб€ сделать все, чтобы закончить ћ√” не за п€ть, а за четыре года. », конечно, тебе надо уже сейчас вт€гиватьс€ в эту работу.
Ч я пон€л, товарищ Ѕери€, € приложу все силы.
Ч ћолодец. я на это надеюсь. ј теперь скажи, ќлег, чем € могу тебе помочь?
Ч ћне ничего не надо... Ч смутилс€ Ћаврентьев.
Ч ќлег! Ч укоризненно прот€нул Ѕери€. Ч я заместитель главы —оветского государства. я многое могу. „ем тебе помочь?
Ч Ќет, Ч еще больше смуща€сь, ответил ќлег. Ч я сам. ћне точно ничего не надо.
Ѕери€ изучающе посмотрел на Ћаврентьева и удивленно покачал головой.
Ч ’орошо. “огда до свидани€, Ч попрощалс€ он с Ћаврентьевым за руку. Ч “оварищ ћахнев сейчас выйдет и проводит теб€.
ѕосле того как дверь за Ћаврентьевым закрылась, Ѕери€, гл€д€ в сторону, спросил официальным, бесцветным голосом, не предвещающим ничего хорошего.
Ч “оварищ ћахнев, вы знаете, что по иде€м студента Ћаврентьева мы разрабатываем водородную бомбу-слойку и, скорее всего, будем строить термо€дерный реактор?
Ч ƒа, конечно! Ч с готовностью ответил тот.
Ч ј вы знаете, что студента Ћаврентьева исключают из ћ√” за неуплату денег за обучение?
Ч  ак?!
Ч » € хочу знать Ч как?! Ч зло прореагировал на этот вопрос Ѕери€. Ч ≈сли его исключат, то дл€ –оссии это будет позор хуже... хуже... хуже, чем позор японской войны! ѕонимаете, ћахнев, если Ћаврентьев, в отличие от —ахарова, ничего не просит, то это еще не значит, что ему действительно ничего не надо! »дите!!
ѕо коридору —овмина, ћахнев, —ахаров и Ћаврентьев почти бежали Ч молодые люди отказались от предложенной машины и спешили, чтобы не опоздать на метро. ¬друг ћахнев, вышедший от Ѕерии веселым, но и каким-то озабоченным, остановилс€, вынул из галифе бумажник и начал отсчитывать купюры, но потом вынул из него все деньги и сунул их в руку Ћаврентьеву.
Ч ¬от, возьми!
Ч  ак?! «ачем?! Ч поразилс€ ќлег, машинально вз€в купюры.
Ч Ќу, в долг, Ч не сумел придумать ничего лучшего ћахнев.
Ч я не смогу отдать столько! Ч ќлег попыталс€ вернуть деньги ћахневу.
Ч ќтдашь, не волнуйс€, скоро все отдашь, Ч ћахнев засунул руку Ћаврентьева с деньгами ему в карман, не обраща€ внимани€ на смущение ќлега. Ч “еперь у теб€ все будет хорошо, Ч весело сказал он и похлопал ќлега по плечу.
Ћаврентьев и —ахаров вышли из  ремл€ в первом часу ночи и от —пасских ворот пошли пешком в направлении ќхотного р€да. Ћаврентьев услышал от —ахарова много теплых слов о себе и о своей работе, —ахаров тоже заверил ќлега, что все будет хорошо, и предложил работать вместе, на что простодушный ќлег, конечно, согласилс€. —ахаров ему очень понравилс€, и, как Ћаврентьев полагал, и он произвел тогда на —ахарова благопри€тное впечатление. ќни расстались у входа в метро, возможно, проговорили бы и дольше, но уходил последний поезд.
14 €нвар€ 1951 года Ѕери€ за своим рабочим столом диктовал секретарю ответы на вход€щее письма. ќн вз€л очередное письмо.
Ч ќткажите в просьбе Ч пусть укладываютс€ в плановые нормы, и добавьте, чтобы срочно прислали отчет о причине аварии на нефтеперерабатывающем в ”фе.
ѕередал письмо секретарю, вз€л следующее и начал диктовать адресатов.
Ч ¬анникову,  урчатову, «авен€гину... Ч затем надиктовал текст, закончившийс€ словами: Ђ”читыва€ особую секретность разработки нового типа реактора, надо обеспечить тщательный подбор людей и меры надлежащей секретности работ.  стати сказать, мы не должны забыть студента ћ√” Ћаврентьева, записки и предложени€ которого по за€влению т.—ахарова €вились толчком дл€ разработки магнитного реактора (записки эти были в √лавке у т.т. ѕавлова и јлександрова).
я принимал т. Ћаврентьева. —уд€ по всему, он человек весьма способный. ¬ызовите т. Ћаврентьева, выслушайте его и сделайте совместно с т.  афтановым —.¬. все, чтобы помочь т. Ћаврентьеву в учебе и, по возможности, участвовать в работе. —рок 5 днейї.
—пуст€ п€ть дней, 19 €нвар€ 1951 года ћахнев докладывал Ѕерии об исполнении поручени€.
Ч ѕо Ћаврентьеву. ¬анников,  урчатов, «авен€гин и ѕавлов предлагают следующее, Ч ћахнев начал читать: Ђѕо ¬ашему поручению сегодн€ нами был вызван в ѕ√” студент 1-го курса ‘изфака ћ√” Ћаврентьев ќ.ј. ќн рассказал о своих предложени€х и своих пожелани€х. —читаем целесообразным: 1. ”становить персональную стипендию Ч 600 руб. 2. ќсвободить от платы за обучение в ћ√”. 3. ѕрикрепить дл€ индивидуальных зан€тий квалифицированных преподавателей ћ√”: по физике “елесина –.¬., по математике Ч —амарского ј.ј. (оплату производить за счет √лавка). 4. ѕредоставить ќ.ј.Ћ. дл€ жиль€ одну комнату площадью 14 кв. м в доме ѕ√” по √орьковской набережной 32/34, оборудовать ее мебелью и необходимой научно-технической библиотекой. 5. ¬ыдать ќ.ј.Ћ. единовременное пособие 3000 руб. за счет ѕ√”ї.
Ч ” него одинока€ мать, Ч задумчиво сказал Ѕери€. Ч ћедсестра. Ќапишите: предоставить трехкомнатную квартиру, Ч и по€снил ћахневу. Ч „тобы он мог вызвать мать.
Ч Ќо товарищ Ѕери€! —ейчас же так т€жело с жильем! Ч запротестовал ћахнев.
Ч «наете, товарищ ћахнев, сейчас, когда с атомным проектом многое стало €сно, в этот проект полезла толпа научной серости, которую раньше в этот проект и на аркане нельз€ было затащить. » вот этому научному...быдлу мы не квартиры даем Ч мы им строим особн€ки и дачи за государственный счет, хот€ это быдло не внесло в атомный проект Ч да и не внесет! Ч и сотой доли того, что уже дал Ћаврентьев. Ч Ѕери€ помолчал, а потом с некоторой т€жестью в голосе резюмировал. Ч “оварищ ћахнев. ” нас сейчас в атомном проекте быстро вьет себе гнездо клан научной серости, а Ћаврентьев хот€ и выдающийс€ талант, но он простой русский парень Ч он безответный. » если мы его не защитим, то эта научна€ серость, котора€ из четырех действий в арифметике помнит только, как отнимать и делить, это быдло его обворует, а самого его Ђсожретї.
ƒл€ того чтобы закончить университет за четыре года, ќлег должен был Ђперескочитьї с первого курса на третий, дл€ чего у министра высшего образовани€ было получено разрешение на свободное расписание и посещение зан€тий первого и второго курса одновременно.  роме того, Ћаврентьеву была предоставлена возможность заниматьс€ дополнительно с преподавател€ми физики, математики и английского €зыка. ќт физика ему пришлось вскоре отказатьс€ Ч физик был слаб, а с математиком, јлександром јндреевичем —амарским, у ќлега сложились очень хорошие отношени€. ≈му он считал себ€ об€занным не только конкретными знани€ми в области математической физики, но и умением четко поставить задачу, от чего в значительной степени зависело ее успешное и правильное решение.
— —амарским ќлег провел расчеты магнитных сеток термо€дерного реактора, были составлены и решены дифференциальные уравнени€, позволившие определить величину тока, проход€щего через витки сетки, при котором сетка защищалась магнитным полем этого тока от бомбардировки высокоэнергетичными частицами плазмы. Ёта работа, законченна€ в марте 1951 года, дала начало идее электромагнитных ловушек.
ѕри€тной неожиданностью дл€ Ћаврентьева был переезд из общежити€ на √орьковскую набережную, в трехкомнатную квартиру на седьмом этаже нового большого дома. ћахнев предложил перевезти в ћоскву мать, но она отказалась, и вскоре ќлег предложил заселить одну из комнат своей квартиры Ч жиль€ в то врем€ сильно не хватало.
¬начале ма€ 1951 г. был наконец решен вопрос о допуске Ћаврентьева к работам, проводившимс€ в »нституте атомной энергии группой ».Ќ. √оловина. ≈го экспериментальна€ программа выгл€дела довольно скромной, поскольку ќлег хотел начать с малого Ч с сооружени€ небольшой установки, но рассчитывал в случае быстрого успеха на дальнейшее развитие исследований на более серьезном уровне. –уководство отнеслось к его программе одобрительно, поскольку не требовались значительные средства дл€ ее начала, а ћахнев даже называл эту программу Ђгрошовойї.
Ѕыл —талин, был Ѕери€, и в ———– было, кому защитить молодых советских Ћомоносовых и кулибиных.

—правка: 5 марта 1953 года был отравлен ».¬. —талин, а 26 июн€ 1953 года был убит Ћ.ѕ. Ѕери€.
„ерез полтора мес€ца после убийства Ѕерии, 12 августа 1953 года по иде€м Ћаврентьева в ———– испытан первый в мире термо€дерный зар€д (реальна€ Ђсуха€ї водородна€ бомба), в котором использован дейтерид лити€-6. —реди тех, кто был награжден за создание этой бомбы, ее автора, ќ.ј. Ћаврентьева уже не было. јвторство бомбы скромно вз€л на себ€ ј.ƒ. —ахаров. —трого говор€, какое-то право на это он имел, поскольку поверх сло€ дейтерида лити€ предложил и слой необогащенного урана. ѕо идее —ахарова, это должно было усилить мощность взрыва. ћощность не усилилась, но от взрыва этой бомбы им. —ахарова территори€ ———– была загр€знена радиоактивными элементами больше, чем загр€знили ее все предшествовавшие и последующие взрывы вместе вз€тые.
ј авторство идеи использовать дейтерид лити€ скромно вз€л на себ€ ¬.Ћ. √инзбург.
«атем студента Ћаврентьева постепенно отстранили от работ в области атомной физики, а после окончани€ ћ√” выселили из ћосквы и, по указанию академика Ћ.ј. јрцимовича, направили на работу в ’арьков, а академик јрцимович безуспешно пыталс€ реализовать вторую идею Ћаврентьева Ч идею управл€емого термо€дерного синтеза.
ј Ћаврентьев всю жизнь проработал в ’арькове над своей теорией магнитных ловушек, дл€ проверки которой нужны были деньги, но денег ему не давали Ч они были нужны јрцимовичам.
» только Ѕудкер √ерш »цкович, физик, академик јЌ ———–, увидев Ћаврентьева как-то на конференции, засовестилс€ и сказал: Ђ”гробили хорошего парн€!ї


ё.».ћухин - "———– имени Ѕери€"
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку