Date Wednesday, 16 June @ 22:40:00
Тема
Можно с уверенностью сказать, что родина основателя первого в мире социалистического государства известна сегодня лишь благодаря деятельности ОАО "Ульяновский автомобильный завод".
Вся деловая жизнь города связана с УАЗом. Более двадцати тысяч человек трудятся на заводе, предприятие обеспечивает треть поступлений в бюджет области, да и малый бизнес имеет выраженную автомобильную направленность: улицы заполнены нескончаемыми вывесками магазинов запчастей и сервисных автоцентров.
Спросите любого бизнесмена, что нужно для того, чтобы успешно работать и развиваться. Он ответит, что надо предложить рынку товары или услуги более качественные и доступнее, чем у конкурентов. У УАЗа конкурентов в России нет. Все его конкуренты на Западе, в Японии, США - только там выпускают современные полноприводные автомобили, рассчитанные на движение по бездорожью. По сравнению с ними УАЗ предлагает более доступный продукт, и такая стратегия себя оправдывает. Его конвейер - самый короткий в стране и в мире. Пущенный в ход 3 июля 1962 года, он до сих пор не претерпел серьезных изменений. Три уровня, две "нитки" - одна для грузового, другая - для легкового модельного ряда.
Работа главного конвейера - захватывающее зрелище. Сквозь решетчатые потолки-сетки на верхнем уровне угадываются очертания свежеокрашенных кузовов. А ниже - хитросплетения движущихся цепных механизмов. Вот по напольному конвейеру движется рама. Ловкие рабочие руки прикрепляют к ней рессоры, мосты, как-то незаметно на ней вырастает двигатель, украшенный сверкающим радиатором. Из лифтовой шахты в середине конвейера спускается кузов, накрывающий раму и все собранные на ней агрегаты. В кузове уже установлены стекла, собран салон, уложена электропроводка, остается лишь присоединить к двигателю пару разъемов. В течение нескольких секунд кузов фиксируется на раме, и движение конвейера продолжается. Машина уже стоит на колесах, с помощью дозирующего оборудования она заправляется эксплуатационными жидкостями: антифриз, масло, бензин занимают отведенные для них емкости. Водитель поворачивает ключ в замке зажигания, и ровное урчание мотора возвещает о рождении нового автомобиля. Теперь его путь лежит на заводскую площадку, с которой он отправится к потребителю.
Конвейер не останавливается две смены подряд, а в некоторых цехах работа и вовсе идет без перерыва. Каждые четыре минуты с конвейера сходит новая машина; в месяц получается до восьми тысяч.
Если рассматривать УАЗ как одно из предприятий группы "Северсталь", то он в этом случае является финальным звеном технологической цепочки. Можно добыть руду, выплавить чугун или сталь, раскатать лист, отлить заготовки, продать их на внутреннем или внешнем рынке. С приобретением группой "Северсталь" в 2001 году Заволжского моторного и Ульяновского автомобильного заводов появилась возможность строить двигатели, кузова, собирать автомобили. Это уже наукоемкое и сложное производство, дающее людям занятость и нужные товары, а стране в целом - возможность гармонично развиваться. Именно гармонично - идя от простого к сложному, забираясь на самые высокие вершины познания.
Движение без остановок
При продолжающемся производстве классических моделей развитие нового модельного ряда идет высокими темпами. Год назад на заводе началась "Программа обновления". Ее итогом стал переход на единую платформу, включающую новую раму, современный 16-клапанный мотор ЗМЗ-409, совмещаемый с пятиступенчатой коробкой передач и косозубой раздаточной коробкой. Долгие годы выпущенные УАЗом машины получали буквенно-цифровой код, причем количество цифр столь велико, что невозможно было понять, о какой машине идет речь. Менеджеры завода предложили заменить его простыми и понятными названиями, правда, написанными латиницей - с учетом обширных экспортных поставок. Классическая модель получила название Hunter ("Охотник"), современная модель названа Simbir. В ближайшее время собственное имя получат грузовички и перспективная модель "УАЗ-3163".
Сегодня модернизированный Simbir выпускается в двух пакетных комплектациях - "стандарт" и "комфорт". Кузов машины стал вместительнее, проемы задних дверей значительно увеличены. Неразрезные мосты "Спайсер" отличаются точностью изготовления; арзамасская коробка передач работает без нареканий. Широко используются импортные комплектующие: навесное оборудование двигателя - фирмы Bosch, сцепление - LUK, шарниры равных угловых скоростей - GKN. Это позволило полностью избавиться от давнишних уазовских болячек. Антифриз и масло теперь не растекаются коварными лужицами под машиной, надежность увеличилась многократно. Проведенный в конце апреля пробег по маршруту Москва - Киев - Москва позволил выставить отличные оценки участвовавшим автомобилям - ни единой поломки на маршруте в 2000 километров!
Значительно улучшился интерьер салона. Долгое время не удавалось найти достойных поставщиков приборных панелей, облицовки дверей. Пока выручает Нижний Новгород, но уже подписан контракт с Ираном. Еще несколько лет назад маркетологи завода опасались включения в цену жесткой валютной составляющей. Сегодня ясно одно - импортные запчасти использовать выгодно. Лучше один раз потратиться на импортное сцепление, которое прослужит несколько лет, чем по гарантии трижды поменять отечественное. Конечно, любое увеличение цены покупатели воспринимают болезненно. Но надежность и эксплуатационные расходы в последние годы стали волновать покупателей куда больше, чем стоимость машины в момент приобретения.
В ноябре начнется рабочая эксплуатация новейшей окрасочной линии фирмы Eisenmann. Помимо улучшения качества окраски появится возможность индивидуальной перенастройки. Так, из 16 одновременно находящихся на конвейере кузовов каждый из них может быть окрашен в собственный цвет. Гарантия на кузов составит семь лет, что очень важно для продвижения машины на международном рынке.
Процесс изготовления машин нового модельного ряда начинается в цехе сварки кузовов. Подход к производству здесь особый. В просторных цехах установлены две роботизированные линии: вазовская для боковин и немецкая - для сварки основания кузова. Только здесь понимаешь, что "УАЗ" - по-настоящему крепкая машина. Металл кузова обладает солидной толщиной: крыша - "единичка", пол - 1,2, оперение - 0,9 мм. Масса кузова достигает 750 килограммов. Через "ванну" - процесс цинкования - проходят арки колес, пороги, пол. Современный "УАЗ" - полноразмерный комфортабельный внедорожник, уникальный автомобиль в ценовом сегменте от 10 до 14 тысяч долларов. Из иномарок за такие деньги предлагаются лишь крохотные малолитражки.
Из прошлого в будущее
Автомобильный хронограф неумолимо отсчитывает время. Ветераны завода - "УАЗ-469" и "УАЗ-450" получили всемирную известность. Но с популярностью все-таки больше повезло "козлику". Видимо, из-за его военного призвания. "Буханка" и в армии потрудилась немало, но основное применение нашла в мирной жизни. "Санитарка", "техничка", "грузовичок", не имеющие себе равных по проходимости и универсальности, заслужили право на долгую жизнь. О создании этой машины рассказывает старейший дизайнер-конструктор завода Альберт Михайлович Рахманов.
"В 1956 году я пришел на завод после окончания Московского автомеханического института. Темой моего диплома являлось проектирование автобуса особо малой вместимости. В те годы не было никаких печатных материалов не только по этой тематике, но и по дизайну автомобиля вообще. И здесь, на УАЗе, я впервые увидел то, над чем работал, в виде готовой машины. Я попал в конструкторское бюро, возглавляемое Сергеем Михайловичем Тюриным. Мне поручили деталировку, мелкие узлы. Работа шла всю зиму 1956 - 1957 годов. Главными тогда были сроки. Мы все делали быстро, но, к сожалению, с ошибками. Так, дверь открывалась против движения. Впоследствии пришлось переделывать. Шасси взяли от "ГАЗ-69". Водитель и пассажир оказались совершенно зажаты двигателем. Мы пытались уйти в высоту, а главный конструктор кричал на нас: "Опять задрали машину!". Много было споров из-за стекла. Военные требовали плоских стекол. Еле уговорили их на цилиндрические. Опускные стекла появились, лишь когда сделали нормальные двери. Можно сказать, что "450"-я появилась по заводской инициативе. Мы ее придумали сами. У нее нет аналогов в мире". Приходится признать, что работа удалась. И по сей день у автомобиля-ветерана нет конкурентов на бездорожье.
Переход на стандарты
"Евро-2" потребовал применения впрыскового двигателя на всех выпускаемых машинах. Если такой мотор установить на внедорожники оказалось делом несложным, то в классические коммерческие автомобили (микроавтобусы и грузовички) втиснуть современный двигатель практически невозможно. Ужесточение экологических требований в городах не вызывает возражений, но радение за чистоту воздуха в регионах, где людей и машины можно сосчитать по пальцам, едва ли оправдано. "Буханку" без боя не отдадим", - говорят на заводе. Грузовой модельный ряд, основой которого послужила эта машина, востребован во многих регионах, заказы на нее поступают, в основном, из северных и восточных районов. Обслуживание впрыскового двигателя там зачастую становится неразрешимой задачей, а проблемы с пуском такого мотора на морозе отпугивают потребителей.
Железнодорожный цех
Много лет Виктор Иванович Черников руководит работой ульяновских железнодорожников. В его подчинении около 180 человек, в хозяйстве - 9 тепловозов, два железнодорожных крана. Виктор Иванович рассказал, что часто слышал от отца фразу: "Было у отца три сына: двое умных, третий - железнодорожник". Долго не понимал, в чем ее смысл. А когда пришел работать на железную дорогу, когда потерял покой и сон, сразу все понял. "Наступишь на шпалу, а она под каблуком в труху рассыпается. В восьмидесятые годы мода была увеличивать нагрузку на ось, словно пытались доказать, что вагон и путь все стерпят. А рельсы-то были Р-43".
Пришлось заменить и рельсы, и шпалы. Сегодня приемо-отправочные пути завода выглядят образцово. Чтобы уменьшить простои вагонов, Виктор Иванович добился даже создания маленького таможенного поста. Теперь груз дожидается завершения всех таможенных процедур не в вагоне, а на складской площадке. Вагон же без промедления снова поступает в оборот.
А не боится ли начальник снижения грузовой работы, как это происходит сейчас на ГАЗе? Нет, отвечает, не боюсь. "В начале девяностых объем вывоза заводской продукции по железной дороге упал с 85 до 10 процентов. Все машины стали уходить самовывозом. В последние годы ситуация изменилась в лучшую сторону - более трети продукции отправляется в вагонах. Каждые сутки уходит из Ульяновска маршрут из 37 вагонов - "сеток" и двухуровневых платформ. Заводчане часто спрашивают, почему у железнодорожников зарплата выше. Отвечаю - у вас выходные есть, да ночи вы дома проводите, а железная дорога перерывов не терпит - работа идет круглосуточно, в любую погоду. А то, что зарплата выше, не завидуйте - вся разница-то 300 - 400 рублей и набирается за счет ночных смен".
У железнодорожников УАЗа есть хорошие перспективы: с ростом экспортной программы завода все большая роль будет отводиться железнодорожным и смешанным перевозкам - по-другому ульяновские машины просто не смогут попасть в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Сегодня УАЗ на подъеме. Уже проведена сертификация сборочно-кузовного производства по стандарту ИСО 9001:2000, растут требования к поставщикам и официальным дилерам, совершенствуются технологические процессы и методы организации производства. Покупатель может быть уверен: пусть еще недостаточно в стране хороших дорог, зато есть автомобили, для которых нет преград.
Игорь ЮНИЦКИЙ.
//Источник информации: Гудок //Дата источника: 16.06.2004
Копирайтер Москва. Срочно создадим сайт под ключ, а также разместим рекламу в СМИТайские мази. Купить лечебную продукцию из Тайланда в РоссиюЭффективный антивирус Avast. Узнайте, как установить Avast и как купить антивирусСоздание сайта агентства. Весь спектр услуг по разработке и раскрутке web-проектов