Тут скорее вопрос политический, Родионова убили чеченцы за отказ снять крестик с груди и принять ислам, а мы пытаемся наладить отношения с Кавказом»,
В храме Святой Ольги в Стрельне еще недавно висела икона погибшего в Чечне солдата российской армии Евгения Родионова. Однако образ велели убрать. Как признались в интервью корреспонденту «БалтИнфо» прихожане, икона Родионова по-прежнему находится в церкви, - ее просто спрятали от верующих.
В то время, когда в храме Стрельны появилась икона неканонизированного воина, настоятелем был отец Евстафий, уже известный в церковных кругах по истории двухлетней давности. Тогда он разместил в храме икону, на которой рядом с блаженной Матроной Московской, в полный рост, в шинели и при усах, стоит Сталин. Общественность возмутилась и направила жалобу в Петербургскую епархию. Образ изъяли.
Икона Евгения Родионова возмущение прихожан не вызывает, скорее наоборот – пограничник давно вошел в ранг так называемых «канонизированных в народе» мучеников. Но тут уже возникли споры внутри самой церкви - как можно размещать в приходе образ не причисленного официально к лику святых человека?
Дискуссии о том, быть или не быть иконе Евгения Родионова, 19-летнего пограничника, погибшего за веру мученической смертью в Чечне, идут уже десять лет. Один из инициаторов канонизации московский священник Александр Шаргунов уверен, что Евгений Родионов рано или поздно будет причислен к великомученикам и тогда вслед за храмом Святой Ольги в Стрельне потянутся все православные церкви.
«Конечно, во всем должен быть порядок. С одной стороны вешать икону, прежде чем произошла канонизация, не полагается, но с другой - факт мученичества за Христа сам по себе уже достаточен. Другое дело, почему процесс канонизации так затянулся, ведь Родионова пытаются сделать местночтимым святым с 2003 года. Тут скорее вопрос политический, Родионова убили чеченцы за отказ снять крестик с груди и принять ислам, а мы пытаемся наладить отношения с Кавказом», - пояснил свою позицию батюшка.
Настоятели храмов в последнее время «размещают в церкви, что хотят», уверен член синодальной комиссии, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Георгий Митрофанов. Он не согласен с Шаргуновым и уверен, что образ Евгения Родионова вряд ли когда-то получит право находиться в храмах.
«Вешать в Стрельне икону с его изображением – не совсем адекватный поступок. К сожалению, иногда в российских церквях идут против правил и вешают иконы Сталина, Родионова и других неканонизированных личностей. Это недопустимо и должно искореняться. Но уследить за подобными действиями не так-то легко», - отметил отец Георгий.
Он пояснил, чем руководствовалась синодальная комиссия, рассматривая вопрос о канонизации Родионова. По его словам, члены комиссии долгое время совещались по поводу причисления пограничника к лику святых, но в итоге пришли к отказу.
«Никаких оснований для канонизации нет, свидетельства очень сомнительные, воин Евгений не посещал церковь и не вел смиренный образ жизни», - пояснил Митрофанов.
Его поддерживает профессор кафедры философии религии и религиоведения факультета философии Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Фирсов. В интервью корреспонденту «БалтИнфо» он отметил, что подвигом Родионова восхищаются многие, но для возведения в ранг мучеников слишком мало доказательств.
«Комиссия по канонизации действует согласно четкими инструкциями. Все свидетельства о подвиге Родионова известны лишь со слов его матери. Проверить их невозможно. И такая консервативная структура как церковь, не будет полагаться на подобные свидетельства. Есть, знаете ли, почитатели Чапаева, Сталина. Но одно дело иметь подобные образы где-то у себя дома, и другое – помещать в приходе и молиться перед ними», - отметил Фирсов.
По его словам, многие пытаются сделать из Родионова символ русского солдата, бойца, пострадавшего за веру, но народная канонизация не всегда совпадает с церковной.
«Никто не запрещает в частном порядке обращаться к лику этого бойца, но делать из него святого слишком скоропалительно. В противном случае у нас в церквях будет столько икон с изображением самых разнообразных личностей, что не разберемся потом», - подчеркнул Фирсов.
В то же время, церковный историк Николай Симаков считает, что самое главное – народное почитание – у Евгения Родионова уже есть.
«Рано или поздно его образ канонизируют. А сейчас просто боятся это делать из-за того, что солдат был убит мусульманами. Мальчик подвергся страшным мукам, но от веры не отрекся», - добавил историк.
Евгений Родионов был призван в армию в 1995 году, служил на пограничной заставе на границе Ингушетии и Чечни. Был убит в плену 23 мая 1996 года после 100 дней плена и жестоких пыток, Евгению Родионову и его сослуживцам было предложено снять нательный крест и принять ислам. После отказа Андрея Трусова, Игоря Яковлева и Александра Железнова расстреляли, а еще живого Евгения Родионова обезглавили.
Тело Евгения его мать опознала по нательному кресту. Позже результаты опознания подтвердила экспертиза. В конце 2003 года было предложено канонизировать Евгения Родионова.
Оксана Голос
http://www.baltinfo.ru/tops/Ikonu-Evgeniya-Rodiono...z-peterburgskogo-khrama-150362