-–убрики

 -я - фотограф

 ниги по ƒѕј за 2011 год дл€ 11-х классов

Ѕиологи€ ƒѕј 2011≈кономика ƒѕј 2011≤стор≥й ”крањни ƒѕј 2011≤нформатика ƒѕј 2011ћатематика ƒѕј 2011”крањнська мова  ƒѕј 2011¬сесв≥тн€ ≥стор≥€ ƒѕј 2011

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Pacovan

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 1) “олько_дл€_женщин

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 16.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 33



Ѕез заголовка

¬оскресенье, 03 Ќо€бр€ 2013 г. 23:05 + в цитатник
÷итата сообщени€ nomad1962 ƒревн€€ ѕальмира

ѕальмира.
≈е красота тиха€, естественна€, город как бы продолжает окружающую природу.
»з желтого песка долины, обрамленной лиловыми холмами,
поднимаютс€ колонны с капител€ми — кудр€выми, словно кроны пальм.

ћногие люди про такие места говор€т «ј что там смотреть ? √руда камней …». ј € все таки, попада€ в подобные исторические места ощущаю себ€ песчинкой в океане времени. „то то исходит от этих останков былых цивилизаций ! — одной стороны какое то могущество и непон€тна€ мощь ! ј с другой стороны така€ хрупкость, что временами страшно и за нашу то цивилизацию. ¬ернемс€ в —ирию. ѕочему вернемс€ ?

ѕальмира (Palmyra, также известна под названием Tadmor‎) — в античные времена город очень важного значени€, расположенный в оазисе в 215 км на северо-восток от ƒамаска и в 120 км на юго-запад от ≈вфрата. Ќа прот€жении длительного времени ѕальмира была важнейшим местом остановки дл€ караванов, пересекающих —ирийскую пустыню, и часто называлась «Ќевестой пустыни». —амое раннее документальное свидетельство о городе обнаружено на вавилонских табличках, найденных в ћари. ¬ них он упоминаетс€ под семитским названием “адмор, что значит «отражающий атаки город» на аморитском €зыке или «непокорный город» на арамейском. —ейчас возле руин ѕальмиры существует поселение “адмор. ∆ители ѕальмиры возвели огромные монументы с такими ритуальными предметами искусства, как известн€ковые плиты с бюстами усопших.

Ќа золотистых, нагретых солнцем стенах высечены листь€ и гроздь€ винограда, верблюды, орлы. ƒо нашего времени ѕальмира сохранилась неперестроенной, поздние наслоени€ ее не заслон€ют.

¬ истории имеетс€ много удивительных парадоксов: ѕомпеи, например, сохранила нам вулканическа€ лава, а ѕальмиру — человеческое забвение. ќна была брошена людьми и забыта.

 

 

ј когда-то все начиналось с Ёфки — подземного источника с тепловатой водой, отдающей серой. ќтча€нные путешественники, странники, купцы устраивали здесь привал, поили усталых верблюдов, коней и ослов, разбивали на ночь шатры. —о временем здесь вырос своего рода перевалочный пункт — бойкий перекресток купли-продажи. ѕотом он превратилс€ в город таможен, посто€лых дворов и харчевен. √ород мен€л, торговцев, разносчиков, коновалов, брод€г, воинов, жрецов самых разных религий, лекарей, беглых невольников, мастеров всех профессий.

«десь продавали рабов и рабынь из ≈гипта и ћалой јзии. ¬ысоко ценилась шерсть, крашенна€ пурпуром; купцы, расхвалива€ свой товар, утверждали, что по сравнению с пальмирскими другие пурпурные ткани выгл€д€т блеклыми, словно их посыпали пеплом. »з јравии и »ндии привозили пр€ности и ароматные вещества. ѕосто€нно был спрос на вино, соль, одежду, сбрую, обувь.

 

 

ѕод сводами “риумфальной арки совершались сделки, сто€л много€зычный гул, но “риумфальной ее назвали европейцы. ¬ их представлени€х арки и ворота став€тс€ дл€ прославлени€ громких военных побед и в честь великих полководцев. Ќо пальмирские зодчие решали другую задачу: двойные ворота арки были поставлены под углом и как бы скрадывали излом улицы, спр€мл€ли ее.

ƒо нашего времени сохранилс€ второй важный перекресток города — “етрапилон. ќн сооружен из гранитных монолитов на четырех огромных пьедесталах. «десь тоже вовсю шла торговл€, каменные перекрыти€ лавок сохранились до насто€щего времени.

¬ городе было много храмов, строили их весело, на совесть.

 

 

ѕальмиры были много€зычным народом, скитальцы пустыни, они никак не хотели подчин€тьс€ одному богу. ¬ своих религиозных ритуалах они чаще всего поминали Ѕэла — бога неба, ему посв€щен один из самых интересных храмов на Ѕлижнем ¬остоке (прообраз Ѕаальбека). ’рам выдел€лс€ среди всех строений города, имел центральный зал площадью в 200 квадратных метров. ¬от тогда-то и разнеслась по ƒревнему ¬остоку слава о красоте и совершенстве ѕальмиры.

 

 

¬ храм вели три входа, украшенных позолоченными панел€ми. Ќынче их замен€ют дощатые ворота, через которые туристы попадают в св€тилище. –азбитую плиту венчают драконьи зубцы, придава€ св€тилищу грозный вид. —охранилс€ особый вход, который был сделан дл€ обреченных на заклание верблюдов, быков и козлов, а также сток дл€ крови — бог Ѕэл требовал жертв.

¬ ѕальмире был сооружен храм в честь бога Ќабо — сына ћардука, повелител€ вавилонского неба. Ќабо ведал судьбами смертных и был посыльным у богов разноплеменного пальмирского пантеона. ¬ыходец из ћесопотамии, он уживалс€ с финикийским Ѕаальшамином, арабской јллат и олимпийским «евсом.

 

 

ќт храма Ќабо осталс€ один фундамент, от храма јллат — только двери, зато храм Ѕаальшамина (финикийского бога грома и плодороди€) выситс€ и поныне.

ј земными делами ѕальмиры ведали вожди, жрецы, богатые купцы, которые заседали в —енате. »х решени€ утверждал губернатор, назначаемый из –има. »мператор јдриан, посетивший ѕальмиру, дал городу некоторую самосто€тельность — отозвал губернатора, снизил налоги, власть передал местному вождю.

Ўли годы, пролетали дес€тилети€, и постепенно ѕальмира превратилась в один из самых процветающих городов на Ѕлижнем ¬остоке. “ак же как и в –име, здесь устраивались гладиаторские бои, юноши сражались с дикими звер€ми. ‘рантихи из высших слоев общества одевались по последней римской моде, а то и опережали ее.

 

 

ƒет€м давали римские имена, нередко в сочетании с пальмирскими.

ƒревние пальмирцы любили ставить пам€тники друг другу. ѕочти все колонны Ѕольшой колоннады, храмов и общественные здани€ имеют посередине каменные полочки, на которых сто€ли скульптурные изображени€ знатных и уважаемых людей. ¬ свое врем€ колонны јгары (пальмирский форум, окруженный портиками и уставленный бюстами) держали около 200 таких изображений.

Ќо понемногу пальмирские вожди перестали слушать —енат, начали проводить свою политику. ѕравитель ѕальмиры ќденат разгромил войска самого персидского цар€, однако он хорошо понимал, что люба€ его попытка возвыситьс€ вызовет в –име страх и озлобление. Ќо независимо от его воли и ѕальмира, и он сам приобретали все большее вли€ние на Ѕлижнем ¬остоке.

 

 

“огда –им прибег (как это весьма часто бывает) к простому средству — физическому устранению человека. –имские власти страны —ури в 267 году (или в 266) пригласили ќдената дл€ обсуждени€ текущих дел в Ёмессу (современный город ’омс). » там во врем€ встречи он вместе со старшим сыном √еродианом пал от руки своего плем€нника ћеона.

ѕо другим историческим сведени€м, в убийстве ќдената принимала участие его жена «еноби€, котора€ была мачехой √еродиану. ќна €кобы хотела устранить их обоих, чтобы освободить дорогу к власти своему малолетнему сыну ¬абаллату. ‘актически же энергична€ вдова правила самосто€тельно. — ее именем св€заны громка€ слава ѕальмиры, расширение границ государства. ќна переносила т€готы военных походов не хуже любого из своих солдат.

 

 

Ќа местном €зыке им€ «еноби€ звучало как Ѕат-«обби. ¬ переводе на русский это означает — дочь купца, торговца. ќна была очень красивой женщиной, это видно даже на монетах, которые сохранили ее образ. «ћатова€, смугла€ кожа и черные поразительной красоты глаза, взгл€д живой с божественным блеском. ќна одевалась в роскошные нар€ды, умела носить военные доспехи и оружие».

ѕо свидетельству древних летописцев, «еноби€ была образованной женщиной, ценила ученых, благожелательно относилась к философам и мудрецам.

–имский император √аллиен наде€лс€, что второй сын ќдената не сможет по малолетству управл€ть ѕальмирой. ќднако он не учел, что вдова, красавица «еноби€, умнейша€ и образованнейша€ женщина, была готова зан€тьс€ государственной де€тельностью. ≈е учитель, знаменитый философ-сириец  ассий Ћонгин из Ёмессы, посоветовал ей возвести на престол ¬абаллата и стать при нем регентшей. ќна с большой осторожностью выжидала час изгнани€ римских легионов с Ѕлижнего ¬остока, чтобы навеки утвердить в царстве, которое она создаст, власть своей династии.

 

 

ƒо поры до времени «еноби€ тщательно скрывала свои намерени€ в надежде, что ее сыну позвол€т унаследовать трон отца. Ќо –им бо€лс€ усилени€ окраин и сохранил за правителем ѕальмиры лишь титул вассального царька. » тогда «еноби€ объ€вила войну могущественному –иму.

–имл€не были убеждены, что войска ѕальмиры откажутс€ идти в бой под командованием женщины. » сильно просчитались. ѕальмирские начальники «аббей и «абда прис€гнули на верность «енобии. ѕерешедша€ на ее сторону арми€ вскоре овладела —ирией, ѕалестиной, ≈гиптом, а на севере достигла проливов Ѕосфор и ƒарданеллы.

 

 

¬оенные победы «енобии встревожили –им. –имский »мператор Ћуций ƒомиций јврелиан решил выступить против ее армии. ѕосле поражени€ при ’омсе «еноби€ наде€лась отсидетьс€ в ѕальмире, но выдержать длительную осаду не удалось. ќставалось только вывезти все богатства города и отступить за ≈вфрат — а там спасет ширина реки и меткость прославленных пальмирских лучников. Ќо конница јврелиана следовала по п€там, и у самой реки «енобию захватили в плен. ѕальмира пала.

Ёто было семнадцать веков назад. ƒальнейша€ судьба «енобии таинственна и порождает много догадок и предположений: будто своевольна€ царица была убита, будто ее в золотых цеп€х провели по –иму, будто выдали замуж за римского сенатора и она жила до самой старости.

¬з€в ѕальмиру, римские войска сбили статую «енобии, но город не тронули. ѕри императоре ƒиоклетиане здесь даже возобновилось строительство: резиденци€ «енобии была превращена в римский военный лагерь, здесь расширили казармы, улучшили водопровод, возвели христианскую базилику.

 


1900 год

 

Ќесколько раз пальмирцы поднимали восстание за независимость, но неудачно.

ѕостепенно городска€ знать покинула город, лишенные св€зей с ¬остоком ушли купцы, а вслед за ними без дела остались водители караванов, чиновники, искуснейшие ремесленники. » ѕальмира начала чахнуть, превратилась в заур€дный пограничный пост, место ссылок.

 

 

јрабы вз€ли ее без бо€, горожане даже не могли оказать сопротивление. ƒа они уже и не жили в городе, а сбились за стенами св€тилища Ѕэла, налепили там множество темных и тесных глинобитных лачуг. „ерез 2–3 поколени€ никто уже и не помнил ни имен богов, ни названий храмов, ни назначени€ общественных зданий.

ѕотом на долгие годы пришли турки, которые сами не имели пон€ти€ о культуре подвластных им народов и другим не давали ее изучать. –аскопки были запрещены по всей ќсманской империи. Ќикому не было дела до прошлого, до блистательной истории умирающего теперь города. ѕыль забвени€ скрыла ѕальмиру от живой пам€ти человечества. ѕальмиру пришлось открывать заново.

 

 

„есть открыти€ ѕальмиры истори€ приписывает италь€нцу ѕьетро делла Ѕалле. ƒолго, с большими трудност€ми добирались до ѕальмиры путешественники в XVII веке, но, когда они вернулись в ≈вропу, им просто не поверили. √ород в сирийской пустыне? –азве такое может быть? Ќо через 100 лет художник ¬уд привез в јнглию рисунки, сделанные в ѕальмире. — опубликовани€ этих гравюр и началась мода на ѕальмиру, по€вились подробные описани€ древнего города, путевые очерки.

 

 

—амую интересную находку того времени сделал наш соотечественник, петербуржец —. —. јбамелек-Ћазарев. ќн обнаружил и опубликовал греко-арамейскую надпись с подробным изложением таможенных правил (так называемый «ѕальмирскии тариф»). —егодн€ этот документ хранитс€ в Ёрмитаже. ¬ древние времена местные жители называли (впрочем, и сейчас называют) ѕальмиру «“адмор». ¬ переводе это слово означает «быть чудесным, прекрасным».

 

 

¬ XX веке ею заинтересовались всерьез. ѕостепенно, но уверенно рос интерес –оссии к ѕальмире. –усский археологический институт в  онстантинополе снар€дил экспедицию, исследователи сделали много фотографий, рисунков, схем, планов, топографических карт города. Ќа основании этих материалов профессор ‘. ”спенский издал потом обсто€тельный труд.

 

 

¬озвышающиес€ в пустыне колоннады легендарной ѕальмиры до сих пор ман€т к себе путешественников, которые с удивлением открывают дл€ себ€ две соседствующие ѕальмиры — два “адмора. ќдна из них — древн€€, друга€ — нова€, молода€. ¬ одной из них уже давно не живут люди, она стала вечным музеем, в другой с 1928 года стали селитьс€ бедуины, бедный народ. ¬ 2003 году сирийское правительство издало закон о строительстве новой ѕальмиры. √ород стал благоустраиватьс€, были построены новые улицы, проведено электричество. “рудолюбивые жители заложили здесь пальмовые рощи, сады, огороды, вспахали пол€, развели скот. ѕо традиции пальмирцы занимаютс€ торговлей, ткут ковры, платки, шьют национальные одежды и продают все это туристам. Ќова€ ѕальмира не конкурирует с древней, ибо сама €вл€етс€ ее продолжением.

 

 

ѕервоначально ѕальмира была основана как поселение в оазисе в северной части —ирийской пустыни, называемое “адмор. Ќесмотр€ на то, что римска€ провинци€ —ири€ была образована в 64 г. до н.э., население “адмора (преимущественно арамейцы и арабы) оставалось полунезависимым более полувека. ќни контролировали торговые пути между —редиземноморским побережьем —ирии и земл€ми парф€н на восток от ≈вфрата. ѕальмира располагалась как раз на двух стратегических торговых маршрутах: из ƒальнего ¬остока и »ндии к ѕерсидскому заливу, а также на ¬еликом шелковом пути.

 

 

ѕри римском императоре “иберии (14—37 гг. н.э.) “адмор был включен в состав провинции —ирии, и переименован в ѕальмиру, «город пальм». ѕосле захвата римл€нами Ќабатейского царства в 106 г. ѕальмира стала самым важным политическим и торговым центром на Ѕлижнем ¬остоке, перен€в пальму первенства у ѕетры.

¬ 129 г. император јдриан пожаловал ѕальмире статус «свободного города», дав жител€м право свободного поселени€ и значительные торговые привилегии. ¬ 217 г. император  аракалла дал ѕальмире права колонии и назначил ее правителем сенатора —ептими€ ќдената. ¬скоре сам ќденат и его сын были убиты в результате м€тежных заговоров. ѕравителем ѕальмиры в 267 г. стала жена второго сына ќдената — «еноби€, при которой город достиг наибольшего расцвета. «еноби€ была очень амбициозной женщиной и даже за€вила, что она ведет свой род от  леопатры.

¬ 272 г. ѕальмиру захватил император јврелий и привез «енобию в –им в качестве своего трофе€. ¬ 273 г. ѕальмира была разрушена до основани€, и все жители были вырезаны в результате акта возмезди€ за м€теж местного населени€, во врем€ которого в городе было убито около 600 римских лучников.

¬ VI в. император ёстиниан пыталс€ восстановить город и отстроил оборонительные сооружени€.
¬ 634 г. город был захвачен арабами.
—ильнейшее землетр€сение 1089 г. практически стерло ѕальмиру с лица земли.
¬ 1678 г. ѕальмиру обнаружили два английских купца, живших в городе ’алеб в —ирии.
— 1924 г. в ѕальмире активно ведутс€ археологические раскопки, проводимые учеными из Ѕритании, ‘ранции, √ермании, Ўвейцарии, а с ма€ 1959 г. и ѕольши.
¬ 1980 г. организаци€ ёЌ≈— ќ включила ѕальмиру в список объектов, имеющих статус «¬семирного наследи€».

 

 

»стори€ ѕальмиры — сказочного города посреди пустыни и своеобразного «окна из ≈вропы в јзию» — посредством поэтической метафоры оказалась св€зана еще с одним городом на земле — —анкт-ѕетербургом. ¬ 1755 г. в петербургском журнале «≈жемес€чные сочинени€ к пользе и увеселению служащие» был опубликован краткий пересказ книги о ѕальмире, опубликованной в 1753 г. в Ћондоне английскими путешественниками √. ƒоукинсом и –. ¬удом. “екст этой публикации на русском €зыке, в особенности замечание об искусстве ѕальмиры, достигшем расцвета в то врем€, когда «художества √реции и –има уже возведены были на высокую совершенства ступень», ассоциировалось с «греческим проектом» великой кн€гини ≈катерины јлексеевны, будущей императрицы ≈катерины II. “ак возник образ «—еверной ѕальмиры».

 

 

—воих внуков ≈катерина II назвала јлександром (в честь јлександра ћакедонского, открывшего путь в јзию) и  онстантином (в пам€ть византийского императора), что отвечало планам создани€ великой империи на Ѕалканах. ѕальмира в сознании просвещенных людей екатерининского времени св€зывалась с идеей «расширени€ окна», созданного царем ѕетром, не только в ≈вропу, но и в јзию, а себ€ императрица ≈катерина сравнивала со своенравной царицей «енобией, вдовой цар€ ќдената, котора€ после смерти мужа вознамерилась создать огромное царство между «ападом и ¬остоком.

 

DSCI0029.JPG

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ќажимайте на картинку и отправл€йтесь на виртуальную экскурсию !

 

 



источники
http://www.iksinfo.ru
http://www.worlds.ru
http://slovari.yandex.ru




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку