Дисграфия .Как мы боремся с ней и ее проявлениями в школьных тетрадках.(личный опыт).
|
|
Среда, 31 Октября 2012 г. 11:35
+ в цитатник
Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.
Дисграфия — определённое нарушение письма, при дисграфии нарушается написание по фонетическому принципу, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова. Дисграфия не является изолированным нарушением, помимо дисграфии наблюдаются ещё некоторые расстройства устной речи и других психических функций в зависимости от того, какой компонент недостаточно сформирован. (Википедия)

Это статья полностью автобиографичная. Я - не специалист-логопед и т.п..Я - просто МАМА, которая столкнулась с ГРАНДИОЗНОЙ ПРОБЛЕМОЙ, когда моему младшему ребенку пришло время идти в школу.Я не навязываю НИ КОМУ свое мнение, просто описываю КАКИЕ трудности и Проблемы возникали у нас в процессе учебы 1-3 класс, КАК я решала их, или пыталась решить.Спасибо ИНТЕРНЕТУ! Там можно найти КУЧУ учебных пособий по предупреждению и коррекции дисграфий (различных видов) производства России.Просмотрев множество тетрадей, альбомов с упражнениями, поняла в чем "изюминка", на ЧТО делается акцент во всех упражнениях. Вспомнила, что-то подобное уже видела в учебном пособии "Полезные каникулы" ("Основа" Харьков).Особенно ценными упражнениями в моих занятиях стали упражнения на внимание, отмеченные значком "глазик".Аналогичные таблички с буквами (для закрашивания клеточек) можно рисовать самим или найти в учебных пособиях, например, у О. Холодовой «Умникам и умницам» («Информатика, логика, математика» 1-4 класс и другие из ЭТОЙ серии), Звуки и буквы в городе Фонетика: Объяснение трудних тем русского языка в игровой форме» Цветкова ( 2011)В любом учебном пособии нужно выбирать упражнение на тренировку внимания к БУКВАМ, где заостряется внимание на РАЗНИЦЕ между буквами, слогами, звуками.Начинать нужно ПЕРЕД 1-м классом (подготовка к школе).Очень жалею, что я поздно до ЭТОГО додумалась, аж в середине 2-го класса. Посмотрите в интернете комикс [url="http://www.dyslexia-dysgraphia.ru/]Дислектик в школе[/url]. Похоже на Вашего ученика?Многие мамы даже не знают , что обозначают термины "дисграфия" И "дислексия".Признаки дисграфии и дислексии присутствуют у ВСЕХ первоклассников. У каждого ребенка, который НАЧИНАЕТ ИЗУЧАТЬ буквы, слоги, звуки (грамоту). Но уже через два года (или раньше), многие дети уже хорошо и быстро читают, хорошо все запоминают.В каждом классе найдется 3-4 ученика, которым очень тяжело дается и ЧТЕНИЕ, и СПИСЫВАНИЕ, и ДИКТАНТЫ.В-общем, они - кандидаты в "круглые" двоечники. Если ученик постоянно при списывании (30 слов) делает не меньше 50 ошибок, учитель "мысленно" зачисляет его в "двоечники" НАВСЕГДА.Мамы очень переживают, что у ребенка ужасный почерк, ошибок "МОРЕ" (ДИСГРАФИЯ), пытаются бороться в меру сил домашними списываниями и диктантами. Чтение тоже УЖАСНО (20 слов в минуту, а то и меньше) медленное(по слогам) и невнятное (много букв звучат нечетко, "глотает", переставляет и др. проблемы) . (ДИСЛЕКСИЯ).Перед школой ТАКИЕ детки как правило не умеют хорошо читать и что самое ТЯЖЕЛОЕ - НЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ читать, учить буквы, цифры, а ХОТЯТ ИГРАТЬСЯ.Маме обидно до слез, что ребенок "до сих пор не выучил ВСЕХ букв, ели-ели читает, цифры до 10 путает..."Я - мама ТАКОГО ребенка. Тоже не знала сперва как ЭТО называется, логопед "просветила", назвала вышеуказанные термины, добавила "очень ДОЛГО и ТРУДНО лечится".В итоге я пришла к выводу, если сама не разберусь в тонкостях этой ПРОБЛЕМЫ, ребенка просто оставят на 2-ой год во 2 классе.Мое мнение - дисграфия и дислексия, как сиамские близнецы (неразделимые), всегда вместе. У ребенка присутствуют признаки и того и того. (На английских сайтах ЭТО называют одним словом ДИСЛЕКСИЯ.) И "лечить" их нужно одновременно.Из-за отсутствия опыта в чтении (5 строчек в день, разве это опыт?! ) - полное нежелание читать, не тренируются глазные мышцы, зрительные и другие центры в мозгу. А потом 1-ый класс, и тексты для чтения и для списывания..."Приехали"... Ребенок "теряется" в тексте, как в незнакомом городе. При чтении "теряет" строку, пропускает буквы, слова.Тренировать глаза, зрительное внимание можно не только чтением, а и упражнениями по поиску в текстах заданных элементов. Нужно придумать интересную легенду для игры, например, "Поиск шпионов" (вспомните героев мультсериалов):буква "Ш" в тексте (найти, обвести, посчитать количество). А потом можно и без легенды искать буквы. (Аналогия - если человек после травмы, например, не может ходить, то его мышцы тренируют упражнениями или специальными массажами).Помните фразы из советских мультиков: "Нормальные герои ВСЕГДА идут в обход!!!", "Умный в Гору не пойдет, Умный Гору обойдет!!!"?Эти фразы могут служить ДЕВИЗОМ предстоящей Вам работы. Чтобы научить ребенка УЧИТЬСЯ придется постоянно придумывать "обходные" маневры. Потому что СХОДУ и ВЛОБ ребенок с дисграфией информацию НЕ ПОНИМАЕТ и НЕ ЗАПОМИНАЕТ.Эта статья для мам, которых дисграфия "достала" окончательно и они мечтают поскорее избавить своего ребенка от этой напасти.Если Вы считаете, что дисграфия - это здорово, дальше можете не читать.В ИНТЕРНЕТЕ, на форумах, много мам рассказывают о своей многолетней тяжелой (и физически и психологически ) войне с дисграфией , КАК они пытаются «изгнать захватчика» из тетрадей своих школьников.Дисграфия - это куча неприятностей для школьника и его мамы:1. полчища самых невероятных ( с точки зрения учителя) ошибок. Эти полки аккупировали тетради Вашего ребенка.2. учителя поставили "крест" на ученике, грозятся оставить на 2-ой год.3. одноклассники смеются...Вы пытаетесь исправить положение, дома пишете кучу диктантов и списываний, а улучшений нет. На первый взглад - тупик.У дисграфии есть слабость , как у Кощея Бессмертного: "смерть на Конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке.....". Она панически боится повышенного (пристального) внимания к своей особе. Особенно смертельно для нее, если рассматривать её "воинов" - ошибки, буквально под микроскопом (что? где? когда? почему?) перепутал, переставил, забыл написать Ваш любимый ученик, с точностью до буквы, до запятой.Чтобы победить дисграфию , нужно применить военную хитрость: "Разделяй и Властвуй!".1. Все ошибки можно разделить на отдельные отряды (объединенные общим признаком) (задача про крупы для Золушки),2. Среди этого "отряда" находить отличия, запоминать, отмечать их (цветными карандашами). «Отряд» - ЭТО например, ПАРА «ПРОБЛЕМНЫХ» букв-звуков.Если ребенок выучил весь отряд букв, запомнил его, не путает в словах (ни письменно , ни на слух), значит, Дисграфия лишилась еще одного своего отряда бойцов, а этот отряд теперь "воюет" на Вашей стороне.Любой текст нужно воспринимать как набор печатных знаков.Допустим, страница книги (учебника) - склад магазина, нужно провести инвентаризацию склада, записать, ВСЁ должно совпасть (и буквы, и запятые, и точки) по количеству и качеству.Дисграфия - это не приговор.Во-первых, ее можно избежать (даже если перед школой ребенок плохо разговаривает, плохо читает, плохо пишет). ЕСЛИ одновременно с изучением букв (слогов) делать нижеперечисленные упражнения (перед 1-м классом и в 1-м классе).Эти упражнения тренируют внимание ребенка, и зрительное и слуховое (фонематический слух), он запомнит (возможно не сразу) буквы (звуки), разницу между ними, и уже никогда их не перепутает.Во-вторых, ее можно скорректировать (упражнениями). С оценки "1" за списывание, до оценки "12" и за списывание и за диктант.Главное условие успеха : "проблемные" буквы придется выучить заново, используя нижеприведенные упражнения.Главные помощники в борьбе с дисграфией: цветные карандаши (ручки, маркеры), цветные карточки (с буквами, слогами) и ТЕРПЕНИЕ.Главное условие работы с цветными карточками: одновременно использовать ТОЛЬКО ОДНУ ПАРУ карточек, остальные ребенку даже не показывать, не отвлекать его ВНИМАНИЕ. Можно изготавливать карточки НЕ ВСЕ СРАЗУ, а в порядке надобности ПО ПАРАМ.ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ и ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - Ваши главные союзники (и "смертельное оружие" для дисграфии) в борьбе с дисграфией, их нужно тренировать и развивать.Цвет - символизирует какое-либо свойство данной буквы (звука). Лучше если карточки "двухсторонние".Перед ребенком ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть "цветная " сторона с буквой .ЭТО нужно для привлечения внимания к букве (если одна буква), а если две, то для привлечение внимания к контрасту между цветами.Нужно правильно определить проблему (ГДЕ ребенок постоянно делает ошибки), придумать "обходной" маневр, легенду для поиска. Время (количество дней) «отработки и закрепления» букв-звуков для каждого ребенка индивидуальны, зависят от желания выполнять упражнения и памяти (хорошая или не очень).Примерные сроки выполнения ЭТАПОВ упражнений:1. Автоматизация буквы №1 из ПАРЫ - дней 7.2. Автоматизация буквы №2 из ПАРЫ – дней 7.3. Дифференциация букв №1 и №2 - дней 7.Карточки использовали в конце каждого этапа, для проверки и тренировки фонематического слуха (ПРАВИЛЬНО ли слышит букву, разницу между буквами и ОТДЕЛЬНО, и В СЛОВЕ, и В ТЕКСТЕ).Цветные карандаши незаменимая вещь, наглядно и быстро объясняют сложные понятия. И для ребенка интересно.Цвет карандаша - как луч МАЯКА указывает маленькому КАПИТАНУ правильный ОРИЕНТИР в темноте, где ТЕМНОТА - это куча непонятных трудных понятий. "Луч света в Темном Царстве" одним словом.На начальном этапе, когда ребенок еще не может правильно на слух различить Буквы (похожие ПРОБЛЕМНЫЕ) и правильно их произнести (еще "не поставили" звук у логопеда), он не замечает разницы или считает ее совершенно неважной, оченьважен оказывается ЦВЕТ карандаша, которым эти буквы закрашиваются, обводятся. Ну хотя бы первые несколько пар согласных.Почитайте книгу «Диагностика и коррекция внимания» А.А. Осиповой ( Программа для детей 5-9 лет). Поймете, почему ВАЖНО ВЫДЕЛИТЬ «проблемный» объект среди других объектов внимания.( название цвета - начинается с "проблемной буквы", С- синий, З- зеленый, Ж- желтый, Ч- черный или какая-то стойкая ассоциация, например "цыпленок" - "Ц")Название цвета как бы "связывает" РАЗНЫЕ ПОНЯТИЯ в сознании ребенка: буква (отдельная) - буква (в слове) - звук.Например, буква "С", она у нас оказывалась все время на синем фоне 1) закрашивали квадратики с буквами, ее - синим цветом; 2) обводили буквы в словах текста, ее - синим цветом; 3) тренировали фонематический слух (особенно дифференциацию звуков).Буква "С" -на синей (или голубой) карточке, а "Ш"- на красной ("шашлык").На идею с цветными карандашами меня "натолкнули" занятия с очередным логопедом. Она пыталась "ставить" сыну звуки, объясняя, что при произнесении разных звуков воздух выходит изо рта или теплый или холодный.Я цветом БУКВЫ "подчеркнула" разность температур выдыхаемого воздуха при ее произнесении.А еще я заметила, случалось часто, что мой киндер звук произносит уже четко (повторяя за логопедом, но не видя БУКВУ) . А на вопрос: "Покажи букву на картинке ЗВУК, которой ты назвал?" . Он показывал неправильную букву.Я решила, что так не годиться, что связь понятий "БУКВА" - "ЗВУК", в нашем случае нужно держать под контролем постоянно, чтобы спутать было НЕВОЗМОЖНО.Составила таблицу "проблемных" букв.Когда логопед занимается с ребенком, "ставит звук", перед глазами обязательно должна быть "проблемная" буква, а рядом ее "конкурентка" (см. таблицу).И когда ребенок проговаривает слова, показывает по табличке какая-именно буква есть в слове , сразу видно ошибку, а то четко выговаривает "Ж" и показывает на "З". Такое тоже может быть. Надо быть начеку, я специально следила, логопеду пришлось смириться с чокнутой мамашей. Т.е. я пыталась разъединить "неправильное" соединение понятий, например,БУКВА "З" - ЗВУК "ЖЭ".Таблица "проблемных" согласных букв (составляется индивидуально для ребенка) Проблемные пары букв: С –Ш - Щ, Ц - Ч, З –Ж, Л – Р. ( в каждой паре - контраст ЦВЕТОВ).С Л РШ Ц ЗЩ Ч ЖС, Ц, З - синие (холодный воздух при выдохе)Ш, Щ , Ч, Ж - красные (теплый воздух при выдохе)Л - лиловый цвет,Р - розовый.Слово "жовтий" ( и по-русски и по-украински) он упорно писал "золтий", пока не сделала ЖЕЛТУЮ карточку с буквой "Ж" и ЗЕЛЕНУЮ карточку с "З"; "Ч" - на черной (черный Черныш - белая буква на черном фоне), Ц - на оранжевой ("цыпленок")(коричневая на оранжевом фоне).На одном сайте недавно прочитала, что у детей с дисграфией большие способности к рисованию, может быть, некогда было заняться рисованием всерьез.Если подчеркивать (обводить кружком) "твердые" и "мягкие" слоги одной и той же согласной, нужно брать всегда пару "противоположных" гласных.Например, "А" и "Я", "У" и "Ю", «Е» и «Э», «И» и «Ы», «О» и «Ё» всегда отмечать один слог красным, другой синим, чтобы ребенок запоминал разницу (контраст и визуально и на слух).Я пытаюсь его приучить видеть во всем РАЗНИЦУ, потому что, (мои наблюдения) когда ребенок "не видит разницы" или "лень сравнить эту чепуху (буквы)", тогда для дисграфии и дислексии очень благоприятные условия для роста.А если с первого взгляда замечает (слышит) РАЗНИЦУ, то эти БЯКИ БУКИ ему не страшны.Дифференциация звуков - четкое уверенное различение разграничение звуков ребенком (и на слух и собственное произношение). Т.Е. он совершенно по-разному отчетливо произносит раннее "проблемные" звуки, которые раньше звучали почти одинаково.В идеальном варианте, чтобы получить максимальный эффект , аналогичные упражнения нужно выполнять для букв всех языков, который ребенок начал изучать. (поиск и закрашивание букв в тексте, в таблице).Мамы, не забывайте на каждой письменной работе ставить ДАТУ, КОЛИЧЕСТВО слов, КОЛИЧЕСТВО ошибок (при списывании или диктанте), ВРЕМЯ ("Старт" - "Финиш" Списывания или диктанта). Ребенку не обязательно знать, о том что Вы "засекли"время, эти данные будут нужны в будущем для сравнения (для статистики). Например, показать ребенку " вот на первой странице ты написал 30 слов за 30 минут, а на 20 странице - 30 слов за 10 минут ( и без ошибок). "Ура!!! Молодец!!!".Это очень важно. Даже если ошибок стало -1, это уже хорошо, Вы сделали Шаг в правильном направлении, обязательно похвалите ребенка за работу, усердие, терпение. Работа предстоит длительная (возможно года на 2), подбадривайте ребенка, хвалите, чтобы ему было интересно, а то "психанет" и все ....От Вас потребуется МАКСИМУМ терпения и выдержки. Длительность занятий (30 мин) регулируйте по настроению ребенка. Правильно выговаривать звуки эти упражнения не научат, с этой проблемой Вам может помочь только логопед.Проанализируйте какие-именно ошибки встречаются чаще всего.1. При списывании.При ЭТОМ виде работы очень важны зрительная память и зрительное внимание. Натренировать их помогут упражнения с цветными карандашами.Сперва нужные объекты необходимо обводить ЦВЕТОМ для привлечения внимания ребенка, когда ребенок научился замечать в ТЕКСТЕ эти объекты, тоже упражнение нужно делать "глазами" (без ЦВЕТА), (проверка - списывание или устный ответ).2. При диктанте.При ЭТОМ виде работы очень важен фонематический слух (насколько правильно ребенок слышит и различает разницу между звуками, не только отдельными "А-а-а", "С-с-с", "Ш-ш-ш" (и т.п.) но и в словах ("Саша", "Жаба", "Железо" и т.п.).Проверьте, прочитайте ребенку несколько стишков-чистоговорок, пусть карточками покажет какие звуки он слышит (часто путают звуки: з-ж, ш-щ-с, ч-ц, л-р и много других "индивидуальных" вариантов).Натренировать фонематический слух помогут выборочные (выбрать слово с заданным звуком) и распределительные (слова распределить по 2-м или 3-м столбикам, в зависимости от наличия звука) диктанты из методички (сборника диктантов, чистоговорок, стишки из азбук, логопедические стишки). Диктанты сперва - устные (ответ - карточками), а потом - письменные.Мое наблюдение: где-то в мозгу ребенка "не срабатывает" что1) "вид буквы" (в книге),2) "звук буквы" (на слух),3) мышечная память губ и языка (произношение)4) мышечная память руки (написание)Это ЧАСТИ ОДНОГО ЦЕЛОГО.Например, пазла из 4-х частей. Ребенок постоянно, 1-2 пазла "подставляет" "неправильных". Нужно отслеживать ТАКИЕ моменты.Это касается не только отдельно взятых букв, но и букв в составе слова. Причина этому (из интернета) "несогласованная работа полушарий головного мозга". Купила недавно "Прописи для правшей и левшей" И.В, Мальцевой ("Ранок"), попытаемся тренировать взаимодействие полушарий (писать-рисовать нужно одновременно двумя руками, одинаковые рисунки).Из интернета прочитала:1. Такие дети отстают от ровесников на 1-3 года (развитие мозга).2. У них очень сильна игровая мотивация, а вот желания обучаться.... (у моего точно почти НЕТ, приходится уговаривать, убеждать, заставлять).3. Они очень тяжело запоминают и различают буквы (на всех языках), потому что "не замечают" различия, если ЭТИ отличия неявные (не подчеркнутые).4. Из-за пункта №4, например, звуку "Зэ" - на письме может соответствовать буква не "З", а "Ж" (или наоборот, будьте внимательны). Проверьте ЧТО ребенок произносит, а ЧТО пишет.5. Очень тяжело запоминают дни недели, месяца и др. единицы времени. ИМ трудно ориентироваться во времени, в дневнике.6. «Корявый» непонятный почерк, трудность сосредоточения на задании, отвлекаемость.Но можно попытаться превратить "минусы" в "плюсы". Использовать игровую мотивацию для тренировки зрительного внимания и фонематического слуха. Объектами игр будут не игрушки, а проблемные элементы (постоянные ошибки):1) наборы букв, цифр, знаков ( точки, запятые, плюсы, минусы и т.д.)2) специально подобранные тексты с наличием "проблемных" букв.3) цветные карточки с буквами (цветной картон), слогами, (например: "Ь", "Ъ", "точка", "запятая" и др.)4) тренировать внимание можно на любом тексте (с подходящим шрифтом), если в нем есть знаки, сочетание знаков, для поиска.5) а тему ВРЕМЯ изучать по рисункам, календарям, с помощью маркеров и таблицы умножения.ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯШкольные будни первоклассника начинаются со списывания букв, слогов,предложений. Т.е. нужно начинать с тренировки зрительного внимания.Примеры упражнений можно увидеть в «Полезные каникулы» (см. фото страниц). Или других учебных пособий, логопедических тетрадях ( с хорошим крупным шрифтом).1. Закрашивание букв в табличках .В тексте задания (перед таблицей) можно обвести заданные буквы необходимым (контрастным) набором цветов, ребенку будет понятнее.Упражнение с табличкой (клеточками) можно выполнять и по-другому:Вариант №2 задания : половина таблицы - с буквами, половина - без букв (пустые клеточки), нужно ПРАВИЛЬНО ПОВТОРИТЬ ПОРЯДОК БУКВ , КАК в первой половине таблице.Т.е вписать все нужные буквы в клеточки на тетрадном листе (но не зеркально), соблюдая последовательность букв КАК на образце. Для выполнения задания по второму варианту нужно:1) перед выполнением упражнения по закрашиванию клеточек с буквами, сделать КОПИЮ чистой страницы учебного пособия ( с таблицей),2) разрезать КОПИЮ по середине ТАБЛИЦЫ.3) эти половинки приклеить к отдельным тетрадным листам ( в КРУПНУЮ клетку).2. Поиск и обведение карандашом в тексте заданной ПАРЫ букв. Буквы отмечаются ОБЯЗАТЕЛЬНО контрастными карандашами.2.1. Сперва ВСЕ буквы №1, потом ВСЕ буквы №2 (в одном тексте).2.2. Буквы №1 и №2 отмечаются одновременно, согласно "живой" очереди ( в следующем тексте или наборе слов).3. В следующем (№3) тексте отмечаются СЛОВА (целиком) с заданными буквами, например, буквы "С" и "Ш" (контрастными цветами).3.1. Слова с "С"- синим цветом.3.2. Слова с "Ш" - красным цветом.3.3. Слова с "С" и "Ш" - фиолетовым цветом.4. Из текста (набора слов) выписать в 2 (или 3) столбика слова:С "С", с "Ш", с "С-Ш". (или другую пару проблемных букв).5. Списать небольшой текст для проверки, насколько запомнил буквы.Текст должен быть специально подобран (наличие "проблемных" букв или знаков).6. Более сложное. Отметить в тексте СЛОВО с буквой "С" (например) под №10, №15. ТОЛЬКО под указанными номерами (т.е должны быть "обведены" только 2 лова).7. Отметить только те слова, где ЗАДАННАЯ буква на ЗАДАННОМ месте (начало слова, середина, конец).Подготовка к диктантам. Тренировка фонематического слуха.1. Из методички зачитывается набор слогов (потом слов), ребенок должен "хлопнуть" в ладоши, когда услышит нужный звук. Перед этим вместе с ним этот звук отчетливо несколько раз произнести . ( глядя на картинку "предмет + буква")."Предмет"- чтобы ребенок хорошо запомнил и букву и звук нужна какая-то "зрительная" ассоциация (близкая и понятная ребенку).Например, "Ш-ш-ш" - "гусь шипит", "Щ-щ-щ" -« гусь щипается» (можно слегка ущипнуть). ( картинка гуся). Так мой сын довольно быстро запомнил разницу между этими буквами и звуками (у логопедов есть много таких карточек, только все дети разные,интересы и игрушки разные, карточки (близкие пониманию) могут быть разные.При выборе слов или текстов для работы НА СЛУХ, чтобы было легче выявить проблемные звуки:1) гласный звук звучит отчетливо под ударением2) согласный звук отчетливо звучит, если "за ним" стоит гласный(2 или 3 согласных рядом , звучат очень нечетко, на начальном этапе таких слов нужно избегать.)1.1. сперва "прорабатываем" звук №1Если ребенок правильно показывает карточку при зачитывании слов с №1 или Без него, можно переходить к следующему этапу.1.2. потом звук №2. Проверить правильно ли слышит звук (карточка).2. Теперь "ищем" оба звука одновременно (нужны цветные карточки)2.1. слова с одним из звуком (или или) ( "сом", "шапка").2.2. слова с обоими звуками одновременно ("Саша", "суша", "суши" и т.п) (карточками должен показать, какой звук первый, какой следующий).3. Написать выборочный диктант (выбрать из зачитываемых слов, слово с "нужным" звуком, записать).4. Написать распределительный диктант (распределить по столбикам: №1, №2 и 1+2)5. Просто диктант (небольшой текст с "нужными" буквами в словах или знаками).6. Сложное задание. Мама читает текст, ребенок услышав нужный звук "загибает" палец, при достижении "нужного числа" хлопает в ладоши.За одно занятие такой объем, конечно не успеть. В начале каждого занятия нужны упражнения на внимание, чтобы "освежить" в памяти прошлое занятие.Каждый день мы "проходили" 1-2 страницу (текстов) за 1 занятие, иногда успевали Сделать 2 занятия (утром и после обеда).Для тренировки фонематического слуха очень важно, чтобы ребенок на слух слышал (мог определить) количество слогов, "твердый" или "мягкий", открытый или закрытый.Для этого можно вернуться к первым текстам (где отмечали отдельные буквы) И красным отметить "мягкие" слоги (например: МЕ, МИ, МЯ, МЁ, МЮ), синим "твердые" слоги (МЭ, МЫ, МА, МО, МУ) для одной и той же согласной.Сделать карточки со слогами (синие и красные), проверить, как ребенок слышит разницу между слогами :1. группа слогов ( и "твердые" и "мягкие").2. группа слов (с "нужными" слогами).Для закрепления можно поискать в тексте слова с этими буквами, Обвести разными цветами, написать распределительный диктант.Если ребенок читая, "фантазирует" произносит другие буквы, СОВСЕМ другие слова, полезно будет:1. найти в тексте проблемные элементы, обвести карандашом. (например, "Е- красным - читается "мягко", "Э"- синим - читается "твердо").2. ребенок должен прочитать текст с цветными "подсказками". После прочтения вслух нескольких текстов с "подсказками" запомнит.3. можно проверить запоминание упражнениями "Вставь букву" или "Исправь ошибку" , «Орфографический тренажер» (учебные пособия "Ранок" и др.).4. если ребенок "глотает" или "не замечает" окончания тоже самое. В подобранных текстах найти и обвести :- сперва «нужные» окончания во всех словах;- потом все слова с «нужными» окончаниями.Например: ВСЕ слова, с заданной комбинацией последних букв (выбрать нужную):"-тр", "-та", "-ло", "-ки", "-ий", "-ой" и др.Прочитать, обязательно. А потом научиться читать правильно без цветных "подсказок".Тоже самое можно применять к приставкам, корням слов, суффиксам (главное, правильно определить проблему).ЦВЕТ можно использовать так же, что бы отметить разницу в произношении:1) громко - тихо2) быстро - медленно;Полезно делать упражнения где много разных шрифтов, а прочитать предложения нужно в определенном порядке.ЦВЕТ помогает увидеть и запомнить проблему, а потом нужно чтобы ребенок НАУЧИЛСЯ (после тренировки зрительного внимания) и СМОГ бы все увидеть, заметить без цветных "подсказок".После того как "разобрались" с печатными буквами, проверьте Как обстоят дела с прописными. Наверняка, есть "проблемные".Можно аналогичные упражнения делать на прописных текстах, самим написать ( специально с ошибками), чтобы ученик прочитал, нашел и исправил.В "правильных" (без ошибок) текстах можно искать заданные " проблемные" элементы.Очень хорошие тетради для коррекции дисграфии:О.В. Чистякова «20 занятий по рус.языку для предупреждения дисграфии» (для 1 класса, 2-ого, 3-4 классов); Крутецкая В.А. «90 эффективных упражнений по коррекции дисграфии» (Все -ИД «Литера», Россия ). Проблемы возникают по всем предметам , к сожалению. Особенно, если задание дается НА СЛУХ, а перед учеником ТОЛЬКО чистый лист тетради. Нет ни каких зрительных ориентиров : ЧТО? ГДЕ? КАК? писать.К таким моментам нужно дома ребенка "подготовить", специальными упражнениями, например математическими диктантами (сборник диктантов).Нужно учить стихи (если уговорите) тренировать память. Мы учили стихи и правила по несколько раз списывая строчки из учебника в тетрадь-черновик.Из интернета - "у ТАКИХ детей преобладает зрительная память".ОБЯЗАТЕЛЬНО делать "Работу над ошибками", обращать внимание ребенка на каждую ошибку или группу аналогичных ошибок (но не ругать). Чтобы он точно знал где "Правильно", а где "Неправильно", ЦВЕТОМ ОБВЕСТИ (подчеркнуть разницу, ошибку). Чтобы он увидел и запомнил. В первом классе «Работа над ошибками» - написать несколько раз правильно слово, в котором была допущена ошибка (1-2 строчки).Постепенно, улучшать почерк. Определить 2 самых крупных недостатка почерка, подчеркнуть красной ручкой (чтобы ребенок увидел, понял недостаток, запомнил КАК правильно). Добиваться, чтобы именно-эти недостатки исчезли. Когда ребенок привыкнетписать «по-новому» (БЕЗ этих дефектов), можно найти другую пару дефектов почерка, «воевать» с ними. Проблем еще много. Надеюсь, постепенно со всеми справимся.Список литературы1. С.Г. Зотов "Повышение скорости чтения"2. Е.Н. Спивак "Исправляем произношение" (речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков)3. И.Е. Токарь "Сборник упражнений по предупреждению и коррекции письменных нарушений речи" (очень много полезных упражнений, со "шрифтом" тоже).4. Р.И. Лалаева "Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников"5. Г.Г. Мисаренко "Учимся определять части речи", "Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе"6. О.В. Елецкая, И.Ю. Горбачевская "Коррекция дизорфографии" (5-6 класс) (методические рекомендации и упражнения).7. З.И. Бекшиева "Коррекция письменной речи у школьников"8. Л.Н. Ефименкова "Коррекция устной и письменной речи у первоклассников"9. Л.Н. Лисенкова "Развитие и коррекция навыков чтения"10. И.В. Прищепова "Дизорфография младших школьников"11. Н.А. Кочеткова "Я различаю буквы о-а, сходные по написанию: альбом ученика (и другие), издательство "ГНОМ и Д", 2005.12. В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева "ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО.Обучение, развитие и исправление недостатков".13. Н.Г. Алтухова "Научитесь слышать звук".14. А.А. Осипова "Диагностика и коррекция внимания" (программа для детей 5-9 лет).15. З. В. Короткевич « Текстовые упражнения для развития орфографической зоркости младших школьников. 2-4 классы . Издательство: Мозырь: Содействие . Год: 201016. А. Е. Соболева , Е. Н. Емельянова « Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом» Издательство: Питер Год: 2008









Спасибо автору LARISA111
Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю
-
1
Запись понравилась
-
1
Процитировали
-
0
Сохранили
-