-Я - фотограф

Цветы


0 фотографий

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в olga_paska

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Мой_Календарь

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.08.2010
Записей: 452
Комментариев: 96
Написано: 744


Оливье Мессиан импровизирует и поясняет... К Дню рождения выдающегося французского композитора, органиста, педагога.

Среда, 16 Июля 2014 г. 10:21 + в цитатник
Цитата сообщения Тангейзер Оливье Мессиан импровизирует и поясняет... К Дню рождения выдающегося французского композитора, органиста, педагога.







Тангейзер:Сегодня исполняется 104 года выдающемуся композитору 20-ого века...Его полное имя Оливье Эжен Шарль Проспер Мессиан. (10 декабря 1908, Авиньон, Франция - 27 апреля 1992, Париж, Франция).

Он закончил Парижскую консерваторию,

Церковь Св.Троицы в Париже а начале 20-ого века

Так выглядит церковь сейчас.В верхнем виде-ролике звучит орган этой церкви.

служил органистом в соборе Св.Троицы,преподавал в Педагогическом институте музыки и Певческой школе.С 1942-ого года преподает в Парижской консерватории.

4000491_mes3 (300x467, 72Kb)

Глубокая и искренняя вера композитора,увлечение индийской философией,а также любовь к птицам,оказывают влияние на формирование его особого музыкального языка.Он был известным орнитологом и натуралистом.Сам композитор блестяще резюмировал для слушателей характерную поэтику своего творчества.Я рискую навлечь нетерпение читателей,но всё же отстучу по "клаве" этот текст.Возможно,он объяснит многое тем,кто пытается понять,что такое музыкальный авангард:

Тангейзер:В таких декорациях(схема) была представлена одна из постановок оперы О.Мессиана "Святой Франциск Ассизский."Мне эта схема показалась некоторым визуальным символом к текстовым пояснениям музыки композитора.Лучше,конечно,послушать и саму оперу...) В интернете она,по моему есть...У меня на DVD.

"Моя музыка не эта и не та,она не додекафоническая,не пуантилистская,не минималистская...Какова же она?Неизвестно...Ноты,ноты являются не чем иным,как облачением,одеждой.Не правда ли,что то,что содержится внутри гораздо интереснее? Звук представляет собой сферу,он круглый.Его всегда определяют как длительность и высоту.Но это не годится.Каждое сферическое тело имеет центр,это можно доказать научно.Необходимо проникнуть в сердце звука:только в этом случае можно говорить о музыкантах,в противном случае - только о ремесленниках.Ремесленник в музыке достоин уважения,но он не является ни настоящим музыкантом,ни настоящим артистом...При длительном повторении одна и таже нота становится большой,такой огромной,что всё больше чувствуется гармония,которая нарастает внутри,которая обвалакивается звуком.Уверяю вас,это совсем другое:в звуке содержится целый мир с гармониками,которые никогда не осознаются.Звук заполняет место,в котором вы находитесь,окружает вас,вы в нём плаваете.Когда входишь в звук,им окутываешься,становишься частью его,он постепенно поглощает тебя,и уже не нужно никакого другого звука.Всё там,внутри.целая вселенная заполняет пространство,все другие возможные звуки содержатся в нём."(См.Большая энциклопедия музыки.М.,2006)

4000491_mes_s_ychenikami (450x321, 132Kb)

Текстового материала о О.М в интернете достаточно.Я нашёл,на мой взгляд,самый оптимальный,совпадающим и с моими собственными представлениями о музыке композитора.Ещё раз прошу прощения за такую обильную текстовку поста,но это не обычная музыка...И текст,поясняющий её является тем необходимым смыслом,без которого практически невозможно обойтись.О.Мессиан будучи ещё и педагогом это прекрасно понимал и написал две своих замечательные публикации..."Техника моего музыкального языка(1944) и "Трактат о ритме"(1948),выдержки из которых вы могли прочитать выше...Да и в конце концов,как говорил не менее выдающийся соотечественник О.Мессиана философ Ж.Деррида...всё есть текст...В т.ч и мы,слушающие музыку...) До встречи...

"Многие его произведения ,связаны с  христианской тематикой.Это,как правило,  циклы пьес, написанных в жанре музыкальной медитации (Медитация - состояние глубокой сосредоточенности на конкретных религиозных идеях и образах.) Шедевром органной музыки можно назвать девяти частный цикл "Рождество Христово" (1935 г.). Автор стремится проникнуть в глубинный смысл Рождества, показать средствами музыки Святое семейство, ангелов, пастухов, волхвов.

4000491_mes_az (338x400, 26Kb)

Мессиану удалось передать состояние духовной сосредоточенности и благоговения, которое внезапно охватывает человека, погружённого в сопереживание событиям Священной истории. Кроме евангельских сюжетов излюбленной темой композитора стал образ Церкви - как торжества вселенской гармонии между Богом и духовно преображённым человечеством. В произведении для органа "Явление Предвечной Церкви" (1932 г.) образ Церкви предстаёт в короткой теме, состоящей из трёх аккордов. Эти аккорды - фундамент, на котором возводится сложная полифоническая конструкция. Предельная громкость звучания органа переносится слушателями обычно с трудом, но здесь воспринимается легко и органично, помогая почувствовать состояние духовного восхищения перед от крывшейся картиной.


4000491_mes_afisha (500x500, 31Kb)
В число лучших духовных произведений Мессиана входит восьми частный квартет "На конец времени" (1940-1941 гг.) для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано. Композитор написал его, находясь в немецком лагере для военнопленных, куда попал как участник Второй мировой войны (освобождён в 1942 г.). Премьера квартета состоялась в 1941 г. силами пленных музыкантов, с трудом раздобывших плохонькие инструменты.

Автор обратился к теме Апокалипсиса - последней книги Нового Завета, повествующей о втором пришествии Христа и "конце света". Согласно традиции, речь должна была идти прежде всего о суде Христа над душами умерших.

Но Мессиан, отдав дань драматическим образам Страшного суда, сосредоточивается на идее вечного торжества Христа и полного обновления природы человека. Части "Слава бессмертию Иисуса" и "Хрустальная литургия" - самые сильные в музыке квартета, а состав инструментов позволяет найти особенно тонкие тембровые краски. В 40х гг. Мессиан пережил увлечение древнеиндийскими религиозными учениями. Композитор считал, что они предвосхищают христианство и несут в себе представления о любви как основе жизни. Он погрузился в изучение духовной литературы и ладовых систем индийской музыки, и в 1948 г. появилась симфония "Турангалила" (по словам Мессиана, "песнь любви, гимн радости") - монументально десяти частное произведение для оркестра, солирующих фортепиано и волн Мартено.

Размышления о роли земной красоты в духовном мире человека привели мастера в 50х гг. к новой неожиданной теме - образам птиц. Мессиан с тщательностью учёного занимался орнитологией (наука о птицах), искал в инструментальной музыке возможности для подражания птичьим голосам и одно за другим создавал произведения на "орнитологические" темы: поэму "Пробуждение птиц" (1953 г.) для фортепиано с оркестром, цикл "Экзотические птицы" (1956 г.) для фортепиано, духовых и ударных инструментов, фортепианный цикл "Каталог птиц" (1956-1958 гг.). Тема, которую многие восприняли как "странную причуду гения", имела для композитора глубокий духовный смысл.

Он говорил, что птицы - это голос природы, они прославляют своим пением Бога Твориа. Поэтому воспроизвести средствами музыки голос птицы - значит соединиться с этим бесконечным хвалебным гимном.

Погружение в мир живой природы закономерно привело Мессиана к образу святого Франциска Ассизского (1181 или 1182-1226), с особой нежностью относившегося к животным и птицам. На сюжет из его жизни композитор в 1983 г. написал оперу (он создал к ней не только либретто, но даже декорации и костюмы). В 60х гг. Мессиан увлёкся идеей цветомузыки, следуя в этом опыту А. Н. Скрябина. Как интересный эксперимент появилось сочинение для оркестра "Хронохромия" (1960 г.), для которого мастер сделал специальную светозвуковую партитуру. Оливье Мессиан - автор оригинальной ладовой и ритмической системы, которую подробно объяснил в книге "Техника моего музыкального языка" (1942 г.). Композитор много выступал с концертами - он был одним из лучших исполнителей собственных произведений. Много сил Мессиан отдавал педагогике. В 1942 г. он стал профессором Парижской консерватории по классам органа, композиции и по теоретическим дисциплинам. Его учениками были мастера послевоенного авангарда - Пьер Булёз, Карлхайнц Шток хаузен и другие, а на специальные курсы лекций по эстетике и анализу музыкальных форм стремились попасть студенты всей Европы".



scit.boom.ru/music/Zarubegnai_musica_XXveka2.htm

Рубрики:  Европейские композиторы
Европейские композиторы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку