
Правка s35vn на Lily White |
Вчера я правил s35vn на Lily White из предыдущего поста. Поверхность камня никак не изменилась, масло темнело медленно, что и неудивительно - ранее этот клинок был финиширован на транслюценте. Но я практически не заметил этапа приработки - результат был заметен сразу, правку делал не торопясь и мне хватило шести минут. Делал лёгенькое повышение угла, работал вручную. Риски выполнялись "сеткой", а под конец работы выполнялись разнонаправленные. Масло менять в процессе работы не пришлось. Кромка бреет "с отскоком", застругивает волосы на голове, рез довольно агрессивный. Удивило то, что и вашита и арканзас в прошлый раз (вашита была Rosy Red) не давали эффекта выглаженности, оставляли явные именно риски. На этот раз, определённые характерные выглаженности слегка появились, но я не склонен приписывать этот эффект исключительно характеру работы использовавшейся Lily White, думается, что на этот раз мне удалось более вдумчиво подойти к давлению при работе.
Считаю, что в качестве финиша, эта вашита прекрасно клинку подошла. Итого сет его заточки можно сократить до двух камней: cerax 707 и Lily White.
Фото фаски в увеличении около 120х, фото фаски у самой РК в увеличении около 150х:


Метки: заточка ножей заточка фото своими руками природные камни для заточки и доводки |
Одна из лучших моих вашит.. |
..в работе, бывшая ориентировочно атрибутированной как Lily White, чему я не особо доверял, после выгона застарелого масла "насухую" нагревом, стала из непрозрачной и тёмной, выглядеть очень похоже и почти один в один с некоторыми янтарного оттенка чётко атрибутированными вашитами этого сорта. Единственно, при естественном освещении, отличается от других похожих вашит чуть зеленоватым оттенком. И даже проявилась некоторая прозрачноватость:
Метки: природные камни для заточки и доводки фото |
Финиш на хиндостане. |
В тему проб работы на хиндостанах, опробовал выполнение на подобном камне финиша на стали 95х18. Была поставлена задача за разумное время выполнить заключительный этап заточки и финиш используя не самый тонкий хиндостан, обыгрывая его возможности варьируя количество сож и примененяя суспензию сланца. Общий сет заточки клинка состоял из трёх абразивов - 100 мкм брусок из оксида алюминия на твёрдой связке, вашита типа "Лили Вайт" с оливковым нерафинированным маслом первого холодного отжима и хиндостан, с суспензией фиолетового "быстрого" сланца, затем с водой и в заключении работа на лишь слегка влажной поверхности камня.
Этап грубой заточки на 100мкм бруске был завершён за 8 минут, работал он оперативно, единственной сложностью оказался весьма капризный заусенец - его подрезал сменой направления движений при заточке, но окончательно убрал его остатки на вашите, проработав на ней около 10-12 минут. За это время удалось убрать риски от предыдущего грубого бруска, достичь хорошей остроты. Далее использовал хиндостан, наведя на нём суспензию сланца, не слишком насыщенную - таким манером довольно оперативно были убраны риски от вашиты, затем суспензию смыл и работал на хиндостане с чистой водой. Напоследок, убрал воду и используя способность камня активно впитывать воду, поработал на нём слегка влажном - поверхности фасок прояснились, засаливаемость камня была вполне умеренной и легко смылась за пару движений. Кромка по тесту на ногте показала прекрасную однородность, агрессия реза довольно высокая. Работа на хиндостане заняла около 10 минут. Итого, за полчаса нож был полностью заточен "от и до", приобрёл требуемую остроту и агрессию реза. Фото использовавшегося хиндостана и фасок в увеличении около 70х:
Метки: заточка ножей заточка своими руками природные камни для заточки и доводки фото |
Очередная проба.. |
Проводя очередные пробы, поработал на одной из своих вашит при серьёзной правке клинка из 95х18. Вашиту использовал с кожным жиром (при такой погоде неудивительно, не правда ли) - так сказать "походный вариант". Оказалось, что если на транслюцентах и блэк-хард арканзасах это очень и очень удачный вариант, то для вашит он по-моему не подходит совершенно - вашита снимает много с клинков из подобных сталей, засаливание моментально портит всю картину - практически работаешь без СОЖ. При этом раскладе, даже имея плоский широкий подвод, завалить угол становится гораздо проще, и хотя визуально поверхность получается почти "зеркальной", требуемая степень остроты достигается чуточку сложнее, а заусенка выходит более капризная, нежели при работе с маслом. Т.е. просто сменой направления движения, полностью убрать её "подрезанием" удаётся не так чисто и не так сразу. Вот так результат работы выглядел в увеличении около 70х:




Далее выполнялся финиш на Нортоновском транслюценте уже с оливковым нерафинированным маслом первого холодного отжима - получилось недурно, кстати, на фото заметны остаточные "артефакты" на кромке, нечто тоньше заусеньчика, "реснички", которые потом были убраны на коже, наклеенной на бланк. Угол я слегка повышал, так как всё равно на вашите его слегка подзавалил, а потом постарался скруглить переходы в "линзу":


Кстати, надо отметить, что смывается засаленность с вашиты там, где наносился кожный жир - лучше и проще, чем смывается с чистого камня. Вобщем, беря небольшую вашитку в "полевой набор" для правки, резонно взять с собой и небольшой пузырёчек с маслом.
Метки: заточка ножей заточка своими руками фото природные камни для заточки и доводки |
И это "век прогресса"... Злободневное.. |
|
Метки: злободневное |
Правка кухонника из aus-8 на Awaseto. |
Месяц назад правил свой кухонник Канетсугу из aus-8 на хиндостане, вот сейчас выполнил правку на Awaseto, купленном в "рубанках". Получалось достаточно быстро, острота достойная, визуально поверхность почище, чем после хиндостана, да и кромка потоньше доведена получилась. Awaseto вот такой:
Камушек давал весьма умеренно довольно лёгкую суспензию, тактильно работать приятно и информативно. Поработал сменой направлений движения, в т.ч. круговыми, напоследок сделал по нескольку проходов сугубо _на_зерно, чередуя стороны после каждого прохода. Время работы составило около 10-12 минут. Вот так выглядит результат в увеличении около 70х под разным ракурсом и светом:
Этот камень для правки и финиша был выбран не случайно, а ради эксперимента - я ещё вроде не пробовал его в качестве именно финишного ( обычно использовал его как предфиниш), и тем более по подобной стали. Результат в целом понравился, посмотрим как оно будет в работе.
Метки: заточка ножей заточка природные камни для заточки и доводки своими руками |
Заточка s35vn, финиш на природных камнях. |
Взялся подкорректировать заводскую заточку на своём ZT0550. Для начала использовал, наверное, самый свой любимый синтетический водник - Cerax 707. За 10 минут работы убрал следы от заводских рисок, скорректировал неравномерности подводов - вот уж действительно универсальный камень - очень быстро, очень информативно тактильно, держать угол удобно, засаливание камня весьма умеренное - камень практически начисто споласкивается в ванночке для замачивания. Заусенка получалась довольно пластичная и однородная. В процессе сделал пару фото в увеличении около 70х:
Далее я использовал вашиту, которая "Rosy Red" - именно её характер работы я предположил наиболее подходящим для этой стали. Ею я слегка повысил угол, заусеночка уже практически не образовывалась, масло чернело очень быстро, менял его раза четыре в процессе, работал минут 12. Вот такой вышел результат:
В принципе, можно было бы и оставить такой финиш, но я решил сделать его слегка потоньше - использовал транслюцент арканзас. Опять сделал повышение угла, работал минут 8 - задачу вывести риски от вашиты не ставил - только выйти на кромку арканзасом, слегка "причесав" результат работы вашиты. Вот что получилось:
А вот так полученная поверхность зеркалит в чуть меньшем увеличении и с другим светом, тем не менее хорошо заметны остатки рисок от вашиты:
Также сделал и фото фаски в других ракурсах, "анфас" в увеличении около 130х, и под углом, чтобы разглядеть рельеф поверхности, в увеличении примерно 150х :
Использовавшиеся абразивы:
Вот так всё выглядит после работы:
В следующий раз буду пробовать выполнить финиш на хиндостане - он, даже выглаженный и без суспензии, показал вполне приличную производительность на этой стали - надо будет попробовать поподробнее. Пока что меня устроил полученный результат - всё вышло оперативно, необходимую для работы остроту я получил.
Метки: заточка ножей заточка природные камни для заточки и доводки своими руками фото washita arkansas |
Сталь 440с - очередная заточка - вашита\арканзас. |
Давеча затачивал клинок из 440с, в меру суховатой, но не слишком твёрдой. Точилось вполне предсказуемо и привычно, для заточки использовал один из своих любимых сетов абразивов: вашита и арканзас (арканзас использовал непрозрачнй блэк-хард Нортон-Пайк, чрезвычайно плотный):
Подвод довольно узкий, чуть расширяется к носику клинка, спуски слегка вогнутые - заточку делал на полный угол 40 градусов. После работы на вашите, сделал несколько фото под чуть разным ракурсом и падением света в увеличении около 70х:
Выполнил на арканзасе тонкую заточку, не убирая окончательно риски от вашиты. Немного поработал по всему подводу, затем слегка увеличил угол и под конец, слегка "залинзовал" фаски, варьируя количество масла, но сохраняя направление рисок всё время работы, кроме пары движений в ином направлении для подрезания остатков заусенчика. Результат в увеличении:
Поскольку на арканзасе выполнялась только тонкая заточка, доводка не делалась, под невооружённым взглядом поверхность не приобрела характерной именно для доводки визуализации - чуть матово-"точечной". Поверхность стала здорово "зеркалить", в том числе под некоторыми ракурсами и в увеличении - кстати, можно заметить остатки рисок от вашиты:
Без увеличения, фаски выглядят вот так:
Получилось вроде ничего - волос кромка застругивает, рез весьма "цеплючий" и агрессивный, но не чрезмерно.
Метки: заточка ножей заточка своими руками природные камни для заточки и доводки фото |
Проба вашиты с оксидом хрома. |
Попробовал использовать вашиту с оксидом хрома с маслом. Фото при естественном освещении и со вспышкой:
Оксида хрома взял еле-еле, обмакнув в него кончик спички, и нанёс на камень, равномерно распределив с помощью масла (оливковое нерафинированное первого холодного отжима) - масла было довольно скромно - сколько нужно чтобы смазать подушечку пальца. Это масло вашита хорошо удерживает на поверхности. Для пробы подобной правки был взят рабочий ножичек из 65х13. Вот такой результат я получил (увеличение около 70х):
Невооружённому взгляду поверхность подводов казалась чрезвычайно матовой. Далее я поработал на чистой вашите, предварительно тщательно отмыв её от пигмента с маслом, дав обсохнуть и нанеся свежее масло. Слегка увеличил угол и поработал со сменой направления движений. Поверхность существенно прояснилась, невооружённому взгляду она кажется довольно-таки блестящей с намёком на зеркальность, хотя в увеличении это не особо заметно - наоборот выглядит матовее. Но фактически она вышла глаже именно на чистом камне. Получилось вот так:
Для чего вообще был взят оксид хрома на твёрдом камне - ради ускорения правки, мягкого убирания заминов и царапин. Хотя надо сказать, что подобную сталь вашита и так "жрёт" крайне активно. После оксида хрома кромка получилась в меру острой и довольно аккуратной, не мыльной (важно направление работы - если сделать акцентированные несколько проходов сугубо НА зерно - кромка выходит крайне зубастая, а если потом сделать легчайшие невесомые пару проходов от зерна на оксиде хрома - зубастости ещё прирастает, если, конечно, строго сохранять направление рисок, но если передавить или просто переработать - моментально вырастает новая заусенка. Мне на этапе работы с оксидом хрома было нужно просто зачистить поверхность и не получить заусенку, поэтому работал переменными движениями вперёд-назад с равномерным давлением), однако на действительно хорошую остроту и агрессию реза я вышел уже на чистом камне. Результат пробы мне вполне понравился - времени затратил минимум, результат очень недурён. Надо будет опробовать эту же методу на других сталях, посолиднее.
А вообще подумалось, что наверное стоило для работы по столь мягкой стали, взять вашиту потоньше - из тех что потемнее и поглаже. Эта, как многие очень светлые, как засахаренный мёд, вашиты - работают немного активнее и агрессивнее. Кстати, у данной вашиты ещё и любопытен момент некоего "направления" структуры. Моя её, обнаружил, что если провести не сильно давя, подушечкой пальца по камню туда-сюда, то в одном направлении камень кажется шершавее, чем в другом - очень схожие ощущения, если делать это в воде, с тем, как если провести по мездровой стороне кожи - по "шерсти" и "против". На данном экземпляре это заметно, правда тонко я эту вашиту не доводил (кажется просто притирал подольше на порошке карбида-кремния F220, да от работы она слегка выгладилась). Сравнил с похожей, доведённой на порошках карбида-кремния до фракции F600 - ничего подобного не обнаружил. Но как знать, может такая тенденция имеется и на других моих вашитах, просто не на том уровне, на котором это можно ощутить руками. Не зря мне уже не раз казалось, что работая на вашите, с продольной текстурой _по_ рисунку или _поперёк_ - есть и тактильная разница и визуализация подвода может меняться. Правда это заметно не всегда и не на всех сталях.
Метки: заточка ножей заточка природные камни для заточки и доводки фото своими руками |
Заточка ZDP-189 на станке Ермак-4. |
Затачивал один из своих EDC, а именно, Спайдерко Эндуру из ZDP-189:
Хотелось испробовать Boride CS-HD 600 с водой в качестве СОЖ, а не с маслом. разные подводы были опробовано заточить с разными СОЖ, и как результат, получилось следующее: производительность работы практически идентична, засаливание абразива при работе с водой активнее, но очищать его в процессе работы довольно легко - достаточно потереть слегка в ёмкости с водой и порядок - можно работать дальше, правда износ камня несколько выше, чем при работе с маслом. Используя масло, можно реже очищать брусочек, правда потом его несколько сложнее очистить - требуется горячая вода с фейри. Зато меньше износ бруска, и больше вариативности к окончанию работы на нём, слегка подвыгладить поверхность или даже создать лёгкое скругление, регулируя количество масла и степень засаленности брусочка. Заусенку на этой стали данный брусочек даёт равномерную, однородную и пластичную - никаких намёков на сколы, работа производительна (более производительна чем на брусках AS-9 - они работают гораздо тоньше на этой стали, чем должны бы, т.е. актуально использование на финише достаточно тонких, например 1200 - очень чистенько может получиться). Несколько фото результата после CS-HD 600 под чуть разными ракурсами и углом падения света в увеличении около 70х:
Третье и пятое фото из вышеразмещённых - под максимально одинаковым ракурсом разные подводы, заточенные один с водой (третье фото), другой с маслом (пятое фото) - поместил их здесь в разброс, чтобы было вполне наглядно, что разницы визуальной особо не наблюдается.
Далее я взял CS-HD 1000 и примерно на градус увеличил угол. Отдельно фото "ступеньки" в процессе работы:
Такой удачный ракурс и свет поймал случайно, к сожалению повторить его больше не удалось(((( Ну да ладно, проточил дальше, используя в качестве СОЖ масло (оливковое рафинированное с долей "экстра вёрджин" 20%), обнаружив, кстати, что если 600 работал по этой стали более активно и равномерно, то 1000-й заставил с бОльшим тщанием подойти к процессу, возможно дело в том, что он свежевыровнен и ещё толком не приработался - засаливаться стал куда сильнее, чем 600-й, хотя производительность осталась на уровне (походя как раз сравнил его с AS-9 1000 и убедился, что CS-HD 1000 работает по этой стали производительнее, хотя и оставляет более глубокую риску). Вот такой результат получился после CS-HD 1000 (под конец работы я варьировал количество масла, добившись лёгкого скругления подвода и чуть более выглаженной поверхности в самой зоне РК):
Надо сказать, что если после 600-го была явная заусенка, то после 1000-го она образовывалась на порядок слабее, тоньше и ещё более равномерно. В качестве финиша, я использовал микрокварцит, также на приспособе, увеличив угол на 2 градуса на каждую сторону, слегка выгладив риски от предыдущего абразива. Новая фасочка оказалась совершенно микроскопической, нагрузка на кромку при такой ширнине фаски, разумеется непомерная, но микрокварцит по этой стали, как мне уже было известно, работает очень и очень тонко, снимает совершеннейший мизер, больше выглаживает поверхность - это мне и было надо - получить нужную остроту и увеличить стойкость, но не осложнить себе задачу при последующей правке - можно будет выполнять правку, когда придёт время, по основным фаскам. Поймать на фото получившуюся ступеньку оказалось крайне трудно:
Ну и напоследок фото использовавшихся абразивов:
Метки: заточка ножей заточка своими руками фото |
Правка широгами. |
Пришло время сделать правку моему сантоку из широгами. Немного освежил фаску на стареньком софт-арканзасе, кстати сработавшему необычайно нежно и щадяще по этой стали, а затем мне пришло в голову опробовать на широгами хиндостан, причём тот, который никогда не использовался с маслом - хотелось понять, что он может на такой тонкой и твёрдой кромке. И я был приятно удивлён - очень понравился тактильный отклик в процессе работы, удивило отсутствие выделения суспензии (вообще-то этот хиндостан её выделять вполне любит) и при этом получившаяся острота и агрессия реза. Строгание волоса кстати получилось довольно эффектное, как и лёгкий и непринуждённый рез бумажной салфетки - и это при весьма и весьма агрессивной кромке! В общем - охота ярко выраженной агрессии реза и быстро - хиндостан то, что надо. Правда привычки и терпения этот камень требует, чтобы найти к нему подход. Кстати, подводы выглядят не особо чистенько - хоть хиндостан и способен недурно выглаживать поверхность - под большинством ракурсов, при не слишком ярком свете фаски довольно сильно зеркалят, но тем не менее рисочку-то он оставляет вполне заметную и невооружённым взглядом, если смотреть повнимательнее. Правда есть у меня сомнения, что можно оставлять на углеродке недостаточно "вычищенные" подводы и при этом быть уверенным, что её не начнёт "жрать" коррозия (обычно-то я довожу этот клинок очень тонко, на транслюцент или блэк-хард арканзасах), но ради эксперимента попробую пока поработать так, в конце-концов, за пару лет у меня на кухне этот клинок не особо оказался склонен ржаветь, хотя я его далеко не после каждого использования протираю маслом, обычно просто вытираю насухо и всё. Сделал несколько фото - самого клинка, результата работы в увеличении около 70х, и фото использовавшихся камушков:
Метки: заточка ножей заточка природные камни для заточки и доводки своими руками фото |