-ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Dumnorix

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.08.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 457

«меиный √рааль

„етверг, 25 Ќо€бр€ 2010 г. 05:32 + в цитатник

3921373_2_ (300x469, 24Kb)«ме€ в религии


ћы начали свое исследование роли змеи в религии с того, что изучали все доступные упоминани€ о змее. “ак мы наде€лись отыскать ключи, которые помогли бы нам расплести путаницу интерпретаций и символов.  ак уже было сказано, мы отыскали свидетельства существовани€ культа змеи в ≈гипте, где его адепты назывались Ўемсу √ор (последователи √ора), јкху, или «—и€ющие». » еще мы обнаружили, что следы «змеиного народа» встречаютс€ повсеместно, но отыскать место, откуда этот народ произошел, весьма нелегко, поскольку вс€кие упоминани€ о нем были довольно успешно вымараны из истории.

≈сли вз€ть пример христианства, то через 2000 лет после его возникновени€ мы имеем сотни разрозненных групп, или церквей, и кажда€ из них утверждает, что именно ее интерпретаци€ исходного текста учени€ €вл€етс€ единственно верной. ќднако за последние 50 лет были проведены многочисленные научные исследовани€ текстов — особенно после обнаружени€ свитков ћертвого мор€, — что помогло пролить свет на многие не€сные вопросы. ћы находимс€ в гораздо лучшем положении, чем наши предки, которые могли черпать информацию лишь из воскресных проповедей и витражей, изображающих сценки из Ѕиблии. ћы можем читать тексты не просто самосто€тельно, но на родном €зыке. » еще нам доступны интерпретации различных символов, содержащихс€ в св€щенных текстах, а также археологические и исторические исследовани€, посв€щенные периоду, когда эти тексты были созданы.

ћы уже обнаружили, что в древности по всему миру был распространен культ змеи, который из места своего возникновени€ попал в ћесопотамию, а оттуда через ≈гипет и √рецию распространилс€ в «ападную ≈вропу. ћы обнаружили сотни топонимов, св€занных со «змеиным народом».  роме того, мы нашли упоминани€ о мессианских «сыновь€х змеев» и св€щенных чашах или кубках дл€ €да и крови змеи. “еперь нам оставалось вы€снить, проникли ли эти легенды о зме€х в христианство, ислам и иудаизм. ≈сли да, то не в результате ли сли€ни€ этих легенд с более ранними мифами о зме€х, бытовавшими у кельтов и скифов, возникли известные нам ныне легенды о √раале?

Ќаиболее логично начать с библейской  ниги Ѕыти€ — источника, из которого берут начало три крупнейшие религии. явл€юща€с€ предметом многих дебатов в р€дах теологов,  нига Ѕыти€ рассказывает, откуда мы произошли и почему мы именно такие, какие есть, — но сама эта книга, в свою очередь, создана на основании древних месопотамских источников, таких, как шумерский эпос о √ильгамеше. ѕоскольку нас интересовали именно упоминани€ о змее, то мы не стали удел€ть особого внимани€ истории о сотворении ¬селенной и «емли и остановились только на истории јдама и ≈вы в саду Ёдемском.

ќбраз ≈вы основан на более древних мифологических персонажах и прослеживаетс€ до древней ћатери Ѕогини, или ћатери ћира и змеиных культов добиблейского периода. ѕристальное исследование имени ≈ва указывает на св€зь со змеей, ибо по-еврейски ≈ва будет ’ава, и это слово означает «мать всего живого», а также «зме€». —в€заны со словом «≈ва» и арабские слова, означающие «зме€», «жизнь» и «учение». ¬ ранних гностических текстах ≈ва предстает как зме€, охран€юща€ тайны божественного бессмерти€ и мудрости. —огласно этим текстам, евреи позавидовали роли ≈вы, а поэтому отн€ли у змеи заслугу создани€ человечества и приписали ее яхве. Ќа каких-то этапах развити€ традиции миф о ћатери Ѕогине ≈ве приобретает маскулинные черты, когда ≈ва сочетаетс€ браком с ќфионом, √елиосом или јгатодемоном. ¬се они €вл€ютс€ великими змеиными божествами, что служит новым свидетельством наличи€ св€зи между ранними истори€ми из Ѕыти€ и культом змеи.

√ностический мистицизм со временем стал изображать сли€ние мужского и женского начал, олицетвор€емых этими зме€ми, через образ ”робороса, могучего дракона или зме€, живущего в подземном мире. »зображение ”робороса в виде кусающего себ€ за хвост зме€ (он образует кольцо) стало символом циклов «времени» и «вечности».

3921373_50224926 (400x400, 33Kb)

—корее всего, этот древний гностический символ вначале по€вилс€ в ≈гипте, хот€ теперь он распространилс€ по всему миру.

3921373_uroboros (500x391, 46Kb)

 


¬ следующий раз зме€ по€вл€етс€ в книге »сход (4: 3-4), где ћоисей бросает свой жезл на землю и тот превращаетс€ в зме€, а затем поднимает зме€ с земли, и он превращаетс€ обратно в жезл. ѕо мнению некоторых этимологов, само им€ «ћоисей» означает «по€вл€юща€с€ зме€». Ћюбопытно, что принцессу, котора€ прин€ла ћоисе€, звали “ерму тис (им€ змеиного божества). ’от€ в Ѕиблии ее им€ не упоминаетс€, но еврейский историк I века »осиф пишет следующее: «ƒочь фараона “ермутис гул€ла по берегу реки. ”видев плывшую по воде корзину, женщина позвала своих пловцов, чтобы те достали ее.  огда слуги вернулись с корзиной, “ермутис с восторгом увидела там прекрасного ребеночка... “ермутис назвала малыша ћоисеем, что по-египетски значит «спасенный из воды»... поскольку у дочери фараона не было своих детей, она усыновила мальчика».

ƒалее в книге »сход (7: 10-12) жезл јарона (јарон был первосв€щенником и старшим братом ћоисе€) тоже превращалс€ в змею, когда брать€ соревновались с придворными чароде€ми фараона, чьи жезлы тоже превращались в змей. Ётот случай €сно указывает на св€зь змей с магией. ƒемонстриру€ превосходство яхве над египетскими божествами, зме€ јарона пожирает египетских змей, тем самым, возможно, завоевыва€ дл€ «избранного народа» титул «Ѕессмертного Ќарода». «атем жезл/зме€ используетс€ дл€ навлечени€ кары на египт€н; дл€ извлечени€ воды из скалы; дл€ разделени€ вод  расного мор€. Ётот предмет настолько св€щенен, что его помещают в  овчег «авета.

’от€ ћоисей и упрекал јарона за возведение «золотого тельца» в честь ’атхор (или даже √ора), сам ћоисей воздвиг столб с бронзовым змеем на нем.

«» послал √осподь на народ €довитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов »зраилевых. » пришел народ к ћоисею и сказал: согрешили мы, что говорили против √оспода и против теб€; помолись √осподу, чтоб ќн удалил от нас змеев. » помолилс€ ћоисей о народе. » сказал √осподь ћоисею: сделай себе зме€ и выставь его на знам€, и ужаленный, взгл€нув на него, останетс€ жив. » сделал ћоисей медного зме€ и выставил его на знам€...» („исла 21: 6-9).

3921373_moses_serpent (450x600, 57Kb)

 


ѕри правлении цар€ ≈зекии (719-691 до н. э.) «медный змей» был разбит на части, но приведенный выше фрагмент показывает, сколь сильна была св€зь между змеем и целительными силами. ћы видим также, что змей послужил символом спасени€ веры »зраил€, — позже этот символ обозначал алхимическое просветление. ¬ ≈вангелии от »оанна этот символический змей приравниваетс€ к »исусу: «» как ћоисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть —ыну „еловеческому, дабы вс€кий верующий в Ќего не погиб, но имел жизнь вечную» (»оанн 3: 14-15).

¬ древнем иудаизме жезлу јарона подобен скипетр јннаса. ќн называлс€ кентрон (что означает «жало») и предназначалс€ дл€ отлучени€ от народа. „еловек, образно говор€, «ужаленный» кентроном, больше не принадлежал к избранному народу. —огласно еврейскому писателю ‘илону јлександрийскому, зме€ €вл€етс€ одновременно источником смерти и исцелени€, и он называет ее «наиболее духовным из животных» — что в корне противоречит более поздней тенденции демонизировать змею.

»м€ очень древнего бога Ѕаал “амара означает «¬ластелин ѕальмы», а в Ќовом «авете сказано, что, когда »исус въезжал в »ерусалим, люди приветствовали его, размахива€ пальмовыми листь€ми. ћы бы могли не обратить внимани€ на эту возможную св€зь, поскольку здесь нет упоминани€ о змее. ќднако змей непосредственно св€зан с Ѕаал “амаром, и местные финикийцы очень чтили пальмовые листь€. Ќа монетах того времени изображена пальма, обвита€ змеей. » еще мы обнаружили, что ценное химическое вещество живица (эту темно-красную жидкость также называют «драконьей кровью») производитс€ из кожуры спелых фруктов, в частности из плодов ротанговой пальмы.  роме того, его делают из плодов растени€, называемого ƒраконовым ƒеревом. ∆ивицу примен€ют в фототипии, а также дл€ окраски лаков. Ќас заинтересовало, почему это полезное вещество, извлекаемое из пальмовых плодов, называют «драконьей кровью». “еоретически, это вещество могли бы назвать как угодно, но тот факт, что его назвали именно так, в очередной раз подтверждает наличие св€зи между драконом/змеей и пальмой.

¬ первой части мы говорили о символической св€зи ‘еникса с идеей воскресени€. Ёта удивительна€ птица также св€зана со змеей, ибо в райском саду, описанном во многих мифологи€х мира, феникс ассоциируетс€ с розой, а роза — это цветок змеи.  ак лотос у индусов и голуба€ лили€ в ≈гипте, роза символизирует воронки чакр, ассоциирующиес€ со змеиной энергией кундалини. ¬от почему голову ’риста (шаманского змеиного воскресающего бога) иногда изображают как розу в центре креста — образ, символизирующий третий глаз, или чакру, расположенную внутри головы.  рещение »исуса, символическое перерождение, благословлено €влением небесной голубки — символом возрождени€ древнего ‘еникса и египетской ба (души).

 расна€ роза »ерихона называетс€ также «розой ƒевы» и «розой ћарии». –одина этого растени€ (садоводы называют его Anastatica hierochuntia) — јравийский полуостров, ≈гипет и —ири€. ¬о влажной среде эта роза начинает раскрыватьс€ медленно, словно зме€, поэтому ее и ассоциируют со змеей. ≈е шипы и цветы представл€ют собой естественные параллели со способностью змеи ранить и исцел€ть.

–оза стала не только тайным символом змеи, но и символом тайны как таковой (латинское выражение sub rosa означает «тайно, без огласки»). «олота€ роза, обозначающа€ бессмертие, получила благословение ѕапы и была прин€та в качестве символа розенкрейцеров нар€ду с красным крестом на белом фоне (здесь мы оп€ть видим сочетание двух алхимических цветов, красного и белого). –озенкрейцеры, или «люди –озы и  реста», часто фигурируют в предани€х о тайнах √раал€, и их посто€нно св€зывают с тамплиерами, катарами и масонами.

¬ Ёфиопии и соседних с ней земл€х есть любопытное устное предание, повествующее о «мее из –ощи и о ћарии, которую также называют королевой змей. —огласно этому преданию, сбежав из ѕалестины в ≈гипет, ћари€ с »осифом дошли до Ёфиопии. ћного лет они жили в столице Ёфиопии јксуме — городе, где, по некоторым свидетельствам, сокрыта тайна  овчега «авета. ѕрежде чем вернутьс€ на родину, ћари€ повелела зме€м никогда не жалить женщин из этих мест. — тех пор ћарию считают королевой змей — по меньшей мере те, кто верит в этот миф.

ѕо мнению Ѕагена, Ће€ и Ћинкольна, авторов книги «—в€та€ кровь и св€той √рааль», Ѕогоматерь можно отождествить с ћарией ћагдалиной. јвторы обращают наше внимание на такие строчки из раздела «Ћев» поэмы « расный «мей» (поэма спорного происхождени€; возможно, она была создана только в 1967 году): «ƒл€ других она ћагдалина, славна€ чаша, наполненна€ целительным бальзамом. ѕосв€щенным известно ее подлинное им€: Notre Dame de la Croix [Ќаша госпожа креста]».  ак ћари€ могла одновременно быть матерью »исуса и ћарией ћагдалиной, котора€ предположительно была женой и подругой »исуса? ¬ данном контексте ћари€ св€зана со змееподобной »сидой, матерью √ора, котора€ была также его женой в предыдущей инкарнации в качестве ќсириса, отца √ора. ≈сли мы применим эти же архетипические взаимоотношени€ к ћарии и »исусу, ћари€ сможет быть сестрой, матерью и женой »исуса, а »исус — ее братом, мужем и сыном. “акие взаимоотношени€ дают две взаимодополн€ющие триады — мужскую и женскую. ќднако мы обратили внимание, что в « расном «мее» ћари€ ћагдалина €вл€етс€ хранительницей целительного бальзама в чаше или сосуде — деталь, вполне согласующа€с€ с нашей теорией о св€зи между змеей и √раалем (в соответствии с которой зме€ €вл€етс€ источником целительного бальзама, а √рааль — сосудом дл€ него).

«ме€ на иврите называетс€ следующими словами: акшуб (зме€, свернувша€с€ кольцом), эфех (шип€ща€ или €довита€), Ћивь€тин (Ћевиафан, или морской змей), нахаш (шип€ща€ зме€), петен (питон, или извивающа€с€ зме€), сераф (отсюда серафим, пылающа€ или си€юща€ зме€), шефийон (гадюка) и цепа, или цифоний (зме€, высовывающа€ €зык). ≈врейское слово «нахаш» означает также «мудрый», и мудрость €вл€етс€ неотъемлемым признаком змеи в мифологии.  ак мы отмечали в предыдущей главе, еврейское слово «нахаш» созвучно слову Ќахан («√ород «мей») — название нынешнего ѕаленке на €зыке май€.

—лово «—офи€», означающее «мудрость» или «ƒева света», происходит от слова «офис» («свет офис» — т. е. «свет зме€»). “аким образом, «свет зме€» — это синоним слова «мудрость», и, согласно апокрифической книге «ћудрость —оломонова», именно —офи€/ћудрость дает бессмертие. ќфиты (что означает «змеепоклонники»), позднеиудейска€ и раннехристианска€ секта, говорили, что в личности »исуса —офи€ и ’ристос сплетены, словно змеи, — именно поэтому он впоследствии стал »исусом ’ристом, то есть «помазанником», или «мессией». ¬ этом контексте —офи€ представл€ет кровавую жертву ћатери Ѕогини или ћатери ћира («подсознательное €»), тогда как ’ристос представл€ет мужскую позитивную энергию («сознательное €»).  огда змеиные (то есть тонкие) энергии, олицетворенные в образах —офии (фемининна€ энерги€) и ’риста (маскулинна€ энерги€), сливаютс€ воедино в личности »исуса, он становитс€ воплощением обеих этих энергий. √овор€ символически, он становитс€ «меем ћудрости.

¬ одном древнем фригийском источнике сказано о том, что по всему свету разосланы колонии «офиогенов» (или «змеиные выводки»). Ёто говорит о существовании во ‘ригии идеи, что змей-месси€ может воплотитьс€ в человеке. —реди этих людей бытовало представление, что ведущий их герой (или месси€) на самом деле €вл€етс€ змеем, превратившимс€ в человека. Ёта иде€ св€щенной змеиной кровной династии также отражена в истории јвги€ из јфин (он был первым царем страны и отцом “есе€), который, согласно легенде, был «драконом». ≈сть также мнение, что первым греческим царем был  екроп, однако и он, по преданию, родилс€ от союза между человеком и змеей.

 

√ностики-офиты


¬ начале первого столети€ была широко распространена гностическа€ секта офитов. »деологи€ же св€того ѕавла и его соратников была в диковинку. ќфиты (назвавшиес€ также сифианами) называли змею «светом» и «си€ющим знанием» и считали —ифа родоначальником расы «совершенных», «сынов Ѕожьих» и «сынов зме€». “ретьего сына јдама и ≈вы —ифа отождествл€ют с —етом, «змеиным богом целительства» у египт€н и в некоторых более поздних культах.  ак в иудаизме, так и в христианстве —ифа противопоставл€ют его брать€м,  аину и јвелю. √ностики считают —ифа великим пророком и называют его родоначальником человечества — поскольку јдама, который был непосредственно создан Ѕогом, приравнивают к самому Ѕогу. “аким образом, сыновь€ јдама были «сыновь€ми Ѕожьими», а просветленный —иф также считалс€ «сыном зме€». Ёта гностическа€ концепци€, согласно которой просветленные €вл€ютс€ «сыновь€ми Ѕожьими», входит в противоречие с интерпретацией мифа о √раале, основанной на идее «царской династии». »де€ о том, что св€той √рааль доступен только пр€мым потомкам »исуса, кажетс€ весьма ограниченной, когда мы осознаем, что любой человек обладает потенциальной возможностью достичь просветлени€ и стать «сыном Ѕожьим» или «сыном змеи».

¬о времена широкого распространени€ змеиных культов, целые народы назывались «сыновь€ми змей». —читалось даже, что некоторые люди родились вследствие брака между человеком и змеей, однако это надо понимать в символическом смысле, а не в терминах реального биологического скрещивани€ человека с рептилией, как утверждают некоторые исследователи. ‘араонов называли «сыновь€ми Ѕога» (так же, как римских императоров и греческих царей), чтобы были основани€ требовать от народа поклонени€ им. јлександр ћакедонский утверждал, что он рожден от змеиного бога. —уд€ по всему, представление о том, что некоторые люди €вл€ютс€ «сыновь€ми змей», существовало с древнейших времен, и обычно считалось, что такие люди обладают исключительным здоровьем и долголетием.

≈врейский историк »осиф ‘лавий в «»удейских древност€х» пишет: «” јдама было много детей, но —иф особенный. „то касаетс€ остальных, то перечисл€ть их всех было бы утомительно. ...—иф же... был исключительно добродетелен... поэтому и дети его унаследовали добродетели. ...ќни унаследовали его страну... и жили счастливо, не веда€ бедствий, до самой своей смерти».

ѕересказыва€ предани€, которые в его врем€ уже насчитывали много веков, ‘лавий отмечает, что эти древние народы (которых, как мы видели, во многих источниках называют «сыновь€ми зме€»), «жили счастливо, не веда€ бедствий». Ёто наводит на мысль, что «сыновь€ зме€» владели каким-то тайным секретом продлени€ жизни, что со временем отразилось в народных предани€х. » оп€ть-таки, похоже, что это поклонение змее и желание уподобитьс€ змее восходит к тем временам, когда змееподобные шаманы, или «—и€ющие», еще жили на «емле и оказывали определенное вли€ние на жизнь людей.  ак упоминалось выше, сыновей —ифа называли «сыновь€ми зме€».

“еософ ≈лена Ѕлаватска€ в книге «–азоблаченна€ »сида» писала: «ѕороки  аина передались ’аму. Ќо потомки обоих стали мудрейшими из народов... и поэтому их называют зме€ми и сынами змей».

Ќыне едва ли можно сомневатьс€, что многие ранние христиане чтили змею. Ќа это указывает и св€той ≈пифаний, когда в своем труде Adversus Haereses («ѕротив ересей») пишет, что змеепоклонники «чт€т змею, поскольку Ѕог сделал ее источником гнозиса». «десь он, сам того не жела€, доносит до нас тайное знание этих древних сект: мы не можем достичь мудрости и бессмерти€, ассоциируемого, как символически, так и буквально, со змеей, не пережив опыт глубочайшего просветлени€ (т. е. гнозис), посредством которого человек становитс€ «сыном зме€».

”тверждение, что в некоторых раннехристианских сектах чтили змею, показалось бы нам довольно абсурдным, если бы не некоторые ритуалы (которые затем в измененном виде вошли в ритуал современной воскресной службы).  ак пишет ∆ан ƒоресс в книге «“айные книги египетского гнозиса»: «” офитов бытовал очень своеобразный культ этих рептилий [змей]: они держали змей в корзинах и кормили их; они проводили свои собрани€ неподалеку от змеиных нор. ќфиты выкладывали на стол хлеба, а затем привлекали змею песнопени€ми... лишь после этого они вкушали хлеб сами, предварительно поцеловав змею в морду. ќни утверждали, что это... подлинна€ евхаристи€».

–итуал евхаристии, описанный ∆аном ƒорессом, зародившийс€ в том же месте, где и √рааль, «позаимствован» в ≈гипте. “о же самое касаетс€ —ифа или —ета, о чем пишет ћерри ’оуп в книге «’рам —ета»:

« огда евреи во времена XIX династии ушли из ≈гипта... они унесли с собой карикатуру на —ета — —атану (приблизительно так звучит один из его древних титулов, изображаемый иероглифами —ет-хен)».

—иф также известен в исламе, и есть свидетельства, что —иф/—ет был ассимилирован в исламскую традицию как јгатодемон — фигура, подвергша€с€ сильному герметическому вли€нию и имеюща€ облик змеи. јвторитет, которым некогда пользовалс€ этот персонаж, до сих пор заметен в исламском мистицизме и гностицизме. —огласно ∆ану ƒорессу, глубокое понимание змеиных божеств свойственно некоторым шиитским течени€м, главным образом иранским.

Ќо, как мы указывали выше, в современных религи€х сохранились также следы фемининного аспекта этого «змеиного бога», дающего жизнь, исцеление и знание. Ётот фемининный аспект — —офи€, «свет змеи», или «мудрость», которую чтили наазеи (naasene). ќни приравнивали ее к »исусу из «Ќазарета» (или »исусу из «Ќаазеи») и даже называли »исуса «добрым змеем». Ёто равновесие между маскулинным и фемининным началами €вл€етс€ частью св€щенного учени€. »де€ о таком равновесии настолько же стара, как сам гностицизм, и без нее истори€ об »исусе — архетипическом «воскресающем змеином боге» — не была бы столь прит€гательна.

 

«Ќазар»


ѕо свидетельству »пполита наазеи — гностическа€ секта, существовавша€ при јдриане (110-140),— устраивали мистерии ¬еликой ћатери. Ѕолее того, считалось, что храм наазеев (наос) был тайно посв€щен змее. Ќазвание «наазеи» родственно слову «назар», которое означает «хранить», «охран€ть», «защищать». «Ќазары», или «хранители», были змеепоклонниками и вполне могли быть истинными хранител€ми √раал€, ибо как змей считалс€ «хранителем сокровища», так кровные родственники зме€, назары, хранили тайны эликсира жизни. Ќо тайна состо€ла не в самом факте кровного родства.

—лово «назар» также св€зано со словом «назарей» (или «назорей»), которое, по утверждению доктора ”иль€ма Ѕенджамина —мита, происходит вовсе не от названи€ города Ќазарет, ибо в первые годы нашей эры этого города еще просто не существовало. «Ќазорей» — это обращение к некоему змеиному божеству, и означает это слово «яхве-хранитель». “аким образом, назарей могли быть хранител€ми секретов секты змеепоклонников наазов, наасов или наазеев, которые поклон€лись также —офии/—офис (»сиде), «богине мудрости», или «свету змеи». «Ќазарей», титул »исуса, тесно св€зан со словом «нахаш», которое по-еврейски означает «зме€», — корень Ќ’Ў. Ётот корень обозначает зме€ как «подател€ мудрости и просветлени€» и подразумевает такие значени€, как «расшифровывать», «обнаруживать».
»значальные предани€ о змеепоклонниках-назаре€х не раз измен€лись и адаптировались за прошедшие века. ¬ средневековых европейских предани€х — в частности, в легендах об јртуре — мы находим истории о сражении драконов. ћногие исследователи полагают, что в этих истори€х отражены сражени€ между романо-бритами и саксонскими захватчиками. ќднако мы обнаружили подобные сюжеты в намного более древних иудейских и доиудейских предани€х.  ак мы уже говорили, эти «сражени€ драконов» отражают противоположности, ассоциируемые с разделенным человеческим сознанием и с верой в то, что человек должен устранить это разделение, чтобы стать «си€ющим змеем». ¬ ходе своего исследовани€ мы обнаружили, что представлени€ о «сражающихс€ драконах» были неотъемлемой частью верований древних наазеев, последователей «си€ющего зме€», отождествл€емого с фигурами »исуса и —офии, которые вместе олицетвор€ют равновесие противоположностей.

»сследу€ обозначенные выше этимологические св€зи, мы наткнулись на топоним «Ќаас» (что означает «один свет») в  илдаре, »рланди€. —огласно «»стории и топографии »рландии» историка XII века ƒжеральда ¬аллийского (Giraldus Cambrensis), именно из этого места были вз€ты камни дл€ —тоунхенджа. ќн говорит, что —тоунхендж некогда также называли «“анец ¬еликанов», ибо некие великаны принесли эти камни из јфрики в »рландию и построили из них сооружение на горе  илдар. ќднако позднее король бриттов јврелий јмброзии велел ћерлину перетащить камни в Ѕританию. ћы уже говорили о св€зи —тоунхенджа со «змеей» и «змеиной головой», и в св€зи с этим нам кажетс€ примечательным, что камни перенес именно ћерлин, кельтский аналог древнеегипетского “ота, владельца кадуце€. ”поминание, что изначально камни были принесены из јфрики, возможно, указывает на происхождение змеиного бога.

ќднако вернемс€ к наазе€м. ћы обнаружили, что эта секта была св€зана с ессе€ми, которых, в свою очередь, √еродот св€зывает с »сидой, называ€ их исидонами, или «ѕоследовател€ми »сиды». Ќо, как мы уже вы€снили, »сида, ≈ва и —офи€ были змеиными богин€ми. Ќаазеи и ессеи были тесно св€заны с офитами, которые, в свою очередь, принадлежали к числу египетских терапевтов из  арнака и  умрана. “ерапевты (именно от названи€ этой секты произошло слово «терапи€») были прославленными целител€ми и поклон€лись «властительному змею» (т. е. змее), €вл€ющемус€ божественной эмблемой фараонов.  роме того, известно, что они использовали препараты из змей дл€ приготовлени€ лекарств.

»з наших исследований стало очевидно, что между ессе€ми и офитами существовали тесные св€зи и оба этих культа основывались на более древней традиции, включавшей в себ€ веровани€ в «зме€-мессию» или «цар€ с небес». ƒл€ последователей этих культов »исус был «сыном змеи», ибо он действительно таковым и €вл€лс€, как символически, так и в силу принадлежности к определенной династии. —уществует предположение, что »исус училс€ у египетских терапевтов, — ведь, согласно евангели€м, его действительно увозили в ≈гипет, чтобы уберечь от »рода. ≈сть даже гипотеза, что он посещал великую пирамиду и прин€л там посв€щение.

Ќаазеи утверждали, что в ≈вангелии от ‘омы приведены тайные афоризмы ’риста. Ёти афоризмы содержат новые свидетельства св€зи между »исусом и «—ветом —офии»:

«¬нутри человека света есть свет, и он озар€ет весь
мир» (афоризм 24).
«я — свет, озар€ющий все» (афоризм 77).

—в€зь »исуса со змеем через —вет —офии напоминает нам о символизме рогатого зме€. Ќа античных монетах встречаютс€ изображени€ рогатых змей, в более поздние времена трансформировавшиес€ в изображени€ рогатых драконов. Ќа иврите слово «рог» также означает «свет» или «си€ние», так что рогата€ зме€ €вл€етс€ «свет€щимс€ существом». »ногда эти рога изображались в виде шипов, что вызывает ассоциации с терновым венцом, который был на »исусе в день великой жертвы — день, с которым св€заны также такие символы эликсира жизни и √раал€, как кровь и кубок.

 ороны правителей не просто символизируют их власть, но также отображают седьмую, или «макушечную» чакру — например, урей, «змеина€ корона фараонов». —огласно описани€м, как макушечна€ чакра, так и голова «вспыхивают», словно солнце, в момент просветлени€. “аким образом, терновый венец »исуса на самом деле €вл€етс€ головным убором просветленного змеиного цар€.

 

ѕот и кровь... желчь и уксус


”становленна€ выше св€зь между змеем и «царем царей» непосредственно отсылает нас к мифам об јртуре и легендам о √раале, поскольку, согласно древнему преданию, »осиф јримафейский привез в јнглию √рааль, содержавший кровь, пролитую ’ристом, когда он висел на кресте. ѕредание, ассоциирующеес€ с королем ћелгвином √винеддским (ок. 540 г.), гласит, что «у »осифа в каменном ларце были два белых серебр€ных сосуда с потом и кровью пророка »исуса».

“ело выдел€ет пот, реагиру€ либо на жару, либо на травму или беспокойство. јлхимики использовали его в качестве одного из ингредиентов дл€ приготовлени€ €дов. „еловеческое тело не выдел€ет €д как таковой, однако пот служит дл€ выведени€ токсинов из организма. “огда не может ли пот (вредоносное начало) символизировать змеиный €д в противоположность крови (целительное начало)?

¬ Ќовом «авете сказано, что умирающему на древе »исусу дали смесь из вина и желчи. (¬ некоторых евангели€х вместо вина упоминаетс€ уксус, или перекисшее вино.) ќднако евангели€ умалчивают, что желчь — это на самом деле змеиный €д, а вино символизирует кровь. “аким образом, €д и кровь были даны »исусу и в то же врем€ вз€ты из него. Ћишь после прихода Ќикодима с соком алоэ и миррой — болеутол€ющей и очистительной смесью — €д мог быть выведен из организма »исуса, уже находившегос€ в гробнице. Ќет ничего удивительного, что дл€ символического воспроизведени€ мифа о «смерти» и «воскресении» «сына змеи» были использованы такие высоконаучные методы, — особенно если учесть, что ессеи были целител€ми и специалистами по медицинскому использованию трав и змеиного €да.

≈сли перечисленные событи€ не имели места на самом деле, все это может иметь два возможных объ€снени€. Ћибо это было придумано дл€ символического описани€ какого-то процесса, св€занного с гнозисом и третьим уровнем триады √раал€, либо это своего рода алхимический и медицинский рецепт, св€занный с первым уровнем триады.

≈ще один момент, достойный упоминани€, состоит в том, что »исус оставил в гробнице свою плащаницу. ¬о многих мифологических традици€х мира тема воскресени€ описываетс€ через образ змеи, сбрасывающей кожу: зме€ отправл€етс€ в пещеру, или «иной мир», там сбрасывает кожу и возвращаетс€ «перерожденной». »исус как змеиный царь сделал то же самое, когда, будучи помещен в гробницу, воскрес и оставил после себ€ лишь «мертвую кожу» — плащаницу. ¬ св€зи с этим вновь встает вопрос о “уринской плащанице — похоронной материи, куда было завернуто тело ’риста. ≈сли эта ткань воспринималась, буквально или символически, как «сброшенна€ кожа», то ее значение должно было быть известно гностикам того времени и, по всей видимости, средневековым алхимикам, которые, согласно некоторым свидетельствам, отпечатали на ней изображение лика.

–анним христианам были известны целительные свойства змеиного €да, о чем свидетельствует момент из «ƒе€ний» (28:3), где ѕавла ужалила зме€, когда он собирал хворост на ћальте. «ме€ повисла на его руке, но он ее стр€хнул. Ћюди ожидали, что рука ѕавла опухнет и он упадет мертвым, однако апостол в тот же день исцелил отца ѕубли€ и других больных островит€н. ≈сли внимательно проанализировать этот случай, нельз€ ли дать ему какое-то толкование, кроме буквального? ѕавла ужалила зме€, и после этого он исцелил не одного человека, а всех островит€н, кому нужна была помощь. Ќа одном уровне эта библейска€ истори€ может быть основана на факте, что человек, подвергшийс€ нескольким змеиным укусам, приобретает иммунитет к змеиному €ду. Ќа другом же уровне, похоже, что ѕавлу требовалась сила змеи дл€ совершени€ исцелений. ѕоследн€€ интерпретаци€ полностью согласуетс€ с «путем» шамана.

¬ыше мы мимоходом упоминали о назаре€х, также известных под названием мандеи. √овор€т, что назарей, чьи общины до сих пор сохранились в низовь€х ≈вфрата, владеют неким великим секретом. ”олтер Ѕирке, автор книги «—окровища ћонсегюра. “айна катаров», рассказывает, что, наход€сь в тех местах во врем€ ¬торой мировой войны, он много общалс€ с назаре€ми. —огласно его утверждени€м, центральным атрибутом их ритуалов €вл€етс€ св€щенный кубок, а в их истории есть упоминани€ о св€зи с катарами. Ќазорей отказались поделитьс€ своим тайным знанием, но все же один из жрецов сказал, что их главный секрет состоит в том, что √рааль символизирует учение, переданное ’ристом »оанну ¬озлюбленному (Ѕогослову), — учение, которое они хран€т доныне.

 —ейчас известно, что тамплиеры встречались с назаре€ми и, по свидетельствам некоторых авторитетов, обмен€лись тайным знанием. »оанн  реститель также фигурирует в литературе тамплиеров, и он же ассоциируетс€ с Ѕафометом — головой, использовавшейс€ тамплиерами в качестве символа. »м€ этой головы этимологически св€зано со словом baphe, что на аттическом греческом означает «красить» или «окунать»; а окунание св€зано с инициационным ритуалом крещени€. ≈сли наша теори€ верна и изначально √рааль действительно представл€ет собой котел дл€ смешивани€ красного и белого, тогда «окунание» чего-то в эту смесь — как боги окунали мертвых воинов в котел, чтобы воскресить их, — может быть одной из составл€ющих тайного знани€ назареев. Ќазареи/мандеи утверждают, что их секрет происходит из ≈гипта, тогда как сами они пришли из ѕалестины. » еще они говор€т, что их секту основал »оанн  реститель и передал им секреты, полученные от ’риста. ќднако здесь речь идет о гностическом ’ристе, а не об историческом ’ристе.

3921373_Baphomet_20Pin_20Brooch (451x451, 22Kb)
Ѕафомет


¬ыше мы говорили о ƒионисе, великом «змеином боге» исцелени€, также называемом Ѕахус. ƒионис/Ѕахус св€зан с ќаннесом, или ƒагоном, библейским »оной. ќаннес — это «вод€ной», идентифицируемый с Ќеа, Ёа или Ёнки — единственным членом вавилонской троицы, чьим олицетворением €вл€етс€ змей. ќаннес был ремесленником, как и »исус. √ностики идентифицировали ’риста со змеиными или рыбьими божествами ƒагоном или ќаннесом. » вправду в ≈вангелии от ћатфе€ (12:41) сказано, что »исус превосходит величием »ону, а значит, ќаннеса: «Ќиневит€не восстанут на суд с родом сим и осуд€т его, ибо они пока€лись от проповеди »ониной; и вот, здесь больше »оны».

ƒионис/Ѕахус — это бог вина, а вино — это символ как змеи, так и ’риста, чьи плоть и кровь, представленные в ритуале причащени€, сул€т бессмертие. ¬ ’ерефордском соборе и многих других церквах есть изображени€ св€того »оанна, держащего кубок, откуда поднимаетс€ зме€ или дракон. —огласно преданию, св€щенник некоего храма, жела€ проверить величие Ѕога, проповедуемого »оанном, дал ему и двум его спутникам чашу с €довитым напитком.  огда »оанн осенил чашу крестным знамением, €д в ней прин€л форму змеи. »оанн выпил содержимое чаши, а затем оживил тех двоих, что выпили прежде него и немедленно умерли, отравившись. Ёто предание, подобно легенде о ѕавле на острове ћальта, указывает на св€зь между змеей и способностью к исцелению. ¬ обоих случа€х после встречи со змеей св€тые обрели способность исцел€ть — а в случае с »оанном даже оживл€ть.

ћоисей, чье им€ означает «по€вл€юща€с€ зме€», согласно преданию, молилс€ в храме, посв€щенном ќну (в «ќбители ‘еникса»), т. е. в √елиополисе, в месте, ассоциирующемс€ с ќаннесом, которого также звали ќн. ¬озможно ли, что этот библейский персонаж был жрецом змеиного культа? ¬озможно ли, что именно поэтому «медный змей» оказалс€ таким эффективным целителем? ¬ конце концов, согласно Ѕиблии, медный змей использовалс€ дл€ того, чтобы €вить мощь √оспода.   тому же в Ѕиблии есть свидетельства, что древние израильт€не практиковали далеко не только поклонение змею. ¬о ¬торозаконии (глава 32) яхве (один из Ёлохим, или «—и€ющих») высказывает огорчение по поводу идолопоклонничества израильт€н и через своего слугу ћоисе€ высказывает следующие обвинени€ в их адрес:

«»бо виноград их от виноградной лозы —одомской и с полей √оморрских; €годы их €годы €довитые [из желчи], грозды их горькие; вино их €д драконов и гибельна€ отрава аспидов».

«десь яхве («—и€ющий») упрекает израильт€н за непонимание того, как правильно использовать змею. »наче почему он обсуждает то, как они используют вино и змеиный €д? ≈сли «вино» остаетс€ €довитым, значит, эликсир жизни приготовлен неправильно и израильт€нам следует лучше прислушиватьс€ к ћоисею, который избран Ѕогом и знает, как готовить эликсир.

ћедный змей ћоисе€ напоминает о древнем символе «зме€-творца», приколотого к дереву в качестве жертвы. ¬ более поздние времена, в более поздние века катары полагали, что подобный символизм применим к »исусу — духу, приколотому к кресту в качестве жертвы, символизирующей самопожертвование эго, посредством которого преодолеваетс€ разделение человеческого сознани€.  атаров обвин€ли в поклонении зверю јгатодемону, что означает «добрый змей» или «добрый демон». јгатодемон также фигурирует в пантеоне исламских мистиков, что неудивительно, если вспомнить о св€з€х между катарами, тамплиерами и исламом.

ƒл€ цивилизаций античности крест был символом водных божеств, которые почти всегда имели облик змеи, а св€зь исцелени€ с водой привела к прин€тию креста в качестве основного символа исцелени€, плодороди€ и бессмерти€. Ётот символ встречаетс€ в Ѕытии как «знак  аина».  аин был «сыном Ёнки» (јдона, јдама, ќсириса) и братом или мужем Ќинхурсаг (≈вы, »сиды), двухголовой змеиной богини, подательницы бессмерти€ и крепкого здоровь€. Ётот символ чтили как «„ашу с водой», и в египетских, и финикийских письменах его описывают как вертикальный красный крест в белом круге — подобный мотив мы находим на христианских гости€х. Ётот символ носили на груди тамплиеры, а впоследствии перен€ли масоны.

 расный крест также ассоциируетс€ с культом ќрмуса (от слова «орм», означающего «зме€»). јвторы книги «—в€та€ кровь и св€той √рааль» говор€т, что «ќрмус был египетским мудрецом, который около 46 г. основал общество –озы и  реста, соединив €зыческие и христианские мистерии». —читаетс€, что ќрмус был не только создателем символа красного креста и общества –озы и  реста, или розенкрейцеров, но также основателем секты иллюминатов, которые, по слухам, черпали свои силы у Ћюцифера, чьим символом €вл€етс€ зме€. ѕо утверждению яна ван ’ельсинга, автора многих работ о тайных обществах, термин «иллюминаты» стал широко употребл€тьс€ в √ермании XIV века, где этим словом называли высоких посв€щенных братства «меи. Ёти посв€щенные утверждали, что их задача состоит в распространении духовного знани€, переданного за 3000 лет до ’риста, приблизительно в то врем€, когда, по нашему мнению, в Ўумере и додинастическом ≈гипте зародилась иде€ √раал€. «»ллюминаци€» — это синоним мудрости и просветлени€, качеств, ассоциирующихс€ со змеей. ¬ свете этого у нас возник вопрос: почему красный крест стал символом современной медицины? ѕочему другим символом стала зме€?

 расный крест на белом фоне изображен также на национальном флаге јнглии (крест св€того √еорги€). —в€той √еоргий стал попул€рен во времена крестовых походов, незадолго до образовани€ ордена тамплиеров. —огласно преданию, он €вилс€ на помощь крестоносцам в јнтиохии в 1098 году, и нормандцы, которыми командовал –оберт  оротконогий, прин€ли его в качестве своего покровител€. Ќасто€щий св€той √еоргий, если он вообще существовал, очевидно, жил около 300 г., был офицером римской армии и служил в Ћидде во времена преследовани€ христиан ƒиоклетианом. ѕравда это или нет, но, согласно утверждению Ћоуренса √ардена, символ красного креста и прообраз христианской евхаристии зародились еще до Ќо€. ќн предполагает, что основой дл€ возникновени€ этих символов послужила менструальна€ кровь, мы же полагаем, что они указывают на змею и «олотой ¬ек «змеиного народа» («—и€ющих»).

Ѕогин€ Ќинхурсаг может быть символической прародительницей царских династий, но именно кровь Ќинхурсаг (египетской »сиды) имела подлинное значение, а не династическа€ кровна€ лини€. Ёмблемой брата/мужа Ќинхурсаг служила зме€, обвивша€с€ вокруг дерева. “ак что не только мать-родоначальница царской династии была змеей, но и отец-основатель Ёнки тоже ассоциировалс€ со змеем, а упом€нута€ эмблема напоминает символ целительства кадуцей. “о, что кадуцей объедин€ет зме€ с ƒеревом ∆изни (символ бессмерти€), указывает на понимание древними св€зи между змеей и долгожительством. ƒл€ того чтобы обрести бессмертие, нужно было «вкусить» от ƒерева ∆изни, а роль мудрого зме€ как защитника св€щенного сокровища состоит в том, чтобы охран€ть ƒерево. ‘актически представители «змеиного народа» были единственными, кто умел использовать целительную силу этого символического ƒерева.

“ак называемый «вездный ќгонь, символизирующий кровь змеи, стал восприниматьс€ как менструальна€ кровь лишь после того, как јлые ∆рицы храма перен€ли символизм зме€. ѕодобным образом змеиный €д часто называли «молоком», а молоко было св€щенным приношением храмовым зме€м в ƒельфах. ¬ данном контексте пон€тно, почему символическа€ менструальна€ «кровь» богини и «молоко» корм€щей богини (которое, согласно преданию, также дает долголетие) впоследствии стали обозначатьс€ просто как  расное и Ѕелое. ƒл€ того чтобы тайное знание оставалось тайным, его скрыли за завесой символов.

¬ ките Ћевит (24:12) упоминаетс€ особый хлеб («хлебы предложени€»), сделанный из муки тонкого помола, а точнее, из некого порошка. √ностики утверждают, что этот порошок белый. ¬ ≈гипте этот хлеб имел коническую форму и называлс€ «хлеб скеффа». ( онус символически ассоциируетс€ со змеей.) Ќо из чего делалс€ этот «порошок»?

ћанну, которой кормились израильт€не во врем€ скитаний по пустыне, называют также «Ѕожий хлеб предложени€», или Ўем-ан-на. Ўумеры называли его «огненным камнем», или «высоким огненным камнем», а в книге ќткровени€ читаем: «ѕобеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень». ћоисей, мастер «змеиной магии» и держатель кадуце€, сжег золотого тельца, так что от того осталс€ лишь белый порошок. Ќекоторые исследователи вид€т в этом превращении золота в белый порошок, а порошка в камень зарождение алхимии. Ќа самом деле, золото €вл€етс€ символом как огн€, так и крови. » еще оно €вл€етс€ символом бессмерти€, €вл€€сь «кровью бессмертных богов». Ѕолее того, золотой телец был символом египетской богини ’атхор и бога √ора, и считаетс€, что ћоисей научилс€ магии во врем€ своего пребывани€ в ≈гипте. ≈сли «хлеб» буквально делалс€ из порошка, получившегос€ при сжигании золотого тельца, то он вызвал бы у людей серьезные проблемы с пищеварением, поэтому должно быть какое-то другое объ€снение. ƒавайте анализировать.

—о времен ƒревнего ≈гипта существует общество под названием ¬еликое Ѕелое Ѕратство. —читаетс€, что его представители основали множество мистических школ. ¬ наше врем€ они известны как масоны. Ќо прежде чем обрести свой нынешний облик, они основали мистические школы “ота и, что более важно, создали египетское общество терапевтов, св€занное с израильской сектой ессеев. “ерапевты были также близки офитам, глубоко изучали медицину и использовали змеиный €д.  ак мы уже отмечали, многие современные исследователи полагают, что »исус общалс€ с терапевтами и училс€ у них целительству. Ќа самом деле, мы полагаем, что именно эта группа создала миф об »исусе — новом богочеловеке, подобном ќсирису.

«олотой телец поставил перед нами проблему. ћы знали, что золото служит символом многих вещей, включа€ бессмертие, солнце, огонь и кровь. Ќо что такое телец? «олотой телец €вл€етс€ символом египетской богини ’атхор, но в храме в —ерабит эль-’адим на —инайском полуострове ’атхор идентифицируют со змеиной богиней. “елец также €вл€етс€ символом √ора, который ассоциируетс€ со змеей. ќтсюда мы заключили, что ћоисей превращал золото не в порошок, а в символическую кровь, или в бессмертный аспект богини ’атхор или бога √ора. «атем мы обнаружили причину, почему ’атхор изображали именно таким образом. ’атхор была корм€щей богиней, и именно молоко из ее грудей давало божественность египетским фараонам. « ровь» ’атхор давала питание и бессмертие, а ее «молоко» давало божественность (подразумевающую также бессмертие). ’атхор была змеиной богиней, и из смеси ее божественного «красного и белого» делали порошок, белый порошок, служивший пропитанием люд€м, — дар бога и ранний прообраз философского камн€, который часто описывают как белый порошок. «десь мы видим отчетливую св€зь, проход€щую от ƒревнего ≈гипта через ћоисе€ к иудаизму, а от иудаизма к нашему времени.

¬ыше мы излагали историю об »оанне Ѕогослове и чаше с €дом. —огласно преданию, св€той »оанн дожил до удивительно преклонного возраста (98 лет) и перед смертью сам выкопал себе могилу. ќн пережил всех остальных апостолов. Ќа алтаре собора —в€того Ѕаво в √енте изображен св€той »оанн, держащий кубок в левой руке, — этот образ повтор€етс€ во многих церквах и соборах ≈вропы. ¬ алхимии дракон или змей, возвышающийс€ над кубком, символизирует фармацевтику и указывает на то, что держатель этого сосуда €вл€етс€ «истинным посв€щенным».

ƒл€ многих христиан √рааль — это чаша, использовавша€с€ на “айной вечере, и та сама€ чаша, куда затем собрали кровь ’риста. —огласно устному преданию, этот кубок представл€л собой чудесный предмет, издавна хранившийс€ в ’раме и, таким образом, существовавший еще до ’риста и христианства. ѕредание гласит, что этот св€щенный сосуд, созданный из какого-то неизвестного материала, не может быть ни расплавлен, ни разрушен.  огда-то он был утер€н (предположительно, продан жрецами ’рама), но затем —ерафи€ выкупил у кого-то эту чашу, и »исус использовал ее в нескольких случа€х. „аша, в основание которой вставл€лась особа€ ложка, была безупречно отполирована, украшена драгоценными камн€ми и, самое главное, узором из змей и маленьких виноградных гроздей (оп€ть вино и зме€). —читаетс€, что этот кубок принадлежал јврааму и даже ћельхиседеку, принесшему ее из земель —емирамиды, — что указывает на св€зь с очень древним змеиным культом, представители которого, возможно, и помогли этим избранным люд€м древности обрести удивительное долголетие. ћы не станем настаивать на достоверности этого устного предани€, но дыма без огн€ не бывает.

¬ исламской традиции собраны разнообразные иудейские и христианские интерпретации тайн змеи, подвергшиес€ заметному вли€нию мистических школ јфрики и других частей света. ћы также обнаружили интересное предание об исцелении пророка ћухаммеда. —огласно этой легенде, некий злонамеренный иудей добыл пр€дь волос пророка и при помощи колдовства наслал на него ужасную болезнь. Ѕоль была настолько жестокой, что ћухаммед с тех пор позволил возносить св€щенные молитвы, чтобы отводить «дурной глаз». » еще он дал санкцию на использование змеиного €да дл€ производства лекарств.

»так, мы привели р€д подтверждений того, насколько важную роль приписывали религиозные традиции мира змеиному €ду, счита€ его истинной панацеей. “еперь пришло врем€ обратитьс€ к археологическим свидетельствам существовани€ √раал€ и даже, возможно, отыскать тот самый сосуд, где изначально смешивали эликсир жизни.



√ардинер ‘., ќсборн √. «меиный √рааль. ћ. 2007, стр. 235-262.

 


¬ колонках играет - Clannad
–убрики:  Ёзотерика
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку