-‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии ‘отограф Roel Riphagen
‘отограф Roel Riphagen
23:33 28.10.2014
‘отографий: 7

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 14.04.2012
«аписей: 1004
 омментариев: 292
Ќаписано: 2871

јрхипелаг суннитов

ѕонедельник, 25 јвгуста 2014 г. 09:59 + в цитатник

јрхипелаг суннитов

«Ѕрать€-мусульмане», ’јћј—, «јль- аида», »сламское государство, «Ѕоко ’арам»… «а общей «салафитской» матрицей скрываетс€ бесконечное множество движений, от первых умеренных исламистов до сегодн€шних радикальных экстремистов и бойцов мирового джихада. ѕопробуем разобратьс€, что к чему.

ѕосле провала двух кровавых тоталитарных систем ’’ века, нацизма и коммунизма, мир посчитал, что (по крайней мере, на врем€) застрахован от по€влени€ новых угроз благодар€ возвращению мира и процветани€ (пусть его распределение и оказалось очень и очень неравным). “ем не менее, мы так и не дождались окончани€ конфликтов и столкновений между странами, расами и этносами, которые подпитывает используема€ в политических цел€х религиозна€ ненависть. Ётот религиозный экстремизм вынуждает демократические страны сохран€ть бдительность, оказывает сильнейшее воздействие на международную политику, питает прочие виды экстремизма и зат€гивает всех в бесконечную спираль насили€.

ѕодъем суннитского фундаментализма — это одно из ключевых событий конца прошлого века. Ёто решающий элемент в политической дестабилизации ситуации на Ѕлижнем ¬остоке («Ѕрать€-мусульмане», ’јћј—, «јль- аида» и ее производное, »сламское государство), в јфрике («јль- аида» в исламском ћагрибе», «Ѕоко ’арам» в Ќигерии), в јфганистане и ѕакистане (талибы) и даже, пусть и в более умеренной форме, в “урции (ѕарти€ справедливости и развити€).

ѕоследние 30 лет суннитский исламизм посто€нно подпитывают самые разные факторы: бесконечный арабо-израильский конфликт, катастрофические войны в јфганистане и »раке, арабские революции 2011 года, распространение исламского радикализма по јфрике — вчера в јлжире, сегодн€ в —ахеле. ѕеред тем, как разбиратьс€ с отличи€ми этих движений, давайте внимательно рассмотрим их общую матрицу.

1. —алафитска€ матрица

¬се исламистские группы так или иначе уход€т корн€ми в идеологию салафизма, то есть самого строгого из течений в суннитском исламе. ¬ основу современного салафизма легли теории аравийского мыслител€ XVIII века ћухаммада ибн јбд аль-¬аххаба. ѕо его мнению, упадок мусульманских стран по отношению к «ападу был св€зан с тем, что утонченна€ и обленивша€с€ мусульманска€ элита забыла изначальное послание ислама. ќн выступал за буквальное и пуританское прочтение ислама и объединилс€ с ћухаммадом ибн —аудом, основателем ультраконсервативной династии, котора€ по сей день правит —аудовской јравией и служит вдохновителем исламизма по всему миру.

Ќесмотр€ на все различи€ в поведении, регул€рно по€вл€ющиес€ в новост€х умеренные или радикальные исламисты имеют общий знаменатель в лице салафитской или ваххабитской идеологии, котора€ выступает за возвращение к  орану, —унне (традици€ пророка ћухаммеда), шариату (исламский закон) и жесткому разделению полов. ќни придерживаютс€ фундаменталистского прочтени€ св€щенных текстов и почитают «сал€фов», то есть «праведных предшественников» (ћагомет и его соратники): они подражают их манере говорить и одеватьс€, отпускают, как и они, длинные бороды. ∆енщины же полностью закрывают одеждой все тело и лицо, оставл€€ только глаза.

ќни считают себ€ представител€ми единственного насто€щего ислама и призывают очистить религию от любого западного и иностранного вли€ни€. ќни отвергают четыре традиционные школы мусульманского права (ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы) и руководствуютс€ лишь  ораном и —унной. ќни стрем€тс€ вернутьс€ к истокам, чтобы избавить ислам от людской интерпретации, котора€ воспринимаетс€ как ненужные «инновации». —алафиты в строгом понимании этого слова вообще предпочитают держатьс€ подальше от политической де€тельности, хот€ и представили кандидатов на парламентских выборах 2012 года, которые последовали за революцией в ≈гипте.

2. «Ѕрать€-мусульмане» и попытка «исламизации сверху»

¬ числе источников идеологии и исламистских организаций необходимо также отметить движени€ «Ѕрать€-мусульмане» (основано в 1928 году в ≈гипте ’асаном аль-Ѕанной) и «ƒжамаат-и-»слами» (создано в 1941 году в ѕакистане —аийдом јбуль јла ћаудиди).

Ёти группы объедин€ет обща€ мечта о возвращении золотого века изначального ислама. ќни требуют расширени€ места ислама во всех област€х общественной и личной жизни, выступают за жесткий пор€док и нравственность, безусловное подчинение Ѕогу, войну с «неверными» и евре€ми. Ќа индийском субконтиненте практически нет соперничающих с «ƒжамаат-и-»слами» еще более радикальных течений, тогда как у «Ѕратьев-мусульман» в ≈гипте зародилось террористические экстремистское движение, вдохновителем которого выступил радикальный мыслитель и активист —айид  утб (его казнил Ќасер в 1966 году).

¬ конце 1980-х годов «Ѕрать€-мусульмане» и тайные (или не очень) политические группы салафитского толка начали «экспорт» своей идеологии за границу. ¬ 1987 году «Ѕрать€-мусульмане» основали ’јћј— («»сламское движение сопротивлени€») в ѕалестине. ¬ 1989 году в јлжире по€вилс€ «»сламский фронт спасени€», чьей мечтой было установить в стране исламское государство и шариат. ¬ ≈гипте радикальные активисты «Ѕратьев-мусульман» заметно укрепили свое положение на фоне социального кризиса и объ€вили войну √амалю јбдель Ќасеру, јнвару —адату (погиб от их рук в 1981 году) и ’осни ћубараку.

”спех этих исламистских движений объ€сн€етс€ их размещением в густонаселенных городских районах и активными действи€ми в сфере социальной поддержки и образовани€. »менно они сто€ли у истоков арабских революций, например, движени€ в  аире в 2011 году. “ем не менее, в дальнейшем опыт «Ѕратьев-мусульман» во власти обернулс€ насто€щей катастрофой, а их президент ћухаммед ћурси был свергнут армией в 2013 году.

Ёта перва€ попытка исламизации сверху в суннитском мире обернулась полным провалом в отличие от того, что произошло в шиитском мире три с лишним дес€тилети€ тому назад с успехом иранской революции 1979 года. «Ѕрать€-мусульмане» и салафиты вызывают ненависть у светских интеллектуалов и партий социалистического и марксистского толка. ѕоэтому они регул€рно станов€тс€ объектами военных репрессий, как это, например, происходит в ≈гипте и јлжире.

»х нарастающа€ радикальность порождает все новые трагедии, ведет к убийству иностранных туристов и создает угрозу дл€ религиозных меньшинств (прежде всего, христиан). јпогей пришелс€ на 1990-е годы. ¬ јлжире «»сламский фронт спасени€» породил ужасную гражданскую войну, котора€ унесла пор€дка 100 тыс€ч человеческих жизней. ј пришедший к власти в ѕалестине ’јћј— расшир€ет борьбу (изначально она носила исключительно националистический характер) против »зраил€.

3. ѕоворотный момент в мировом джихаде

 ак бы то ни было, с 1990-х годов суннитский фундаментализм окончательно порвал с первыми, умеренными или террористическими формами исламизма, которые изначально представл€ли собой игру общественных сил (элита без будущего, отча€вша€с€ городска€ молодежь) и интеллектуальных вли€ний, но так и не смогли добитьс€ успеха. ¬ дальнейшем место этого первого суннитского фундаментализма зан€л совершенно извращенный ислам, отличавшийс€ самой что ни на есть радикальной, глобальной и самоубийственной агрессией.

—егодн€ мы живем в эпоху мирового джихада («јль- аида», талибы, «Ѕоко ’арам», »сламское государство), который становитс€ угрозой дл€ цивилизованного мира, дестабилизирует международные отношени€ и выводит из равновеси€ всю планету. Ётот мировой радикальный исламизм распространилс€ по јфганистану, ѕакистану, Ѕлижнему ¬остоку, »раку, ћагрибу и —ахелю в јфрике вплоть до самого «апада. “еракты 11 сент€бр€ в Ќью-…орке и ¬ашингтоне и их отражени€ в ћарокко, ћадриде, Ћондоне, Ѕомбее и Ќайроби говор€т о том, что ни один регион мира не застрахован от этой опасности.

ѕервые активисты мирового джихада по€вились в так называемом «лагерном поколении»: речь идет о «концентрационных лагер€х» в ≈гипте при президенте Ќасере (там содержали первых исламистских боевиков) и тренировочных лагер€х в ѕакистане, јфганистане и јлжире. ќни стали своего рода бойцами «интернациональных бригад» ислама, если сравнивать ситуацию с войной в »спании 1936 года. ѕромывание мозгов, боева€ подготовка, насаждение ваххабитской и салафитской идеологии… Ќовый террористический исламизм не имел ничего общего с изначальными «Ѕрать€ми-мусульманами» ’асана аль-Ѕанны в ≈гипте, ћаудуди в ѕакистане и всех прочих теоретиков первых умеренных поколений.

4. “алибы или искаженное образование

–ассмотрим пример афганских талибов. ¬ 2002 году американцы свергли их основанный на терроре режим (они силой захватили власть в 1996 году), однако они до сих пор очень активны и ведут бои на территории јфганистана и в пограничных с ѕакистаном зонах, где проживают главным образом пуштунские племена, которые стали одним из главных мировых рассадников льющего кровь по всей планете радикального исламизма.

“алибы — это выходцы из традиционной среды, индийских религиозных школ ƒеобанди. ќни были созданы еще в колониальную эпоху с тем, чтобы сформировать хороших мусульман в индуистском окружении. “ем не менее, эта школьна€ система превратила учеников в авторов террористических фетв и смертников. ќна подтолкнула их к еще более гр€зной и преступной де€тельности. Ќо как образование могло стать заложником радикальных террористических групп? —пециалисты до сих пор задаютс€ этим вопросом…

5. «јль- аида» и расширение исламизма

“еррористическа€ сеть «јль- аида» («база», «основа»), одним из основателей которой в 1987 году стал ”сама Ѕин Ћаден, уходит корн€ми в экстремистские теории таких мыслителей как египетский философ —айид  утб. ≈е радикальный исламизм распростран€лс€ по всему миру, Ѕлижнему ¬остоку, јфрике и јзии путем создани€ своего рода «отделений» и €чеек. Ќекоторые из них наход€тс€ в сп€щем состо€нии, тогда как другие наоборот активно занимаютс€ подготовкой операций и терактов.

¬ основу расширени€ вли€ни€ «јль- аиды» в 1990-х и 2000-х годах легли два главных фактора.

ѕервый — это формирование образа «жертвенности» мусульманского сообщества, «уммы» во всем мире. ћусульмане в јзии, арабских регионах и јфрике станов€тс€ объектом наслоени€ страданий и раздражающих факторов, которое создаетс€ бесконечным повторением «мученичества» их собратьев по вере: сегодн€ это ѕалестина и »рак, вчера — „ечн€,  осово и Ѕосни€, хот€ в каждом из этих случаев политическа€ и религиозна€ ситуаци€ складывалась совершенно по-разному. –ечь идет о призыве к страдающей умме. Ћиквидированный американскими солдатами в ѕакистане в 2011 году Ѕин Ћаден не пользовалс€ поддержкой четко определенных общественных классов или политических движений, а призывал к мобилизации всего мусульманского сообщества, которое унижают западные «крестоносцы» и евреи.

¬торым инструментом в руках «јль- аиды» и мирового джихада стала апокалиптическа€ риторика о ѕоследнем суде, на который после смерти попадает каждый мусульманин. Ётот аргумент используетс€ в отправке террористов-смертников (шахидов) и призывах к джихаду против «апада. «адача «јль- аиды» в том, чтобы породить столкновение цивилизаций, культур и религий, опира€сь на историчность действий ѕророка, грубую интерпретацию самых воинственных стихов из  орана при полном отсутствии критического исторического анализа.

6. »сламское государство, ответвление и соперник

ѕосле исчезновени€ ”самы Ѕин Ћадена исламисты «јль- аиды» продолжили действовать под руководством его первого заместител€ јймана аз-«авахири. “ем не менее, бесконечное нагнетание напр€женности привело к по€влению в »раке еще более агрессивных суннитских исламистов, которые объединились под знаменем »сламского государства.

»значально оно представл€ло собой ответвление иракского «представительства» «јль- аиды». ¬ апреле 2013 года оно объ€вило о намерении провести сли€ние с сирийской экстремистской группой «ƒжабхат ан-Ќусра» и создать движение «»сламское государство »рака и Ћеванта». “ем не менее, сирийские радикалы отказались от предложени€, что породило братоубийственную войну.

ѕотенциальна€ угроза »сламского государства даже выше, чем у «јль- аиды», что вызывает нешуточное беспокойство как в »ране, так и в —Ўј, ≈вропе и —аудовской јравии. ќно ведет завоевательную войну в »раке, берет в свои руки города, изгон€ет религиозные меньшинства (в первую очередь христиан), стремитс€ создать исламистское государство по обеим сторонам иракско-сирийской границы.

«јль- аида» полагалась на личное состо€ние ”самы Ѕин Ћадена и богатых спонсоров из стран ѕерсидского залива. јбу аль-Ѕагдади, вли€тельный, но не привлекающий к себе внимани€ лидер »сламского государства, может похвастатьс€ большей независимостью. ќн провозгласил себ€ «халифом» и обладает более разнообразными источниками доходов: нефт€ные вышки и электростанции станов€тс€ хорошим дополнением дл€ контрабанды, вымогательства и похищений ради выкупа.

–€ды »сламского государства насчитывают несколько тыс€ч иракских активистов (они прекрасно знают территорию), а также множество сирийских боевиков, которые набрались опыта за три года войны против Ѕашара јсада. Ќекоторые из вооруженных радикалов прошли подготовку в „ечне и јфганистане. ќт 1,5 до 2 тыс€ч прибыли из ≈вропы. ” их лидера аль-Ѕагдади сложились откровенно не лучшие отношени€ с аз-«авахири, соперником из «јль- аиды». ќн не признает его власть и отказываетс€ уйти с сирийского фронта, освободив место дл€ «ƒжабхат ан-Ќусра».

7. «Ѕоко ’арам» — нигерийские талибы

ѕоследние 10 лет множество радикалов набирают в исламском ћагрибе и Ќигерии. Ќа мусульманском севере этой страны закрепилась секта «Ѕоко ’арам» (ее официальное название «ƒжамаату ахлис —унна Ћиддаавати валь-ƒжихад» или ќбщество приверженцев распространени€ учени€ пророка и джихада). — самого момента создани€ в 2002 году она отметилась целой серией фанатичных акций против центрального правительства, христиан (теракты в церкв€х) и женщин (похищени€, изнасиловани€). «Ѕоко ’арам» означает «западное образование запрещено». ≈го идеологи€ выступает за радикальный и строгий ислам и в целом близка к афганским талибам.

“ак, каким же сейчас представл€етс€ будущее мирового джихада? ѕитающие его источники социальной и политической фрустрации в мусульманских странах азиатского, африканского и арабского регионов по-прежнему очень сильны. “ем не менее эта сама€ умма, которую он стремитс€ задействовать, вовсе не €вл€етс€ некой однородной структурой. ѕоэтому хот€ радикальные исламисты и укрепл€ют позиции, им в одиночку не под силу создать услови€ дл€ глобального восстани€ мусульман против «апада.

“аким образом, можно сделать осторожное предположение о том, что у подобного глобального исламизма, который опираетс€ на риторику гонений мусульман в апокалиптическом столкновении цивилизаций, нет будущего, если он останетс€, как сегодн€, уделом гор€чих голов, не сможет расширить общественную базу и источники политической поддержки.

8. ѕ—– — исключение из правила

ќсобое место на этой общемировой картине суннитского фундаментализма принадлежит ѕартии справедливости и развити€, котора€ недавно подтвердила свою власть в “урции после избрани€ президентом страны ее лидера –еджепа “айипа Ёрдогана. Ёта парти€, разумеетс€, не имеет ничего общего с радикальными течени€ми, однако продвигаемый им умеренный исламизм тоже представл€ет собой форму исламизации турецкого общества и, следовательно, едва прикрытую угрозу дл€ принципа светского общества, который имел решающее значени€ дл€ основател€ современного турецкого государства ћустафы  емал€ јтатюрка.

“ем, кто критикует его авторитаризм и религиозный уклон его режима, лидер ѕ—– отвечает, что всего-навсего хочет воспитать набожную молодежь в соответствии с ценност€ми и принципами турецкой нации. ¬о врем€ недавней предвыборной кампании –еджеп “айип Ёрдоган обратилс€ к своим противникам в таком популистском ключе:

«Ќеужели вы ждете, что наша консервативна€ и демократическа€ парти€ позволит сформироватьс€ поколению атеистов? ћожет быть, это ваша задача, ваша мисси€, но уж точно не наша. ¬ам не нужна набожна€ молодежь. ¬ы что, хотите, чтобы она сидела на наркотиках?»

¬ его риторике продвижение ислама представл€етс€ не как политический инструмент, а как ключевой вектор общественного единства. ¬ прошлом «добрый и набожный» мусульманин был вынужден находитьс€ в оппозиции к официальной светской системе. ѕоследние 10 лет ѕ—– Ёрдогана пытаетс€ объединить ислам с конституционным соблюдением светских принципов. “ака€ попытка примирить два, казалось бы, противоположных направлени€ порождает множество двусмысленностей и противоречий, однако взгл€ды всех отвергающих радикальный исламизм мусульманских стран сейчас обращены в сторону “урции.

 

»сточник

ћетки:  
ѕонравилось: 2 пользовател€м



androiduser   обратитьс€ по имени „етверг, 25 —ент€бр€ 2014 г. 13:33 (ссылка)
сама€ ужасна€ регили€ - ислам!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку